Методическая консультация для педагогов «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в развитии общей культуры ребенка через театрализованную деятельность в соответствии с ФГОС»
консультация

Ирина Анатольевна Дудуева

Совместная работа музыкального руководителя и воспитателя помогает заполнить жизнь детей песнями, играми, игрой на детских музыкальных инструментах, театрализацией знакомых детям сказок и произведений.  Так же имеет большое значение тесное взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя, при подборе пособий и атрибутов, дидактических музыкальных игр, аудиовизуальных пособий. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая консультация для педагогов

«Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в развитии общей культуры ребенка через театрализованную деятельность в соответствии с ФГОС»

Добрый день, уважаемые педагоги!

Конечно, Вам уже понятно, что я буду вести речь о формировании общей культуры ребенка через театрализованную деятельность. И наша с Вами роль, как педагогов в воспитании основ общей культуры состоит в том, чтобы воспитать у ребёнка потребности духовного свойства, выступающие главной побудительной силой поведения личности, источником её активности, основанием всей сложности системы мотивации, составляющей ядро личности. Этому способствуют привитие норм морали, нравственно – ценностная ориентация детей на высокохудожественные образцы (в музыке, изобразительном и театральном искусстве, литературе).

Мы все уже ориентированы на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который требует от нас формирования у детей необходимых компетенций, т. е. развития личности ребенка, когда содержание образования выступает средством ее самостановления, усвоения дошкольником способов познания, саморазвития, ориентации в окружающем мире.

Именно это определяет основные направления и содержание работы педагога по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». В отличие от Федеральных Государственных Требований, музыкальное развитие перестало быть отдельной образовательной областью, а стало одним из его направлений наряду с рисованием, лепкой, аппликацией, художественным трудом и конструированием.

Мы с Вами хорошо помним, что на этапе внедрения Федеральных государственных требований к нам пришло важное новшество: принцип интеграции. Если раньше в большинстве комплексных программ были разделы, которые соответствовали определённым учебным дисциплинам или предметам, то теперь речь идёт о совокупности пяти образовательных областей в соответствии с ФГОС: «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуни-кативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Вам, педагогам, понятие «интеграция» понятно и знакомо, т.к. музыка может использоваться во всех образовательных областях.

Специфика реализации направления «Музыкальное развитие», в отличие от других направлений и образовательных областей, связана с тем, что задачи музыкального развития и воспитания детей решаются в тесном сотрудничестве с воспитателем.

В раздаточном материале для Вас я приготовила общую схему взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя. А сейчас мне бы хотелось подробнее остановится на осуществлении взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя в вопросе формирования общей культуры ребенка через театрализованную деятельность, реализуемую в нашем детском саду.  

Свою работу мы строим на принципе координации деятельности педагогов, то есть деятельность воспитателя согласованна с образовательной деятельностью музыкального руководителя.

Успехи развития общей культуры дошкольников во многом зависят не только от музыкального руководителя, но и от воспитателя. Ведь он общается с детьми чаще, чем музыкальный руководитель, лучше знает склонности каждого ребенка.  

В нашем детском саду разработан план взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей. И воспитатели включают в своё календарно-тематическое планирование задачи и цели образовательной деятельности музыкального руководителя.

Мы ориентированы не только на систему занятий, но и на другие адекватные формы образовательной работы с детьми. Большое внимание уделяем взаимодействию воспитателя и музыкального руководителя и делаем акцент на совместную деятельность педагогов и детей, на игровые формы образования, на отсутствие жёсткой регламентации.

Музыкально-театрализованная деятельность используется:

  • в ходе режимных моментов:
  • на утренней гимнастике;
  • во время умывания;
  • во время прогулки (в теплую погоду);
  • перед дневным сном;
  • при пробуждении и т.д.
  • в совместной деятельности педагога с детьми:
  • в образовательной деятельности;
  • во время праздников и развлечений;
  • музыка в повседневной жизни.
  • в самостоятельной деятельности детей.

Так же музыка используется в совместной деятельности с семьёй:

  • совместные праздники, развлечения в ДОУ
  • театрализованная деятельность.

Совместная работа музыкального руководителя и воспитателя помогает заполнить жизнь детей песнями, играми, игрой на детских музыкальных инструментах, театрализацией знакомых детям сказок и произведений.  Так же имеет большое значение тесное взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя, при подборе пособий и атрибутов, дидактических музыкальных игр, аудиовизуальных пособий. Развитие общей культуры через театрализованную детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности. Необходимы оригинальность, простота, доступность, а также их достаточное количество. Становление общей культуры ребенка в условиях детского сада возможно при создании специальной предметно-развивающей среды.

При организации музыкальных зон и уголков театрализованной деятельности в дошколь-ном учреждении мы вместе продумываем:

  1. Целесообразность размещения зоны, доступность оборудования для детей, хранение.
  2.  Разнообразие оборудования.
  3. Учет возрастных особенностей детей.
  4. Эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий, находящихся там.
  5. Возможность переноса оборудования в другие места.

Классификация оборудования для музыкальных зон:

1. Материал для творческих сюжетно-ролевых игр – мягкие игрушки, иллюстрации, бутафорские музыкальные инструменты, пособия типа лото и т.п. (бутафорские музыкальные игрушки предназначаются для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами.

2. Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования.

3. Музыкально-дидактические игры и пособия:

4. Аудиовизуальные пособия: диапозитивы, компакт-диски, фонограммы, аудио и видеокассеты, видеодиски).

         В группах имеются записи песенок, музыкальных произведений, которые дети слушают и исполняют на музыкальных занятиях. Это способствует лучшему запоминанию материала, повышению интереса к музыкальным произведениям.

Музыкальные зоны мы объединяем с театральными зонами, где расположены пособия и атрибуты к театрализации и драматизации различных сюжетов и произведений, а также находятся различные виды театров. 

Хорошо организованная музыкально-театрализованная среда способствует поддержанию эмоционального благополучия детей и их эстетическому развитию. Предметная среда наших групп максимально обеспеченна разнообразными музыкально-дидактическими материалами.

При создании предметно-развивающей среды мы стремимся, чтобы и дети принимали активное участие в её оформлении и преобразовании. Так, для хранения шумового оркестра мы совместно с детьми изготовляли «музыкальные корзинки». Корзинки оформлялись в зависимости от времени года (весенняя корзинка, зимняя, летняя или осенняя). 

Конечно для того, чтобы у детей постоянно поддерживать интерес к деятельности мы совместно с педагогами время от времени обновляем пособия в музыкально-театрализованном уголке.

Созданная «по законам красоты» среда способствует пониманию детьми прекрасного, воспитанию у них художественного вкуса и эстетического отношения к окружающему, развитию общей культуры.

Я думаю, Вы со мной согласитесь, что грамотно организованная совместная деятельность музыкального руководителя и воспитателя может стать эффективным и мощным средством становления общей культуры ребенка.

Схема взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя

Музыкальный руководитель

Воспитатель

Составляет план образовательной деятельности в соответствии с возрастом детей и внедряемой методики.

Вписывает в свой план работы программное содержание, индивидуальную работу, ежемесячные развлечения, музыкально-ритмические и дидактические игры – 1 раз в неделю.

Вписывает в тетрадь взаимодействия необходимые рекомендации по проведению индивидуальной работы с детьми по развитию движений, певческих способностей, рекомендации для проведения музыкально-дидактичес-ких игр в группе.

Осуществляет индивидуальную работу по развитию движений, проводит в свободное время музыкально-дидактические игры в соответствии с рекомендациями музыкального руководителя.

Ежемесячно обговаривает с воспитателем планирование совместной работы.

Ежемесячно знакомится и участвует в обсуждении планирования работы на музыкальных занятиях.

Обговаривает с воспитателем распределение обязанностей на музыкальном занятии, особенности индивидуальной работы с детьми данной группы.

Участвует в обсуждении.

Обеспечивает индивидуально-диффе-ренцированный подход к детям в  образовательной деятельности.

Подготавливает детей к образовательной деятельности.

Следит за наличием удобной и безопасной обуви для занятия.

Обеспечивает наличие теплой одежды при переходе детей по коридору и лестницам.

Следит за соблюдением порядка в музыкальном зале.

Помогает музыкальному руководителю создать условия, позволяющие проводить все виды музыкальной деятельности в  образовательной деятельности.

Подготавливает необходимые материалы, музыкальные инструменты, пособия, обеспечивает их соответствие санитарно-гигиеническим нормам.

Обговаривает с музыкальным руководителем свое участие и место нахождения в различных видах деятельности на музыкальных занятиях.

Оказывает помощь в сфере своей деятельности для проведения открытых занятий.

Обращается к музыкальному руководителю, знакомит  с материалами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в развитии общей культуры ребенка через театрализованную деятельность в соответствии с ФГОС"

Представленный материал позволит создать модель взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в соответствии с новыми требованиями ФГОС ДО....

Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в развитии общей культуры ребенка в соответствии с ФГОС

Специфика реализации направления «Музыкальное развитие», в отличие от других направлений и образовательных областей, связана с тем, что задачи музыкального развития и воспитания детей решаются в тесно...

Консультация для педагогов "Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в ДОУ".

Насколько активно воспитатели детского сада участвуют в музыкальном воспитании детей? Все ли они осознают важность такого участия?...

Консультация для педагогов "Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в ДОУ".

Материал адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений (музыкальным руководителям, педагогам).Содержит методическую информацию, анкету для воспитателей, методические рекомендации....

Консультация для педагогов «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в ДОУ по организации праздников»

Консультация для педагогов «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в ДОУ по организации праздников»...

конспект консультации для педагогов "Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя на музыкальном занятии"

Познакомить воспитателей с блоками педагогического процесса в разных видах музыкальной деятельности....

Консультация для педагогов "Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в ДОУ"

В консультации раскрываются вопросы по взаимодействию воспитателя и музыкального руководителя, функции обоих педагогов в непосредственной образовательной и свободной деятельности....