проект по трудовому воспитанию в подготовительной группе
проект (подготовительная группа)

Ганеева Татьяна Владимировна

МБДОУ № 50 «Журавушка» г.Канска.

Воспитатели: Ганеева Татьяна Владимировна

Тема проекта: «Трудовое воспитание детей».

Вид проекта: долгосрочный (сентябрь 2019-май 2020).

Тип проекта: обучающий, творческий, индивидуальный, групповой.

Участники: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, сотрудники ДОУ, родители.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudovoe_vospitanie_proekt.docx30.44 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ № 50 «Журавушка» г.Канска.

Воспитатели: Ганеева Татьяна Владимировна

Тема проекта: «Трудовое воспитание детей».

Вид проекта: долгосрочный (сентябрь 2019-май 2020).

Тип проекта: обучающий, творческий, индивидуальный, групповой.

Участники: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, сотрудники ДОУ, родители.

«Дайте детям радость труда. 

Эту радость ему несут успех,

осознание своей умелости

и значимости выполняемой работы,

возможность доставлять радость другим»

В.А.Сухомлинский

Трудовая деятельность дошкольника отличается от производительного и бытового труда взрослых. Она не приводит к получению объективно значимого продукта, зато имеет огромное значение для психического развития самого ребенка. Специфика труда дошкольника состоит в том, что труд тесно связан с игрой. Следует подчеркнуть, что у игровой и трудовой видов деятельности общий источник – потребность принимать активное участие в жизни взрослых, а также стремление к самостоятельности.

Одной из самых важных задач современного общества является обучение детей труду. Детские сады, школы и остальные учебные заведения подготавливают подрастающее поколение к жизни, к активному труду для пользы общества. Цель трудового обучения — сформировать активную, целеустремленную личность, которая стремится к самореализации и самосовершенствованию, способна к творчеству и удовлетворению своих интересов. 

Существует четыре вида детского труда:

  • самообслуживание (направлено на удовлетворение повседневных потребностей);
  • хозяйственно-бытовая трудовая деятельность (уборка группы, участка);
  • труд в природе (в живом уголке, в саду и цветнике, на огороде);
  • ручной труд (поддержание порядка в вещах: ремонт игрушек, починка и подклеивание книг, пришивание пуговиц и т. д.)

Организация трудовой деятельности детей проводится в трех формах:

  • индивидуальных и совместных поручениях, которые могут быть краткосрочными, длительными и отсроченными во времени;
  • индивидуальных и совместных дежурствах в столовой, занятиях и живом уголке;
  • коллективного труда.

Индивидуальные трудовые задания поручаются конкретному ребенку. Труд рядом — это переходной этап к совместному труду, когда дети выполняют свои дела рядом друг с другом. Коллективный труд бывает общим и совместным. Общий труд — дети выполняют одинаковое дело. Совместный — дети выполняют разные действия, но с общим предметом (один копает, другой садит, третий поливает и т. д.). Участники коллективного труда стремятся к единому результату, при этом выполняя разные действия. Дети должны понимать, что от их работы зависит общая цель.

Организация труда дошкольников решает следующие задачи:

  • формирование у детей привычки к постоянной занятости;
  • воспитание положительного отношения к трудовой деятельности, желания трудиться по собственной инициативе;
  • приучение к экономному расходованию материалов;
  • обучение новым трудовым умениям и навыкам;
  • обеспечение систематического и равномерного участия детей во всех видах труда, выявление интересов и склонностей детей, развитие творческой составляющей.

Принципы организации труда дошкольников:

  • взрослые имеют непосредственное воздействие на формирование нравственно-трудовых качеств ребенка;
  • при выполнении трудовых задач ребенок должен затрачивать определенные усилия. Это делается для того, чтобы у ребенка не искажалось представление о труде, как о легком процессе;
  • четко и грамотно показывать, как нужно работать;
  • трудовое воспитание должно проходить в тесном контакте с семьей;

Актуальность

Радость труда – одно из высоких человеческих чувств. Своевременно развивать это чувство у дошкольников остро стоит перед нами.

Работая над формированием трудовых навыков у наших воспитанников, мы разработали долгосрочный проект «Трудовое воспитание».

Основы трудового воспитания закладываются в дошкольном возрасте. У ребенка появляется потребность в самостоятельной деятельности, он уже может заявить о своих намерениях и проявить свои желания и интересы.

Проект актуален тем, что в подготовительной группе у детей уже есть определенные знания о труде. Они понимают значимость производственных и непроизводственных профессий, умеют обращаться с инструментами и бытовой техникой. Дети 5-7 лет стремятся помогать взрослым, заботятся о них и относятся внимательно к их работе, а многие родители занижают трудовые способности своих детей.

Проблема

При разработки проекта «Трудовое воспитание» были выделены основополагающие вопросы: А что происходит дома? Используют ли столь эффективный метод воспитания родители дошкольников? Как они это делают? И какие результаты получают?

В процесс реализации проекта, было проведено собрание, на котором провели анкетирование родителей, с целью определения степени отношения родителей к трудовой деятельности ребенка в домашних условиях.

Качественный анализ полученных ответов показал, что большая часть родителей положительно относятся к приучению детей к труду, и понимают, что роль детского труда занимает в развитии ребенка не последнее место. Преобладающими условиями для совместной детско-родительской трудовой деятельности они считают следующее: оказание помощи ребёнком в чем-либо, поддержка трудовой активности ребёнка. Но при этом родители говорили о том, что их дети еще малы для труда.

Многие родители считают, что проще и быстрее сделать что-то самому, чем ждать пока их ребенок выполнит задание и переделывать потом за ним.

Таким образом, возникла необходимость вовлечения родителей в совместную с детьми трудовую деятельность, в рамках проекта «Трудовое воспитание».

Целью данного проекта является формирование необходимых умений и навыков в различных видах труда. Формирование положительного отношения к труду, трудовых навыков, положительного взаимоотношения ребенка с взрослым и сверстниками, воспитание уважения к труду и людям труда.

Для реализации поставленной цели были выделены следующие задачи:

- формировать умение планировать последовательность своей работы;

- самостоятельно выполнять необходимые трудовые действияподготовить место и инвентарь для работы; совершенствовать умение мыть игрушки, строительный материал, протирать пыль на мебели, наводить порядок в книжном уголке, в центре природы;

- воспитывать аккуратностьтрудолюбие, ответственность за порученное дело, взаимовыручку, чувство удовлетворения от реализации трудового замысла;

воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к комнатным растениям;

- совершенствовать стиль партнёрских отношений при создании общей работы.

Для реализации поставленных задач необходимо соблюдение следующих условий: учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; учет трудовых условий, в которых проживает ребенок.

План:

  1. Подготовительный этап
  • Изучение методической литературы, подбор книг.
  • Систематизация материала.
  • Разработка перспективного планирования с учётом возрастных особенностей детей по трудовой деятельности.
  1. Основной этап
  • Совместная деятельность воспитателя с ребенком(, ребенка с ребенком, ребенка с родителями?).
  • Специально организованные занятия.
  • Самостоятельно организованная детьми трудовая деятельность под непосредственным наблюдением педагога.
  • Беседы.
  • Наблюдения.
  • Чтение художественной литературы.
  • Просмотр мультфильмов.

III. Заключительный этап

  • Анализ полученных результатов и формулирование выводов.
  • Представление проекта в уголке для родителей (фотографии трудовой деятельности детей).
  • Создание папок «Трудовое воспитание в детском саду»,  «Трудовое воспитание дошкольников в семье».

Тематический план

Для реализации проекта было разработано перспективное планирование трудовой деятельности детей.

Образовательная деятельность в группе

Образовательная деятельность дома

Сентябрь

  1. Полив, орошение растений.
  2. Уборка на групповой участке.
  3. Просмотр мультфильма «Лень»
  4. Мытье поддонов от цветочных горшков.
  5. Уборка части территории детского сада от листвы.
  6. Чтение художественной литературы «Колосок» украинская народная сказка.
  1. Полив, орошение комнатных растений.
  2. Уборка своих игрушек.
  3. Уборка урожая в огороде и саду.

Октябрь

  1. Сбор урожая.
  2. Помощь в уборке площадки у малышей.
  3. Дежурство в зоне образовательной деятельности.
  4. Экскурсия на кухню.
  5. Д/игра «ЧТО сначала, что потом?»
  1. Беседа родителей с детьми о их месте работе и деятельности.
  2. Помощь родителям в уборке квартиры (дома).
  3. Чтение художественной литературы «Ховрошечка» Толстой А.Н.

Ноябрь

  1. Сюжетно - ролевая игра «Строители».
  2. Приготовление винегрета.
  3. Протирание пыли с полок.
  4. Мытье игрушек.
  5. Просмотр мультфильма «Маша больше не лентяйка».
  6. Чтение художественной литературы «Федорино горе» Чуковский К.И.
  1. Помощь маме, бабушке в приготовлении еды.
  2. Мытье игрушек.
  3. Просмотр мультфильма «Нехочуха»

Декабрь

  1. Конкурс «Самый аккуратный шкафчик».
  2. Чистка снега на участке.
  3. Чтение сказки «Стрекоза и муравей» Крылова И.А.
  4. Сюжетно-ролевая игра «Дом».
  5. Рассказ мамы-продавца о профессии перед детьми.
  1. Застелание своей постели.
  2. Изготовление поделок к новому году.
  3. Уход за домашним питомцем.

Январь

  1. Посадка лука в ящик на подоконнике.
  2. Кормление птиц на участке.
  3. Рыхление почвы комнатных растений.
  4. Чтение художественной литературы «Портной и вихрь» французская сказка.
  5. Д/игра «Назови профессию».
  6. Рассказ мамы-портной о профессии перед детьми.
  1. Изготовление кормушек.
  2. Чтение художественной литературы «Король Дроздобород» братья Гримм

Февраль

  1. Чтение художественной литературы «Ремесло дороже золота» армянская сказка.
  2. Чистка от пластилина досок и стек для лепки.
  3. Помощь младшему воспитателю в раскладывании постельных принадлежностей на кроватях.
  4. Сюжетно-ролевая игра «К нам придут гости».
  1. Просмотр мультфильма «Так сойдет»
  1. Подбор пословиц и поговорок о труде.
  2. Рисование «Ч помогаю родителям».

Март

  1. Ремонт книг.
  2. Смена грязных полотенец.
  3. Мытье стульчиков.
  4. Чтение художественной литературы «Мамина работа» Пермяк Е.
  5. Д/игра «Что я делаю?»
  6. Наблюдение за трудом кастелянши.
  1. Посадка семян цветов для рассады.
  2. Рисование «Профессия моей мамы».

Апрель

  1. Просушивание одежды, чистка обуви.
  2. Сбор поломанных веток на участке.
  3.  Чтение художественной литературы «Мастера без топора» Бианки В.В.
  4. Экскурсия в кабинет заведующей, делопроизводителя.
  5. Рассказ папы-строителя перед детьми.
  1. Рисование «Моя будущая профессия».
  2. Экскурсия в библиотеку.

Май

  1. Высадка рассады на участок.
  2. Протирание подоконников влажной ветошью в групповой комнате и спальне.
  3. Игра «Накроем стол для кукол».
  4. Чтение художественной литературы «Портной и пекарь» Сухомлинский В.А.
  5. Д/игра «Кому что нужно для работы?»
  1. Помощь в посадке и уборке на огороде.
  2. Полив растений

Заключение

Своевременное привлечение детей дошкольного возраста к посильному систематическому труду необходимо для его всестороннего развития. Труд укрепляет физические силы, здоровье ребёнка, движения его становятся увереннее, точнее. Труд требует от дошкольника сообразительности, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память. Труд развивает мышление – ребёнку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело.

Взаимодействие педагога и родителей поможет организовать  нравственно-трудовую  деятельность детей, как в детском саду, так и дома.  У детей начнется формирование устойчивого интереса к труду. В работе развивается инициативность и самостоятельность, ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми. А раз у него появляется интерес, обучение становится более эффективным.

Специально организованные трудовые ситуации, в отличие от простых наблюдений, позволят детям получить навыки по решению различных практических задач.

По завершению проекта, было проведено итоговое родительское собрание, где дети представляли свои умения (складывать вещи, пришивать пуговицы, пользоваться ножом), проведено то же самое анкетирование, где ответы и мнение родителей поменялись.

В целом проект с детьми и родителями, с нашей точки зрения, имеет прогрессивный характер, и позволит не только расширить знания детей о труде, его полезности, его необходимости в повседневной жизни, но и даст толчок для детей в их стремлении трудиться, овладевать трудовыми навыками и умениями, быть самостоятельными и целеустремлёнными.

Пусть не сразу ребенок начнет все делать быстро и аккуратно. Лишь бы возникли первые радостные впечатления на островках памяти, появилось желание  трудиться. А вот незаметные подсказки и ненавязчивые советы взрослых могут быть очень важны для достижения этих первых успехов и радостных чувств.

Главное, чтобы у детей интерес к трудовой деятельности со временем не угас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по трудовому воспитанию в подготовительной группе "Поделки из овощей"

Конспект занятия по трудовому воспитанию в подготовленной группе «Поделки из овощей»Автор: Готовцева Лариса Евгеньевнавоспитатель ГБОУ д/сад №1989 г.МоскваПрограммные задачи:1.Обобщить знания об овоща...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по трудовому воспитанию в подготовительной группе на тему:"Все работы хороши выбирай на вкус"

МБДОУЦРРДС 1категории №6 «Березка» Конспект непосредственно-образовательной деятельности по трудовому воспитанию в подготовительной группе. Дата:19.12.12г.Воспитатель: Яковенко А.А.ТЕМА: «Вс...

Проект по трудовому воспитанию детей подготовительной группы Тема «Огород на окне»

Вопросы трудового воспитания дошкольников на современном этапе являются актуальными как для дошкольного воспитания в целом, так и для нашего Детского сада  в частности.Современные родители дошкол...

Проект по трудовому воспитанию в подготовительной группе «Маленькое дело лучше большого безделья»

Проект: краткосрочный, 1 неделяУчастники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители...

Проект по трудовому воспитанию в подготовительной группе «Маленькое дело лучше большого безделья»

Интерес к труду, необходимые трудовые навыки закладываются в раннем детстве. Важно не пропустить этот момент, ведь дошкольное детство – это уникальное время, когда ребенку все интересно, он откр...

Проект по трудовому воспитанию в подготовительной группе «Маленькое дело лучше большого безделья»

Проектпо трудовому воспитанию в подготовительной группе«Маленькое дело лучше большого безделья»...

Практико-ориентированный проект по трудовому воспитанию детей подготовительной группы «Кто любит труд – того люди чтут»

Трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Цель трудового воспитания: формирование ценностного отношения детей к труду, трудолюбия, а также их приобщение к...