Речевой этикет
консультация

Ольга Николаевна Жиглова
В детском саду ребенок попадает в мир, в котором соблюдение правил поведения необходимо для нормального существования детского коллектива, и воспитатель формирует представление о нормах и правилах поведения, тем самым, влияя на отношения дошкольника со сверстниками, родителями, другими взрослыми людьми, знакомыми и незнакомыми, помогая ориентироваться в общественной жизни и формируя навыки позитивного общения. Одни дети входят в сложный мир общения легко и свободно: другие пугаются, испытывают дискомфорт. Родители и воспитатели обязаны помочь маленькому человеку в познании норм человеческих взаимоотношений, в приобретении поведенческих ориентиров, без которых нельзя чувствовать себя в обществе достаточно уверенно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoy_etiket_teoriya_i_praktika.docx35.17 КБ

Предварительный просмотр:

Сущность и значение речевого этикета. Понятие речевого этикета.

Этикет (французское etiquette - ярлык, этикетка) – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда).

Этикет- порядок поведения людей. Этикет - это порядок поведения, удобных для всех. Соблюдать этикет - значит, соблюдать правила поведения. Главное правило: стараться не ставить человека в неудобное положение, т.е. поступать так, чтобы ему было хорошо рядом с тобой. Любовь и уважение к людям помогает нам соблюдать этикет. Суть его - в умении быть приятным для окружающих, настраивать людей на общение с собой, понимать их и видеть их достоинства (И.Курочкина).

Речевое проявление этикетных отношений специалисты называют речевым этикетом в узком смысле.

Речевой этикет-это правила речевого поведения, определяемые взаимоотношениями говорящих, принятые данным национальным коллективом носителей языка, а также малыми социальными группами, в зависимости от возраста, социальной принадлежности, обстановки общения (Н.И.Формановская).

В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, поздравление, прощание, благодарность и другие.

Методика формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.

Работа по формированию речевого этикета у старших дошкольников опирается на современное понимание речевой коммуникации.

Самые первые представления о нормах поведения ребенок получает в семье и детском саду.

В детском саду ребенок попадает в мир, в котором соблюдение правил поведения необходимо для нормального существования детского коллектива, и воспитатель формирует представление о нормах и правилах поведения, тем самым, влияя на отношения дошкольника со сверстниками, родителями, другими взрослыми людьми, знакомыми и незнакомыми, помогая ориентироваться в общественной жизни и формируя навыки позитивного общения. Одни дети входят в сложный мир общения легко и свободно: другие пугаются, испытывают дискомфорт. Родители и воспитатели обязаны помочь маленькому человеку в познании норм человеческих взаимоотношений, в приобретении поведенческих ориентиров, без которых нельзя чувствовать себя в обществе достаточно уверенно.

Обучение детей правилам поведения требует фантазии, увлекательности и такта. В этикете особую значимость имеют нравственные аспекты, поэтому необходимо обращать внимание детей на то, что и почему хорошо или плохо. Следует выбрать правильный тон общения воспитателя и воспитанника. Уважение к ребенку, понимание его индивидуальности, дружелюбное отношение к нему создают наилучшие условия для формирования норм поведения, базирующихся на этикете. Обращаться к детям желательно по имени, их же приучать к обращению к взрослым по имени отчеству.

В дошкольном возрасте важно формировать понимание своего места в мире.

Формирование основ поведенческой культуры проходит своеобразный цикл. Приступая к изучению каждого правила, мы даем ребенку:

  1. Знание этого правила;
  2. Формируем понимание его разумности и необходимости;
  3. Предоставляем возможность применить правило, совершить практический поступок или действие;
  4. Эмоционально его прочувствовать, т.е. радоваться правильному его выполнению или пережить неудачу.

Формирование речевого этикетного поведения происходит постоянно, в любых организационных формах, будь то занятия, игры, беседы, режимные моменты, в реальной жизни и в специально созданных ситуациях. Например, ребенок угощает детей группы по случаю своего дня рождения конфетами. Одному из друзей конфет не досталось. Как поступит “новорожденный“, ребенок, которому не хватило угощение, и все остальные ребята?

Воспитатель должен учитывать, что знания и понимание речевого этикетного правила еще не обеспечивают его выполнение ребенком. Для воспитания речевого этикетного поведения, необходимо следующие условия:

  1. Позитивный настрой на занятиях и в повседневной жизни;
  2. Пример взрослых, и, прежде всего воспитателя;
  3. Связь с семьей. Эта связь позволяет сохранить единство и преемственность требований;
  4. Большую роль в обучении и воспитании поведенческой культуры играет родной язык. Обучение же правильному и красивому поведению в свою очередь способствует речевому развитию воспитанника. С помощью проведения словарной работы у него расширяется круг этико-поведенческих понятий. В речевой запас дошкольника вводятся такие понятия, как “Этикет”, ”уважение”, “любовь”, “вежливость”, “общение” и другие.

Курочкина И.Н выделила следующие принципы:

Принципы обучения: научность, энциклопедичность, наглядность, систематичность, сознательность, активность детей, прочность обучения, индивидуализация развития воспитанников.

Принципы речевого этикета: разумность и необходимость поведенческих правил, доброжелательность и дружелюбие, прочность и красота манеры поведения, отсутствие мелочей, уважение национальных традиций.

Формирование навыков речевого этикета детей происходит при активном использовании разнообразных методов и приемов:

#1055;риучение: воспитатель дает детям речевой образец и приучает к этому образцу, контролируя точность выполнения ими того или иного правила. Например, демонстрирует красоту и правильность поведения за столом; Эстетику доброжелательного обращения взрослого и детей во время игры, занятия, разговора со старшими и сверстниками.

#1059;пражнения: многократно повторяется то или иное действие, отрабатывается до машинального, сознательно не регулируемого. Но отрабатывать любое действие следует на основе осознания ребенком его необходимости и разумности. Например, мы приучаем ребенка к правильному использованию столовых приборов. Прежде всего, объясняем ему, как удобно и красиво держать их в руках, почему их следует использовать и т.д. Учим, правильно взять нож и вилку в руки, разрезать кусок мяса или колбасы.

#1042;оспитывающие ситуации: создаются условия, в которых ребенок стоит перед выбором речевых формул. Например, есть вилкой и ножом или одной вилкой, держать вилку в правой или левой руке. Л.С.Выготский отмечал: ”Самым характерным для овладения собственным поведением является выбор…”.

#1055;оощерение: проводится различными способами, активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.

#1053;аказание: применяется крайне редко и никогда не допускается наказание, приводящие к боли и физическому страданию. Недостатком этого метода является то, что ребенок в результате наказания знает, как поступать нельзя, но не знает, как поступать надо. Осуждение воспитателем и другими детьми негативного поступка товарища должно быть направленно на то, чтобы вызвать у провинившегося желание поступать хорошо.

#1055;ример для подражания: является своеобразным наглядным образцом и необходим ребенку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный и сказочный герой могут стать привлекательным, а значит, и желательным образцом для подражания.

#1056;азнообразие словесных методов: помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации. Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.

#1056;азъяснение: необходимо не только показать и рассказать, но и разъяснить, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.

#1041;еседа: помогает выяснить уровень знания и понимание детьми норм и правил поведения. Ее разумнее проводить с небольшой группой в 5-8 человек, в которой каждый ребенок может высказать свое мнение. Знание возможностей детей для ведения беседы, их взглядов, убеждений и привычек поможет воспитателю правильно ее построить.

Весьма полезно педагогу иногда проконтролировать и свое речевое поведение:

- пытаетесь ли вы, отдавая распоряжение, объяснить ребенку причину, побудившую вас обратится к нему… (“Расстегни застежки на туфлях. Ты сомнешь задники, и обувь будет натирать тебе пятки. И вид у башмаков будет неприглядным”);

- часто ли вы употребляете фразу “А почему бы тебе не попробовать…”;

- высказываете ли вы ребенку удовлетворение, которое получили от беседы с ним (“Тебя так интересно слушать! Расскажи что-нибудь еще о своем новом друге!”);

- восхищаетесь ли вы поступком ребенка или результатом его деятельности (“Это у тебя получилось замечательно!”)?

Эффективными методами и приемами обучения дошкольников правилам речевого этикета являются также игры-инсценировки, дидактические игры, речевые упражнения, речевые ситуации, словесные игры.

Игры- инсценировки и дидактические игры позволяют закрепить в речи различные этикетные стереотипы. В качестве героев, поведение которых дети оценивают, или тех, которые помогают освоить речевой этикет, могут выступать знакомые детям персонажи детских книг - “Незнайка”, “Буратино”, “Карлсон”.

Введению в словарь детей разнообразных этикетных формул способствуют дидактические игры и речевые упражнения – “Кто скажет больше слов – приветствий”, “Скажи по другому”, “Как сказать бабушке (маме) приятное слово”, а также обыгрывание ситуаций – “Пригласи подругу на день рождения, чтобы она поняла, что ты будешь очень рада ее приходу”, “Поблагодари друга за подарок так, чтобы он понял, что его подарок тебе очень понравился”. В беседах с использованием иллюстративного материала дети предлагают свои варианты диалогов героев в различных ситуациях. Большой интерес у дошкольников вызывают настольно – печатные игры. Например, игра – лото “Как мы одеваемся” поможет отработать навыки детей в культуре внешнего вида, игра “Настольный телефон”, в которой на полотне будут двигаться фишки, а участники отвечать на вопросы, связанные с этикетом телефонного разговора, укрепит приобретенные знания о правилах телефонного общения.

Большое значение в освоении речевого этикета имеет прием словесных поручений. Первоначально педагог дает образец словесной просьбы. По мере развития речевых умений ребенок сам выбирает форму обращения.

К формам общения, способствующим установлению дружеских взаимоотношений, относятся комплименты.

М.Малетина предлагает следующие формулы комплементов:

- одобрение внешности (“Ты сегодня выглядишь очень нарядно”, “У тебя красивая улыбка”);

- одобрение личностных качеств “Ты очень веселый”;

- одобрение деловых качеств “Ты хорошо рассказываешь сказки”.

Введению комплементов в речевое общение дошкольников способствуют также специальные дидактические игры и упражнения – “Лучший комплемент для мамы”, “Доброе слово для друга”.

Каждый день дети здороваются и прощаются, убирают после игры игрушки, умываются, одеваются на прогулку и раздеваются. Ежедневно ребенку приходится аккуратно вешать одежду, ставить обувь и т. д. Во всех этих ситуациях дети не только практически овладевают различными навыками и умениями, но осваивают определенные нормы речевого этикета в коллективе сверстников.

Приучая детей здороваться со своими товарищами, воспитатель использует и утренний приход в детский сад и встречи в течение дня с врагом, заведующей, музыкальным руководителем, поваром и т. д. Многократные упражнения помогают ребенку осознать общее правило: ”Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые”. Такая постоянная связь формирует у детей положительную привычку.

Важен также пример взрослых - сотрудников детского сада и родителей – их приветствовать и доброжелательность при встречах передаются детям.

Формановская Н.И предлагает воспитателю обсуждать с дошкольниками такие вопросы как:

  1. Вспомни, не обидел ли ты кого – нибудь. Не стесняйся извиниться! Что ты почувствовал после того, как извинился? Попробуй представить свое настроение до, и после извинения в цвете лил с помощью линий.
  2. О каком слове ты будешь жалеть, если его не удастся вернуть?
  3. Случалось ли так, чтобы тебя обижал кто – нибудь? Что ты чувствовал при этом? Какие слова ты хотел бы услышать от обидчика?
  4. Какие вежливые слова ты будешь использовать, обращаясь к кому – нибудь с просьбой?
  5. Подари кому – нибудь улыбку! Расскажи, как реагировали те, кому ты улыбнулся. Что ты чувствовал при этом?

При этом повседневное поведение взрослых, как дома, так и в детском саду оказывает огромное влияние на то, какие нравственные качества будут сформированы у ребенка.

Система работы по формированию речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста включила три самостоятельных этапа, отличающихся, целями, формами работы, содержанием.

Первый этап: подготовительный. Цель: расширение знаний детей старшего дошкольного возраста о речевом этикете.

Формы работы: открытые выставки книг об этикете; чтение произведений в свободное от занятий время; игры и упражнения; специально подготовленные занятия; пословицы и поговорки; речевые ситуации; чтение стихотворений; разыгрывание ситуаций.

1 Занятие “Волшебные слова“ 2 Все начинается со слова “Здравствуйте!“ 3. Занятие “ Поведение в общественном транспорте“ 4 Занятие “Вежливый разговор по телефону“

Беседа “Зачем нужны вежливые слова?“

Игра – драматизация “Угощение“ Цель. Игра формирует навыки правильного поведения за столом и общения с присутствующим здесь же гостем; учит детей быть гостеприимными.

Художественные тексты для развития диалогической речи и знакомства с формами этикета.

Пословицы и поговорки

  • Вежливости открываются все двери.
  • Ласковое слово и кошке приятно.
  • Слово жжет хуже огня.
  • Доброе слово лечит, а злое калечит.
  • Плохое слово, что грязная вода.
  • Ласковым словом и мед растопишь.
  • Ласковое слово, что вешний день.
  • Ласковое слово лучше мягкого пирога.
  • Краткое слово гнев побеждает.
  • Каков привет, таков и ответ.
  • На добрый привет, добрый совет.
  • В долгий век и в добрый час.
  • Жить да молодеть, добреть да богатеть!
  • Добро пожаловать, дорогие гости, милости просим!
  • Просим к нашему хлебу – соли!
  • Просим в избу: красному гостю красное место.
  • Чем богаты, тем и рады.

Второй этап: обучающий.

Цель: совершенствование процесса восприятия форм и видов речевого этикета.

Формы работы: занятия, включенные в систему предшествующей и последующей работы; дидактические игры; рассматривание иллюстративного материала; игры и упражнения.

  • #1047;анятие “Это слово говорят, если вас благодарят“
  • 2. Занятие “Как обратиться с просьбой к Вам (к тебе)?“
  • 3. Занятие “Как вести себя во время разговора“
  • Занятие “Поздравление и пожелания“
  • Занятие. На улице.
  • Занятие. Я иду в гости к другу.

Третий этап - творческий.

Цель: выработать умение детей старшего дошкольного возраста использовать полученные знания о речевом этикете в процессе общения и применять в разных видах деятельности.

Формы работы: чтение произведений о речевом этикете на занятиях и в свободное время; беседы; игры и упражнения; занятия; чтение стихотворений.

  • 1. Занятие с использованием стихотворения “Что значит быть вежливым?“
  • 2. Занятие: “За столом“ Педагог вместе с детьми проводит беседу за сервированным столом.
  • 3. Занятие “Разговор с незнакомыми на улице“

Игра – упражнение “Пожалуйста“ Цель: Игра – упражнение вырабатывает навык употребления “волшебных“ слов.

Ход игры. Все становятся в круг. Педагог показывает разные движения, а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он добавит слово “пожалуйста“. Кто ошибается – выбывает из игры.

Формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.

Упражнения начального уровня

1. Это слово говорят, если вас благодарят

Цель: развитие умения правильного и уместного употребления слов благодарности.

За горами, за лесами есть волшебный город под названием «Спасибоград», в котором живут удивительные и сказочно вежливые люди.

А вы когда-нибудь бывали

В городе Спасибоград,

Где на Вежливом бульваре

Вежливо благодарят? (Н. Юсупов)

За что мы говорим «спасибо»?

За все, что делают для нас.

И мы припомнить их смогли бы

- Кому сказали? Сколько раз? (А. Кондратов)

Ответьте на вопросы:

  • Почему город так называется?
  • Можете ли вы самостоятельно придумать название, связанное с благодарностью?
  • Какие, на ваш взгляд, приключения могут произойти в этом городе с вежливыми и невежливыми людьми?
  • Что, вы думаете, могло бы произойти с вами, попади вы в этот город?
  • Что могло бы случиться, если бы все люди внезапно забыли слова благодарности и перестали ими пользоваться?
  • - Любите ли вы благодарить или получать благодарности?

2. Разыгрывание ситуаций

Цель: развитие умения правильного и уместного употребления различных этикетных формул.

Педагог задает старшим дошкольникам вопросы:

  • Ты вкусно поужинал. Что ты сделаешь? Что ты скажешь?
  • В автобусе ты случайно наступил женщине на ногу? Как ты выйдешь из этой неловкой ситуации? Что ты скажешь?
  • У тебя развязался бант / шнурок. Подошла Катя и завязала его тебе. Что тебе нужно сказать?
  • В выходной день ты идешь в цирк и встречаешь там товарища из группы. Что ты сделаешь и скажешь?
  • Воспитатель попросил тебя отнести книгу в другую группу. Как ты это сделаешь? Что тебе скажет воспитатель? Что ты скажешь ей в ответ?

3. Как обратиться к собеседнику с просьбой

Цель: научить детей вежливо обращаться с просьбой к собеседнику.

а) Беседа: Педагог просит детей вспомнить, как они обращались к кому–либо с просьбой. Задает вопрос о том, всегда ли они достигали поставленной цели, приводит примеры из собственного опыта. Спрашивает, какие любезные слова могут помочь в просьбе (очень прошу, пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, если вам (тебе) не трудно, и т.д.).

б) Разыгрывание заданий в парах:

  • Ты пришел с прогулки с мокрыми варежками. Кого и как ты попросишь помочь тебе?
  • Дежурные тебе не положили ложку. Как ты поступишь в этой ситуации?
  • Тебе не нравится рыба, и ты не хочешь ее есть. Как ты сообщишь об этом воспитателю?
  • Как ты попросишь родителей купить понравившуюся игрушку?
  • Как ты попросишь у няни добавки сока?
  • Попроси у товарища какой–либо предмет (игрушка, карандаш и т.д.).

При анализе речевых ситуаций необходимо обращать внимание детей не только на использование вежливых слов, но также и на степень обоснованности просьбы.

Упражнения основного уровня

2. Как вести себя во время разговора

Цель: познакомить детей с правилами поведения в процессе коммуникации. Дидактический материал: сюжетные картинки с изображением различных ситуаций вежливого поведения при разговоре.

Педагог предлагает детям рассмотреть картинки, при этом обращая внимание на главные правила поведения во время беседы. Совместно с детьми выделяются основные правила:

  1. говорить вежливым тоном;
  2. использовать «волшебные» слова;
  3. смотреть в лицо собеседнику;
  4. не держать в карманах руки;
  5. не есть во время разговора;
  6. не вмешиваться в разговор взрослых и тем более не требовать его прекращения;
  7. нельзя сидеть при разговоре со стоящим взрослым.

2. Поздравления и пожелания

Цель: научить детей соотносить представления о праздничном дне и праздничных словах, ввести в речевой обиход этикетные формулы поздравлений и пожеланий.

Сначала педагог проводит с детьми беседу о важности различных праздников (День рождения, Новый год, 8 марта, 23 февраля, Рождество, Пасха и т.д.), обсуждает, кого и как нужно поздравлять в эти праздники.

После этого предлагается разыграть ситуации. При игре в «День рождения» необходимо выбрать из группы одного «именинника». Каждый ребенок должен взять игрушку, для того чтобы «подарить» ее товарищу. Детям даются следующие указания:

- Подумайте, что вы скажете Тане при вручении подарка.

- Постарайтесь не повторять чужие слова — ваши пожелания и поздравления должны звучать по–разному.

- Таня, тебе нужно поблагодарить каждого и сказать несколько слов о подарке, похвалив его. Можно сказать что–либо забавное, ведь День рождения – это веселый праздник.

3. В гости к другу

Цель: изучение правил похода в гости, обучение комплиментам.

Сначала с детьми проводится небольшая беседа, включающая обсуждение следующих вопросов:

  • Можно ли идти в гости без приглашения?
  • Какие обязанности есть у гостя?
  • Как нужно вести себя в гостях?
  • Каких гостей не любят?
  • Можно ли в гостях ссориться, драться, кричать, капризничать, обижать других ребят?
  • Надо ли благодарить в гостях хозяев?
  • За что обычно гости их благодарят?

После этого обыгрывается ситуация «Нежданный гость». Мальчик без приглашения идет в гости к другу, который в это время пьет с родителями чай с тортом. Что должны делать участники игры? Как они должны общаться друг с другом? Какие комплименты могут быть сделаны хозяевам? Как нужно их поблагодарить за теплый прием?

Упражнения завершающего уровня

#1063;то мы скажем Винни–Пуху?

Цель: закрепление правил речевого этикета.

Оборудование: игрушечный медвежонок, книга «Винни–Пух и все– все–все», два телефона со звонком, букет цветов.

Задание, как правило, выполняется после прочтения второй главы книги (в которой Винни–Пух идет в гости). В процессе выполнения задания должна быть разыграна гостевая ситуация. Так, может быть разыгран гостевой визит в другую группу; может быть инсценирован поход Винни–Пуха к Пятачку; также можно дополнительно прочесть сказку К. Чуковского «Муха–Цокотуха». Телефон может быть использован для звонка хозяевам перед «походом в гости», цветы необходимы в качестве презента хозяевам.

#1055;ословицы и поговорки

Цель: закрепление установок и правил речевого этикета посредством фольклора.

Детям предлагаются пословицы и поговорки о значении речи в жизни людей. В пословицах должны содержаться различные формы обращений и пожеланий. Ознакомление с паремиями позволит детям глубже понять важность освоения речевого этикета, обогатить свой язык и сделать его выразительнее.

  • Вежливости открываются все двери.
  • Добро пожаловать, дорогие гости, милости просим!
  • Доброе слово лечит, а злое калечит.
  • Жить да молодеть, добреть да богатеть!
  • Каков привет, таков и ответ.
  • Краткое слово гнев побеждает.
  • Ласковое слово и кошке приятно.
  • Ласковое слово лучше мягкого пирога.
  • Ласковое слово, что вешний день.
  • Ласковым словом и мед растопишь.
  • На добрый привет, добрый совет.
  • Плохое слово, что грязная вода.
  • Просим в избу: красному гостю красное место.
  • Просим к нашему хлебу–соли!
  • Слово жжет хуже огня.
  • Чем богаты, тем и рады.

3. Игра–драматизация «Угощение»

Цель: закрепление навыков правильного поведения за столом и общения с присутствующим гостем.

Оборудование: игрушечный чайный сервиз, скатерть, кукла Маша, стулья и стол.

Дети садятся на стулья, в то время как педагог сообщает о том, что к ним в гости обещала прийти кукла Маша.

Педагог: Как мы встретим Машу?

Дети: Мы скажем «Здравствуй!». Педагог: Правильно! А также сделаем поклон головой (демонстрирует). А как мы предложим Маше стул? Посмотрите, как нужно предлагать стул (демонстрирует со словами «Садись, Маша, пожалуйста»).

Раздается стук в дверь, после чего няня вводит куклу Машу. Кукла здоровается с детьми, они ей отвечают.

Педагог: Юра, предложи, пожалуйста, Маше стул.

(Юра несет стул и говорит «Садись, Маша, пожалуйста!»).

Педагог: Маша, мы очень рады, что ты пришла к нам в гости. Ребята, давайте угостим Машу чаем!

Дети: Садись, Маша, с нами чай пить.

Педагог: Таня и Юля, расставьте, пожалуйста, чашки для всех. (Девочки расставляют кукольный сервиз).

Педагог: Ну что ж, сядем все за стол! Маша, присаживайся, пожалуйста! Саша, налей всем, пожалуйста, чаю! (Саша первой наливает чай Маше, рядом с которой он сидит).

Педагог: Молодец, Саша! Первую нужно угощать гостью.

Саша: Ешь, Маша, конфету.

Педагог: Саша, нужно взять вазочку и сказать «Угощайся, пожалуйста, Маша!» (демонстрирует). (Саша повторяет действия вслед за педагогом. Маша благодарит за угощение).

За столом ведется беседа. Педагог обращает внимание ребят на правила поведения за столом. В конце чаепития Маша благодарит детей за угощение и прощается с ними. Дети также прощаются с Машей и приглашают ее в гости снова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский речевой этикет в театрализованной деятельности(из опыта работы)

Детский речевой этикет можно рассматривать как процесс овладения ребёнком этическими нормами речевого общения.  В данном процессе важно не только дать понятие этикета, а привить и разв...

Консультация для педагогов "Речевой этикет воспитателя".

Дети   каждой  возрастной  группы  общаются    со   своим  воспитателем     все  время  пребывания  в  де...

Буклет "Речевой этикет или кое-что о вежливости"

Просматривая буклет, родители и дети узнают, что такое речевой этикет, вежливость. Познакомятся с правилами речевого этикета....

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФОРМУЛ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА

Язык - средство передачи и освоения социального опыта, ов­ладения духовной, интеллектуальной и материальной культурой пред­шествующих поколений поколением подрастающим....

речевой этикет

данную работу можно использовать как план работы по речевому этиткету...

Воспитание основ речевого этикета у дошкольников с речевой патологией

статья по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста...