Воспитание патриотизма средствами музейной педагогики
статья (старшая группа)

Лазарева Ирина Николаевна

В статье раскрывается реализация музейной педагогики в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzeynaya_pedagogika_.docx21.22 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание патриотизма у дошкольников средствами музейной педагогики

Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, опору его жизнеспособности, одно из первостепенных условий эффективности функционирования всей системы социальных и государственных институтов. Сегодня можно наблюдать, что такие понятия как любовь к Родине, защита Отечества, самоотверженность, патриотический и гражданский долг, казавшиеся раньше незыблемыми, стали размываться. Усвоение ценностей и норм жизни, утвердившихся в обществе, объективный, но не стихийный процесс. Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому оно не наследуется, а формируется. Поэтому одной из важнейших задач современного дошкольного учреждения является формирование понятий Родина, Отечество, Отчизна. Родина включает в себя все многообразие социальных и природных факторов, которые объединяются понятиями семья, микрорайон, деревня, город. По мере своего развития ребенок постепенно осознает свою принадлежность к семье, коллективу группы, детскому саду, народу. Задача педагогов и родителей – как можно раньше побудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступному ребенку явлениям общественной жизни.

 Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином России.

Проблемам патриотического воспитания много уделял внимание В.А. Сухомлинский, который задавался вопросом о воспитании личности патриота. Л.И. Новикова, анализируя труды И.А. Ильина, выявляет оригинальность идей данного автора на сущность и понимание патриотизма как такового. О.В. Лебедева разграничивала термины «верноподданичество» и «гражданственность».    

На каждом возрастном этапе проявления патриотизма, патриотическое воспитание имеет свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.

Оптимальным решением построения целостной системы патриотического образовательного пространства, где реализуются данные программы и проекты, является музейная педагогика. Встреча современного ребенка с предметным миром прошлых эпох не предусмотрена в типовых программах. Поэтому возникла необходимость включение музеев в единое воспитательно-образовательное пространство. Музейная педагогика является именно тем стержнем, соединяющим детский сад и музей, что оказывает существенное влияние на воспитание детей.

Музейная педагогика дает возможность ребёнку представить целостную картину мира, позволяет раскрыть и развить свои способности, помогает осознать себя гражданином и патриотом, именно она представляет собой конструктивную альтернативу традиционной организации патриотического образовательного процесса в детском саду.

Включение музеев в воспитательно - образовательный процесс - дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд.

Педагоги образовательного учреждения отдают себе отчет в том, что ребенок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея, к постижению скрытого смысла окружающих его вещей. Познавать же окружающий мир ребенок начинает именно с «расшифровывания» для себя этого скрытого смысла вещей. Задача педагога помочь ему в этой не простой и очень важной познавательной деятельности. Требуется большая предварительная подготовка к общению с предметным миром культуры, это непосредственно связано с формированием музейной культуры человека.
Интерес к окружающему миру, к культуре, пробуждается у ребенка еще в раннем возрасте, когда рамки его ограничиваются стенами дома, близкими людьми, привычными предметами, установившимися правилами и нормами поведения в семье.

Средства музейной педагогики, взаимное партнёрство, сотрудничество с родителями в ходе воспитательно-образовательного процесса позволяют расширить духовно нравственные представления детей о собственной душевной близости, сопричастности своего «Я» с другими людьми, живущими, работающими, рядом.

Появляется возможность «погружения» детей в информативную, новую для них предметную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослыми, возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детской и совместной с родителями, воспитателями творческой деятельности (изобразительной, интеллектуальной, речевой – формируется достаточно богатый словарный запас, развивается связная речь, ручная умелость, мышление и т.д.).

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Назначение музея – патриотическое воспитание дошкольников, суть которого, с моей точки зрения, состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками.

Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.

В группе «Дюймовочка» существуют такой мини-музеи «Родничок» Содержание, оформление и назначение мини-музея отражают специфику возраста детей. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно с взрослыми.

Формирование исторических знаний по истории родного края - это сложный педагогический процесс, предполагающий деятельность педагога и воспитанников и использование педагогом различных методов педагогического воздействия на ребенка. Педагогический процесс дошкольного учреждения включает много форм, методов, приемов работы в котором большое значение имеет музейная педагогика.    

     Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности. Осуществляться в повседневной жизни и на занятиях.

План работы с детьми старшего дошкольного возраста в мини – музее «Родничок».

Этап

Содержание работы

Сроки реализации

Ожидаемый результат

1.

Подготовительный этап

Родительские собрания.

Анкетирование.

Октябрь  

1. Определение темы и названия музея.

2. Выбор места для размещения.

3. Выбор инициативной группы.

2.

Практический этап

Сбор и изготовление экспонатов.

Оформление выставки.

В течение года.

Создание мини-музея

3.

Поиск и создание презентации по экспонатам мини – музея

Создание картотеки электронных носителей

Июнь – август

Картотека электронных носителей по экспозициям мини – музея.

Патриотическое воспитание детей – тонкое, деликатное явление в социальном развитии подрастающего поколения. Патриотизм формируется на определенном содержании, которое ребенок постигает умом и сердцем. Информация, обогащенная эмоциями, порождает чувства. Ф. Бэкон, английский философ – материалист, писал: «Любовь к Родине начинается с семьи». Почему? Да потому, что семейные отношения – самый крепкий сплав представлений и эмоций (я знаю своих близких, интересуюсь их делами, настроением, планами; я каждую секунду проживаю с ними – радуюсь, печалюсь, веселюсь, сержусь, общаюсь…).

                                           Блок «Моя семья»

Мир ребёнка начинается с его семьи, впервые оно осознаёт себя человеком - членом семейного сообщества. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет его сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей.

Формы работы с детьми старшего возраста: проекты «Моя родословная», «Герб моей семьи», фотовыставки: «Моя семья», «Мамы всякие важны, мамы разные нужны».

                                                Блок «Мой город»

Дети получают сведения о том, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Важно привлечь внимание детей к объектам города, которые расположены на ближайших улицах: школа, церковь, почта, аптека, рассказать об их назначении. Детям объясняют, в честь кого воздвигнуты памятники, названы улицы.

Формы работы с детьми старшего возраста: проект «Мой город», составление экскурсионных маршрутов по улицам города.                                                    

                                     Блок «Моя Родина — Россия»

Дети получают географические сведения о территории России, знакомятся с государственными символами России: герб, флаг, гимн. Воспитывается уважительное отношение к гербу, флагу и гимну России. Дети знакомятся со столицей нашей Родины - Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами. Формируются основы гражданско — патриотических чувств: любовь и уважение к своей стране, её культуре, осознание личной причастности к жизни Родины.

Блок «Родная природа»

Любовь к родной природе — одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой дети получают сведения о России, её реках, растениях, животном мире, лекарственных травах. У детей воспитывается умение понимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно.

Формы работы с детьми старшего возраста: создание коллекций природных материалов родного края и коллекции животные Урала, посещение краеведческого музея.

Блок «Культура и традиции»

 Дети знакомятся с бытом и традициями России: гостеприимством, почитанием родителей, самобытностью русской кухни. Дети продолжают знакомство с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, закличками, праздниками и обрядами, народным декоративно - прикладным искусством. Очень важно сформировать у детей общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте, учить детей любить и ценить народную мудрость.

Формы работы: православные праздники «Пасха», «Масленица» посещение музея, выставок, развлечение «Капустник», выставка детских работ «Диво – дивное» (народные промыслы).

                                     Блок «Защитники Отечества» 

На занятиях по этому блоку детям рассказывают о российской армии, о воинах, которые защищают нашу Родину, знакомят детей с русскими богатырями, воспетыми в былинах; со знаменитыми российскими полководцами; опираясь на конкретные факты из жизни старейших членов семьи (прадедушек и прабабушек), рассказывают о подвигах русских солдат во время Великой Отечественной Войны. Прививают детям такие важные понятия, как долг перед Родиной, любовь к Отечеству, героизм, трудовой подвиг.

Формы работы: проект «Этих дней не смолкнет слава», выставки рисунков «День победы», соревнование – эстафета «Самый ловкий», Целевая прогулка к памятным местам города.  Возложение цветов к Вечному огню, физкультурное развлечение «Защитники Отечества», праздник «Этот день Победы».

 Таким образом, патриотическое воспитание дошкольников – сложный длительный процесс, требующий постоянных усилий педагогов, систематической и планомерной работы, эффективность которой прослеживается в следующих результатах:

- наличие у детей знаний об истории своей родной страны, её природных богатствах, социально-экономической значимости;
- возникновение стойкого интереса к русской народной культуре, традициям и обычаям русского народа, осознанное употребление в активной речи русского фольклора (пословиц, поговорок, поговорок, потешек, закличек);
- воспитание патриотических чувств через изучение государственной символики России

- привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей и участие в образовательном процессе детского сада (совместные проекты, акции, конкурсы, заседания семейного клуба).

Список литературы

  1. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: метод.

пособие / Н. В. Алёшина - М.: ЦГЛ, 2004.

  1. Волынкин В.  И.  Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников. - М., Феникс, 2007 - 441 с.

    3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской  

народной культуры. / Санкт – Петербург, Изд. «Детство – Пресс», 2008г.

   4. Лосева Л. В. Моя Родина - Волгоград / Л. В. Лосева, М. В. Корепанова,

 Музейная педагогика / под редакцией А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой, Творческий центр, Москва, 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка НОД по правовому воспитанию дошкольников средствами музейной педагогики

На примере разработанного мной плана-конспекта НОД показано использование экспонатов мини-музея в работе с детьми по патриотическому воспитанию...

Консультация для воспитателей. Нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики.

Музей обладает большим образовательным потенциалом. Музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чуввство сопричастност...

Нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики

Приобщение детей к народной культуре не только своей страны, является средством формирования у них патриотических чувств, развития духовности, толерантности....

«Поликультурное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики»

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению  Д.С. Лихачева является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и п...

индивидуальный образовательный маршрут педагога ДОУ Тема: «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников средством музейной педагогики»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПЕДАГОГАМБДОУ ЦРР –детский сад №2 «Журавушка» г.Олекминск РС(Я)     Воспитатель: Матвеева Валентина ВладимировнаПериод...