Организационно-педагогические условия, способствующие оздоровлению детей дошкольного возраста
методическая разработка по теме
Одной из основных задач является восстановление у детей правильной осанки путем рационального использования компенсирующих методов и приемов - построение щадящего режима, коррекционной гимнастики, массажа, правильной организации питания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Одной из задач определенных в Уставе нашего ДОУ является восстановление у детей правильной осанки путем рационального использования компенсирующих методов и приемов - построение щадящего режима, коррекционной гимнастики, массажа, правильной организации питания.
Основные задачи и направления общеукрепляющего воздействия и коррекции средствами физической культуры:
1. Обеспечение оптимального двигательного режима и физического развития ребенка.
2. Укрепление связочно-мышечного аппарата торса, рук и ног.
3. Укрепление мышц, участвующих в формировании свода стопы.
4. Формирование правильного стереотипа ходьбы и навыков осанки, обучение координации движений, умению расслаблять мышцы.
5. Увеличение силовой выносливости мышц.
6. Коррекция и компенсация нарушений физического развития.
7. Повышение эмоционального тонуса.
8. Улучшение вестибулярного аппарата.
9. Замедление процесса развития заболевания.
10. Устранение избыточного психоэмоционального и мышечного напряжения во время занятий физической культурой, досугов, развлечений.
Осанка считается нормальной, если голова держится прямо, грудная клетка развёрнута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах.
Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье. При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость).
В дошкольном возрасте осанка еще не сформирована, неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период бурного роста (5—7 лет). Плоскостопие также является нарушением опорно-двигательного аппарата. Стопа — опора нашего тела, и любой дефект развития может отражаться на осанке. В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного роста, ее формирование не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. Поэтому и возникла необходимость в разработке системы, направленной на максимальную коррекцию нарушений функций опорно-двигательного аппарата.
В работе ДОУ соблюдаются следующие принципы:
• Систематичность - подбор специальных упражнений и последовательность их проведения;
• Индивидуальность - контроль за общим состоянием ребенка, за дозировкой упражнений;
• Длительность - применение физических упражнений, способствующих восстановлению нарушений функций возможно лишь при условии длительного и упорного повторения упражнений;
• Разнообразие и новизна - подбор и применение физических упражнений обновляю через 2-3 недели;
• Цикличность - чередую физическую нагрузку с отдыхом, с упражнениями на расслабление.
• Умеренность - продолжительность занятий 25-30 мин в сочетании с дробной физической нагрузкой;
• Разделение физической нагрузки в соответствие с половым признаком.
Эффективное оздоровление, воспитание и развитие ослабленного ребёнка осуществляется в ДОУ при соблюдении условий:
• создана предметно-развивающая среда, направленная на физическое развитие детей, имеющих нарушения функций опорно-двигательного аппарата;
• разработан оптимальный двигательный режим для детей;
• подобрана необходимая методическая литература;
• разработано перспективное планирование физкультурных занятий и ЛФК;
• создан план взаимодействия физинструктора и воспитателей по коррекционной работе;
• подобраны комплексы утренней гимнастики с корригирующими упражнениями;
• разработаны комплексы коррекционной гимнастики после сна;
• внедрен в практику цикл коррекционных игр - упражнений направленных на исправление осанки и плоскостопия;
• систематизирован цикл релаксации с речевым сопровождением и цикл дыхательных гимнастик для детей дошкольного возраста.
Коррекционно-оздоровительная работа с детьми ведется через различные виды специально организованной деятельности:
- утренняя гимнастика с коррегирующими элементами, гимнастика после дневного сна;
-физкультурно-оздоровительные занятия, игровые занятия, спортивные упражнения;
- занятия лечебной гимнастикой;
- самостоятельная творческая деятельность детей (под контролем воспитателя);
- прогулки, оздоровительный бег;
-закаливающие процедуры, босохождение, бассейн;
- дыхательные гимнастики;
- кратковременные висы на перекладине;
- массаж и самомассаж.
В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей приобрела особую актуальность. Количество больных детей дошкольников увеличилось. 60% детей дошкольного возраста имеют функциональные отклонения, ведущими среди которых являются нарушения опорно-двигательного аппарата. Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми.
В детском саду ребенок находится практически ежедневно, где имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность воздействий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные направления в оздоровлении детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
Современные направления в оздоровлении детей дошкольного возрастав средней группе МДОУ – детский сад «Радуга»Воспитатели: Рыбина Н.А., Сорочкина Е.В., Проблема сохр...
Физическое оздоровление детей дошкольного возраста в условиях ДОУ при сотрудничестве с семьей
Совершенствование системы физического воспитания дошкольников во многом определяется уровнем научной обоснованности методов физической подготовки детей этого возраста. Именно в детском возрасте формир...
Методики оздоровления детей дошкольного возраста в условиях детского сада
Методика проведения воздушных ванн. Воздушные ванны дети получают на НОД по физкультуре, на утренней гимнастике. Воздушные ванны после дневного сна проводятся в сочетании с бодрящей гимнасти...
Педсовет Создание в ДОУ условий для оздоровления детей дошкольного возраста»
Тема нашего педагогического совета «Создание в ДОУ условий для оздоровления детей дошкольного возраста. Слова древнего философа Софокл «Счастлив тот, кто здоров телом, во...
Методические рекомендации «Содержания РППС в бассейне детского сада, направленное на развитие и оздоровление детей дошкольного возраста в условиях Крайнего Севера».
Принципы конструирования предметно-пространственной среды в образовательных учреждениях основаны на психолого-педагогической концепции современного дошкольного образования, которая сводится к созданию...
Содержание развивающей предметно - пространственной среды в бассейне детского сада, направленное на развитие и оздоровление детей дошкольного возраста в условиях Крайнего Севера.
Содержание развивающей предметно - пространственной среды в бассейне детского сада, направленное на развитие и оздоровление детей дошкольного возраста в условиях Крайнего Севера....