План по самообразованию Тема: « Интерактивные технологии в дошкольном образовании» 2020-2021г.
методическая разработка
Пояснительная записка
Термин «интерактивность» происходит от английского слова interaction, которое в переводе означает «взаимодействие». Интерактивность — понятие, используемое в области информатики и коммуникации; описывает характер взаимодействия между объектами. Новизна компьютера и интерактивного оборудования отражаются в расширении и обогащении содержания знаний, умений и навыков ребенка, в интенсификации образования, в изменениях динамики процесса психического развития.
Интерактивное педагогическое взаимодействие – это интенсивная целенаправленная деятельность педагога и детей по организации взаимодействия в целях развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu_2020-2021g.docx | 22.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное
учреждение общеразвивающего вида детский сад «Березка»
структурное подразделение «Звездочка»
План по самообразованию
Тема: « Интерактивные технологии в дошкольном образовании»
Воспитатель:
Резцова Ольга Сергеевна
Первая квалификационная категория
2020-2021 уч. г.
г.Вихоревка
Введение
Если сегодня будем учить так, как учили вчера,
мы украдём у наших детей завтра.
Джон Дьюи
(американский педагог, социолог)
Пояснительная записка
Термин «интерактивность» происходит от английского слова interaction, которое в переводе означает «взаимодействие». Интерактивность — понятие, используемое в области информатики и коммуникации; описывает характер взаимодействия между объектами. Новизна компьютера и интерактивного оборудования отражаются в расширении и обогащении содержания знаний, умений и навыков ребенка, в интенсификации образования, в изменениях динамики процесса психического развития.
Интерактивное педагогическое взаимодействие – это интенсивная целенаправленная деятельность педагога и детей по организации взаимодействия в целях развития.
Интерактивное обучение – обучение, погруженное в общение, групповая форма организации образовательного процесса, позволяющая более эффективно решать дидактические задачи.
Интерактивный – англ. язык (interactive: inter – между, меж; active от act – действовать, действие). Возможность взаимодействовать, вести беседу, диалог с кем-либо.
Интерактивные технологии – организация процесса обучения, основанная навзаимодействии всех участников образовательного процесса, обучающего познания(коллективное взаимодействие)
Человеческое сознание использует два механизма мышления. Один из них позволяет работать с абстрактными цепочками символов, с текстами и т.п. Этот механизм мышления обычно называют символическим или логическим. Второй механизм мышления обеспечивает работу с чувственными образами и представлениями об этих образах. Его называют образным, интуитивным. Физиологически логическое мышление связано с левым полушарием человеческого мозга, а образное мышление – с правым полушарием. Каждое из полушарий человеческого мозга является самостоятельной системой восприятия внешнего мира, переработки информации о нем и планирования поведения в этом мире.
Левое полушарие представляет собой как бы большой и мощный компьютер, имеющий дело со знаками и процедурами их обработки. Речь, мышление словами, рационально-логические процедуры переработки информации и т.п. – все это реализуется именно в левом полушарии. В правом же полушарии реализуется мышление на уровне чувственных образов: эстетическое восприятие мира, музыка, живопись, ассоциативное узнавание, рождение принципиально новых идей и открытий и т.п. Весь тот сложный механизм образного мышления, который нередко определяют одним термином «интуиция», и является правополушарной областью деятельности мозга. Нередко правополушарное мышление связывают с деятельностью в искусстве. Иногда это мышление даже называют художественным. Однако и более формализованные виды деятельности в существенной мере используют интуитивный механизм мышления.
По данным исследования, проведенного С.В. Гурьевым ,логическое мышление выделяет лишь некоторые, наиболее существенные элементы знания и формирует из них однозначное представление об изучаемых объектах и процессах, в то время как подсознание обеспечивает целостное восприятие мира во всем его многообразии.
Очень важно, чтобы полушария мозга ребенка работали одновременно и сбалансированно. Тогда у него формируется нормальная координация, он прекрасно воспринимает музыку, у него проявляются артистические и художественные способности.
Использование интерактивных технологий в образовательном процессе детей дошкольного возраста позволяет пропорционально развивать оба полушария головного мозга, что эффективно сказывается на продуктивности мышления ребенка, обогащении его интеллектуальной сферы, сохранении и укреплении здоровья. Использование современных информационных технологий в работе со старшими дошкольниками является также эффективным средством воспитания и развития у детей творческих способностей, формирования их личности.
Цель: Использование современных интерактивных технологий в работе с дошкольниками.
Интерактивное обучение и воспитание одновременно решает несколько задач:
- развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между детьми, воспитателем и родителями;
- решает информационную задачу, поскольку обеспечивает детей необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;
- развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач;
- обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.
-интерактивное обучение и воспитание отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т. д.
Этапы | Сроки | Формы работы | Практические выходы | |
Подготовительный этап | Сентябрь 2020 г. | Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач | Выбор темы по самообразованию | |
Сентябрь 2020 г. | Изучение научно-методической и учебно-методической литературы | Подборка материалов по теме самообразования | ||
Сентябрь 2020 г. | Работа с интернет ресурсами | Подборка материалов по теме самообразования | ||
Практический этап | Октябрь 2020 г. | Подготовить консультацию для воспитателей по теме: «Развитие одарённости дошкольников с применением интерактивных технологий» | Подборка консультаций | |
Ноябрь 2020 г. | Провести мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии – инструментарий современного педагога» | Мастер-класс | ||
Декабрь 2020 г. | Разработать сценарий для педагогов «Современные интерактивные технологии в процессе работы с семьями воспитанников» | Презентация | ||
Январь 2021г. | Провести консультацию для воспитателей по теме «Роль квест-технологии в образовательном процессе» | Информационные материалы | ||
Февраль – март 2021 г. | Разработка конспектов НОД с использованием квест-технологии. Презентация конспектов на педсовете. | Подборка конспектов НОД. Презентация. | ||
Апрель 2021г. | Провести консультацию для воспитателей «Эвристическая технология как средство оптимизации образовательной деятельности ДОО» | Информационные материалы | ||
Май 2021 г. | Выступление на педагогическом совете с отчётом по теме самообразования | Отчёт в папку с материалами педсовета | ||
На заключительном этапе папку с материалами представить для обмена опытом. |
Список литературы
- Атемаскина Ю. В., Богославец Л. Г. «Современные педагогические технологии»/ Ю. В. Атемаскина , Л. Г. Богославец- С-П «ДЕТСТВО-ПРЕСС» ,2011.
- Веракса Н. Е., Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников»/ Н. Е.Веракса , А. Н. Веракса –Москва, 2008.
- Горвиц Ю.М. Новые информационные технологии в системе образования/ Ю.М. Горвиц , Москва, 2008.
- Горвиц Ю. М. Развивающие игровые программы для дошкольников. НИТ в дошкольном образовании/ Ю. М.Горвиц , Москва, 2008.
- Гурьев С.В. Использование компьютера в образовательном процессе детей дошкольного возраста/ С.В. Гурьев- Интернет –ресурс сайта Rus.edu.
- Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь/ Г.М .Коджаспирова, К А.Ю. Коджаспиров -М.: Академия, 2001.
- Микляева Н.В. Интерактивная педагогика в детском саду/ Н.В Микляева ,Москва,«Сфера», 2012
- Никитин Б. П. «Ступеньки творчества или развивающие игры»/ Б. П. Никитин -Москва «Просвещение», 1990.
- Новая интерактивная энциклопедия, Москва, «Махаон» ,2012.
- Плужникова Л. Использование компьютеров в образовательном процессе/ Л. Плужникова Дошкольное воспитание, 2000, № 4.
- Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию. Тема: Федеральный государственный стандарт дошкольного образования: организация коррекционно-развивающей работы.
Принятие Закона «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования выдвигает новые требования к обеспечению качественного и ...
Доклад на тему "Интерактивные технологии в дошкольном образовании"
В докладе подробно описаны виды интерактивных технологий и методы их применения в дошкольном возрасте....
План по самообразованию Тема: « Интерактивные технологии в дошкольном образовании» 2018-2023 г.г.
план по самообразованию на 2018-2023 г.г. "Интеактивные технологии в дошкольном образовании" Квест-технология,лэпбук,эврестическая технология,синквейн, баскет-метод,кейс-технология,кластер,к...
Статья на тему: «Использование интерактивных технологий в дошкольном образовании»
В данной статье рассматривается вопрос использования интерактивных технологий в дошкольном образовании. Представлены положительные стороны использования интерактивной доски в НОД с детьми дошкольного ...
План по самообразованию по теме: «Компьютерные технологии в дошкольном образовании»
Внедрения ИКТ в работу детского сада обусловлено одним из требований к кадровому обеспечению, что является новизной и регламентируется ФГОС - владение педагогом основами работы с тексто...
Отчет по самообразованию по теме: «Компьютерные технологии в дошкольном образовании»
Вопрос об использовании информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе в рамках введения ФГОС ДО является очень актуальным. Компьютерные техноло...
План самообразования по теме:«Использование интерактивных технологий в дошкольном образовании»
laquo;Использование интерактивных технологий в дошкольном образовании»...