ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС
статья (средняя группа)

Мифтахутдинова Людмила Юрьевна

Приведены результаты изучения современных воспитательно-образовательных технологий с применением игровой деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС. Цель работы – выявить воспитательно-образовательные технологии в ДОУ, отвечающие требованиям ФГОС. Методы исследования – изучение источников информации, анализ полученных сведений, классификация технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelno-obrazovatelnye_tehnologii.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 372.3

                                                                                                                 Мифтахутдинова Л.Ю.,

                                                                                                                                    Воспитатель

                                                                                                                        Воскобойникова Е.С.,

                                                                                                                                Учитель-логопед

                                                                                                                              Мельникова Н.В.,

                                                                                              Воспитатель логопедической группы

ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС

Аннотация

Приведены результаты изучения современных воспитательно-образовательных технологий с применением игровой деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС. Цель работы – выявить воспитательно-образовательные технологии в ДОУ, отвечающие требованиям ФГОС. Методы исследования – изучение источников информации, анализ полученных сведений, классификация технологий.

Ключевые слова

Воспитание, педагогика, дошкольный возраст, дошкольное обучение, воспитательно-образовательные технологии, ФГОС.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155, направлен на решение таких задач как – создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности [3]. Таким образом, ФГОС в ДОУ предполагает создание актуальных, отвечающим вышеперечисленным задачам, образовательных программ. Сегодня воспитательно-образовательная деятельность каждого дошкольного учреждения регламентирована Стандартом, но выбор технологий в образовательном и воспитательном процессе зависит от руководства, педагогического коллектива детского сада.

Понятие «технология» автор учебно-методического пособия «Практика реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» О.А. Комарова трактует как: «комплексное понятие, содержание которого включает в себя совокупность методов, приемов деятельности, а также необходимый инструментарий (предметы, оборудование) для их реализации» [2, С.30]. Разумеется, в образовательном процессе речь идет о педагогических технологиях, направленных на решение задач, поставленных ФГОС. В данном случае, рассматривается возможность применения воспитательно-образовательных технологий в процессе дошкольного воспитания и образования.

Стоит отметить, что специфика дошкольной психологии позволяет применять игровую деятельность не только как активное времяпровождение, но и как педагогическую технологию. Такая игра будет направлена на решение конкретных задач, а кроме того, включает в себя предварительную диагностику, на основе которой строится образовательный процесс с применением игровых технологий. О.А. Комарова поясняет: «Игра как педагогическая технология направлена на достижение определенного результата, помогает поддержать интерес, мотивацию, активизировать обучающихся, а игровой сюжет развивается параллельно образовательному содержанию. Фактически любую игру – и сюжетно-ролевую, и дидактическую, и подвижную и др. можно рассматривать в качестве педагогической технологии, если четко представлять задачи, на решение которых она направлена, а также результаты, которые планируется достичь» [2, С.31].  

Необходимо сказать о том, что воспитательный процесс всегда подразумевает приобщение детей к моральным ценностям и устоям, передачу накопленного опыта. Так игровую деятельность можно применять в воспитательном и образовательном процессе, облегчая тем самым процесс передачи важных знаний, умений и навыков, норм и правил, необходимых для формирования личности. Рассмотрим некоторые современные воспитательно-образовательные технологии с компонентом игры в дошкольном образовательном учреждении, отвечающие ФГОС:

  • Сюжетно-ролевая игра «Я – журналист». Данная технология предполагает проведение импровизированной пресс-конференции, в которой каждый ребенок может почувствовать себя как в роли отвечающего, так и в роли задающего вопросы. Игра направлена на развитие общения и коммуникативных навыков со сверстниками и взрослыми, эмоциональной отзывчивости и сопереживания, формирование и укрепление мотивации к различным видам труда, профессиям. При этом тема игры задается воспитателем и может быть направлена на решение любых воспитательных или образовательных задач. Например, «Животные Красной Книги», «Все профессии важны», «Великие Защитники Отечества», «Герои войны», «Флаг любимый наш».
  • Дидактическая игра «Я – художник». Участники игры получают бумагу и акварель, а ребята на некоторое время представляют себя художниками, которые могут создать настоящий шедевр. Игра направлена на развитие художественно-эстетического вкуса и развитие интересов детей в различных областях жизни. В процессе рисования дошкольники могут знакомиться с животными России или отдельно взятого региона, временами года, семейными ценностями под руководством воспитателя.
  • Игра-развлечение «Путешествие в мир правил дорожного движения». Ребята участвуют в спортивной эстафете с использованием дорожных знаков и знакомятся с правилами дорожного движения. Игра направлена на формирование основ безопасности на дороге, в быту и природе.
  • Подвижная игра «Пожарный – важный человек». Во время игры дошкольники превращаются в пожарных и принимают участие в состязаниях на ловкость, быстроту реакции, эрудицию. Игра направлена на знакомство с различными видами трудовой деятельности, развитие коммуникативных навыков.
  •  Пальчиковая игра «Я в деревне». Во время игры дети проговаривают стихотворные строки, рассказывают о занятиях в деревне. Темой игры могут стать правила безопасности во время отдыха на водоемах, в природной среде, а также бережному отношению к животным и растениям.
  • Настольный театр «Репка». Простая сказка с использованием настольного театра формирует понимание семейных ценностей, где «все за одного и один за всех», а также важность ручного, совместного труда.
  • Подвижная игра «Вершки и корешки». Во время игры дошкольники взаимодействуют друг с другом с помощью мяча, знакомятся со съедобными овощами и фруктами. Тема игры может быть сужена, в зависимости от воспитательных задач – например, знакомство с овощами и фруктами, растущих на земле в конкретных поселениях региона.

Стоит отметить, что это лишь разновидности возможных воспитательно-образовательных технологий. Расписаны названия игр, однако здесь важна сама форма – дидактическая или подвижная игра, настольный или пальчиковый театр, сюжетно-ролевая игра или игра-развлечение. Выбор наиболее подходящей формы зависит от задач, стоящих перед воспитателями и материально-техническими возможностями. Так, среди распространенных тем, которые можно рассматривать с помощью воспитательно-образовательных технологий с применением игровой деятельности:

  • Ценности Родины и природы.
  • Человеческие ценности – семья, дружба, сотрудничество, взаимодействие.
  • Ценности учения, знания.
  • Ценности здорового образа жизни.
  • Ценность труда, профессий.
  • Эстетико-культурные, художественные ценности.

Таким образом, можно считать, что совокупность различных форм и компонентов игровой деятельности – это воспитательно-образовательные технологии, которые активно применяются в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с ФГОС.

Список использованной литературы

  1. Каминская, И.М. Использование игровых технологий в процессе конструирования воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС // Наука и образование: новое время. 2017. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32285122 (дата обращения: 14.02.2023г.).
  2. Комарова, О.А. Практика реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Учебно-методическое пособие // Московский государственный педагогический университет. 2016. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42765245 (дата обращения: 14.02.2023г.).
  3. ФГОС Дошкольное образование: [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/  (дата обращения: 14.02.2023г.).

© (ФИО автора), 2023


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мониторинг воспитательно- образовательного процесса детей старшей группы в соответствии с ФГОС

мониторинг воспитательно- образовательного процесса детей  старшей группы  в соответствии с ФГОС...

Циклограмма календарного планирования воспитательно-образовательной работы в логопедической группе в соответствии с ФГОС ДО.

Циклограмма календарного планирования помогает воспитателю вести воспитательно-образовательную работу в четкой системе, конкретезируя и корректируя ее. Предтсавленная разработка составлена с уч...

«Современные образовательные технологии в ДОУ в соответствии со ФГОС. Здоровьесберегающие технологии»

Актуальность.Одной из наиболее важной на сегодняшний день образовательной педагогической технологией можно считать - здоровьесберегающую. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью...

Консультация для воспитателей "Особенности планирования воспитательно-образовательной работы в летний период в соответствии с ФГОС ДО"

Консультация для воспитателей "Особенности планирования воспитательно-образовательной работы в летний период в соответствии с ФГОС ДО"...

Особенности планирования воспитательно-образовательной работы в летний период в соответствии с ФГОС ДО

Особенности планирования воспитательно-образовательной работы в летний период в соответствии с ФГОС ДО...