«Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
статья

Акирова Фарида Фатыховна

«Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_po_teme_patriot_vospitan.docx24.25 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы воспитателя Акировой Ф.Ф. по теме «Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». р.п. Озинки МДОУ Детский сад №4 «КОЛОСОК»

Формирование у дошкольников любви к Родине с раннего периода - это этап накопления ими социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры. Поэтому патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой родине.

В своей группе на основе анализа, диагностики и индивидуальной работы с детьми и их родителями, я выявила проблему: дети имеют поверхностные знания о родной стране, своем районе, озинском  крае, о Родине в целом; родители не уделяют должного внимания проблеме патриотического воспитания дошкольников. Поэтому главным направлением в работе с детьми по патриотическому воспитанию я считаю воспитание у дошкольников патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности посредством воспитания любви к родному краю. Своеобразие опыта проявляется в комбинации элементов известных методик; в рационализации, усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда; в разработке средств и правил их применения; в постановке и решении педагогических задач. Система и последовательность работы по воспитанию у детей патриотических чувств, представлена следующим образом: Семья → родная улица→ родной посёлок → страна. Свою работу я провожу последовательно: от более близкого, знакомого (семья, улица), к более сложному (родной посёлок, страна) по единому плану, включающему единство прошлого, настоящего и будущего как отдельно взятой семьи, так и родины в целом.

Чувство любви к родному краю обретаются самостоятельно и переживаются индивидуально. Задача взрослых, как педагогов, так и родителей, пробудить в ребенке это чувство, именно пробудить, а не навязать.

В своей группе на основе анализа, диагностики и индивидуальной работы с детьми и их родителями, я выявила проблему: дети имеют поверхностные знания о родной стране, своем районе, озинском  крае, о Родине в целом; родители не уделяют должного внимания проблеме патриотического воспитания дошкольников. Поэтому главным направлением в работе с детьми по патриотическому воспитанию я считаю воспитание у дошкольников патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности посредством воспитания любви к родному краю. Своеобразие опыта проявляется в комбинации элементов известных методик; в рационализации, усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда; в разработке средств и правил их применения; в постановке и решении педагогических задач. Система и последовательность работы по воспитанию у детей патриотических чувств, представлена следующим образом: Семья → родная улица→ родной посёлок → страна. Свою работу я провожу последовательно: от более близкого, знакомого (семья, улица), к более сложному (родной посёлок, страна) по единому плану, включающему единство прошлого, настоящего и будущего как отдельно взятой семьи, так и родины в целом.

Чувство любви к родному краю обретаются самостоятельно и переживаются индивидуально. Задача взрослых, как педагогов, так и родителей, пробудить в ребенке это чувство, именно пробудить, а не навязать.

Я поняла, что чувство патриотизма должно быть осознанным и прочным, носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности. Работа намечена в системе и комплексно по трём направлениям:

- Комплексные занятия познавательного и развивающего цикла;

- Совместная деятельность взрослых и дошкольников – общение, труд и праздники.

- Самостоятельная деятельность дошкольников – подвижные игры, познавание окружающего мира, маленькие открытия в родной природе, культуре, окружающих людях.

Интегрированный подход в воспитании, образовании и развитии заключает вполне определённое практическое указание на исследование социально-культурного наследия малой родины, системную работу с воспитанниками и их родителями, нацеленную на обогащение социального опыта дошкольников.

В своей работе я большое внимание уделяю работе над понятием «семья», провожу этические беседы о семье, о близких родственниках; дети составляют рассказы о родителях, о том, как они вместе отдыхают. Готовим подарки для родных и близких, совместные праздники, «маленькие концерты», инсценируем сказки, рисуем на темы «Моя мама», «Мой родной дом», «Моя семья», «Как мы отдыхали» и др. Совместно с родителями и детьми собрали стихи, сказки, рассказы, совершили экскурсии в краеведческий музей, к памятнику погибших воинов.Важно подчеркнуть, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому в своей работе я использовала художественную литературу, иллюстрации, открытки, фотографии. В нашей группе есть уголок по патриотическому воспитанию, где дети смогли познакомиться с символикой России и саратовской области, увидеть портрет президента, прочитать гимн России, найти наш главный город России на глобусе, дети рассмотрели куклу в национальном русском костюме. Ребята всегда с большим удовольствием посещают районную библиотеку, музей,  т.к. все экспонаты в нем интерактивны - их можно потрогать, пощупать, поиграть с ними. После посещения музея, дети делились с родителями, друзьями своими эмоциями, от увиденного и услышанного, а также передавали свои впечатления в рисунках. Маленький ребенок, дошкольник еще не разбирается в политических или социально-экономических противоречиях и спорах, для него важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной, в том числе и ее государственными символами.

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают праздники и традиции малой родины. Я рассказывала детям, что у каждого народа есть свои праздники. Мы в ходе совместных с родителями праздников узнали, как отмечают Масленицу (проводы зимы), когда пекутся блины, какие поются частушки, что танцуют, когда отмечают Рождество Христово, когда люди ходят колядовать, за что их угощают разными сладостями; как отмечают Пасху, когда пекутся пасхальные куличи, пасхи и красятся яйца. Такие мероприятия, с одной стороны, являются близкой и понятной для ребёнка игрой, а с другой стороны, приобщают к глубинам народной культуры.

В работу с дошкольниками мною были включены сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Помощники», «Экскурсии по родному посёлку» с использованием иллюстрационного наглядного материала. Эти игры способствуют воспитанию патриотических чувств у детей, любви к родному городу. Благодаря использованию различных форм и методов работы по патриотическому воспитанию в процессе ознакомления дошкольников с родным краем, бытом и традициями малой родины, у детей формируются такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю.

Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств способствовала обогащению знаний дошкольников. Дети узнали много нового о нашем крае, о его достопримечательностях, об обычаях и традициях России. Пополнение активного и пассивного словаря детей, способствовало формированию наглядно-образного мышления детей. В игре и труде между детьми улучшились дружеские взаимоотношения, обогатилась система отношений детского и родительского коллективов. Надеюсь, что полученные в детском саду знания пригодятся ребятам в их дальнейшей жизни. На протяжении нескольких лет я продолжаю работу по патриотическому воспитанию дошкольников. Свою работу начинаю с бесед о своей семье, о своей Родине, о своем родном городе. На этих занятиях дети закрепляют те знания, которые у них есть, узнают новый доступный для их возраста материал.
Много лет наша Родина называлась Русь. Издавна Русь славилась своими защитниками, своими великими людьми. На наших занятиях мы знакомим детей с богатырями, полководцами, защитниками Отечества. Эти занятия вызывают большой интерес у детей. Цель таких занятий: формирование исторического сознания, возрождение духовных традиций России, воспитание в детях гражданственности и патриотизма. Знакомя детей с защитниками нашей Родины, мы стремимся воспитать желание быть похожими на них, стремиться быть сильными, выносливыми, желание защищать и охранять нашу Родину. 

Занятия проходят в форме интегрированного занятия-игры, в котором три-четыре части складываются в некий сюжет, не сковывающийся жёсткими рамками. Части интегрированного занятия чередуются, не нарушая целостности сюжета, т.к. педагог сам планирует время, исходя из потребности и мотивации детей. Такое чередование переключает ребёнка с одной деятельности на другую, снижает утомляемость и создаёт комфортные условия для его развития. Ребёнок помещается в ситуацию естественной жизни, в ходе которой он, занимаясь интересным делом, учится любить людей, природу, считать, рисовать, петь, строить. Вся деятельность ребёнка объединяется не только в единый сюжет, но также единые воспитательные и образовательные цели.
Вся работа по патриотическому воспитанию предусматривает создание разнообразной развивающей среды, насыщенной положительными эмоциями, способствующей развитию эмоциональной сферы ребёнка, приобретению им собственного опыта, нравственных переживаний и желание преобразовывать окружающий мир.
Большую помощь в работе оказывают родители. По- моему  совету, они читают детям предлагаемую литературу, проводят прогулки по родному городу. Хотелось бы подчеркнуть особую значимость личностного примера родителей как носителя патриотических черт, любящих свою Родину. В работе с родителя были использованы такие методы, как: приглашение ветеранов В.О.В. в детский сад на праздники, оформляются папки «Познайте вместе с нами». В эти папки записываем имена полководцев, богатырей, стихи, пословицы. В конце года проводим анкетирование родителей и детей. 
Вся работа по воспитанию патриотизма и гражданственности требует тесного контакта с семьёй, так как именно в семье ребёнок учится первым движениям сердца и поднимается от него к дальнейшим формам единения – Родина и государсво.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Значение устного – народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития познавательно активной личности, роста ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать знакомство с разнообразными фор...

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему:«Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»...

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему:«Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...

Особенности планирования работы нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Центр краеведения и нравственно-патриотического воспитания с детьми в младшей группе

Представлен опыт, система и последовательность информационной базы для нравственно - патриотического центра в средней группе...