Опыт работы на тему: "Формирование семейных ценностей у дошкольников через преемственность детского сада и семьи".
презентация к уроку (подготовительная группа)

Екатерина Юрьевна Котик

Презентация и доклад опыта работы по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon презентация1.56 МБ
Файл Доклад25.45 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

«Формирование семейных ценностей у дошкольников через преемственность детского сада и семьи»

Часть 1 (начало)

Слайд 2 (фото семьи)

Если спросить любого родителя, что входит в это понятие «семейные ценности», каждый ответит – что это любовь, взаимопонимание, уважение, почитание старших и родителей, доброта и взаимовыручка, ответственность за близких людей. Это и есть фундамент, на котором строится ячейка общества, залог ее прочности и долговечности.

Семейные ценности – это чувства, благодаря которым семья становится крепкой. Это – всё то, что люди переживают вместе внутри дома.

Примеров семейных ценностей можно привести много. Но я остановлюсь только на основных.

Любовь к семье

Она проявляется в нежности по отношению к любимым, желанием их защищать, быть постоянно рядом.  

Доброта

Это желание помочь слабому, беззащитному, оказать ему поддержку, потребность быть полезным.

Взаимопонимание

Важно понимать друг друга с полуслова, уважать интересы и стремления своей второй половинки и детей.

Уважение

Оно выражается в уважении к индивидуальности каждого члена семьи, недопустимости «переламывания» одного под интересы и потребности другого.

Трудолюбие

Это уважительное отношение к делу, усердие в работе.

Забота

Отношение к человеку, направленное на оказание помощи, содействие благу и счастью человека.

Слайд 3

Все хорошее и плохое закладывается человеку с детства. Все нормы, правила поведения ребенок получает от родителей, бабушек и дедушек. На их примерах он учится, перенимает опыт, модель поведения и отношения к окружающим. Поэтому воспитывать детей, прививать им правила нужно с самого раннего возраста. Одним из наиболее доступных способов, как это сделать естественно и непринужденно, являются традиции. В каждой семье они могут быть совершенно разными, но решающими одну важную задачу – сплотить и укрепить.

Семейные традиции – это элементы культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение.

Соблюдение традиций – это путь к единению семьи.  Традиции могут быть самыми разными: совместные мероприятия, памятные сюрпризы и подарки, совместное приготовление пищи, сказка перед сном, рассказанная мамой, и еще много разных мелочей.

Так какую же роль несут в себе семейные традиции?

 Благодаря знаниям о семейных ценностях и обычаях сохраняются теплые отношения между разными поколениями. В семье сохраняется ощущение стабильности и мира, поскольку традиция, которая происходит в определенный день, создает чувство ритма и порядка.  Традиции дают ощущение опоры и помогают «удержаться» когда семья находится в кризисе. Ведь один из лучших способов восстановить связь со своей семьей – это совместная деятельность. Традиции нужны для того, чтобы в будущем дети понимали, что их мир знакомый, понятный и любимый.

Но не только это укрепляет и положительно влияет на эмоциональную сторону жизни как ребенка, так и взрослого, а еще соблюдение традиций положительно сказывается на развитии речи дошкольников. А в наше время «гаджетов», когда ребенок проводит у экранов огромное количество времени – это наиболее актуально. Ведь когда семья организовывается для проведения любых традиций – ребенок слышит живую речь и видит их артикуляцию, перенимает и копирует интонацию, расширяет свой активный словарный запас. Так же это развивает все высшие психические функции, такие как память, воображение, мышление.

После бесед с детьми, я выяснила, что они мало знают о жизни своих родных, об их детстве. А в беседе с родителями оказалось, что не во всех семьях соблюдаются традиции.

Поэтому внедрение работы по формированию семейных ценностей обеспечило оптимальные условия для изучения детьми традиций своей семьи, ее прошлому и настоящему. Создало условия для совместной работы ДОУ и семьи по возрождению семейных традиций. Укрепило отношения между семьей и дошкольным учреждением. 

Часть 2 (фото традиций)

Слайд 4

Итак, я предложила родителям подумать и рассказать какие всё-таки традиции существуют в их семье, помимо общепринятых календарных праздников, таких как: празднование нового года, дней рождений, Пасхи и т.д.

Оказалось, что в семье Вадима - это занятие спортом с папой. Здоровый образ жизни тоже может стать традицией. Катание на коньках по субботам в семье Матвея. Совместный вечерний досуг в семьях Ярослава и Миланы - настольные игры, такие как домино, лото или мафия, партия в шахматы и т.д. Вполне вероятно, что эту традицию ребенок перенесет позже и в свою собственную ячейку. 

Слайд 5

 Это ежегодные поездки к бабушке и дедушке у Матвея. Совместные путешествия - это не обязательно должна быть поездка на море. Многим нравится выезжать в лес, к реке, с палатками, котелками, спать в спальных мешках, ловить рыбу, готовить уху на костре, петь вечером песни под гитару. Для детей это необыкновенное приключение, а родителям такой отдых позволит отвлечься от повседневных будней, освежить свои чувства и просто насладиться природой. Совместное изготовление поделок в детский сад в семье Азизы. В семье Макара – это празднование дня деревни, когда они приезжают к бабушке, а так же чтение детям книги на ночь.

Часть 3 (буклеты)

Слайд 6

После того как я узнала о уже существующих традициях в семьях воспитанников, я подготовила и раздала родителям буклеты о новых традициях, которые можно ввести в семью. Это «банка благодарности», совместное приготовление пищи, коллекционирование, семейные фотосессии, празднование даже маленьких побед. Так же там говорится о важности формирования семейных ценностях., их роли как для семьи, так и для ребенка в частности. Такие же буклеты мы хотим раздать и вам.

Часть 4 (семейный альбом)

Слайд 7

Участие родителей и других членов семьи в образовательной работе детского сада необходимо, прежде всего, для детей. И не только потому, что они узнают, учатся чему-то новому. Важно то – с какой гордостью смотрят дети на своих пап и мам, бабушек и дедушек, которые так много знают, так интересно рассказывают. Совместно с родителями мы решили создать в группе семейный альбом. В ходе сбора материалов для фотоальбома, повысилась активность, сплоченность педагогов, родителей и детей. Такое взаимодействие  позволило ближе познакомиться с семьями, их составом, интересами, получить нужную для воспитателей информацию, которая поможет наладить тесную связь между педагогами и родителями, педагогами и детьми, родителей между собой и, конечно, каждой семье со своим ребенком.

С любовью оформленные странички, дети постоянно рассматривают, рассказывают о членах своей семьи, показывают гостям группы. На материалах альбома в группе проводятся самые разнообразные мероприятия, занятия и беседы такие как: Беседа «Моя любимая игрушка», «Мир детства мам и бабушек, пап и дедушек», образовательная деятельность «Сядем рядком – поговорим ладком». Так же ребята больше задумались о себе, узнали о своих родных. Главные выводы, к которым я пришла, наблюдая за детьми и их родителями в процессе работы с альбомом «Моя семья», сводятся к следующему:

        подобная работа способствует налаживанию более теплых и тесных взаимоотношений в семье;

        у детей появляется познавательный интерес к истории своей семьи, к близким и дальним родственникам;

        у детей правильно формируется важное социальное понятие «семья».

Часть 5

 (Родословное дерево)

Слайд 8

Рассматривая семейные фотографии мы увидели, что на них присутствует несколько поколений.

 А изучать историю своей семьи необходимо, именно она воспитывает гордость за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желание стать такими же, как деды. Каждый, который узнает о прошлом своих близких, чувствует себя частью большого и надежного целого, он окунается в добрую и благодарную атмосферу, необходимую для его нормального развития. Поэтому следующим видом деятельности стало составление генеалогического дерева. Родители собрали информацию о членах своей семьи и оформили семейное дерево на бумаге. В ходе такой работы дети познакомились со значением слова «род». Естественно у детей возникали вопросы: «Род – это все члены моей семьи или только ближайшие родственники?» Задумались о происхождении своей фамилии. Расширили знания о родственниках, услышали истории от бабушек о наиболее ярких представителей своей семьи. Укрепили семейные узы. Родословные так же были представлены на выставке «Генеалогическое дерево».

Часть 6 (герб)

Слайд 9

Во время работы по созданию генеалогического дерева у мамы Данила возникло желание создать герб своей семьи. Я поддержала ее инициативу и предложила другим семьям поучаствовать в этом творческом процессе.

Фамильный герб - это набор определенных символов, олицетворяющих характерные черты определенной семьи. Родители и дети осознали значимость такой работы. Дети и родители вместе обсудили процесс создание герба, договорились о символах, которые будут изображены, о фоне и о смысле, вложенном в нем, отразили уникальность своей семьи. В группе была организована выставка «Герб моей семьи».

Часть 7 (семейные реликвии)

Слайд 10 (музей семейных реликвий)

Изучив историю своей семьи и познакомившись с членами рода, родители предложили показать детям группы свои семейные ценности, реликвии. Реликвия — свято хранимая, почитаемая вещь, связанная с историческими или религиозными событиями прошлого. Семейная реликвия – это дорогая по воспоминаниям вещь, оставленная по наследству родными людьми. Это лицо семьи или целого рода. Семейные реликвии помогают понять, что жизнь человека бесконечна, если о ней помнят потомки.

Почти в каждой семье есть вещи прадедушек, прабабушек, которые хранятся для светлой памяти и для того, чтобы знать историю своей семьи. Такие вещи передаются из поколения в поколения, от родителей к детям, чтобы они помнили, знали, кем были их предки. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Родители познакомили детей с семейными реликвиями, рассказали историю о ней и ее владельце. В группе был организован мини-музей «Семейные реликвии». Ребята с удовольствие рассматривали экспонаты, знакомили остальных ребят с их историей. Самые активные семьи даже сняли видео, где ребенок рассказывает о семейной ценности. Предлагаю вам посмотреть некоторые из них. (Видео 11, 12)

Часть 8 ( «День добрых дел»)

Слайд 13

Заключительной формой работы с родителями по формированию семейных ценностей стало проведение «Дня добрых дел». Доброту и трудолюбие ребенок перенимает у своей семьи. Проявлять любовь, уважение, сострадание, доброту - этому нужно учить. Цель: воспитывать добрые, человеческие взаимоотношения; побуждать стремление совершать добрые дела и поступки, воспитывать трудолюбие. Ребята группы с огромным удовольствием и старанием помогали своим родным в уборке квартиры, приготовлении пищи, уборки палисадников. У детей сформировалось стремление к добрым делам и поступкам, они научились делать простые выводы о необходимости помогать старшим, своим бабушкам и дедушкам.

Я верю, что благодаря работе по формированию семейных ценностей, укрепились детско-родительские отношения, расширился кругозор и обогатится словарный запас детей. Возродились семейные традиции, укрепились семейные узы, появилось уважительное отношение к старшему поколению и гордость за свою семью. А родители превратились из наблюдателей в активных участников жизни детей в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "Формирование культуры поведения у старших дошкольников"

Этот опыт работы поможет воспитателям старших дошкольных групп в работе по воспитанию культуры поведения у детей 5-6 лет . Опыт содержит схемы,перспективный план на год разных видов деятельности, ко...

Опыт работы по теме «Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств в процессе ознакомления с родным краем»

Чувство любви к родному краю, городу, посёлку, окружающей природе необходимо формировать у детей с дошкольного возраста. ...

Опыт работы по теме: «Формирование навыков сотрудничества у младших дошкольников посредством социо — игровой технологии».

      Сегодня человеку для активного участия в жизни общества необходимо постоянно проявлять творческую активность, быть самостоятельным, обнаруживать и развивать свои способност...

Статья на тему:"Формирование эмоционально-волевой сферы личности дошкольника через организованную театральную деятельность в семье и детском саду"=

В данной статье предложены формы работы с детьми дошкольного возраста в направлении развития эмоционально-волевой сферы....

Опыт работы по теме: «Развитие познавательно – исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

Опыт работы по теме: «Развитие познавательно – исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»...

Проект «Семейные мастерские как средство формирования традиционных семейных ценностей и укрепления партнерских взаимоотношений детского сада и семьи"

Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что технология Семейных мастерских - это широкое использование различных форм, методов и технологий работы с семьей с целью формирования се...