Дидактические игры для занятий дома родителей с детьми 4-5 лет
учебно-методический материал (средняя группа)

Забирова Эльмира Мухамедовна

Материал для закрепления знаний, полученных в детском саду,

в домашних условиях родителями с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры для занятий дома родителей с детьми 4-5 лет

Ласковые слова

Цель: активизация ласкательных существительных. Взрослый называет слово, ребенок преобразовывает его в уменьшительно-ласкательную форму.

Мяч-мячик, стул-стульчик, рука-ручка, нога-ножка, глаз-глазик, нос-носик, кукла-куколка, самолет-самолетик, машина-машинка, ложка-ложечка, чашка-чашечка, живот-животик, ведро-ведерко, ковер-коврик, песок-песочек и т.д..

Животные и их детеныши

Цель: закрепить названия детенышей животных. Взрослый называет животное, а ребенок говорит название его детеныша. Например: мама кошка, а детеныш – котенок.

Кошка, собака, корова, овца, лошадь, коза, гусь, утка, курица, индюшка, крольчиха, ежиха, зайчиха, лисица, волчица, медведица, слониха.

Один – много

Цель: развивать речь, обогащать словарный запас ребенка. Взрослый говорит слово в единственном числе, ребенок преобразовывает его во множественное число. Например: карандаш-карнадаши.

Альбом-альбомы, мяч-мячи, стол-столы, стул-стулья, окно-окна, ковер-ковры, рука-руки, нога-ноги, дерево-деревья, кукла-куклы, самолет-самолеты, автобус-автобусы, машина-машины, тарелка-тарелки, ведро-ведра, кошка-кошки, слон-слоны, бегемот-бегемоты, лиса-лисы и т.д.

Назови одним словом

Цель: учить называть предметы одним словом, закрепить классификацию предметов.

Стол, стул, шкаф (мебель)

Кофта, брюки, юбка (одежда)

Корова, кошка, свинья (домашнее животное)

Кепка, шапка, панама (головные уборы)

Ботинки, сапоги, сандалии (обувь)

Тарелка, кастрюля, бокал (посуда)

Трамвай, троллейбус, автобус (пассажирский транспорт)

Вертолет, самолет (воздушный транспорт)

Слон, жираф, зебра (животные жарких стран)

Лиса, кабан, волк (дикие животные)

Квадрат, треугольник, круг (геометрические фигуры)

Утюг, стиральная машина, микроволновка (бытовые приборы)

Муравей, пчела, бабочка (насекомые) и т.д.

Противоположности

Цель: формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова. Если ребенок затрудняется с ответом, подберите для примера существительное.

Твердый-мягкий, гладкий-шершавый (пушистый), сухой-мокрый, чистый-грязный, холодный-горячий, тяжелый-легкий, белый-черный, тихий-шумный (громкий), далекий-близкий, высокий-низкий, широкий-узкий, толстый-тонкий (ствол дерева), длинный-короткий(путь), тяжелый-легкий, пустой-полный (стакан), светлый-темный, новый-старый, медленный-быстрый, тупой-острый(нож), мало-много, добрый-злой, грустный-веселый и т.д.

Скажи три названия предмета

Цель: развивать память, речь, закрепить знание классификации предметов. Например: взрослый говорит: скажи три названия овоща. Ребенок отвечает: капуста, огурец, морковь (не путать с фруктами!)

Скажи три названия: цвета, мебели, одежды, обуви, головного убора, транспорта, посуды, овоща, фрукта, ягоды, дерева, цветка, геометрических фигур, бытовой техники и т.д.

Назови трех: домашних животных, диких животных, животных жарких стран, животных водоемов, птиц, домашних птиц, насекомых.

Третий – лишний

Цель: развивать внимание, сообразительность, логическое мышление, закрепить классификацию предметов. Взрослый называет три предмета, ребенок выделяет лишнее слово и объясняет, почему он считает его лишним. Например: ботинки, сапоги, футболка. Лишнее слово – футболка, потому что ботинки сапоги – это обувь, а футболка – одежда. Игра сложная, нужно понять ее принцип. Если ребенок затрудняется, разрешается подсказывать наводящими вопросами. Например: ботинки и сапоги – это что? (обувь)  А футболка? (одежда) Значит, лишнее слово..? (футболка)

Огурец, капуста, яблоко

Картофель, апельсин, помидор

Груша, яблоко, баклажан

Персик, перец, абрикос

Кофта, юбка, ботинки

Куртка, шапка, брюки

Ботинки, сапоги, футболка

Панама, сандалии, кепка

Корова, собака, волк

Кабан, кошка, лиса

Овца, лошадь, медведь

Зебра, ежик, жираф

Голубь, воробей, курица

Гусь, ворона, утка

Стол, шкаф, утюг

Кастрюля, кровать, тарелка

Тополь, береза, одуванчик

Ромашка, елка, роза и т.д.

Отгадай предмет по названиям его частей

Цель: учить угадывать предмет по частям. Взрослы называет части предмета, а ребенок называет предмет.

Ножки, сиденье, спинка (стул)

Дно, стенки, крышка, ручки (кастрюля)

Корни, ствол, ветки, листья (дерево)

Кабина, кузов, колеса (грузовая машина)

Обложка, страницы, картинки, буквы (книга)

Колеса, сиденье, руль (велосипед)

Нос, корпус, крылья, хвост (самолет)

Дно, стенки, крышка, носик, ручка (чайник)

Составь слово

Цель: упражнять в образовании сложных слов. Взрослый называет несколько слов, ребенок соединяет их в одно. Если слово ребенку незнакомо, необходимо дать разъяснение.

По снегу катится (снегокат), сам катится (самокат), сам летает (самолет), вертится и летает (вертолет), пар возит (паровоз), лес возит (лесовоз), бензин возит (бензовоз),везде ходит (вездеход), лес рубит (лесоруб), рыбу ловит (рыболов), трубы чистит (трубочист), по скалам лазит (скалолаз), сено косит (сенокосилка), лед колет (ледокол),  сам варит (самовар), пыль сосет (пылесос), снег падает (снегопад), лист падает (листопад), звезды падают (звездопад), на носу рог (носорог).

Что есть у …

Цель: учить называть части предметов. Взрослый называет предмет или животное, ребенок говорит, что у него есть. Ребенок перечисляет основные части тела животного, но обязательно должен назвать то, что отличает это животное от других.

Например: что есть у птички (голова, клюв, глазки, спинка, животик, крылья, лапки)

У собаки, у улитки, у бабочки, у ежика, у черепахи, у кенгуру, у жука, у петушка, у зебры, у жирафа, у слона, у носорога и т.д.

    Что из чего сделано?

Цель: активизировать произношение прилагательных, согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе. Взрослый называет предмет и говорит из чего он сделан, а ребенок говорит, какой  это предмет.

Стакан из стекла – стеклянный

Нож из железа – железный

Чашка из фарфора – фарфоровая

Ваза из хрусталя – хрустальная

Ложка из дерева - деревянная

Сковорода из чугуна – чугунная

Варежки из шерсти – шерстяные

Заяц из меха – меховой

Фигура изо льда – ледяная

Мяч из пластмассы – пластмассовый

Коврик из резины – резиновый

Упражнение "Для чего посуда?"

Цель: учить детей образовывать существительные с помощью суффиксов.
Для хлеба - хлебница
Для салата - салатница
Для селедки - селедочница
Для супа  - супница
Для перца - перечница
Для соли - солонка
Для сахара – сахарница

Для сухарей - сухарница

Для масла – масленка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместное занятие для родителей с детьми раннего возраста по изготовлению дидактической игры «Весёлый паровозик»

Совместное занятие для родителей с детьми раннего возраста по изготовлению дидактической игры «Весёлый паровозик»...

Дидактические игры для занятий с детьми с ТНР дома

Дидактические игры для детей с ТНР. Рекомендуется для закрепления навыков чтения дома....