Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста
статья (подготовительная группа)

Бобрик Валерия Сергеевна

Аннотация: в статье рассматривается вопрос детского экспериментирования, как специально организованной деятельности, которая способствует развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста

Бобрик Валерия Сергеевна,

воспитатель

МАДОУ д/с №2 г. Белгород

Аннотация: в статье рассматривается вопрос детского экспериментирования, как специально организованной деятельности, которая способствует развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: познавательная активность, исследовательская деятельность, экспериментирование, старший дошкольный возраст.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, познавательная активность очень важна в жизни ребенка. Детское экспериментирование является замечательным средством для ее развития.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Преимущество эксперимента в том, что он дает детям реальные представления о различных аспектах изучаемого объекта, его взаимосвязи с другими объектами, с окружающей средой, потому что в момент эксперимента всегда необходимо выполнять операции анализа, сравнения и обобщения, обогащается память и формируются мысли. Необходимо объяснить то, что они увидели, сформулировать найденные закономерности и сделать выводы.

Исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

В процессе экспериментирования идет развитие всех психических процессов. Процесс познания – творческий процесс, и наша задача – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Дети в старшем дошкольном возрасте уже способны систематизировать и группировать объекты живой и неживой природы, как по внешним признакам, так и по признакам среды обитания. Дети постепенно начинают понимать, что состояние, развитие и изменения в живой и неживой природе во многом зависят от отношения к ним человека. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: познавательно-исследовательскую, игровую, коммуникативную, изобразительную, конструктивную, восприятие художественной литературы, самообслуживание. Ребенок воспроизводит в речи все увиденное, формулирует обнаруженные закономерности, делает выводы.

Умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.

Перед началом любого эксперимента или опыта ребята сначала знакомятся с оборудованием и правилами поведения. Экспериментальная деятельность предполагает превращение детей в ученых, которые проводят опыты, эксперименты. Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Это золотые слова! Воспринимается все основательно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?», «зачем?» и «почему?».

В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребёнок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

Поскольку у детей старшего дошкольного возраста вырабатывается устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них отвечать, инициатива эксперимента переходит в руки детей. Дети изучают опыты, самостоятельно анализируют результаты экспериментов, делают выводы и рассказывают подробные истории о том, что они видели. Проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их следует рассматривать не как развлечение, а как способ наиболее эффективного развития познавательной активности. Экспериментальная деятельность позволяет сочетать все виды деятельности и все аспекты образования, развивают наблюдательность и любознательность ума, развивают желание познавать мир, все когнитивные способности, умение изобретать, умение использовать нестандартные решения в сложных ситуациях, создают творческих личностей.

Список литературы:

1. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

2. Годовникова Л.В. Формирование познавательной активности // Учитель - 2017 – 187 с.

3. Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н. Ребенок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

4. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Опытно - экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» 2016 год

Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федерального Государственного стандарта дошкольного образования. К старшему дошкольному возрасту заметно возрас...

«Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста».

laquo;Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста». Дошкольники прирожденные исследователи. Тому подтвержден...

Презентация Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста

Сегодня большое внимание и важная роль в образовании  в целом и в дошкольном образовании в частности уделяется методам активного обучения. Технологии активного обучения в большей степени способст...

Опыт работы по теме «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»

Сегодня, в условиях развития средств массовой информации и сети Интернет ребенок все чаще получает готовые решения и готовую информацию. В настоящее время у детей наблюдается снижение уровня развития ...

«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»

Сегодня большое внимание и важная роль в образовании  в целом и в дошкольном образовании в частности уделяется методам активного обучения. Технологии активного обучения в большей степени способст...

Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста

в статье рассматривается вопрос детского экспериментирования, как специально организованной деятельности, которая способствует развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста....

Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста

в статье рассматривается вопрос детского экспериментирования, как специально организованной деятельности, которая способствует развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста....