Основы Медиацентра
методическая разработка

Ковалёва Анна Валентиновна

Методика создания мультфильмов вместе с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_sozdaniya_multfilmov_vmeste_s_detmi.docx34.05 КБ

Предварительный просмотр:

«Методика создания мультфильмов вместе с детьми» в ДОУ»

 «Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда,

когда он живёт в мире игры, сказки, музыки,

фантазии, творчества.

Без этого он – засушенный цветок»

В. А. Сухомлинский

1. Актуальность

Одним из приоритетных направлений воспитательной системы МДОУ детского сада общеразвивающего вида №28 «Аистенок» корпус 3, является нравственно-патриотическое воспитание детей. Задача воспитания чувства патриотизма, любви к Родине полноценно решается в нашем дошкольном учреждении: На мероприятия приуроченные к празднованию майских праздников ежегодно приглашаются ветераны силовых структур, а так же ветераны боевых действий, что несомненно влияет на характер и духовное восприятие каждого воспитанника учреждения.

В век информационного прогресса компьютерные технологии быстрым темпом входят в нашу повседневную и профессиональную жизнь. Это дает огромные возможности для создания различных инновационных проектов в работе с детьми.

В поисках методов, способствующих формированию нравственно – патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, развитию творческого мышления ребенка, я обратилась к мультипликации.

Мультипликация в образовательном процессе – современный вид проектной деятельности, очень привлекательный для детей. Осуществляя такой вид проектной деятельности, мы поддерживаем любое стремление детей к творчеству, оказываем максимально возможное влияние на формирование в каждом из них свободной творческой личности, человека креативного, как самого дорогого и востребованного в современном обществе «продукта» образования.

Как показало беседа с детьми

 - 100% детей любят смотреть мультфильмы,

 - 75% хотели бы сами научиться создавать мультфильмы,

- 25% изъявили желание присоединиться к созданию мультфильма после увиденного результата.

Передо мной встала задача в поиске эффективных форм, средств, новых подходов и в разработке современного вида проектной деятельности - создание нравственно – патриотических мультфильмов в работе с детьми.

2. Новизна, педагогическая целесообразность работы

Уникальность проекта заключается в том, что формирование нравственно - патриотического воспитания дошкольников происходит через создание мультипликационных фильмов.

Приобщение дошкольников к культуре и истории земли, на которой они живут, социокультурные ценности – основное содержание творческого продукта (мультфильма) с дошкольниками

Практическая значимость заключается в разработке тематического планирования (проектной) образовательной деятельности, дидактических, мультимедийных материалов для работы с дошкольниками, составлению алгоритма по созданию мультфильмов, направленных на формирование нравственно - патриотического воспитания дошкольников.

Социальная результативность: опыт работы доступен широкой педагогической общественности на сайтах профессиональной социальной сети для работников системы образования.

3. Цель, задачи, ожидаемый результат

Цель проекта: использование мультипликации в нравственно-патриотическом воспитании детей среднего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

1. Формировать нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через мультипликацию.

2. Способствовать становлению у ребенка осознанного отношения к выбору и оценки качества выбранной им мультпродукции.

3. Развивать познавательную активность детей, расширять кругозор при реализации данного проекта, развивать информационную культуру и логическое мышление, а также художественно-творческие способности и образно-художественное восприятие мира детей дошкольного возраста средствами мультипликации.

4. Воспитывать интерес, внимание и последовательность в процессе создания мультфильма, поддерживать стремление детей к отражению своих представлений посредством анимационной деятельности, воспитание общей культуры, умение договариваться, распределяя роли в совместной работе.

Ожидаемый результат:

1. У дошкольников сформировать нравственно-патриотические ценности (чувства) средствами мультипликации.

2. Установить осознанное отношение к выбору и оценке качества выбранной им мультипродукции.

3. Развить познавательная активность детей, расширить кругозор, развить информационную культуру и логическое мышление, а также художественно-творческие способности и образно-художественное восприятие мира средствами мультипродукции.

Этапы проекта

1-й этап – проектировочный:

1. Создание материально – технических условий для обеспечения проекта.

2. Разработка перспективного плана работы по проекту.

3. Разработка методических рекомендаций по ознакомлению детей с процессом и техниками анимации.

2-й этап – практический:

1. Организационно-воспитательная деятельность, имеющая важное значение для формирования нравственно – патриотического воспитания детей (общение с природой, посещение выставок).

2. Совместный поиск замысла будущих мультфильмов, который должен соответствовать возрасту ребенка.

3. Написание сценария (рассказа, сказки, стихотворения), отражающего в полной мере развитие литературных способностей детей.

4. Разработка и изготовление персонажей, знакомство с технологическими операциями и способами обработки используемых материалов.

5. Освоение инновационных технологий в педагогике (компьютерная графика, приемы и виды кино и видеосъемки).

6. Техническая работа, связанная с изготовлением фильма (монтаж).

7. Знакомство с основами актерского и пластического мастерства, мимикой, ритмикой, необходимыми для передачи движения.

8. Звуковое оформление фильма (развитие речи, музыкальных и других специальных способностей детей).

9. Совместный просмотр сюжета или фильма, его обсуждение и анализ, определение дальнейших перспектив работы.

3-й этап – заключительный:

1. Презентация авторских мультфильмов (индивидуальных и групповых) детям других групп и родителям. А также размещение их на сайте детского сада и возможное участие в конкурсах различного уровня.

2. Анализ результатов, полученных в ходе практического этапа.

3. Диссеминация опыта, полученного в ходе реализации проекта.

4. Методологическая основа проекта

Одним из средств развития творческих способностей дошкольников предлагаем использовать мультипликацию, как деятельность, которая отвечает интересам ребёнка, способностям легко проникающих во все стадии обучения, возникая на общей «почве» целостной коллективной деятельности. Благодаря развитию информационно - коммуникационных технологий, компьютерной техники, мультипликация стала доступной детям разного возраста, поэтому в настоящее время мультфильмы делают не только взрослые, но и дети.

Мультипликация представляет собой эффективное средство для раскрытия творческого потенциала ребёнка и его творческого развития, так как здесь ребёнку представляется возможность увидеть реальный продукт своих творческих усилий.

Создание мультфильма с детьми дошкольного возраста – современный вид проектной технологии, очень привлекательный для детей.

Мультипликация, анимация – вид киноискусства, произведения которого создаются методом покадровой съёмки последовательных фаз движения рисованных (графическая или рисованная мультипликация) или объёмных (объёмная или кукольная мультипликация) объектов. Искусством мультипликации занимаются мультипликаторы (аниматоры). Мультипликатор придумывает персонажей мультфильмов, выполняет эскизы основных сцен, прорабатывает мимику и жестикуляцию героев, ищет интересные приемы, которые позволяют выделить фильм из массы других. Занимается раскадровкой и расцветкой будущего фильма, анимацией персонажей (прорабатывает их движения, рисуя промежуточные фазы). Обычно над мультфильмом трудятся несколько специалистов, и каждый из них выполняет свою часть работы.

Мультфильмы (конечный продукт мультипликации) создаются путём либо покадровой съёмки пошагово вручную передвигаемых неподвижных объектов, либо прорисовкой (на целлулоиде, бумаге или в компьютере) фаз движений объектов, с дальнейшим их совмещением в единый видеоряд.

Главная педагогическая ценность мультипликации как вида современного искусства заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей. Кроме того, именно мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра. С ее помощью можно сделать процесс обучения удовольствием для дошкольников. Положительное воздействие анимации может стать прекрасным развивающим пособием для раскрепощения мышления, развития творческого потенциала ребёнка.

Процесс создания мультфильма – это интересная и увлекательная деятельность для любого ребенка, так как он становится не только главным художником и скульптором этого произведения, но и сам озвучивает его, навсегда сохраняя для себя полученный результат в форме законченного видеопродукта. Создать мультфильм можно как с детьми младшего дошкольного возраста, так и со старшими дошкольниками. Всё зависит от включенности детей в процесс создания мультфильма. Так, дети 3-4 лет могут с помощью взрослого создать декорации, нарисовать или слепить персонажей мультфильма; во время съемки – передвигать фигурки, могут озвучить его. Дети же старшего дошкольного возраста уже могут выступать в роли оператора, сценариста, режиссера-мультипликатор (аниматора), художника, актера и композитора.

Создание мультфильма – это многогранный процесс, интегрирующий в себе разнообразные виды детской деятельности: речевую, игровую, познавательную, изобразительную, музыкальную и др. В результате чего у воспитанников развиваются такие значимые личностные качества, как любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, способность управлять своим поведением, владение коммуникативными умениями и навыками и т.д..

Съемочный процесс включает:

- придумывание и обсуждение сюжета;

- создание персонажей и декораций;

- съемка мультфильма – в среднем 200-300 кадров (фотографий);

- монтаж;

- озвучивание мультфильма (наложение голосовых эффектов, звука и т.д.).

Алгоритм действия при создании мультфильма следующий:

1. Выбираем известную сказку, рассказ или стихотворение (или вспоминаем историю из опыта, или придумываем историю сами), идея – сценарий.

2. Подготовка к съемке мультфильма, изготовление персонажей.

3. Подготовка декораций и фона.

4. Установка декораций на площадке для съемки.

5. Съёмка мультфильма – анимация (один из детей, выполняет роль оператора занимает место у видеокамеры или фотоаппарата (закрепленного на штативе), а остальные осуществляют действия в кадре, переставляя героев и декорации в соответствии с задуманным сюжетом):

- чем больше детализация движения персонажа, тем движения будут естественными, плавными;

- вовремя съемки необходимо следить, чтобы статичные предметы (фон) не двигались;

- не забывать, что в декорациях могут происходить изменения (подул ветер – дерево закачалось);

- в кадр не должны попадать посторонние предметы, руки аниматоров, тени;

- чтобы движения персонажей получились четкими, снимать нужно с одной точки, зафиксировав фотоаппарат (желательно в штативе), не удаляя и не приближая изображение.

6. Монтаж мультфильма (весь отснятый материал переносится на компьютер, просматривается, лишние кадры удаляются):

- чем больше кадров в секунду, тем движения персонажей более плавные; чем меньше – тем более прерывистые. Расчет времени: обычно мы делаем 4 кадра в секунду, иногда 1 (все зависит от программы). Соответственно, при скорости 1 кадр в секунду для минуты фильма нужно сделать 60 фотографий;

- совсем не обязательно делать каждое движение героя, можно их позже скомбинировать на компьютере. Например, кивок головой – можно снять 2-3 кадра, а потом их повторить.

7. Затем дети поочередно записывают голосовое сопровождение, произнося свои реплики на подходящем кадре:

- при необходимости записывайте текст небольшими кусочками;

- вовремя записи должна быть абсолютная тишина «в студии» (никаких посторонних шумов);

- можно использовать звуковые эффекты (скрип двери, шум прибоя...).

8. Музыкальное сопровождение, титры.

Мультфильм может быть выполнен в различных техниках:

- перекладка (рисование персонажей на бумаге и вырезание, для каждого кадры вырезанные картинки двигаются) – хорошо подходит для тех, кто любит рисовать;

- пластилиновая анимация (лепка из пластилина) – хорошо подходит для тех, кто любит лепить. Может быть плоской (как перекладка) и объемной (как кукольная анимация);

- предметная анимация (используются готовые игрушки: «Лего», кубики, человечки, машинки) – позволяет оживить любимые игрушки, подходит для тех, кто любит строить и конструировать, и для тех, кто не очень любит рисовать;

- сыпучая анимация (рисование сыпучими материалами – крупы, манка, кофе) – от 10 лет, не более 4 участников;

- пиксиляция (анимация с присутствием в кадре самих участников, дает возможность делать различные трюки – оживление предметов, превращения, прохождение сквозь стену, полеты и т.п.). Необходимо хорошее освещение в помещении, где происходит съемка, или возможность снимать на улице.

Техники могут быть смешанными.

При создании мультфильма дети закрепляют умение брать на себя разные роли в соответствии с сюжетом, совершенствуют умения самостоятельно выбирать сказку, стихотворение или песню. Они могут создать историю своей семьи, рассказать о нашей стране или отправиться в путешествие на далекую планету. Можно создать мультфильм о своем детском садике, и героями будут дети группы, рассказать о том, как они сегодня провели свой день, или может о том, как они плавали в бассейне или помогали малышам одеваться на прогулку. Тема мультфильма может быть любой, всё зависит от фантазии ребенка и педагога.

Создание мультфильма с детьми дошкольного возраста – одно из эффективных средств формирования познавательного интереса. Мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра. С ее помощью можно сделать процесс обучения удовольствием для дошкольников.

Таким образом, создание мультфильма – это технология, позволяющая педагогу решить множество целей и задач.

В рамках проекта создания мультфильма, для воспитанников была поставлена следующая цель: обновление педагогического процесса, направленного на всестороннее развитие личности ребёнка и раскрытие его познавательно-речевых, художественных и творческих возможностей через создание мультфильма.

Реализация поставленной цели предполагает решение ряда задач: сформировать у детей элементарное представление о тайнах мультипликации, обогатить словарный запас детей, развивать познавательный, художественно-эстетический интерес к созданию мультфильмов, развивать инициативное творческое начало, способность ребёнка к нестандартному решению любых вопросов, воспитать интерес, внимание и последовательность в процессе создания мультфильма, формировать навыки доброжелательности, самостоятельности, сотрудничества при взаимодействии ребёнка со сверстниками и взрослыми.

Процесс создания мультипликационного фильма явился совместным творчеством всех участников образовательного процесса: воспитателей, детей, родителей, который включил в себя несколько этапов:

Подготовительный этап. Возникновение идеи. В нашем дошкольном образовательном учреждении огромное внимание уделяется патриотическому воспитанию детей. Приобщение к культуре родного края. Посещение памятников архитектуры таких как памятник Подольским курсантам, памятник герою летчику Виктору Талалихину. Наш детский сад ведет тесное сотрудничество с Подольским историко-краеведческим музеем. Собрание экспонатов которого рассказывает историю края от каменного века до наших дней. Дети с огромным любопытством слушают и делятся своими впечатлениями. В подготовительной группе имеется музей военной техники, который собран из экспонатов сделанных совместными усилиями детей и их родителей. Каждый год музей пополняется новыми моделями. Все это и вдохновило нас на создание военно-патриотического мультфильма. Долго размышляя в какой технике мы будем делать мультфильм, выбрали доступную для детских возможностей-технику лепки из пластилина. Как мы знаем все дети очень любят лепить. На данном этапе мы с ребятами продумали сюжет мультфильма, обговорили место, где происходят все события, кто является главными героями и что нам нужно для того, чтобы обыграть задумку. Так мы и решили создать мультфильм под названием «Путешествие в музей авиации».

Детей объединили в рабочие группы. По необходимости оказывали ребятам практическую помощь, а также направляли и контролировали осуществление проекта.

Работая над проектом, мы соблюдали ряд условий:

- детям нельзя навязывать своё мнение, все решения принимаются коллективно, на основе диалога;

- все предложения, пожелания детей необходимо записывать, чтобы ничего не упустить;

- дети в ходе работы над проектом вступают во временные и постоянные микрогруппы. Необходимо создавать условия для совместной партнерской деятельности в каждой группе.

Вклад каждого ребенка в проект был своим, уникальным, в чём и заключается ценность проекта.

Вместе с ребятами мы слепили персонажи: папу, маму, девочку, мальчика а также музейные экспонаты в виде самолетов. Дети сами изъявили желание лепить, а не рисовать. Для детей дошкольного возраста игра с пластилиновыми персонажами-мальчиком и девочкой оказалась более интересной, чем зарисовка. Персонажи второго плана: небо, лес с солнышком и трава были распечатаны на компьютере, после чего поэтапно собрано в панораму. При этом очень важно деликатное руководство творческим процессом ребенка, поскольку неумеренное вмешательство взрослых может уничтожить главное – наивный взгляд ребенка на мир.

Съёмка и озвучивание мультфильма. На данном этапе в индивидуальной работе отрабатывали выразительность речи, темп и тембр голоса. Когда у нас весь подготовительный материал был готов мы приступили к сьемке.

В этот период шла работа с малыми подгруппами детей, при этом использовалась достаточно простая и доступная техника перекладки. При всей простоте этой техники детям необходимо было постоянно контролировать свои действия: переставлять фигурки «родителей» и «детей» на минимальное расстояние. Несмотря на хорошо известный сюжет мультфильма, дети столкнулись с новыми для них технологиями раскадровки (составления развернутого плана мультфильма и озвучивания). Использование этих технологий приучает ребенка к внимательной работе с текстом, закладывает основы аналитической работы и средствами художественной выразительности. Во время озвучивания мы придумывали и воплощали перед микрофоном всевозможные шумы и реплики, подбирали музыку.

Монтаж. Все части мультфильма монтировались с использованием специальной программы. Результат превзошел все наши ожидания. Наш мультфильм «Путешествие в музей авиации» был представлен на Межрегиональный конкурс детских анимационных фильмов «Мульт-наука 2021» в номинации пластилиновый мультфильм где стал лауреатом III степени.

Работа над проектом нам позволила решить следующие задачи:

1. Повысить уровень познавательной и творческой деятельности детей: усилить их самостоятельность, инициативность, активность, уверенность в своих силах, дети стали лучше планировать свои действия.

2. Усилить интерес родителей воспитанников к жизни детей в группе детского сада, их желание участвовать в них.

3. Расширить образовательное пространство детского сада благодаря: организации работы студии, организации работы с детьми по созданию мультфильмов, организации по проведению мастер-классов детьми для своих сверстников, появлению у детей и педагогов опыта организации показа и презентации мультфильма.

Таким образом, в процессе работы над мультфильмом происходит формирование познавательного интереса. Очень активно в работу вовлекаются родители воспитанников, что позволяет решать педагогические задачи по воспитанию и развитию детей дошкольников совместными усилиями. Так осуществляется преемственность в работе дошкольного учреждения и семьи. И более быстрыми темпами происходит развитие универсальных способностей детей.

В настоящее время мультфильмам не отводится важное воспитывающее и развивающее значение. Организация кружков и совместное создание мультипликационных фильмов может оказать положительное влияние на детей и внести неоценимый вклад в воспитательную систему подрастающего поколения. Это действенный метод, так как такая деятельность запомнится детям надолго, будет способствовать развитию мелкой моторики, предметной деятельности, творческих, эстетических и нравственных сторон личности.

Список использованной литературы

1. Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы // Учебные записки ЛГУ. – Вып. 16. – 1959.

2. Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.

3. Зубкова С.А., Степанова С.В. Создание мультфильмов в дошкольном учреждении с детьми старшего дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2013. №5. – С.54–59.

4. Марецкая, Н.И. Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул интеллектуального. Художественного и творческого развития дошкольника / Н.И. Марецкая// Детство-Пресс. – 2010. – С. 13-40.

5. Тимофеева, Л.Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». - СПб: Детство-Пресс, 2011. - 80 с.

6. Хабарова, Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. - СПб.: Детство-Пресс, 2011. - 80 с.

7. Шаров Ю.В. Воспитание духовных потребностей - основа всестороннего гармонического развития личности // В кн.: Формирование духовных потребностей школьников. – Новосибирск, 1966.

8. Щукина Г.И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения. – М, 1962. – С. 10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота». Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота».

АннотацияВсе мы – родители, воспитатели пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?»         Ребенок поп...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ педагога дополнительного образования по основам православной культуры по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам православной культуры».

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫпедагога дополнительного образования по основам православной культуры по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам православной культуры»....

Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями воспитанников на основе компетентностной основе.

Профессиональная компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения в сфере общения с родителями воспитанников – интегральная личностная характеристика педагога, определяющая способ...

Об основых ошибках, допускаемых при обучении детей основам безопасного поведения на дороге.

Обучение детей навыкам безопасного поведения на дороге - важнейшая задача, и главная причина тому - слишком большое количество дорожных трагедий, участниками которых, что самое ужасное становятся самы...

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Конспект занятия На тему: « по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Основы противодействия терроризму.»

Конспект занятия по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Основы противодействия терроризму.Непосредственно образовательная деятельность по основам безопасности жизнедеяте...

Рабочая программа «МЕДИАЦЕНТР «ТВ. ДЕТСКОЕ ВРЕМЯ»

laquo;МЕДИАЦЕНТР «ТВ. ДЕТСКОН ВРЕМЯ»...