«Жизнь и быт народа ханты» конспект экскурсии
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Горбунова Алла Гайнитдиновна

Формировать у детей толерантное  отношение к коренному народу Севера: ханты, к быту и традициям края - Югра. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5.konspekt_ekskursii_zhizn_i_byt_naroda_hanty.docx154.81 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

«РЯБИНУШКА»

http://a2b2.ru/storage/images/person/141919/gallery/20165/162993_DSC_1464.jpeg

«Жизнь и быт народа ханты»

конспект экскурсии

Горбунова А.Г.

воспитатель

МАДОУ ДСКВ «Рябинушка»                                                                                                                                                                                    

2023 г.

«Жизнь и быт народа ханты»
 (конспект экскурсии)

  Цель: Формировать у детей толерантное  отношение к коренному народу Севера: ханты, к быту и традициям края - Югра. 
     
Задачи:
1.Формировать национальное сознание у детей дошкольного возраста, приобщение детей к культуре народа ханты, его духовным, материальным ценностям.
2. Обобщать знания детей о жизни и быте коренных народов Севера, формировать представления детей о жилых постройках коренных народностях нашего края. Расширять детский кругозор. 
3. Активизировать словарь детей: Югра, «уг» - вода, «ра» - народ, ханты. стойбище; чум, нарты, каюр шест, туесок, акань. Развивать образное мышление, продолжать учить отгадывать загадки.
4. Развивать логическое мышление, умение работать в соответствии со знаниями и умениями. Выполняя рисунок по заданной теме в нетрадиционной форме.
6. Воспитывать любовь, привязанность к родному краю. Формировать патриотические чувства у детей, воспитывать толерантное отношение к народам ханты. Воспитывать интерес к жизни и традициям коренных жителей нашего округа.
      Методы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.

Предварительная работа:
1. Беседа «О нашем крае»;
5. Коллективная работа из пластилина «Стойбище хантов»
6. Раскраски: Хантыйский костюм; Хантыйский быт.
8. Чтение хантыйских сказок: http://skazki.yaxy.ru/235.html 
«Карты с золотом»
«Мышка и лось»
«Ими-Хиты и Вошинг Урт»
«Кот»
9. Отгадывание хантыйских загадок
(пример загадок – http://xant.net.ru/zagadki/zagadki9.htm) 
Положишь в воду - не тонет, в огонь положишь - не горит. (Лёд.)
Вершины дерева узорчатый кузов для сбора ягод. (Шишка.)
В уголке дремучего леса женщина в красном платке плачет. (Мухомор.)
Небесное дерево с тысячей ветвей. (Солнце)
     

Ожидаемый результат: 


     Ребёнок, имеющий представление о том где он живёт, в каком крае и как называется его родина, имеющий представление жизни коренных народов Югры, знакомый с национальным орнаментом, умеющий творчески применять полученные знания, умения, навыки в игровой, художественно-продуктивной деятельности; владеющий исследовательскими умениями наблюдать, сравнивать, анализировать, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы, навыками поисковой деятельности, умением выступать перед аудиторией, способный организовать свою деятельность; любящий родной край, уважительно относящийся к коренным народам.

Ход экскурсии.
1 часть: вводная (3 минуты)

Педагог приветствует детей

Коммуникативная игра «Дружные ладошки»
   Ход игры:
 Дети образуют круг. Воспитатель предлагает поздороваться друг с другом с помощью ладоней, показывая, как это можно сделать.

Читает стихотворение:

Мы ладонь к ладошке положили и всем дружбу свою предложили (соединяют руки) Будем дружно мы играть чтобы добрыми, умными стать! (поднимают руки вверх)

Мы друг друга обижаем? Нет, нет, нет!

Мы друг друга уважаем? Да, да, да! (размыкают руки) Затем дети передают по кругу комплименты, поочередно говоря друг другу что-то приятное.

Вторая часть основная.
Беседа с детьми. 
«Быт и традиции коренных народов Югры»
Географическая карта ХМАО – Югры, герб ХМАО
Педагог
Стихотворение:
Югорский край – заветный край России,

земля легенд и сказок старины.
В твои просторы, зори молодые

мы с детских лет всем сердцем влюблены.
Как добрый друг, хозяйка той земли,

я вам в пути поддержку обещаю.
И в край угорский всех вас приглашаю.
Добро пожаловать, друзья!


     Округ в котором мы живем, называется Ханты-Мансийский автономный округ – Югра. История нашего округа началась очень давно. Древнее название нашего округа – ЮГРА («уг» - вода, «ра» - народ). В нашем округе много городов и поселений, и наш посёлок Усть-Юган есть на этой карте.
     На гербе изображена фигура птицы, символ "Кат ухуп вой" (двуглавая птица) в поле рассеченного лазоревого (синего, голубого) и зеленого щита. Птица изображена в виде парно расположенных, совмещенных хвостами мифических птиц. Своими крыльями птицы поддерживают восходящее солнце. Корона, выполненная в форме рогов, олицетворяет основное занятие коренного населения - оленеводство. Хвойные ветви являются символом флоры региона. Синий цвет символизирует красоту и величие, зелёный цвет обозначает жизнь, белый цвет обозначает снега.
   - Ребята, скажите, как называется наш округ? Ответ детей: -(ХМАО - Югра)
   - Да, ХМАО – Югра - это наша Родина. Она большая (показ на карте). Это многонациональный и богатый округ. 
Богат: Тайгой, множеством озёр и рек, а в них очень много рыбы. Много ископаемых богатств: нефть, газ, уголь. И живут у нас люди разных национальностей.
Что изображено на гербе нашего округа? Ответ детей: - фигура птицы
Какие цвета мы видим на гербе? Ответ детей: - синий, голубой, зеленый, белый цвет 
Педагог
Да, ребята, Ханты Мансийский Автономный Округ – Югра, является для нас малой Родиной, потому что вы здесь родились и живем. 
- Как называется наш район? Ответ детей (Нефтеюганский)
- Чем он знаменит или чем богат наш край? Ответ детей (газом нефтью, рыбой дикоросами- ягоды, грибы, шишки)
Рассказ педагога (Дети рассматривают, картинки на слайде)

    Педагог. Коренными жителями нашего края, являются народы ханты и манси. Ханты живут на берегах рек. Летом живут в берестяных чумах, зимой в землянках и избушках. Основное средство передвижения по реке – это лодки, а в зимнее время, оленьи упряжки. Олени у коренных жителей – это домашние животные, они очень красивые, гордые и выносливые. Они очень быстро бегают, поэтому люди приручили их. Их используют как транспорт. Для этого оленей запрягают в сани (нарты). В упряжку запрягают сразу несколько оленей. Управляет упряжкой погонщик (каюр). Олень – очень сильное животное, может долго бежать и не устанет. Его тонкие ноги не проваливаются в снег. Мех оленей используется для пошива одежды, из него строят жилища – юрты. А оленьим жиром люди смазывают руки и лицо, чтобы не отморозить.

Физминутка
А в лесу растёт черника 
А в лесу растёт черника, 
Земляника, голубика. 
Чтобы ягоду сорвать, 
Надо глубже приседать. (Приседания.) 
Нагулялся я в лесу. 
Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)


   Педагог - Ребята, кто знает, что такое Югра? Ответы детей: Югра — это наша земля, наш край в котором мы живём
Ребята, Югра - это древнее название нашего края, где мы с вами живем. Здесь давным-давно жили только ханты и манси. Эти люди занимались охотой, ловили рыбу на реке и озерах. 

Хантыйские орнаменты красивы –
В них все приметы родины моей.
Ты больше не найдешь по всей России
Таких цветов и сказочных зверей.
Узоры на одежде и посуде
Красны, как солнце, и белы, как снег, -
На них сызмальства глядя, наши люди
С прекрасным не расстанутся навек.
Они явились в жизнь совсем не просто
Из-под иглы, и кисти, и резца:
Ведь мастера по дереву и кости
В них вкладывали души и сердца. (М. Шульгин)


   Давайте, мы рассмотрим предметы быта и орнаменты коренных народов севера 
А вы знаете, что есть в нашем округе краеведческие музеи и там находится много интересных вещей коренных народов нашего округа. Давайте мы рассмотрим предметы быта и орнаменты коренных народов севера
Это и посуда из древесной коры. Берестяная чаша, которую ханты используют для поднятия теста, а это короб из пихтовой коры (туесок), в нем хранят рыбий жир и хранят лесные ягоды. Коренные народы севера очень любят украшать предметы своего быта разными орнаментами, вышивкой из бисера, пуговиц, тесьмы. Посмотрите, какие красивые сумочки, украшения для изготовления изделий используют несколько цветов, каждый имеет свой символ: белый – цвет снега – удачу; красный – благополучие, синий – реки, озера; зеленый – тайга; желтый – солнце – радость, чёрный – символ подземного мира. Для украшения подола платья национальным орнаментом используются длинные узкие полоски всех этих цветов. Таким образом, орнамент - это условные знаки, символы, с помощью которых человек выражает своё отношение к явлениям природы.
Какие цвета применяют в орнаментах нашего края? Дети отвечают- белый –красный, синий, зеленый, желтый, чёрный
  Педагог. Друзья, давайте мы представим, что мы сами стали умельцами-мастерами. Каждый из вас украсит наши дощечки северными орнаментами по выбору. Вашими работами мы украсим выставку. 

Проблемная ситуация


    Педагог - Ребята, а чем же мы на дощечках украсим с вами наш орнамент? Ведь у нас нет бисера и цветных ниток, какой материал для наших работ может пригодится? У нас есть краски! можно ли ими украсить? Ответы детей (красками рисуют, а мы будем наносить узоры и будем украшать наши дощечки разными крупами).Педагог - Давайте с вами выберем чем можно украсить дощечки.
Дети садятся за столы и выполняют работу. (работа на дочечках покрытые пластилином, выкладывают узоры крупами по выбору (горох, греча, перловая крупа, рис) Воспитатель во время работы помогает отдельным детям советом, как выполнить правильно работу. После окончания работы выставляются на стенд и обсуждаются.
Третья часть заключительная (4 минуты)
    Педагог - Посмотрите, какие красивые работы у вас получились, выставка стала намного ярче, интереснее.
И я думаю, что мастера народов Ханты могут гордиться вами. 
- Что особенно было интересным для вас? - О чем вы расскажете родителям дома? - Какая роспись вам больше всего понравилась? Почему?
Любование работами детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование работы с детьми младшего дошкольного возраста (вторая младшая, средняя группа) по теме «Знакомство детей с жизнью, бытом, традициями народов разных стран»

Перспективное планирование работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.  В лане отражена работа во всех разделах программы, а так же работа с родителями....

«Знакомство с жизнью и бытом народа Крайнего Севера».

Задачи:познакомить детей с жизнью народов севера;воспитывать у детей чувство дружбы и уважения к народам нашей Родины;познакомить детей с новыми словами и понятиями: тундра, чум, малица, пимы, нарты, ...

Познавательное занятие на тему "Жизнь и быт народа ханты" в подготовительной группе

Познавательное занятие на тему "Жизнь и быт народа ханты" в подготовительной группе...

Познавательное занятие на тему "Жизнь и быт народа ханты" в подготовительной группе

Познавательное занятие на тему "Жизнь и быт народа ханты" в подготовительной группе...

Материалы проекта Моя малая Родина У улиц есть память и жизнь Улица Дружбы Народов

Материалы проекта Моя малая Родина У улиц есть память и жизнь Улица Дружбы Народов...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа). Тема:«Знакомство с жизнью и бытом народов Крайнего Севера».

План-конспект занятия по развитию речи(подготовительная группа). Тема:«Знакомство с жизнью и бытом народов Крайнего Севера».Цели:·         познакомить дете...