План по самообразованию Тема: « Интерактивные технологии в дошкольном образовании» 2020-2021г.
методическая разработка

Резцова Ольга Сергеевна

Пояснительная записка

Термин «интерактивность» происходит от английского слова interaction, которое в переводе означает «взаимодействие». Интерактивность — понятие, используемое в области информатики и коммуникации; описывает характер взаимодействия между объектами. Новизна компьютера и интерактивного оборудования отражаются в расширении и обогащении содержания знаний, умений и навыков ребенка, в интенсификации образования, в изменениях динамики процесса психического развития.

Интерактивное педагогическое взаимодействие – это интенсивная целенаправленная деятельность педагога и детей по организации взаимодействия в целях развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_2020-2021g.docx22.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное

учреждение общеразвивающего вида детский сад «Березка»

структурное подразделение «Звездочка»

План по самообразованию

Тема: « Интерактивные технологии в дошкольном образовании»






Воспитатель:

Резцова Ольга Сергеевна

Первая квалификационная категория


2020-2021 уч. г.

г.Вихоревка

Введение

Если сегодня будем учить так, как учили вчера,

мы украдём у наших детей завтра.

Джон Дьюи

(американский педагог, социолог)

Пояснительная записка

Термин «интерактивность» происходит от английского слова interaction, которое в переводе означает «взаимодействие». Интерактивность — понятие, используемое в области информатики и коммуникации; описывает характер взаимодействия между объектами. Новизна компьютера и интерактивного оборудования отражаются в расширении и обогащении содержания знаний, умений и навыков ребенка, в интенсификации образования, в изменениях динамики процесса психического развития.

Интерактивное педагогическое взаимодействие – это интенсивная целенаправленная деятельность педагога и детей по организации взаимодействия в целях развития.

Интерактивное обучение – обучение, погруженное в общение, групповая форма организации образовательного процесса, позволяющая более эффективно решать дидактические задачи.

Интерактивный – англ. язык (interactive: inter – между, меж; active от act – действовать, действие). Возможность взаимодействовать, вести беседу, диалог с кем-либо.

Интерактивные технологии – организация процесса обучения, основанная навзаимодействии всех участников образовательного процесса, обучающего познания(коллективное взаимодействие)

Человеческое сознание использует два механизма мышления. Один из них позволяет работать с абстрактными цепочками символов, с текстами и т.п. Этот механизм мышления обычно называют символическим или логическим. Второй механизм мышления обеспечивает работу с чувственными образами и представлениями об этих образах. Его называют образным, интуитивным. Физиологически логическое мышление связано с левым полушарием человеческого мозга, а образное мышление – с правым полушарием. Каждое из полушарий человеческого мозга является самостоятельной системой восприятия внешнего мира, переработки информации о нем и планирования поведения в этом мире.

Левое полушарие представляет собой как бы большой и мощный компьютер, имеющий дело со знаками и процедурами их обработки. Речь, мышление словами, рационально-логические процедуры переработки информации и т.п. – все это реализуется именно в левом полушарии. В правом же полушарии реализуется мышление на уровне чувственных образов: эстетическое восприятие мира, музыка, живопись, ассоциативное узнавание, рождение принципиально новых идей и открытий и т.п. Весь тот сложный механизм образного мышления, который нередко определяют одним термином «интуиция», и является правополушарной областью деятельности мозга. Нередко правополушарное мышление связывают с деятельностью в искусстве. Иногда это мышление даже называют художественным. Однако и более формализованные виды деятельности в существенной мере используют интуитивный механизм мышления.

По данным исследования, проведенного С.В. Гурьевым ,логическое мышление выделяет лишь некоторые, наиболее существенные элементы знания и формирует из них однозначное представление об изучаемых объектах и процессах, в то время как подсознание обеспечивает целостное восприятие мира во всем его многообразии.

Очень важно, чтобы полушария мозга ребенка работали одновременно и сбалансированно. Тогда у него формируется нормальная координация, он прекрасно воспринимает музыку, у него проявляются артистические и художественные способности.

Использование интерактивных технологий в образовательном процессе детей дошкольного возраста позволяет пропорционально развивать оба полушария головного мозга, что эффективно сказывается на продуктивности мышления ребенка, обогащении его интеллектуальной сферы, сохранении и укреплении здоровья. Использование современных информационных технологий в работе со старшими дошкольниками является также эффективным средством воспитания и развития у детей творческих способностей, формирования их личности.

Цель: Использование современных интерактивных технологий в работе с дошкольниками.

Интерактивное обучение и воспитание одновременно решает несколько задач:

- развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между детьми, воспитателем и родителями;

- решает информационную задачу, поскольку обеспечивает детей необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;

- развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач;

- обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.

-интерактивное обучение и воспитание отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т. д.

Этапы

Сроки

Формы работы

Практические выходы

Подготовительный этап

Сентябрь

2020 г.

Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач

Выбор темы по самообразованию

Сентябрь 2020 г.

Изучение научно-методической и учебно-методической литературы

Подборка материалов по теме самообразования

Сентябрь 2020 г.

Работа с интернет ресурсами

Подборка материалов по теме самообразования

Практический этап

Октябрь 2020 г.

Подготовить консультацию для воспитателей по теме: «Развитие одарённости дошкольников с применением интерактивных технологий»

Подборка консультаций

Ноябрь 2020 г.

Провести мастер-класс для педагогов

«Интерактивные технологии – инструментарий современного педагога»

Мастер-класс

Декабрь

2020 г.

Разработать сценарий для педагогов «Современные интерактивные технологии в процессе работы с семьями воспитанников»

Презентация

Январь

2021г.

Провести консультацию для воспитателей по теме «Роль квест-технологии в образовательном процессе»

Информационные материалы

Февраль – март

2021 г.

Разработка конспектов НОД с использованием квест-технологии. Презентация конспектов на педсовете.

Подборка конспектов НОД. Презентация.

Апрель 2021г.

Провести консультацию для воспитателей «Эвристическая технология как средство оптимизации образовательной деятельности ДОО»

Информационные материалы

Май

2021 г.

Выступление на педагогическом совете с отчётом по теме самообразования

Отчёт в папку с материалами педсовета

На заключительном этапе папку с материалами представить для обмена опытом.












Список литературы

  1. Атемаскина Ю. В., Богославец Л. Г. «Современные педагогические технологии»/ Ю. В. Атемаскина , Л. Г. Богославец- С-П «ДЕТСТВО-ПРЕСС» ,2011.
  2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников»/ Н. Е.Веракса , А. Н. Веракса –Москва, 2008.
  3. Горвиц Ю.М. Новые информационные технологии в системе образования/ Ю.М. Горвиц , Москва, 2008.
  4. Горвиц Ю. М. Развивающие игровые программы для дошкольников. НИТ в дошкольном образовании/ Ю. М.Горвиц  , Москва, 2008.
  5. Гурьев С.В. Использование компьютера в образовательном процессе детей дошкольного возраста/ С.В. Гурьев- Интернет –ресурс сайта Rus.edu.
  6. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь/ Г.М .Коджаспирова, К А.Ю. Коджаспиров -М.: Академия, 2001.
  7. Микляева Н.В. Интерактивная педагогика в детском саду/ Н.В Микляева ,Москва,«Сфера», 2012
  8. Никитин Б. П. «Ступеньки творчества или развивающие игры»/ Б. П. Никитин -Москва «Просвещение», 1990.
  9. Новая интерактивная энциклопедия, Москва, «Махаон» ,2012.
  10. Плужникова Л. Использование компьютеров в образовательном процессе/ Л. Плужникова  Дошкольное воспитание, 2000, № 4.
  11. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2006.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию. Тема: Федеральный государственный стандарт дошкольного образования: организация коррекционно-развивающей работы.

Принятие Закона «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования выдвигает новые требования к обеспечению качественного и ...

Доклад на тему "Интерактивные технологии в дошкольном образовании"

В докладе подробно описаны виды интерактивных технологий и методы их применения в дошкольном возрасте....

План по самообразованию Тема: « Интерактивные технологии в дошкольном образовании» 2018-2023 г.г.

план по самообразованию на 2018-2023 г.г. "Интеактивные технологии в дошкольном образовании" Квест-технология,лэпбук,эврестическая технология,синквейн, баскет-метод,кейс-технология,кластер,к...

Статья на тему: «Использование интерактивных технологий в дошкольном образовании»

В данной статье рассматривается вопрос использования интерактивных технологий в дошкольном образовании. Представлены положительные стороны использования интерактивной доски в НОД с детьми дошкольного ...

План по самообразованию по теме: «Компьютерные технологии в дошкольном образовании»

Внедрения ИКТ в работу детского сада обусловлено одним из требований к кадровому обеспечению, что является новизной и регламентируется ФГОС - владение педагогом основами работы с тексто...

Отчет по самообразованию по теме: «Компьютерные технологии в дошкольном образовании»

Вопрос об использовании информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе в рамках введения ФГОС ДО является очень актуальным.     Компьютерные техноло...

План самообразования по теме:«Использование интерактивных технологий в дошкольном образовании»

laquo;Использование интерактивных технологий в дошкольном образовании»...