Трудовое воспитание дошкольников в условиях детского сада
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Елена Владимировна Шестакова

Трудовое воспитание занимает важнейшую роль в развитии личности детей дошкольного возраста. Это целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважение к труду взрослых.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Трудовое воспитание дошкольников в условиях детского сада.

Трудовое воспитание занимает важнейшую роль в разностороннем развитии личности детей дошкольного возраста. Ребенок познает в труде окружающую действительность, систематизируя и закрепляя знания он расширяет свой кругозор. Нужно стараться воспитать у ребенка нравственное отношение к труду, вызвать у него интерес к работе, добиться осознания им полезности своего труда для общества, помочь увидеть перспективы его развития.

Труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, движения его становятся увереннее, точнее.

Труд развивает мышление - ребенку приходится сравнивать предметы и явления, с которыми он имеет дело.

Труд важен для нравственного воспитания ребенка. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность.

Весь процесс трудового воспитания в детском саду должен быть организован так, чтобы дети научились понимать пользу и необходимость труда. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления личности, ее талантов.

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда:

  1. Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т.п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности представлено прежде всего жизненной необходимостью. Ежедневное выполнение элементарных трудовых поручений приучает детей к систематическому труду. Через самообслуживание ребенок узнает цену заботам о себе и приобретает умение действенно заботиться о своих близких.
  2. Хозяйственно-бытовой труд разнообразен по содержанию. Это труд в помещении детского сада и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети учатся замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устраняют его.
  3. Труд в природе – связан с расширением кругозора детей, получением доступных знаний, например, о почве, о посадочном материале, о растениях и т.п. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе.
  4. Ручной труд – развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность взяться за нее, справиться с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше.

В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям. Трудовую деятельность дошкольника необходимо организовывать так, чтобы труд перекликался с игрой, был ее составной частью. Именно так ребенок учится, привыкает работать, не замечая того, что это уже не игра.

Формы организации труда в дошкольном учреждении: поручения, дежурства, коллективный труд детей.

Трудовые поручения - это возложение на ребенка конкретного задания, которое он должен выполнить сам или с кем -нибудь из сверстников. Это наиболее простая форма организации труда дошкольников.

Дежурства-это трудовые обязанности детей. Это более сложная организация труда детей. Дежурные учатся выполнять порученное дело полностью, воспитатель дает им задание в обобщенном виде. Это требует от детей знания последовательности труда, представлений о его полном объеме, о требованиях к результатам.

Коллективный труд – это выполнение трудового задания одновременно всеми детьми группы, чаще старшими дошкольниками. Коллективный труд приносит детям большую радость своей слаженностью, четкой организованностью, повышает интерес к труду и одновременно учит сотрудничеству, помощи друг другу. Особенно важно, чтобы дети понимали результативность коллективного труда, осознавали его преимущества.

Воспитатель играет огромную роль в организации труда детей дошкольного возраста. Он направляет, стимулирует, поддерживает их. Воспитатель помогает ребенку обнаружить самому свою ошибку, почувствовать себя более успешным. Но также нельзя забывать и о том, что успех трудового воспитания невозможен без особого внимания к индивидуальности ребенка.

Выбор той или иной формы организации трудовой деятельности детей зависит прежде всего от возрастных и психофизиологических возможностей детей, от уровня трудового опыта детей, от конкретных воспитательных задач. Необходимо учитывать возможности детей, их возрастные особенности. Труд должен приносить детям радость от достигнутых результатов, от своей полезности другим. По мере овладения детьми трудовыми навыками следует изменить роль воспитателя: он может уже не принимать непосредственного участия в работе детей, но осуществляет повседневный контроль, который ребята все время чувствуют.

Включая детей в трудовую деятельность воспитатель формирует трудовые навыки детей, воспитывает привычку к трудовому усилию, ответственность, заботливость, бережливость, трудолюбие, формирует положительные взаимоотношения между детьми.

Список литературы:

1. Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду.

- М.: Мозаика-Синтез, 2008.

2. Воспитание трудолюбия у дошкольников // Маркова Т.А.-М.,1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание дошкольников в условиях детского сада.

Статья из опыта работы по патриотическому воспитанию дошкольников для воспитателей дошкольных учреждений....

Планирование работы по гендерному воспитанию дошкольников в условиях детского сада

Направление: Социально-личностное.Образовательная область: Социализация.Цель:Повысить свой профессиональный уровень по теме,Систематизировать  работу гендерного подхода в воспитании де...

Обобщение опыта работы «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада»

Гендерное воспитание детей необходимо для ровномепрнрого развития, самореализация и обучения детей разного пола....

План работы по самообразованию "Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада"

Повышение профессионального уровня по теме, систематизация работы по использованию гендерного подхода в воспитании детей в ДОУ....

Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада

Мальчики и девочки - два разных мира.... Как организовать педагогу  (родителям) работу с детьми с учетом гендерной принадлежности?  В статье Вы найдете рекомендации и ответ на этот вопрос....

«Патриотическое воспитание дошкольников в условиях детского сада»

Из моего личного опыта работы в нашем детском саду №42 г. Нижнекамска, респ. Татарстан...