Технология экологического воспитания дошкольников
учебно-методический материал

Методическая разработка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования

администрации Сергиево-Посадского городского округа

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 28»

114313, Московская область, г. Сергиев Посад, ул. Железнодорожная д.22 «б».

Тел: 8(496)548-08-84. Email: mdou.dc28@mail.ru

                                       

                             

ТЕХНОЛОГИЯ

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

                                               

                                                     Воспитатель: Лембинен Татьяна Анатольевна

2020г.



Предварительный просмотр:

 «Любовь к природе, впрочем,

                                                   Как и всякая человеческая любовь

                                                      Несомненно, закладывается в нас с детства»

                                                                                  И. Соколов-Никитов

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.                                                       Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.

Процесс формирования личности дошкольника в целом и экологическое воспитание в частности должны опираться на систему знаний, которая включает элементарные сведения о биосфере (живая природа: растения, животные, человек; неживая природа). Особое место в этой системе должны занимать знания о человеке как части природы, как о самом разумном существе, от которого в значительной степени зависит будущее биосферы.

Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа: философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни. Угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависли над человечеством.

Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалии. Проблема экологи материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех.

Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

"Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину". Так говорил русский писатель Михаил Пришвин.

Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования.                                Именно в дошкольном возрасте главной задачей является постижение окружающего мира: природы, различных природных связей. Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этой темы некуда. Часто мы не видим настоящей жизни земли. Мы со всей очевидностью начинаем осознавать: стихийно и бесконтрольно использовать природные ресурсы нельзя. К чему все это привело, известно. Очевидно и то, что от детской экологической вседозволенности (сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой (вырубить кедровый лес, извести море, повернуть реки) дорога очень короткая, особенно если она накатана, эта дорога обрывается пропастью.                                                                                                   Создание нового отношения человека к природе — задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание.



Предварительный просмотр:

Основная цель  – развитие познавательного интереса к миру природы: формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве (особенности жизни, роста и развития отдельных живых существ, особенности приспособления живых организмов в зависимости от факторов внешней среды. Взаимосвязи внутри природных сообществ, явления неживой природы); воспитание гуманного, бережного, эмоционально-положительного отношения к природе.

Для достижения цели были поставлены задачи:

- систематизировать знания детей о строении, жизни, развитии и многообразии, о значении растений в природе и жизни человека; учить детей трудовым навыкам по уходу за растениями, ставить перед собой цели, подготавливать инструменты, рабочее место и убирать за собой.

- формировать умение рационально использовать природные ресурсы для гармоничного развития личности.

- формировать у детей представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях.

- развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.

- развивать познавательный интерес к природе, уметь видеть и радоваться красоте всего живущего на земле, развивать представления о средах обитания, об условиях, необходимых для роста растений.

- формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

- формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам в процессе общения с ними.

При построении системы экологической работы обратили особое внимание на следующие основные направления:

Информационно-познавательное направление включает цикл познавательных мероприятий, которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников.

Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).

Исследовательское направление осуществляется в рамках проектной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.



Предварительный просмотр:

Перспективный план работы с детьми второй младшей группы по экологическому воспитанию.

Сентябрь

Задачи:

-формировать представления детей о первых осенних изменениях в природе: изменения в погоде (стало холоднее, чаще идет дождь, много ветреных дней), изменения в живой природе (листья на деревьях и кустарниках постепенно желтеют и краснеют, птицы начинают улетать на юг, насекомые прячутся под кору);

-познакомить с основными видами овощей и фруктов;

-развивать умение анализировать структуру объектов природы (растение и животное).

НООД. Тема: «Овощи с огорода».

Цели: учить детей различать по внешнему виду и вкусу и называть овощи (огурец, помидор, морковь, репа). Расширять представления о выращивании овощных культур.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Наблюдения и опыты.

-наблюдение за солнцем (светит, но не такое жаркое, как летом);

-наблюдение в пасмурный день (небо серое, солнца нет, тучи его спрятали);

-наблюдение за дождем (послушать, как капли стучат по окну; дождик холодный, не такой как летом);

-наблюдение за осенними цветами (бархатцы, астры);

-наблюдение за кленом и березой (учить сравнивать деревья по форме листьев и по цвету).

Экологические игры.

«Угадай растение по описанию», «Найди листок, какой покажу», «Чудесный мешочек» (овощи и фрукты).

Подвижные игры.

«Воробышки и кот», «Наседка и цыплята».

Беседы.

«Расскажем кукле, какие бывают овощи».

Чтение худ. литературы.

Русская народная сказка «Репка», заучивание потешки «Огуречик, огуречик… »

Труд в природе.

Совместно с воспитателем на участке собирать природный материал,

листья.

Октябрь

Задачи:

-продолжать формировать представление детей об осенних изменениях в природе: изменения в погоде, изменения в живой природе – листья на деревьях и кустарниках опадают (листопад, все насекомые спрятались, птицы, которые питались насекомыми, улетели);

-продолжать развивать умение анализировать структуру объектов природы (дерево, рыбка).

НООД. Тема: «Наблюдение за рыбками в аквариуме».

Цель: расширять знание детей о декоративных рыбках. Дать элементарные представления об уходе за декоративными рыбками. Формировать доброе отношение к окружающему миру.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Наблюдения и опыты.

-продолжаем наблюдать за неживой природой (дождливых дней больше, стало холоднее – надо одеваться теплее);

-наблюдение за ветром. Провести опыт: вынести на улицу вертушку и обсудить, почему она вертится, почему качаются деревья;

-ввести понятие «листопад». Наблюдение за листопадом (листья падая, шуршат; рассмотреть опавшие листья).

Поручения.

Найти самый большой и самый маленький листок на участке. Рассмотреть и сравнить их.

Экологические игры.

«Где спряталась рыбка?», «Лото» (овощи, фрукты), «Найди, о чем расскажу».

Чтение худ. литературы.

Н. Калинкина «Как Вася ловил рыбу», Л. Н. Толстой «Спала кошка на крыше».

Беседы.

«Как мы одеваемся осенью?», «Что выросло на нашем огороде?».

Работа с родителями.

Привлечь родителей к организации выставки «Веселый огород»  (родители вместе с детьми готовят поделки из овощей и фруктов).

Труд в природе.

Совместные сборы природного материала для дальнейших занятий (веточки, листья, семена).

Ноябрь

Задачи:

-формировать представление об изменениях в живой и неживой природе поздней осенью (стало еще холоднее – изменение в одежде, все листья опали, звери в лесу готовятся к зиме);

-познакомить детей с компонентами трудового процесса на примере мытья комнатного растения. Закрепить название частей растения;

-воспитывать желание участвовать в труде. Формировать интерес к жизни зверей в лесу.

НООД. Тема: «В гостях у леса».

Цели: формировать умение устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением зверей. Рассказать о жилищах диких животных. Активизировать и обогащать словарь путем подбора описательных прилагательных.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Наблюдения и опыты.

-продолжить наблюдения за солнцем, ветром, наблюдения за первым снегом (как снежинки кружатся в воздухе, как они медленно падают на землю);

-начать знакомство со свойствами снега: снег пушистый и легкий. Подбросить снег на лопатках вверх и понаблюдать, как он падает, легко рассыпается. Снег от тепла тает (объяснить детям, что ладошка теплая);

-рассмотреть лужи, покрытые тонкой корочкой льда, объяснить детям, почему это происходит.

-начать знакомство со свойствами льда (лед хрупкий и тонкий). Лед от тепла тает так же, как снег. Для этого положить кусочек льда на ладошку и понаблюдать, как он начнет таять.

Экологические игры.

«Овощи и фрукты» (лото), «Найди такой же», «Угадай, чей хвост?».

Чтение худ. литературы.

А. Блок «Зайчик», В. Чарушин «Волк», «Заяц», «Лиса», В. Бианки «Холодно в лесу зимой», Э. Шим «Кто как идет». Загадки о животных.

Беседы.

«Что изменилось в нашей одежде?», беседы о жизни животных в лесу (с рассматриванием иллюстраций).

Труд в природе.

Протирать крупные листья комнатных растений. Помогать воспитателю поливать, подкармливать растения, рыхлить почву.

Декабрь

Задачи:

-формировать представления детей о зимних изменениях в природе: все покрыто снегом, вода в лужах замерзла, часто идет снег (снегопад, солнце светит, но не греет;

-формировать представление о потребности заботится о птицах зимой (развесить кормушки и кормить птиц);

-воспитывать желание ухаживать за растениями, развивать любознательность.

НООД. Тема: «Покормим птиц зимой».

Цель: закреплять знание детей о зимних явлениях природы. Показать детям кормушку для птиц. Формировать желание подкармливать птиц зимой. Расширить представление о зимующих птицах.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Наблюдения и опыты.

-наблюдение за снегопадом, за свойствами снега (снег от тепла тает, бывает липким и рассыпчатым);

-опыт: набрать в баночку снега и поставить в теплое место. От тепла снег растает, образуется вода. Обратить внимание, что вода грязная; когда снег бывает липким, а когда рассыпчатым;

-наблюдение за зимующими птицами (строение тела, повадки). Повесить кормушки для птиц и ежедневно выносить корм. Рассмотреть следы на снегу.

Экологические игры.

«Кто во что одет?», «Сложи картинку» (изображение птиц: воробья, вороны, голубя, синички).

Чтение худ. литературы.

Л. Аким. «Первый снег», З. Александрова «Зимняя песенка», «Снежок», И. Токмакова «Как на горке снег, снег».

Беседы.

«Как мы играем зимой?», «Как мы помогаем птичкам?».

Работа с родителями.

Привлечь родителей к изготовлению кормушек для птиц. Организовать конкурс «Лучшая кормушка для птиц». Оформить для родителей ширму «Как привить ребенку любовь к природе».

Труд в природе.

Расчистка дорожек от снега вместе с воспитателем на прогулке. Поливка комнатных растений.

Январь

Задачи:

-закрепить представления детей о зимних явлениях в живой и неживой природе: реки замерзают и покрываются льдом, снегопад, мороз. Знакомить со свойствами льда и снега;

-формировать представление детей о потребностях растений в земле;

-закреплять умение анализировать трудовой процесс, выделяя его основные компоненты;

-воспитывать интерес к оказанию помощи животным и растениям.

НООД. Тема: «Посадка лука».

Цель: закрепить представление о последовательности трудового процесса. Сформировать представление о потребности растений в земле.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Наблюдения и опыты.

-наблюдения за снегопадом. Выявить свойства снега: снег белый, от тепла тает (опыт);

-рассмотреть льдинки. Сравнить снег и лед (что общего и чем отличаются);

-вместе с детьми продолжать подкармливать птиц.

Экологические игры.

«Кто во что одет?», «Кто, где живет?», «Где спряталась рыбка?».

Чтение худ. литературы.

И. Токмакова «Где спит рыбка», Л. Екимцев «Чего хочет рыбка»,

Загадки о птицах, овощах.

Беседы.

«Новогодний праздник дома», «Зимние развлечения на улице».

Работа с родителями.

Оформить ширму «Мастерская Деда Мороза». Предложить родителям вместе с детьми изготовить подарок для Деда Мороза своими руками.

Труд в природе.

С помощью воспитателя посыпать дорожки песком. Подкормить птиц на прогулке. Очистить вместе с воспитателем место для игр от снега. Покормить рыбок в аквариуме и полить лук.

Февраль

Задачи:

-развивать умение анализировать структуру объекта, вычленяя яркие признаки внешнего вида птиц (крылья, тело, покрытое перьями, две ноги);

-продолжать развивать умение сравнивать, выделять контрастные признаки различия и некоторого сходства;

-воспитывать любознательность и интерес к объектам природы, желание трудиться вместе.

НООД. Тема: «Рассматривание снегиря».

Цель: познакомить детей с основными признаками внешнего вида птиц. Закрепить знания детей об особенностях поведения снегиря (летает, прыгает, клюет ягоды). Воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Наблюдения и опыты.

-наблюдение за солнцем: оно появляется все чаще, с каждым днем светит ярче;

-опыт: предложить потрогать стенки дома на солнечной стороне и на теневой. Спросить, почему в тени стена холодная, а на солнце теплая. Предложить подставить ладошку солнышку, почувствовать, как она нагревается;

-наблюдение за сосульками (сравнение их по толщине, величине);

-опыт: внести сосульку в теплое помещение и посмотреть, как она будет таять;

-наблюдение за снегом. В конце месяца снег начинает таять, он становиться липким. Обратить внимание на первое щебетание птиц.

Экологические игры.

«В зимней столовой», «Птички», «Угадай растение по описанию» (бальзамин, фикус, китайская роза).

Чтение худ, литературы.

А. Барто «Птичка», В. Жуковский «Птичка» (отрывок), А. Прокофьев «Снегири».

Беседы.

«Если птичка живет дома», «Холодно ли птицам зимой?», «Живые ли деревья зимой?».

Труд в природе.

Подкормка птиц на прогулке. На прогулке вместе сгребаем снег. Принимать участие в мытье поддонов и кашпо для растений.

Март

Задачи:

-формировать представления о первых весенних изменениях в природе (солнечных дней больше, стало намного теплее, снег начинает постепенно таять, гололед);

-развивать умение сравнивать объекты природы по признакам сходства и различия;

-развивать интерес к жизни птиц.

НООД. Тема: «Чудо-вода».

Цель: Дать детям знания о свойствах воды (вкусе, запахе, цвете).

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Наблюдения и опыты.

-провести опыты с водой: закрасить воду разного цвета краской, залить формочки вынести на улицу. После прогулки рассмотреть, что вода замёрзла;

-продолжить наблюдение за солнцем: оно стало более ярким, теплым;

-опыт: сравнить температуру предметов на солнце и в тени. Рассказать, что такое тень. Понаблюдать за тенью, которую оставляют разные предметы (разной величины);

-наблюдение за небом: небо чаще бывает голубым, облака светлые. Но зима еще не хочет уходить совсем - утром бывает морозно, иногда падает снег, бывает гололед;

-наблюдение за воробьями: чирикают, веселые, рассказать детям, что воробьи скоро будут вить гнездышки.

Экологические игры.

«Вороны», «Через ручеек», «Воробышки и кот», «Кто, где живет?».

Чтение худ. литературы.

С. Я. Маршак «Весенняя песенка», А. Барто «Птичка», «Кто, как кричит?», В. Чарушин «Яшка».

Беседы.

«О птицах» (сравнить внешний вид воробья и синицы—на прогулке и по иллюстрациям), «В какие игрушки мы играем весной?», «На что похожи облака?», «Как живется нашим комнатным растениям в выходной день?» (растения засыхают, скучают).

Труд в природе.

Совместно с воспитателем продолжать поливку комнатных растений и уход за ними. Уборка участка от веточек. Продолжать подкармливать птиц.

Апрель

Задачи:

-продолжать формировать представления о весенних изменениях в неживой природе, которые происходят в апреле месяце, закреплять основные представления о них;

-показать детям связь, как изменения в неживой природе влияют на жизнь растений и животных: на ветвях деревьев набухают почки, появляются первые цветы (подснежники, мать-и-мачеха), появляется первая травка, звери в лесу меняют окраску (заяц), просыпаются после зимней спячки (медведь, ежик);

-учить находить общие признаки у деревьев и кустарников. Развивать умение сравнивать;

-закреплять знание детей о строении растений, их основных частей;

-воспитывать интерес к весеннему пробуждению природы, желание любоваться ею.

НООД. Тема: «Путешествие в весенний лес».

Цель: формировать представление детей о весенних изменениях в природе: больше солнечных дней, становиться значительно теплее, тает снег, изменяется одежда людей. Показать изменения в жизни растений и животных.

Совместная деятельность воспитателя и детей.

Наблюдения и опыты.

-продолжаем наблюдать за небом и солнцем, снегом: снег бывает мокрым, иногда идет дождь. Появляются ручейки, проталинки. Утром они покрыты льдом, а потом он тает;

-опыт: запустить в ручей кораблик. Понаблюдать, как он намокнет, спросить, почему он намокает.

Экологические игры.

«Угадай по описанию», подвижные игры: «К дереву беги», «Кто быстрее найдет березу, тополь, каштан».

Чтение худ. литературы.

Т. Александрова «На солнышке согрелась ель», Л. Толстой «Пришла весна». Загадки о деревьях.

Беседы.

«Какие растения живут у тебя дома?», «Мамы и их детеныши».

Труд в природе.

Уборка мусора на участке. Посев крупных семян гороха, бобов, настурции.

Май

Задачи:

-закреплять представления о весенних изменениях в неживой природе: много теплых солнечных дней, снег совсем растаял, солнце стало греть сильнее;

-показать детям связь, как изменения в неживой природе влияют на жизнь растений и животных: в жизни растений происходит бурный рост (травка подросла, раскрылись почки, появились первые цветочки); у зверей в лесу появились детеныши, прилетели из теплых краев птицы (грачи, скворцы), оживились воробьи, проснулись после зимней спячки насекомые;

-развивать наблюдательность, воспитывать чувство прекрасного.

НООД. Тема: «Расцветай наш сад».

Цель: учить детей называть и различать первоцветы. Развивать умение сравнивать, находить признаки сходства и различия. Закреплять умение правильно называть основные части растения. Вызывать радость от красоты растений, воспитывать бережное отношение.

Совместная работа воспитателя с детьми.

Наблюдения и опыты.

-познакомить со свойствами солнечных лучей - высушивать все вокруг;

-опыт: намочить песок и наблюдать с детьми, как он сохнет на солнце;

-ежедневные наблюдения за облаками. Предложить придумать, на что они похожи;

-наблюдать за живой природой: на деревьях лопнули почки, появились бутоны. Наблюдение за цветением деревьев: черемухой, вишней;

-рассказать детям, что сейчас возвращаются перелетные птицы (грачи, скворцы).

Экологические игры.

«Найди дерево по описанию», «Чья эта тень?», «Собери цветок из частей», «Кто, где живет?».

Чтение худ. литературы.

З. Александрова «Одуванчик», С. Маршак «Радуга-дуга», И. Бунин «Ясным утром», К. Д. Ушинский «Пчелки на разведках». Загадки.

Беседы.

«Кто рождается весной?» (у кого весной появляются детеныши, рассмотреть иллюстрации), «Какие песенки поет дождь?» (послушать звуки дождя в комнате, на улице, под зонтом).

Труд в природе.

Полив посеянных цветов, наблюдение за прополкой и рыхлением.



Предварительный просмотр:

Перспективное планирование с детьми средней группы

по экологическому воспитанию

№ п\п

Тема

Цели. Задачи

Обеспечение интеграции образования (образовательные области)

Ожидаемые результаты

1.

« Во саду ли в огороде»

Познакомить детей с названием овощей, фруктов, местом их выращивания; учить описывать, сравнивать овощи и фрукты; развивать логическое мышление; учить умозаключению, находить овощи и фрукты, среди разных картинок.

Коммуникация: развивать коммуникативные способности по отношению к сверстникам и взрослым, активизировать, развивать речь детей.

Познание: учить детей умению выделять характерные признаки овощей и фруктов их цвет, форма, вкус, поверхность.

Умеют называть фрукты, овощи, называть отличительные особенности овощей и фруктов. Употребляют в речи имена существительные, согласовывая с прилагательными.  

2.

«Лес, точно терем расписной»

Систематизировать представление о временах года, знакомить с признаками осенних месяцев; закладывать основы экологического воспитания.

Коммуникация: развитие у детей связанной речи, активизировать словарь детей, уметь согласовывать существительные с именами прилагательными.

Познание: учить сравнивать природу в октябре, сентябре; замечать изменения в природе.

Умеют согласовывать существительные с именами прилагательными.

Умеют называть явления в природе, соотносить текст.

 

3.

«Дикие животные»

Дать детям представление о диких животных, об их образе жизни, повадках, питании и жилищах; расширять словарь за счет имен существительных повадки, дупло, пора, берлога, логово; развивать мышление, учить умению описывать животных.

Коммуникация: расширять словарь за счет имен существительных (повадки, дупло, нора, логово, берлога), учить умению описывать животных, используя в своей речи существительные, согласовывая с прилагательными.

Познание:   дать детям понятие о том, что у каждого времени года свои особенности и как дикие животные приспосабливаются к жизни в зимних условиях.

Умеют описывать животное по образу воспитателя, используют в речи существительные, прилагательные. Владеют логическим мышлением.

Называют особенности животных и способы их приспособления к условиям жизни.

4.

«Здравствуй, гостья Зима!»

Познакомить детей с признаками зимы; систематизировать представления о временах года, закладываем основы экологического воспитания.

Познание: развивать способности и формировать навыки самостоятельного анализа характерных изменений в живой и неживой природе.

Коммуникация: развивать разговорную речь, совершенствовать диалогическую речь.

Умеют называть признаки зимы. Активно участвуют в диалогической речи.

5.

«Зимующие птицы»

Знакомить детей с зимующими птицами, закладывать основы экологического воспитания, закреплять знания о частях тела птицы.

Познание: обобщать у детей представления о птицах.

Коммуникация: побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Умеют называть части тела птиц. Проявляют заботу к братья нашим меньшим.

6.

«Домашние животные»

Дать представление о домашних животных и их детенышах, познакомить с названиями домашних животных их детенышей, учить сравнивать, передавать характерные черты животного в рисунке.

Познание: воспитывать интерес к домашним животным формировать представления о домашних животных.

Коммуникация: воспитывать желание говорить как взрослые, учить детей правильно ли они ответили на заданный вопрос. Обогащать словарный запас детей названиями животных.

 

Умеют называть домашних животных и их детенышей, принимают активное участие в диалогической речи.

7.

«Весна идет, вене дорогу»

Закрепить знания о смене времен года. Знакомит с названиями весенних месяцев, дать представления об изменениях происходящих ранней весной в природе. Закладывать основы экологического воспитания.

Познание: формировать навыки наблюдения за явлениями природы и бережного отношения к ней.

Коммуникация: учить детей давать полный ответ на поставленный воспитателем вопрос.

Умеют называть характерные изменения в живой и неживой природе в весенний период.

Проявляют интерес к окружающей нас природе, обмениваются впечатлениями.

8.

«Вестники весны»

Дать детям представление о перелётных птицах, продолжать знакомить детей с их внешним видом, образом жизни.

Познание: продолжать расширять и уточнять знания о птицах по внешнему виду.

Коммуникация: учить делиться впечатлениями от наблюдения за «первыми вестниками весны». Учить говорить внятно, не торопясь.

Умеют называть птиц, описывать их внешний вид. Владеют умением говорить грамматически правильно.

9.

«Цветущий луг»

Дать детям представление о луговых цветах, активизировать наблюдательность.

Познание: систематизировать представления о многообразии луговых цветов.

Коммуникация: развивать речевую активность детей.

 

Умеют называть цветы, растущие на лугу.

Месяц

Тема

Пути достижения целей

Формы и методы закрепления

Сентябрь

«Во лесу ли в огороде»

НООД «В гостях у Вишенки». Рассматривание картинок фрукты-овощи, муляжей.

Поделки «декоративные узоры» из семян тыквы.

Разгадывание загадок.

Д/и «Чудесный мешочек», рисование овощей и фруктов, «Сложи картинку». Аппликация фрукты и овощи.

Октябрь

«Лес, точно терем расписной»

НООД «В гости к лесовичку». Составление рассказа об осени по картинке.

Заучивание стихотворений, экскурсии в осенний лес. Рисование деревьев в осеннем убранстве. Загадывание загадок.

Ноябрь

«Дикие животные»

НООД «Животные нашего леса».

Д/и «Третий лишний».

Чтение рассказов о животных.

Лепим животных.

Игра   «Поле чудес».

Рисование «Кто живет в осеннем лесу».

Декабрь

«Здравствуй гостья зима»

НООД «Зима - какая она?».

Рассматривание картины «Зимние забавы».

Игры – забавы на прогулке.

Игры в зимние слова.

Заучивание стихов.

Эк. игра «Какое время года?».

Январь

«Зимующие птицы»

НООД «У   кормушки».

Изготовление кормушек.

Наблюдение на прогулке.

П/и «Стайка полетай-ка!».

Выкладывание птичек из геометрических фигур.

Загадывание загадок.

Аппликация и лепка по теме «Птицы нашего леса».

Февраль

«Домашние животные»

НООД « В гости в деревню».

Д/и «Кто что ест».

Игра « Узнай животное по голосам».

Лепим и рисуем домашних животных.

Д/и «Сложи картинку».

Рассмотрение картинок – домашние животные.

Чтение художественной литературы, составление рассказов.

Март

«Весна идет, весне дорогу»

НООД « В гости к солнышку».

Наблюдение на прогулке за изменениями, происходящими в природе.

Чтение стихотворений о весне. Филологические заметки В. Бианки.

Рисуем сосульки, рассматриваем картинки. Загадывание весенних загадок. Д/и весенние слова – назови ласково.

Апрель

«Вестники весны»

НООД «Птицы перелетные».

Чтение стихотворения Плещеева «Травка зеленеет».

Загадывание загадок о перелетных птицах.

Пальчиковая игра Птицы и пташки».

Аппликация «Птицы у скворечника».

 

 

Май

«Цветущий луг»

НООД «На зеленом, на лугу».

Рассмотрение предметных картинок «Луговые цветы».

Загадывание загадок.

Аппликация «Луговой цветок».

 



Предварительный просмотр:

Перспективный план работы с детьми в старшей группе «Юный эколог»

№ занятий

Тема занятия

Цель задачи

Материал

Литература

1

«Как заполнять календарь природы?»

Познакомить детей со страницей календаря на сентябрь, условными обозначениями; учить рисовать значки, пользоваться трафаретом, аккуратно закрашивать квадратики, обозначающие дни недели; развивать интерес к наблюдениям за природой

Страница календаря на сентябрь, страница календаря с условными обозначениями, белая бумага, трафареты значков, квадратиков дней недели, цветные карандаши.

С. Н. Николаева, стр. 8

2

«Делаем книгу, Приключения мышонка Пика»»

Дать детям представление о людях, создающих книгу, писателе и художнике - иллюстраторе, о строении книги (обложка, титульный лист, страницы с текстом и иллюстрациями); объяснить, что книгу можно сделать самим, для этого надо интересно рассказывать о событиях, записать рассказ, нарисовать к нему картинки.

Книга В. Бианки «Мышонок Пик», микрофон, принадлежности для рисования, трафареты мышонка, клетка с хомяком.

С. Н. Николаева, стр. 13

3

«Овощи и фрукты на нашем столе»

Уточнять представления детей о внешних и вкусовых качествах овощей и фруктов, наиболее распространенных в местности, где находиться  детский сад, о способах их употребления в пищу; закреплять представления о значении свежих плодов для здоровья людей; учить готовить салат.

Натуральные овощи и фрукты, среды которых обязательно кочан капусты, 4 – 5 штук моркови, свеклы, антоновских яблок; принадлежности для приготовления салата; картины «Сад», «Огород».

С.Н, Николаева, стр. 17

4.

«Грибное царство»

Познакомить детей с грибами (как выглядят, где растут, каковы их свойства, чем отличаются ядовитые от съедобных). Уточнить условия, необходимые для роста и развития грибов. Обогатить словарный запас детей (подосиновик, подберезовик, грибница, вешенка).

Грибница вешенки, гриб мухомор (рисунок), кукла-марионетка «Старик-Лесовик», искусственные деревья (ель, береза, осина), пеньки.

Т. М. Бондаренко, стр. 38

5.

«Растения в нашем уголке природы»

Уточнить представления детей о 4-5 видах знакомых растений, о необходимых для них условиях жизни (вода, почва, свет, тепло); познакомить с новыми растениями; сформировать представления о влаголюбивых засухоустойчивых растениях (разная потребность во влаге связана с разным строением растений. Учить распознавать  влаголюбивые и засухоустойчивые экземпляры.

Игрушка – какое-либо растение , например елочка, кузовок (корзиночка) с красными кружочками, обозначающими лесные ягоды.

С. Н. Николаева, стр. 20

6.

«Корова и коза - домашние животные»

Формировать у детей обобщенное представление о том, что корова и коза – домашние животные (живут у человека – в сарае, коровнике), не боятся его и позволяют ухаживать за собой; приносят пользу: корова дает молоко, мясо, рога, кожу; коза дает молоко, шкуру, шерсть, пух; человек заботиться о них создает все условия для жизни: строит специальное помещение, убирает в нем, кормит, поит, заготавливает сено).

Серии картин о корове и козе из учебно – наглядного пособия «Картины из жизни домашних животных», фланелеграф, картинки к нему.

С. Н. Николаева, стр. 25

7.

«Для чего животным хвосты?»

Дать детям представление о приспособленности строения животных в среде обитания ( на примере хвоста), о значении отдельных органов для взаимодействия с внешней средой; учить слушать чтение книги познавательного содержания, инсценировать ее, делать выводы, строить умозаключения.

Книга В. Бианки «Хвосты», картинки с изображениями животных, о которых идет речь в сказке; шапочки и хвосты для разыгрывания ролей животных в инсценировке.

С. Н. Николаева, стр. 27

8.

«Любите землю - матушку»

Объяснить детям, что только любовь к земле дают возможность людям выращивать в достатке продукты питания. Рассказать детям о наиболее простых приемах земледелия. Познакомит детей с добрым отношением к земле, научить их, что нужно делать, чтобы поддержать плодородие, чтобы урожай был качественным.

Кукла, термос с кипятком, стеклышко.

Т. М. Бондаренко, стр. 50

9.

«Жизнь хомяка в природе»

Познакомить детей со степью – местом обитания хомяка, с образом жизни, который он ведет в естественных для себя условиях, дать представление о приспособленности строения тела и поведения хомяка к самостоятельной жизни в природе (умеет делать нору, гнездо, отыскивать и запасать корм). Уточнить представление о том, что хомяк в пророде – это дикое животное, а хомяк в уголке природы – это прирученный зверек, условия для жизни которого создает человек (воспитатель, дети).

Картины «Семья хомяков», «Хомяки и сова», модель маскировки, рисунок схемы норы.

С.Н. Николаева, стр. 28

10

«Как лесные звери – медведь и белка – готовятся к зиме»

Дать детям представление о том, что лес – это среда обитания диких животных, белка и медведь приспособлены к жизни в лесу круглый год (они находят пищу, устраивают гнездо, берлогу, выводят потомство; осенью эти звери готовятся к жизни в зимний период: медведь отъедается, подыскивает место для берлоги, поздней осенью залегает в нее, белка делает запасы орехов, желудей, грибов). Развивать у детей представление о последовательности событий в жизни лесных зверей – от лета к зиме.

Картины «Белки осенью», «Белки»

С.Н. Николаева, стр.31

11

«Лошадь и овца - домашние животные»

Формировать у детей обобщенное представление о том, что лошадь и овца – домашние животные (живут вместе с человеком, не боятся его). Используются в хозяйстве. Человек заботиться о них, создает условия для их жизни: строит специальные помещения – конюшню, овчарню, ухаживает за ними, кормит и заготавливает корм впрок, сушит сено). Закреплять представление о том, что корова и коза – домашние животные.

Картины «Конюшня», «Вывоз сена на лошади», «Овцы на пастбище», «Стрижка овец», фланелеграф с набором маленьких картинок.

С.Н. Николаева, стр. 34

12

«Уходит золотая осень»

Уточнять представление детей об осени, когда все в природе меняется (уходит тепло, становиться холоднее, небо пасмурное, часто идут дожди).  Замирает жизнь среди растений и животных: вянут травы, расцвечиваются и опадают листья с деревьев и кустарников, перелетные птицы улетают на юг, насекомые прячутся и замирают, животные в лесу, в речках и прудах готовятся к зиме. Люди осенью собирают урожай овощей и фруктов. Развивать художественное восприятие – умение слушать литературные произведения, смотреть картины художников на темы осени. Пробуждать стремление выразить себя в изобразительном творчестве.

Игрушечный мышонок Пик, три страницы календаря, 2-3 репродукции картин известных художников об осени, плакаты со стихотворениями, рассказы В. Бианки «Готовятся к зими», «Прячутся…», магнитофон, принадлежности для изодеятельности, панно из засушенных листьев, картины «Сад», «Огород».

С.Н. Николаева, стр. 35

13

«Письма заболевшим детям»

Воспитывать у детей ценностное отношение к своему здоровью, понимание, что здоровый ребенок красиво выглядит: у него чистая кожа, ясные глаза, румянец на щеках, стройное тело, крепкие мышцы. Здоровый ребенок всему радуется, часто улыбается, смеется, имеет хороший аппетит, играет с удовольствием. Больному ребенку плохо, он часто плачет, не может играть, должен лечиться, принимать лекарства, сидеть дома. Воспитывать внимательное и заботливое отношение к близким людям – взрослым и детям. Подсказать. Что больному ребенку бывает очень приятно получить письмо от ребят из группы. Оно помогает ему выздороветь. Научить детей писать письма, показать конверт, познакомить с процессом его оформления для отправки письма по почте.

Кукла Айболит, К. Чуковский «Айболит», зеркало, чистая бумага, конверты, изопринадлежности.

С. Н. Николаева, стр. 39

14

«Станем юными защитниками природы»

Учить детей отличать хорошие, добрые поступки от иных; воспитывать желание по-доброму относиться к людям, к природе, умение сочувствовать, сопереживать; познакомить с жанром плаката, учить создавать плакаты на тему бережного   отношения к ели.

Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух», игрушечная ель, принадлежности для рисования, «Панорама добрых дел», плакат понятного для детей содержания.

С.Н. Николаева, стр. 42

15

«Как лесные звери – белка, заяц, медведь, лиса – проводят зиму в лесу»

Дать детям представление о том, что в лесу живут разные животные. Зима для всех трудное время года; звери по – разному приспособлены к жизни в это время.

Картины «Белки спасаются от куницы», «зайцы в зимнем лесу», «Медвежья берлога», рассказ В. Бианки «Голубой зверек», игрушечный зайчик.

С.Н. Николаева, стр.45

16

Рассматривание картины «Пестрый дятел»

Расширить и уточнить круг конкретных представлений о дятле у детей и подвести их к обобщению полученных представлений, к раскрытию связей между внешним видом птицы (окраска, строение конечностей, клюва) и ее питанием, движение и образом жизни.

Иллюстрации С. Веретенниковой «пестрый дятел», стаканы с водой и стаканы с соком, соломинки.

Т. М. Бондаренко, стр.54

17

«Что за зверь»

Учить детей слушать чтение познавательного рассказа, вникать в содержание, представлять его в образах, которые можно изобразить в рисунках. Воспитывать интерес к наблюдениям в природе, желание совершать простейшие опыты.

Рассказ Е. Чарушина «Что за зверь», принадлежности для рисования.

С.Н. Николаева, стр.49

18

«Лес – это дом для многих жильцов»

Дать детям первоначальное представление о том, что лес – это сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории. Жизнь всех лесных обитателей зависит друг от друга.

Знакомые детям картины о зимнем лесе, новая картина «Волчья стая зимой», произведение В.Бианки «Снежная книга», плакат со следами зайца, плоскостные фигурки для фланелеграфа или фигурки настольного театра, деревья разных видов, кусты, лесные животные.

С. Н. Николаева, стр. 53

19

«Зимующие и перелетные птицы»

Формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности пищи. Углублять представления о причинах отлета птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоемов, земли). Классифицировать птиц на зимующих и перелетных. На основе установления связи характера корма и возможностью его добывания. Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях.

Таблицы с зимующими и перелетными птицами, кормушки из молочных пакетов, семечки подсолнуха, пшено, кусочки сала. Стаканы с водой разной температуры.

Т.М. Бондаренко, стр. 64

20

«Воздух и его роль в жизни человека»

Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, ролью в жизни человека.

Одна банка с водой и стакан. Сказочные персонажи: «Знайка, Незнайка. Рисунок дома – природы и обычного дома.

Т.М. Бондаренко, стр. 81

21

«Как люди помогают лесным обитателям»

Формировать у детей представление о лосях, об их жизни в лесу в зимнее время, о лесниках и их природоохранной деятельности – зимней подкормки животных. Воспитывать бережное отношение к лесу, желание совершать хорошие поступки.

Картины «Лоси в зимнем лесу», «Помощь зимующим птицам», «Зимняя подкормка диких животных», синичка Зинька (игрушка).

С.Н. Николаева, стр.56

22

Рассматривание картины «Февральская лазурь» И. Грабаря

Формировать представление детей о явлениях зимней природы.

Репродукция картины «Февральская лазурь» И. Грабаря, листочки бумаги, бутылочка, дудочка.

Т.М. Токмакова, стр. 83

23

Праздник «Мы друзья природы»

Закрепить у детей знания поведения в природе. Учить бережному и доброму отношению к природе и друг к другу. Доставить детям радость от участия в празднике.

Костюмы

Т.М. Токмакова, стр. 85

24

«Пришла зима холодная»

Уточнить представления детей о зиме, как о сезоне, как наиболее неблагоприятным, как для растений, так и для животных в природе. Развивать способность воспринимать красоту зимних явлений природы (ее отражение в произведениях поэтов, художников, композиторов). Побуждать к отображению их собственных впечатлений от зимней природы в изобразительной деятельности.

Календарь наблюдений за птицами, 3 страницы календаря природы, знакомые детям картины, посвященные жизни лесных животных зимой. Репродукции картин «Русская зима», «Мартовское солнце», «Конец зимы» К. Юона, «Март» И. Левитана, «Первый снег» А. Пластова. Фотографии, открытки (зимнего) содержания, принадлежности для рисования.

С.Н. Николаева, стр. 66

25

«Наши четвероногие друзья»

Формировать у детей представления о том, что собака – умное  животное, предана хозяину, ее можно дрессировать, многому научить, поэтому собак используют на разных службах. Воспитывать интерес к этим животным, бережное отношение к ним, умение правильно обращаться с ними.

Картины «Собака со щенками», «Дрессировочная площадка», «Охрана границы», «Собачья упряжка», «Овцы на пастбище», цветные иллюстрации с Изображения собак разных пород.

С.Н. Николаева, стр.69

26

«Подарок дорогому человеку: маме, бабушке, сестренке»

Воспитывать доброе отношение к близким людям; побуждать к отражению в подарке ярких впечатлений о природе; познакомить детей с произведениями искусства, в которых запечатлена собака.

Выставка экспозиций, репродукции картин «Опять двойка» Ф.Решетникова, «Всадница» К. Брюллова.

С.Н. Николаева, стр. 71

27

«Как люди заботятся о своем здоровье весной»

Уточнить представление детей о человеческом теле, о назначении (функциях) отдельных его частей и органов, что организм надо укреплять и развивать (заниматься физкультурой, закаляться). Рассказать, что весной организм ослаблен, поэтому над больше бывать на воздухе, употреблять продукты, богатые витаминами.

Кукла «Айболит», игрушечная грузовая машина, с красным крестом. Сушеные ягоды, отвар шиповника, черная смородина, протертая с сахаром, чеснок.

С.Н. Николаева, стр. 73

28

«Сравним кошку с собакой»

Уточнить представление детей о кошке как домашнем животном. Кошка отличается от собаки: она по-другому ведет себя и по-другому общается с хозяином.

Две «портретные» картины с изображение кошки и собаки, картина «Кошка во дворе», из серии «Картины из жизни домашних животных», игрушки для живого котенка: шарик или мячик, бумажный бантик на веревочке.

С.Н. Николаева, стр. 77

29

«Весна в жизни лесных зверей»

Уточнять и расширять представления детей о том, как в лесу оживает жизнь в весеннее время: трогаются в рост деревья, просыпаются животные (медведь, еж) , насекомые, которые спали; все устраивают свои гнезда, норы, выводят потомство. Весна для всех создает хорошие условия (много света, тепла, пищи).

Рассказ И. Акимушкина «Жил был медведь», картины из серии «Картины из жизни диких животных», «Белки строят гнезда», «Семья волков летом», «медвежья берлога», «Медведи весной», «Семья ежей». Рукавица.

С.Н. Николаева, стр. 82

30

«Береги деревянные предметы»

Дать детям представление о том, что дерево является важным строительным материалом (из стволов деревьев делают доски, фанеру, которые идут на изготовление домов, мебели, предметов быта, сувениров). Дерево – легкий, теплый материал, дерево не тонет в воде. Все предметы, изготовленные из дерева надо беречь, познакомить с богородской игрушкой.

Коробка с небольшими деревянными предметами (ложки, стаканчики, игрушки, карандаши)  подборка фотографий  и книг с изображением деревянных построек – домов, церквей. Образцы богородской резной игрушки.  

С.Н.Николаева, стр. 88

31

«Бережно относимся к бумаге»

Познакомить детей с разными видами бумаги и ее назначением; объяснить, что бумагу делают из древесины, бумага очень важна: она идет на изготовление книг, альбомов, тетрадей, обоев. Нужно бережно обращаться с книгами и с чистой бумагой, старые книги можно подклеивать, хорошая бумага нужна для рисования.

Разные виды бумаги и изделия из нее, картонные коробки, рулоны обоев, старые детские книги, предметы для их подклейки, газеты, принадлежности для рисования.

С. Н. Николаева, стр. 100

32

«Наблюдение за черепахой»

Углублять и расширять представления о черепахе: ее внешнем виде, типичном поведении (медлительная, неповоротливая, при опасности прячется в панцирь). Учить устанавливать связь между строением панциря, его качествами, а также особенностями передвижения черепахи. Дать знания о месте обитания черепахи на воде.

Живая черепаха (или картина).

Т.М. Бондаренко, стр. 93

33

«Золотые рыбки – декоративные домашние рыбки»

Уточнить представления детей об отличии живых рыб от игрушечных, об особенностях строения и поведения золотых рыбок, их отличия от карасей. Рассказать, что золотые рыбки выведены человеком с декоративной целью, что предками золотых рыбок являются караси.

Картинки с изображением различных видов золотых рыбок и карасей, заводная игрушечная рыбка, таз с водой.

С.Н. Николаева, стр. 108

34        

«Как человек охраняет природу»

Дать детям представление о том, как люди заботятся о природе, хотят ее сохранить, поэтому создают заповедники – территории. На которых природа (растения, животные) охраняются. Познакомить с красной книгой, рассказать, что есть охраняемые растения и животные. Показать и назвать местные растения, которые находятся под охраной.

Красная книга, плакат или цветные иллюстрации  изображением местных видов охраняемых растений, подборка книг, фотографии об одном, двух заповедниках.

С.Н. Николаева, стр. 110

35

«Уход за комнатными растениями»

Обобщить представление об уходе за комнатными растениями. Закрепить знания об основных потребностях комнатных растений. Обобщить представления о направленности способов ухода. Закрепить умение выбирать вид ухода, необходимые инструменты, ориентируясь на состояние комнатного растения. Воспитывать бережное отношение к комнатным растениям, ответственность за их жизнь.

Клеенки, палочки для рыхления, тряпочки. Миски с водой, пульверизаторы, ножницы, лейки, таз.

Т. М. Бондаренко, стр. 108

36

«Весна кончатся – лето начинается»

Уточнить и обобщить представление детей о весне как о сезоне, когда в природе быстро меняются условия жизни (становиться тепло, увеличивается световой день, оттаивает земля. Распускаются листья, цветы, растут молодые побеги.

Календарь природы за три весенних месяца, репродукции картин «Грачи прилетели» А. Саврасова, «Весна. Большая вода» А Левитана. «Лед прошел» С. Герасимова, оборудование для изобразительной деятельности.

С.Н. Николаева, стр, 111



Предварительный просмотр:

Перспективный план работы с детьми подготовительной группы по экологическому воспитанию

 Месяц
 

 Тема
 

 Цель
 

С
Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь

 1. Живая и неживая природа.
 

 Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком. Объекты живой природы от объектов неживой природы. Сформировать представление о неразрывной связи человека с природой. Человек – часть природы.
 

 2. Планета Земля в опасности.
 

 Способствовать формированию представления детей о том, что планета Земля – это громадный шар, обобщению знаний о том, что на планете Земля обитает много живых существ, что всем на Земле нужна чистая вода, чистый воздух, чистая земля, что планета сейчас в опасности. Воспитывать любовь к природе, желание изучать ее.
 

 3. Насекомые.
 

 Обобщать представление детей о многообразии насекомых с использованием моделей. Обобщать представление о сезонных изменениях в поведении насекомых

О
К
Т
Я
Б
Р
Ь

 1. Дары Осени.
 

Закрепить: обобщение понятия овощи и фрукты, характерные свойства овощей и фруктов, рассказать о пользе для человека. Систематизировать знания детей о труде людей осенью.
 

 2. Путешествие в осенний лес.
 

 

Закрепить названия осенних месяцев. Учить наблюдать за деревьями, кустарниками. Воспитывать интерес к растениям, желание узнавать и ухаживать.
 

 3. Улетают журавли.
 

 Закрепить представление о том, что сезонные изменения в природе влияют на жизнь растений, животных, человека. Подвести к пониманию: произошли изменения в поведении пернатых; одни птицы будут зимовать рядом с жильем человека, а другие улетят. Расширить знания о том, как птицы готовятся к зиме.
 

 4. Природа и здоровье человека.
 

 Систематизировать представления детей о взаимоотношениях человека с окружающей средой. Расширить знания о природе. Жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Формировать ответственность за совершение разнообразных действий в окружающей действительности.
 

Н
О
Я
Б
Р
Ь

 1. Влагоустойчивые и засухоустойчивые комнатные растения.
 

 Сформировать у детей представление о дифференцированных потребностях комнатных растений во влаге.
 

 2. Путешествие капельки.
 

 Формировать представление о круговороте воды в природе. Развивать умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать бережное отношение к воде.
 

 3. Как звери к зиме готовятся.
 

 Расширить представление о диких животных. Рассказать, почему звери линяют. Почему некоторые из них мигрируют в более удобные места, как люди помогают животным, подкармливают их. Расширить знания о том, как звери готовятся к зиме.
 

 4. Беседа об осени (обобщающая).
 

 Систематизировать и обобщить знания детей об осени. Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме. Воспитывать бережное отношение к растениям и животным.
 

Д
Е
К
А
Б
Р
Ь

 1. Встреча зимы.
 

 Продолжать знакомить с сезонными изменениями в природе. Закрепить знание зимних месяцев. Учить замечать красоту зимней природы и отражать ее в рассказах и рисунках.
 

 2. «Кто главный в лесу?» — Беседа.
 

 Рассказать, что охраной окружающей среды занимаются экологи, зоологи, лесники. Формировать понятие о том, как дети могут помочь взрослым: беречь растения, охранять насекомых, выбрасывать мусор в специально отведенные места.
 

 3. Что мы знаем о птицах?
 

 Знакомить с зимующими птицами. Изучать их особенности, воспитывать любовь к природе. Развивать интерес к наблюдению за птицами.
 

 4. Уголок планеты, где мы живем.
 

 Формировать представление об экологических проблемах родного города. Знакомить с растительным и животным миром своей местности. Воспитывать любовь к родному краю.
 

Я
Н
В
А
Р
Ь

 1. Жизнь на Крайнем Севере и в тундре.
 

 Знакомить с климатическими условиями разных материков. Рассказать, что в Антарктиде обитают тюлени, морские леопарды, моржи, пингвины. Развивать любознательность. Воспитывать любовь к природе, интерес, стремление изучать природу.
 

 2. Лес – жизнь человека.
 

 Познакомить с природными зонами: лес, луг, тайга. Расширить знания о растениях леса. Закрепить знания об «этажах леса», умение узнавать птиц по голосам и внешнему виду. Формировать умение правильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей.
 

 3. Австралия.
 

 Расширить представление о материках. Познакомить с климатическими условиями Австралии, с животными материка (кенгуру, коала, ехидна и т.д.).
 

Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь

 1. Сравнение домашних и диких животных.
 

 Закрепить знания об отличиях диких и домашних животных. Продолжать учить сравнивать и устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
 

 2. Экологические цепочки в лесу.
 

 Способствовать формированию у детей представлений о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга; формированию знаний о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга. Воспитывать бережное, рачительное отношение ко всему живому на Земле.
 

 3. Если хочешь       быть  здоров.
 

 Закрепить представления детей о приспособляемости человека к зимним условиям жизни. Познакомить с использованием факторов природной среды для укрепления здоровья. Дать представление об использовании средств народной медицины при простуде. Правила поведения при простуде.
 

 4. Беседа о зиме.
 

 Способствовать обобщению представлений детей о зиме как времени года, о жизни и приспособлении растений, животных, птиц к зимним условиям; о погодных условиях в зимнее время; формированию и обобщению представлений о зависимости состояния растений от внешних условий; формированию эмоционально-эстетического отношения к зимним явлениям природы.
 

М
А
Р
Т

 1. В гости к весне.
 

 Систематизировать знания об изменениях в природе и труде людей весной, раскрыть особенности охраны здоровья весной.
 

 2. Птицы прилетели – весну принесли
 

 Способствовать уточнению и обобщению представлений детей о перелётных птицах (грачи, трясогузки, журавли и др.), прилёт, добывание корма, выведение птенцов, выкармливание, забота о них. Воспитывать бережное отношение к гнездовьям птиц.
 

 3. Все нужны на Земле (пресмыкающиеся).
 

 Углублять и расширять знания о пресмыкающихся (ящерица, черепаха, червяки и т.д.). Познакомить с некоторыми фактами их защиты. Учить рассказывать об особенностях их внешнего вида и жизненных проявлений. Формировать умение правильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей.
 

 4. Весенний уход за комнатными растениями
 

 Расширить и уточнить представления о комнатных растениях. Закрепить представления о том, что для роста растений нужны свет, влага, тепло, почвенное питание. Продолжить знакомить с особенностями внешнего строения растений. Воспитывать желание ухаживать, видеть красоту.
 

А
П
Р
Е
Л
Ь

 1. Царство растений: травы.
 

 Закрепить знания о травах и цветах как представителях флоры Земли, их красоте и пользе. Рассказать о многообразии трав и их пользе;  многообразии цветов – дикорастущих, садовых, лесных, полевых, луговых, болотных.

 2. Мы все – жители планеты Земля.
 

 Обобщить и систематизировать представление о временах года и частях суток. Продолжать знакомить с космосом, звездами, Луной, Солнцем, Солнечной системой. Подвести к пониманию, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды.
 

 3. «Кто живет в
воде,  и что растёт в воде».
 

 Закрепить знание водных животных, их особенностях (водных растений и их особенностях); приспособляемости к жизни именно в водной среде; разъяснить необходимость охраны этих животных и растений и среды их обитания.
 

 4. Природа и здоровье.
 

 Подвести к пониманию того, что окружающая среда влияет на состояние человека. Продолжать знакомить с основами здорового образа жизни. Учить понимать состояние растений и животных, находящихся рядом с человеком; проявлять соответствующее отношение в каждом конкретном случае.
 

М
А
Й

 1. Цветущие деревья.
 

 Создать условия для обобщения представлений о деревьях в весенний период (распускание листьев, почек, цветение березы, черемухи, плодовых деревьев, их рост); сравнение цветов, разнообразных деревьев. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к красоте природы.
 

 2. В гости к лекарственным растениям.
 

 Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения.
 

 3. Беседа о весне.
 

 Способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни растений и животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время. Формированию и обобщению представлений о труде взрослых в весенний период, об одежде взрослых и детей.
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Инновационные технологии экологического воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО".

Актуальность создания и развития системы экологического образования определяется необходимостью изменения устоявшихся представлений о безграничности окружающей среды с самовосстановлению и самоочищени...

Технология экологического воспитания дошкольников

Актуальность экологического воспитания дошкольников обусловлена тем, что взаимодействие с природой обладает большим психолого-педагогическим потенциалом, который должен быть использован в процессе эко...

"Метод проектов - технология экологического воспитания дошкольников" консультация для педагогов и родителей

Дошкольники проявляют высокий познавательный интерес к миру природы, и он может стать отправной точкой в воспитании экологической культуры....

Инновационные технологии экологического воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Инновационные технологии экологического воспитания дошкольников....

Консультация для педагогов "Современные технологии экологического воспитания дошкольников"

Первым звеном в системе экологического образования является дошкольное. Именно на этапе дошкольного детства ребёнок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разны...

Технология экологического воспитания дошкольников С.Н.Николаева.

Развивать экологические представления, знания о ценности природы через организацию экспериментальной опытно-исследовательской деятельности....