Картотека дидактических игр по образовательной области «Речевое развитие»
учебно-методический материал

Сударова Ангелина Вадимовна

Конспект НОД с использованием технологий речевого развития

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx29.85 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по образовательной области «Речевое развитие»

Возрастная группа: дети старшего дошкольного возраста

Название игры

Цель

Оборудование

Описание

«Какое слово заблудилось?»

формировать умение подбирать точные по смыслу слова.

сборник стихотворений

взрослый читает стихотворение, а ребенок должен

заметить смысловые несообразности и подобрать нужные слова.

«Новоселье у матрешек»

учить детей сравнивать предметы, видеть в предметах разные их свойства, располагать предметы в определенном порядке, выделив при этом существенный признак.

матрешки

педагог рассказывает: «матрешки поселились в новом доме. Каждая получила свою квартиру. Самая маленькая – на первом этаже, на втором – немного побольше, на третьем – еще побольше, на четвертом – еще больше. А на пятом, последнем этаже – самая большая. Они порадовались своим квартирам и пошли в парк гулять. Пришли вечером и забыли, кто где живет. Помоги же матрешкам найти свои квартиры. Расскажи им, где их квартиры.

«Кто знает, пусть дальше считает».

развитие слухового внимания, закрепление умения порядкового счета в пределах 10, развитие мышления.

мяч

В соответствии с командами взрослого ребенок, которому бросают мяч, считает по порядку до10.

«Чем похожи и чем отличаются? »

развитие зрительного восприятия, внимания, мышления и речи.

магнитная доска; магниты; 8 пар предметных картинок: мухомор – подосиновик, платье – юбка, ваза – кувшин, заяц – кролик, кот – рысь, трамвай – троллейбус, аист – лебедь, ель – лиственница.

взрослый поочередно прикрепляет к магнитной доске каждую пару картинок и предлагает детям найти сходство и различие между изображенными предметами.

«Что это? Кто это? »

развитие мышления и речи.

24 предметные картинки.

Дети делятся на две команды. Садятся за столы на удалении друг от друга. Каждой команде раздаются одинаковые комплекты картинок с изображением овощей, фруктов, животных и т. д. Дети поочередно дают описание одной из картинок. Если описание правильное и картинка угадывается, то её откладывают в пользу отгадавших.

«Нарисуй и зачеркни»

развитие слухового внимания, памяти и мышления.

лист бумаги и простой карандаш (для каждого ребенка)

На столе перед каждым ребенком находятся лист бумаги и простой карандаш. Взрослый предлагает детям:

• Нарисовать два треугольника, один квадрат, один прямоугольник и зачеркнуть третью фигуру;

• Нарисовать три круга, один треугольник, два прямоугольника и зачеркнуть вторую фигуру;

• Нарисовать один прямоугольник, два квадрата, три треугольника и зачеркнуть пятую фигуру

«Назови лишнее слово»

активизировать внимание; развивать мышление, речь. Навык правильного звукопроизношения.

Оборудование не требуется

Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово

«лишнее»

  1. Конспект НОД с использованием технологий речевого развития

Тема: «Незнайка и лекарственные растения»

Технология речевого развития: технология обучения составлению загадок, рассказы детей из опыта

Возрастная группа: дети старшего дошкольного возраста

Цель: развивать связную речь, активизировать словарный запас, способствовать развитию мышления, памяти, воображения. Закрепление умения узнавать и правильно называть лекарственные растения.

Задачи:

Образовательные:
-учить связно и последовательно излагать свои мысли;

-обогащать словарь детей прилагательными;

-формировать умение выражать и обсуждать полученные впечатления.
Развивающие:
- развивать у детей умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни;
- развивать у детей связную речь, познавательную активность, мышление, наблюдательность, любознательность.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;
- воспитывать умение правильно вести себя на природе.

Словарная работа: «лекарственные растения», «отвар», «настойка», «мази».

Оборудование: ИКТ доска, ноутбук, иллюстрации лечебных растений.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы свами побываем в царстве растений, а каких растений – вы узнаете, отгадав загадки.

Ах, не трогайте меня,

Обожгу и без огня.

(Крапива)

Рос шар бел, дунул ветер –

Шар улетел.

(Одуванчик)

Стоят сестрички –

Желтый глазок,

Белые реснички.

(Ромашка)

Это не простые растения – они могут лечить, поэтому их называют лекарственными растениями.

Издавна люди заметили, что домашние животные, когда заболевают, уходят, чтобы найти какую – то травку, съев которую они выздоравливают. И человек стал искать помощи у разных растений. Наши предки знали полезные свойства многих цветов и трав: больных и раненых лечили травяными бальзамами и настоями, пили чай из трав. Постараемся побольше узнать о лекарственных растениях, о том, для чего они нужны человеку.

Исследовательская деятельность:

Воспитатель: Знаете ли вы, чем хорошо лечить царапины и разбитые коленки? Зеленым бинтом, который называется подорожник.

Да, ребята, мы иногда топчем его, а он все плотнее прижимается к земле. Листья его упругие, с прочными жилками. Надежно укрепился он в почве густым пучком корней. Вверх поднят только стебелек с соцветиями. Они тоже жесткие и упругие – вот и не боится подорожник вытаптывания, от которого страдают многие другие растения. Семена подорожника клейкие, легко прилипают к ногам людей и шерсти животных, поэтому животные и люди, проходящие по дорожке, помогают семенам распространяться вдоль дорожек и тропинок.

Вы знаете, как пользоваться подорожником при ушибе и порезе? (Лист подорожника надо обязательно очистить от пыли, затем немного поцарапать, чтобы выделился сок, и затем приложить к ране.)

О каком растении говорят, что он жжет? Правильно, о крапиве. Из крапивы готовят великолепные щи, крапивное пюре с яйцом, можно даже заквашивать крапиву как капусту. Листья крапивы богаты разными полезными витаминами. В крапиве содержаться вещества, убивающие микробов, также она хорошо останавливает кровь. Для этого надо взять крапиву, растолочь ее и приложить к ранке. А еще отвар из крапивы укрепляет волосы. Также из нее делают бумагу, веревки и мешковину. Вспомните сказку Г. Х. Андерсена «Дикие лебеди»: именно из крапивы пришлось сестрице взять рубашки для братьев, чтобы спасти их от чар колдуньи.

Но почему все – таки крапива обжигает? На листья и стеблях крапивы имеются особые волоски. Каждый волосок – как игла крошечного шприца. Внутри волосков – едкая жидкость. Дотронуться – получай уколы. Но пройдет немного времени, и вы перестанете чувствовать жжение.

А это что за растения? (Выставляется картинка с изображением ромашки.)

Если заболело горло, то лучший доктор – отвар из луговой лекарственной ромашки. Еще ее называют аптечной ромашкой. Давайте научимся отличать ее от другой, которая никого не лечит и называется поповником.

Дети приходят к выводу: у лекарственной ромашки листья рассеченные и много мелких цветков; у поповника – листья цельные, на каждом стебле один цветок. Аптечная ромашка не имеет запаха. Она растет только на солнечных местах, а поповник может расти и в темных, влажных местах.

Воспитатель: Кто отгадает по запаху, о каком растении пойдет сейчас речь? (Воспитатель дает ватку с запахом валерианы.) Это растение называется валериана. В переводе с латинского языка «valere» означает «быть здоровым». В медицине используют корень валерианы. Рассмотрите, корневище, что можно о нем сказать? (Корневище толстое, короткое, внутри пустое со множеством корешков.)

На Руси валериану издавна рекомендовали в качестве успокаивающего средства, при бессоннице. Еще царь Петр 1 повелел выращивать лекарственные растения, в том числе валериану, в специально созданных «аптекарских огородах». Растет валериана по заболоченным и влажным местам, по берегам рек и канав, на лесных опушках.

Кто знает это растение? (Выставляется картинка с изображением мать – и – мачехи.)

Лишь только сходит снег, появляются цветы мать – и – мачехи, а по окончании цветения отрастают листья. Давайте сравним верхнюю и нижнюю части листа. (Сравнивают, приходят к выводу, почему растение называется именно так.)

Воспитатель: Листья этого растения используют как отвар для лечения кашля.

Физкультминутка: «Цветы».

Ранним утром на лугу /Бег на месте с высоким поднимание ног/

По сырой траве бегу,

Соберу цветы друзьям /Присесть, изобразить сбор цветов/

И по одному раздам:

Роме – ромашку, Алле – фиалку, /Изобразить раздачу цветов/

Васе – василек, синенький цветок,

Колокольчик – Коленьке,

Одуванчик - Поленьке,

Он растет в широком поле,

Подарю подарок Поле.

Воспитатель предлагает помочь Незнайке и выполнить несколько заданий c помощью интерактивной доски.

Появляется изображение с Незнайкой.

Задание первое – «Найди лишнюю картинку, объясни почему?» Появляются 4 изображения растений.

Во втором задании воспитатель предлагает отгадать по описанию, о каких лечебных растениях идет речь. После того как дети все отгадают педагог предлагает самостоятельно придумать загадку про лекарственное растение.

В третьем задании нужно помочь Незнайке выбрать ядовитые растения.

В четвертом задании педагог предлагает выполнить последнее задание «Собери букет из лекарственных растений». После того, как ребенок выполнит задание, педагог предлагает составить рассказ из личного опыта, какие лечебные растения он видел и где.

Воспитатель подводит итог занятия:

  • Какие лекарственные растения вы знаете?
  • Какое растение называют «зеленым бинтом»?
  • Отвар листьев, какого растения лечит кашель?

Воспитатель хвалит детей за хорошую работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра по образовательной области Речевое развитие " Умные часы"

Данная игра развивает умение выделять первый звук в слове, умение определять наличие звука в слове. Развивать умение определять количество слогов в слове. 1 вариант : Воспитатель устанавливает большую...

Дидактическая игра по образовательной области Речевое развитие " Чудо дерево"

Данная игра развивает навык звуко-слогового анализа слова. Тренирует детей в чтении слогов и лов. Учит определять количество слогов в слове, подбирать слова с данным количеством слогов. Развивает мелк...

Дидактическая игра по образовательной области Речевое развитие " Составь слово по буквам"

Данная игра развивае умение составлять слово на заданный звук, помогает  научить детей самостоятельно составлять слово. Определять количество слогов в составленно слове. Развивает мелкую моторику...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ВО 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

- Игры на развитие звуковой культуры речи- Игры на развитие грамматического строя речи- Игры на расширение и активизацию словарного запаса - Комплексы артикуляционной гимнастики - Комплексы ...