Педагогическая технология формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в конструировании из бумаги
статья по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме

В работе раскрыт понятийный аппарат исследования, показана его практическая значимость, новизна. Описана технология поэтапного обучения старших дошкольников технике оригами, которая была апробирована в детском саду "Сказка".  Проведенное исследование не исчерпало всех возможностей, может быть продолжено и усовершенствовано дальше.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vvedenie.docx66.02 КБ
Файл bazovye_formy_origami_klassnye.docx795.85 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Актуальность исследования. Интерес к изучаемой нами проблеме обусловливается, в настоящее время, гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающей личности, ее творческих потенциалов. Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческих подход к решению больших и малых задач, способность самостоятельно ставить и решать новые проблемы. Задачу формирования и развития активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками. Исследования психологов доказывают, что в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, творчества. Своевременное развитие самостоятельности расширяет возможности познания, общения, подготавливает успешное вхождение ребенка в ситуацию школьного обучения.

Анализ исследований по данной проблеме позволяет выделить ряд ступеней  в становлении самостоятельности. Первые проявления самостоятельности усматриваются в младшем дошкольном возрасте, который по определению А.Н. Леонтьева является периодом «первоначального фактического складывания личности» [21]. Дальнейшее развитие самостоятельности связано с освоением ребенком разных видов деятельности – игровой, трудовой, продуктивной. Так игра способствует развитию активности и инициативы, в трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости, в продуктивных видах деятельности формируются независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения.

Среди разнообразных видов детской деятельности особое место принадлежит изобразительной деятельности и, в частности, конструированию из бумаги. Анализ источников дает основание рассматривать конструирование из бумаги как деятельность, включающую в себя элементы других видов деятельности – игры, труда, изобразительной деятельности. Благодаря такому интегральному характеру в конструировании из бумаги и заключены благоприятные возможности для формирования самостоятельности дошкольников. Недостаточно изученным оказался такой вид как конструирование из листа бумаги по типу оригами. Данный вид конструирования интересен и привлекателен для дошкольников своей направленностью на результат. Желание самостоятельно достичь результата заставляет детей преодолевать трудности, проявлять настойчивость, сообразительность. Помимо этого уже в этом возрасте у некоторых дошкольников обнаруживается элементарный познавательный интерес, проявляющийся в поиске новых возможностей складывания бумаги и способов осуществления новых целей. Конструирование из бумаги по типу оригами может с успехом использоваться как в ДОУ, так и в семье, его применение обогащает педагогическую среду и является действенным средством формирования самостоятельности и творчества дошкольников.

Однако до сих пор существуют противоречия между: потребностями современной практики в технологиях формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в конструировании из бумаги по типу оригами и их недостаточной разработанностью. Противоречие между имеющимися возможностями и отсутствием технологии позволило обозначить проблему исследования.

Проблема исследования: какова педагогическая технология формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в конструировании из бумаги по типу оригами.

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально апробировать педагогическую технологию, обеспечивающую эффективность процесса формирования самостоятельности у старших дошкольников в конструировании из бумаги.

Объект исследования – процесс формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в конструировании.

Предмет исследования – технология формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в конструировании из бумаги по типу оригами.

Гипотеза исследования. Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в конструировании из бумаги будет осуществляться наиболее успешно, если:

Самостоятельность старших дошкольников в конструировании из бумаги рассматривается как качество личности, проявляющееся в умении действовать без помощи взрослого при выборе содержания, средств и способов выполнения конструктивных заданий;

Определены критерии, показатели и уровни формирования самостоятельности старших дошкольников в конструировании из бумаги по типу оригами, учитывающие его специфику;

Разработана технология формирования самостоятельности старших дошкольников, основанная на реализации процесса обучения с использованием разнообразных методов и приемов, с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей.

Исходя из определения цели и формулирования гипотезы, в исследовании были поставлены следующие задачи:

Осуществить теоретический анализ проблемы формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в теории и практике, на этой основе уточнить понятия «деятельность», «самостоятельность», «оригами»;

Определить критерии и показатели для выявления уровня  сформированности самостоятельности старших дошкольников в конструировании из бумаги;

Разработать и апробировать педагогическую технологию, способствующую формированию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в конструировании из бумаги по типу оригами.

Новизна исследования:

Доказана возможность формирования самостоятельности у старших дошкольников в художественном ручном труде;

Выявлены критерии и уровни сформированности самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста с учетом специфики художественного ручного труда (оригами);

Обоснована и экспериментально проверена технология обучения старших дошкольников оригами, направленная на формирование самостоятельности как качества личности.

Практическая значимость исследования:

 Разработана и апробирована технология обучения старших дошкольников оригами, направленная на формирование самостоятельности как качества личности;

Разработаны материалы, которые могут использоваться педагогами ДОУ в работе с детьми и в педагогическом просвещении родителей.

Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования самостоятельности  дошкольников

Проблема формирования самостоятельности в психолого – педагогической литературе

Анализ литературы показывает, что проблема самостоятельности личности издавна привлекала внимание философов, психологов и педагогов.

В философской литературе вопросы самостоятельности рассматривались в связи с проблемой свободы и ответственности личности, взаимодействия личности и общества, общественной и личной практики. В философских исследованиях подчеркивается, что самостоятельность возникает как объективная необходимость жизни и деятельности человека в обществе.

Философские подходы к самостоятельности получили свое развитие в работах крупных отечественных психологов: Л.С. Выготского, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна. В своих трудах они рассматривали вопросы самостоятельности в русле кардинальных проблем психологической науки – проблем личности, активности, деятельности. Они подчеркивали, что социальная ценность самостоятельности как качества личности определяется ее направленностью и уровнем активности человека как субъекта деятельности и отношений. «Самостоятельность – это не простая сумма знаний, умений и навыков личности, позволяющих ей своими силами вести очередные дела, а общественное проявление личности, характеризующее ее тип отношения к труду, людям и обществу» (С.Л. Рубинштейн) […..].

В исследованиях Т.И. Бабаевой [….] отчетливо проявляет себя подход к самостоятельности как интегральному качеству личности, объединяющему в себе интеллектуальную, нравственно – волевую, эмоциональную стороны личности.

Анализ исследований  (Л.И. Божович, Н.А. Ветлугина, П.Г. Саморукова, А.П. Усова и др.) позволяет выделить ряд показателей проявления самостоятельности, таких как независимость действий и поступков личности, стремление без посторонней помощи реализовывать свои планы, способность инициативно, творчески ставить и решать различные задачи, умение проявлять настойчивость и ответственность в достижении поставленной цели, способность к контролю и оценке своих действий. Все это характеризует самостоятельность как одно из ведущих качеств личности и дает основание считать возможным и необходимым формирование ее у старших дошкольников.

Итак, анализ литературы позволяет отметить, что трактовка понятия «самостоятельность» лишена однозначности. Разница мнений обусловлена зависимостью самостоятельности от определенного вида деятельности, в которой она проявляется и формируется. Исследователи проблемы отмечают, что самостоятельность не раз и навсегда закрепившееся качество личности, а постоянно развивающееся под воздействием среды и воспитания.

Многочисленные исследования показывают, что на протяжении детства самостоятельность проходит путь прогрессивного развития, приобретая более богатое содержание и все более сложные формы. Она обнаруживается уже в раннем детстве. Так, на втором году жизни появляется стремление двигаться и действовать самостоятельно. Это стремление не является инстинктивным, оно формируется в первые годы жизни на основе приобретаемого ими опыта практического взаимодействия и общения с близкими взрослыми. Это стремление к самостоятельности является зародышем всех в дальнейшем формирующихся высших форм самостоятельности.

Важное значение для формирования самостоятельности имеют мотивы и цели осуществляемой ребенком деятельности. Как указывают А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович и другие [12], процесс и результат деятельности прямо зависит от того, на что направлена деятельность и ради чего она выполняется.

Первая дошкольная ступень – период наиболее интенсивного развития самостоятельности. Роль взрослого здесь ведущая, но под его руководством дошкольник постепенно становится настолько самостоятельным, что в состоянии управлять не только движениями собственного тела, но и предметами ближайшего  окружения.

На протяжении дошкольного детства прежде тесная связь между ребенком и взрослым ослабевает и видоизменяется. Происходит эмансипация ребенка от взрослого, выражением которой могут быть проявления упрямства, негативизма, непослушания, шалостей. Дошкольник стремится действовать независимо от взрослого, это проявление устойчиво, то есть у ребенка формируется тенденция к самостоятельности.

Самостоятельные действия преддошкольника, обогащаясь и приобретая системность, к началу дошкольного детства начинают принимать форму деятельности.

В разных видах деятельности к среднему дошкольному возрасту начинают проявляться разные формы самостоятельного поведения.

Приобретая устойчивость, самостоятельное поведение к старшему дошкольному возрасту превращается в тенденцию, которая свидетельствует о появлении самостоятельности как качества личности. Последнее проявляется в разных видах практической деятельности и общении ребенка со взрослыми и сверстниками.

Таким образом, самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного, воспроизводящего характера к самостоятельности с элементами творчества при постоянном повышении роли детского сознания в осуществлении самостоятельной деятельности. При этом показателями проявления самостоятельности являются следующие: независимость действий и поступков, стремление без посторонней помощи реализовывать свои планы; способность инициативно, творчески ставить и разрешать различные задачи деятельности; умение проявлять настойчивость и ответственность в достижении поставленной цели; способность к контролю и оценке своих действий.

Все вышесказанное позволяет определить самостоятельность как одно из ведущих качеств личности. В качестве первопричины проявления и формирования самостоятельности определяют потребности детей, которые реализуются в деятельности, а непосредственным ее побудителем выступает интерес.

Особенности формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности

Становление самостоятельности в старшем дошкольном возрасте связано с освоением ребенком разных видов деятельности (игровой, продуктивной, трудовой), в которых он постепенно приобретает возможность проявлять свою субъектную позицию. Огромная роль в формировании самостоятельности принадлежит игре.

Изучению игровой деятельности посвящены исследования А.П. Усовой, П.Г. Саморуковой, А.К. Бондаренко и другие. Такой интерес к игре вполне обоснован и определяется особым значением и спецификой игровой деятельности в дошкольном возрасте. Принято называть игру «спутником детства». У детей дошкольного возраста она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность.

Первые игры малыша связаны с освоением им предметных действий; захватывая, сжимая, толкая, бросая предмет, ребенок познает его свойства. Во второй половине третьего года жизни в игре происходит значительный скачок – появляется роль. Роль непременно связана с взаимоотношениями людей. Поэтому ее появление свидетельствует об изменении направленности сознания ребенка с предмета и действия с ним на того, кто действует, - на человека.

Развитие сюжетно-ролевой игры обычно идет от индивидуальной игры к играм вдвоем со сверстником и в конце концов к развернутой коллективной игре со многими взаимосвязанными ролями и сюжетными линиями. Такая игра характерна для старших дошкольников. Самостоятельность здесь проявляется не только в выборе игры, но и в сюжетосложении, в добровольности объединения с другими детьми, в свободе вхождения и выхода из игры, в отборе игрового материала, в умении согласовывать собственные игровые действия с действиями партнеров по игре.

Также значительная роль в формировании самостоятельности старшего дошкольника принадлежит такому виду игр, как игры с правилами. В этих играх нет роли явной, принимаемой на себя играющими, но есть определенная внутренняя позиция и образ действий, оговоренный правилами. Умение выбрать такую позицию, устойчиво ее удерживать, действовать адекватно игровой задаче чрезвычайно важно для формирования самостоятельности.

Таким образом, в игре происходит существенная перестройка поведения старшего дошкольника, - оно становится произвольным и все более самостоятельным.

Важная роль в формировании самостоятельности принадлежит трудовой деятельности. В процессе труда у детей формируются такие личностные качества как настойчивость, ответственность, инициативность, самостоятельность. Труд всегда имеет ясно выраженный конечный результат, направленный на удовлетворение потребностей самого ребенка. Именно наличие наглядного, материального результата особенно стимулирует активность и самостоятельность ребенка, способствует повышению интереса к деятельности. Достижение результата требует от старшего дошкольника умения планировать процесс труда: отбирать материалы и инструменты, определять последовательность операций. Это способствует развитию воображения, становлению умения самостоятельно планировать трудовой процесс.

Важную роль в формировании самостоятельности играют и такие продуктивные виды деятельности как рисование, аппликация, лепка, конструирование. По мнению Н.Н. Поддъякова  продуктивная деятельность направлена на воспроизведение, моделирование окружающих ребенка предметов в тех или иных материалах [35]. Эти виды деятельности содержат огромные возможности для формирования самостоятельности, инициативы, творчества старшего дошкольника, так как они эмоциональны по характеру, результативны, отражают впечатления старшего дошкольника в образах, формах, красках.

Таким образом, формирование самостоятельности детей старшего дошкольного возраста происходит только в активной деятельности. Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.

Как уже отмечалось выше, разные виды деятельности создают различные возможности для формирования самостоятельности. Среди разнообразных видов детской деятельности особое место в педагогическом процессе должно быть отведено художественному ручному труду. Мы полагаем, что данный вид деятельности содержит наиболее благоприятные возможности для формирования самостоятельности.

Художественный ручной труд – это работа с различными материалами, в процессе которой ребенок создает полученные и эстетически значимые предметы и вещи. Он является наиболее доступным для детей старшего дошкольного возраста, поскольку в нем преследуется цель – создание конкретного предмета, удовлетворяющего потребность детей в деятельности.

Анализ литературы показывает, что художественный ручной труд содержит компоненты, характерные для деятельности. Используя классификацию А.Н. Леонтьева «деятельность – действия – операция», - П.Я. Гальперин [14] дифференцировал действия на внешние, которые являются предметными, материальными, и внутренние – психологические, идеальные. Эта дифференциация позволяет нам глубоко проникнуть в понимание структуры деятельности, выделить внешнюю, предметную деятельность ребенка и его внутреннюю, умственную, психическую деятельность. Гальперин показал, что процесс формирования умственных действий, как процесс индивидуального присвоения социального опыта, осуществляется в несколько этапов. Метод поэтапного формирования умственных действий может быть представлен в виде последовательности: формирование мотивационной основы действий; составление схемы ориентировочной основы действия; формирование действий в материализованной форме; «громкая социализованная речь как опора становящегося действия»; формирование действия во внешней речи про себя; сокращенные, обобщенные действия, связанные с предметным содержанием деятельности. Однако все эти этапы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Основа их – ориентировочный компонент. Было установлено, что ориентировочные основы действий оказывают влияние на становление и развитие самостоятельности у детей.

В основе выполнения заданий по художественному ручному труду лежит двигательный навык и умения дошкольников. Содержание, количество, характер требований к действиям должен быть строго дозированным и порционным. На первом этапе формирования они должны быть детальными, материализованными, сопровождаться четким объяснением и конкретными указаниями; на втором этапе, когда стабилизируется двигательный навык и ручные умения, педагог использует указания, напоминания, стимулирует повышение самостоятельности и активности детей.

Проведенные беседы показали, что наибольший интерес у дошкольников вызывает такая разновидность художественного ручного труда, как конструирование из бумаги. На наш взгляд, в оригами заключены значительные возможности для формирования у старших дошкольников такого стержневого качества личности как самостоятельность.

Конструирование из бумаги по типу оригами – направлено на создание игрового образа (фигурки животных и птиц, маски, цветы, кораблики, самолетики и др.) путем многократного сгибания квадратного листа в разных направлениях, когда каждая операция является промежуточной ступенью для создания окончательного варианта – объемного изображения. Оно помогает развивать у детей художественный вкус и логику; эффективно способствует формированию пространственного воображения; развивает память, так как последовательность, приемы  и способы складывания чаще всего держатся в уме; способствует концентрации внимания и самодисциплине (чтоб получить желаемый результат, нужно сосредоточиться на процессе изготовления); активизирует мыслительные процессы – у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесным (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий). Кроме того, у детей развивается способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера, а значит, овладение в школе письмом не будет вызывать больших затруднений. Важно отметить, что оригами – это продуктивный вид деятельности, что делает его особенно интересным и привлекательным для дошкольников. Результат этой деятельности – бумажную поделку – можно использовать в игре, в качестве подарка, как украшение интерьера. Кроме того, широкие комбинаторские возможности побуждают детей к творческому поиску новых форм, постоянно дают «пищу» для ума, содержат в себе элементы новизны. Комбинируя приемы складывания оригами, ребенок, может быть, не только повторит образец, но и попытается воспроизвести что – нибудь новое.

Таким образом, формирование самостоятельности детей старшего дошкольного возраста происходит только в активной деятельности.

Выводы по первой главе

Самостоятельность – стержневое качество личности старшего дошкольника, имеющее многоплановый, динамический характер.

Самостоятельность развивается в деятельности и выступает как особый момент ее становления и как критерий, характеризующий степень освоения деятельности субъектом.

Наиболее значительные возможности для формирования самостоятельности у старших дошкольников содержит конструирование из бумаги по типу оригами.

Апробация педагогической технологии позволит определить новое содержание конструирования из бумаги, отвечающее интересам и потребностям старших дошкольников, определить оптимальные условия его реализации, способствующие формированию самостоятельности у старших дошкольников.

Глава 2.  Опытно – экспериментальная работа по формированию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в конструировании из бумаги

Изучение уровней сформированности самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в конструировании из бумаги

На основе выдвинутой гипотезы, на данном этапе исследования предусматривалось решение следующих задач:

Определить критерии и уровни сформированности самостоятельности  старших дошкольников в конструировании из бумаги по типу оригами, учитывающие его специфику.

Выявить исходный уровень сформированности самостоятельности в конструировании из бумаги в экспериментальных группах.

Анализ литературных источников позволил выявить ряд особенностей самостоятельности старших дошкольников в конструировании из бумаги и выделить ее уровневые характеристики. Для определения уровней самостоятельности использовались показатели, выделенные нами на основе анализа исследования Т.И. Бабаевой [11] (Таблица 1).

Таблица 1

Показатели самостоятельности старшего дошкольника в конструировании из бумаги по типу оригами

Показатели

Уровневые характеристики

Балл

Уровень

Умение поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование.

Цель принимают, но не могут осуществить элементарное планирование

1

Низкий

Цель ставят, пытаются осуществить элементарное планирование, но не видят результат.

2

Средний

Умеют осознанно действовать: ставят цель, осуществляют элементарное планирование, получают результат.

3

Высокий

2. Умение сознательно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности (умение «читать» технологическую карту)

Не умеют

1

Низкий

Недостаточная сформированность умений

2

Средний

Читают

3

высокий

Стремление к решению задач деятельности без помощи со стороны взрослого

Не справляются с заданием без практической помощи взрослого

1

Низкий

 Часто обращаются к взрослому, чтобы утвердиться в правильности выполнения задания

2

Средний

Самостоятельно выполняют работу без обращения за помощью и контроля взрослого

3

Высокий

Проявление настойчивости при выполнении работ

При выполнении задания настойчивость не проявляют

1

Низкий

Настойчивость проявляют, но она быстро «угасает»

2

Средний

Доводят начатое дело до конца

3

Высокий

Самоконтроль и оценка результата

Не замечают своих ошибок, не способны критически оценить результаты деятельности

1

Низкий

Способны осуществить самоконтроль своей деятельности

2

Средний

Осуществляют самоконтроль и оценку результатов деятельности с позиции цели и требований

3

Высокий

Проявление инициативы и творчества

Инициативу и творчество не проявляют, деятельность носит репродуктивный характер

1

Низкий

Проявляют иногда, деятельность носит репродуктивно-творческий характер

2

Средний

Вносят элементы новизны и оригинальности

3

Высокий

На основе совокупности выделенных критериев нами были определены следующие уровни проявления самостоятельности старшими дошкольниками в конструировании из бумаги по типу оригами.

Низкий уровень (8 - 6 баллов). Испытуемые данной группы отличаются неумением ставить цель и осуществлять элементарное планирование, неумением «читать» технологическую карту. Незнание технологии конструирования поделки не позволяет им доводить начатое дело до конца без практической помощи взрослого. Эти дети не замечают своих ощибок, не способны критически оценить результаты деятельности. Инициативу и творчество не проявляют, деятельность носит репродуктивный характер.

Средний уровень (14 - 19 баллов). Дети этого уровня цель ставят, пытаются осуществить элементарное планирование, но четко не представляют конечного результата. Они отличаются недостаточной сформированностью умений «читать» технологическую карту. Настойчивость проявляют, но при неудачах быстро теряют интерес к деятельности. При выполнении задания часто обращаются к взрослому для  того, чтобы утвердиться в правильности выполнения способов своей деятельности. Общий характер деятельности репродуктивно-творческий.

Высокий уровень (18 – 15 баллов). Дети этого уровня умеют осознанно действовать: ставят цель, осуществляют элементарное планирование, получают результат, адекватный цели. Они умеют «читать» технологическую карту. Знание технологии конструирования поделки позволяют им довести начатое дело до конца без помощи со стороны взрослого. В ходе работы проявляют настойчивость. Эти дети способны к самоконтролю и критической оценке своей деятельности, вносят элементы новизны и оригинальности.

В соответствии с поставленными задачами были проведены диагностические задания: «Гномик», «Сделай рыбку для аквариума», «Смастерим коробочку», «Воздушный змей».

Задание 1. Диагностическое задание «Гномик».

Цель: определить умение детей ставить цель деятельности, осуществлять элементарное планирование; выявить проявление настойчивости при выполнении работы.

Задание 2. Диагностическое задание «Сделай рыбку для аквариума».

Цель: определить умение дошкольников сознательно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности; выявить проявление инициативы и творчества.

Задание 3. Диагностическое задание «Смастерим коробочку».

Цель: определить умение детей поставить цель деятельности, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели; осуществить самоконтроль.

Задание 4. Диагностическое задание «Воздушный змей».

Цель: определить стремление дошкольников к решению задач деятельности без помощи со стороны взрослых; определить способность дошкольников осуществлять самоконтроль и оценивать результат.

Полученные результаты показали, что большинство дошкольников находится на низком уровне самостоятельности. Конструктивная деятельность носит, в целом, репродуктивный характер и направлена на механическое копирование образцов. Высокий уровень развития самостоятельности выявлен лишь у незначительной части дошкольников (Таблица 2).

Таблица 2

Распределение детей по уровням самостоятельности в конструировании из бумаги по типу оригами

Уровни

Количество детей

% соотношение

Группа №16

Группа №23

Группа №16

Группа №23

Низкий

10

13

25

32,5

Средний

6

5

15

12,5

Высокий

4

2

10

5

Всего

40

100

 Показателем самостоятельности является независимость ребенка от взрослого при осуществлении деятельности; умение поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование; способность преодолевать затруднения собственными силами; реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели; способность к проявлению инициативы и творчества. Поэтому эти данные мы представили как уровни сформированности самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в конструировании из бумаги по типу оригами (Приложение1).

Таким образом, в соответствии с выделенными задачами был проведен педагогический эксперимент, в ходе которого мы определили критерии и исходный уровень сформированности самостоятельности старших дошкольников в конструировании из бумаги.

2.2.  Педагогическая технология формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в конструировании из бумаги

Исходя из результатов констатирующего этапа, была поставлена следующая задача: разработать и апробировать технологию  обучения старших дошкольников конструированию из бумаги по типу оригами, направленную на формирование самостоятельности как качества личности.

Чтобы разработать технологию, предстояло изучить специфику педагогической технологии, выявить ее структуру и критерии технологичности.

В словаре русского языка С.И. Ожегова технология определяется как «совокупность процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства»[27].

К.Ю. Белая [4] выделяет следующие признаки педагогической технологии:

Технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел; в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора;

Технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;

Поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизводимы любым подготовленным педагогом и, с другой стороны, гарантировать достижение планируемых результатов;

Органичной частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.

Также понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами:

Научным: педагогическая технология часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогический процесс;

Процессуально – описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

Процессуально – действенным: осуществление педагогического процесса, функционирование всех личностных, инструментальных, методологических и педагогических средств.

Эти данные учитывались нами при разработке технологии обучения старших дошкольников конструированию из бумаги по типу оригами, направленной на формирование самостоятельности.

Общая направленность учебно – воспитательного процесса экспериментальной группы была ориентирована на обучение детей старшего дошкольного возраста самостоятельному выполнению конструктивных заданий на основе технологической карты и без нее в различных условиях деятельности (Приложение  ….).

Разработанная нами технология включает следующие компоненты: формирование специальных знаний и умений, необходимых в качестве базовых к конструктивной деятельности; формирование умений «читать» технологическую карту и выполнять на ее основе различные конструктивные задания; самостоятельное выполнение конструктивных заданий с опорой на технологическую карту и без нее.

Необходимыми условиями формирующего этапа являлись: сочетание фронтальных, подгрупповых и индивидуальных форм организации обучения; создание обогащенной вариативной педагогической среды; игровая и проблемная направленность обучения. Учитывая динамику формирования самостоятельности (от подражания к творчеству) вся экспериментальная работа осуществлялась с детьми старшей группы №16 в три этапа.

На первом (подготовительном) этапе необходимо было выработать исходный, базовый уровень знаний и умений, требующийся для самостоятельного выполнения заданий в оригами. Это как общие знания и умения, так и специальные. Вначале использовались игровые упражнения, направленные на уточнение, закрепление и обобщение знаний детей о форме, величине, пространственных отношениях («Кто больше найдет предметов заданной формы», «Продолжи ряд», «Третий лишний», игры с блоками Дьенеша).

Основное внимание на первом этапе уделялось формированию у детей познавательного интереса к оригами и специальных знаний и умений, необходимых им в качестве базовых и конструировании из бумаги. Мы провели беседы с детьми с целью ознакомления их с бумагой и оригами: «Изобретение бумаги», «Виды бумаги и ее свойства», «Искусство оригами».

Последующая образовательная деятельность («Волшебный квадрат», «Тайный язык», «Техника оригами») проходила по подгруппам. Данная форма организации обучения позволила нам осуществлять индивидуальную работу с детьми, что в свою очередь способствовало лучшему запоминанию ими условных знаков (Приложение…), специальной терминологии (Приложение…) и освоение основных базовых форм (Приложение…). Главной целью этих занятий было отрабатывание с детьми самых простых приемов складывания квадрата и знакомство с условными знаками оригами.

Углублению и закреплению формируемых знаний и умений, полученных детьми в процессе образовательной деятельности, способствовали различные опыты с бумагой и дидактические игры, проводимые в свободное время. Опыты с бумагой использовались для обогащения сенсорики и развития мышления детей. Дети смотрели через бумагу различной фактуры на свет, рвали ее, мочили в воде. Для детей было интересно узнать, что, оказывается, бумага может защищать от солнечного света, холода, сохранять тепло. Заставляли детей задумываться и такие вопросы – загадки: «Можно ли из бумаги построить дом?», «Можно ли бумагу мыть?», «Есть ли у бумаги день рождения?».

Таким образом, в результате проведенной работы дети овладели следующими знаниями: знали и называли некоторые виды и свойства бумаги; знали, что такое оригами; умели складывать базовые формы. У детей появился познавательный интерес к конструированию из бумаги по типу оригами, сформировалась установка на предстоящую деятельность. При этом были сформированны общие и специальные знания и умения, которые составляли основу для дальнейшего освоения оригами.

Все это позволило перейти ко второму (основному) этапу работы, целью которого было формирование умений самостоятельно читать технологическую карту и выполнять, опираясь на нее, различные поделки. Выбор технологической карты объясняется следующим: данные констатирующего эксперимента показали высокие развивающие возможности карты; на карте схематично представлена пошаговая последовательность выполнения действий для достижения результата; карта стимулирует мыслительную деятельность. На первых ступенях «чтение» технологической карты проводилось непосредственно под руководством взрослого, по мере усвоения алгоритма детям предоставлялась все большая самостоятельность.

При проведении непосредственной образовательной деятельности мы также учитывали важную особенность конструирования из бумаги по типу оригами, выражающуюся в том, что последовательность выполнения различных конструкций достаточно жестко задана. Однако все многообразие поделок можно свести к той или иной базовой форме и по одной базовой форме можно выполнить несколько различных поделок. Общее ознакомление детей с базовой формой уже осуществлялось, поэтому целью наших занятий на втором этапе являлось обучение детей складыванию основных базовых форм и приемам их преобразования. Вначале мы знакомили детей с базовой формой и вариантом ее использования. На другом занятии – на основе той же базовой формы – предлагали еще несколько вариантов ее использования. Параллельно велась работа по обучению «чтению» технологической карты. Благодаря такой структуре занятия дошкольники усваивали алгоритм «чтения» карты и подводились к пониманию того, что на основе той или иной базовой формы можно выполнить несколько разных конструкций, то есть их знания и умения приобретали обобщенный характер.

В первых трех занятиях были поставлены задачи: познакомить детей с базовой формой «треугольник» и приемам ее преобразования; формировать у  детей понимание назначения технологической карты; учить «читать» карту; оценивать полученный результат.

Мы использовали игру – сказку «Стаканчик», предложенную Н. Простяковой [32]. Практика показала, что с особым интересом дети относятся к играм – сказкам, которые строятся на образном восприятии и описании промежуточного этапа изготовления изделия, причем во многих сказках определенный прием складывания как бы иллюстрирует характер действий персонажей. Данные игры способствуют развитию образного мышления, так как в каждом этапе содержится зашифрованный в символической форме образ, побуждают к творчеству.

Из квадратного листа бумаги мы выполнили базовую форму «треугольник», а затем преобразовали ее в стаканчик (Приложение…). На втором занятии эта же базовая форма превращалась в веселые мордашки, а на третьем – в жука и головастика. На этих занятиях складывание базовой формы и ее преобразование осуществлялось с опорой на технологическую карту, которая давалась каждому ребенку (Приложение….,….). В коллективном обсуждении осуществлялся процесс «чтения» технологической карты: вербально определялась базовая форма, способы и последовательность действий, определялся результат. Педагог вопросами направлял внимание детей на восприятие условных знаков и вычленение каждого этапа. После коллективного чтения педагог демонстрировал процесс складывания конструкции, а дети следили за последовательностью действий по своим технологическим картам, лишь потом приступали к выполнению задания.

Также были проведены занятия, где на основе базовой формы «квадрат» дети конструировали вертушку, петуха и пароход (Приложение…).

Кроме фронтальных и подгрупповых занятий проводилась и индивидуальная работа с детьми, где продолжалось закрепление у детей полученных знаний  и умений.

Таким образом, основная цель второго этапа была достигнута: большая часть детей могла самостоятельно выполнять конструкции, дети стали проявлять большую активность, у них возросла уверенность, исчезла хаотичность в действиях, они стали меньше обращаться за помощью к педагогу, стали критично относится к своим работам, отмечая недостатки.

На первых двух этапах формирующего эксперимента деятельность детей носила более воспроизводящий, чем творческий характер, так как шло активное накопление знаний и умений в технике оригами. Поэтому на третьем (творческом) этапе задания подбирались таким образом, чтобы максимально стимулировать самостоятельную поисковую деятельность дошкольников, пробудить фантазию, расширить творческие возможности.

Главное внимание было направлено на формирование умения переносить уже имеющиеся знания в новые условия деятельности, так как самостоятельность характеризуется умением действовать в незнакомых условиях деятельности. С этой целью предлагались задания выраженного поискового характера, требующие использования аналогичных, уже знакомых способов действий. Например, преобразование классического стаканчика, который может стать сумочкой, шапкой, настенным кармашком, пакетиком и т.д.; преобразование знакомой фигуры в другую, похожую, но имеющую отличительные особенности (курицу в петуха, ворону в попугая).

Также была проведена работа с подгруппами детей, где им было предложено выполнять коллективную работу по замыслу. Усложнение на данном этапе заключалась в том, что и замысел, и способы его реализации, и необходимые материалы дети должны были  определить самостоятельно по собственному выбору. Ребята неплохо справились с данным заданием, они с энтузиазмом и желанием выполнили композицию, оформили их, дали название своим работам: «Прогулка в лесу», «Сказочное море», «Птичий двор», «Лето».

Одним из условий формирования самостоятельности является организация специальной обстановки, которая побуждала бы детей к самостоятельным действиям, способствовала повышению интереса к оригами, развивала сотрудничество между детьми. Мы стремились в своей работе к тому, чтобы предметная среда была вариативной, соответствовала опыту детей. С этой целью мы организовали уголок творчества, где разместили необходимые материалы: разную по цвету и фактуре бумагу, инструменты, альбомы, технологические карты. Все это являлось доступным для детей в свободное для них время и они с интересом и желанием занимались в уголке.

В итоге проведенной работы мы наблюдали общие положительные изменения как в умении самостоятельного «чтения» технологической карты, так и в самостоятельном практическом выполнении конструктивных заданий на ее основе. Мы видели, что интерес детей к оригами приобрел устойчивый характер, у дошкольников появилось стремление к самостоятельности и независимости, углублению и совершенствованию конструктивных умений.

Динамика формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в конструировании из бумаги

Заключительный этап нашего исследования имел своей целью оценку эффективности технологии обучения старших дошкольников оригами, направленную на формирование самостоятельности.

Использование тех же критериев сформированности самостоятельности у дошкольников, что и в констатирующем эксперименте позволило нам сравнить полученные данные и сделать определенные выводы о качественных изменениях в уровнях проявлений самостоятельности старших дошкольников в конструировании из бумаги.

В контрольном эксперименте мы оценивали действия старших дошкольников с позиции их самостоятельности в конструктивных заданиях на основе технологической карты. С этой целью мы предлагали каждому ребенку новое конструктивное задание, не знакомую технологическую карту конструирования. Ребенок должен был определить базовую форму, последовательность выполнения, изготовить поделку и оформить ее.

Анализ процесса выполнения поделки показал, что большинство детей действовали осознанно и целенаправленно. В случае затруднения дошкольники более внимательно рассматривали чертеж. Мы также отметили стремление детей к украшению своих работ.

Полученные данные показывают, что возросла независимость детей, умение использовать собственные знания и умения в незнакомых условиях деятельности.

Итак, анализ результатов контрольного анализа показал, что уровни самостоятельности детей экспериментальной группы в сравнении с результатами констатирующего эксперимента претерпели положительную динамику, а  у детей контрольной группы остались на прежнем уровне (Таблица 3).

Таблица 3

Динамика изменения уровней самостоятельности старших дошкольников в конструировании из бумаги по типу оригами

Группа

Уровни сформированности самостоятельности

Высокий

Средний

Низкий

Контрольная

До эксперимента

2

5

13

После эксперимента

2

5

13

Экспериментальная

До эксперимента

4

6

10

После эксперимента

6

10

4

Данные контрольного эксперимента, сравнение исходного и итогового уровня сформированности самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в конструировании из бумаги говорят о существенной возможности разработанной нами технологии (Приложение…).

Таким образом, произошедшие позитивные изменения в самостоятельности старших дошкольников свидетельствуют об эффективности технологии обучения оригами. Более высокие уровни самостоятельности детей экспериментальной группы дают нам основание считать, что наша гипотеза полностью подтверждена, разработанная технология формирования самостоятельности в конструировании из бумаги эффективна и ее можно рекомендовать в практику ДОУ при условии дальнейшего усовершенствования ее технологии.

Выводы по второй главе

Была разработана и апробирована педагогическая технология формирования самостоятельности старших дошкольников в конструировании из бумаги, которая состояла из трех этапов.

На первом этапе нами были сформированы у детей специальные знания и умения, необходимые им в конструктивной деятельности.

На втором этапе мы развивали у  дошкольников умение «читать» технологическую карту и выполнять на ее основе поделки.

На третьем этапе цель состояла в развитии умения детей самостоятельно выполнять конструкции с опорой на технологическую карту и без нее; умения самостоятельно задумать цель и реализовать ее, определив последовательность и способы выполнения; умения оценить полученный результат.

Для определения эффективности проведенной работы был проведен контрольный эксперимент, который показал позитивные изменения в самостоятельности старших дошкольников.

Развитие у дошкольников комплекса интеллектуальных умений в единстве с практическим опытом конструирования из бумаги по типу оригами, а также развитие у них активной субъектной позиции, в процессе специально организованной работы способствует значительному повышению уровня самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в конструировании из бумаги по типу оригами.

Заключение

Теоретическое изучение проблемы исследования и результаты педагогического эксперимента подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сформулировать следующие выводы.

В ходе исследования была изучена психолого – педагогическая литература, где термин «самостоятельность» был определен как качество личности, которое постоянно находится в развитии. Самостоятельность развивается в деятельности и выступает как особый момент ее становления и как критерий, характеризующий степень освоения деятельности субъектом.

Конструирование из бумаги по типу оригами заключает в себе большие возможности для формирования самостоятельности дошкольников: оригами входит в область детских интересов и привлекает их неисчерпаемыми комбинаторными возможностями, а также направленностью на получение определенного материального продукта – готовой игрушки из бумаги; содержание этого вида труда требует освоения детьми комплекса разнообразных интеллектуальных и практических умений; структура оригами содержит все компоненты деятельности.

Конкретизирована сущность понятия «самостоятельность старших дошкольников в конструировании из бумаги». Данное качество личности проявляется в умении детей действовать без помощи взрослого при выборе содержания, средств и способов выполнения конструктивных заданий.

На основе теоретических положений определены и в процессе эксперимента апробированы критерии сформированности самостоятельности старших дошкольников в конструировании из бумаги, которые позволили выделить три уровня детской самостоятельности в конструировании из бумаги.

Разработана и экспериментально проверена технология обучения старших дошкольников конструированию из бумаги по типу оригами, направленная на формирование самостоятельности как качества личности.

Предложенная нами технология состоит из трех этапов:

1 этап (подготовительный) – направлен на  формирование специальных знаний и умений, необходимых в качестве базовых в конструктивной деятельности.

2 этап (основной) – направлен на формирование умений «читать» технологическую карту и выполнять на ее основе задания.

3 этап (творческий) – самостоятельное выполнение конструктивных заданий с опорой на технологическую карту или без нее; создание обогащенной вариативной педагогической среды.

Эксперимент выявил, что в процессе формирования самостоятельности происходят личностные изменения детей: по мере освоения конструирования из бумаги по типу оригами дошкольник становится полноправным субъектом деятельности, самостоятельно определяет цель, предвидит последовательность, способы и средства ее реализации, практически воплощает собственный замысел. Мы отметили, что дошкольники становятся более уверенными и независимыми в своих действиях; им доставляет огромную радость самостоятельно найденный выход из трудной ситуации, привлекает возможность творческого поиска в конструировании из бумаги по типу оригами.

Проведенное исследование не исчерпало всех возможностей в проблеме формирования самостоятельности у дошкольников в конструировании из бумаги и может быть продолжено дальше.

 

Хабибуллина Расима Ямаловна  Излучинское МБДОУ ДСКВ «Сказка»



Предварительный просмотр:

Базовые формы оригами.

Данный раздел разработан на основе книги Т.Б.Сержантовой «365 моделей оригами» (более позднее название  «366 моделей оригами»). В книге собраны наиболее популярные классические модели оригами, сложенные на основе 12-ти базовых форм.

«Базовые формы оригами» – распространённый и хорошо понятный каждому человеку, занимающемуся оригами, термин.

Это - бумажная заготовка, сложенная из квадратного листа бумаги определённым способом, на основе которой изготавливаются модели оригами, объединённые по принципу складывания в одну группу.

Кричалочка — запоминалочка

Треугольник, книжка, дверь и дом,

Змей воздушный, блинчик, рыба (сом).

А ещё катамаран и квадрат двойной,

Водяную бомбочку будем знать с тобой.

Птица и лягушка, – трудные подружки.

Но и их мы сложим. Скоро мы всё сможем!

Базовая форма «Треугольник»

Если в бумажном квадрате необходимо наметить диагональные линии или центр квадрата, то в этом нам поможет базовая форма «Треугольник».

Надо очень постараться, складывая базовую форму «Треугольник».

Неточность в определении середины квадрата, а также неровные, плохо проглаженные линии сгибов (диагональные складки) сразу же, на первом этапе, обрекут нашу дальнейшую работу на неуспех, - удачной, аккуратной бумажной игрушки нам уже будет не получить, сколько бы мы потом не старались.

Как правило, «Треугольник» служит основой для таких базовых форм, как «Воздушный змей», «Блинчик», «Рыба».

На основе этой базовой формы складывается «Двойной квадрат», а из него – базовые формы «Птица» и «Лягушка».

Сложить базовую форму «Треугольник» можно как вдоль одной диагонали, так и вдоль другой диагонали квадрата.

 

Я сложу квадратный лист
По диагонали.
Что же это? Треугольник!
Сразу все узнали.

Базовая форма «Книжка»

Базовая форма «Книжка» - самая простая в изготовлении, но это не значит, что мы можем складывать её, не сосредоточившись на работе.

Аккуратно сложенная базовая форма «Книжка» поможет нам определить точное местоположение средних линий в квадрате, а также середину квадрата.

На основе базовой формы «Книжка» складываются базовые формы: «Дверь», «Дом», «Водяная бомбочка», «Катамаран».

Складывая бумажный квадрат пополам, «книжкой», необходимо следить за тем, чтобы противоположные стороны квадрата чётко совмещались одна с другой.

Совместив другую пару противоположных сторон, получим ещё одну «Книжку».

 

Я квадратный лист бумаги
Пополам сложу.
Тоненькую книжечку
Я листать смогу.

 

Базовая форма «Дверь»

Базовую форму «Дверь» сложить тоже не так уж и сложно.

Если, конечно же, первоначально была аккуратно сложена базовая форма «Книжка».

К линии сгиба, образованной «Книжкой», необходимо сложить боковые стороны квадрата, - и «Дверь» будет готова!

Проверьте ещё раз, чтобы в двери не было щелей, или чтобы створки двери не заходили одна за другую, - иначе это вовсе не «Дверь».

Базовую форму «Дверь» можно сложить как вдоль вертикальной средней линии квадрата, так и вдоль горизонтальной линии сгиба, которые получаются в результате перегибания бумажного квадрата пополам в двух направлениях.

 

«Дверь» сложить не так уж сложно:
Створки открывать в ней можно.

Базовая форма «Дом»1

Базовая форма «Дом» - одна из самых симпатичных и узнаваемых базовых форм оригами.

Изготовить «Дом» не очень сложно, если освоить такие приёмы в оригами, как «раскрыть карман» и «расплющить карман».

«Раскрыть карман». Просунуть руку или палец, в зависимости от того, большой «карман» или маленький, между слоями бумаги и сделать его объёмным, приподняв верхний слой бумаги.

«Расплющить карман». Перебросить «карман» в нужном направлении, изменив, насколько это необходимо, форму «кармана», а затем опять сделать его плоским, проглаживая новые складки.

Раскрытые и расплющенные «карманы» - это и крыша, и стены настоящего домика.

Стены должны быть строго вертикальными, а крыша – не косой и не кривой.

А иначе дом просто развалится.

 

Из квадратика сложу я прямоугольник.
Постараюсь из него получить я домик.
Стороны короткие я сложу «долиной»,
А «кармашки» как раскрою -
Дом, с крышею красивой!

 

Базовая форма «Воздушный змей»

Базовую форму «Воздушный змей» можно сложить только после того, как в квадрате будет намечена диагональная складка (линия сгиба, образованная в результате складывания базовой формы «Треугольник»).

«Воздушный змей» - достаточно капризная базовая форма, как, впрочем, и воздушный змей настоящий, который не поднимется в небо, если его неправильно собрать или неумело запускать.

Основное внимание при складывании базовой формы «Воздушный змей» необходимо обращать на «остриё носа». Кончик «Воздушного змея» должен быть острым, как стрела. А боковые стороны при этом должны совмещаться с диагональю квадрата.

На основе базовой формы «Воздушный змей» складывается базовая форма «Рыба». Базовую форму «Воздушный змей» можно сложить как вдоль одной диагонали, так и вдоль другой диагонали квадрата (из каждого его угла).

 

«Воздушный змей» он потому, -
Он похож на змея.
И я его сложить смогу,
Нисколько не робея.

Базовая форма «Блинчик»

Базовая форма «Блинчик» - самая нежная на слух и самая «съедобная».

Мы сразу представляем себе домашний блинчик, внутри которого находится вкусное варенье. Изготовим такой «Блинчик», чтобы из него «не вытекала начинка».

Самое ответственное дело – это точно наметить середину квадрата.

Середина квадрата – точка пересечения или диагоналей, или средних линий квадрата. Следовательно, вначале нам предстоит сложить в двух направлениях или базовую форму «Треугольник», или базовую форму «Книжка» (кому как удобнее).

Аккуратно завернём «блинчик», совместив все четыре угла с центром квадрата.

 

Центр квадратика найду,
Все углы к нему сложу.
«Блинчик», — ласково скажу,
Всем его я покажу.

Базовая форма «Рыба»

Базовая форма «Рыба», также как и базовые формы «Птица» и «Лягушка», вызывает у людей, сложивших её впервые, недоумение: какая же это рыба, ведь она совсем на рыбу не похожа?

Да, чтобы из базовой формы «Рыба» получить рыбу, кита или моржа (разумеется, бумажных), необходимо ещё потрудиться над их созданием!

Как и над самой базовой формой!

Складывать «Рыбу» достаточно сложно, но не потому, что тяжело, а потому, что знаний ещё недостаточно. Знаний о складках «гора» и «долина», а также навыков по их складыванию.

Что можно посоветовать? Необходима помощь взрослых.

 

«Рыбой» я зовусь не зря.
Сложить сможешь из меня
Много водных жителей
Китов, мальков и их родителей.

Базовая форма «Катамаран»

Для запоминания последовательности складывания базовой формы «Катамаран» можно предложить следующее «стихотворение без рифмы»:

Два «Треугольника» - вначале перегнуть квадрат по диагонали в одном направлении, затем – в другом.

Две «Книжки» - перегнуть квадрат пополам, совмещая вначале одну пару противоположных сторон, затем – другую.

«Блинчик» - сложить «Блинчик», хорошо прогладить сгибы и снова раскрыть до квадрата.

Перевернуть на другую сторону.

«Дверь» - сложить «Дверь», совмещая боковые стороны квадрата с вертикалью.

Ещё одна «Дверь» - согнуть верхнюю и нижнюю стороны к горизонтали.

Вытянуть изнутри четыре угла.

Базовая форма «Катамаран»
Готовая лодка-катамаран.
А ещё она – заготовка для кусудам.
Сложу её ловко!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через конструирование из бумаги"

Конструирование из бумаги имеет огромное значение для всестороннего развития:•  Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, скл...

Экспериментальная работа по формированию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности

Экспериментальная работа по формированию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельностиОпытно-экспериментальная работа велась на базе детского сада № 341 г. Волгоград...

Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе создания предметно-игровой среды

Основополагающим требованием общества к современному дошкольному учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, выраб...

"Бил, кор, сатаа" - формирование представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста через конструирование из бумаги методом "оригами"

Описан опыт работы по  организации совместной деятельности взрослого и детей по формированию  представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста через конструирование из бумаг...

Педагогическая технология формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста

Педагогическая технология формирования толерантности  у детей старшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей "Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста, как основы успешного обучения в школе"

Консультация для родителей  "Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста, как основы успешного обучения в школе"...

Игровая деятельность как средство формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.Иг...