План самообразования по теме:«Использование интерактивных технологий в дошкольном образовании»
материал

Первухина Анастасия Андреевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4 «Искорка»»

Индивидуальный образовательный маршрут

Тема: « Использование интерактивных технологий в дошкольном образовании»

      Воспитатель:  Первухина Анастасия     Андреевна

2022г.

г. Ужур

Введение

Если сегодня будем учить так, как учили вчера,

 мы украдём у наших детей завтра.

Джон Дьюи

(американский педагог, социолог)

Пояснительная записка

Термин «интерактивность» происходит от английского слова interaction, которое в переводе означает «взаимодействие». Интерактивность — понятие, используемое в области информатики и коммуникации; описывает характер взаимодействия между объектами. Новизна компьютера и интерактивного оборудования отражаются в расширении и обогащении содержания знаний, умений и навыков ребенка, в интенсификации образования, в изменениях динамики процесса психического развития.

Интерактивное педагогическое взаимодействие – это интенсивная целенаправленная деятельность педагога и детей по организации взаимодействия в целях развития.

Интерактивное обучение – обучение, погруженное в общение, групповая форма организации образовательного процесса, позволяющая более эффективно решать дидактические задачи.

Интерактивный – англ. язык (interactive: inter – между, меж; active от act – действовать, действие). Возможность взаимодействовать, вести беседу, диалог с кем-либо.

Интерактивные технологии – организация процесса обучения, основанная на взаимодействии всех участников образовательного процесса, обучающего познания(коллективное взаимодействие).

Человеческое сознание использует два механизма мышления. Один из них позволяет работать с абстрактными цепочками символов, с текстами и т.п. Этот механизм мышления обычно называют символическим или логическим. Второй механизм мышления обеспечивает работу с чувственными образами и представлениями об этих образах. Его называют образным, интуитивным. Физиологически логическое мышление связано с левым полушарием человеческого мозга, а образное мышление – с правым полушарием.  Каждое из полушарий человеческого мозга является самостоятельной системой восприятия внешнего мира, переработки информации о нем и планирования поведения в этом мире.

Левое полушарие представляет собой как бы большой и мощный компьютер, имеющий дело со знаками и процедурами их обработки. Речь, мышление словами, рационально-логические процедуры переработки информации и т.п. – все это реализуется именно в левом полушарии. В правом же полушарии реализуется мышление на уровне чувственных образов: эстетическое восприятие мира, музыка, живопись, ассоциативное узнавание, рождение принципиально новых идей и открытий и т.п. Весь тот сложный механизм образного мышления, который нередко определяют одним термином «интуиция», и является правополушарной областью деятельности мозга. Нередко правополушарное мышление связывают с деятельностью в искусстве. Иногда это мышление даже называют художественным. Однако и более формализованные виды деятельности в существенной мере используют интуитивный механизм мышления.

По данным исследования, проведенного С.В. Гурьевым ,логическое мышление выделяет лишь некоторые, наиболее существенные элементы знания и формирует из них однозначное представление об изучаемых объектах и процессах, в то время как подсознание обеспечивает целостное восприятие мира во всем его многообразии.

Очень важно, чтобы  полушария мозга ребенка работали одновременно и сбалансированно. Тогда у него формируется нормальная координация, он прекрасно воспринимает музыку, у него проявляются артистические и художественные способности.

Использование интерактивных  технологий в образовательном процессе детей дошкольного возраста  позволяет пропорционально развивать оба полушария головного мозга, что  эффективно сказывается на продуктивности мышления ребенка, обогащении его интеллектуальной сферы, сохранении и укреплении здоровья. Использование современных информационных технологий в работе со старшими дошкольниками является также эффективным средством воспитания и развития у детей творческих способностей, формирования их личности.

Цель: Использование современных интерактивных технологий в работе с дошкольниками.

Интерактивное обучение и воспитание одновременно решает несколько задач:

- развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между детьми, воспитателем и родителями;

- решает информационную задачу, поскольку обеспечивает детей необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;

- развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач;

- обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.

-интерактивное обучение и воспитание отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т. д.

Этапы

Сроки

Формы работы

Практические выходы

1 – й год изучения темы (2022-2023 г.г.)

Подготовительный этап

Сентябрь

2022 г.

Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач.

Выбор темы по самообразованию

Сентябрь 2022 г.

Планирование работы по самообразованию

Составление плана по самообразованию

Сентябрь-декабрь 2022 г.

Изучение научно-методической и учебно-методической литературы

Подборка материалов по теме самообразования

Сентябрь-декабрь 2022 г.

Работа с интернет ресурсами

Подборка материалов по теме самообразования

Сентябрь-декабрь 2022 г.

Знакомство с работами других педагогов

Подборка материалов по теме самообразования

Октябрь 2022 г.

Подготовить консультацию для воспитателей  по теме: «Интерактивные технологии в дошкольном образовании»

Подборка консультаций

Ноябрь  2022 г.

Провести мастер-класс для педагогов

«Интерактивные технологии - инструментарий современного педагога»

Мастер-класс

Декабрь

2022 г.

Показать презентацию для воспитателей  по теме«Использование мультимедийных презентаций в образовательном процессе»

Презентация

Январь

2023г.

Провести  консультацию для воспитателей  по теме «Роль интерактивных технологий в образовательном процессе»

Информационные материалы

Февраль – март

2023 г.

Разработка конспектов НОД с использованием интерактивных технологий

Подборка конспектов НОД

Апрель  2023г.

Презентация  конспектов НОД с использованием интерактивных технологий.

Папка с конспектами НОД

Май

2023 г.

Выступление на педагогическом совете с отчётом по теме самообразования

Отчёт в папку с материалами педсовета

Список литературы

  1. Атемаскина Ю. В., Богославец Л. Г. «Современные педагогические технологии»/ Ю. В. Атемаскина , Л. Г. Богославец-  С-П «ДЕТСТВО-ПРЕСС» ,2011.
  2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников»/ Н. Е.Веракса , А. Н. Веракса –Москва, 2008.
  3. Горвиц Ю.М. Новые информационные технологии в системе образования/ Ю.М. Горвиц , Москва, 2008.
  4. Горвиц Ю. М. Развивающие игровые программы для дошкольников. НИТ в дошкольном образовании/ Ю. М.Горвиц  , Москва, 2008.
  5. Гурьев С.В. Использование компьютера в образовательном процессе детей дошкольного возраста/ С.В. Гурьев- Интернет –ресурс сайта Rus.edu.
  6. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь/ Г.М .Коджаспирова, К А.Ю.  Коджаспиров -М.: Академия, 2001.
  7. Микляева Н.В. Интерактивная педагогика в детском саду/ Н.В Микляева ,Москва,«Сфера», 2012
  8. Никитин Б. П. «Ступеньки творчества или развивающие игры»/ Б. П.  Никитин -Москва «Просвещение», 1990.
  9. Новая интерактивная энциклопедия, Москва, «Махаон» ,2012.
  10. Плужникова Л. Использование компьютеров в образовательном процессе/ Л.  Плужникова  Дошкольное воспитание, 2000, № 4.
  11. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2006.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: "Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовании"

Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении — это одна из самых новых и актуальных проблем в дошкольной педагог...

план самообразования по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий для профилактики плоскостопия, улучшения осанки детей дошкольного возраста."

Представляю вашему вниманию план самообразования на 2016-2017 учебный год. Так как я работаю с детьми с группой компенсирующей направленности для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, то ...

Индивидуальный план по самообразованию по теме "Использование современных игровых технологий в процессе сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста"

В работе представлен план учителя-дефектолога ДОУ по теме "Использование современных игровых технологий в процессе сенсорного развития детей с ОВЗ младшего дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема: « Интерактивные технологии в дошкольном образовании» 2018-2023 г.г.

план по самообразованию на 2018-2023 г.г. "Интеактивные технологии в дошкольном образовании" Квест-технология,лэпбук,эврестическая технология,синквейн, баскет-метод,кейс-технология,кластер,к...

Статья на тему: «Использование интерактивных технологий в дошкольном образовании»

В данной статье рассматривается вопрос использования интерактивных технологий в дошкольном образовании. Представлены положительные стороны использования интерактивной доски в НОД с детьми дошкольного ...

План самообразования по теме: «Использование информационно- коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда» на 2019-2020 учебный год

В нашем современном мире, когда на смену простых дидактических и настольно-печатных игр приходит компьютер, необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. Сделать это мне в моей работе помогае...

План по самообразованию Тема: « Интерактивные технологии в дошкольном образовании» 2020-2021г.

Пояснительная запискаТермин «интерактивность» происходит от английского слова interaction, которое в переводе означает «взаимодействие». Интерактивность — понятие, исполь...