Особенности использования художественной литературы в старшем дошкольном возрасте
статья (старшая, подготовительная группа)

Луханина Светлана Николаевна

Чтение детям художественных произведений развивает эстетическое восприятие, эмоциональную сферу ребенка, формирует нравственные начала личности, учит думать, оценивать поступки героев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_ispolzovaniya_hudozh_literat.docx24.84 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия № 196 (дошкольное отделение) Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга

Особенности использования художественной литературы

в старшем дошкольном возрасте

«Чтение книг - тропинка, по которой умелый,

умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка»

В.А. Сухомлинский.

Чтение детям художественной литературы помогает прививать им интерес к книге и потребность в чтении, способствует приобщению к словесному искусству, формирует с ранних лет читательский опыт, позволяющий воспринимать и понимать смысл произведения, а также развивает у детей способность чувствовать и понимать красоту литературной речи, ориентирует их на проявление собственного словесного творчества.

Благодаря книге ребенок открывает широкие горизонты познания окружающего мира, его красоту и разнообразие. Литература развивает эстетическое восприятие, эмоциональную сферу ребенка, формирует нравственные начала личности. Через нее дошкольник познает образцы красивого литературного языка. Художественные произведения способствуют пополнению словарного запаса, подводят детей к пониманию образных выражений, обогащают их речь эмоциональной и политической лексикой.

К старшему дошкольному возрасту внешние эмоциональные реакции при чтении проявляются у детей менее открыто, чем у младших дошкольников. Отношение к прочитанному приобретает значительно большую глубину. Дети стремятся к постижению смысла. Они начинают осознавать свое эмоциональное отношение к героям, различать произведения по жанрам, сравнивать их, устанавливать смысловые связи внутри произведения, замечать некоторые выразительные средства литературного языка. К концу старшего дошкольного возраста дети все выше поднимаются по ступенькам духовного роста, входят в мир человеческих чувств, поступков, характеров, приобщаются к литературе как виду искусства. Появляются индивидуальные предпочтения детей к выбору литературы определенного жанра и тематики. Возникает умение не только замечать яркое художественное слово, но и понимать его роль в тексте.

Старшие дошкольники способны слушать достаточно большие по объёму произведения, удерживая в памяти основные смысловые фрагменты текста. Поэтому, начиная со старшей группы, вводится «чтение с продолжением», когда рассказ или сказка читаются на протяжении 2-3 дней по частям. Чтение останавливается на кульминационном событии, чтобы поддержать интригу. На следующий день прочитанные события вспоминаются и частично пересказываются, что важно для развития связной монологической речи детей. Подобное чтение не предусматривает решение образовательных задач, оно посвящено радости встречи детей с книгой и получения эстетического удовольствия от этого общения.

При ознакомлении старших дошкольников с художественной литературой используются разные методы и приемы формирования полноценного восприятия произведения детьми. В первую очередь это беседы о прочитанном. Вопросов по тексту задается немного, лишь о самом главном – о том, что хотел сказать автор, о том, какие чувства вызывает у детей прочитанное произведение. «Какое у вас появилось настроение после чтения сказки?.. Что взволновало?.. Что вам понравилось больше всего?..» В таких беседах нет «правильных» и «неправильных» ответов детей. Педагог должен стремиться включить детей в активную «переработку» прочитанного, стимулировать работу ума и сердца. Для этого используются следующие приемы: «примеривание на себя» произошедших событий («Хотел бы ты помочь?.. А что бы ты сделал?.. Как бы ты поступил?..»); предполагаемые прогнозы («Что могло бы произойти дальше?.. Чем могла закончиться эта история?.. Хотели бы вы что-то изменить в рассказе?..»); решение некоторых проблемных ситуаций («Что было бы, если бы герой поступил по-другому?..»). Со старшими дошкольниками часто задействуют прием анализа заглавия произведения: «Как вы думаете, почему автор так назвал этот рассказ?», «Как бы вы его озаглавили?»

Старшие дошкольники легко могут разыграть небольшое знакомое произведение, меняясь ролями или выбирая из разных исполнителей наиболее выразительных и убедительных. В играх-драматизациях используются импровизированные диалоги, в которых от детей требуется не запомнить дословно текст, а подобрать свои слова, передавая лишь общий смысл диалога героев произведения.

В художественном произведении нет «не важных» слов, а потому крайне важно, чтобы каждое слово было не только услышано, но и почувствовано по настроению, понято детьми по смыслу. Не всегда взрослому нужно самому пояснять значение новых для детей слов, лучше рассуждать вместе с детьми. Например, в рассказе Б. Никольского «На аэродроме» встречаются слова «самообладание» и «находчивость». Обсуждается, как дети понимают их, детей просят привести примеры из их опыта, когда кто-то проявил эти качества.

Не остаются без внимания и выразительно-изобразительные средства литературного произведения (сравнения, эпитеты, метафоры, синонимы и пр.). Для малышей такие слова воспитатель выделяет интонацией голоса еще при чтении, а старшим детям можно поставить задачу – внимательно слушать, а затем, например, назвать слова, с помощью которых поэт изобразил волшебство зимнего леса, всем вместе поискать другие подходящие слова, как бы соревнуясь, кто скажет лучше, образнее, ярче. Особую работу проводит воспитатель с метафорами и эпитетами, помогая детям понять то или иное выражение. Например, при чтении сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева» разбирается смысл выражения «у него холодное сердце», которое сопоставляется с поступками Кая после того, как в его сердце попал кусочек льда. Педагог выясняет у детей, про каких людей можно сказать, что у них «горячее сердце», какие они должны совершать поступки, про кого из героев сказки можно сказать, что он «имеет горячее сердце». Поиграйте с ребёнком в игру «Подбери слово» — называйте предметы или явления, к которым подходят определения: «крепкий», «крепкая», «крепкое», «крепкие». Например: про что можно сказать «крепкий»? (Орех, лёд, камень, стол, чай, сон и т. д.); О чем или о ком можно сказать «крепкая»? (Верёвка, дверь, ткань, стена, решётка, дружба и т. д.); А что бывает «крепкое»? (Дерево, здание, тело, плечо, здоровье и т. д.); «Крепкие»? (Руки, стулья, камни, ботинки и т. д.). Поговорите с ребенком о том, что означают выражения «крепкий мороз», «крепкое слово», «крепкая семья». Не спешите высказывать свое мнение, внимательно выслушайте рассуждения ребенка.

Подбор синонимов и антонимов к многозначным словам расширяет представления детей о слове, помогает уточнить его значение. Поэтому побеседуйте с детьми о значении многозначного слова «острый», обсудите с ними, какого человека можно назвать остроумным, когда так говорят и почему. Вначале обсудите значение слова «острый» на простых примерах. Например: Про что можно сказать острый? (Нож, меч) Острая? (Игла, пила, вилка) Острое? (Перо, стекло) Острые? (Ножницы, иглы). Затем попросите подобрать слова, близкие и противоположные по смыслу (острая иголка – колющая иголка, острые ножницы – заточенные ножницы, острая пила — тупая пила, острый камень — гладкий камень, и т. д.). После этого обсудите выражения, в которых слово «острый» используется в переносном значении. Например: Что еще бывает острым? Можно ли так сказать: острый суп, острый слух, острое зрение, острый нюх, острый язык, острый ум? Что означают эти выражения? Объясните, как вы это понимаете? Кто такой острослов? Кого так называют? Что значит «остроумный»? А вы остроумные? Предложите детям выбрать самые интересные объяснения значений многозначных слов, отметьте их умение точно использовать слова, правильное понимание многозначного слова «острый».

После чтения притчи Л. Н. Толстого «Отец и сыновья» спросите детей, знают ли они поговорку «Ручьи сольются — реки, люди соединятся — сила». Пусть дети порассуждают, чем река отличается от ручейка, что происходит с ручейками, когда они сливаются в одну реку. Поговорите о том, как они понимают эту поговорку, что значит «люди соединятся — сила». Спросите их, подходит ли эта поговорка к содержанию притчи, можно ли так сказать, прочитав притчу, и почему. Предложите детям порассуждать, о чем говорится в пословицах:

• «Дерево держится корнями, а человек — семьей»;

• «В дружной семье и в холод тепло».

Обсудите с детьми фразеологизмы «как кошка с собакой» и «водой не разольешь», попросите их рассказать, как они понимают эти выражения, подобрать к ним синонимы и антонимы. Например, «как кошка с собакой» — постоянно ссориться, драться, враждовать; «водой не разольешь» — всегда быть вместе, все делать сообща, помогать друг другу. Такая работа с фразеологизмами поможет детям понимать смысловую сторону речи.

После чтения и обсуждения с детьми сказки К. Д. Ушинского «Дети в роще» спросите их, знают ли они такую поговорку — «Делу время, потехе час». Обсудите с ними, что такое «потеха», что длится дольше — время или час. Поговорите о том, как они понимают эту поговорку, что значит «тратить на дело время, а потехе уделять час». Спросите их, подходит ли эта поговорка к содержанию сказки, можно ли так сказать, прочитав сказку, и почему. Обсудите с детьми фразеологизмы «работать в поте лица» и «дело мастера боится», попросите их рассказать, как они понимают эти выражения, подобрать к ним синонимы и антонимы. Например, «работать в поте лица» — работать напряженно, «дело мастера боится» — умелому человеку под силу любое дело, а неумелый человек с работой не справится. Такая работа с фразеологизмами поможет раскрывать вместе с детьми над смысловой стороной речи. Предложите детям послушать историю о девочке: «Дочка, — говорит мама, — вымой руки. Они у тебя грязные». А девочка отвечает: «Но ведь ты сама говорила, что нельзя расти белоручкой». Обсудите с детьми, как они понимают слово «белоручка», что это слово значит, почему так называют человека, который ленится, не любит и не умеет трудиться. Прочитайте детям стихотворение Е. Серовой «Ветерок спросил, пролетая…». Спросите детей, какими словами описываются в этом стихотворении рожь и руки людей, которые ее вырастили (золотая, золотые). Обсудите с ними, почему говорят «золотые руки», что это значит. Сделайте вместе с детьми вывод о том, что про того, кто любит и умеет трудиться и все делает очень хорошо, умело, говорят: «У него золотые руки». А того, кто ленится, ничего не умеет делать, называют белоручкой. Помните, что при анализе пословиц и поговорок важно соблюдать чувство меры, избегая прямого морализирования, голого назидания и сочетать вопросы по содержанию пословиц и поговорок с вопросами о художественной форме высказывания.

В старшей группе используем пословицы, которые имеют прямой смысл («На чужбине жить – слезы лить»), а в подготовительной к школе могут использоваться и пословицы с двойным смыслом («Дело мастера боится», «В зимний холод всякий молод» и т.д.). Объясняя детям смысл пословиц и поговорок, не обойтись без комментариев, сравнения, сопоставления одних предметов или явлений с другими. Вначале разбираются отдельные слова и их смысл и только потом объясняется прямое или переносное значение всей пословицы в целом. Используя приемы выбора из нескольких предложенных пословиц той, которая лучшим образом подходит к прочитанному тексту или к определенной картинке; восстановления пословицы путем подбора к ней соответствующего сравнения: «Ласковое слово, что… (пить попросить, весенний день)».

Однако мало только лишь позволить детям услышать яркие, красивые слова и образные выражения в художественном тексте, нужно еще приложить усилия, чтобы они вошли в активный словарь ребенка. С этой целью педагогом используется «рисование словами», когда детей просят представить себе и описать словами, например, лицо или внешний вид героя, обстановку дома, где происходило действие, или пейзаж за окном, вспоминая отдельные наиболее яркие слова и выражения из текста. Детей старшего дошкольного возраста можно привлечь к пересказу некоторых событий произведения от лица кого-то из героев. Это наиболее сложный пересказ текста, но детям он дает возможность «прочувствовать события на себе», что облегчает им подбор слов для описания своих ощущений.

Старших дошкольников вовлекают и в активное речевое творчество, задействовав приемы изменения текста (например, придумывание другой концовки, введение нового героя, придумывание новых диалогов и пр.), индивидуального или коллективного придумывания рассказов и сказок. Педагог записывает сочиненные детьми сказки, истории, рифмовки, а к концу года составляет из них сборник, демонстрируя достижения детей родителям.

Заучивание стихотворных текстов практикуется во всех возрастных группах. Этот вид работы с текстом развивает память, обогащает речь детей устойчивыми словосочетаниями, позволяет поработать над использованием разной интонации голоса. Следует помнить, что у каждого человека свой индивидуальный способ восприятия и запоминания информации. Одним детям важен ритм стихотворения, и они запоминают его, не особенно вникая в содержание. Другим непременно нужно понимать значение слов. Отличается и способ запоминания: одни дети легче запоминают при чтении несколько раз, другие заучивают по нескольким рифмующимся строчкам. Также для одних детей важна опора на иллюстрацию, другим помогают запомнить текст действия пальчиками, имитирующие смысловое содержание. По этой причине воспитателю следует задействовать одновременно несколько способов, чтобы каждый ребенок имел возможность выбора удобного ему способа.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ

Во время чтения: Не забывайте, что детям трудно сохранять одну и ту же позу. Позвольте каждому ребенку занять удобное для него положение (на ковре, мягком модуле, стуле). Важно, чтобы во время слушания дети были сосредоточены и в тоже время расслаблены.

После чтения. Предложите детям сделать упражнения для осанки, чтобы восстановиться после довольно долгого сидения. Проведите небольшую разминку в форме игры в круге.

СЛОВА ВОСПИТАТЕЛЯ

ДВИЖЕНИЯ ДЕТЕЙ

«Посмотрим, что там

за деревьями?»

Нужно встать ровно, сведя вместе стопы и, глубоко вдыхая, подняться на пальцы ног, подняв при этом руки вверх через стороны. Опускаться на всю стопу следует на выдохе. Количество повторов: 5-7 раз.

«Смотрите, на дереве сидит сова».

«Ах, ты, Совушка-сова,

ты большая голова. Ты на

дереве сидела, головою

все вертела».

Дети стоят ровно и ритмично наклоняют голову влево-вправо, фиксируя ее в наклоне на 1–2 секунды. Затем поворачивают голову влево и вправо, фиксируя ее в повороте на 1-2 секунды.

Количество повторов: 5-7 раз.

«Во траву свалилася,

В яму покатилася!»

Дети стоят ровно, наклоняются с прямой спиной вперед, сцепляют кисти в замок и тянутся руками вперед как можно дальше. Затем, не размыкая кисти, наклоняются вниз, стремясь дотянуться ладонями до пола. Завершая движение,

возвращаются в исходное положение.

Количество повторов: 5-7 раз.

Предложите детям поиграть в подвижную игру «Чиж». Дети стоят кругом (в круге четное число игроков), один ребенок в центре. Дети двигаются по кругу, поют песенку и показывают жестами то, о чем поется.

СЛОВА ПОТЕШКИ (ПЕСЕНКИ)

ДВИЖЕНИЯ ДЕТЕЙ

По дубочку постучишь,

Вылетает птица чиж.

У чижа, у чижика хохолочек рыженький.

Стучат по ладошке.

Машут руками как крылышками.

Приставив ладонь к затылку, машут ей,

изображая хохолок.

Чижик по небу летал,

Правой ножкой все качал.

Машут руками, как крылышками.

Прыгают на левой ноге, п8окачивая правой.

Все останавливаются, хлопают в ладоши и говорят хором: «Чиж, чиж, не зевай, себе пару выбирай». Дети, проходя через центр, должны выбрать себе пару и обнять ее.

Кто остался один — тот Чиж. Игра повторяется несколько раз (по желанию детей)

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Методические рекомендации к комплексной образовательной программе дошкольного образования «Мир открытий» -М, БИНОМ. Лаборатория знаний 2018;
  2. Воспитателю о воспитании детей 5-7 лет в детском саду и семье. Практическое руководство по реализации Программы воспитания. Авторский коллектив И.А. Лыкова, А.Б. Теплова, Н.М. Родина, А.А. Буянов, О.С. Ушакова — М.: ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», 2022.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по ознакомлению с правилами безопасного поведения на улице посредством художественной литературы (старший дошкольный возраст)

План работы по ознакомлению с правилами безопасного поведения на улице посредством художественной литературы (старший дошкольный возраст)  МесяцНазваниепроизведения Цель работыСоде...

Все проекты. Педагогический проект "Формирование гуманного отношения к природе через художественную литературу" (старший дошкольный возраст 6 лет) "Развитие коммуникативных навыков у дошкольников через использование технологии О.Капитовской".

Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оцен...

Особенности восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста

Стаья для педагогов дошкольных образовательных учреждений...

Консультация " Особенности чтения художественной литературы детям дошкольного возраста"

Книга - источник знаний. Всё интересное. поучительное. главное узнаём читая книгу. ......

Особенности восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста

Статья для педагогов дошкольных образовательных учреждений...

Особенности проведения занятий по ознакомлению с художественной литературой младший дошкольный возраст

Художественная литература в детском саду способствует полноценному личностному формированию. Основными методами ознакомления дошкольников с произведением являются следующие:1. Чтение воспитателя ...