Бусоград
консультация

Шахалова Татьяна Николаевна

Старший дошкольный возраст – это период активного становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической.

С развитием речи тесно связано формирование личности ребенка, а также становление основных психических процессов: речь – это инструмент развития высших отделов психики. От качества речи ребенка-дошкольника напрямую зависит успешность обучения в начальной школе.

В настоящее время правильная, точная, выразительная, богатая синонимами и другими выразительными средствами речь детей дошкольного возраста – явление нечастое, поэтому возникает необходимость специальной подготовки педагогов к работе по развитию речи детей дошкольного возраста, в том числе с использованием инновационных методик и технологий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл busograd.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

Бусоград

Старший дошкольный возраст – это период активного становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической.

С развитием речи тесно связано формирование личности ребенка, а также становление основных психических процессов: речь – это инструмент развития высших отделов психики. От качества речи ребенка-дошкольника напрямую зависит успешность обучения в начальной школе.

В настоящее время правильная, точная, выразительная, богатая синонимами и другими выразительными средствами речь детей дошкольного возраста – явление нечастое, поэтому возникает необходимость специальной подготовки педагогов к работе по развитию речи детей дошкольного возраста, в том числе с использованием инновационных методик и технологий.

Одной из таковых является технология рисования бусами «Бусоград» М.И. Родиной. Согласно ФГОС ДО выделяют следующие направления развития речи в детском саду:

- воспитание звуковой культуры речи (развитие восприятия звуков, тренировка детей в правильном звукопроизношении);

- обогащение, закрепление и активизация словаря (усвоение дошкольниками значений слов, их уместное употребление в контексте в соответствии со значением, развитие родо-видовой лексики);

- совершенствование грамматической правильности речи (тренировка в изменении слов по числам, родам и падежам, освоение различных типов словосочетаний и предложений, упражнения в словообразовании);

- формирование разговорной речи (тренировка в составлении диалогов);

- развитие связной речи (дошкольников обучают способам соединения слов в словосочетания и предложения различных типов: простые и сложные – сложносочиненные и сложноподчиненные, распространенные, с однородными членами, дети тренируются в рассказывании – повествование, описание, рассуждение);

- воспитание интереса к художественному слову (чтение художественных произведений, организация беседы по прочитанному);

- подготовка к обучению грамоте (различение звука и слова, звука и буквы, нахождение места звука в слове, деление слов на слоги, выделение ударного слога).

На сегодняшний день накоплен и описан достаточно богатый опыт речевого развития детей дошкольного возраста – технологии, методы, приемы, средства, психолого-педагогические условия развития речи детей, разработаны дидактические пособия по развитию речи дошкольников разных возрастных групп (карточки, наборы предметных и сюжетных картинок, картотеки речевых игр и упражнений, тематические альбомы и др.).

В каждой возрастной группе дошкольников выделяется ведущая задача по развитию речи. Так, в старшем дошкольном возрасте на первый план выходит развитие творчества в монологе и диалоге. У детей 5-6 лет поддерживается интерес к рассказыванию по собственной инициативе или по предложению взрослого, выразительно передавать содержание прочитанных произведений.

У дошкольников наблюдается существенный количественный рост и качественное совершенствование словаря: понимание и активное использование в речи антонимов, синонимов, многозначных слов. Дети учатся использовать образные средства языка (сравнения, эпитеты, метафоры) при сочинении рассказов, сказок, загадок. У дошкольников появляются предпосылки к овладению элементарной грамотой, на практическом уровне усложняется грамматическая сторона речи. Среди ключевых возрастных особенностей речевого развития дошкольников 5-6 лет можно выделить следующие:

- качественные и количественные изменения в объеме и структуре словаря;

- усвоение на практическом (интуитивном) уровне морфологической системы языка, склонений, спряжений;

- совершенствование фонематического слуха и правильности звукопроизношения;

- появление контекстной и объяснительной форм речи;

- интенсификация словотворчества;

- появление планирующей функции речи;

- становление речи как орудия мышления и средства познания;

- формирование сознательного отношения к речи;

- возникновение предпосылок для освоения основ грамоты.

Эффективному развитию речи детей дошкольного возраста способствует авторская технология рисования бусами М.И. Родиной «Бусоград». Основной механизм развития речи, заложенный в технологии, таков: от развития мелкой моторики к развитию речи через использование ряда сопутствующих методических приемов. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развивать речевую деятельность, подготовить ребенка к обучению в школе. Именно эти задачи решает авторская технология рисования бусами «Бусоград» М.И. Родиной.

Цель технологии – создание психолого-педагогических условий, способствующих развитию творческой и познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста.

Кроме названных выше задач, рассматриваемая нами технология решает следующие задачи:

1. Освоение сенсорных эталонов: цвет, форма, величина.

2. Формирование личностных качеств: внимания, терпения, сочувствия, заботы, фантазии, понимания, доброжелательности.

3. Формирование навыков пространственной ориентировки.

 

В работе по технологии М.И. Родиной выделяют следующие этапы:

I этап. Подготовительный. Работа начинается со знакомства с бусами. Дети рассказывают о цвете, определяют форму бусин, размер своих бус по отношению к другим (методом сравнения с использованием пальчиковых упражнений).

II этап. Конструктивный. Работа ведется над выкладыванием отдельных предметов, сопровождается упражнениями со стихами и речевыми упражнениями. Упражнения привязываются к лексическим темам.

Работа начинается с парой бус, усложняются картинки и действия с ними: например, на парусник нужно подуть – «с-с-с», по крыше дома стучит дождик – «бум-бум-бум» и т. д.

III этап. Творческий. Предполагает самостоятельное составление детьми или группой детей картин, заполнение контуров, придумывание мини-сказок и рассказов по составленным картинкам, а также составление и обыгрывание звуков (желательно применять цветовое обозначение, соответствующее гласным, твердым и мягким согласным, принятое в логопедии, чтобы не путать детей), совместное придумывание с детьми стихов на заданный звук.

В процессе работы по технологии «Бусоград» М.И. Родиной с целью речевого развития детей дошкольного возраста используются следующие методические приемы:

- расширение понятийного словаря детей по лексическим темам;

- чтение стихов, сказок и рассказов, беседа по прочитанному;

- использование пальчиковых игр;

- составление коллективных коллажей из бус;

- разгадывание и сочинение собственных загадок к картинам из бус;

- проведение дидактических игр и викторин с опорой на картинки из бус;

- выполнение заданий с бусами на ориентацию в пространстве (развитие пространственной лексики – вверху, внизу, перед, за, между и др.);

- использование музыкально-ритмических упражнений и гимнастик перед работой с бусами;

- разучивание песенок к выложенным из бус картинок и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологии «Бусоград» в работе учителя-дефектолога

Важнейшей задачей, стоящей перед педагогами специальных дошкольных и школьных   образовательных     учреждений,        является...

Использование технологии «Бусограда» М.И.Родиной в коррекции речевых нарушений в совместной деятельности с детьми в музыкальной деятельности.

Всвязи  с тем, что я работаю с коррекционными группами, мне показалась иинтересной и полной нераскрытых возможностей техника "Бусоград" М.И. Родиной. Не является сектретом то, что движение, речь ...

Конструкт игровой деятельности (занятия) в старшей группе ( интеллектуально-творческая игра по инициативе взрослого) «Игротека Бусоград» Тема: «Путешествие в царство цветов или волшебные игры Феи Бусинки»

Данная работа представляет собой конструкт занятия с использованием развивающей методики "Бусоград" (автор - Родина М.И.). Данная методика актуальна своей новизной и соответствием всем требованиям ФГО...

«Использование современных образовательных технологий в театрализованной деятельности детей: «Бусоград»

Основной идеей моего педагогического опыта является развитие творческого воображения, повышение уровня творческой фантазии, улучшение своеобразия творческого мышления, необычности подхода к решаемым з...

Статья «Использование технологии «Бусоград» или волшебные игры Феи Бусинки М. И. Родиной в работе с дошкольниками.

Уважаемые коллеги, сегодня я хочу поделиться с вами опытом своей работы по методике "Бусоград" или волшебные игры Феи Бусинки. Данную методику разработала Майя Ивановна Родина, известный педагог, музы...

Презентация: МАСТЕР-КЛАСС«Использование технологии«Бусоград» или волшебныеигры Феи Бусинки М. И. Родиной в работе с дошкольниками

В бусах есть что-то магическое…Да, они напоминают четки, они способны превратить обыденный наряд в праздничный.При виде бус у каждого ребенка, у каждой женщины загораются глаза – хочется их взять, пот...

Проект:" Применение технологии " Бусоград или волшебные игры феи Бусинки" в системе развития речи детей старшей группы.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность.При работе с бусами  происходит развитие пространственн...