Вовлечение родителей в совместную деятельность по формированию патриотических чувств дошкольников методом проекта.
материал (подготовительная группа)

Константинова Лариса Владимировна

Представляю вашему вниманию мой опыт работы: «Вовлечение родителей в совместную деятельность по формированию патриотических чувств дошкольников методом проекта». Перед нами стоит проблема   приобщения дошкольников к семейным традициям и обычаям, повышение интереса к ценностям семьи. Даны рекомендации по созданию Семейного древа. Совместная деятельность ДОУ с семьей, через проектную деятельность, положительно влияет на воспитательный процесс. Родители и дети из зрителей и наблюдателей становятся активными участниками образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_proektnoy_deyatelnosti.docx30.19 КБ

Предварительный просмотр:

Вовлечение родителей в совместную деятельность по формированию патриотических чувств дошкольников методом проекта.

«Родина для каждого из нас начинается с мамы».

Ю. Яковлев

“Любовь к Родине начинается с семьи”.

Ф. Бекон

Здравствуйте уважаемые  гости, коллеги! Представляю вашему вниманию мой опыт работы: «Вовлечение родителей в совместную деятельность по формированию патриотических чувств дошкольников методом проекта»

В современных условиях глобализации, интеграции языков и культур, мировых военных действий, организация патриотического воспитания встает на первую ступень государственной значимости.

Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны. Полученные в детстве знания, пережитые глубокие эмоции и впечатления, формируют у ребенка такие черты характера, которые остаются с ним на всю жизнь.

Возникает вопрос, доступны ли детям первые чувства патриотизма? Дошкольникам, особенно детям старшего дошкольного возраста, доступно чувство любви к семье, к родному городу, к природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Именно в семье у ребенка формируются привычки, жизненные принципы, усваиваются моральные ценности, социальные нормы, культурные традиции. От того, как строятся отношения в семье, какие интересы находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети. В настоящее время, в обществе обострены политические, социально-экономические, национальные противоречия. В этих условиях особенно повышается роль семьи в формировании ценностных ориентаций личности ребенка. Без уважения к истории и культуре своего Отечества невозможно воспитать полноценно развитую личность.

К общему сожалению, в патриотическом воспитании детей в условиях семьи заметны следующие недостатки:

1) отсутствие у многих родителей, особенно молодых, знаний и умений, необходимых для осуществления патриотического воспитания детей;

2) равнодушное отношение части родителей к вовлечению детей в общественно-полезный труд, связанный с заботливым отношением к пожилым людям, к охране природы, памятников истории и культуры, к благоустройству своих дворов, городов;

3) отсутствие у определенной категории семей положительного примера в патриотическом воспитании.

Решение проблем воспитания основ патриотизма требует новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса.

Проблема состоит в том, что детей необходимо приобщать к семейным традициям и обычаям, повышать интерес к ценностям семьи. А без вовлечения родителей в эту деятельность, проблему решить невозможно.

Чтобы достигнуть определенного результата, в нашей группе мы  используем нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Эти  методы не должны казаться ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием. Одним из таких методов является проектная деятельность.

Знакомство с историей своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок, сказаний, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом.

Чтобы поддержать такой интерес у детей к своей генеалогии, к прошлому своей семьи в нашей группе реализован проект «Семейное древо». Этот проект может быть осуществлен только с включением родителей. И это очевидно: только сообща, в семье можно собрать материал про своих родных. Родители из пассивных участников, становятся активно действующими участниками. В ходе проектной деятельности наблюдаются изменения в отношениях между детьми и родителями. Дети и родители становятся друг для друга интересными партнерами по совместной деятельности.

Необходимо отметить, что в нашей группе есть дети, испытывающие трудности в освоении образовательной программы. Их семьи также включаются в проектную деятельность, так как она является одной из перспективных технологий и связана с развивающим, личностно – ориентированным обучением. Сотрудничество позволяет нашим родителям иначе взглянуть на своего ребенка, наладить взаимодействие, выработать пути совместной работы, направленной на социализацию и коррекцию детей. Как правило, эти воспитанники тоже хотят презентовать свою семью, рассказать про братьев и сестер, бабушек и дедушек. Это им близко и интересно. Привлечение семей к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку.

Добровольность участия каждой семьи — обязательное требование и условие данного проекта. Родители, могут не сразу включатся в работу, но пример остальных, захватывает и втягивает в процесс исследования. Помогают и грамотные своевременные советы, консультации по сбору информации и оформлению генеалогического древа. Мои личные рассказы по поиску информации о родственниках, которые были репрессированы в период гонений, о заслугах моего деда во время ВОВ, о трудностях послевоенной жизни, все это послужило стимулом для родителей моих воспитанников.

Сбор информации начинается с опроса родственников, бабушек, дедушек и позволяет накопить первоначальные сведения, на которых строится фундамент будущего исследования. ФИО, места жительства, даты рождения – эту и другую важную информацию в пределах двух-трех поколений можно узнать, фактически не выходя из дома. Тем более что сейчас нет проблем со связью. Ценность таких воспоминаний заключается и в том, что зачастую только ваши родные могут назвать факты, отсутствующие в официальных документах: привычки, внешний вид и отличительные черты характера того или иного предка.

Однако чтобы составить объективную картину генеалогии своего рода, недостаточно ограничиться лишь устными сведениями своих родных. Следующим шагом становится анализ семейного архива. Можно найти и изучить письма, дневники, старинные фотографии, различные свидетельства (о браке, рождении и смерти), трудовые книжки, военные билеты, удостоверения. Особое внимание стоит уделять документам из ЗАГСов. Нередко такие семейные бумаги и свидетельства прошлого сложены в коробки и отправлены пылиться на дальнюю полку – тогда как при тщательном рассмотрении они могут дать информацию о том, кем были и какую жизнь вели ваши предшественники.

Учитывая особенности развития детей испытывающий трудности в освоении образовательной программы, я всегда применяю дифференцированный подход, с учетом индивидуальных возможностей. При правильном выборе и постановке задач для осуществления проектной деятельности, все дети достойно представляют её результат. Именно поэтому проектная деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску и в конечном итоге является одним из немногих социально значимых действий доступных дошкольнику.

Благодаря работе над проектом «Семейное древо», еще крепче закрепились доверительные отношения между педагогами, родителями и детьми, раскрылись творческие способности родителей. Самым ярким и зрелищным всегда является последний этап проектной деятельности – защита, презентация.

Все участники получили положительные эмоции. В процессе презентации проекта, дети с интересом рассказывали о своей семье, виден интерес детей к истории семьи. Проведенная работа способствовала укреплению эмоционального контакта между родителями, детьми и старшим поколением.

В настоящее время  метод проектов является уникальным средством сотрудничества, когда родители совместно с детьми находят материал и выполнят общую работу, защищая ее потом на общем мероприятий. Представляя свои работы ребенок испытывает гордость, закрепляется положительный эффект от совместной деятельности и подается пример другим участникам.

Система работы по патриотическому воспитанию детей в нашей группе организуется с младшего дошкольного возраста. Нами реализовывались различные проекты. Вы их сейчас видите на экране. Эти проекты также направлены на патриотическое воспитание дошкольников.

II младшая группа: «Мамочка любимая моя», «Наша добрая матрешка», «Моя любимая игрушка».

Средняя группа: «Двор, в котором я живу», «Зимние забавы», «Мой папа – защитник», «Масленица», «Встреча Жаворонков».

Старшая группа: «Мой город Нефтеюганск», «Дай лапу, друг» «День защитника Отечества», «Красная книга Югры», «Космос», «День Победы», «Многонациональная Россия».

Подготовительная группа: «С чего начинается Родина?», «Семейное древо», «Мое имя», «Коляда пришла», «Народные промыслы России», «Я помню, я горжусь!», «Наша Армия», «День России».

Совместная деятельность ДОУ с семьей, через проектную деятельность, положительно влияет на воспитательный процесс. Родители и дети из зрителей и наблюдателей становятся активными участниками образовательного процесса. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество».

Таким образом, работа с родителями являются на сегодня одной из актуальных проблем модернизации системы дошкольного воспитания и образования. Необходимо и дальше совершенствовать формы работы с родителями, учитывая их социальное положение, статус, категорию семей, а главную ведущую роль в этом должен занять педагог.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование системы ценностей и норм, лежащих в основе отечественной культуры, системы гражданско-патриотического воспитания. Этнокультурное образование как основа для формирования патриотических чувств дошкольников. (Из опыта работы)

В данной статье описывается опыт работы коллектива МБДОУ ДС №3 "Ласточка" города Мегиона Ханты-Мансийского округа-Югры по организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного...

«Формирование патриотических чувств дошкольников посредством проектной деятельности»

В консультации  раскрывается  методика  организации проектной деятельности по патриотическому воспитанию...

Методы вовлечения родителей в совместную деятельность с педагогами и детьми

Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигаютвзаимодействие с семьей на одно из ведущих мест....

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Один из наиболее эффективных методов нравственно-патриотического воспитания – проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взр...

Вовлечение родителей в совместную деятельность. Цели и задачи совместной деятельности педагогов и родителей.

Одной из целей ФГОС является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления ...

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование патриотических чувств дошкольников посредством проектной деятельности»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромное изменение произошли в нашей стране за последние годы.  У детей искажены представл...

"Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечение родителей в образовательную деятельность, в том числе, посредством создания образовательных проектов совместно с семьей"

Взаимодействия детского сада, и семьи по вопросам образования  ребенка является создание единого образовательного пространства, в котором созданы условия для саморазвития всех субъектов образоват...