Цикл конспектов обучающих мероприятий для дошкольников по правилам дорожного движения.
учебно-методическое пособие

Коренева Елена Павловна

Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются именно дети. Избежать опасности можно, лишь обучая детей Правилам дорожного движения с самого раннего детства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsikl_obuchayushchih_meropriyatiy.docx905.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №8 «Золотая рыбка»

Цикл конспектов обучающих мероприятий

для дошкольников по правилам дорожного движения.

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=ac516f41ca6dd93dfdd1bf5be0d977716f84adf3-9741114-images-thumbs&n=13

Разработала:

Воспитатель: Коренева Е.П.

Аннотация

Ситуация в обществе сегодня складывается таким образом, что возникает необходимость не только в улучшении условий для сохранения жизни и здоровья детей, но и в поиске эффективных форм и методов работы с самими детьми, в более тесном сотрудничестве с их родителями. Тем самым обеспечивается снижение социальной дезадаптации подрастающего поколения, предупреждение или снижение последствий возможных чрезвычайных ситуаций, формирование культуры безопасного поведения дошкольников. Содействовать формированию культуры безопасного образа жизни целесообразно именно в дошкольном возрасте.

Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются именно дети. Избежать опасности можно, лишь обучая детей Правилам дорожного движения с самого раннего детства.

Целью данной методической разработки является формирование навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Для ее достижения необходимо решить несколько задач:

  • создать условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения;
  • развивать у детей умение ориентироваться в различной обстановке;
  • вырабатывать у  дошкольников привычку правильно вести на улицах и дорогах;
  • воспитывать в детях грамотных пешеходов.

Решение этих задач осуществляется через специально организованную деятельность – через цикл экскурсий, прогулок и наблюдений познавательного характера по обучению правилам дорожного движения.

Цикл мероприятий по обучению правилам дорожного движения предназначен для детей дошкольного возраста.  В цикл мероприятий входят: экскурсии, прогулки, наблюдения, разработанные с учетом возрастных особенностей детей, разработан для всех возрастных групп. Представленный вариант экскурсий, прогулок, наблюдений отвечает нормативным требованиям к образованию дошкольников, обеспечивает развитие их способностей.

В разработке представлены конспекты целевых прогулок, экскурсий и наблюдений для дошкольников по обучению правилам дорожного движения, в содержание которых включены формы и методы последовательного решения образовательных, воспитательных и развивающих задач, актуальных для соответствующего периода.

Методическая разработка    поможет воспитателям в организации и проведении прогулок, экскурсий, наблюдений по обучению правилам дорожного движения с детьми дошкольного возраста.

Список литературы:

  1. Богданович А. Пешеходу-малышу. М., 1974.
  2. Георгиев Г. Светофор. М., 1972.
  3. Клименко В.Р. Обучайте дошкольников правилам движения. М., 1975.
  4. Пишумов Я. Машины. М., 1980.
  5. Пишумов Я. Это моя улица. Л., 1981.
  6. Семенюк В.И., Владимиров Н.В. Работа с детьми по изучении. Правил дорожного движения. Минск, 1983.
  7. Скоролупова О.Л. Правила и безопасность дорожного движения. – М.: Скрипторий 2003, 2004.
  8. Степанникова Э.Я., Филенко М.В. Дошкольникам о правилах дорожного движения. М.. 1979.

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=d41a40ce41649430ce5e569cdd74d7759fc8604a-10933531-images-thumbs&n=13

Примерная   тематика

Целевых   прогулок, экскурсий, наблюдений

Младшая группа:cd_figyri_16

• знакомство с улицей и дорогой;                            

• наблюдение за работой светофора;

• наблюдение за автомобилем;

• пешеходный переход.

Средняя группа:

• знакомство с улицей и дорогой;

• сравнение легкового и грузового автомобилей;

• наблюдение за светофором;

• правила перехода проезжей части по регулируемому пешеходному переходу.

Старшая группа:

• элементы дороги;

• правила поведения на дороге;

• наблюдение за транспортом;

• прогулка пешехода;

• переход;

• перекресток;

• сигналы светофора;

• наблюдение за работой инспектора ДПС ГИБДД;

• прогулка к автобусной остановке, правила поведения на остановке.

Подготовительная группа:

• улицы и перекрестки;

• Правила дорожного движения;

• наблюдение за движением транспортных средств и работой водителя;

• наблюдение за работой инспектора ДПС ГИБДД;

• значение дорожных знаков;

• правила поведения на остановке и в общественном транспорте;

• пешеходный переход (подземный, надземный и наземный);

• пешеходный переход регулируемый и нерегулируемый.

ZNAEM-UMEEM-SOBLYUDAEM

Младшая группаhttps://kuda-mo.ru/uploads/81040fea770d882e4e3375e6b626e653.jpeg

          «Наблюдение за автомобилем» https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-01/1673591570_gas-kvas-com-p-risunok-yunii-peshekhod-detskii-sad-42.jpg

Цель: уточнить с детьми основные части легкового автомобиля. Закрепить представление детей о нем.

Ход прогулки

У обочин тротуаров, у домов стоят вереницей легковые автомобили. Можно остановиться у любого из них и понаблюдать. Педагог вместе с детьми обходит вокруг машины: определяют цвет, считают колеса. Если сзади есть запасное колесо, взрослый объясняет, зачем оно. Потом точно также все пересчитывают фары машины.

С помощью взрослого дети объясняют: «Фары — глаза! Они ночью освещают дорогу, чтобы машина видела, куда едет!» Воспитатель  конкретизирует: «Фары помогают шоферу правильно вести машину». Далее взрослый рассказывает детям, какие колеса и фары передние, какие задние.

        Затем пересчитывают двери с обеих сторон, вспоминают, что при входе в дом всего одна дверь, а здесь несколько. Почему? Взрослый не спешит с объяснениями. Предложив заглянуть вовнутрь, поясняет: «Салон. В салоне сидят шофер и пассажиры, те, кто едет в машине».            Дети правильно отвечают на вопросы, где сидит шофер, как он управляет машиной. Взрослый добавляет: «Чтобы не столкнуться с другой машиной, чтобы не произошла авария, шофер внимательно смотрит на дорогу. Через лобовое стекло он видит, что впереди, а в другие стороны ему помогают смотреть зеркала. И шофер, и пассажиры обязательно должны пристегиваться ремнями безопасности — это твердое правило. Будут все выполнять это правило, не попадут в беду».

           После такого детального ознакомления с машиной взрослый помогает старшим детям включиться в игру. Каждый решает, какого цвета его автомобиль. Саше нравится красный, Жене — синий. Надо дождаться, когда на дороге появится первый автомобиль, какого цвета он будет. Появится синий автомобиль, выиграет Женя и т. д. Теперь все внимательно смотрят вдоль дороги, ожидая, какое транспортное средство появится первым, кто выиграет.

Старшие дети могут играть по-другому: считать, кто быстрее наберет определенное количество «своих» машин: у Марины три красных автомобиля проехало, а у Андрюши — два синих. «Женя, сколько твоих белых машин уже пробежало?» — спрашивают все у малыша. Все возвращаются на участок, играют. В конце прогулки организуется подвижная игра «Вышли дети в садик»

 

«Знакомство с улицей и дорогой»

Цель. Уточнять и расширять представления детей об улице, дороге, тротуаре; о грузовых и легковых автомобилях; дать элементарные знания о правилах поведения на улице. Развивать наблюдательность.

Ход.

             Перед выходом на прогулку воспитатель беседует с детьми:

- Ребята, сегодня мы с вами будем знакомиться с улицей. На улице много машин, поэтому идти нужно очень аккуратно. Мы с вами пойдем парами друг за другом.

Знакомя детей с улицей, воспитатель говорит:

«Посмотрите, какая наша улица широкая, красивая. На ней много домов. На дороге много машин. Машины самые разные. Какие машины вы видите? (Грузовые, легковые.) Какие машины называются грузовыми? (Те, которые возят грузы.) Где едут машины ? (По дороге.)

Место, где ходят люди, называется тротуаром. Мы с вами идем по тротуару. Кто запомнил, как называется место, где ходят люди? (Тротуар.) Теперь мы с вами знаем, что машины ездят по дороге, люди ходят по тротуару».

         Педагог предлагает детям посмотреть вокруг и рассказать, что еще они видят на улице.

        Обращает внимание ребят на отдельные объекты (дома, машины, деревья и т. д.)

        В конце прогулки воспитатель подводит итог:

 «Сегодня мы с вами знакомились с улицей. Улица широкая, красивая; на ней много машин. Машины ездят по дороге. Люди ходят по тротуару. Все люди идут, не мешая друг другу. На улице есть дома. Дома бывают разные — высокие и низкие».

Средняя группа

«Знакомство с улицей и дорогой»

Цель. img9

  • Расширять представления детей об улице (дома на улице имеют разное назначение: в одних живут люди, в других находятся учреждения — магазины, школа, почта и т.д.;
  • машины движутся по проезжей части улицы; движение машин может быть односторонним и двусторонним;
  • проезжая часть улицы при двустороннем движении может разделяться линией.)
  • Познакомить детей с некоторыми правилами передвижения пешеходов по улице, с понятиями: «пешеход», «переход».

Ход прогулки:

               Воспитатель уточняет знания детей об улице, проверяет, все ли ребята могут объяснить, что такое тротуар, проезжая часть дороги, светофор.

Воспитатель. Посмотрите, как много домов на нашей улице. Все они разные: высокие, низкие, в одних люди живут (показывает на жилой дом), в других — работают. На нашей улице находится почта. Здесь отправляют письма в другие города. А в этом доме что находится? (Показывает на магазин.) (Магазин. Здесь продают хлеб.) Правильно. Это булочная.

Затем воспитатель обращает внимание детей на движение машин: «Часть дороги, по которой едут автомобили, называется проезжей частью. Если автомобили едут в одну и в другую сторону, то движение называется двусторонним. Чтобы не было столкновений транспорта, проезжая часть разделена сплошной или прерывистой белой линией. Если автомобили едут по улице только в одну сторону, то движение называется односторонним.

        Заканчивая прогулку, педагог уточняет и закрепляет представления детей о тротуаре, проезжей части, одностороннем и двустороннем движении.

Воспитатель: Люди, которые идут по улице, называются пешеходами. Мы пойдем гулять по улице, значит, мы будем пешеходами. Чтобы на улице был порядок, все пешеходы должны соблюдать правила: идти спокойным шагом, придерживаясь правой стороны тротуара. Проезжую часть улицы можно переходить только в специальных местах, которые называются пешеходными дорожками или переходами. Посмотрите, на дороге нарисованы широкие белые полосы — это пешеходная дорожка. Только здесь можно переходить улицу. Вы обратили внимание на то, что проезжая часть разделена белой линией? Машины движутся в обе стороны. Какое это движение? (Двустороннее движение.)

Посмотрите, при двустороннем движении люди, прежде чем перейти дорогу, смотрят налево, а дойдя до середины улицы, смотрят направо. А в какую сторону надо смотреть, чтобы перейти улицу при одностороннем движении? (Надо смотреть в ту сторону, откуда движется транспорт.)

         При каком сигнале светофора можно переходить улицу? (При зеленом.)

 Сегодня мы узнали, что есть правила для пешеходов. На улице все должны вести себя спокойно, не мешать друг другу, идти по правой стороне тротуара. Переходят улицу при зеленом сигнале светофора и только по специальному переходу.

«Наблюдение за светофором»

Цели: закрепить знания детей о работе светофора, о правилах перехода улицы; познакомить с назначением желтого сигнала.

Активизация словаря: светофор, пешеход, одностороннее и двустороннее движение.

Ход прогулки

Перед выходом на улицу воспитатель предлагает детям послушать стихотворение.

Чтоб тебе помочь

                 Путь пройти опасный,

Горит день и ночь

Зеленый, желтый, красный.

Затем задает детям вопрос. Они отвечают.

  • О чем говорится в стихотворении?
  • О светофоре.

-        Сегодня на прогулке мы посмотрим, как его огни регулируют движение.

Подойдя к месту наблюдения, педагог проводит с детьми беседу.

-        Загорелся красный свет. Как вы думаете, можно сейчас переходить улицу?

Дети. Нет.

-        А на какой сигнал светофора разрешается идти? Д е т и. На зеленый.

  • Загорелся зеленый свет. Посмотрите: люди спокойно переходят

улицу. Кто вспомнит, как надо переходить улицу при двустороннем и одностороннем движении? (Ответы детей.)

  • Сейчас сигнал в светофоре изменился. Кто заметил, какой огонек

зажегся после зеленого?

Дети. Желтый.

-        Правильно, желтый. Он предупреждает водителей и пешеходов о том, что сигнал меняется, надо быть внимательным.

Желтый свет - предупрежденье -Жди сигнала для движенья.

-        Давайте посмотрим, как меняются огни светофора и как при этом ведут себя пешеходы и транспорт.

Руководя наблюдением детей, воспитатель помогает им уяснить взаимосвязь между сигнализацией светофора, действиями пешеходов и водителей.

«Пешеходный переход»

Цель: закрепить правила поведения на улице, учить переходить улицу по специально выделенному знаку - «зебре»

Ход прогулки

- Ребята, сегодня мы с вами пойдем на прогулку во дворик, где живет Настя. Но нам придется переходить через улицу. Чтобы перейти на другую сторону улицы, имеются определенные места и называются они пешеходными переходами. Их обозначают белыми прерывистыми линиями и их называют «зебрами». Обычно на специальных стойках устанавливаются дорожные знаки «Пешеходный переход».

При переходе улицы не следует торопиться. Прежде чем перейти улицу, необходимо убедиться в полной безопасности. Сходя с тротуара, нужно посмотреть налево, в случае приближения транспорта пропустить его и только после этого начинать переходить улицу. Дойдя до середины улицы , посмотреть направо и, если нет близко машины, закончить переход.

Переходить улицу нужно спокойным твердым шагом. Пешеход не должен переходить улицу перед близко идущим транспортом.

Вопросы детям во время прогулки:

- Где разрешается переходить улицу?

- Как определить, где находится пешеходный переход?

- Покажите этот знак. Какой формы знак «Пешеходный переход»?

 - Как нужно переходить улицу?

В какую сторону необходимо посмотреть, прежде чем начать переход улицы?

Воспитатель заканчивает прогулку строчками стихотворения:

«Чтобы улицей бурливой

Шумной, звонкой, говорливой

И проехать и пройти –

Будь внимательным в пути!

Есть на каждом перекрестке

Пешеходный переход,

Перейти дорогу просто

Здесь без риска и хлопот.»

«Правила поведения на дороге»

Цель:

1. познакомить детей с основными правилами поведения на улице.

2. закрепить знания о ПДД.

3. воспитывать у детей внимательность (особенно на дороге).

Материал: сказка про «Зайку велосипедиста», мяч.

Ход прогулки:

Вступительная беседа: «Ребята, сегодня мы поговорим о правилах поведения на дороге. Какие правила вы знаете?»

Вопрос: «Почему нельзя устраивать игры на проезжей части?»

Обобщение: «Там ездят машины, а играя не заметишь подъехавшую машину и попадешь под нее».

Игровое задание: «Здесь наш двор. Мы играем в мяч. Вдруг он выкатывается на дорогу. (выталкиваю мяч). Что нужно делать? (ответы детей)».

Обобщение: «Надо сказать маме или кому-нибудь из старших, чтобы они взяли мяч. А самим не в коем случае не бегать за ним. Это очень опасно».

Вопрос: «А где можно кататься на велосипедах?» (обычно дети отвечают: «по дороге»)

Обобщение: «На велосипедах можно кататься только во дворе дома или на детской площадке. Учтите, что на тротуаре тоже нельзя кататься на велосипедах и устраивать игр».

Вопрос: «Почему? Кто ответит?»

Объяснение: «По тротуару ходят пешеходы. Игра и езда на велосипедах будут ей мешать. Они должны сойти на проезжую часть, а это очень опасно».

Чтение сказки про «Зайку велосипедиста».

Беседа: «Ребята, вам понравилась сказка? Вы внимательно ее слушали? Сейчас проверим».

Вопросы: «Какие правила нарушил Зайка? С какой скоростью он ехал по лесу? Как он ехал на велосипеде?»

Чтение отрывка: «То бросит руль, то руку за спину заложит».

Вопросы: «Какие дорожные знаки встречались у него на пути? (не кричать, грибы, гнездо, берлога и норка)». «Обращал ли он на них внимание? А в реальной жизни есть такие знаки? Правильно Зайка сделал, что посадил к себе на велосипед пассажиров? Почему? Чем закончилось путешествия Зайки? А почему все это произошло?» (не знал ПДД).

Подведение итога: «Ребята, я надеюсь вы не будете себя вести на дороге как Зайка-велосипедист, вы ведь уже знакомы с ПДД. Что вам запомнилось на занятиях?»

Старшая группаimg_user_file_584a74ea90c3a_7

«Наблюдение за движением транспорта и работой водителя»

Цели: Расширять знания детей об улице: дорога делится на две части – проезжую и тротуары; улиц в городе много, место пересечения улиц называется перекрёстком; по мостовой автомобили движутся в несколько рядов; сплошная или прерывистая белая осевая линия делит проезжую часть дороги на две части, благодаря чему обеспечивается спокойное двустороннее движение; на улице можно увидеть разные автомобили (легковые, грузовые, автомашины скорой помощи и т.д.). Каждый водитель должен внимательно следить за движущимся транспортом, сигналами светофора, дорожными знаками. Уточнить знания о перекрестке. Познакомить с правилами перехода проезжей части, где есть перекресток. Закрепить знания о правилах поведения на проезжей части.

Ход прогулки:

На прогулке можно провести беседу следующего содержания:

  • Дети, сегодня мы будем гулять по улице. Вспомните и скажите, как

называется наша улица, какие на ней дома, какое движение (одностороннее или двустороннее), где ходят пешеходы.

Затем воспитатель обращает внимание детей на проезжую часть. По ней разрешается ехать транспорту, в том числе и специальным машинам – скорой помощи, пожарной. Воспитатель подводит детей к перекрѐстку и предлагает понаблюдать за проезжающими по улице автомобилями.

  • В нашем городе много улиц. Они пересекаются между собой. Место пересечения улиц называется перекрёстком.
  • Дети, кто управляет машиной?
  • Шофёр, водитель автомашины.
  • Правильно, шофёр. Мы уже говорили, что шофёр должен внимательно следить за проезжающими мимо автомашинами, за сигналами светофора. Какой сигнал разрешает движение, а какой запрещает?
  • Зеленый свет разрешает движение, а красный запрещает.
  • Правильно. Дети, кто знает, какие это знаки? (Обращает внимание на дорожные знаки).
  • Эти знаки называются дорожными. Дорожные знаки помогают водителям и пешеходам соблюдать на улице порядок. Знаки бывают разные.

Воспитатель показывает на улице 1 – 2 знака, например, «Дети», «Пешеходный переход», объясняет их назначение.

- Сегодня вы узнали, что место пересечения дорог называется перекрёстком. На перекрёстках водители и пешеходы должны быть особенно внимательны. Нередко от перекрёстка вешают знак «Пересечение с равнозначной дорогой». Водитель увидит его и замедлит движение, чтобы не столкнуться с автомашинами, выезжающими с другой улицы. Место перехода улицы часто обозначают специальным знаком – «Пешеходный переход» (показывает детям знак). Переход улицы разрешается только в этом месте.

После прогулки воспитатель спрашивает детей, что называется перекрёстком, какие дорожные знаки узнали. Можно предложить детям, зарисовать свои впечатления от наблюдения.

«Правила для пешеходов»

Цели: Уточнить представления детей об улице, проезжей части. Уточнить понятие «пешеход». Учить находить пешеходный переход. Познакомить с правилами перехода проезжей части по пешеходному переходу. Воспитывать внимательное отношение к переходу улицы. Расширять знания детей о правилах поведения на улице.

Ход экскурсии:

  • Как называют людей, идущих по улице?
  • Пешеходами.
  • Мы с вами тоже идѐм по улице, значит, мы – пешеходы. Для того чтобы не мешать транспорту, пешеходы должны соблюдать правила дорожного движения. Мы их учили. Давайте вспомним, как надо ходить по улице.
  • По улице надо идти спокойным шагом.
  • Идти только по тротуару, по правой стороне.
  • Переходить дорогу только при зелѐнном сигнале светофора.
  • Все ответили правильно. Дети, посмотрите внимательно и скажите, где люди могут переходить дорогу. Где находится переход через эту улицу?

Воспитатель подводит детей к переходу.

  • Как вы узнали, что именно здесь переход через дорогу?
  • Здесь стоит знак «Пешеходный переход».
  • На дороге начерчены широкие белые полосы. Они далеко видны и пешеходам и водителям.
  • Правильно. По обе стороны перехода есть светофоры, которые разрешают или запрещают переходить улицу. Эта улица широкая, большая,  и не всегда пешеходы успевают еѐ перейти. Те, кто не успел перейти улицу, должны остановиться на середине – на «островке безопасности». Как только загорится зеленый свет, можно продолжить путь. Где должны остановиться пешеходы, если при переходе улицы их застал красный свет?
  • На «островке безопасности».
  • Посмотрите, как все переходят улицу.

Воспитатель предлагает детям определить, какое движение на улице – двустороннее или одностороннее, и сказать об особенностях перехода (при одностороннем – прежде чем начать переход, посмотреть в сторону движущегося транспорта; при двустороннем – посмотреть налево, убедившись, что машины остановились, идти по пешеходной дорожке, дойдя до середины, посмотреть вправо и, если ещѐ горит зелѐный свет, продолжить переход).

«Наблюдение за работой светофора»

Цели:    Уточнить представление о сигналах светофора. Закрепить знания правил перехода проезжей части. Закрепить знания детей о том, что светофоры управляют   сложным движением транспорта и пешеходов на улицах и дорогах.

Ход прогулки

Перед прогулкой воспитатель загадывает детям загадку:

Чтоб тебе помочь Путь пройти опасный,. Горим и день и ночь –

Зелёный, желтый, красный.

Дети  говорят, что они догадались, - это светофор.

- На перекрѐстке самое оживлѐнное движение: мчатся машины, спешат люди. Именно здесь стоит светофор. Он помогает регулировать движение, помогает устанавливать на улицах и дорогах порядок. Все водители и пешеходы должны действовать так, как говорится в стихотворении С. Михалкова:

Если свет зажѐгся красный, Значит, двигаться опасно,

Свет зелѐный говорит: «Проходите, путь открыт!»

Жѐлтый свет – предупрежденье.

Жди сигнала для движенья.

Выйдя на прогулку, дети наблюдают движение пешеходов и транспорта. Воспитатель предлагает вспомнить, как должен действовать пешеход при переходе улицы. После этого дети вместе с воспитателями (один – впереди колонны, другой в конце) переходят улицу.

3

Подготовительная  группа

«Правила дорожного движения»

Цель: расширять знания детей о правилах поведения на улице.

Ход прогулки:

-        Как называют людей, идущих по улице? Дети. Пешеходами.

-        Мы с вами тоже идем по улице, значит, мы пешеходы. Для того чтобы не мешать транспорту, пешеходы должны соблюдать правила дорожного движения. Мы их учили. Давайте вспомним, как надо ходить по улице.

Дети: По улице надо идти спокойным шагом.    Идти только по тротуару, по правой его стороне.               Переходить дорогу только при зеленом сигнале светофора.

-        Все ответили правильно. Дети, посмотрите внимательно и скажите, где люди могут переходить дорогу. Где находится переход через эту улицу?

Воспитатель подводит детей к переходу.

-        Как вы узнали, что именно здесь переход через дорогу?

Дети. Здесь стоит знак «Пешеходный переход». На дороге начерчены широкие белые полосы. Они далеко видны и пешеходам, и водителям.

-        Правильно. По обе стороны перехода есть светофоры, которые разрешают или не разрешают переходить улицу. Эта улица широкая, большая, и не всегда пешеходы успевают ее перейти. Те, кто не успел перейти улицу, должны остановиться на середине - на «островке безопасности». Как только загорится зеленый свет, можно продолжать путь. Где должны остановиться пешеходы, если при переходе улицы их застал красный свет?

Дети:  На «островке безопасности».

-        Посмотрите, как все переходят улицу.

Воспитатель предлагает детям определить, какое движение на улице - двустороннее или одностороннее, и сказать об особенностях перехода (при одностороннем - прежде чем начать переход, посмотреть в сторону, откуда движется транспорт; при двустороннем - посмотреть налево; убедившись, что машины остановились, идти по пешеходной дорожке; дойдя до середины, посмотреть направо и, если еще горит зеленый свет, продолжать переход).

Экскурсия на перекресток двух дорог

Цель: Формировать у детей представление о перекрестке, как о

пересечение улиц.

Проведение экскурсии:

Воспитатель загадывает загадку:

- Мы на улице видали:

Здесь машины дружно встали,

Ну а здесь проезд свободный:

Движутся машины ровно.

(Перекресток)

Предлагает экскурсию на перекресток к светофору.

После наблюдения за пешеходами, транспортом задает вопросы:
- Как называется место, где одна улица пересекает другую? (Перекресток)
- Что вы видите на перекрестке? (Транспорт и пешеходов)
- Как передвигается транспорт по тротуару? (Тротуар нужен для пешеходов, а не для транспорта)

- Как пешеходы переходят проезжую часть? (По сигналу светофора)
- Какие сигналы светофора горят сейчас? (Для пешеходов - красный; для транспорта - зеленый)

- Для чего нужен желтый свет? (Чтобы пешеходы и транспорт могли подготовиться к следующему движению)

- Как перейти проезжую часть без светофора? (Переходить нельзя; необходимо найти место, где висит знак "Пешеходный переход" или искать ближайший светофор)

Вопрос к детям:

- Куда мы ходили на экскурсию? (На перекресток двух дорог со светофорами)
Предложить дискуссию:

- Давайте представим, что во всем городе убрали светофоры!

Что может произойти?

После выслушивания всех мнений предложить детям вывести заключение:
- Пешеходный переход и светофоры необходимы для жизни и здоровья людей и предотвращения аварийных ситуаций на дорогах.

«Наблюдение за движением машин и работой водителя»

Цель:
1. закреплять знания о двустороннем и одностороннем движении.
2. познакомить с сигнализацией машин, с новым дорожным знаком "Въезд запрещен".
3. воспитывать уважение к труду водителей машин.
Ход: 

Вступительная беседа: "Ребята, мы находимся на перекрестке и будем наблюдать за движением транспорта".

Указания: "Посмотрите, водитель делая поворот на другую улицу включает у машины спереди и сзади световые сигналы".

Вопрос: "Для чего это нужно?"

Объяснение: "Если машина должна повернуть налево, включаются сигналы с левой стороны, а если машина будет поворачивать направо, зажгутся сигналы с правой стороны. Поэтому на перекрестке, где водители могут сделать поворот пешеходы должны внимательно следить за сигнализацией. И прежде чем начать переход, надо убедиться, нет ли машины, которая может повернуть направо или налево".

Рассказ воспитателя: "Ответственная работа у водителя. Управляя своей машиной он все время внимательно следит за движущимся транспортом, за сигналами светофора, пешеходами. Кроме того он обязан строго выполнять указания дорожных знаков. Эти знаки важны не только для водителей, но и для пешеходов".

Вопрос: "Как узнают пешеходы, что именно здесь нужно переходить улицу? Как можно определить место перехода?"

Показ знака "Пешеходный переход". "На что указывает этот знак?"
        Показ знака "Въезд запрещен". "Вот другой знак, что на нем изображено?"
         Объяснение: "Этот знак вывешивается перед въездом на некоторые улицы. Он сообщает о том, что въезд транспорта сюда запрещен".
         Игровое задание: найди такой же знак.

Подведение итогов: "Молодцы ребята! Вы все усвоили, хорошо вели себя на улице, я вами довольна!"

Экскурсия по улице.

Цель: Познакомить дошкольников с улицей ближайшего окружения, с жилыми домами и общественными зданиями. Уточнить знания детей о правилах поведения на улице.

Ход экскурсии

Воспитатель спрашивает детей, как называется улица, на которой находится детский сад. Предлагает пройти по тротуару, придерживаясь правой стороны. Дойдя до перекрѐстка, воспитатель располагает детей так, что бы они не мешали пешеходам, затем спрашивает, как называется это место.

  • Перекрѐсток – это место, где пересекаются улицы или дороги.
  • А если будет пересекаться сразу много улиц, как это место можно назвать?
  • Площадью.  Площадь – незастроенное, большое и ровное место, от которого обычно расходятся в разные стороны улицы.
  • Площади бывают большими. На площадях часто делают скверы, сооружают фонтаны, воздвигают скульптуры. Каждая площадь имеет своѐ название. Кто знает, как называется самая главная площадь нашего города?
  • Дворцовая площадь.

Затем воспитатель спрашивает детей:

  • На какие части делится дорога?
  • Проезжая часть для машин, тротуары для пешеходов.
  • Какое движение на этой улице (одностороннее, двустороннее)? Если движение двустороннее, то воспитатель просит детей подумать, как они это определили. (Машины едут в обе стороны на встречу друг другу).

Затем воспитатель обращает внимание детей на наличие пешеходной дорожки и предлагает сказать, как регулируется движение в этом месте. Дети наблюдают за пешеходами и водителями транспорта, действия которых согласуются с сигнализацией светофора или указаниями сотрудника ГАИ. Воспитатель читает детям стихотворение.

Посмотрите, постовой        

Встал на нашей мостовой,                Не волнуется народ, -

Через улицы идѐт.

Как волшебник, постовой.

Быстро руку протянул.                     Ловко палочкой взмахнул.        

Вы видали? Вы видали?        

Все машины одному

Все машины сразу встали!        

Подчиняются ему.

Дружно встали в три ряда

И не едут никуда!        

После этого дети наблюдают за действиями пешеходов. Воспитатель подчѐркивает , что каждый пешеход, прежде чем перейти улицу, должен определить, какое на ней движение, так как от этого зависят правила перехода. Если на улице двустороннее движение, прежде чем начать переход, надо посмотреть налево, а дойдя до середины – направо. Не успевшие перейти улицу, останавливаются на еѐ середине («островке безопасности»). Если на улице одностороннее движение, смотреть надо в ту сторону, откуда едут машины. Воспитатель объясняет детям, что через дорогу пешеходы идут спокойно, придерживаясь правой стороны, а строгое выполнение правил дорожного движения, дисциплина самих пешеходов делают движение по улицам безопасным.

«Наблюдение за работой сотрудника ГИБДД»

Цели: Уточнять знание детей о работе сотрудника ГИБДД,     объяснить значение жестов.

Ход прогулки:

Перед прогулкой воспитатель вспоминает с детьми назначение сигналов светофора, затем говорит, что в местах наиболее интенсивного движения транспорта за порядком на улице следит сотрудник ГИБДД.

Во время прогулки педагог подводит детей к перекрѐстку.

- Посмотрите, на перекрѐстке стоит полицейский – регулировщик. Он регулирует движение транспорта и пешеходов. В руке у него чѐрно-белая палочка. Она называется жезлом. Полицейский  то поднимает его вверх, то опускает вниз, то отводит в сторону. Посмотрим, что означают все эти движения. Вот он поднял жезл вверх, сам повернулся к транспорту боком, затем взмахнул жезлом перед грудью. Машины поехали. Значит, если регулировщик стоит боком к транспорту или пешеходам – это соответствует зелѐному сигналу: можно идти, ехать. Но вот он повернулся к транспорту спиной или грудью – проезд закрыт. Полицейский поднимает жезл вверх – «внимание». Этот жест соответствует жѐлтому сигналу светофора. Таким образом, жезлом регулировщик показывает, когда начать движение транспорту и когда переходить улицу пешеходам.

Затем воспитатель предлагает детям понаблюдать за работой сотрудника ГИБДД. Сегодня мы с вами узнали, что не только светофоры управляют движением на улицах и дорогах, но полицейские -регулировщики.

«К остановке пассажирского транспорта»

Цели: Расширять знания детей о пассажирском транспорте. Они узнают, что автобусы останавливаются на специальных остановках около тротуаров (у обочины дороги). Ожидать транспорт люди должны на специальных площадках, а там, где их нет, - на тротуаре. Посадка и высадка

пассажиров разрешается только на остановках. Пассажиры не должны придерживать двери, когда они закрываются, открывать их, пока машина не остановилась. Высовываться из окон или выставлять какие – либо предметы тоже не разрешается.

Ход прогулки:

Перед прогулкой воспитатель спрашивает детей:

  • Что делают люди, если им надо попасть из одной части города в другую?
  • Они едут на автобусе.
  • Правильно. А как называются люди, которые едут в автобусе?
  • Пассажиры.
  • Где можно сесть в автобус?
  • На остановке.

Воспитатель подводит детей к остановке и располагает их так, чтобы они не мешали окружающим, затем спрашивает:

  • Как вы думаете, почему мы узнали, что именно здесь остановка автобуса?
  • Здесь весит указатель.
  • Правильно, люди ждут автобус на остановке. Они стоят на тротуаре. На проезжую часть дороги выходить нельзя, иначе можно попасть под машину. Вот подъезжает автобус. Он останавливается на остановке, и двери открываются. Все спешат к автобусу. Взрослые с детьми и пожилые люди могут войти в него через передние двери. Все входят, не толкаясь, спокойно.

В автобусе  пассажиры должны соблюдать также особые правила. Кто знает, какие это правила?

  • В автобусах   надо вести себя спокойно. Разговаривать тихим голосом, уступать место старшим. Нельзя высовываться из окна.

Особую осторожность необходимо соблюдать на  остановках. При выходе из автобуса надо посмотреть, направо и, убедившись в полной безопасности, идти прямо к тротуару.

https://zamanilka.ru/wp-content/uploads/2022/12/kartinki-bezopasnost-detei-15.jpg

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма «ПРАВИЛА ДОРОЖНЫЕ ДЕТЯМ ЗНАТЬ ПОЛОЖЕНО!»

Представленные мероприятия могут использоваться  в системе планирования как в совместной деятельности с детьми, так и в образовательной деятельности в ходе режимных моментов....

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения "Мы едем, едем, едем..."

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по безопасности жизнедеятельности...

Конспект развлечения для старших дошкольников по правилам дорожного движения «Шаг за шагом мы идем, к новым знаниям придём»

Конспект развлечения для старших дошкольников по правилам дорожного движения «Шаг за шагом мы идем, к новым знаниям придём»...

Конспект развлечения для старших дошкольников по правилам дорожного движения «Шаг за шагом мы идем, к новым знаниям придём»

Конспект развлечения для старших дошкольников по правилам дорожного движения «Шаг за шагом мы идем, к новым знаниям придём»...