Главные вкладки

    «Педагогические условия формирования самостоятельности у детей преддошкольного возраста в ДОУ».
    статья (младшая группа) на тему

    Лопоша Любовь Ивановна

    Актуальность выбранной нами темы на наш взгляд заключается в том, что  ранний и дошкольный возраст являются сензитивными периодами для развития самостоятельности, а неправильное педагогическое сопровождение развития самостоятельности со стороны взрослых (особенно родителей) приводит к тяжелым кризисным явлениям. Типичной ошибкой родителей является, лишение ребенка возможности проявлять посильную самостоятельность. Воспитателю часто приходится сталкиваться с таким стилем отношений родителей и детей как гиперопека. Наше исследование связано с изучением проблемы формирования самостоятельности у детей преддошкольного возраста. Самостоятельность развивается в разных видах деятельности в том числе и в трудовой деятельности ребенка.        Проблемой изучения самостоятельности занимались многие ученые: Р.С. Буре, Г.Н. Година, Ш.А. Амонашвили, С.Л. Рубенштейн, В.С. Мухина, Л.С. Выготский, Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова, Л.А. Ростовецкая, А.Н.Леонтьев и многие другие. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tekst_dlya_stati_kondratyuk_lyuby.doc60 КБ

    Предварительный просмотр:

            «Педагогические условия формирования

     самостоятельности у детей преддошкольного возраста в ДОУ».

    Кондратюк Любовь, студентка 53 группы ПК № 8.

    Руководитель работы – преподаватель педагогики Ядловская Г.А.

    Актуальность выбранной нами темы на наш взгляд заключается в том, что  ранний и дошкольный возраст являются сензитивными периодами для развития самостоятельности, а неправильное педагогическое сопровождение развития самостоятельности со стороны взрослых (особенно родителей) приводит к тяжелым кризисным явлениям. Типичной ошибкой родителей является, лишение ребенка возможности проявлять посильную самостоятельность. Воспитателю часто приходится сталкиваться с таким стилем отношений родителей и детей как гиперопека. Наше исследование связано с изучением проблемы формирования самостоятельности у детей преддошкольного возраста. Самостоятельность развивается в разных видах деятельности в том числе и в трудовой деятельности ребенка.        Проблемой изучения самостоятельности занимались многие ученые: Р.С. Буре, Г.Н. Година, Ш.А. Амонашвили, С.Л. Рубенштейн, В.С. Мухина, Л.С. Выготский, Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова, Л.А. Ростовецкая, А.Н.Леонтьев и многие другие.

            Самостоятельность – это важнейшее личностное качество, способность обходиться без посторонней помощи в различных видах деятельности.

                    Изучив различные литературные источники, рассматривающие вопросы развития самостоятельности у детей, мы предположили, что  самостоятельность у младших дошкольников возможно сформировать при соблюдении следующих условий:

    1. Систематической организации в группе раннего возраста элементарной трудовой деятельности детей в доступной им форме.
    2. При установлении единства педагогических требований к ребенку со стороны воспитателей и родителей.

           

    Свое исследование мы проводили в первой младшей группе ГДОУ № 73 Фрунзенского района. Списочный состав исследуемой группы составляет 18 человек, из них 10 девочек и 8 мальчиков. Группа была сформирована в сентябре 2008 года, но некоторые дети (5 человек) пришли в сентябре 2009 года, и адаптация к детскому саду у них проходила  в сентябре – октябре.

    В нашей группе созданы благоприятные условия для организации элементарной трудовой деятельности и формирования самостоятельности детей. В группе имеется множество пособий для развития мелкой моторики детей (шнуровки, застежки, вкладыши). Также есть алгоритмы одевания – раздевания, мытья рук, подборка потешек и песенок. Во время проведения режимных моментов мы стараемся создать в группе спокойную обстановку, используем разные игровые приемы, которые позволяют превратить неинтересную для детей работу в увлекательное занятие.

    В октябре 2009 года нами было проведено исследование уровня развития самостоятельности и   уровня развития самообслуживания детей нашей группы.

    Для  определения уровня развития навыков самостоятельности  мы использовали метод целенаправленного наблюдения в процессе самообслуживания детей, в ходе которого фиксировали внимание на следующих параметрах:

    -   способность поставить и удерживать  цель предстоящей деятельности;

    - способность выполнять трудовую деятельность без посторонней помощи;

    -  способность достигать положительного результата;

    -  умение адекватно оценивать результат;

    -  умение проявлять инициативу в трудовой деятельности;

    -  стремление к самостоятельности и активности.

    Оценивая качество навыков одевания-раздевания, приема пищи, умывания, уборки одежды и игрушек мы опирались на требования   Программы воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М.Васильевой. – М., 2005.

         Обработка полученных данных показала, что на высоком уровне развития самостоятельности в октябре 2009г находились 3 ребенка группы,  что составило 17 %. Для этих детей было характерно то, что они были способны поставить цель предстоящей деятельности, удерживать ее, выполнять трудовую деятельность без посторонней помощи и достигать положительного результата. Данные дети  проявляли активность и инициативу в трудовой деятельности и стремились к самостоятельности.

    На среднем уровне находились  4 ребенка группы, что составило 22%.  В целом они способны были выполнить задание без посторонней помощи, однако  не всегда достигали положительного результата, активность и инициативу не проявляли.

    На низком уровне находились 11 детей группы, что составило 61%. Для данной группы детей было характерно то, что не  все дети  могли выполнить задание без посторонней помощи,  не стремились достичь положительного результата, были пассивны и не самостоятельны.

    Анализируя навыки самообслуживания конкретных детей, мы увидели, что высокий уровень развития навыков был характерен для 17% детей группы. Эти дети умели самостоятельно одеваться, раздеваться, умываться, складывать одежду, убирать игрушки, принимать пищу, не обращаясь за помощью к воспитателю.

    Средний уровень  составил 33% от числа детей всей группы. Эти дети умели самостоятельно одеваться, раздеваться, принимать пищу, умываться, но  испытывали затруднения с навыками причесывания и складывания одежды. Иногда детям данной группы требовалась помощь со стороны воспитателя.

    Низкий уровень развития навыков самообслуживания был характерен для 50 % детей группы. У этих детей хорошо был развит  навык приема пищи,  удовлетворительно был сформирован навык раздевания и умывания, но  дети практически ничего не могли сделать без помощи воспитателя и чаще других обращались за помощью.

    Осмысление данных результатов позволило нам наметить следующие задачи для формирующей части нашего исследования:

    1. Формировать способность ставить и  удерживать цель предстоящей деятельности;

    - способность достигать положительного результата;

    - умение адекватно оценивать результат;

    - умение проявлять инициативу в трудовой деятельности

    2. Продолжать формировать:

    - способность выполнять трудовую деятельность без посторонней помощи;

    - стремление к самостоятельности и активности.

    3. Особое внимание  обратить на формирование навыков причесывания и складывания одежды.

    4. Закреплять у детей навыки одевания-раздевания, умывания, уборки игрушек и приема пищи.

    С целью выполнения поставленных задач нами была разработана программа педагогического сопровождения развития самостоятельности у детей первой младшей группы ГДОУ №73 Фрунзенского района, в которую мы включили следующие приемы и формы работы:

    - Показ способа действия.

    - Индивидуальные поручения.

    -Дидактические упражнения.

    -Упражнения детей в ходе режимных моментов.

    - Напоминание.

    - Игровые ситуации

    - Чтение потешек.

    - Похвала.

    - Пример сверстника.

    - Рассматривание картинок.

    - Просьбы воспитателя о помощи.

    Наиболее эффективными методами в нашей работе были поручения  принести стульчик товарищу, помочь няне накрыть на стол. Детям нравилось выполнять поручения, потому что их за это хвалили.  Положительный пример сверстника вызывал у малоактивных детей желание сделать что-то самому и стать примером для других. Эффективны оказались просьбы о помощи. Детям очень нравилось помогать воспитателю и сверстникам. Они ощущали значимость своего труда. И уже в дальнейшем при возникновении таких ситуаций они сами, не дожидаясь просьбы,  старались помочь товарищу.

    Нами были изготовлены и внесены в группу дидактические пособия застежки и шнуровки. Дети с интересом осваивали их, а затем разученные действия переносили на себя в процессе одевания.   В режимные моменты мы активно использовали чтение потешек («Кран откройся, нос умойся», «Мы умеем одеваться и друг другу помогать»). Они вызывали у детей эмоциональный отклик, радость и желание действовать согласно тексту.   Дидактические упражнения «Научим мишку правильно умываться», «Где лежит игрушка» и «Игрушки заблудились» вызывали у детей желание помочь игрушками найти свое место, многие сопереживали игрушкам, которые заблудились. Практически все дети проявили интерес к данным упражнениям.

    Дети проявляли большой интерес к  дидактическим играм «Сделаем кукле красивую прическу», «Уложим куклу спать» и др. Все хотели причесать куклу, уложить спать, а потом  во время режимных моментов мы замечали, что дети воспроизводят разученные в игре действия в самообслуживании.

    Менее эффективными для наших детей методами оказались рассматривание картинок, чтение художественной литературы (так как достаточно сложно оказалось найти доступные детям данного возраста сказки и художественные произведения по гигиенической теме).

    Непонятны детям оказались и наглядные алгоритмы одевания и раздевания.

    На наш взгляд это связано с тем, что детям больше нравиться активная практическая деятельность.

    В дальнейшем мы планируем использовать в своей работе разнообразные дидактические игры и упражнения, игровые ситуации, чтение новых потешек, более сложные поручения, примеры сверстников и просьбы о помощи. Так как они на наш взгляд оказались более понятны и интересны нашим детям  и помогли нам достичь поставленных целей.

    Параллельно с работой, проводимой  с детьми,  нами проводилась работа с их родителями: анкетирование родителей  по теме «Развитие самостоятельности детей», индивидуальные беседы с родителями на темы «Развитие навыков самообслуживания у детей» и «Развитие самостоятельности», родительское собрание на тему «Формирование  самостоятельности у детей».

    Были оформлены: информационная папка для родителей на тему «Я сам или кризис 3-х лет», папки-передвижки с подбором потешек по теме «Формирование самостоятельности», тематического стенда на тему «Мы умеем одеваться и друг другу помогать» и  фото выставки на тему«Наши достижения».

    Родители хорошо откликались на анкетирование, но многие приукрашивали возможности своих детей, пытаясь убедить нас в том,  что ребенок дома сам умеет одеваться, а мы этих навыков у ребенка не наблюдали. Более того,  мы часто являлись свидетелями того, что родители забирая или приводя ребенка в детский сад полностью одевали его сами. Родителей больше других форм работы интересовали индивидуальные беседы, в ходе которых им давались советы и конкретные рекомендации по формированию самостоятельности у детей. Нами было проведено родительское собрание на тему «Формирование  самостоятельности у детей», в ходе которого мы объяснили родителям, что для успешного формирования самостоятельности должно быть единство требований со стороны воспитателей и родителей. На собрание пришли почти все родители и все с интересом слушали информацию, однако вопросов почти не задавали и, как показали наши наблюдения, многие родители не приняли наших советов, а продолжали одевать ребенка и всячески отстраняли его от процессов самообслуживания.

    Мало интересовала родителей и  печатная информация, и они без рекомендаций воспитателя самостоятельно не обращались к данным материалам. А на наш вопрос: « Познакомились ли они с предложенной им информацией»,  ссылались  на нехватку времени. Гораздо эффективнее оказалось донести до родителей какую-либо информацию при личной беседе.

    Несмотря на то, что мы еще не проводили контрольного исследования, уже видны положительные изменения в проявлении самостоятельности у большинства детей группы. Они стали более  активными, стали откликаться на просьбы воспитателя и сверстников, проявлять инициативу в трудовой деятельности и добиваться положительных результатов.

    На основании всего выше изложенного мы сделали выводы:

    1. Элементарные трудовые поручения и включение детей в хозяйственно-бытовой труд, доступный для их возраста, действительно помогают легче сформировать навыки самообслуживания и самостоятельности у детей преддошкольного возраста.

    2.Достаточно сложно включить родителей в единый педагогический процесс, но там, где нам это удавалось сделать, был виден положительный результат.

    3. Только при целенаправленном руководстве со стороны воспитателя возможно сформировать самостоятельность у детей на доступном для их возраста уровне сложности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Организационные и психолого-педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества»

    Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом свои...

    Организационные и психолого-педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества

    Социальная значимость труда в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определённое значение. Человеческим трудом создаются все материальные и духовные ценности; в процессе труда совершенствует...

    Организационно-педагогические условия, способствующие оздоровлению детей дошкольного возраста

    Одной из основных задач является восстановление у детей правильной осанки путем рационального использования компенсирующих методов и приемов - построение щадящего режима, коррекционной гимнастики, мас...

    Психолого –педагогические условия познавательного развития детей раннего возраста.

    Итоговая работа слушателя дополнительной программы профессиональной переподготовки  «Образование и педагогика (воспитатель)»...

    Организационные и психолого-педагогические условия становления у детей дошкольного возраста самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий на основе реализации ФГОС

    Организационные и психолого-педагогические условия становления у детей дошкольного возраста самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий на основе реализации ФГОС...

    «Организационные и психолого-педагогические условия становления у детей дошкольного возраста целенаправленности и саморегуляции собственных действий»

    Анализ недостатков в результатах.Анализ недостатков в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.Формулировка профессиональной проблемы.Описание новых профессиональных результатов, с...

    Мои презентации на тему: "Психолого - педагогические условия сенсорного развития детей дошкольного возраста"

    —сенсорное развитие у детей дошкольного возраста может быть более успешным, если создать педагогические условия:—- осуществление его в процессе содержательной деятельности.—- сенсорное воспитание наиб...