Методическая копилка воспитателя для работы с педагогами.
консультация (старшая группа)

Гончарова Анна Сергеевна

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ КОМПЬЮТЕРНОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=4f0aa67885991a934e8627b966063898cad00b33-11004510-images-thumbs&n=13

Выполнила: Гончарова Анна Сергеевна

Воспитатель МБДОУ № 92

Красноярск 2023г

Аннотация: в данной консультации содержатся краткие сведения по формированию основ информационной культуры у дошкольников, а также определены возможности и особенности использования компьютерного конструирования в образовательном процессе ДОО.

Сегодня информационные и компьютерные технологии входят во все сферы жизни нашего общества. Дошкольное образовательное учреждение, как носитель культуры и знаний, также не может оставаться в стороне. Речь идет об одном из направлений социализации современного ребенка – это овладение информационными коммуникациями с использованием ресурсов компьютерных технологий, что позволяет: индивидуализировать образовательный процесс по темпу, скорости, содержанию; отрабатывать навыки в форме игры; развивать творческие возможности ребенка.

С недавних пор компьютер стал неотъемлемым атрибутом системы образования на всех его ступенях. Компьютер является средством образовательного процесса, работу которого конструирует педагог, определяющий цели работы с компьютером, время, продолжительность, характер предлагаемых заданий, виды и качество используемых программных продуктов.

Дошкольное образование – первое звено непрерывного образования, и одна из главных его задач – заложить потенциал развития личности ребенка. Практика показала, что при использовании ИКТ у ребенка значительно возрастает интерес к образовательной деятельности, информационные технологии обеспечивают личностно – ориентированный подход, позволяют увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала в многообразии форм подачи. В отличии обычных технических средств обучения ИКТ позволяют развить интеллектуальные и творческие способности ребенка. Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью воспроизводить данные, позволяет создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех игр и игрушек.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста основным направлением использования возможностей компьютерных технологий предполагается развитие творческих возможностей и воображения. С этой целью используются программы для конструирования и рисования, а также создания анимационных фильмов. Могут использоваться специальные средства (интерактивные доски, ПК, планшеты) и приложения (Paint, Macromedia Flash и др.), отвечающие государственным стандартам, утвержденные министерством образования. В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования четко прописаны требования к условиям реализации дошкольных образовательных программ и материально- технической оснащенности детских садов.

Информационные технологии можно квалифицировать по их функциональному назначению. А.В. Дворецкая выделяет следующие виды: презентации, обучающие игры, развивающие программы, дидактические материалы, программы- тренажеры, системы виртуального эксперимента, электронные учебники, электронные энциклопедии [1].

Перед нами встает вопрос, как внедрить компьютер в работу с дошкольниками, учитывая ведущие виды деятельности возраста детей, способствуя развитию основ компьютерной грамотности и более сложных форм мыслительной деятельности.

Начинать компьютерное обучение дошкольников следует с подбора обучающих и развивающих программ, продумывания организационных форм работы с детьми и их применения, разработки методик, использующих возможности компьютера в обучении. Нельзя рассматривать компьютер в отрыве от программного обеспечения и организационных форм использования. В настоящее время существует множество обучающих программ, предназначенных для детей дошкольного возраста [4].

Существует ряд компьютерных программ творческого плана. Решаемые ребёнком задачи могут быть самыми разнообразными, а возможные действия – индивидуальными и вариативными. От ребёнка требуется самоконтроль и анализ своих действий. Такие программы позволяют максимально проявлять инициативу, творческую активность. Их отличительной особенностью является разнообразие решаемых задач, возможность экспериментировать с объектами и их свойствами, осуществлять самостоятельную поисковую деятельность, решать конструктивные задачи, например, конструирование, моделирование из объектов, элементов и форм; раскрашивание и рисование с помощью специальной палитры и набора инструментов; проектирование сюжетов, мультфильмов.

В процессе разных видов детской деятельности с новым содержанием, способами и приемами у детей возникает способность к построению новых образов, что положительно сказывается на развитии мышления и воображения, самой детской деятельности, в том числе и конструирования.

Источником замысла детей является окружающая жизнь. Конструирование опирается на образные представления о реально существующих или придуманных (сказочных) объектах, и это становится основой детских замыслов [2].

Термин «конструирование» произошел от латинского слова construere, что означает – создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов. Деятельность на занятиях по конструированию фактически по своей природе уже является моделирующей деятельностью, в которой реальные предметы воспроизводятся в виде пространственных моделей.

Творчество связано, как правило, больше с созданием замысла, поскольку он заключается в обдумывании и планировании процесса предстоящей практической деятельности – в представлении конечного результата, в определении способов и последовательности его достижения.

Основной целью компьютерного конструирования считается формирование творческого кругозора дошкольника, конструктивных умений и способностей.

Основными задачами являются:

Обучающие:

  • формирование у воспитанников умений и навыков конструирования и моделирования;

Развивающие:

  • развивать творческую инициативу; память, внимание, логическое и аналитическое мышление; мелкую моторику

Воспитательные:

  • воспитывать у детей интерес к техническим видам творчества;
  • формировать навыки сотрудничества;
  • совершенствовать навыки трудолюбия, самостоятельности.

Принципы:

  • создание проблемной ситуации, реализуемой как постановка научно-творческой задачи;
  • наглядность;
  • активность в процессе обучения;
  • доступность – как вариативность в выборе уровня сложности решаемой технической задачи;
  • единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Виды занятий: конструирование по образцу (развитие навыков подражания), по модели (способность самостоятельного поиска решения), по условиям

(развитие творческого и логического мышления, интеллекта), по схеме (развитие абстрактного мышления), по замыслу (развитие навыков самостоятельности), по теме (опыт конструирования, творческого и абстрактного мышления).

2

Рис. 1. Конструирование по замыслу

1

Рис. 2. Конструирование по теме

«Обложка для любимого журнала»

С первых занятий следует начинать развитие значимых для работы на компьютере функций. Сначала дети изучают клавиатуру, назначение клавиш, осваивают приемы управления компьютером. Необходимо развивать функции, которые особенно значимы на начальном этапе: точность, координацию движений руки, тонкие движения кисти и пальцев рук.

Структура занятия с привлечением компьютера:

  1. Вводно-мотивационная часть:
  • дыхательные и релаксационные упражнения на снятие эмоционального напряжения, упражнения на развитие целеполагания;
  1. Коррекционно-развивающий блок:
  • упражнения, направленные на развитие познавательных процессов: игры,
  • графические упражнения, пальчиковые упражнения, участие в компьютерной игре;
  1. Заключительный этап:
  • рефлексия, упражнения, направленные на мышечную релаксацию.

Для обучения на компьютере детям 5–7 лет мы используем простые и доступные любому пользователю программы:

  • графический редактор Paint, позволяющий развивать у детей зрительно- пространственное восприятие, навык ориентировки на плоскости, а также поспособствует развитию наглядно-образного мышления, восприятия, творческих способностей, памяти, внимания, сенсорных эталонов формы и цвета;
  • графический редактор MS Word, с использованием меню «Вставка» –

«Фигуры», производятся многочисленные операции с панелью «Рисование», с помощью которой создаем различные объекты;

  • интегрированную творческую среду ПервоЛого, ЛогоМиров, имеющие упрощенный процесс программирования, способствующие быстрому освоению детьми навыков общения с компьютером, ориентированные на развитие последовательного (алгоритмического) мышления и творческого потенциала воспитанника; данные программы представляют собой компьютерные альбомы, в которых, в отличие от бумажного, ребенок может не только рисовать, писать и решать задачки, но и создавать мультфильмы и другие проекты на любые темы.

Занятия проводятся индивидуально или подгруппой детей. Длительность одного занятия – от 10 до 30 мин. Периодичность проведения занятий – 2 раза в неделю.

Благодаря конструктивной деятельности у дошкольников совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие. Дети, занимающиеся конструированием, обладают богатой фантазией и воображением, с удовольствием экспериментируют и изобретают; у них довольно хорошо развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память. Что является важнейшим показателем интеллектуального развития и готовности ребенка к школе.

Работа на компьютере помогает преодолеть неуверенность, боязнь сделать что-то не так. Ребенок получает возможность довести решение поставленной задачи до конца, опираясь на помощь взрослых.

Литература:

  1. Гузеев В.В. Консультации: компьютерная поддержка образовательного процесса / В.В. Гузеев, А.В. Дворецкая, А.В. Рафаева // Педагогические технологии. – 2008. – №3. – С. 68–77.
  2. Парамонова Л.А. Роль конструктивных задач в формировании умственной активности детей: старший дошкольный возраст / Л.А. Парамонова, Г.В. Урадовских // Дошкольное воспитание. – 1985. – №7.
  3. Тарасова Н. Информационные технологии в обучении дошкольников / Н. Тарасова, Е. Спорышева, Е. Соловьева.
  4. Кривич Е.Я. Компьютер для дошколят: Пособие для воспитателей и студентов / Е.Я. Кривич. – М.: ЭКСМО, 2006. – С. 216.
  5. Горвиц Ю.М. Кому работать с компьютером в   детском   саду?   / Ю.М. Горвиц, Л. Поздняк // Дошкольное воспитание. – 1991. – №5. – С. 92–95.



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

 «Интерактивный танграм» как интерактивная форма работы с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ

https://sun6-21.userapi.com/impg/griA3G8nrxLoPRjUPTxbGxkHxKu5vyC3q56iqg/SYQJ_BG3Gh0.jpg?size=1024x603&quality=96&sign=b179c2a2ebc106272f74452bdc94269f&c_uniq_tag=8Er4X76pz12U_HK9kDNMQfZRQ9mwaooXaBpKYWcMfkE&type=album

                                             

                                               Выполнила: Гончарова Анна Сергеевна

                                               воспитатель МБДОУ № 92

Красноярск 2024г

В традиционной системе обучения воспитатель является своеобразным «фильтром», пропускающим учебную информацию через себя. В интерактивной системе педагог является помощником ребенка в его стремлении познать мир, в то время как сам процесс познания происходит при помощи компьютера и другой техники.

 Обучение с помощью интерактивных технологий обладает массой преимуществ:

• движения, мультипликация и звук надолго привлекают внимание малышей;

• информация преподается в игровой форме, что вызывает огромный интерес у детей;

• компьютер позволяет смоделировать различные ситуации, недоступные в повседневной жизни (полет ракеты, исторические события, необычные и неожиданные эффекты).

Такой подход положительно сказывается на развитии ребенка, повышает мотивацию к обучению, расширяет воображение и творческие способности.

В своей практике я часто применяю интерактивный подход в работе с детьми. Хочу представить вам разработанное мной занятие кратковременной образовательной практики технической направленности «Интерактивный танграм».

Цель: Развитие творческих и умственных способностей детей.

Задачи:

Образовательные: Познакомить с игрой «Танграм». Закрепить умение выделять, перемещать фрагменты рисунка.

Развивающие: Развивать оперативное мышление, поисковую деятельность, наглядное воображение, творческую деятельность и активность, память.

Воспитательные: Воспитывать умение работать в паре, аккуратность и правильность в оформлении задания

Количество детей, на которых рассчитана кратковременная образовательная практика: 4

Предварительная работа: Составление интерактивной игры для Smart-board в приложении Smart Notebook с использованием фигур танграма и схем для игры.

Методы и приемы: наглядный метод, игровой метод, метод демонстрации (показ образца, рассматривание, обсуждение, практическая деятельность детей.

Материалы и оборудование: интерактивная доска Smart-board, интерактивная игра, ноутбук.

План занятия:

1. Вводная часть;

2. Основная часть;

3. Заключительная часть, подведение итогов.

Данное занятие разделено на 2 части, так как КОП проводится в течение 2 дней.

1 занятие

I. Вводная часть.

Здравствуйте, дети! (приветствие детей) Сегодня мы с вами станем участниками одной очень интересной игры, в которой нужно быть наблюдательными, а самое главное хорошо знать геометрические фигуры. А какие вы знаете геометрические фигуры? (Дети отвечают).

Вот мы и вспомнили с вами геометрические фигуры. А вы знаете, что есть такая игра, в которой надо складывать разные образы из геометрических фигур? Называется она «Танграм» (показ слайда №1). Придумали эту игру в Китае очень давно, но и сейчас она популярна и дети со всего мира очень любят в нее играть. Хотите и мы с вами сыграем в нее? (ответ детей)

II. Основная часть

(показ 2 слайда) Посмотрите, это сам танграм. Из каких фигур он состоит? Сколько их? (ответы детей) Эти фигуры можно перетаскивать, переворачивать и составлять из них образы. Давайте и мы с вами попробуем. Но прежде чем начать, нам с вами надо разделиться на пары (дети делятся на пары).

(3 слайд, на котором рисунок домика и части танграма, из которых его надо составить) Вот и первое задание. Что здесь нарисовано? А все ли части танграма на месте? (ответ детей) Какая пара первой хочет попробовать собрать домик? (выходит первая пара детей, собирает домик из частей танграма)

(4 слайд, на котором рисунок ракеты и части танграма, из которых ее надо собрать) Что нарисовано здесь? (ответ детей) Теперь давайте вторая пара попробует собрать ракету (выходит вторая пара детей, собирают ракету из частей танграма)

III. Заключительная часть.

Рефлексия, дети отвечают на вопросы воспитателя.

Ребята, с какой игрой мы сегодня познакомились? Вы научились составлять из фигур по образцам рисунки? Вам было легко или сложно? (ответы детей)

Мы с вами встретимся завтра, и поиграем еще в эту интересную игру.

2 занятие

I. Вводная часть.

Здравствуйте, дети! (приветствие детей) Сегодня мы с вами продолжим играть в игру, с которой познакомились на прошлой нашей встрече. Как она называется? (ответ детей) Давайте вспомним, из скольки фигур состоит танграм? Какие это фигуры? (ответы детей) (если детям сложно самостоятельно вспомнить фигуры, то показываем 2 слайд презентации)

II. Основная часть

В прошлый раз вы собирали домик и ракету. Сегодня надо будет собрать другие фигуры.

(5 слайд, на котором рисунок самолета и части танграма, из которых его надо собрать) Кто хочет первым попробовать собрать самолет? (выходит пара детей, собирают самолет)

(6 слайд, на котором рисунок котенка и части танграма, из которых его надо собрать) А теперь вторая пара ребят соберет котенка (выходят дети и собирают котенка)

III. Заключительная часть.

Рефлексия, дети отвечают на вопросы воспитателя.

Чем вам понравилась игра «Танграм»? Будете ли вы еще играть в нее? Научите других ребят играть? (ответы детей)

В оставшееся от занятия время пары меняются своими рисунками и собирают то, что не собирали до этого.



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Использование интерактивной доски в работе ДОУ»

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/10/30/s_617d3fe9e1b05/phpG4dotC_NETODICHESKIE-REKONEDACII-UCHITELYAN-ACHALOJ-SHKOLY-PO-ISPOLZOVAIYU-I-RAZRABOTKE-NULTINEDI_html_230429876edd06c1.png

Подготовила: Гончарова А.С.

                                                                                               воспитатель МБДОУ 92

Красноярск 2023

В настоящее время компьютерные технологии стали активно применятся в образовательном процессе. Создается множество простых и сложных компьютерных программ для различных областей познания. В зависимости от возраста ребенка и применяемых программ компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, репетитором, экзаменатором. Существуют различные компьютерные средства, направленные на развитие различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и др., которые можно с успехом применять при обучении детей дошкольного возраста.

Интерактивная доска - это сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую также входят компьютер и проектор. Интерактивная доска работает одновременно и как обычный экран, и как устройство управления компьютером. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Управлять доской на расстоянии позволяет беспроводная мышь.

В отличие от обычного мультимедийного проектора интерактивная доска позволяет не только демонстрировать слайды и видео, но и рисовать, чертить, наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения, и сохранять их в виде компьютерных файлов. А кроме этого, сделать непосредственно образовательную деятельность яркой, наглядной, динамичной.

По экрану интерактивной доски можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. Заранее подготовленные тексты, таблицы, картинки, музыка, а также гиперссылки к мультимедийным файлам, придают непосредственно образовательной деятельности бодрый темп: не нужно тратить время на то, чтобы написать текст на обычной доске или перейти от экрана к клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране, используя инструмент «Перо», и сохранять созданные записи для будущего. Файлы предыдущей деятельности можно всегда открыть, чтобы повторить пройденное. Всё, что дети делают на доске, можно сохранить и использовать в последующем. Воспитатель всегда может вернуться к предыдущему этапу и повторить его ключевые моменты.

Интерактивные средства обучения, такие как интерактивные доски, компьютеры, станут отличными помощниками в диагностики развития детей: развитие внимания, мышления, речи, личности, навыки учебной деятельности

Приобщение к информационной культуре – это не только овладение компьютерной грамотностью, но и приобретение этической, эстетической и интеллектуальной чуткости. То, что дети могут с завидной легкостью овладевать способами работы с различными электронными, компьютерными новинками, не вызывает сомнений; при этом важно, чтобы они не попали в зависимость от компьютера, а ценили и стремились к живому, эмоциональному человеческому общению.

Экспериментально установлено, что при устном изложении материала ребенок за минуту воспринимает и способен переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а при “подключении” органов зрения до 100 тысяч таких единиц. У старшего дошкольника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, изучаемый материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у дошкольника положительные эмоции. Использование компьютеров в совместной и самостоятельной деятельности (с точки зрения ребенка) является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его обучения, развития творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона. Из чего следует очевидность высокой эффективности использования в обучении информационно-коммуникационных технологий.

Использование ИКТ в детском саду позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Использование ИКТ на занятиях позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками.

Комната для интерактивных занятий в детском саду выполняет следующие задачи:

  • обучать детей при помощи новейших образовательных технологий;        
  • служить развлекательным и игровым центром;
  • в ней может выполняться максимально широкий круг образовательных и развлекательных задач;
  • обладать максимальным удобством работы, как для детей, так и для преподавателей;
  • знакомить детей с возможностями и навыками компьютерных технологий.

Обучение с применением интерактивных комплексов становится более качественным, интересным и продуктивным. При условии систематического использования электронных мультимедиа обучающих программ в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения детей с разноуровневой подготовкой. При этом происходит качественное усиление результата образования вследствие одновременного воздействия нескольких технологий. Применение мультимедиа в электронном обучении не только увеличивает скорость передачи информации учащимся и повышает уровень ее понимания, но и способствует развитию таких важных качеств, как интуиция, образное мышление.

Способов применения интерактивной доски на занятиях в детском саду может ограничиваться только вашей фантазией. Это и презентации, и интерактивные обучающие программы, и создание проектов в графических, программных средах.

Какие навыки необходимы для применения интерактивной доски:

  • Начальные знания устройства компьютера
  • Работа в программах: Word, PowerPoint
  • Практика работы в Интернете (для поиска изображений, готовых презентаций и обучающих программ).

Работа с детьми.

Работа с детьми включает деятельность детей у доски, познавательную беседу, игру, гимнастику для глаз и др. длится от 20 до 25 минут. При этом использование экрана должно быть не более 7-10 минут. Вместе с тем, основная цель педагога — не выучить ту или иную компьютерную программу с детьми, а использовать ее игровое содержание для развития памяти, мышления, воображения, речи у конкретного ребенка. А этого можно достигнуть, если сам малыш с удовольствием выполняет всю программу.

Интерактивная доска позволяет сохранить заметки в виде файлов на персональном компьютере для последующей раздачи отпечатанных копий каждому из педагогов или рассылки. Все рисунки, сделанные маркером на доске, можно также распечатать с помощью принтера. Интерактивное оборудование позволяет рисовать электронными маркерами, в ней применены ультразвуковая и инфракрасная технологии для точного определения местоположения отметки маркера на доске.

Доска используется в работе с детьми: в совместной деятельности и как часть непосредственно образовательной деятельности, используются формы образовательной деятельности: «Образовательная ситуация», развивающие игры, игры-задания.

Данное средство используется в реализации содержания образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Музыка», «Социально-коммуникативное развитие». «Речевое развитие».



Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

«Использование головоломки «Танграм»» в работе с дошкольниками»

https://static-basket-02.wb.ru/vol25/wbkids/156695/72898bcd-8678-4fc0-a70c-05e5d6d47724.jpg

Выполнила: Гончарова Анна Сергеевна

Воспитатель МБДОУ № 92

Красноярск 2024г

Цель: повышение мотивации педагогов к использованию геометрических головоломок.

Задачи:

-познакомить педагогов с приемами использования головоломки «Танграм» и показать возможности для развития ребенка;

-создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, фантазии педагогов,

Форма проведения мастер-класса:

-ОД с элементами презентации +практическая работа.

Оформление:

- презентация по теме мастер-класса;

- методические материалы.

Материалы для работы:

Головоломка «Танграм»

Демонстрационный материал:

- презентация «Использование головоломки «Танграм»» в работе с дошкольниками».

                                            Ход мастер-класса.

- Уважаемые коллеги! Недавно я заново открыла для себя очень увлекательную игру-головоломку — танграм.

Танграм в переводе с китайского означает «семь дощечек мастерства». Это головоломка, которая представляет из себя квадрат, разрезанный на 7 частей определенным образом.

Из полученных частей можно складывать самые разнообразные фигуры…

Существуют различные легенды о появлении танграма. Мне больше всего нравится вот такая…

Легенда о том, как три мудреца придумали танграм

Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник.

Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали головоломку «Ши-Чао-Тю» — квадрат, разрезанный на семь частей. Позднее игру – головоломку завезли в Америку китайские моряки, из Америки она уже попала в Европу, где и получила свое название «Танграм», что в переводе обозначает «тан» - китаец, «грам» - буква.

Танграм, способен заинтересовать не только детей, но и серьёзных взрослых – учёных и знаменитых людей.

• Писатель и математик Льюис Кэролл считается энтузиастом танграма. У него хранилась китайская книга с 323 задачами.

• У Наполеона во время его изгнания на остров Святой Елены был набор для танграма и книга, содержащая задачи и решения.

Педагогическое значение игры "Танграм".

Игра способствует развитию у детей умений играть по правилам и выполнять инструкции, наглядно-образного мышления, воображения, внимания, понимания цвета, величины и формы, восприятия, комбинаторных способностей.

В результате упражнений и заданий к этой игре ребенок научится анализировать простые изображения, выделять в них геометрические фигуры, научится визуально разбивать целый объект на части и наоборот составлять из элементов заданную модель. Кроме того, для малышей игра «Танграм» станет ещё и пальчиковым тренажером.

“Танграм” часто называют “ головоломкой из картона” или “геометрическим конструктором”. Это одна из несложных головоломок, которая под силу ребенку дошкольного возраста

• Задания развивающей игры «Танграм» для детей 4-5 лет.

Для малышей 4 - 5 лет достаточно сложным заданием будет наложить фигурки танграма на готовый образец (ответ) головоломки. При этом детям нужно сопоставить размер и форму фигурок, найти правильное положение, да и точно размесить фигурку на основе-подсказке не так-то просто как кажется. Естественно, что фигуры на карточке должны точно соответствовать размерам фигур игрушки.

Такие же задания нужно использовать и с детьми постарше, начиная их знакомить с этой развивающей игрой. Достаточно дать два-три таких задания и, если ребенок легко с ними справляется, можно переходить к более сложным заданиям.

Задания развивающей игры «Танграм» для детей 5-6 лет.

Для детей этого возраста будет по силам складывать модели из фигурок танграма уже рядом с карточкой-ответом. В этом случае, карточка может не соответствовать реальным размерам деталей танграма. Как только ребенок легко будет справляться с такими заданиями, можно переходить к следующему этапу. Ребенку предлагают собрать модель, предъявляя только карточку с силуэтом фигурки

При решении головоломки требуется соблюдать 2 условия:

• необходимо использовать все семь фигур танграма;

• фигуры не должны перекрываться между собой.

Изготовление танграма:

• Приготовьте квадратный лист бумаги, карандаш, линейку и ножницы.

• Разделите квадрат на 7 частей, как это показано на рисунке.

• Аккуратно вырежьте ножницами каждую часть головоломки

Танграм лёгок в изготовлении, поэтому мы с детьми нашей группы смастерили его сами. И началась игра.

С чего начать?

Самое первое упражнение с такой игрой - составление фигуры из двух-трех элементов. Например, из треугольников составить квадрат, трапецию. Ребенок должен сориентироваться в головоломке: посчитать все треугольники, сравнить их по размеру.

Потом можно просто прикладывать детали друг к другу и смотреть, что получится: грибок, домик, елочка, бантик конфетка.

2 этап

Через несколько уроков и игр с танграмом, можно переходить к упражнениям по складыванию фигурок по заданному примеру. В этих заданиях нужно использовать все 7 элементов головоломки.

3 этап- складывание фигурок по образцу – контуру. На этом этапе дети визуально делят образец на геометрические фигуры.

Можно придумать множество игр с танграмом. Например, сочинять сказки, где все предметы собраны из танграмов… Можно делать оригинальные украшения… Существует даже танграмная мебель

Я с детьми сочиняла сказки. Вот, что у нас получилось.

1 сказка.

В некотором царстве, в математическом государстве жил – был Квадратик. Было ему очень скучно, ведь никто с ним не играл. Тогда Квадратик решил позабавиться: начал он бегать, прыгать и упал. Раскололся он на несколько (7) геометрических фигур. Подошёл к квадрату маленький мальчик и решил собрать его из частей, но 1 геометрическую фигуру он положил неправильно и вместо квадрата у мальчика получился кораблик. «А квадратик – то стал волшебным» - воскликнул мальчик. Ведь из него можно собирать множество фигурок. С тех пор с Квадратиком стали играть много детей и имя ему дали «Танграм». Квадратик обрадовался, что у него появилось много друзей, ведь с друзьями жить веселей.

А вы, догадайтесь как можно из квадрата получить кораблик, переложив 1 геометрическую фигуру.

2 сказка.

За семью горами, за семью холмами в королевстве математики жили - не тужили мудрые человечки. Они были весёлыми, добрыми и дружили со сказочными животными и птицами.

Приближался праздник – день рожденье принцессы Математики. Дворец был украшен цветными геометрическими фигурами и цифрами. Были приглашены на праздник все жители математического королевства, животные и птицы близлежащих лесов. И вот, когда гости стали праздновать, над дворцом пролетел злой колдун. «О» - воскликнул он. «А про меня то забыли». И тут он взмахнул своей волшебной палочкой и превратил всех в квадраты: и принцессу Математики, и мудрых человечков, и птиц, и зверей. Даже дворец и ёлки, стали квадратными. А расколдовать их могут только добрые и сообразительные дети. Ребята, давайте мы с вами снимем заклятие злого колдуна со сказочного Математического королевства.

Приступаем к работе.

С помощью танграма можно обыгрывать русские народные сказки. Например, «Теремок»

Стоит в поле теремок- теремок, он не низок не высок. Кто в тереме живёт, кто в невысоком живёт. Ребята, а каких животных можно поселить в теремок? (дети собирают из танграма различных животных).

Расскажи мне – и я услышу,

Покажи мне – и я запомню,

Дай мне сделать самому – И я пойму! (Японская пословица)

Приятного вам время провождения за игрой.



Предварительный просмотр:

Краткие рекомендации для педагогов ДОУ

Особенности компьютерного конструирования для старших дошкольников.

https://fsd.multiurok.ru/html/2022/06/01/s_62970bc76a6bd/phpw0SHCZ_Kompyuter-i-deti_html_892bf030b0b8eb00.jpg

                                                                                               

                                                                                                Выполнила: Гончарова Анна Сергеевна

                                                                                                воспитатель МБДОУ № 92

Красноярск 2024г

Важнейшим этапом в формировании личности ребенка считается дошкольный возраст. В этот период ребенок способен овладевать пространством человеческих отношений через общение с взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Через отношения с взрослыми у ребенка развивается способность к идентификации не только с людьми, но и с воображаемыми и сказочными персонажами.

Важнейшими компонентами для развития познавательной деятельности ребенка выступают такие познавательные процессы как восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь. Для того чтобы ребенок мог удовлетворять свои потребности в общении, игре ему нужно делать, запоминать, высказывать суждения.

Все познавательные процессы развиваются в деятельности ребенка, и сами они представляют собой особые виды деятельности.

Одним из современных средств обучения, позволяющих успешно развивать познавательные процессы использование компьютера.

Компьютер входит в жизнь ребенка через игру. Игра - одна из форм практического мышления.

В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. Ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный (до определенного уровня) объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства.

В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами, возникают психические новообразования (теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др.), которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.

Сам по себе компьютер не играет никакой роли без общей концепции его применения в дошкольном образовании, соответствующего задачам развития, воспитания и обучения ребенка, а также его психофизическим возможностям. Успех приобщения дошкольника к овладению информационными технологиями возможен, когда компьютерные средства становятся средствами его повседневного общения, игры, посильного труда, конструирования, художественной и других видов деятельности.

Основная образовательная цель введения компьютера в мир ребенка - это формирование мотивационной, интеллектуальной и операционной готовности ребенка к использованию компьютерных средств в своей деятельности.

Компьютерные игры, включенные в систему обычных игр, вносят свой вклад в совершенствование воспитания всестороннее развитие творческой личности ребенка.

Кроме нормативных воспитательно-образовательных стандартов, малыши показывают более высокий уровень "школьной готовности" и естественно вхождение в мир взрослых, в завтрашний мир.

У ребенка развивается:

• восприятие, зрительно-моторная координация, образное мышление;

• познавательная мотивация, произвольная память и внимание;

• «знаковая функция сознания»;

Например, в игре по конструированию “Построй дом” игровой задачей предусматривается помочь котенку построить дом, а дидактическая – выделить конфигурацию плоскостных фигур с целью объединения их в одно целое (конфигурация каждый раз меняется – ребенок должен подобрать фигуру для своего варианта).

В компьютерном мире есть еще направление – конструктор сказок и мультфильмов. К такому направлению можно отнести игру – конструктор "Незнайка и все, все, все…". Создание простого, но настоящего мультфильма с помощью программы "Конструктор мультфильмов: Незнайка и все, все, все…" займет у ребенка не более пяти минут. Первое действие ребенка – выбор заднего плана из библиотеки фонов. Затем, руководствуясь собственным чувством вкуса, ребенок украшает сцену различными предметами и декорациями.

После этого ребенок выбирает актеров. Данная программа предлагает 15 персонажей из знаменитого мультфильма "Незнайка на Луне". Каждый из персонажей умеет выполнять всевозможные трюки и действия.

Чтобы оживить актера, ребенок щелкает на нем мышкой и перемещает по экрану, задавая траекторию движения. В любой момент можно назначить актеру новое действие, добавить новых персонажей, анимировать фон и т. д.

Но это еще не все! Какой же мультик не обойдется без веселой музыки и смешных звуков? Ребенок сможет самостоятельно добавлять звуковые эффекты, записывать прикольные голоса и музыку.

В конце добавляются титры и мультик готов.

Пазлы развивают у детей такие качества, как внимание и усидчивость. Детям предлагаются электронные пазлы с разным количеством деталей. Самым маленьким детям предлагается собрать пазлы, состоящие из 4-6 деталей. Для детей постарше предлагаются пазлы с большим количеством деталей.

Тематика компьютерных пазлов разнообразна: животный мир, растительный мир, герои мультфильмов и др.

Компьютерные игры, направленные на развитие творчества, будут хорошим помощником в развитии логики, воображения, смекалки, мышления. Тем более, прохождение очередного этапа станет для вашего ребенка важной и очень значимой победой, ведь он будет понимать, что всего добился самостоятельно безо всякой помощи виртуальных героев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка воспитателя ДОУ при работе с детьми и родителями

Представленные мною разработки  заинтересуют воспитателей детского сада, работающих по инновационной технологии « Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Б...

Методическая копилка воспитателя ДОУ.

Примеры проблемных ситуации...

Методическая копилка воспитателя

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе на тему:«Удивительные свойства воды»Цель: создать условия по ознакомлению удивительных свойств воды.Задачи:1. Познакомить дет...

Методическая копилка воспитателя, задания для детей старшей — подготовительной группы “Математическое развитие”

Методическая копилка воспитателя, задания для детей старшей — подготовительной группы “Математическое развитие”АктуальностьПроблема раскрытия способностей и задатков математического ...

Методическая копилка воспитателя по ранней профориентации

Методическая копилка по ранней профориентации во всех возрастных группах ДОУ   Автор: Евсюкова А.ДВоспитатель      2020гАННОТАЦИЯ...

Методическая копилка воспитателя для работы с родителями

Материал для практической работы с родителями в ДОУ....

Методическая копилка воспитателя для работы с детьми

Материал для практической работы с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ....