Организационно-педагогические условия, способствующие оздоровлению детей дошкольного возраста
методическая разработка по теме

Дорохова Лариса Борисовна

Одной из основных задач является восстановление у детей правильной осанки путем рационального использования компенсирующих методов и приемов - построение щадящего режима, коррекционной гимнастики, массажа, правильной организации питания. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Одной из задач определенных в Уставе нашего ДОУ является восстановление у детей правильной осанки путем рационального использования компенсирующих методов и приемов - построение щадящего режима, коррекционной гимнастики, массажа, правильной организации питания.

Основные задачи и направления общеукрепляющего воздействия и коррекции средствами физической культуры:

1. Обеспечение оптимального двигательного режима и физического развития ребенка.

2. Укрепление связочно-мышечного аппарата торса, рук и ног.

3. Укрепление мышц, участвующих в формировании свода стопы.

4. Формирование правильного стереотипа ходьбы и навыков осанки, обучение координации движений, умению расслаблять мышцы.

5. Увеличение силовой выносливости мышц.

6. Коррекция и компенсация нарушений физического развития.

7. Повышение эмоционального тонуса.

8. Улучшение вестибулярного аппарата.

9. Замедление процесса развития заболевания.

10. Устранение   избыточного   психоэмоционального   и   мышечного напряжения во время занятий физической культурой, досугов, развлечений.

Осанка считается нормальной, если голова держится прямо, грудная клетка развёрнута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах.

Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье. При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость).

В дошкольном возрасте осанка еще не сформирована, неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период бурного роста (5—7 лет). Плоскостопие также является нарушением опорно-двигательного аппарата. Стопа — опора нашего тела, и любой дефект развития может отражаться на осанке. В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного роста, ее формирование не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. Поэтому и возникла необходимость в разработке системы, направленной на максимальную коррекцию нарушений функций опорно-двигательного аппарата.

В работе ДОУ соблюдаются следующие принципы:

• Систематичность - подбор специальных упражнений и последовательность их проведения;

• Индивидуальность - контроль за общим состоянием ребенка, за дозировкой упражнений;

• Длительность - применение физических упражнений, способствующих восстановлению нарушений функций возможно лишь при условии длительного и упорного повторения упражнений;

• Разнообразие и новизна - подбор и применение физических упражнений обновляю через 2-3 недели;

• Цикличность - чередую физическую нагрузку с отдыхом, с упражнениями на расслабление.

• Умеренность - продолжительность занятий 25-30 мин в сочетании с дробной физической нагрузкой;

• Разделение физической нагрузки в соответствие с половым признаком.

Эффективное оздоровление, воспитание и развитие ослабленного ребёнка осуществляется в ДОУ при соблюдении условий:

• создана  предметно-развивающая   среда,   направленная   на  физическое развитие детей, имеющих нарушения функций опорно-двигательного аппарата;

•  разработан оптимальный двигательный режим для детей;

•  подобрана необходимая методическая литература;

•    разработано перспективное планирование физкультурных занятий и ЛФК;

• создан    план    взаимодействия    физинструктора   и    воспитателей    по коррекционной работе;

• подобраны   комплексы   утренней   гимнастики   с   корригирующими упражнениями;

•  разработаны комплексы коррекционной гимнастики после сна;

•  внедрен    в    практику    цикл    коррекционных    игр    -    упражнений направленных на исправление осанки и плоскостопия;

• систематизирован цикл релаксации с речевым сопровождением и цикл дыхательных гимнастик для детей дошкольного возраста.

Коррекционно-оздоровительная работа с детьми ведется через различные виды специально организованной деятельности:

- утренняя гимнастика с коррегирующими элементами, гимнастика после дневного сна;

-физкультурно-оздоровительные занятия, игровые занятия,  спортивные упражнения;

- занятия лечебной гимнастикой;

- самостоятельная творческая деятельность детей (под контролем воспитателя);

- прогулки,  оздоровительный бег;

-закаливающие процедуры, босохождение, бассейн;

- дыхательные гимнастики;

- кратковременные висы на перекладине;

- массаж и самомассаж.

В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей приобрела особую актуальность. Количество больных детей дошкольников увеличилось. 60% детей дошкольного возраста имеют функциональные отклонения, ведущими среди которых являются нарушения опорно-двигательного аппарата. Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми.

В детском саду ребенок находится практически ежедневно, где имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность воздействий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные направления в оздоровлении детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Современные направления в оздоровлении детей дошкольного возрастав средней группе МДОУ – детский сад «Радуга»Воспитатели:  Рыбина Н.А., Сорочкина Е.В.,     Проблема сохр...

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста в условиях ДОУ при сотрудничестве с семьей

Совершенствование системы физического воспитания дошкольников во многом определяется уровнем научной обоснованности методов физической подготовки детей этого возраста. Именно в детском возрасте формир...

Методики оздоровления детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Методика проведения воздушных ванн. Воздушные ванны дети получают на НОД по физкультуре, на утренней гимнастике. Воздушные ванны после дневного сна проводятся в сочетании с бодрящей гимнасти...

Педсовет Создание в ДОУ условий для оздоровления детей дошкольного возраста»

Тема нашего педагогического совета  «Создание в ДОУ условий для оздоровления детей дошкольного возраста.  Слова древнего философа Софокл  «Счастлив тот, кто здоров телом, во...

Методические рекомендации «Содержания РППС в бассейне детского сада, направленное на развитие и оздоровление детей дошкольного возраста в условиях Крайнего Севера».

Принципы конструирования предметно-пространственной среды в образовательных учреждениях основаны на психолого-педагогической концепции современного дошкольного образования, которая сводится к созданию...

Содержание развивающей предметно - пространственной среды в бассейне детского сада, направленное на развитие и оздоровление детей дошкольного возраста в условиях Крайнего Севера.

Содержание развивающей предметно - пространственной среды в бассейне детского сада, направленное на развитие и оздоровление детей дошкольного возраста в условиях Крайнего Севера....