Алгоритм работы педагога-психолога в период адаптации детей к ДОУ
консультация

Хабарова Кристина Анатольевна

Алгоритм работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aogoritm.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Алгоритм работы педагога-психолога
  2.  в период адаптации детей к ДОУ

        Одним из важных направлений работы педагога-психолога в ДОУ является: «Сопровождение адаптационного процесса».

          Работа психолога ведётся со всеми участниками образовательного процесса. Это администрация ДОУ, воспитатели, дети и их родители.

        Предлагаю рассмотреть содержание  работы психолога с каждым из участников.

Работа с администрацией ДОУ

        Начинается наша работа с  обсуждения  с администрацией ДОУ вопроса о том, как будет осуществляться приём детей в детский сад. Здесь важно обсудить следующие вопросы:

  1. Какое количество новых детей будет приходить в группу?
  2. В какие дни недели будет осуществляться приём в детский сад? (лучше всего это делать со вторника по четверг).

Также на этом этапе педагог-психолог может подготовить  следующие документы, которые предлагаем родителям заполнить на этапе оформления документов при приёме в детский сад. Это могут быть:

  • Согласие на психологическое сопровождение и проведение психологической диагностики.
  • Родительская анкета, анкета "Готов ли Ваш ребенок к поступлению в дошкольное образовательное учреждение". Данные анкеты помогут нам в работе с ребёнком во время адаптации.

  1. Работа с воспитателями адаптационных групп

        Работа с воспитателями- важное направление в работе психолога в адаптационный период. Здесь важно:

  1. помочь педагогам перестроиться на работу по адаптации  детей раннего возраста к дошкольному учреждению.  
  2. дать общие рекомендации по ведению документации. Лист адаптации предназначен для фиксации важных параметров поведения ребенка в дошкольном заведении, а также состояние здоровья. 

        Возникает вопрос, если ребенок приходит в детский сад на 1-2 часа, то мы не можем знать, как ребенок ложился спать, как он ходил в туалет в дни адаптации. Но мы подскажем воспитателю, что эти данные  можно получить из беседы с родителями.

    Еще один момент, на который необходимо обратить внимание, что заполнение листа адаптации происходит только тогда, когда ребенок присутствует в детском саду , т. е. Рабочие дни ( не календарные!). Если ребенок болел или вынужден был уйти в отпуск, то заполнение листа, отсчет дней адаптации, продолжается с того момента, как он снова начал посещать детский сад.

     Окончанием адаптации считается тот момент, когда ребенок полностью привыкает к детскому саду и набирает все максимальные показатели по критериям листа адаптации. Это может случиться и на 15 день, и на 128 день. По окончании адаптации лист далее не заполняется и передается педагогу-психологу, который прилагает его к карте  нервно-психического развития ребенка. Ведение воспитателем адаптационного листа позволяет отследить особенности привыкания малыша к ДОУ и наметить ряд профилактических и при необходимости, коррекционных мероприятий для облегчения адаптационного синдрома.

  1.  организовать психологическую поддержку в период адаптации. Это могут быть индивидуальные консультации. Так,за день до прихода ребенка в детский сад педагог-психолог передает воспитателям всю информацию о ребенке, которая была получена из беседы с родителями или анкеты. Это помогает построить работу с вновь пришедшим воспитанником на основе учета личностных особенностей, его опыта и привычек.
  2.  подготовить картотеку рекомендуемых игр с детьми в адаптационный период. Помним, что затормаживают отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук, поэтому для детей готовятся такие игры, как нанизывание шариков на шнур, резиновые игрушки-пищалки, крупные детали конструктора «Лего» и др.
  3. оказывать помощь педагогам в режимных моментах. Особенно сложным бывают сборы на прогулку и возвращение с неё.
  1. Работа с родителями. Формы работы

    Работа с родителями — это одно из самых важных направлений в работе педагога-психолога в период адаптации, так как от того как будут проявлять себя родители зависит на сколько быстро адаптируется ребёнок к детскому саду. Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение. И это нужно объяснить родителям до их прихода в детский сад. Это возможно сделать на этапе подготовки к поступлению в ДОУ во время консультации или университета для родителей, в рамках работы консультационного центра с родителями будущих воспитанников. Необходимо обратить внимание родителей на режим дня, питание, отказ от сосок, бутылок, грудного вскармливания.,

 В качестве форм работы с родителями можно использовать:

  1. Стендовую информацию, папку-передвижку с практическими рекомендациями для родителей, чьи дети впервые поступают в детский сад;
  2. информационные листы, памятки, буклеты с кратким материалом «Адаптация. Что это такое?» и «Рекомендации по подготовке ребенка к детскому саду», которые родители могут взять с собой;
  3. Психологические встречи.
  4. Выступления на родительских собраниях.
  5. Анкетирование.

Психологические встречи

        Более подробно хочу остановиться на такой форме работы, как психологические встречи. Прежде всего — это встреча группы родителей с психологом ДОУ, где обсуждается вопрос адаптации детей к детскому саду. Такие встречи оптимально проводить один раз в неделю. По времени подойдёт первая половина дня, когда дети находятся в группе с воспитателем.

Участие в психологических встречах позволяет родителям:

  • отреагировать актуальные эмоции, чувства;
  • снять напряжение;
  • поделиться своим опытом (если такой был с первым ребёнком) и узнать об опыт других родителей.

Всё это позволит родителям более спокойно отнестись к адаптации, а как известно если спокойна мама, то и ребёнок спокоен.

  1. Работа с детьми в период адаптации

Среди форм работы педагога-психолога с детьми можно выделить:

  1. наблюдение за адаптационным процессом.
  2. организация игровых ситуаций в течение недели. Желательно, чтобы эта форма работы не сводилась к единоразовому посещению детей. Необходимо ежедневно будет заходить в группу к детям в период адаптации. Так дети быстрее привыкнут к нему и не успеют забыть.
  3. индивидуальная работа с детьми. Данная форма работы может проводиться, как в кабинете психолога (если ребёнок согласен пойти), так и в групповом помещении. Как правило в индивидуальной помощи нуждаются дети, которые подолгу не могут успокоиться. Тогда задача психолога переключить внимание ребёнка на любой вид деятельности.  Здесь важно создать интерес и передать его своими эмоциями.

4. контроль за НПР , заполнение карт нервно-психического развития- это следующая форма работы.

     Я осуществляю контроль  при помощи Методики определения нервно-психического развития детей раннего возраста, разработанной  Н. М. Аксариной, К. Л. Печорой, Г. В. Пантюхиной. Цель диагностики - своевременное выявление первоначальных отклонений в развитии и поведении ребенка для необходимой коррекции.
На 3 году контроль за динамикой развития детей  осуществляется нами по представленным показателям развития 1 pаз в полугодие -в дни, близкие к дню рождения ребенка. Каждый ребенок проверяется по показателям своего возраста. Если развитие ребенка не соответствует возрасту, его проверяют по показателям предыдущего возрастного периода.
Диагностика предполагает эмоционально-деловое общение взрослого с ребенком, проходящее в непринужденной ситуации. Одномоментно проверяется развитие ребенка не более чем по 2-3 показателям. Поведение ребенка, состояние возбудимости нервной системы, выносливость, подвижность, уравновешенность, контактность и другие индивидуальные особенности могут быть определены путем наблюдения за ним.

      Что, прежде всего, задерживается у детей? Прежде всего, функции, которые вновь формируются, являются новообразованием – развитие активной речи, сенсорное развитие, которое связано с формированием наглядно-действенного мышления. Задержка не может не отразиться на дальнейшем развитии детей дошкольного возраста и требует особого внимания со стороны педагогов.
        Поэтому все полученные результаты обсуждаются на МПС и определяются направления работы педагога-психолога, воспитателя  с ребенком.

5. фронтальные занятия .

      Хочу сказать, что в период адаптации очень сложно работать с детьми, придерживаясь какой-то определённой программы. Тем более проводить какие-то структурированные занятия. Проверяющие органы требуют наличие такой программы и её нужно иметь, например программа адаптации Роньжиной, но работать лучше исходя из ситуации. Игры в период адаптации должны быть фронтальными, чтобы не один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием, игры не должны быть слишком длительными. Всегда инициатором игры выступает взрослый.

          Медико-педагогическое совещание

                 По истечении периода адаптации на медико-педагогическом совещании ведется анализ степени адаптации каждого ребенка на основании данных полученных из листа адаптации, обсуждаются результаты проделанной работы, положительные моменты, анализируются итоги, корректируются планы организации адаптации и намечается дальнейшая работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы педагога-психолога в период адаптации детей к детскому саду в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта

В статье говорится об изменениях в сложившейся работе педагогов с внедрением ФГОС ДО. Опираясь на положения ФГОС   были выделены группы необходимых условий для процесса адаптации детей к ДОО...

Выступление педагога-психолога на тему «Игры и упражнения с детьми раннего возраста для создания эмоционального благополучия в работе педагога-психолога в период адаптации»

Выступление педагога-психолога на тему «Игры и упражнения с детьми раннего возраста для создания эмоционального благополучия в работе педагога-психолога в период адаптации»Игровую деятельн...

Выступление педагога-психолога на тему «Игры и упражнения с детьми раннего возраста для создания эмоционального благополучия в работе педагога-психолога в период адаптации»

Выступление педагога-психолога на тему «Игры и упражнения с детьми раннего возраста для создания эмоционального благополучия в работе педагога-психолога в период адаптации»Игровую деятельн...

Перспективный план работы педагога-психолога на период сентябрь 2019- август 2020 год.

Цель:  Содействие и создание условий, способствующих охране психологического и физического здоровья всех участников образовательного процесса и гармонизация социально-психологического климата учр...

План работы педагога-психолога на тему "Адаптация"

МероприятиеЦельПланируемый результат и форма отчетностиСрокипроведенияДиагностика1.Систематические наблюдения заповедением детейв ходеадаптационного периода;2.Заполнение адаптационных карт;3.Зап...

Алгоритм работы педагога-психолога в адаптационный период

Одним из направлений работы педагога-психолога в ДОУ является: «Сопровождение адаптационного процесса». Работа психолога ведётся со всеми участниками образовательного процесса. Это админис...