«Применение театрализованной деятельности для развития речи дошкольников в старшей группе»
консультация (старшая группа)

Казарян Кишмиш Самвеловна

Предварительный просмотр:

       Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Образовательный центр «Вершина»

Консультация  на тему:

«Применение театрализованной деятельности для  развития речи дошкольников в старшей группе»

                                                      Подготовила: воспитатель

Казарян Кишмиш Самвеловна

 

д. Путилково 2023г.

«Применение театрализованной деятельности для  развития речи дошкольников в старшей группе»

Театрализованные технологии в развитии речи детей дошкольного возраста.

      В современном мире успешность является очень важным компонентом в жизни людей. И для того, чтобы стать успешным человеком в бизнесе, в искусстве, менеджменте, образовании, политике, медиа сфере, университете, школе и в конце концов в детском саду, нужно знать во первых свой родной русский язык лучше, чуть ли не в совершенстве. Знание и овладение своего родного языка начинается в детстве, с детского сада. Человек должен без препятствии общаться со сверстниками, с другими людьми.

      В детском саду, соответственно, ребёнок должен овладеть связной речью, правильно и без проблем говорить и рассказывать обо всём происходящем. При общении человек информацию передает с помощью разных приемов, трюков, жестикуляций, мимикой. Коротко говоря всеми возможными и невозможными способами. Но самый главный способ общения и обмен информации был, есть и будет речь, которая дана во всем свете только  главному существу под названием “Человек”.

     Речь является уникальным явлением. Она не рожденная, ею овладевают после рождения, с детского возраста. Этот период начинается с года до 5-6 лет, (старший возраст в саду). В этом возрасте у ребенка формируется прочная база речи русского языка, которую в дальнейшем ребёнок развивает и совершенствует.

     Передо мной стоит задача, показать роль театра, театрализованной деятельности в развитии речи в дошкольном возрасте у детей 5-6 лет. Наблюдая долгое время за детьми в детских садах, пришла к выводу, что связная речь в большинстве случаях у детей либо отсутствует, либо на низком уровне. То есть, дети всё больше и больше плохо говорят, не могут грамотно, правильно произносить и формировать свои мысли и свою речь,

     Театрализованная деятельность одна из самых эффективных видов воздействия на детей, при этом создавая вокруг себя атмосферу сказки и волшебства. Театрализованная деятельность воспитывает в детях такие качества, как формирование эстетического вкуса, нравственные качества, развивает память, фантазию, воображение, инициативность.

      Поскольку игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, следовательно театрализованная игра  очень эффективно влияет на развитие речи у детей дошкольного возраста.  Благодаря таким играм у детей формируется и развивается диалогическая, эмоционально насыщенная речь.

     Театрализованная игра способствует усвоению таких элементов речевого общения, какими являются:

  • Мимика
  • Жест
  • Поза
  • Интонация
  • Модуляция голоса

     Интерес к театрализованным играм формируется в младшем дошкольном возрасте. Этому способствует кукольный спектакль. Воспитатель периодически показывает детям им знакомые спектакли, которые с каждым разом всё больше и больше впечатляют детей. Создают праздничную атмосферу. Это своеобразный метод, с помощью которого дети приобретают возможность  

  • побыть с героями сказок,
  • поближе знакомится со зверюшками,
  • подружится с ними
  • подражать им
  • быть  и чувствовать себя частью этой сказки, волшебства
  • выйти из монологической речи и войти в интересное общение с героями театра.
  • Пополнять и активизировать словарный запас.

     Работая с детьми, я обратила внимание на то, как детям играя, в различные игры, подвижные, сюжетно-ролевые театрализованные, очень нравится перевоплощаться в разные образы, меняя голос, используя мимику, жесты, различные атрибуты и костюмы. Игра – ведущий вид деятельности дошкольника, это известно всем. Но среди многочисленных игр у наших детей наибольший интерес вызывают игры в «театр», драматизации. Но самое главное то, что театральная деятельность - это эффективный способ развития ребенка, формирования личности и имеет огромное воспитательное значение. В любой сказке дети видят примеры дружбы, доброты, справедливости, учатся сопереживать происходящему, совершать правильные поступки.

     Становление ребенка готовности к театральной игре осуществляется при поддержке родителей, их заинтересованности и помощи в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения. Только заинтересованность педагога и родителей в процессе развития театрализованной деятельности детей позволяет развивать индивидуальные возможности ребенка.

     Ребёнок во время игры чувствует себя раскованно, свободно. Театрализованные игры помогают педагогу создать радостную, непринужденную обстановку в группе. Увиденное и пережитое в игре – драматизации и в их самодеятельных театрализованных представлениях создает обстановку, пребывающую от ребят вступить в беседу, рассказать о спектакле товарищам и родителям. Всё это несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передать свои впечатления в монологической форме.

     Для решения этой проблемы у дошкольников нужны следующие методы формирования развития речи:

  • Наглядные методы – рассматривание картин со знакомым детям

содержанием, игрушек (как условных образов, отражающих окружающий мир в объемных изобразительных формах, описание детьми картинок и игрушек, придумывание сюжетных рассказов). Во всех этих процессах предполагается слово воспитателя, которое направляет восприятие детей, объясняет и называет показываемое.

  • Словесные методы связаны с художественным словом.

Вначале воспитателю необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности. Например: после чтения стихотворения С. Маршака «Котята» можно спросить: - «Какое настроение было у хозяйки в начале стихотворения? – Как вы догадались?» Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом «разыгрывать» прочитанное.

  • Практические методы.

Цель этих методов – обучить детей на практике применять полученные знания. Один из них: дидактическая игра (с наглядным материалом и словесная). Она используется для решения всех задач развития речи. Работу со знакомым литературным текстом можно проводить с помощью игры- драматизации, настольной инсценировки. К практическим методам следует отнести разработанные С. В. Петериной наглядные игры – занятия, игры – инсценировки этического характера. Для их проведения требуется соответствующее оборудование: кукла и игрушечный мишка, что обеспечивает действия с ними как с партнерами и дает большой воспитательский эффект, комплекты кукольной одежды, обуви, гигиенических принадлежностей. Основная задача этих игр – занятий – воспитание культурного поведения детей, но они чрезвычайно важны и для развития выразительности речи, так как обогащают словарь, закрепляют навыки разговорной речи. Например, на занятии «кукла Таня у нас в гостях» дети не только наблюдают действия с куклой, но и сами садятся вокруг накрытых к чаю столов, учатся поддерживать общий разговор во время еды, проявлять внимание к гостю к друг к другу, стараются красиво есть, правильно вести себя за столом.

     Очень важно стимулировать  желание ребёнка включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Перчаточные и другие театральные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр – драматизаций, в которые включается ребенок.

     Игры – драматизации и театрализованная деятельность оказывает огромное значение на полноценное развитие ребенка. Они доступны и привлекательны для детей, доставляют им радость и удовольствие. Вызывают нравственно – эстетические переживания, которые в свою очередь создают соответствующее настроение, эмоциональный подъем, тем самым повышают познавательную активность детей и в частности способствуют развитию речи, так как возникает в игровой обстановке потребность говорить.

     Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада. Разнообразие тематики, средства изображения, эмоциональность дают возможность использовать их в целях всестороннего развития личности. Умело поставленные вопросы побуждают детей думать, делать выводы и обобщения.

     В старшем дошкольном возрасте дети освобождаются от комплексов и активно участвуют в театрализованных играх. Навыки кукловождения, приобретенные детьми, позволяют объединять в одной театрализованной игре несколько видов театральных кукол различных систем.

     При игре в кукольный театр невозможно играть молча. Ведь ребёнок становиться и актёром, и режиссером, и сценаристом своего спектакля. Он придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает героев, проговаривает их переживания. Ребёнок впитывает богатство русского языка, выразительные средства речи, различные интонации персонажей и старается говорить правильно и отчетливо, чтоб его поняли зрители. Во время игры в кукольный театр еще более интенсивно развивается речь, обогащается опыт общения в различных ситуациях, количественно и качественно обогащается словарный запас.

      По мере увеличения знаний о театре, продолжается знакомство детей с его разными видами.

Некоторые примеры из них очень важные и интересные.

  • Театр на палочке - вырабатывается ловкость рук, умение управлять

своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, соотносить движения с речью.

  • Вязаный театр – развивает моторно-двигательную, зрительную,

слуховую координацию. Формирует творческие способности, артистизм. Обогащает пассивный и активный словарь.

  • Конусный театр– помогает учить координировать движения рук и глаз,

сопровождать движения пальцев речью. Выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

  • Театр – топатушки– помогает расширять словарный запас, подключая

слуховое и тактильное восприятие. Знакомит с народным творчеством. Обучает навыкам общения, игры, счета.

  • Театр на перчатке. Кукла – перчатка способна оказывать потрясающее

терапевтическое воздействие. На занятии ребенок избавляется от мучивших его переживаний или страха путем решения конфликтной ситуации в игре с куклой – перчаткой. Куклотерапия дает очень хорошие результаты при работе с детьми с нарушениями речи, неврозами. Перчаточная кукла может передавать весь спектр эмоций, которые испытывают дети. Малыши увидят в кукле отражение своих переживаний, будут успокаивать, если она плачет, кормить кашей и так далее.

     Таким образом, театрализованная деятельность – это не просто игра, а еще и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, а также развития мышления, воображения, внимания и памяти, что является психологической основой правильной речи, и  она ведёт к единой цели – ликвидации недостатков речевого развития в процессе обучения и создания готовности к овладению школьными навыками и умениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Театрализованная деятельность в работе с детьми старшей группы»

Цель проекта: Создать  условия    для развития    творческой   активности  детей   в театрализованной    деятельности,...

Занятие по развитию речи с элементами театрализованной деятельности. Драматизация сказки "Под грибом" старшая группа

Замечательное и увлекательное путешествие детей по волшебному лесу. За время путешествия, дети узнают много нового и сами включаются в занимательную беседу. В конце путешествия, дети становятся актера...

Сообщение из опыта работы на тему: "Роль театрализованной деятельности в речи дошкольников"

Сообщение из опыта работы на тему: "Роль театрализованной деятельности в речи дошкольников"...

Методическая разработка занятия – игры по театрализованной деятельности тема: «Путешествие по сказкам» (старшая группа детей с ТНР)

Цель:  Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность; побуждать детей к активному участию в театрализованной игре;развивать интонационную выразительность речи...

Проект «Театрализованная деятельность в работе с детьми старшей группы лет через постановку сказки «Гуси-лебеди»

Цель:Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности, обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом пр...

Презентация "Применение театрализованной деятельности для развития речи дошкольников в старшей группе"

Презентация "Применение театрализованной деятельности для  развития речи дошкольников в старшей группе"...

Приказ "Проведение консультации на тему " Применение театрализованной деятельности для развития речи дошкольников в старшей группе ""

Приказ "Проведение консультации на тему " Применение театрализованной деятельности для  развития речи дошкольников в старшей группе ""...