Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
проект

Толбаева Жадыра Алдабергеновна

1.1. Дошкольная образовательная организация как социальный институт Семья является первым социальным институтом в жизни ребенка. Свои превые знания дети получают от общения со своими близкими. Дошкольная образовательная организация – это уже второй социальный институт в жизни ребенка. Будущее ребенка зависит от того, в каких условиях будет развиваться он. Дошкольная образовательная организация – это тип образовательной 6 организации в Российской Федерации, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. Дошкольная образовательная организация обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей. Когда ребенок приходит в дошкольную образовательную организацию у него возникает представления о новом мире социальных отношений, где царят другие нормы, чем в близком окружении[62]. Дошкольная образовательная организация создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Цель дошкольной образовательной организации заключается в том, чтобы создать благоприятные условия для полноценного проживания ребёнка дошкольного возраста, сформировать основы базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовить к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечить безопасность жизнедеятельности дошкольника. Основными задачамидошкольной образовательной организации в России являются [62]:  охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе эмоционального благополучия;  создание равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);  обеспечить преемственность целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;  создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта 7 отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;  объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных, социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;  формировать общую культуру личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, патриотических, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;  обеспечить вариативность и разнообразие организационных форм дошкольного образования различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;  формировать социокультурную среду, соответствующую возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; Согласно ФГОС дошкольного образования, образовательная программаДошкольной образовательной организации решает также задачи развития ребёнка в соответствии с образовательными областями. Федеральный образовательный стандарт выделяет 5 направлений развития и образования детей: 1.Социально-коммуникативное развитие:  усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;  развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;  становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;  развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной 8 деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;  формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;  формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. 2. Познавательное развитие:  развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;  формирование познавательных действий, становление сознания;  развитие воображения и творческой активности;  формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. 3. Речевое развитие:  владение речью как средством общения и культуры;  обогащение активного словаря;  развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;  развитие речевого творчества;  развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;  знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; 9  формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. 4. Художественно-эстетическое развитие:  развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) , мира природы;  становление эстетического отношения к окружающему миру;  формирование элементарных представлений о видах искусства;  восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;  стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;  реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). 5. Физическое развитие:  приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;  становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;  становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)[62]. Содержание образовательных областей может реализоваться в различных видах деятельности: 10  в раннем возрасте (1 год – 3 года) – предметная деятелньность и игры с составными динамическими игрушками; эксперементирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и др., общение со взрослыми и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, савок, лопатка и пр., восприятие смысла музыки, сказок, стихов); рассматривание картинок, двигательная активность;  для детей дошкольного возраста (3 года – 8 лет) – ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру. Игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, позновательно-исследовательская (исследование объектов окружающего мира и эксперементирования с ними, а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице, конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка. Организованная образовательная деятельность представляет собой организацию совместной деятельности педагога с детьми: с одним ребенком; с подгруппой детей; с целой группой детей. Основные принципы ФГОС ДО:  поддержка разнообразия детства;  сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека [62]; Самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребёнком сейчас, а не тем, что этот период есть период 11 подготовки к следующему периоду.  личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;  уважение личности ребёнка;  реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в формах творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка [60]. В России существуют такие виды дошкольных образовательных организаций как:  детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);  детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированнойкоррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;  детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;  детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеобразовательные, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);  центр развития ребёнка – детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников. Достоинства дошкольных образовательных организаций как самостоятельный социальный институт:  наличие и использование программы воспитания и обучения дошкольников, педагогических знаний у педагогов, научно-методических 12 пособий;  целенаправленный характер воспитания и обучения детей;  условия жизни и быта научно разработаны для воспитания и обучения детей;  применение методов воспитания, обучения, адекватных возрастным особенностям и возможностям дошкольников, понимание их духовных потребностей;  применение оценки деятельности и поведения детей как стимула их развития;  разнообразная содержательная деятельность детей в детском обществе;  возможность играть и общаться с широким кругом сверстников. Качество дошкольного образования – это такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребёнка возрастает в соответствии с учётом его личностных, возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения. От чего все такизависит качество работы дошкольной образовательной организации? Оно зависит: 1. От качества работы воспитателя. 2. От сложившихся в педагогическом коллективе отношений. 3. От условий, созданных руководителем для творческого поиска новых методов работы с детьми. 4. От объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника. Следовательно, качество работы дошкольной образовательной организации – это и процесс, и результат [60]. В сфере воспитания дети осваивают социальные ценности. Дошкольноедетство – пора развитиясамого человека и его души, поэтому особенно важно напитать восприимчивуюдушу ребенка возвышенными человеческими ценностями зародить интерес к истории своего народа, города, страны. 13 Ценности, усвоенные детьми в конце пребывания в ДОО – уважение к родителям, сотрудникам дошкольных образовательных организаций и частично к другим взрослым людям, уважение к сверстникам, начальное понимание ценностей Родины и Отечества. Понимание значимости государственных символов: флага, гимна, герба. Понимание места жительства: город, район, микрорайон, улица, дом, квартира. Дети осваивают и социальное поведение: понимание роли семьи, поведение в детской группе и ДОО, навыки общения со сверстниками, поведение в общественных местах, отстаивание индивидуальных интересов, начало понимания коллективности (наша группа, наше ДОО, наш кружок), навыки коллективизма, коллективных игр, отношение к семье как ценности, начало понимания вредных привычек. Одним из основных направлений деятельности ДОО является взаимодействие с родителями. Необходимо регулярно в процессе индивидуального общения с родителями обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей; проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывать точку зрения родителей; учитывать пожелания и предложения родителей, высоко ценить их участие в жизниидошкольной образовательной организации [20]. В семьеребёнокусваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает определенные ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в данном обществе. Взаимодействие педагоговсродителямидетейможно рассматривать как один из необходимыхкомпонентов образовательной среды дошкольной организации, который оказывает прямое и косвенное влияние на разностороннее развитие ребенка, на состояние его физического и психологического здоровья и успешность его дальнейшего образования и воспитания. Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. 14 Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОО с семьёй – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Педагоги стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, современные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны. Выстраивая взаимодействие с родителями, можно развивать и использовать как традиционные формы – это родительские собрания, лекции, практикумы, так и современные формы – устные журналы, экскурсии, родительские клубы, акции, оздоровительные мероприятия, игры и т.п. Семья и дошкольная образовательная организация – два важных социальныхинститутасоциализации ребенка.Без родительского участия процесс воспитания детей невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Итак, дошкольная образовательная организация является социальным институтом потому, чтодошкольная образовательная организацияподготавливает детей к жизни в современном обществе, к обучению в школе,обеспечивает безопасность жизнедеятельности дошкольника, обеспечивает уход, присмотр, питание, воспитание и оздоровление. Здесь ребёнок приобретает умениевзаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Всё что делает дошкольная образовательная организация – она делает ради детей, ради того, чтобы дети росли и развивались.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon shavkunova.pdf662.79 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по теме «Экологическое воспитание детей второй младшего и среднего дошкольного возраста»

Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду....

Выступление на тему: «Экологическое воспитание детей в разновозрастной группе младшего дошкольного возраста с учетом ФГОС»

Главная цель экологического воспитания — формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материа...

«Реализация проекта «Лэпбук, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» в рамках современного экологического образования дошкольников с ОВЗ в дошкольной образовательной организации».

Данные методические рекомендации предназначены для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Использование инновационной игровой технологи «лэпбук», является успешным шагом на пу...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

 Данная статья посвящена обобщению опыта педагогической деятельности в формировании экологической культуры детей старшего среднего возраста в дошкольных учреждениях. Цель предс...

Консультация для воспитателей "Экологическое воспитание детей 2 младшего и среднего дошкольного возраста"

laquo;Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев ипесню кузнечика, журчание ручья и звон серебряныхколокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежиноки завывание вьюги за окном, ласковый п...

Статья на тему: "Методы, формы и средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации"

quot;Методы, формы и средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации"...