Педагогический проект "Как формировать самостоятельность у детей 3 - 4 лет?"
проект (младшая группа)

Панурьева Алена Леонидовна

Проблема формирования культурно-гигиенических навыков и самостоятельности у детей 2-й младшей группы всегда была и будет актуальной. Самостоятельность рассматривается как один из основных компонентов развития активной личности ребенка. Упражнения в самостоятельности формируют волю ребенка, уверенность в своих силах и независимость от взрослого. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический проект воспитателей 2-й младшей группы №8 «Мультяшки»

Соколовой С.В, Панурьевой А.Л.

«Как развивать самостоятельность у детей 3- 4 лет?»

        Актуальность. Проблема формирования культурно-гигиенических навыков и самостоятельности у детей 2-й младшей группы всегда была и будет актуальной. Самостоятельность рассматривается как один из основных компонентов развития активной личности ребенка. Упражнения в самостоятельности формируют волю ребенка, уверенность в своих силах и независимость от взрослого.

Работа по развитию самостоятельности должна проводиться в процессе формирования культурно-гигиенических навыков, в процессе формирования навыков самообслуживания, а так же в процессе оказания детьми посильной помощи взрослым.

        Однако, исходя из наших наблюдений за детьми в течение всего дня в детском саду, их активностью и самостоятельностью во время переодевания, выполнения гигиенических процедур, а так же основываясь на беседах с родителями о самостоятельности детей дома, мы сделали вывод о том, что дети недостаточно самостоятельны и активны в самообслуживании и гигиене в саду. И еще менее самостоятельны дома.

        

Проблема: недостаточное развитие самостоятельности и активности детей в процессе самообслуживания и выполнения гигиенических процедур. Родители не уделяют достаточного времени для формирования самостоятельности, активности и  навыков самообслуживания у детей, предпочитая сделать за ребенка.

Данную проблему мы постарались решить с помощью педагогического проекта «Как развивать самостоятельность у детей 3- 4 лет?»

Тип проекта: практико-ориентированный.

Вид проекта: краткосрочный.

Срок проекта: 17 апреля – 15 мая.

Участники проекта: воспитатели Соколова С.В., Панурьева А.Л, воспитанники 2-й младшей группы №8 «Мультяшки», родители.

Проект включает в себя следующие этапы: этап планирования, практический, аналитический и заключительный.

На первом этапе была определена проблема, тема проекта, сформирована гипотеза, поставлена цель и определены задачи для каждых участников проекта.

Гипотеза: при совместной активной работе в детском саду и дома развитие самостоятельности детей при самообслуживании и выполнении гигиенических процедур происходит быстрее.

Цель проекта: развивать самостоятельность и активность детей в процессе самообслуживания, выполнения культурно-гигиенических процедур и оказания помощи взрослым.

        

         Задачи для воспитателей:

  1. Развивать самостоятельность детей в процессе выполнения культурно-гигиенических процедур;
  2. Формировать навыки самообслуживания в процессе переодевания;
  3. Развивать самостоятельность и инициативность детей во время оказания посильной помощи; воспитывать желание помочь взрослым или сверстникам;
  4. Воспитывать чувство удовлетворения от самостоятельно выполненного действия;
  5. Донести до родителей необходимость развития самостоятельности детей дома;
  6. Направить работу родителей по развитию самостоятельности детей в домашних условиях.

        Задачи для родителей:

  1. Понять необходимость развития самостоятельности у ребенка;
  2. Способствовать формированию навыков самообслуживания и самостоятельности во время переодевания, в процессе выполнения культурно-гигиенических процедур и оказании посильной помощи взрослым;
  3. Активно сотрудничать с воспитателями в решении данной проблемы;
  4. Принять участие в планировании работы по данной проблеме.

        Задачи для детей:

  1. Научиться самостоятельно снимать и одевать некоторые предметы одежды;
  2. Научиться самостоятельно выворачивать одежду и аккуратно складывать одежду на стульчике или в шкафу;
  3. Продолжать формировать умение тщательно мыть руки, умываться, чистить зубы, пользоваться носовым платком;
  4. Оказывать посильную помощь взрослым или сверстникам.

Сформировав гипотезу и определив цели и задачи мы перешли ко второму этапу – практическому, на котором была проведена первичная диагностика, определено содержание нашей работы и подготовлен необходимый материал.

Практическую часть мы начали с анкетирования родителей с целью определить насколько дети самостоятельны дома и развивают ли родители навык самостоятельности. А также мы попросили родителей внести свои предложения в планирование работы по развитию самостоятельности детей в детском саду. (Приложение 1)

Предложение родителей:

- проводить воспитателям мастер-классы с детьми и показать как надо нужно правильно одеваться, складывать одежду, мыть руки и умываться;

- провести подвижную игру «Оденемся на скорость»;

- использовать схемы-алгоритмы одевания и умывания;

- предложить детям оказывать помощь друг другу;

- провести сюжетные игры «Одень куколку», «Накормим игрушки»;

- привлекать детей к помощи взрослым в группе (например, протирать пыль);

- проводить подобные проекты в дальнейшем.

К сожалению не все родители пожелали принять участие в планировании работы по проекту, однако некоторые пожелания мы получили и с удовольствием учли при планировании содержания нашей работы.

Мероприятия

Задачи

Сроки

Ответственные

Анкетирование родителей «Самостоятельный ребенок» (Приложение 1)

Узнать насколько дети самостоятельны дома и готовы ли родители совместными усилиями развивать самостоятельность у детей. Привлечь родителей к планированию работы в детском саду по развитию самостоятельности детей.

1 неделя

Воспитатели, родители.

Игровая ситуация «Мишка ленится»

Развивать желание детей самостоятельно одеваться на прогулку; развивать силу воли; воспитывать чувство самоудовлетворенности от самостоятельно выполненной работы.

Воспитатели

Мастер-класс «Чисто моем руки»

Формирование умение самостоятельно тщательно намыливать руки мылом и смывать водой; воспитывать желание следить на чистотой своих рук и лица.

Воспитатели

Игровая ситуация «Кукла-неряха»

Развивать умение аккуратно и самостоятельно развешивать одежду на стульчике; воспитывать аккуратность.

Воспитатели

Консультация для родителей «Как научить ребенка одеваться самостоятельно?»

Дать представление родителям о способах формирования у детей навыков самообслуживания в процессе переодевания.

Воспитатели, родители

Индивидуальные беседы с родителями о формировании навыков самообслуживания у детей в процессе переодевания.

Дать представление родителям о способах формирования у детей навыков самообслуживания в процессе переодевания.

Воспитатели, родители

Беседа «Надо маме помогать»

Развивать у детей представление о том, чем они могут помочь родным; воспитывать желание оказать посильную помощь.

Воспитатели

Сюжетная игра «Ждем гостей»

Формировать умение самостоятельно ставить на стол столовые приборы, оказывать посильную помощь взрослым в сервировке стола; воспитывать гостеприимство.

Воспитатели

Индивидуальные просьбы родителей сделать видеоролик о своем опыте в развитии самостоятельности ребенка дома.

Привлечь родителей поделиться собственным опытом по развитию самостоятельности в процессе одевания, культурно-гигиенических процедур и помощи родителям.

2 неделя

Воспитатели, родители.

Мастер-класс «Учимся снимать и одевать кофту»

Формировать умение снимать кофты и свитера самостоятельно через голову и одевать их, правильно вставляя руки в рукава; воспитывать активность, силу воли и терпение.

Воспитатели.

Дидактическая игра «Большая стирка»

Формировать умение самостоятельно подвешивать вещи на щипчиках, развивать мелкую моторику, закреплять цвета, воспитывать оказать посильную помощь взрослому.

Воспитатели

Сюжетная игра «Собираем куклу на прогулку»

Продолжать формировать представление об алгоритме и последовательности одевания, развивать желание оказать помощь ближнему, воспитывать чувство самоудовлетворения от самостоятельно выполненной работы.

Воспитатели

Мастер-класс «Дружные ботиночки»

Развивать представление о правом и левом ботинках, формировать умение правильно одевать обувь («на ту ногу»), ориентируясь на картинку-подсказку; воспитывать желание обуваться самостоятельно без помощи взрослого.

Воспитатели

Трудовая деятельность «Вытираем пыль»

Развивать навыки самостоятельной трудовой деятельности, воспитывать желание самостоятельно оказывать помощь взрослому, проявлять активность.

Воспитатель

Консультация для родителей «Развитие самостоятельности и инициативы детей 3-4 лет в сюжетно-ролевой игре»

Формировать у родителей представление о том, как сформировать у ребенка навыки самостоятельности в процессе игры.

3 неделя

Воспитатели, родители

Чтение стихотворения Е.Благининой «Не мешайте мне трудиться»

Формировать умение внимательно слушать стихотворение, понимать о чем в нем говорится, отвечать на вопросы по содержанию; воспитывать желание оказывать посильную помощь и уважать чужой труд.

Воспитатели

Игровая ситуация «Кукла испачкалась»

Формировать умение самостоятельно умываться после прогулки, воспитывать чистоплотность и активность при выполнении культурно-гигиенических процедур.

Воспитатели

Беседа с детьми на тему «Зачем нам нужен носовой платок?»

Формировать представление о том, что нужно пользоваться носовым: платком вытирать нос, закрываться им при чихании и кашле; развивать навык самообслуживания; воспитывать желание сохранять свое здоровье и здоровье близких.

Воспитатели

Дидактическая игра «Приготовим завтрак»

Формировать умение имитировать действия взрослых, развивать навык самостоятельно приготовить завтрак из игрушечных продуктов; воспитывать желание заботится о близких.

Воспитание

Сюжетная игра «Показ мод»

Формировать самостоятельные навыки в процессе сюжетной игры; развивать активность и самостоятельность при выборе одежды и ее одевании; воспитывать аккуратность и самостоятельность.

Воспитатели

Подвижная игра после сна «Оденемся на скорость»

Формировать умение самостоятельно и быстро одеваться после сна, развивать активность, воспитывать чувство удовлетворенности от самостоятельно выполненной работы.

Воспитатели

Сюжетно-ролевая игра «Идем в магазин»

Формировать умение имитировать действия взрослого в процессе сюжетно-ролевой игры; самостоятельно договариваться во время игры, выбирать атрибуты; воспитывать чувство коллектива, желание играть вместе.

Воспитатели

Индивидуальные беседы с родителями «Учим правильно обуваться»

Дать представление родителям о том, как научить детей правильно обуваться «на ту ногу»; формировать заинтересованность родителей в том, чтобы научить ребенка быть самостоятельным.

Трудовая деятельность в группе «Моем игрушки»

Привлекать детей к выполнению посильной трудовой работы, способствовать проявлению самостоятельности и активности в процессе выполнения посильных поручений; воспитывать желание помочь взрослому.

4 неделя

Воспитатели

Онлайн – родительское собрание «Учимся быть самостоятельными дома»

Привлечь родителей поделиться своим опытом в формировании самостоятельности у детей дома в процессе самообслуживания, выполнения гигиенических процедур, помощи взрослым.

Воспитатели, родители

Дидактическая  игра «Список покупок»

Формировать умение самостоятельно находить нужные предметы, опираясь на образец; воспитывать желание оказать помощь.

Воспитатели

Мастер-класс «Учимся выворачивать одежду»

Развивать умение выворачивать колготки и кофты на лицевую сторону и складывать одежду на стульчике; воспитывать аккуратность.

Воспитатели

Дидактическая  игра «Разбери мусор»

Дать детям представление о том, как сортировать мусор и зачем это делать; воспитывать желание соблюдать чистоту и сохранять собственное здоровье; оказывать посильную помощь взрослым.

Воспитатели

Мастер-класс «Складываем одежду в шкафчике»

Формировать умение аккуратно складывать и развешивать одежду в своем шкафчике после прогулки; воспитывать аккуратность.

Воспитатели

Дидактическая игра «Алгоритм одевания»

Закреплять представление детей об алгоритме одевания на прогулку или после сна; развивать активность; воспитывать чувство удовлетворения от самостоятельно выполненной работы.

Воспитатели

Беседа «Чему мы научились»

Закреплять представление о том как важно самостоятельно переодеваться, мыть руки, пользоваться платком и помогать взрослым; развивать активность и желание быть самостоятельным.

Воспитатели

Презентация проекта

Представить наш опыт работы о том, как развивать самостоятельность у детей 3-4 лет в детском саду и дома.

Воспитатели, родители.

Так же некоторые родители приняли активное участие в онлайн - родительском собрании «Учим быть самостоятельными дома». Родители сняли и выложили в родительской группе ролики о том, как они учат детей одеваться, правильно обуваться, чистить зубы. А также о том, как дети помогают им дома. Онлайн-собрание растянулось, так как еще несколько семей пожелали принять в нем участие и присылали нам видеоролики в течение нескольких дней.

Во время проведения практической части мы столкнулись со сложностью: не желанием некоторых родителей развивать у детей навык самостоятельности во время переодевания при приходе в детский сад и уходе домой. Утром родители аргументируют тем, что нет времени ждать, пока ребенок сам оденется, и нет желания слушать капризы и уговаривать сделать что-то самому. Вечером, после работы, уже нет сил и хочется побыстрее уйти домой.

Мы будем продолжать работать с такими родителями индивидуально, проводить беседы и давать консультации.

В остальном проект проходил практически без изменений и согласно плану.

Далее мы перешли к аналитическому этапу. О результативности нашего проекта мы сделали вывод на основе наблюдений за детьми и бесед с родителями.

        Положительные результаты:

- дети стали самостоятельно следить за чистотой своих рук. Во время мытья рук, дети тщательно намыливают их мылом, смывают и самостоятельно проверяют чистоту рук. При необходимости повторяют процедуру;

- практически все дети самостоятельно раздеваются после прогулки и перед сном: научились снимать колготки, кофты через голову, расстегивать молнии на толстовках;

- в процессе одевания дети так же стали проявлять больше самостоятельности (некоторые дети научились даже застегивать пуговицы на рубашке), хотя некоторая помощь взрослого все же требуется;

- дети проявляют больше самостоятельности и аккуратности в процессе складывания вещей в шкафчике и на стульчике. Практически все ребята научились выворачивать колготки и штаны;

- практически все дети знают как правильно обуваться. Некоторые с помощью наклеек-подсказок, некоторые при помощи метода «дружные ботиночки»;

- дома некоторые дети стали также более активны и самостоятельны в процессе одевания, выполнения гигиенических процедур;

- все дети с удовольствием оказывают посильную помощь дома и в саду;

- многие родители приняли активное участие в проекте.

Отрицательные результаты:

- не все дети проявляют активность и самостоятельность в самообслуживании;

-  не все семьи приняли участие в проекте и выразили желание научить детей навыкам самостоятельности дома;

-  практически нет результатов в формировании у детей умения самостоятельно пользоваться носовым платком. Причина: отсутствие у детей носового платка;

Исходя из результатов проекта, мы считаем, что можно подтвердить гипотезу, поставленную на этапе планирования: при совместной активной работе в детском саду и дома развитие самостоятельности детей при самообслуживании и выполнении гигиенических процедур происходит быстрее.

Принимая во внимание отрицательные моменты нашего проекта, мы будем продолжать работу в следующих направлениях:

- проводить индивидуальную работу по развитию навыков самообслуживания у детей;

- продолжать проводить индивидуальную работу с малоактивными семьями;

- проводить индивидуальные беседы с родителями о наличии у ребенка носового платка.

На заключительном этапе мы провели презентацию нашего проекта, на которую были приглашены воспитатели нашего детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая технология формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в конструировании из бумаги

В работе раскрыт понятийный аппарат исследования, показана его практическая значимость, новизна. Описана технология поэтапного обучения старших дошкольников технике оригами, которая была апробирована ...

Педагогические условия организации самостоятельной деятельности детей в образовательном процессе

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ по созданию условий для организации самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста....

«Педагогические условия формирования самостоятельности у детей преддошкольного возраста в ДОУ».

Актуальность выбранной нами темы на наш взгляд заключается в том, что  ранний и дошкольный возраст являются сензитивными периодами для развития самостоятельности, а неправильное педагогическое со...

Буклет "Педагогическая технология.Организация самостоятельной деятельности детей в центрах активности"

Цель:Показать  коллегам  педагогическую технологию «Организация самостоятельной деятельности детей в центрах активности в образовательном процессе ДОУ» Задачи:Познакомить пе...

Консультация для родителей «КАК ФОРМИРУЕТСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ У ДЕТЕЙ»

Консультация для родителей      «КАК ФОРМИРУЕТСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ У ДЕТЕЙ»...

Консультация на тему: «Педагогические условия организации самостоятельной деятельности детей третьего года жизни»

Консультация на тему:«Педагогические условия организации самостоятельной деятельности детей третьего года жизни»...

Методическая разработка для родителей детей 2 младшей группы по теме: «Формируем самостоятельность у детей»

Наверное, каждый родитель желает видеть своего ребёнка успешным в будущем: в учёбе, на производстве. «Кирпичики развития» создаются не сразу, они появляются еще в раннем возрасте. От совместных усилий...