Главные вкладки

    Организационно-педагогические условия, способствующие оздоровлению детей дошкольного возраста
    методическая разработка по теме

    Дорохова Лариса Борисовна

    Одной из основных задач является восстановление у детей правильной осанки путем рационального использования компенсирующих методов и приемов - построение щадящего режима, коррекционной гимнастики, массажа, правильной организации питания. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Одной из задач определенных в Уставе нашего ДОУ является восстановление у детей правильной осанки путем рационального использования компенсирующих методов и приемов - построение щадящего режима, коррекционной гимнастики, массажа, правильной организации питания.

    Основные задачи и направления общеукрепляющего воздействия и коррекции средствами физической культуры:

    1. Обеспечение оптимального двигательного режима и физического развития ребенка.

    2. Укрепление связочно-мышечного аппарата торса, рук и ног.

    3. Укрепление мышц, участвующих в формировании свода стопы.

    4. Формирование правильного стереотипа ходьбы и навыков осанки, обучение координации движений, умению расслаблять мышцы.

    5. Увеличение силовой выносливости мышц.

    6. Коррекция и компенсация нарушений физического развития.

    7. Повышение эмоционального тонуса.

    8. Улучшение вестибулярного аппарата.

    9. Замедление процесса развития заболевания.

    10. Устранение   избыточного   психоэмоционального   и   мышечного напряжения во время занятий физической культурой, досугов, развлечений.

    Осанка считается нормальной, если голова держится прямо, грудная клетка развёрнута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах.

    Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье. При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость).

    В дошкольном возрасте осанка еще не сформирована, неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период бурного роста (5—7 лет). Плоскостопие также является нарушением опорно-двигательного аппарата. Стопа — опора нашего тела, и любой дефект развития может отражаться на осанке. В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного роста, ее формирование не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. Поэтому и возникла необходимость в разработке системы, направленной на максимальную коррекцию нарушений функций опорно-двигательного аппарата.

    В работе ДОУ соблюдаются следующие принципы:

    • Систематичность - подбор специальных упражнений и последовательность их проведения;

    • Индивидуальность - контроль за общим состоянием ребенка, за дозировкой упражнений;

    • Длительность - применение физических упражнений, способствующих восстановлению нарушений функций возможно лишь при условии длительного и упорного повторения упражнений;

    • Разнообразие и новизна - подбор и применение физических упражнений обновляю через 2-3 недели;

    • Цикличность - чередую физическую нагрузку с отдыхом, с упражнениями на расслабление.

    • Умеренность - продолжительность занятий 25-30 мин в сочетании с дробной физической нагрузкой;

    • Разделение физической нагрузки в соответствие с половым признаком.

    Эффективное оздоровление, воспитание и развитие ослабленного ребёнка осуществляется в ДОУ при соблюдении условий:

    • создана  предметно-развивающая   среда,   направленная   на  физическое развитие детей, имеющих нарушения функций опорно-двигательного аппарата;

    •  разработан оптимальный двигательный режим для детей;

    •  подобрана необходимая методическая литература;

    •    разработано перспективное планирование физкультурных занятий и ЛФК;

    • создан    план    взаимодействия    физинструктора   и    воспитателей    по коррекционной работе;

    • подобраны   комплексы   утренней   гимнастики   с   корригирующими упражнениями;

    •  разработаны комплексы коррекционной гимнастики после сна;

    •  внедрен    в    практику    цикл    коррекционных    игр    -    упражнений направленных на исправление осанки и плоскостопия;

    • систематизирован цикл релаксации с речевым сопровождением и цикл дыхательных гимнастик для детей дошкольного возраста.

    Коррекционно-оздоровительная работа с детьми ведется через различные виды специально организованной деятельности:

    - утренняя гимнастика с коррегирующими элементами, гимнастика после дневного сна;

    -физкультурно-оздоровительные занятия, игровые занятия,  спортивные упражнения;

    - занятия лечебной гимнастикой;

    - самостоятельная творческая деятельность детей (под контролем воспитателя);

    - прогулки,  оздоровительный бег;

    -закаливающие процедуры, босохождение, бассейн;

    - дыхательные гимнастики;

    - кратковременные висы на перекладине;

    - массаж и самомассаж.

    В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей приобрела особую актуальность. Количество больных детей дошкольников увеличилось. 60% детей дошкольного возраста имеют функциональные отклонения, ведущими среди которых являются нарушения опорно-двигательного аппарата. Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми.

    В детском саду ребенок находится практически ежедневно, где имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность воздействий.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Современные методы оздоровления детей дошкольного возраста

    Современные методы оздоровления детей дошкольного возраста : цветотерапия, песочная терапия, сказкотерапия, ароматерапия и т.д....

    Современные направления в оздоровлении детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

    Современные направления в оздоровлении детей дошкольного возрастав средней группе МДОУ – детский сад «Радуга»Воспитатели:  Рыбина Н.А., Сорочкина Е.В.,     Проблема сохр...

    Физическое оздоровление детей дошкольного возраста в условиях ДОУ при сотрудничестве с семьей

    Совершенствование системы физического воспитания дошкольников во многом определяется уровнем научной обоснованности методов физической подготовки детей этого возраста. Именно в детском возрасте формир...

    Методики оздоровления детей дошкольного возраста в условиях детского сада

    Методика проведения воздушных ванн. Воздушные ванны дети получают на НОД по физкультуре, на утренней гимнастике. Воздушные ванны после дневного сна проводятся в сочетании с бодрящей гимнасти...

    Презентация для педагогов дошкольного образования на тему: "Оздоровление детей дошкольного возраста через музыку, движение и речь"

    Дошкольный возраст-это один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрасте закладываются основы здоровья, правильного физического развития, воспитывается личность....