Педагогическая технология формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)

Ханова Фидалия Вафеевна

Педагогическая технология формирования толерантности  у детей старшего дошкольного возраста 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическая технология формирования толерантности

у детей старшего дошкольного возраста

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

3

Глава I.

Теоретические основы формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста

           9

1.1.

Характеристика понятия «толерантность» в философском и социальном контексте

9

1.2.

Современные подходы к определению содержания по формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста

14

1.3.

Педагогические условия формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста

18

Выводы по первой главе

24

Глава II.

Опытно – экспериментальное исследование

сформированности толерантности у детей старшего дошкольного возраста

26

2.1.

Методика констатирующего эксперимента

26

2.2.

Выявление уровней сформированности толерантности у детей старшего дошкольного возраста

28

2.3.

Анализ опыта работы педагогов  старшей группы ДОУ по формированию  толерантности у детей дошкольного возраста

33

Выводы по второй главе

36

ГлаваIII.

Технология формирования толерантности у детей

старшего дошкольного возраста

37

3.1.

Экспериментальная технология формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста

37

3.2.

Результаты экспериментальной работы

45

Выводы по третьей главе

49

Заключение

50

Список литературы

52

Приложения

54

Введение

Что отличает современное общество? Зачастую, его отличает жестокость и нетерпимость людей друг к другу. К сожалению, жестокими являются не только взрослые, но и дети. В создавшихся условиях просто необходим некий ориентир, моральный принцип, способный регламентировать отношения между людьми и воспрепятствовать дальнейшему моральному вырождению общества. Таким доминирующим принципом морали может выступать толерантность. Научная литература рассматривает толерантность как уважение к другим людям, признание их права на отличие, отказ от насильственных методов взаимодействия.

В последние десятилетия проблема формирования толерантности стала наиболее актуальной и широко востребованной во всем мире. Миграция, возникающие новые коммуникативные системы, возрастающая экономическая и культурная взаимозависимость обществ приводит к объединению человечества. В таких условиях толерантность приобретает особое значение, способствует сохранению культур от насильственного навязывания иных ценностей, охраняя разнообразие в эпоху глобализации и мультикультурности. В связи с этим возрастает роль толерантности в развитии личности, в умении человека выстаивать свои отношения с окружающим миром, в позитивном социальном устройстве общества, а толерантность как способность человека, сообщества, государства слышать и уважать мнения других, невраждебно встречать позиции, отличающиеся от собственных. Толерантность как нравственная и духовная категория отражает самую актуальную историческую, социокультурную, психологическую и педагогическую потребность современного общества. Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином. Сущность понятия «толерантность» неоднозначно и многогранно раскрыта в разных культурах.

Человечество в целом уже породило внутри себя настоятельную потребность во взаимопонимании и терпимости различных народов друг к другу. Неслучайно 1995 год был объявлен ООН «Годом Толерантности», а каждый год 16 ноября – Международный день, посвященный толерантности.

Решать данную проблему необходимо начинать как можно раньше, пока личность ребёнка наиболее отзывчива к социальным и индивидуальным влияниям. Именно сформированность толерантного отношения человека к другим может стать прочной базой для его дальнейшей социальной адаптации.

Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста сегодня во многом обусловлена теми процессами, которые тревожат как мировую общественность, так и российское общество. Рост нетерпимости, проявление агрессии, жестокости становятся частым явлением, как в среде взрослых, так и в детской среде. Не удивительно, чтов последнее время в различных науках, в том числе в педагогической, заметно возрос интерес к проблеме формирования толерантности у детей и подростков.

Формирование толерантности у детей дошкольного возраста приобретает особую важность потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность, взаимная нетерпимость и культурный эгоизм. Низкий уровень познавательного интереса к своей стране, миру, к жизни, культуре народов разных стран. Причин этому много - средства массовой информации, социальное окружение детей, также непонимание друг друга возникают в связи с разными ценностями, культурой, языком.

Практический опыт по формированию у детей навыков социальной ответственности, уважительного отношения между детьми, независимо от физических возможностей, национальности, - еще недостаточен. Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни.

Основным из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования  Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС, Стандарт) является требование о том, что ребенок должен «обладать установкой положительного отношения к другим людям и самому себе, чувством собственного достоинства», «способен учитывать интересы других и старается разрешить конфликты»[21].Из этого вытекает, что требования Стандарта подводят педагогических работников дошкольного образования к необходимости формировать основы толерантности у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект: "Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения"

Цель: создание условий для усвоения и закрепления знаний и навыков безопасного осознанного поведения на улицах города у  детей старшего дошкольного возраста и их родителей.Задачи:1. Обобщить и ра...

Передовой педагогический опыт " Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ осознанного отношения к своим правам и обязанностям"

В данном опыте представлены конспекты занятий для детей старших и подготовительных групп. Родительские собрания, круглые столы, праздники, сказки, анкеты для родителей.Данный материал может быть полез...

Педагогический проект "Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения".

Цель проекта: создание условий для усвоения и закрепления знаний детей и их родителей навыков безопасного осознанного поведения на улицах города.Задачи:   обобщение и расширение знаний...

Наименование педагогического опыта: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах».

Наименование педагогического опыта:«Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах»....

Проект на тему: «Педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков столового этикета»

Результаты нашей экспериментальной работы имеют практическую значимость и могут быть использованы в работе педагогов и психологов дошкольных учреждений. Также они могут ...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Современные условия жизни предъявляют новые требования к поступающим в школу детям. Учитывается не только уровень умственного развития детей, но и психологические предпосылки готовности к обучению в ш...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ

  ФГОС дошкольного образования предъявляет новые требования к образовательным программам, разрабатываемых в дошкольных образовательных учреждениях. Одним из планируемых результатов на этап...