Сенсорное развитие детей посредством дидактических игр для детей раннего возраста
методическая разработка (младшая группа)

Тамара Александровна Фалеева78

Известно, ранее детство - самый поддающийся педагогическим воздействиям период. Все осваивается и познается впервые, еще нет навыков, отсутствуют представления, знания, но велика предрасположенность к усвоению, высока способность к обучению,  так как имеются врожденные механизмы, служащие основной формирования психических качеств. Если не уделять внимание тем или иным направлениям, которые наиболее успешно могут быть реализованы именно на этом возрастном этапе, то в ближайшем будущем почти неизбежна задержка формирования значимых представлений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskoe_posobie_po_sensorike_23.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного виды № 73

Методическая разработка

«Сенсорное развитие детей посредством дидактических игр для детей раннего возраста»

Подготовила:

воспитатель

Тимофеева Тамара Александровна

2020г

Известно, ранее детство - самый поддающийся педагогическим воздействиям период. Все осваивается и познается впервые, еще нет навыков, отсутствуют представления, знания, но велика предрасположенность к усвоению, высока способность к обучению, так как имеются врожденные механизмы, служащие основной формирования психических качеств. Если не уделять внимание тем или иным направлениям, которые наиболее успешно могут быть реализованы именно на этом возрастном этапе, то в ближайшем будущем почти неизбежна задержка формирования значимых представлений.

Что такое сенсорика и почему так важно ее развивать? Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешние чувства. Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить с ним в связь. Перед сенсорным воспитанием стоят разные задачи: В раннем возрасте накопление представлений о цвете, форме, величине ( важно, чтобы эти представления были разнообразными)

Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Наиболее интенсивно сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста происходит при использовании дидактических игр с сенсорным содержанием, при условии, что проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания младших дошкольников. Именно поэтому мы посчитали необходимым разработать проект по теме «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Игра – это особый вид деятельности дошкольника, она всегда носит творческий характер. Ребенка привлекает в дидактической игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть.

Таким образом, можно сделать вывод, что эффективность дидактических игр в развитии восприятии формы, цвета, величины, а также конструирования будет очень велика при условии последовательного, целенаправленного, систематического проведения дидактических игр, а не от случая к случаю.

Сенсорное развитие – фундамент формирующегося интеллекта.

Сенсорное развитие является фундаментом развития интеллекта раннего возраста. Это основа заложена в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, в нем говориться, о том, что с детьми раннего детства

- В раннем возрасте (1 год-3 года) – предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками, экспериментирование с материалами и веществами ( песок, вода, тесто и пр.) общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами – орудиями ( ложка, савок, лопатка и пр.) восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность.

В настоящие время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идет поиск неординарных, альтернативных путей, в магазинах огромный выбор игр и игрушек. И все мы создали свои, которые не менее, а иногда даже более любимы детьми.

Таким образом, актуальность системного подхода в сенсорном развитии детей раннего возраста определяется необходимостью обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания .

Усвоение сенсорных эталонов- длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство.

На этапе раннего возраста детства ознакомление со свойствами предметов играет огромную роль. Недаром профессор Н. М. Щелованов назвал ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Сенсорное развитие ребенка- это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов: их форме, цвете, а также запахе и вкусе.

И я, как педагог, должна расширить и обогатить накопившийся опыт ребенка в окружающем его мире, сформировать представления о предметах, простейших связях между ними.

1 Преобразовать предметно- развивающую среду для стимулирования самостоятельной игровой деятельности.

2. Организация совместной деятельности с детьми.

3 Организовать взаимодействия с родителями по вопросам сенсорного развития детей раннего возраста.

Все вышесказанное побудило меня проанализировать, и разработать и предоставить комплекс дидактических игр по формированию сенсорных представлений у детей раннего возраста.

Положительных результатов в работе можно добиться, действуя в тесном контакте с родителями. Родители откликнулись положительно и даже с удовольствием помогли в работе.

Задачи сенсорного развития детей раннего возраста:

  • Развивать цветоразличение, формовосприятия, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обогащать предметы по эти признакам.
  • Формировать у детей зрительные способы обследования предметов.
  • Побуждать соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел ( шар, куб)
  • Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет.
  • Обогащать активный и пассивный словарь детей, способствовать понимать и использовать в речи слова: « цвет», « такой же», « разный».

  • воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу.
  • Формировать умение слушать и понимать .
  • Развивать познавательные процессы
  • Развивать мелкую моторику

Цель :

- систематизировать работу по сенсорному развитию детей раннего возраста.

- развивать у детей внимание, память.

- формировать представление о пространственных соотношениях.

- закреплять у детей умение группировать предметы по цвету.

Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Наиболее интенсивно сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста происходит при использовании дидактических игр с сенсорным содержанием, при условии, что проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания младших дошкольников. Именно поэтому мы посчитали необходимым разработать проект по теме «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Игра – это особый вид деятельности дошкольника, она всегда носит творческий характер. Ребенка привлекает в дидактической игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть.

Таким образом, можно сделать вывод, что эффективность дидактических игр в развитии восприятии формы, цвета, величины, а также конструирования будет очень велика при условии последовательного, целенаправленного, систематического проведения дидактических игр, а не от случая к случаю.

Дидактические игры:

Воздушные шары:

Цель: развивать у детей внимание, умение группировать разнородные предметы по цвету, закреплять знание основных цветов. Соотносить цвет воздушных шариков с цветом палочек, формировать представление о пространственных соотношениях и правильное произношение предлогов над, под, воспитывать самостоятельность.

Материал: вырезные из цветной бумаги воздушные шары и палочки такого же цвета.

Правила игры. Дети подбирают палочки к воздушным шарам в соответствии с цветом или его оттенком

Бусы

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно- моторной координации, различение предметов по форме, цвету и материалу, развитие усидчивости.

Материал: пуговицы различной величины и цвета, бусинки разной формы, величины, материала, проволока, веревочка,

Ход: предлагаем ребенку сделать бусы. Можно предложить сделать по образцу, а пуговицы подобрать по форме и цвету. Возможно, и сам ребенок может предложить свой вариант изготовление бус. После этого ребенок приступает к созданию бус.

Сделаем сами куклам бусы.

Цель: закреплять у детей умение группировать предметы по цвету, побуждать нанизывать бусы на нитку.

Ход игры: предложить детям разные фигуры ( круг, квадрат), и на веревочку насаживать предметы, разного цвета.

Рассели по домикам

Цель: научить различать предметы по цвету с помощью операции однородных и разных по цвету предметов, формировать практические действия по цветному различению.

Материал: цветные домики 4 основных цветов, животные или человечки разного цвета.

Ход игры: расселить веселых человечков по своим домикам.

Нарядим солнышко

Цель: развитие сенсорного восприятия, формирование зрительно –моторной координации на основе действий с предметами.

Ход игры: предлагаем детям разложить вокруг солнышка полосочки, а к ним и бантики. Обращаем внимание, что бантики должны быть такого же цвета, как и косички.

Найди колеса паровозику

Цель: формировать выполнять чередование по образцу, развивать целенаправленность и внимание при выполнение задание.

Ход игры: раздать детям паровозики и колеса , подобрать колеса к каждому паровозику нужного цвета. Так же можно предложить подобрать колеса разного цвета. Разноцветные колеса у паровозика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация"Сенсорное развитие детей посредством дидактических игр"

Работа по сенсорному развитию с младшими дошкольниками....

Опыт работы "Сенсорное развитие детей посредством дидактической игры"

Описание опыта работы по теме: "Сенсорное развитие детей посредством дидактической игры". Актуальность, проблема, цели и задачи, система педагогической деятельности, Индивидуальная работа, использован...

Развитие сенсорных способностей детей раннего возрастаРазвитие сенсорных способностей детей раннего возраста (консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающ

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста(консультация для родителей)  Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрас...

Проект «Сенсорное развитие детей посредством дидактических игр»

Сенсорно-познавательное развитие - основа познания мира...

Консультация для педагогов По теме: «Сенсорное развитие детей посредством дидактических игр, изготовленных своими руками».

laquo;Каждое движение ребенка – это еще одна складочка в коре больших полушарий» - Мария Монтессори.Ребенок в первые годы жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других св...

Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей в домашних условиях» для детей раннего возраста.

Задачи мастер-класса:• познакомить родителей с понятием «сенсорные эталоны»;• познакомить с играми и упражнениями, направленными на формирование сенсорных эталонов и ра...

Развитие речи детей посредством дидактических игр в группе раннего возраста

Развитие речи детей посредством дидактических игр в группе раннего возраста...