конспект целевой прогулки "Экологическая тропа"
план-конспект занятия (младшая группа)

Сурова Надежда Васильевна

Природа - удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка трудно переоценить. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.

Воспитанники, родители и педагоги дошкольного учреждения очень любят и берегут природу. Ежегодно на территории ДОУ разбиваются цветники, сажаются деревья и кустарники, проходят совместные субботники по уборке территории.

Тропинка используется для занятий, прогулок, наблюдений, трудовой деятельности. С помощью экологической тропинки решаются многие педагогические и психологические задачи:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Целевая прогулка по «Экологической тропе» во второй младшей группе

«Осенние приключения»

Выполнила: воспитатель Сурова Надежда Васильевна

Природа - удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка трудно переоценить. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.

Воспитанники, родители и педагоги дошкольного учреждения очень любят и берегут природу. Ежегодно на территории ДОУ разбиваются цветники, сажаются деревья и кустарники, проходят совместные субботники по уборке территории.

Тропинка используется для занятий, прогулок, наблюдений, трудовой деятельности. С помощью экологической тропинки решаются многие педагогические и психологические задачи:

Цель: развитие экологического сознания ребенка-дошкольника.

Задачи:

· Развитие познавательного интереса к миру природы.

· Развитие осознания ребенком себя как части природы, чувства ответственности за ее сохранность.

· Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, наблюдений за объектами и явлениями природы.

· Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника.

· Формирование умений и навыков наблюдений за объектами и явлениями природы.

· Формирование навыков природоохранной деятельности, экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.

· Осуществление целостного подхода к оздоровлению детей средствами природы.

· Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и развитие чувства эмпатии к объектам природы.

· Развивать у детей наблюдательность за объектами экологической тропы в осенний период.

· Показать взаимосвязи в экосистемах экологической тропы.

· Уточнить и расширить представление детей о насекомых, деревьях осенью.

· Продолжать развивать связную речь детей.

· Воспитывать культуру общения с природой.

Ход:

В группе дети получают письмо от Осени: «Здравствуйте, дорогие, дети! Уже больше месяца у вас в гостях. Повсюду оставила я свои следы. Попробуйте отыскать их вокруг детского сада, и вы получите от меня подарки».

Воспитатель с детьми выходят на улицу.

Сначала предлагаю ребятам сесть на автомобили, которые находятся на наших игровых площадках и «поехать» на «Экологическую тропу» детского сада.

Остановка №1 «Площадка для наблюдений за погодой»

Загадка:

Это что за потолок?

То он низок, то высок,

То он сер, то беловат,

То чуть-чуть голубоват.

А порой такой красивый -

Кружевной и синий-синий!

(небо)

- Посмотрите на небо, какое оно?

(Все чаще серое, кажется низким, сплошь покрыто тяжелыми тучами, быстро передвигающимися по небу.)

- Почему тучи быстрого движутся?

Загадка: - Неизвестно, где живет.

Налетит – деревья гнет.

Засвистит – по речке дрожь.

Озорник, а не уймешь!

(ветер)

Дети самостоятельно дают характеристику осеннему ветру. (Сильный, порывистый, холодный). С помощью флюгера, султанчиков определить, откуда и куда дует ветер.

Дидактическая игра с мячом «Ветер, ветер, ты какой? » (упражнять в подборе прилагательных). Ветер осенью какой? (сильный, слабый, легкий, приятный, ласковый, резкий, порывистый, ураганный, прохладный, свежий, холодный, ледяной, теплый, влажный, встречный, попутный, северный, южный, западный, восточный, утренний, осенний).

- С наступлением осени, каждый день становится все холоднее. Все взрослые и дети тепло одеваются: надевают куртки, плащи, теплые кофты.

Для закрепления знаний об осенних явлениях воспитатель провожу игру «Мы - осенние листочки». В руках у детей осенние листочки. Я читаю текст, а дети в соответствии с ним выполняют движения.

Слова Движения

Мы - листочки, мы - листочки, Стоят кружком, держа в руках

Мы - осенние листочки листочки.

Мы на веточках сидели,

Ветер дунул - полетели. Разбегаются по дорожке.

Мы летали, мы летали - Бегают, помахивая листочками.

Все листочки так устали!

Перестал дуть ветерок - Садятся на корточки, поднимая

Все уселися в кружок. листочки над головой.

Ветер снова вдруг подул Снова разбегаются и помахивают

И листочки с веток сдул, листочками.

Все листочки полетели

И на землю тихо сели. Подкидывают листочки вверх.

Остановка № 2. «Птичья столовая»

Воспитатель: «Ребята, а кто из вас знает, что это такое?»

Что за стол среди берез

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом.

Ответ: Кормушка

Воспитаель: Молодцы! «Правильно, это кормушка. А для кого эта кормушка?

Дети: Эта кормушка для птиц.

Воспитаель: Ребята, а каких птичек вы знаете?

Дети: Воробья, синичку, снегиря. (Я читаю стихи про птиц.)

(Воробей):

Скачет, скачет воробей,

Кличет маленьких детей:

- Киньте крошек воробью -

Я вам песенку спою,

Чик-чирик!

(Снегирь)

Алой кисточкой заря

Красит грудку снегиря,

Чтоб в морозы и в пургу

Не замерз он на снегу.

(Синица)

Пусть снег вокруг искрится

И зимний ветер злится –

Поет не уставая

Синица расписная.

Воспитатель: Зимой, когда на улице холодно и много снега, птицам трудно найти корм, поэтому люди развешивают кормушки и насыпают в них корм для птиц.

Воспитатель: Ребятки, а кто из вас знает, что любят кушать птички?

Дети: Зернышки, семечки, хлебные крошки.

Воспитатель: А сейчас я прочитаю Вам стихотворение «На кормушке».

На кормушке, под окном,

Было тесно зимним днем.

Мимо кошка пробежала-

На кормушке пусто стало…

Где же вы, синички,

Бойкие сестрички? (В. Степанов)

Воспитатель: Возьмите корм для птиц (семечки, зернышки и хлебные крошки) и насыпьте его в кормушку.

Остановка № 3. «Цветник»

Воспитатель: (веду беседу о разнообразии цветов, о красоте природы) С ранней весны до поздней осени цветут цветы, сменяя друг друга. Радуют нас своею красотой, разнообразной формой и окраской. Все лето дети ухаживают за цветами, поливают водой, выдергивают сорняки. Наблюдают за

насекомыми, которые прилетают на цветы за сладким нектаром. Дети понимают, что цветы нельзя рвать на клумбах, что цветы сажают для того. Чтобы было красиво и люди любовались ими.

Если я сорву цветок

Если ты сорвешь цветок…

Если все: и ты, и я,

Если мы сорвем цветы, то окажутся пусты

И деревья и кусты…

И не будет красоты.

Загадки

Я похож на ромашку

Только в желтенькой рубашке

Я на клумбе невысок, называюсь …(ноготок)

Есть один такой цветок,

не вплетешь его в венок. На него подуй слегка: Был цветок - и нет цветка

(одуванчик)

Белая корзинка Золотое донце, В ней лежит росинка И сверкает солнце. (Ромашка)

Цветы нам дарят настроенье,

И пробуждают вдохновенье,

Как символ чистой красоты,

Ведь очень трудно без мечты!

Остановка № 4. «Насекомые»

Воспитатель: А сейчас, ребята, подойдем к большой паутине.

Беседую с детьми, об объектах живой природы: бабочках, майских жуках, божьих коровках, муравьях, кузнечиках. В ходе наблюдения у детей

формируется желание наблюдать за насекомыми; даю представления о насекомых; подвожу к пониманию того, что все насекомые живые: они дышат, двигаются, питаются; показать отличительные особенности насекомых. Рассказываю о внешним виде насекомых: есть голова, туловище, ноги, крылья. Все насекомые живые, их не следует без надобности брать в руки, их можно осторожно рассматривать. Когда становится холодно, насекомые прячутся.

Остановка № 5 «Чудо-огород».

Воспитатель: А вот и наш маленький огород. Здесь, ребята, сажают овощи, ухаживают, наблюдают за ростом, собирают урожай. А давайте, я вам загадаю загадки.

Золотистый и полезный, Витаминный, хотя резкий, Горький вкус имеет он… Обжигает… Не лимон. (Лук) Огородная краля Скрылась в подвале, Ярко-жёлтая на цвет, А коса-то, как букет. (Морковь)

Зелёная толстуха Надела уйму юбок. Стоит как балерина, Из листьев пелерина. (Капуста) В огороде - жёлтый мяч. Только не бежит он вскачь, Он как полная луна. Вкусные в нём семена. (Тыква) Бурая - не мишка,

В норке - но не мышка. (Картошка) Что это за рысачок Завалился на бочок? Сам упитанный, салатный. Верно, детки… (Кабачок)

Остановка № 6 « Пошли играть!»

Возвращаемся на игровую площадку, предлагаю ребятам высказаться о прогулке по «Экологической тропе», что они запомнили, что им понравилось.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад № 41 «Петушок» комбинированного вида

Проект в младшей группе

«Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!»

Воспитатель:

Сурова Надежда Васильевна

Г.Верхняя Салда– 2019г

Тип проекта: исследовательский

Срок реализации проекта: Долгосрочный

Участники проекта: Воспитатель, дети, родители

Актуальность проекта:

Лето – прекрасная и удивительная пора! Летом в режиме дня детского сада предусматривается максимальное пребывание детей на открытом воздухе. Очень важно, чтобы жизнь детей в этот период была содержательной и интересной. Дети младшей возрастной группы только начинают изучать окружающий нас мир. И поэтому, немало важно для детей этого возраста развитие элементарных сенсорных представлений, наглядно - действенного мышления. Непосредственно - образовательная и опытно - исследовательская деятельность, дидактические игры способствуют развитию у детей познавательной активности. Подвижные игры, развлечения, утренняя гимнастика, физкультура на свежем воздухе, игры с песком обеспечивают необходимый уровень физического и психического здоровья детей. Привлечение родителей к данному проекту, делает их образованнее в вопросах воспитания любознательного, здорового ребенка и проведения интересного досуга в семье.

Проблема проекта:

Дети, которые только-только начинают познавать окружающий мир, имеют небольшие представления о природных явлениях живой и неживой природы, в том числе и о лете. Младший возраст – это возраст «почемучек». Именно в этом возрасте у детей чаще всего возникают вопросы – почему и зачем? В беседах дети не могут сами ответить на многие вопросы, например: Что происходит в природе летом? Зачем нужно солнышко? Откуда появляются лужи? Для чего нужен дождик? В целях формирования у детей знаний о сезонных явлениях природы был разработан данный проект.

Цель проекта: формирование у детей активного словаря через организацию разных видов деятельности: игровой (прежде всего); познавательной (наблюдения, эксперимент, художественное слово); музыкально- эстетической, продуктивной.

Задачи проекта:

  • расширять представление о свойствах воды и песка;
  • развивать координацию и мелкую моторику рук;
  • расширять сенсорные формы контакта с природой, предметной и социальной средой;
  • побуждать детей к разнообразным действиям с водой и песком;
  • повышать уровень родительской компетенции в области физического развития детей.

Ожидаемый результат:

  • обогащение активного и пассивного словаря детей за счет слов: «яркое»,

«светлое», «теплое», «светит», «улыбается», «греет» и т. д.

  • познавательный интерес к экспериментам;
  • развитие у детей наблюдательности;

1. Подготовительный этап:

  1. Беседы с детьми с целью выявления у детей знаний о лете.
  2. Подготовка стихотворений, потешек, загадок о лете, иллюстраций и картин о лете;
  3. Подготовка атрибутов для игр, опытов и совместной деятельности;
  1. Основной этап:

Виды деятельности

Тема

1. Чтение

художественной литературы

  • «Дождик» (заучивание стихотворения З. Александрова);
  • Чтение и заучивание потешек

«Солнышко», «Солнечный зайчик»,

«Водичка-водичка»;

  • Чтение К.Чуковского «Краденое солнце»;

2. Двигательная

  1. Подвижные игры:
  • «Солнечный зайчик»;
  • «Солнышко и дождик»;
  • «Самолѐты»;
  • «Пузырь»;
  1. Малоподвижная игра «Построй солнышко»;
  2. Комплекс упражнений для утренней гимнастики (с элементами дыхательной гимнастики) «Лучистое Солнышко»;
  3. Физкультминутка « Я на солнышке лежу»;

3. Коммуникативная

  1. Дидактические игры:
  • «На что похоже?» (по форме, цвету, ощущениям);
  • игровые упражнения «Вымоем посуду»,

«Дружи с водой»;

  • «Солнце, воздух и вода» - на прищепках;
  • «Собери картинку» - пазлы.
  1. Беседы:

  • «О том, что в солнечную погоду нужно носить панаму»;
  • «О безопасности людей на воде»
  • «О пользе солнца для здоровья человека»;

4. Познавательно – исследовательская

  1. Наблюдение за изменениями в природе;
  2. Проведение наблюдений за восходом и закатом солнца (по возможности в группе, по иллюстрациям, с помощью родителей дома);
  3. Эксперименты:
  • опыты с водой (солѐная, цветная и т. д.)
  • опыты с песком (сырой, сыпучий, сухой)
  • опыты с вертушкой (крутится, не крутится)

5. Продуктивная

  1. Рисование:
  • «Солнышко»;
  • «Дождик идѐт»;
  • рисование на асфальте «Солнышко лучистое», «Лужи», «Волны»;
  1. Лепка:
  • «Лучики для солнышка»;

6. Музыкально - художественная

  • разучивание песни «По малину в сад пойдѐм»;
  • пение «Дождик, дождик» р. н. м.

7. Игровая

  1. Сюжетно-ролевые игры:
  • Напоим кукол чаем.
  • Мама готовит обед.
  • Постираем кукле бельѐ.
  1. Театрализованные игры:

- просмотр театрализованной деятельности (на фланелеграфе) «Кораблик» Славина Л. С. (подготовительная и старшая группы)

  1. Игры с водой и песком:
  • «Кораблики»;
  • «Мыльные пузыри»;
  • «Печѐм куличики»;
  • «Рисуем пальчиками по песку»;
  • «Тонет - не тонет»;
  • «Поймай рыбку»;

Работа по реализации проекта

Проект «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!» долгосрочный, длился 2,5 месяца. Работа по реализации проекта проходила организованно. Дети с интересом включались во все виды деятельности проекта.

В ходе совместной деятельности по ознакомлению с окружающим миром у детей сформировались представления о том, что для жизни на Земле нужно солнце, воздух и вода. Благодаря этим факторам живут люди, растения, животные. Организованная деятельность проходила на улице, где дети учились выделять характерные особенности солнца, воздуха и воды.

В группе и на прогулках дети наблюдали за дождем, ветром, облаками, тучками, грозой. Чтение и разучивание стихотворений, потешек, закличек во время наблюдений воспитали у малышей желание эмоционально откликаться на красоту окружающей природы. С большим увлечением дети включались к опытно-экспериментальной деятельности. Из опытов дети узнали о влиянии солнца на жизнь, о свойствах воды и песка.

В ходе совместной деятельности по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой дети учились отвечать на вопросы по содержанию стихотворений. Игровая деятельность по развитию речи проходили на свежем воздухе, где они учились наблюдать, обследовать объекты живой и неживой природы. В совместную деятельность были включены подвижные и дидактические игры. У детей воспитывались эстетические чувства средствами поэзии, интерес к явлениям природы. Формировались представления о живой и неживой природе.

В ходе совместной деятельности по физической культуре развивались творческие способности при выполнении двигательных действий. Дети с удовольствием занимались физкультурой на свежем воздухе, рисовали на песке. Использование на занятиях цветов, флажков, шаров, сюрпризных моментов были для детей неожиданными и приятными.

В ходе совместной деятельности по рисованию у детей закреплялись умения рисовать в сотворчестве с воспитателем и другими детьми при создании коллективной композиции. Формировались умения замыкать округлые формы.

В ходе совместной деятельности по лепке дети учились надавливающими движениями указательного пальца размазывать пластилин на картоне и изображать солнце.

Специально отобранные пальчиковые игры на летнюю тематику забавляли детей. Такие игры развивают у детей мелкую моторику, координацию движений, активизируют речевые навыки, память, мышление и пробуждает творческое воображение и внимание.

Комплексы утренней гимнастики способствовали активизации двигательной активности детей, поднимали настроение детей. «Превращаясь» в бабочек, жучков, паучков, имитируя «походы» в лес, к солнышку дети получали

новую информацию, выполняли все это в движениях. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и действовать в нем. Дыхательные упражнения являются профилактикой заболеваний дыхательной системы, а упражнения на снятие психоэмоционального характера развивают умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

Для младших дошкольников подвижные игры являются жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. Игровые ситуации и правила игры заставляли детей двигаться с большей скоростью, чтобы догнать кого-то, или быстрее спрятаться в заранее намеченное место (домик, гнездышко), чтобы не быть пойманным, ловко преодолеть элементарные препятствия. Подвижные игры благодаря многообразию их содержания помогали детям закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего их мира.

Дидактические игры и упражнения развивали у детей психические процессы, любознательность, усидчивость, обогащался и активизировался словарь. Воспитывался интерес к словесным и настольно-печатным дидактическим играм.

На развлечении «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!», которое проходило на участке детского сада, дети получили эмоционально – положительный заряд. На празднике дети рассказывали стихотворения и потешки, танцевали, водили хоровод, отвечали на вопросы о признаках лета, запускали в небо воздушные шары. Игры с флажками, мячами и мыльными пузырями развивали у детей ловкость, быстроту, смекалку, координацию движений и умения действовать с предметами.

  1. Заключительный этап:

Содержание итоговых мероприятий проекта:

  • Подведение итогов проекта.
  • Подготовка презентации по фотографиям.
  • Оформление стенгазеты для родителей по итогам реализации проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект целевой прогулки к площадке ПДД в средней группе

Конспект целевой прогулки к площадке ПДД...

Конспект целевой прогулки для дошкольников старшнго возраста "Экологическая тропа"

Уважаемые колегги представляю Вам конспект целевой прогулки "Экологическая тропа". Конспект расчитан на дошкольников средней старшей и подготовительной группы....

КОНСПЕКТ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГУЛКИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ НА ТЕМУ: «КАКИЕ ДЕРЕВЬЯ РАСТУТ В НАШЕЙ МЕСТНОСТИ».

Познакомить детей с особенностями двух видов деревьев (клён, ива) традиционно произрастающих в нашей местности, взаимосвязи растений с окружающей средой (вода, солнце, тепло, почва, животные)....

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

Конспект целевой прогулки с детьми старшей группы "По экологической тропе в осенний лес"

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она существовала всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого ...

КОНСПЕКТ ЦЕЛЕВОЙ ПРГУЛКИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ НА ТЕМУ: «КАКИЕ ДЕРЕВЬЯ РАСТУТ В НАШЕЙ МЕСТНОСТИ».

Познакомить детей с особенностями двух видов деревьев (клен, ива) традиционно произрастающих в нашей местности, взаимосвязи растений с окружающей средой (вода, солнце, тепло, почва, животные). 2. Знак...