Конспект открытого НОД по патриотическому воспитанию в старшей группе "Наш Красноярский край"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Налимова Оксана Айяровна

Представленный материал будет полезен воспитателям , для формирования и закрепления знаний детей о Красноярском крае.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

 «Наш Красноярский край»

Цель: Расширение представлений детей о Красноярском крае.

Задачи:

Образовательные

 -Закрепление  представления о малой Родине, продолжать знакомить с картой.

-Обобщать и систематизировать знания о животных и растениях Красноярского края, животных занесенных в Красную книгу.

Развивающие

-Развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно – следственные связи, развивать собственный познавательный опыт, умение сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные

-Воспитывать любовь к природе своей Родины.

Образовательная среда:

Предметно-практическая среда: ноутбук, проектор, экран, мультимедийная презентация, подборка музыкального сопровождения.

Характер общения: совместно-последовательная форма взаимодействия.

Планируемые результаты: Сформированы первоначальные знания и представления детей о своей малой Родине, животных Красноярского края занесенных в Красную книгу.

Ход занятия:

1. Вводно-мотивационная часть

Воспитатель:

Здравствуйте, мои маленькие россияне! Ребята, а почему я вас так назвала - россияне? (Ответы детей)

Ребята, мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – какое?

Давайте вместе повторим это слово – «Россия». А мы с вами граждане России – как нас называют?  Ребята, ответьте мне, пожалуйста, а как зовут жителей Франции? Во Франции живут?... В Испании живут?... В Китае живут?... В Италии живут?... В Германии живут?!... (Ответы детей) 

Послушайте стихотворение В. Степанова "Что мы Родиной зовем".

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой живем,

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

- Как вы понимаете ответ на вопрос «Что мы Родиной зовем? Дом, где мы с тобой живем»

- А как называется наша малая Родина? А в каком крае мы с вами живем? Сегодня я хочу пригласить вас совершить виртуальную экскурсию  по нашему Красноярскому краю, мы узнаем какие животные и птицы его населяют, вы готовы?  Тогда усаживайтесь поудобней, мы начинаем!

2. Основная часть (показ слайдов презентации)

     Россия самая большая страна в мире. Кто может на карте России, показать наш край? Посмотрите на эту часть нашей страны. Все верно, это наш Красноярский край, где мы с вами живем. Наш край очень большой. Вверху карты, на севере, очень холодно и дует сильный ветер. В центре – леса и тайга! Внизу карты на юге – широкая степь.   Здесь очень тепло. А еще дальше стоят неприступные Саянские горы!

    Наш край имеет свой герб. Посмотрите, что изображено на гербе?

Правильно, золотой лев, держит в правой передней лапе золотую лопату, а в левой — золотой серп. Щит увенчан пьедесталом с орденскими лентами, окружен золотыми листьями и ветками. Лев - власть, отвага, храбрость и великодушие. Орудия труда это главные занятия населения края: лопата символизирует добычу полезных ископаемых, а серп — земледелие.

    Посмотрите на следующее изображение. Кто догадался, что это? (Флаг)

Да это флаг Красноярского края. Флаг Красноярского края представляет собой прямоугольное красное полотнище, посредине флага расположен герб края.

     Кто может мне сказать, какая самая большая река протекает в Красноярском крае и делит г. Красноярск на правый и левый берег?

Енисей  течет между гор, тайги, степей к самому северу. На карте река Енисей обозначена синей линией. Мы с вами начнем путешествие с юга Красноярского края и поплывем через весь край к северу.

     Мы начинаем нашу экскурсию, приглашаю вас в катер и отправляемся в путь.

Ребята, смотрите, красота какая кругом! Это Саянские горы! На горах мы видим ледники, а на склонах гор – горная тайга. Зима здесь холодная, лето короткое и тоже очень холодное.

Здесь живу очень интересные животные, которые занесены в Красную книгу:

Ирбис или снежный барс - Крупный представитель семейства кошачьих . Вместе с хвостом в длину достигает 2,3 м. У него длинная, густая шерсть, окрас преимущественно светло-серый с тёмными пятнами. Главное отличие от сородичей – неспособность рычать.

Манул - хищное млекопитающее семейства кошачьих. Внешностью и размерами похож на домашнюю кошку, но отличается более короткими массивными туловищем и лапами, а также длинным густым мехом. Объектив регистратора Саяно-Шушенского заповедника зафиксировал осторожного манула, считавшегося исчезнувшим на территории края. Видеозапись дала новые материалы для изучения скрытных представителей кошачьего семейства. Это наглядное доказательство, что в Красноярском регионе сохранились единичные особи манулов.

Марал или благородный олень – самый крупный олень, который оказался на грани исчезновения из за своих красивых рогов. Живут они стадами, где главная – старая самка, остальные ‒ ее потомство. Зима для этих животных — не лучшее время года. Помимо голода, им еще и очень трудно передвигаться по снегу. Поэтому они постоянно перемещаются в поисках малоснежных мест. Летом они поедают грибы, ягоды, травы, кору деревьев, молодые побеги хвои. Взрослые особи часто грызут почву, поставляя в свой организм нужные минералы.

Архар - горный   баран. Это красивые животные с горделивой осанкой, стройным туловищем и длинными ногами. Из-за внушительных рогов голова их запрокидывается назад. Высокогорный баран питается практически всеми растениями, которые можно найти на скудных горных склонах.

Красный волк - Горные псы, или красные волки – очень редкие животные. Они практически пропали. Такой красавец-волк внешне отличается от обычного своей яркой окраской. Хвост немного длиннее, чем у серого собрата, шерсть пушистая, густая. Такие красавцы становятся объектом охоты для мародеров и браконьеров. Красные волки ‒ опасные хищники, они поедают любую живность, от ящерицы до оленя. Эти волки не роют норы, иногда их путают с лисицами,    красный волк не нападает на человека, а наоборот его избегает. Красные волки – исчезающие животные Красноярского края. Ученые допускают тот факт, что их исчезновение с планеты связано с капризами природы, или во всем виноваты серые волки. Жестокое обращение человека с природой тоже влияет на исчезновение популяции этих зверей.

Физминутка: «Моя Россия»

Поезжай за моря-океаны,

Дети «едут».

Надо всею Землей пролети:

Дети «летят».

Есть на свете различные страны,

Разводят руки в стороны.

Но такой, как у нас, не найти.

Отрицательно качают головой

Глубоки наши светлые воды,

Дети приседают.

Широка и привольна земля,

Дети встают. Руки в стороны.

И гремят, не смолкая, заводы,

«Стучат» руками перед собой.

И шумят, расцветая поля…

Плавные взмахи руками, разведенными в стороны.

   

Ой, как холодно стало! Куда мы с вами подплыли? Мы подплываем к северу, а точнее к Северному полярному кругу. Это невидимая линия, за которой начинается холодная земля. Даже экскаватором трудно копать эту землю – она просто ледяная! А все потому, что лето здесь очень короткое. А зимой солнца вообще нет – наступает долгая полярная ночь! Из – за холода земля превратилась в вечную мерзлоту. На ней почти не растут деревья, только маленькие кусты и мох. Такое место называется тундра.  

    А дальше, посмотрите, начинается Северо – ледовитый океан.

На севере нашего края живут очень редкие животные:

Северный олень – это домашнее животное, у него густая волнистая шерсть. Благодаря широким копытам, олень не проваливается в снегу. Он долго бегает и не устает. Люди используют его как транспорт.

 Полярная сова – свой белый наряд она сохраняет круглый год, сова хищница, питается мелкими грызунами, летает тихо и хорошо видит в темноте.

 Песец – полярная лиса. У него длинный, густой мех. Песец тоже хищник, питается мелкими грызунами – леммингами.

 Морж – огромное животное. На суше он неуклюжий, а воде хорошо плавает и ныряет. Любит греться на льдинах.

Нарвал- Морское млекопитающее нарвал включено в Красную книгу как редкий малочисленный вид. Промысел этого животного запрещен. Оно обитает в труднодоступных регионах, но кое-что человеку о нем известно. Нарвала называют морским единорогом. Он отличается уникальным видом, грациозностью и развитым умом. Загрязнение Мирового океана – одна из главных причин исчезновения вида и острая экологическая проблема. Люди не всегда понимают возможные последствия своих действий. Загрязнение океана связано с неразумной хозяйственной деятельностью.

Белый медведь – одно из крупных животных.  Белый медведь — великолепный пловец, обитает он на суше, выходит охотиться на льдины.

А вы знаете, почему животные севера не мерзнут в лютую стужу?

А почему медведь, тюлень и морж не покрываются корочкой льда, когда вылезают из воды? Давайте проделаем опыт и узнаем.

Проведение опыта

В тазик с водой опустите руку и выньте её. Посмотрите на неё внимательно. Она покрыта тонким слоем воды. Если бы сейчас ударил мороз, то вода бы превратилась в лед и рука замерзла бы.  А теперь вытрем руки и смажем их жирным кремом и снова опустим руку в воду и вынем её. Что вы заметили? Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками. И если руку встряхнуть, эти капли с неё слетят. На руке воды не будет, значит нечему превращаться в лед. Вот почему животные, когда выходят из воды, встряхивают шерсть.

Теперь вы узнали почему животные севера не замерзают. Они имеют толстый слой подкожного жира, который защищает их от мороза.

 А наша виртуальная  экскурсия подошла к концу.  

3. Заключительная часть

-  Где мы с вами сегодня побывали? Узнали ли вы что то новое? Каких животных, которые живут на территории нашего края, вы запомнили? Какие из них занесены в Красную книгу?

Последующая деятельность: Рассматривание Красной книги Красноярского края. Рисование редких животных. Оформление выставки детских работ.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию детей. Старшая группа. « Спасибо вам, за победу»

Цели и задачи: Формирование у детей представлений о том что такое Великая Отечественная война,воспитание нравственно-патриотических ценностей,воспитывать любовь к Родине,гордость за победу Русского на...

Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Моя страна - Россия!"

Целью данного занятия является обобщение и систематизация знаний детей об их Родине - России; формирование уважительного отношения к государственным символам; закрепления знаний о русских промыслах; в...

Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию в старшей логопедической группе на тему: «День защитника отечества»

Цель: Обобщать знания детей о празднике День защитников Отечества.Задачи:- закреплять рода войск- закреплять названия военной техники- закреплять знания военных профессий- воспитывать уважен...

Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе «Путешествие по России»

Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Программные задачи: Уточнить и углубить знания и представления дошкольников о России как государстве, в котором они живут, воспитыва...

Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе «Мой город – частичка России»

Представлен конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе «Мой город – частичка России»В первой части занятия дети закрепляютгосударственные символы ...