ФОРМИРУЕМ ПРАВИЛЬНЫЙ ПИСЧИЙ ХВАТ
консультация по логопедии

АСИЯ КУРМАНГАЛИЕВНА ТЮЛЕНБАЕВА
ФОРМИРУЕМ ПРАВИЛЬНЫЙ ПИСЧИЙ ХВАТ.


Многие родители ошибочно считают, что учить ребенка правильно держать ручку нужно лишь ближе к школе. Некоторые и вовсе думают, что школа всему научит. Но уже в 2-3 года дети берут карандаши и рисуют первые «шедевры». Именно в это время нужно обратить внимание на захват малыша и начинать мягко его корректировать.

КАКИЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕТЕРПЕВАЕТ ХВАТ?

- сначала дети берут предметы в кулачок;
- затем формируется пинцетный захват, когда малыш берет вещь большим и указательным пальцами, словно пинцетом;
- позднее ребенок учится сгибать пальцы, делая их округлыми, становится более ловким;
- после прохождения всех этих этапов формируется захват тремя пальцами.
С раннего детства нужно развивать мелкую моторику: давать детям рвать бумагу, мять игрушки, трогать различные предметы, застегивать пуговицы, нанизывать бусины на нитку, лепить из пластилина, перебирать и сортировать мелкие предметы и т.д.

КАК МОЖНО ДЕРЖАТЬ РУЧКУ, ЧТОБЫ БЫЛО УДОБНО? ВИДЫ ПИСЧЕГО ХВАТА.

Динамический трипод
Ручка зажимается между большим и средним пальцами, а указательный лежит сверху. Безымянный и мизинец при этом отдыхают на столе.
За счёт скоординированной работы трёх пальцев и надёжной опоры из двух оставшихся такой хват обеспечивает контроль над инструментом и считается идеальным для письма.

Латеральный трипод
Этот способ похож на предыдущий с той только разницей, что большой палец удерживается в прямом положении и прижимает ручку не кончиком, а подушечкой первой фаланги.
Так держат инструмент для письма где-то четверть детей, и если они не переучиваются под давлением учителей или родителей, продолжают писать так всю жизнь.

Квадрапод
При таком способе на ручке сверху лежит не только указательный, но и средний палец, а безымянный и большой сжимают инструмент с двух сторон.

Латеральный квадрапод
Помимо обычного, есть также латеральный квадрапод, при котором ручка прижимается подушечкой первой фаланги большого пальца, а указательный и средний лежат сверху инструмента.

Большинство учителей и врачей считают идеальным динамический трипод, но в действительности его нельзя назвать единственно правильным.
Таким образом, если ваш ребёнок или вы сами держите ручку одним из этих способов и при этом не страдаете от быстрой утомляемости кисти, можете не тратить время и силы на переучивание.
Если же во время письма ребёнок испытывает сложности такие как: утомление, зажимы в кисти, боль в пальцах, боль в спине и шее и т.д., то следует попытаться научить его правильному хвату - "Динамический трипод".
Неправильная манера держать ручку на письме уже в старших классах может привести к писчему спазму, который является одной из форм фокальной дистонии (характеризуется избирательным нарушением моторной функции ведущей руки). На её наличие указывают болевые ощущения, дрожание пальцев, слабость кисти, тонические спазмы, из-за которых ребёнок просто не может продолжать дальше писать.

КАК ЖЕ НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ДЕРЖАТЬ РУЧКУ ПРАВИЛЬНО?

- Обучая ребенка держать ручку, важно позаботиться о комфортном рабочем месте. Оно должно быть достаточно освещено и хорошо проветриваться.
- Первые упражнения желательно выполнять мягким карандашом, на который можно надеть специальный ограничитель. Изначально они были только для левшей – сейчас же производят и для правшей тоже. Для последующих занятий понадобится шариковая ручка длиной 15 см.
- Убедитесь в правильной постановке руки.
Ручка или карандаш лежит на левой стороне среднего пальца, указательный — придерживает ручку сверху. Большой палец поддерживает ручку с левой стороны. Все три пальца слегка согнуты, но не сжимают ручку сильно. Безымянный палец и мизинец — внутри ладони или свободно лежат у основания большого пальца.

Вот несколько критериев проверки правильности хвата:

1) указательный палец может легко подниматься, а ручка не падает,
2) во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца,
3) расстояние от кончика стержня до указательного пальца около 2 см (у левшей — 3-4 см, иначе ребенок будет закрывать левой рукой написанное).
4) Помните об особенностях письма левшей.
Следите, чтобы при письме в указательном пальце левой руки не было чрезмерного давления – пусть движения будут плавными и свободными. Лист бумаги или тетрадь двигается правой рукой. Рука и ручка должны находиться на одной прямой или иметь небольшой наклон. Также нужно следить за тем, чтобы левая рука находилась под строкой, а линии получались прямыми. Если требуется наклон – он достигается поворотом листа.

Время занятия со старшими дошкольниками: примерно 25-30 минут. Время письма — индивидуально. Главное следить, чтобы ребенок не устал.

Обучению правильно держать ручку в начальной школе посвящают немного времени. Учитель показывает, потом объясняет и далее иногда контролирует. В итоге дети приходят к тому, что вырабатывают навык правильного владения ручкой по большей части самостоятельно. Наша задача вовремя заметить и плавно направить.

Правильный захват ручки – это залог ровного, аккуратного и беглого почерка. Это одновременно и гарантия сохранения здоровья ребёнка, его комфортного психоэмоционального состояния при выполнении письменных работ.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формируйте правильную самооценку ребенка

Консультация для родителей...

Игры, формирующие правильную осанку.

Картотека игр, формирующих правильную осанку....

Игры, формирующие правильное звукопроизношение.

Общение ребенка со взрослыми и сверстниками наиболее успешно осуществляется тогда, когда говорящий внятно и чисто произносит слова. Нечеткое или неправильное произношение слов может быть причиной их н...

картотека игр формирующих правильное звукопроизношение

.Упражнения, обучающие и корректирующие, произношение звуков,При произношением, звуков, следим за артикуляцией и дыханием....

ИГРЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ ПРАВИЛЬНУЮ ОСАНКУ.

Данные игры помогут в формировании правильной осанки ребенка....

ФОРМИРУЕМ ПРАВИЛЬНЫЙ ЗАХВАТ (как научить ребёнка правильно держать карандаш, ручку)

Есть несколько простых и эффективных способов, которые позволяют малышу освоить правильное положение пальцев и кисти руки для дальнейшего письма....

Формирование правильного писчего хвата

Приёмы формирования правильного писчего хвата....