Реферат "Важность приобщения детей дошкольного возраста к волонтерскому движению"
статья (старшая группа)

Бадуненко Елена Анатольевна

Волонтерство – это добровольческая деятельность, основанная на идеях бескорыстного служения гуманным идеалам человечества и не преследующая целей извлечения прибыли, получения оплаты или карьерного роста; получение всестороннего удовлетворения своих личных и социальных потребностей путём оказания помощи другим людям./
Уже с первых дней жизни ребенок является существом социальным, так как его потребности не могут быть удовлетворены без помощи и участия другого человека. Современные дети живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях. Чрезмерная занятость родителей, разрыв поколений, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации наших детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности. Одной из главных задач дошкольного образования является создание благоприятной социокультурной развивающей среды в ДОУ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat_55555.docx51.23 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное дошкольное образовательное учреждение
Луганской Народной Республики
« Ясли-сад комбинированного вида №7 « Золотая рыбка»











Реферат
Бадуненко Елены Анатольевны








Тема: «Важность приобщения детей дошкольного возраста к волонтерскому движению»













2024г.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Что такое волонтерское движение?        4

2.Волонтерство как будущее глобального общества.        6

3.Место и роль волонтерства в современной России        8

4. Развитие волонтерства в детском саду        13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ        24


«Тот, кто ничего не делает для других, ничего не делает для себя»

Гёте

1.Что такое волонтерское движение?

Понятие «волонтер» произошло от французского слова “volontaire”, которое берет корни из латинского языка, а именно от латинского слова “voluntarius”, что в буквальном переводе означает «доброволец, желающий».

«Волонтерство – это добровольческая деятельность, основанная на идеях бескорыстного служения гуманным идеалам человечества и не преследующая целей извлечения прибыли, получения оплаты или карьерного роста; получение всестороннего удовлетворения своих личных и социальных потребностей путём оказания помощи другим людям».

Что мотивирует людей работать добровольно?
Согласно проведённому опросу, люди, работающие добровольно, приводили следующие причины:

-Хочу помогать нуждающимся людям 61%

- Надеюсь научиться чему- то новому 46%

- Хочу иметь какое- то занятие 41%

- Для собственного удовольствия 31%

- Хочу познакомиться с новыми людьми 29%

- Хочу ответить людям за добро добром 11%

- Хочу бороться с определенной проблемой 7%

- У меня есть свободное время 4%

 Из результатов опроса видно, что самыми значимыми мотивами участия в волонтерской деятельности являются такие как: желание научиться новому, приобрести круг общения, помочь нуждающимся людям. То есть волонтерская работа помогает в удовлетворении таких потребностей, как контакты с новыми людьми, самоудовлетворение, продвижение каких-то ценностей.
Некоторая статистика(1997год): восемь человек из десяти говорят, что они стали волонтерами из чувства глубокого сострадания к нуждающимся людям. Более трех четвертых от всех опрошенных были заинтересованы в конкретной задаче, поставленной в добровольческом проекте. Около 70% добровольцев участвуют в волонтерских программах с целью получить новый взгляд на жизнь, людей, работу.

19% взрослого населения Франции хотя бы раз в жизни участвовали в волонтерских акциях. Из них 60 % регулярно участвуют в добровольческой работе, отдавая ей более 20 часов в месяц. 46 % опрашиваемых сказали, что они стали волонтерами, потому что они чувствуют в себе большое желание помогать другим.

Каждый третий немец, - что составляет 34 % населения Германии - является волонтером, посвящая работе в добровольческих ассоциациях, проектах и группах взаимопомощи более 15 часов в месяц. 65% населения считают волонтерство  уникальной возможностью для получения жизненного знания и опыта.

26% японцев имеют опыт волонтерства в прошлом. Из них 48 % уверены, что добровольческий труд очень полезен для личностного роста и общества в целом.

Около 33% населения Ирландии является волонтерами. Общее количество времени, отданное на волонтерскую работу, равняется 96,454 рабочим часам в год. 72 % населения считает, что волонтеры делают нечто такое, что никогда не может быть сделано руками оплачиваемых сотрудников.

Утверждение, что волонтерское движение является элементом социальной ответственности и высшего проявления развитого гражданского общества, не случайно. Сегодня роль волонтерского движения приобретает всевозрастающее значение для социального развития общества.

Современное общество как никогда нуждается в осознании необходимости и значимости волонтерских движений.

Развитие волонтерской деятельности является важным как для общества в целом, так и отдельных его секторов, а также самих волонтеров. Для отдельного человека участие в волонтерской деятельности способствует самореализации и самосовершенствованию, дает возможность получить новые знания и опыт, что, безусловно, является важным особенно для молодых людей, а также возможность почувствовать себя социально значимым и социально полезным.

Государству волонтерский труд помогает эффективнее решать задачи, стоящие перед ним и обществом. Развитие волонтерства способствует становлению гражданского общества, служит повышению роли некоммерческих и общественных организаций.

Волонтерство положительно влияет на социальное и экономическое развитие страны в целом, помогая решить социально значимые проблемы. Волонтерство положительно влияет и на систему образования, т.к. вовлечение дошкольников, школьников и студентов в данный вид деятельности способствует формированию у молодежи активной жизненной позиции, развивает их навыки, повышает знания, поддерживает патриотический дух.

2.Волонтерство как будущее глобального общества. 

История добровольчества показывает, что в волонтерской работе всегда участвовали широкие слои населения независимо от профессии, доходов и уровня образования. Членство в волонтерских движениях не имеет ни религиозных, ни возрастных, ни расовых, ни гендерных ограничений. С каждым годом волонтерство приобретает все большую популярность в мире.

Кофи Анан, Генеральный секретарь ООН так отзывался о волонтерстве: «В сердце добровольчества/волонтера собраны идеалы служения и солидарности и вера в то, что вместе мы можем сделать этот мир лучше. В этом смысле можно сказать, что добровольчество – это конечное выражение главной цели существования ООН».

С 1985 г. 5 декабря волонтеры всего стран мира отмечают международный день добровольцев, учрежденный ООН. Решением Генеральной ассамблеи ООН 2001 год был объявлен международным годом волонтерства, а десять лет спустя по решению Европейской комиссии 2011год был официально объявлен Годом Волонтерства в Европе.

Таким образом, ООН признала важность волонтерского движения и призвала все страны мира осуществлять меры по его поддержке. В нашей стране тоже 2018 год был объявлен годом волонтера.

Волонтерство, как любая деятельность может носить организованный и неорганизованный характер, осуществляться в группе или индивидуально, в частных организациях или общественных.

Неорганизованное (стихийное) волонтерство можно определить как единовременную, однократную, эпизодическую помощь нуждающимся. Организованное добровольчество, чаще всего, определяется как регулярная деятельность, осуществляемая при содействии некоммерческих государственных или частных организаций.

Формы волонтерской деятельности разнообразны: как однократные благотворительные мероприятия и акции, проекты и гранты, целевые программы, лагеря, так и осуществляемые на постоянной основе. В рамках этих мероприятий решаются посильные социальные, культурные, экономические, экологические проблемы  общества.

Волонтерское движение развивается по различным направлениям:

профилактика и борьба с наркоманией, алкоголизмом и ВИЧ- инфекцией;

оказание помощи нуждающимся пенсионерам, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, тяжелобольным людям и инвалидам;

охрана и восстановление исторических духовных и архитектурных ценностей (объектов и территорий);

содействие в организации и участие в обслуживании общественно значимых мероприятий (спортивные, научные, культурные, т.д.), просвещения и духовного развития личности, пропаганда здорового образа жизни;

защита окружающей среды;

оказание помощи жертвам конфликтов и катастроф путем компенсации потери жизненно важных условий существования;

Принятая на ХI-й Всемирной Конференции Добровольцев Международной Ассоциации Добровольческих Усилий (IAVE) в сентябре 1990 г. в Париже Всеобщая Декларация Добровольчества сформулировала основные принципы волонтерства:

признание права на объединение за всеми мужчинами, женщинами, детьми, независимо от их расовой принадлежности, вероисповедания, физических особенностей, социального и материального положения;

уважение достоинства и культуры всех людей;

взаимопомощь и оказание безвозмездных услуг;

признание равной важности как личных, так и коллективных потребностей;

поощрение и стимулирование инициативы и творчества людей;

стимулирование чувства ответственности, поощрения семейной, коллективной и международной солидарности.

Можно утверждать, что волонтерская деятельность направлена на построение социально ответственного общества, путем оказания необходимых гражданам социальных услуг.

В основе ее лежит альтруизм, бескорыстие, благородство, гласность, гуманизм, добровольность, законность, милосердие, отзывчивость, самоотверженность, сострадание и человечность.

3.Место и роль волонтерства в современной России

Проблемой развития волонтерства в нашей стране озабочено как государство, так и граждане. Все чаще в посланиях Президента России Федеральному собранию звучит значимость развития волонтерства. В России идея волонтёрства/добровольчества уходит в далекие времена, вглубь российской истории, когда россияне, воспитанные на моральных и этических традициях православия, оказывали безвозмездную помощь нуждающимся согражданам. Советское время породило пионерские и комсомольские отряды, в которых дети и взрослые должны были трудиться на благо общества. Участие в этих отрядах было принудительно, что, в итоге, исказило понимание о трудовой деятельности на добровольческих началах.

После распада Советского Союза партийные отряды были ликвидированы. Люди стали все больше думать о собственной наживе и забыли о труде на благо других на годы.

В конце прошлого века в России насчитывалось уже около 20 000 добровольческих организаций. Согласно проведённым исследованиям, каждый четвёртый россиянин, еще не вовлеченный в добровольческий труд, желал попробовать работать добровольно.

Сегодня в нашей стране появляется новое понимание волонтерства. Все больше людей проявляют социальную активность и сознательность. Молодежь участвует в акциях помощи детям-сиротам и людям с ограниченными возможностями, очищают город и сдают донорскую кровь. В России, волонтерство в современном понимании начало формироваться в России только конце 80-х начале 90-х гг. ХХ века.

Сегодня оно опирается на основные положения Конституции РФ (1993 г.), Гражданского кодекса РФ (1995г.), Закона РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (1995 г.), Закона РФ «Об общественных объединениях» (1995 г.), проекта Федерального Закона «О филантропии, меценатстве и волонтерстве», разработанном Союзом благотворительных организаций России.

В нашем обществе ощущается острая необходимость развития волонтерского движения. Обусловлено это в значительной степени нерешенностью таких социальных проблем, как рост детского сиротства, безнадзорности и преступности среди молодежи, увеличение доли пожилых людей, алкоголизация населения и рост наркозависимости, экологические проблемы. В этой связи волонтерская деятельность становится одним из важных инструментов социализации населения.

По данным Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» вклад российских добровольцев в ВВП страны, составляет 14,5 млрд. рублей, что значительно ниже уровня развитых стран. Если доля добровольцев в экономически активном населении России достигнет уровня таких стран как США, Австралия, Германия или Бельгия, то вклад российских волонтеров в ВВП страны будет эквивалентен 100 млрд. рублей в год. Если же Россия достигнет по показателю вовлеченности населения в волонтерское движение уровня Швеции, Новой Зеландии, Нидерландов, Великобритании или Австрии, вклад российских волонтеров составит 200 млрд. рублей.

Государственное финансирование благотворительных организаций, которые являются материальной базой волонтерских движений, чаще всего носит единовременный и однократный характер. В качестве примера можно привести Благотворительный фонд помощи детям с онкогематологическимии иными тяжелыми заболеваниями «Подари жизнь». Фонд не финансируется государством на постоянной основе, однако исключением является однократный грант на работу по добровольному безвозмездному донорству в 2010 году, который был выдан Общественной палатой, размер гранта составил 700 тыс. руб. Все же основные финансовые и другие нужды фонд покрывает своими силами с помощью привлечения благотворителей и волонтерской помощи.

В ряде регионов России: Москва и Санкт-Петербург, Татарстан, Чувашия, Карелия, Пермский и Краснодарский края, Самарская, Тверская, Липецкая, Новосибирская, Иркутская, Свердловская области накоплен позитивный опыт поддержки и развития волонтерства.

Волонтерские организации в России ориентированы в основном на привлечение молодежи, которая рассматривается как главный ресурс.

Одним из самых распространенных направлений волонтерской деятельности является помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Здесь большую роль играет эмоциональная составляющая. Работа в детских домах включает не только разовые акции по сбору необходимых вещей, подарков к Новому году, организации досуга для детей, проведение концертов, мастер-классов, помощь в обучении детей. Она может продолжаться и после выпуска детей из детских домов, что не менее важно.

Благотворительный фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам» осуществляет:

профилактику социального сиротства;

помощь детям в больничных и сиротских учреждениях;

содействие семейному устройству.

Организация помощи не только детям, но и их будущим родителям, помогает решать юридические проблемы, связанные с оформлением детей в приемные семьи, но и оказание психологической помощи.

Распространенной формой волонтерской деятельности является помощь медицинским учреждениям, где часто не хватает младшего персонала. Волонтеры посещают больных, общаются с ними, читают вслух, организуют прогулки, дежурство и т.п. Волонтеры инициируют организацию некоммерческих фондов для сбора средств на лечение конкретных больных.

Примером волонтерства в экологической сфере является волонтерский центр «Бурундук» – одно из направлений деятельности эколого-просветительского центра «Заповедники». Волонтерство в области культуры ориентировано на участие в реставрации архитектурных памятников, имеющих историческую ценность, в музеях – работа с туристическими группами. Волонтерское движение может существовать и в форме привлечения добровольцев под отдельный крупный краткосрочный проект. Так в результате Общероссийского конкурса, проведенного Оргкомитетом «Сочи-2014» совместно с Министерством спорта, туризма и молодежной политики и Министерством образования и науки Российской Федерации, 26 учебных учреждений из 23 субъектов Российской Федерации получили право на создание центров подготовки волонтеров для Олимпиады в Сочи в 2014 г.

Волонтерские группы могут формироваться и другими способами. Например, волонтерские микросообщества (новое явление для России), создаются так называемыми «новыми людьми» (в возрасте 20-40 лет), в основном городскими пользователями Интернета. В микросообществе обычно есть ядро (3-4 человека), которые занимаются всей организационной работой, направленной на реализацию той или иной идеи. Вокруг ядра формируется группа «сторонников» поддерживающих деятельность сообщества материально (финансами, материальными ценностями и т.д.). Примерами таких микросообществ могут служить группы в социальных сетях, ориентированные на оказание помощи нуждающимся.

Чрезвычайные ситуации также могут стать мотивом для участия в волонтерском движении. Яркие примеры участие населения в ликвидации лесных пожаров в 2010 г., последствий наводнения в г. Крымске в 2012 г.

Слабость волонтерского движения в России можно объяснить:

  • сложным экономическим положением населения;
  • кризисным состоянием многих некоммерческих и государственных организаций;
  • недостаточно развитой правовой базой;
  • недостаточную информационную базу;
  • недостаточной развитостью институтов гражданского общества;
  • низкой престижностью волонтерства из-за социальных стереотипов.

Трудно привить идеи добровольчества, когда у части населения  существует стереотип, что если человек, занимается честным трудом, на благо обществу и безвозмездно, то, по меньшей мере, он странный или вовсе неудачник. То есть создание позитивного имиджа волонтера, популяризация идей волонтерства, является одной из актуальных для России задач.

Целесообразно было бы обратиться к опыту США. Американское законодательство, разрешает предоставление волонтерам разнообразного рода привилегий, например, получение бесплатных образовательных услуг.

В 2005 году с целью привлечения внимания государства и общества к развитию волонтерства, а также повышения его престижа и формирования позитивного общественного мнения была учреждена национальная общественная награда в области добровольчества. Правительством РФ была утверждена Концепция содействия развитию добровольческой деятельности и благотворительности в Российской Федерации.

Активное участие в развитии института волонтерства, и тем самым, в создании развитого гражданского общества, а также в повышении социальной ответственности и активности российских граждан принимает Российский центр развития добровольчества.

4. Развитие волонтерства в детском саду

В настоящее время необходимо скоординировать усилие детских садов, школ, всех тех, кто считает, что в условиях сложного периода нестабильности и социальных конфликтов во многих сферах нашей жизни особенно остро ощущается необходимость восстановления утраченных общечеловеческих ценностей: гуманизма и милосердия, человеколюбия и сострадания, которые должны воспитываться с детства.

Уже с первых дней жизни ребенок является существом социальным, так как его потребности не могут быть удовлетворены без помощи и участия другого человека. Современные дети живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях. Чрезмерная занятость родителей, разрыв поколений, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации наших детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности. Одной из главных задач дошкольного образования является создание благоприятной социокультурной развивающей среды в ДОУ. Однако с введение ФГОС ДО, (п.2.6.) «становление самостоятельности, целеустремленности и саморегуляции собственных действий» – одна из задач социально-коммуникативного развития ребенка, пришлось пересмотреть подход, к организации условий развития ребенка – дошкольника. Коллектив нашего детского сада начал искать новые современные формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Как воспитать у дошкольника духовно-нравственные качества?

– Как научить детей ориентироваться в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им?

–Что можем сделать мы, педагоги, в условиях детского сада?

Одной из таких форм в ДОУ стала реализация технологии «Детского волонтерства». Волонтёрское движение уже показало свою жизнеспособность и эффективность, как активная форма общения, при которой ребенок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов. А в основе волонтерского движения стоят принципы: «хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому», «сам захотел, и сам выбрал что делать». Так пришла педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДОУ.

Новизна состоит в том, что волонтерское движение организовывается в условиях детского сада.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

* Ребенок овладевает основными  культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно - исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

* Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками  и взрослыми, участвует в совместных играх.

* Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять  свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

* Способен  сотрудничать  и выполнять как лидерские, так и исполнительные функции в совместной деятельности.

Поэтому работа по данному направлению актуально для ДОУ. Волонтерство - институт воспитания, где в совместных делах дошколята могут приобрести позитивный опыт социального взросления и социальной ответственности.

Актуальность: Дошкольники живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребенка в семье  и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей, которая в дошкольный период протекает интенсивно.

Технология эффективной социализации - волонтерство компенсирует дефициты развития, поддерживает самостоятельность и инициативу. Актуальность волонтерского движения в дошкольном учреждении, объединяющая педагогов, детей, социум приведет:

- к более эффективному формированию у дошкольников милосердия, ответственности, самостоятельности и инициативы;

-  к  оптимизации детских и взрослых отношений и умению работать в команде;;

-  к  повышению рейтинга образовательного учреждения.

Целью технологии «Детского волонтерства» является воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Можно выделить такие направления волонтерского движения, которые и определяют следующие задачи:

1.  Психолого-педагогическое направление - воздействие на самочувствие и поведение участников движения.

2.  Социально-бытовое - воздействие на материальные, моральные, национальные, семейные и другие интересы.

3.  Социокультурное - влияние на уровень культуры, организацию досуга.

4.  Трудовое - организация трудовой занятости.

5.  Валеологическое - формирование здорового образа жизни.

6. Социально-правовое - повышение уровня правовой культуры, защита прав человека.

7. Профилактическое - предотвращение возникновения социально-запущенной, маргинальной молодежи.

8. Лидерское - формирование активной жизненной позиции, развитие инициативы, укрепление и развитие демократических норм жизни.

9. Патриотическое - воспитание любви и уважения к Родине, обучение основам взаимопонимания, уважения к своей национальной и другим культурам.

10. Информационное - внедрение новых технологий, обеспечение взаимосвязи между специалистами, пропаганда новых форм, методов, методик.

Для нашего образовательного учреждения мы выбрали следующие задачи:

  • развитие навыков общения в разновозрастном коллективе, положительного отношения к миру, к людям, к разным видам труда;
  • развитие инициативы, самостоятельности и ответственности, сотрудничества и выполнение как лидерских, так и исполнительные функции в любых видах деятельности;
  • развитие способности договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других;
  • развитие качеств честности, открытости и готовностью помочь ближнему в любую минуту.

Первым направлением нашей работы было выбрано – социокультурное (влияние на уровень культуры, организация досуга). В нашем ДОУ на протяжении многих лет отмечается праздник «День пожилого человека». Данное мероприятие проводится с приглашением бабушек, дедушек, бывших работников, которые ушли на заслуженный отдых. Дети устраивают концерт, организовывается чаепитие с вручением подарков. Также в этом направление мы сотрудничаем с РДК участвуем в праздничных мероприятиях. Дети при этом знакомятся с историями возникновения праздников, уважению к старшему поколению и т.д.

Важным моментом в организации волонтерского движения считаю обучение волонтеров, ведь ребенок не может сразу взять и пойти учить других, не имея в запасе знаний и коммуникативных навыков. Был разработан план в который входили информационные и лидерские направления:

Информационное направление (внедрение новых технологий, обеспечение взаимосвязи между специалистами, пропаганда новых форм, методов, методик. В данном направление была проведена работа с приглашением людей разных профессий и знакомство с профессиями.

Лидерское направление (формирование активной жизненной позиции, развитие инициативы, укрепление и развитие норм жизни). По данному направлению были организованы мероприятия с привлечением школьников. Где они делились опытом этой работы, а также проводили акции и мастер-класс

После бесед и знакомства с профессиями дальнейшую работу мы строили таким образом, где дети старшего возраста могли реализовать и применить свои знания в среде сверстников и детей младшего возраста, попробовав свои силы в детской волонтерской деятельности. На базе ДОУ было проведено тематическое развлечение, с приглашением младших школьников, по профилактике ДДТП «Азбука безопасности», где воспитанники ДОУ проводили данное мероприятие в роли волонтеров, проводя беседы, игры и обучающие мастер-классы.

Волонтерские акции проводятся в нашем образовательном учреждении регулярно. Одна из таких акций "Игрушки для малышей", где дети подготовительной группы передали игрушки и игры, из которых они "выросли" малышам. Акция «Оказание помощи в раздевании и одевании малышам», акция «Театр и дети» в данном случае  в основе детского волонтерства лежит принцип взросления. Общаясь и помогая младшим дошколятам, дети - волонтеры ощущают себя взрослыми, у них возникает стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.

Поэтому среди образовательных практик нас заинтересовало волонтерство, которое уже показало свою жизнеспособность и эффективность, как активная форма общения в детской среде, при которой ребенок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов.  

Таким образом, можно сделать вывод, что добровольческое движение развивается, крепнет и оказывает позитивное влияние на общество в целом. Разрабатываются и внедряются новые проекты и программы. Увеличивается число широкомасштабных благотворительных акций. Создаются основы для закрепления взаимодействия институтов гражданского общества и органов власти всех уровней в сфере благотворительной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ современного опыта позволяет констатировать, что в последние годы в нашей стране разрабатываются и осуществляются федеральные, региональные, областные социальные программы по развитию добровольческого движения, совершенствуется сложившаяся система, появляются и апробируются новые формы и методы благотворительной деятельности, организуются широкомасштабные благотворительные акции. С участием представителей органов законодательной, исполнительной власти, благотворительных неправительственных некоммерческих организаций проводятся комплексные мероприятия.

Современная система добровольческого движения в России опирается на богатый исторический опыт благотворительности. Хотя изучение зарубежного опыта волонтерского движения внесло и продолжает вносить большой вклад в теорию и практику социальной работы в нашей стране, однако современное российское общество опирается на свое историческое прошлое.

История человечества не помнит такого общества, которому были бы чужды идеи добровольной и бескорыстной помощи. Добровольная помощь, оказываемая человеком или группой людей обществу в целом или отдельным людям, основана на идеях бескорыстного служения гуманным идеалам человечества и не преследует целей извлечения прибыли. Она может принимать различные формы: от традиционных видов взаимопомощи до совместных усилий тысяч людей, направленных на преодоление последствий стихийного бедствия, урегулирование конфликтных ситуаций, искоренение бедности.

Многие аспекты организационного, педагогического, социального характера, решение которых в прошлом опыте представляет интерес и сегодня, помогают справиться и с современными проблемами волонтерского движения. В связи с чем, в докладе дана общая характеристика сущности добровольческого движения; раскрыты гуманистические и добровольные принципы, на которых оно строится; показан Российский исторический и современный путь становления и развития благотворительности; выявлены проблемы и дальнейшие перспективы развития добровольческого движения.

Сегодня в России формируется свой механизм поддержки населения, который определяется многими факторами, в частности состоянием экономического развития страны в целом и отдельных ее регионов, наличием поликультурной среды обитания, усилением социальной дифференциации, переходом от одного типа общественного устройства к другому.

Российское добровольческое движение имеет несомненные особенности,что в первую очередь связано с неопределенным статусом добровольца в обществе. Во-вторых, это связано с методами привлечения населения к добровольческой деятельности. В-третьих, добровольческое движение в России отличается стихийностью, спонтанностью, нестабильностью. Кроме того, отмечается недостаточная положительная пропаганда такой бесплатной деятельности

В настоящее время в числе приоритетных направлений, стоящих перед добровольческим движением, названы следующие: расширение добровольческого пространства - поиск форм и методов совместной деятельности социозащитных учреждений, общеобразовательных учреждений, органов правопорядка, служб занятости, учреждений культуры, трудовых коллективов - значимой перспективы для всех участников добровольческого движения.

Таким образом, предполагаемая гипотеза, что добровольческое движение только тогда может приводить к высокоэффективным результатам, когда она строится системно, на основе комплексного, междисциплинарного подхода; когда в нее включаются все социальные силы; когда она выстраивается как целенаправленная деятельность; когда все это профессионально обеспечено и оснащено в научно-методическом плане, верна.

Однако следует признать, что современная добровольческая деятельность находится пока в самом начале пути. Созданная система, имеющая нормативно-методическое обеспечение, профессионально подготовленные кадры, позволяет продолжить работу на ином, более высоком уровне.

При этом было бы неправильно считать, что добровольческая работа предполагает только отдачу сил, времени, душевной теплоты и ничего не дает взамен. Действительно, добровольцы работают бесплатно. Но это компенсируется тем моральным удовлетворением, которое они испытывают от своей работы. Добровольцы не одиноки в своих стремлениях: они общаются с людьми, близкими им по духу, имеющими те же интересы. Добровольческая работа позволяет открыть и развить в себе новые способности, которым до этого, возможно, негде было проявиться: навыки общения, разрешения конфликтов, проведения групповых занятий. Молодые добровольцы пробуют себя в тех областях, в которых им, быть может, предстоит работать в будущем: они получают уникальную возможность на практике соотнести свои намерения со своими способностями.

Подводя итог, следует еще раз подчеркнуть, что проблема развития добровольческого движения имеет значительный масштаб, поэтому все мы - государственные структуры, общество в целом и каждый гражданин в отдельности - должны объединить усилия по оказанию гуманитарной помощи, технического содействия, соблюдению прав человека, повышению уровня благосостояния, демократизации общества и укреплению мира.

Добровольчество стремится к достижению двух важных результатов:

Оно помогает в создании стабильного и сплоченного общества.

Оно дополняет услуги, предоставляемые правительством.

Волонтерство рассматривается как форма гражданского участия в общественно полезных делах, способ коллективного взаимодействия и эффективный механизм решения актуальных социально-значимых проблем.

 - Волонтерство помогло детям освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить - коммуникативную.

- Дошкольники научились вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию, стали готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных. У них отмечены более развитые коммуникативно - речевые умения и навыки.

- Волонтеры осознают свою важную миссию - считают себя старшими помощниками, готовыми прийти на помощь младшим во всех режимных моментах в течении дня. Тем самым они получили отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными.

- Наши дети уже понимают, что волонтер обязательно должен быть добрым, терпеливым и ответственным.

- Педагоги учат дошкольников проявлять инициативу, затем у них формируется потребность в её проявлении по выбору мероприятий и их количеству.

- Педагоги и родители, объединив усилия, по воспитанию у детей милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности - повысили свою педагогическую компетентность.

Опыт работы в этом направлении оцениваю как положительный, показывающий эффективность, многофункциональность используемых форм и возможность их применения. Волонтерское движения - гарантия того, что наши дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

О благотворительности и благотворительных организациях: Федер. Закон от 11.08.1995 №135-ФЗ. - В ред. От 22.08.2004.-Ст. 5.

Хожемпо В.В. Управление социально ориентированным развитием экономики Беларуси: сб. ст. Первой Всероссийской научно-практической конференции «Менеджмент и маркетинг: современные тенденции развития теории и практики» 30 – 31 октября 2008. – М.: Изд-во РУДН. – С. 590-603.

Гражданское общество современной России. Социологические зарисовки с натуры / Под ред. Петренко Е.С. – М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2008. – С. 61.

A PRIORI. Институт волонтерства. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://inductor1.ucoz.ru/publ/individualizacija_i_obedinenie/institut_volonterstva/42-1-0-481 (дата обращения: 25.02.2015).

Единый информационный ресурс московской благотворительности. [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.mosblago.ru/groups/show-43-194.htm (дата обращения: 24.02.2015).

Сайт «Официальная Россия», Проект ФЗ «О филантропии, меценатстве и волонтерстве» [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./16/530/74317/114172/114183/114301 (дата обращения: 26.02.2015).

Информационные материалы для журналистов по освещению деятельности СО НКО, для федеральных и региональных органов власти и местного самоуправления по поддержке СО НКО, благотворительности и добровольчества// Агентство социальной информации. – Москва, 2011.

Бодренкова Г.П. Системное развитее добровольчества//АНО «СПО «СОТИС», 2010. – № 4. – С. 15.

Эколого-просветительский центр «Заповедники». [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://wildnet.ru/ – (дата обращения: 20.02.2015).

Чижмакова В. И., Кудряшова Н. А., Костина С. Б. Технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников // Молодой ученый. — 2018. — №46.2. — С. 106-111.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль народной куклы в приобщении детей дошкольного возраста к народной культуре.(Т.П.Смехова, В.А.Кудрявцева) Деятельность ассоциации дошкольных образовательных учреждений в условиях малого города: теория и практика. Киров, 2009г.

В статье рассматриваются вопросы взаимодействия педагогов ДОУ г.Омутнинска по повышению компетентности в вопросах приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре....

Обучение детей дошкольного возраста основным видам движения движения дет

Всем воспитателям и инструкторам рекомендую воспользоваться для оформления планов и в работе с детьми....

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»

В статье рассматривается вид деятельности дошкольников  - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...

Статья по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме:" Русские народные игры. Их виды,содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста"

В статье по народному творчеству раскрывается игра, как основной вид деятельности дошкольников, даётся понятие игры, как средства самопознания, а также виды игр с примерами....

Тема: «Развитие инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста через волонтерское движение в детском саду»

5 декабря в России ежегодно отмечается День волонтер, в этот день каждый, кто считает себя волонтером, стремится сделать доброе дело, помочь ближнему. Волонтёрство, как технология предполагает ра...