"Дети блокадного Ленинграда"
методическая разработка (подготовительная группа)

Чернова Юлия Сергеевна

Сценарий тематического мероприятия ко дню снятия блокады Ленинграда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                           Сценарий тематического мероприятия 

                             «Дети блокадного Ленинграда»

                          (старшие и подготовительные группы)

Цели тематической беседы:

•Формировать патриотические чувства подрастающего поколения, интерес к истории своего города, страны.

•Установить связь между поколениями.

•Вызвать гордость за героическое прошлое близких родственников и всего советского народа.

Задачи тематической беседы:

•Пополнить исторические знания дошкольников о бессмертном подвиге советского народа во время блокады Ленинграда фашистскими захватчиками.

•Сформировать представление, о том за какие заслуги город Ленинград получил звание города-героя.

•Дать знания детям о том, что мы, потомки героев-освободителей, помним о них и чтим память о великом подвиге.

•Побудить у воспитанников чувства сострадания и гордости за стойкость и мужество детей, оказавшихся в осажденном городе.

•Воспитать у детей уважительное отношение к истории своей Родины, к людям старшего поколения.

Научить бережно относиться к продуктам питания, к хлебу.

Предварительная работа:

Чтение книг в группе:

-«Лист фикуса». Автор блокадница В.Н.Семенцова.

-«Вот как это было». Автор Юрий Герман.

-«Кукла». Автор Г.Черкашин.

- «900 дней мужества». В.Воскобойников.

Рассказы воспитателя о Дне снятии Блокады Ленинграда, о мужестве и стойкости юных ленинградцев.

Рисунки, посвященные Блокаде Ленинграда.

Оформление временной экспозиции в мини-музее учреждения «900 дней и ночей»

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, музыкальные колонки.

Лента отделочная «Блокадная»,

       

                               Ход мероприятия:

Мы вспомним те годы, блокадные годы,

Тяжёлые ночи и трудные дни,

Людей, что погибли во имя народа,

Ведь подвиг большой совершили они.

Страданья и боль, разруху и голод,

Ночные бомбёжки и горечь утрат-

Ты выдержал всё, любимый наш город,

Мы можем гордиться тобой, Ленинград.

Чтоб снова на земной  планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы…

Воспитатель: 27 января – это памятная дата для всех жителей нашей страны, и особенно нашего города. Ребята, какое событие мы сегодня вспоминаем? (ответы детей)

Мы жители  Санкт-Петербурга,  а когда-то наш город назывался …..как?) Ленинград,  знаем, что в этот день сняли блокаду Ленинграда.

Кто-то помнит об этом

Со школьной    скамьи,

Кто-то с первых ступеней детсада,

В необъятной стране нет, пожалуй, семьи

Где не знают, что значит – блокада.

В истории нашего города, есть особая страница. В 1941 году 22 июня, враг напал на нашу страну и началась  Великая Отечественная война. В опасности была  наша  Родина, Отечество.      Голос Левитана

Над  Ленинградом, нависла смертельная угроза. Фашисты окружили наш  город кольцом блокады. Они решили уничтожить Ленинград и его жителей.

Хотели враги Ленинград уничтожить,

Стереть этот город с земли.

Но захватить и прорвать оборону

Фашисты никак не смогли.

Ребята, как вы думаете, что такое блокада? (ответы детей)

Это кольцо вражеских войск вокруг города. Немцы окружили наш город и не давали уехать никому из него. В город перестало поступать продовольствие. Наступила зима. Настали тяжелые голодные блокадные дни.

Их было 900…Это почти 2,5 года.

Охваченный войною блокадный Ленинград.

На улицах трамваи замёрзшие стоят.

Разрушенные здания и надпись на стене:

«Опасно при обстреле на этой стороне»…

        

В блокадном Ленинграде остановились трамваи, автобусы и троллейбусы. Не работало отопление, во многих домах не было света и воды, совсем мало продуктов.

Оставалась только одна дорога, по которой можно было вывести, детей, раненых и привести продовольствие.

Где проходила эта дорога?.... Эта дорога проходила по льду… какого озера?... Ладожского озера. 

 Ладога стала спасением для города. Как же называли эту дорогу?....  «Дорогой жизни» 

Дорога жизни узким коридором,
Протянута по Ладожскому льду.
Она спасала наш любимый город,
В том страшном и чудовищном аду.

Зимой машины мчались вереницей,

И лёд на Ладоге трещал.

Возили хлеб для Северной столицы,

И Ленинград нас радостно встречал.

Правда не все машины доезжали до места назначения, иногда машины проваливались под лед, вместе с провизией и даже вместе с людьми. 

К весне поездки по льду стали опасными: часто машины шли прямо по воде и это было очень опасно. Как вы думаете почему? (ответы детей)

Продуктов совсем не осталось. Кусочек блокадного хлеба был очень маленьким.

Хлеб готовили из отрубей, опилок, коры деревьев, сушёной травы- он был горький . Он был невкусный, выдавали хлеб по карточкам, а если карточку потеряешь, то и вообще останешься голодным.

В дыму ленинградское небо,
Но горше смертельных ран
Тяжёлого хлеба, блокадного хлеба,
Сто двадцать пять грамм.

 Вот такой кусочек хлеба давали жителю блокадного Ленинграда- 125 грамм и  всё, больше ничего - только вода.

До сих пор сохранилось особое отношение к хлебу. Вам понятно почему?(ответы детей: Потому, что город пережил голод. Потому что ничего, кроме кусочка хлеба в день не было)

 Маленький кусочек хлеба спас много жизней. И мы должны всегда уважительно относиться к хлебу. Сейчас у нас всегда много хлеба на столе, он разный, белый и черный, но он всегда вкусный. И все вы должны помнить, что хлеб нельзя крошить, нельзя оставлять недоеденным.

Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось кроме взрослых -400 тысяч детей – от малыши, школьники, подростки. У детей блокадного Ленинграда было свое особенное детство, непохожее на других.

Невзирая на бомбежки и постоянные обстрелы, школы продолжали работать. Ребята такого же возраста, как и вы, продолжали учебу в бомбоубежищах. Детей учили не только грамоте, но и тому, как пережить голод, страх. Дети были подготовлены к любому повороту событий. Если во время урока начинался артобстрел, включался сигнал «воздушная тревога»

В городе воздушная тревога,

Вой сирены слышится опять.

Лишь бомбоубежище могло

Спасеньем ленинградцам стать.

                       (звук сирены)

и класс организованно устремлялся в отведенное место в бомбоубежище и продолжался урок.  Учиться в блокадном Ленинграде было подвигом, особенно в морозы. Детям и учителям приходилось самостоятельно колоть дрова, чтобы в классе стало хоть чуть-чуть теплее. Записи не велись, не только потому, что замерзали детские худые ручки, но и потому что, при минусовой температуре чернила не писали.

 Блокада не могла остановить творческую жизнь города. В труднейших условиях проходили концерты, операторы снимали кинохроники.

Музыка звучала для воинов – ленинградцев. Она помогала людям бороться и оставалась с ними до самой победы.

Смерти назло и блокаде

Музыка не молчит.

За пультом стоит Шостакович,

Симфония в зале звучит.

Её прерывают бомбёжки,

Но музыку не удержать.

И в темноте музыканты

Смогли до конца доиграть.

                                                       

(симфония)на фоне музыки….

Ленинградский композитор Д. Д. Шостакович в эту жестокую зиму написал Седьмую симфонию, которую назвал «Ленинградской». Музыка рассказывала о мирной жизни, о нашествии врага, о борьбе и победе.

Блокадный Ленинград продолжал жить и работать.  Подростки вставали к заводскому станку, заменяя ушедших на фронт отцов и старших братьев для фронта делали снаряды, танки, реактивные установки.

Они дежурили ночью на крышах домов и тушили зажигалки, сброшенные с фашистских самолётов, носили воду из проруби на Неве, стояли в очередях за хлебом, помогали раненным в госпиталях, устраивали для них концерты и продолжали учиться. 

Дети Ленинграда, Девчонки и мальчишки,

Им играть бы в куклы, Им читать бы книжки.

Всё перечеркнула фашистская громада,

Рано повзрослели дети Ленинграда.

ПЕСНЯ: «Им было всего лишь 13…»__________________

Многие дети писали стихи, вели дневники блокадных дней: Юра Рябинкин, Галя Зимницкая, Миша Тихомиров.

Все дневники собрали и напечатали в «Детской книге войны», и теперь все могут прочитать эти дневники.

Но один из таких дневников потряс весь мир. Это дневник….. Тани Савичевой, о ней  расскажем мы в стихах:

В осаждённом Ленинграде
Эта девочка жила.
В ученической тетради
Свой дневник она вела.
В дни войны погибла Таня,
Таня в памяти жива:
Затаив на миг дыханье,
Видит мир её слова.

Дневник Тани хранится в музее Блокадного Ленинграда, каждый может придти и прочитать их.

Мальчишки и девчонки - они выдержали войну и победили вместе со взрослыми.

В Ленинграде 15 тысяч мальчиков и девочек получили медаль

«За оборону Ленинграда»

«…Война ещё идёт, ещё осада.

И как оружье новое в войне,

Сегодня Родина вручила мне

Медаль «За оборону Ленинграда»             (О.Бергольц)

В блокадных днях

Мы так и не узнали:

Меж юностью и детством

Где черта?..

Нам в сорок третьем

Выдали медали

И только в сорок пятом

Паспорта.

Медаль за оборону Ленинграда-

Не просто наша память о войне.

Металл её откован в дни блокады

И закалён в невиданном огне.

ПЕСНЯ:   «Мой город- герой»______

Город продолжал жить. Блокада не могла остановить жизнь города. Работало радио, и люди узнавали новости с фронта.  

Радио никогда не выключали, круглые сутки из громкоговорителя звучал  стук метронома как биение сердца города, город жив!

Стучит метроном, как сердца ленинградцев,

Всех тех, кто в блокадном аду выживал.

Бороться, дышать, судьбе не сдаваться,

Час испытаний суровых настал….            

                                                                     стук метронома..          .                 .                .

В январе 1944 года наши войска перешли в наступление. И вот пришел этот час. 27 января 1944 года советские войска прогнали фашистов с Ленинградской землиГород  был освобождён от блокады.

 За город шли жестокие бои.

За Родину солдаты воевали

И в январе, разбив врага,

Кольцо блокадное прорвали.

В честь победы в городе был праздничный салют. Все люди вышли из своих домов и со слезами на глазах смотрели на салют.

900 дней и ночей боролся наш город и выстоял и победил.

Но каждый должен знать и помнить подвиг защитников Ленинграда. В память о павших в те дни, на Пискарёвском мемориале, установлен памятник «Родина Мать», зажжён и  горит вечный огонь.

Приходят люди к вечному огню,

Приходят, чтобы низко поклониться

Тем, кто погиб в жестокую войну,

Их подвигами Родина гордится.

Горит огонь и в дождь, и в снег, и в град.

Не заметут его метель и ветер.

Бессмертен подвиг доблестных солдат.

Несут цветы и взрослые, и дети.

Тем, кто стоял за Родину свою,

Чтоб не могла война вновь повториться.

Приходят люди к Вечному огню,

Приходят, чтобы низко поклониться.

А детям, на берегу речки Лубья, вдоль дороги к Ладожскому озеру, установлен  памятник «Цветок жизни». Люди приносят цветы и молчат, думая о тех, кому мы обязаны мирной жизнью.

        

И высажена берёзовая роща – 900 берёз в память о каждом дне блокады.

Проходят дни, и месяцы, и годы,

Но в памяти останется всегда

Война, что принесла лишения и горе,

И детство ваше забрала.

На берегу Ладожского озера тоже установлен памятник Дороге Жизни, «Разорванное кольцо блокады».

А какие памятники защитникам Ленинграда есть в нашем районе?

На площади Победы памятник-музей – разорванное блокадное кольцо. Там тоже, в память о защитниках нашего города, зажжён и горит вечный огонь.

В парке Победы - в парке установлен памятник командующему советской армией маршалу К.Жукову….

…и  защитникам города, гуляя по парку, мы должны помнить о подвиге жителей блокадного Ленинграда.

Прошло уже очень много лет с тех пор, но нельзя забывать о той войне, чтобы она никогда не повторилась. Память о ней живёт в наших сердцах и стихах:

В холода, когда бушуют снегопады,
В Петербурге этот день особо чтут, –
Город празднует День снятия блокады,
И гремит в морозном воздухе салют.

Это залпы в честь свободы Ленинграда!
В честь бессмертия не выживших детей… 
Беспощадная фашистская осада,
Продолжалась девятьсот голодных дней.

Замерзая, люди близких хоронили,
Пили воду из растопленного льда,
Из любимых книжек печь зимой топили,
И была дороже золота еда.

Ели маленький кусок ржаного хлеба, 
По чуть-чуть… Никто ни крошки не ронял. 
И бомбёжка вместо звёзд ночного неба,
И руины там, где дом вчера стоял…

Но блокаду чёрных месяцев прорвали!
И когда врага отбросили назад, 
Был салют! Его снаряды возвещали:
– Выжил! Выстоял! Не сдался Ленинград! 
 

Наша страна одержала победу в этой самой жестокой, самой кровопролитной  войне.

Людей, которые сражались за победу, называют ветераны.

На их груди ордена и медали - награда за их подвиги.

Спасибо тем, кто город отстоял,

Кто выжил в страшную блокаду,

Кто восстанавливал, из пепла возрождал.

Спасибо вам, герои Ленинграда!

И чтобы война никогда не повторилась, мы скажем: «пусть всегда будет солнце» и дарим защитникам города танец:

ОБЩИЙ ТАНЕЦ:  «Солнечный круг»__

….. никто не забыт и ничто не забыто….  Мероприятие наше завершается.

А в выходной день вы отправитесь со своими родителями на площадь Победы, в музей Блокадного Ленинграда и положите цветы к вечному огню памяти.

Приходят люди к вечному огню,

Приходят, чтобы низко поклониться

Тем, кто стоял за Родину свою,

Чтоб не могла война вновь повториться.

Горит огонь и в дождь, и в снег, и в град.

Не заметут его метель и ветер.

Бессмертен подвиг доблестных солдат.

Несут цветы и взрослые, и дети.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для детей младшего дошкольного возраста "Дети блокадного Ленинграда"

Презентация для детей младшего дошкольного возраста "Дети блокадного Ленинграда"...

Познавательный информационный подгрупповой проект для детей старшего дошкольного возраста, посвящённый 74 годовщине освобождения Ленинграда от вражеской блокады 1941-1944 гг. "Дети блокадного Ленинграда"

Одной из задач дошкольного воспитания является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребёнка. На основе возвышающих чувств патр...

Беседа ко Дню снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» с детьми старшей группы

Беседа ко Дню снятия блокады Ленинграда«Дети блокадного Ленинграда»с детьми старшей группы...

Конспект НОД по ФЦКМ «Дети блокадного Ленинграда» для детей старшей группы.

Конспект НОД по ФЦКМ «Дети блокадного Ленинграда» для детей  старшей группы.Цель: Расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.Задачи:Познава...

Конспект НОД для детей подготовительной группы "Дети блокадного Ленинграда"

Блокада Ленинграда – одна из самых тяжелых и трагических страниц в истории Великой Отечественной войны.Не знать о войне нельзя, но  рассказать о ней нужно осторожно.Рассказывайте детям...