консультация для родителей " Кризис семи лет и как с ним справиться?"
консультация (подготовительная группа)

Ирина Геннадьевна Булавина

Старший школьный возраст - это переходная ступень в развитии, когда ребёнок уже не дошкольник, но ещё и не школьник. Давно замечено, что при переходе от дошкольного к школьному возрасту, ребёнок резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении. Негативные симптомы кризиса, свойственные всем переходным периодам, в полной мере проявляется и в этом возрасте. Наряду с этим появляются специфические для данного возраста особенности: нарочитость, нелепость, искусственность поведения; паясничанье, вертлявость, клоунада. Ребёнок ходит вертлявой походкой, говорит писклявым голосом, корчит рожицы, строит из себя шута.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditele6.docx16.59 КБ

Предварительный просмотр:

                            Консультация для родителей

                «Кризис семи лет  и как с ним справится?»

Старший школьный возраст - это переходная ступень в развитии, когда ребёнок уже не дошкольник, но ещё и не школьник. Давно замечено, что при переходе от дошкольного к школьному возрасту, ребёнок резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении. Негативные симптомы кризиса, свойственные всем переходным периодам, в полной мере проявляется и в этом возрасте. Наряду с этим появляются специфические для данного возраста особенности: нарочитость, нелепость, искусственность поведения; паясничанье, вертлявость, клоунада. Ребёнок ходит вертлявой походкой, говорит писклявым голосом, корчит рожицы, строит из себя шута.

Какие выводы можно сделать, рассматривая старший дошкольный возраст как кризисный?

 1.        Кризисы развития неизбежны и в определённое время возникают у всех детей, только у одних кризис протекает почти незаметно, сглажено, а у других бурно и очень болезненно.

 2.        Независимо от характера протекания кризиса, появление его симптомов говорит о том, что ребёнок стал старше и готов к более серьёзной деятельности и более «взрослым» отношениям с окружающими.

 3.        Главное в кризисе развития не его негативный характер, а изменения в детском самосознании - формирование внутренней социальной позиции.

 4.        Появление кризиса в 6-7 лет говорит о социальной готовности ребёнка к обучению в школе.

Давно замечено, что кризисы развития в наиболее яркой форме проявляются в семье. Это происходит потому, что образовательные учреждения работают по определённым программам, в которых учитываются возрастные изменения детской психики. Семья в этом отношении более консервативна, родители, особенно мамы и бабушки, склонны опекать своих «малышей», невзирая на их возраст. Нередки расхождения мнений воспитателей и родителей в оценке поведения 6-7-летних детей: мамы жалуются на упрямство и своеволие ребёнка, а воспитатель характеризует его как самостоятельного и ответственного, которому можно поручить серьёзное дело. Поэтому при выявлении симптомов кризиса нужно учитывать мнение родителей. Для этого используется анкета для родителей. Родителям предлагают оценить особенности поведения их ребёнка за последние полгода - год. Если данная особенность поведения свойственна ребёнку и появилась недавно, соответствующий пункт оценивается в 2 балла; если указанные особенности появляются, время от времени независимо от возраста - 1 балл; при их отсутствии ставится 0.

Психическое развитие ребёнка представляет собой закономерное чередование стабильных и критических периодов.

В стабильные периоды развитие ребёнка имеет относительно медленный, поступательный, эволюционный характер. Эти периоды охватывают достаточно продолжительный отрезок времени в несколько лет. Изменения в психике происходят плавно, за счёт накопления незначительных достижений, и внешне часто незаметны. Только при сравнении ребёнка в начале и в конце стабильного возраста отчётливо наблюдаются те перемены, которые произошли в его психике в этот период.

Критические (переходные) периоды по своим внешним проявлениям и значению для психического развития в целом отличаются от стабильных возрастов. Кризисы занимают относительно короткое время: несколько месяцев, год, редко два года. В это время происходят резкие, фундаментальные изменения в психике ребёнка. Развитие в кризисные периоды носит бурный, стремительный характер. При этом в очень короткий срок ребёнок меняется весь.

В психологии под кризисами имеются в виду переходные периоды от одного этапа детского возраста к другому. Кризисы возникают на стыке двух возрастов и являются завершением предыдущего этапа развития и началом следующего. Принято выделять:

 1.        кризис новорождённости;

 2.        кризис одного года;

 3.        кризис 3 лет;

 4.        кризис 7 лет;

 5.        кризис подростковый (12-14 лет);

 6.        кризис юности (17-18 лет).

С точки зрения внешних проявлений критические периоды имеют ряд особенностей. Во-первых, следует отметить неопределённость, размытость границ, отделяющих кризисы от смежных возрастов. Трудно определить начало и конец кризиса. Во-вторых, в эти периоды происходит резкое, скачкообразное изменение всей психики ребёнка. По мнению родителей и воспитателей, он становится совершенно другим. В-третьих, развитие в критические периоды часто носит негативный, «разрушительный» характер. В эти периоды ребёнок не сколько приобретает, сколько теряет из приобретённого прежде. В кризисные периоды всякий ребёнок становится «относительно трудновоспитуемым» по сравнению с самим собой в смежные стабильные периоды.

Принято выделять 7 симптомов кризиса.

Негативизм. Это такие проявления в поведении ребёнка, как нежелание что-то сделать только потому, что это предложил взрослый. Детский негативизм следует отличать от обычного непослушания. Мотив непослушания - нежелание выполнять предложенное взрослым потому, что он не хочет делать чего-либо или хочет заниматься в это время чем-то другим. Мотив негативизма - отрицательное отношение к требованиям взрослого независимо от их содержания. Уговоры, объяснения и даже наказания в этом случае оказываются бесполезными.

Упрямство. Ребёнок настаивает на чём-либо не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он это потребовал. Мотивом упрямства в отличие от настойчивости является потребность в самоутверждении: ребёнок поступает таким образом потому, что «он так сказал». При этом само действие или предмет для него могут и не иметь привлекательности.

Строптивость. Она, в отличие от негативизма, направлена не против взрослого, а против норм поведения, установленных для ребёнка, против привычного образа жизни. Ребёнок отвечает недовольством («Да ну!») на все, что ему предлагают, и что с ним делают.

Своеволие - стремление ребёнка к самостоятельности, в желании всё сделать самому.

Протест-бунт. Всё поведение ребёнка приобретает форму протеста. Он как будто находится в состоянии войны с окружающими, постоянно происходят детские ссоры с родителями по любому, порой совершенно незначительному поводу. Складывается впечатление, что ребёнок специально провоцирует конфликты в семье.

Обесценивание может проявляться по отношению к взрослым (ребёнок говорит им «плохие» слова, грубит) и по отношению к любимым прежде вещам (рвёт книжки, ломает игрушки). В лексиконе ребёнка появляются «плохие» слова, которые он с удовольствием произносит, несмотря на запреты взрослых.

В семье с единственным ребёнком может наблюдаться ещё один симптом - деспотизм, когда ребёнок стремится проявить власть над окружающими, подчинить своим желаниям весь уклад семейной жизни. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в форме ревности к другим детям. Ревность и деспотизм имеют одну и ту же психологическую основу - детский эгоцентризм, стремление занять главное, центральное место в жизни семьи.

 

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1.        В последнее время (полгода - год) очень сильно изменился, стал совершенно другим.

2.        Часто грубит, старается «переговорить» взрослого.

3.        Забросил свои любимые игрушки и занятия, постоянно пропадает во дворе с другими ребятами.

4.        Потерял интерес к детскому саду, стал ходить туда с большой неохотой.

5.        Много спрашивает о школе, просит поиграть с ним в школу.

6.        Предпочитает общение с более старшими детьми и взрослыми играм с малышами.

7.        Стал упрямым, во всём отстаивает своё мнение.

8.        Кривляется, паясничает, говорит писклявым голосом.

9.        Постоянно     ссорится     с     родителями     по     любому,     даже незначительному поводу.

10.        Стремится подражать взрослым, охотно выполняет их

обязанности.

Анализ результатов. 20-11   баллов - скорее  всего, трудности  в  воспитании  ребёнка обусловлены кризисом развития, необходимо пересмотреть своё отношение   к   нему   и   систему   требований,   иначе   негативные симптомы кризиса могут стать устойчивыми чертами характера. 10-6 баллов - негативные реакции ребёнка являются, скорее всего, проявлением   индивидуальных   особенностей   и/или   результатом неправильного воспитания, а не возрастного кризиса. 5-0   баллов   -   для   этого   возраста   ребёнок   слишком   спокоен, необходимо приглядеться к нему повнимательнее.

Как справиться с кризисом семи лет

(рекомендации для родителей)

1.        Помните, что кризисы - это временные явления, их нужно пережить, как любые другие детские болезни.

2.        Причина острого протекания кризиса – несоответствие

родительского отношения и требований желаниям и возможностям

ребёнка, поэтому необходимо подумать о том, все ли запреты

обоснованны и нельзя ли дать ребёнку больше свободы и

самостоятельности.

3.        Изменить своё отношение к ребёнку, он уже не маленький,

внимательно отнеситесь к его мнениям и суждениям, постарайтесь

его понять.

4.        Старайтесь не заставлять, а убеждать.

5.        Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми,

это всегда помогает!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Кризис семи лет"

Консультация для родителей на тему "Кризис семи лет"...

Консультация для родителей "Кризис семи лет или скоро в школу!"

Слово «кризис»  привычно вызывает у нас негативную реакцию. Хотя, если задуматься, кризис – это двигатель прогресса.В психологии под кризисами имеются в виду переходные периоды ...

Консультация для родителей "Кризис семи лет. Основные симптомы. Как правильно общаться с детьми в период кризиса"

В материале дается описание кризисных проявлений детей семи лет. Предложены меры по продуктивному взаимодействию взрослых с детьми, переживающими кризис....

Консультация для родителей "Кризис семи лет".

В данной консультации даются рекомендации для родителей семилеток. Рассказывается как проявляется кризис, как с ним справиться....

Консультация для родителей "Кризис семи лет и как с ним справиться"

Старший школьный возраст - это переходная ступень в развитии, когда ребёнок уже не дошкольник, но ещё и не школьник. Давно замечено, что при переходе от дошкольного к школьному возрасту, ребёнок резко...

Консультация для родителей: "Кризис семи лет"

Возрастные кризисы – переходные этапы от одного возраста к другому. Психическое развитие осуществляется посредством смены стабильных и критических возрастов....

Консультация для родителей "Кризис семи лет"

Тактика взаимодействия родителя с ребенком в кризисный период  семи лет....