паспорт развивающей среды
учебно-методический материал (младшая группа)

Белослудцева Алла Викторовна

Обобщение опыта работы по созданию предметно-пространственной среды во второй группе раннего возраста детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_rpps.docx58.39 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Солнышко» общеразвивающего вида  

р.п. Каргаполье

Паспорт развивающей

предметно-пространственной среды

Вторая группа раннего возраста №4

Подготовила воспитатель:

 Белослудцева А.В.

2023год

Паспорт развивающей среды второй группы раннего возраста

Развивающая предметно-пространственная среда в группе создаёт условия для творческой деятельности детей. Она побуждает детей к игре, формирует воображение, становится основой мыслительного процесса. Поэтому важно, чтобы всё пространство, и образовательное, и предметно-развивающее было эстетичным.

Предметно-развивающая среда необходима детям потому, что выполняет по отношению к детям информационную функцию (предмет несёт определённые сведения); имеет стимулирующую функцию среды (интерес, действия, исследование); развивающую функцию предметной среды, принцип сочетания привычных и непривычных элементов, динамичность развивающей среды, принцип учёта возрастных и половых различий детей.

Оборудование группового пространства соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, оно безопасно, здоровьесберегающее, эстетически привлекательно и развивающее. Мебель соответствует росту, возрасту и количеству детей, игрушки - обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.

В группе создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей. Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности. Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Все игры и материалы в группе расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним.

Преобладающее количество девочек повлияло на создание развивающей среды. В уголке для девочек размещены такие игры как: «Парикмахерская», «Поликлиника», «Магазин», «Семья». Здесь происходит контакт мальчиков и девочек, что реализует гендерное воспитание детей. Мальчики объединены общим конструктивно-строительным интересом, для удовлетворения которого размещены конструкторы разных размеров и фактуры, имеются различные виды транспорта.

Такая организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а воспитателю организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Приемная

Цель: Создание условий для оптимальной организации Привлечь внимание родителей к процессу воспитания детей.

№п/п

Наименование оборудования

Количество

1

Оснащение для «утреннего фильтра» (одноразовые шпатели, термометры)

1

2

Шкафчики для хранения одежды

20

3

Скамья

4

4

Полка для обуви

1

5

Шкаф платяной

1

6

Стенд информационный «Для Вас, родители!»

1

7

Стенд информационный «Безопасность детей»

1

Групповая комната

В развивающей среде группы отражены основные направления образовательных областей ФГОС ДО:

- коммуникативно-личностное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

Пространство групповой комнаты организовано в виде хорошо разграниченных уголков (центров развития):

№п/п

Наименование оборудования

Количество

Доска магнитная

1

Полка для книг

1

Стеллажи для хранения игр

3

Стол, регулируемый по высоте

5

Стул, регулируемый по высоте

19

Уголок сюжетно ролевых игр

Цель: закрепление знаний детей о различных профессиях. Воспитание интереса и уважения к труду. Закрепление знаний о семье, домашнем быте. Развитие у детей чувства благодарности за труд взрослых для них, желания оказать им посильную помощь. Развитие умения применять полученные знания в коллективной творческой игре. В свободном доступе для детей находятся атрибуты для зарождающихся в этом возрасте сюжетно-ролевых игр.

Уголок здоровья  «Будь здоров, малыш»

Название

шт

Игрушечные медицинские инструменты

1

стетоскоп

1

2

градусник

1

3

очки

1

4

фонарик

1

5

лупа

1

6

пинцет

1

7

пробирка

1

8

шприц

1

9

Баночки для лекарств

5

Мебель

10

Табурет

1

11

Шкаф с дверками

1

12

Кровать

1

Постельные принадлежности

13

подушка

1

14

одеяло

1

15

простыня

1

16

пододеяльник

1

17

матрас

1

 «Салон красоты»

Название

шт

1

Фен

2

2

Бигуди

6

3

Каталог причесок

1

4

Резинки

10

5

Заколки

6

6

Щипцы для завивки

2

7

Расческа

2

8

Зеркало

3

Мебель

10

Табурет

1

11

Шкаф с зеркалом

1

«Автосалон»

Название

шт

Набор инструментов для ремонта и строительства

1

Пила

1

2

Шуруповерт

1

3

Молоток

1

4

Отвертка

1

Транспорт

7

Самолет

1

8

Грузовой автомобиль

3

9

Легковой автомобиль

5

10

Трактор

2

11

Бульдозер

1

«Кухня»

Название

шт

Мебель

1

Шкаф посудный

1

Посуда

2

кастрюля

2

3

сковородка

2

4

вилка

10

5

ложка

10

6

Тарелка суповая

10

7

Тарелка для второго

10

8

Блюдце

10

9

Скалка

2

10

стакан

4

11

Кувшин

1

Бытовая техника

13

плита

1

Продукты

14

Пластиковые наборы хлебобулочных изделий

10

15

Пластиковые наборы овощей и фруктов

10

«Дочки-матери»

Название

шт

Игрушки

1

кукла

3

2

коляска

1

Мебель

3

кроватка

1

Постельные принадлежности

4

подушка

1

5

одеяло

1

6

простыня

1

7

пододеяльник

1

8

матрас

1

Книжный уголок «Сказка за сказкой»

Цель: открыть ребёнку мир словесного искусства, воспитывать интерес и любовь к книге, умение слушать и понимать, эмоционально откликаться на воображаемые события.

В центре есть книги, подобранные по возрасту и по текущей теме

Портреты писателей и поэтов

Название

шт

1

1

2

1

3

1

4

1

5

1

6

1

7

1

8

1

9

1

Уголок для театрализованных игр

Цель: развитие творческих способностей и коммуникативных навыков у детей.

Название

шт

Картотеки

1

Картотека театрализованных игр

1

Пальчиковый театр

2

«Моя семья»

1

3

Костюмы персонажей

1

4

Декорации и ширма

1

куклы

5

курочка

1

6

волк

1

7

дед

1

8

собака

1

9

лиса

1

Альбомы

10

Театральные професси

1

11

Виды театра

1

12

Театр и его составляющие

1

Уголок музыкальной деятельности «До, ми, соль-ка»

Цель: развитие творческих способностей и коммуникативных навыков у детей.

Название

шт

Музыкальные инструменты

1

маракасы

2

2

ксилофон

2

3

треугольник

1

4

дудочки

1

5

флейта

1

6

Свистульки (елочка, снеговик)

2

7

металлофон

1

8

бубен

2

Картотеки

9

Картотека музыкально-дидактических игр

Альбомы

10

«Виды театра»

1

11

«Театральные профессии»

1

12

«Театр и его составляющие»

1

13

«Музыкальные инструменты»

1

Уголок развития речи «Говори правильно»

Цель: Развитие монологической речи. Развитие фонематического слуха. Подготовка к обучению грамоте. Формирование культуры речевого общения в детском коллективе. Воспитание эмпатии: чувства сопереживания, желания поддержать. Укрепление дружеских отношений внутри группы. Создание положительной мотивации к коллективной работе.

Название

шт

Картотеки

1

Артикуляционная гимнастика

1

2

Дыхательная гимнастика

1

Демонстрационный материал

3

«Животные Арктики и Антарктики»

1

4

 «Зима»

1

5

«Посуда»

1

6

«Перелетные птицы»

1

7

«Хлеб»

1

8

«Бытовая техника»

1

9

«Овощи»

1

10

«Фрукты»

1

11

«Мебель»

1

12

«Времена года»

1

Дидактические игры

13

«Собери слово»

1

14

«Слоговое лото»

1

15

«Составь слово из слогов»

1

16

«Скажи наоборот»

1

17

«Гнездо, улей, нора или кто, где живет?»

1

Настольно-печатные игры

18

лото «Фрукты»

1

19

лото «Магазин»

1

20

домино «Фрукты»

1

21

домино «Ферма»

1

 

Уголок по сенсорному развитию «Сенсорика»

Цель: обогащение сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности

Задачи:

  1. развивать аналитические способности (умение сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие предметов по одному из сенсорных признаков – цвет, форма, величина);
  2. развивать внимание, память;
  3. развивать слуховую дифференциацию, тактильные ощущения;
  4. развивать мелкую моторику.

Игрушки

1

Пирамидки выдувные большие

2

2

Пирамидки деревянные (желтая, синяя, красная, зеленая)

4

3

Пирамидки выдувные (зайка, поросенок, медвежонок)

3

4

Пирамида-вкладыш квадратная пластмассовая

1

5

Пирамида-конус сортер пластмассовая

1

6

Пирамида деревянная

2

7

Пирамидка-вкладыш пластмассовая три кольца

1

8

Кубики большие пластмасса

26

9

Кубики средние пластмасса

17

10

Кубики деревянные

28

11

Кубики «Собери картинку»

2

12

Кубики-пирамидки «Собери картинку»

2

12

Сенсорный кубик пищалка

1

14

Мозаика напольная

3

15

Деревянная рамка-вкладыш «Лесная полянка»

1

16

Книжка-тренажер «Одеваюсь сам» (мальчик)

1

17

Книжка-тренажер «Одеваюсь сам» (девочка)

1

18

Лабиринты

2

19

Куб-сортер большой

1

20

Куб-сортер маленький

1

21

Кубик-вкладыш

1

22

Паровозик-конструктор

1

23

Шнуровки

2

Дидактические игры

24

«Разноцветные помпоны»

1

25

«Времена года»

1

26

«Геометрические фигуры»

1

27

«Божьи коровки»

1

28

«Подбери заплатку»

1

29

«Рыбки»

1

30

«Теневое лото»

1

31

«Фигурки из палочек»

1

32

«Веселая гусеница»

1

33

«Сенсорные коврики»

1

34

Пазлы «Транспорт»

1

35

Найди рыбку нужной формы

1

36

Разноцветные прищепки

1

37

Геометрическая пирамидка

1

Спортивный уголок «Физкульт-ура!»

Цель физкультурного уголка: обеспечение и регулирование уровня двигательной активности детей в режиме дня.

Задачи физкультурного уголка:

- приобретение двигательного опыта и физических качеств: координации, гибкости, силы

- предупреждение нарушений и правильное формирование опорно-двигательной системы организма;

воспитание положительных нравственно-волевых черт личности, активности, самостоятельности;

- развитие равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук;

- закрепление навыка выполнения основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);

- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;

- овладение подвижными играми с правилами;

- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

- становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Нетрадиционное спортивное оборудование

Название

шт

1

Флюгер

5

2

Массажер

2

3

Мячики мягкие

3

4

Коврик «Ножки-ладошки»

1

5

Моталочки

3

6

Ловишки

4

7

Змейка

2

8

Классики-трансформер

1

Традиционное спортивное оборудование

1

Дорожка здоровья

1

2

Коврик массажный «Яблоко»

2

3

Мячи пластмассовые малые

2

4

Кольцеброс с кольцами

1

5

мячи резиновые средние

4

6

Мяч резиновый большой

1

7

кегли

5

Картотеки

1

Картотека подвижных игр.

1

2

Картотека малоподвижных игр.

1

3

Картотека физкультминуток.

1

4

Картотека утренней гимнастики.

1

5

Картотека гимнастики для глаз.

1

6

Картотека гимнастики после дневного сна.

1

7

Картотека пальчиковых игр.

1

8

Картотека артикуляционной гимнастики

1

Игры

1

Д/и «Спорт»

1

2

Малоподвижная игра «Сделай как я»

1

Наглядно-дидактические материалы

1

Альбом зимние виды спорта.

1

2

Альбом летние виды спорта.

1

3

Спортивные лабиринты

1

4

Утренняя зарядка. Комплекс упражнений (плакат)

1

«Уголок природы»  

Цель: Средствами уголка природы осуществлять экологическое воспитание, обучение, развитие и социализацию воспитанников группы; Формировать у детей осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе.

Календарь природы, альбомы «Времена года»

Уголок для изобразительной деятельности «Каляки-маляки»

 (рисования, лепки, моделирования)

Цель: приобщение к миру искусства, формирование представления об эстетических признаках объектов окружающего мира. Закрепление навыков лепки, рисования. Воспитание самостоятельности и аккуратности.

Название

шт

Канцелярские принадлежности

1

Акварель

23

2

Гуашь

23

3

Кисти разных размеров и материалов

23

4

Бумага цветная, белая

23

5

Альбомы для рисования

23

6

Картон цветной, белый

23

7

Ножницы

23

8

Палитры

23

9

Пластилин

23

10

Карандаши

23

11

Фломастеры

23

12

Восковые мелки

23

13

Стеки

23

14

Дощечки

23

Дидактические игры

15

«Народные промыслы»

1

Демонстрационный материал

16

«Городецкая роспись»

1

17

«Дымковская глиняная игрушка»

1

18

«Гжель»

1

19

«Жостовская роспись»

1

20

Альбом для творчества

1

21

«Дымковская глиняная игрушка»

1

Уголок конструирования «Юный конструктор»

Цель: развивать представления об основных свойствах объёмных геометрических фигурах; и приобретение умений воссоздавать знакомые предметы на горизонтальной плоскости.

Название

шт

Конструктор

1

«Полидрон» Гигант

1

2

 «Лего»

1

3

 «Изобретатель»

1

4

Блочный резиновый

1

Кубики

5

Набор деревянных

1

6

Набор пластмассовых

1

7

Томик деревянные

1

Уголок по  ПДД «Автостоп»

Цель:  формирование и развитие у детей  умений и навыков  безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.

Формировать у детей дошкольного возраста необходимые знания, умения и навыки для обеспечения безопасного поведения на улице и дорогах; развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной безопасной ориентации на улице.

Помочь выработать  сознательное отношение к изучению правил ПДД. Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице.

Познакомить дошкольников с правилами пользования общественным транспортом и поведения в нем; сформировать умения применять полученные знания в жизни; воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в  дорожно-транспортном процессе.

Название

шт

Демонстрационный материал

1

«Правила дорожного движения»

1

Настольно-печатные игры

3

лото «Дорожные знаки»

1

4

домино «Дорожные знаки»

1

Нравственно-патриотический уголок «Моя Родина - Россия»

Цель: пробудить у детей чувство любви к своей стране, уважение к традициям и обычаям; воспитывать уважение к культуре других народов; формировать единство эстетических чувств и нравственных ценностей. Формировать у детей чувство привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу, стране. Формировать представление о России как о родной стране, о Москве - как о столице России; воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России; воспитывать бережное отношение к природе, ко всему живому; воспитывать уважение и интерес к культурному прошлому России, развивать интерес к русским традициям и промыслам

№        №

Название

шт

Государственная символика

1

Флаг РФ

1

2

Герб РФ

1

3

Гимн РФ

1

4

Флаг Курганской области

1

5

Герб Курганской области

1

Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В уголках имеются алгоритмы по использованию материалов развивающего пространства (например: алгоритм лепки, аппликации, конструирования из бумаги, схемы для использования при конструкторских играх и др.).

Спальная комната

Цель: Создание условий для оптимальной организации дневного сна воспитанников. Активизация творческого потенциала педагогов в оформлении спален. Создание условий для эмоционального комфорта дошкольников.

№п/п

Наименование оборудования

Количество

1

Стул педагога

1

2

Стол педагога

1

3

Шкаф для методической литературы

1

4

Шкаф для постельного белья

1

5

Кровать

17

6

Постельное белье (наволочка, простынь, пододеяльник)

17

7

Постельные        принадлежности        (матрас, наматрасник, подушка, одеяло)

17

Туалетная комната

Цель: Создание условий для оптимальной организации сантиарно-гигиенических процедур.

№п/п

Наименование оборудования

Количество

Горшки

Емкости для хранения и разведения дезинфицирующих средств, уборочныйинвентарь,ершидляобработкигоршков,емкостидляобработкиигрушек, емкости для обработки расчесок, термометры для воды

Полотенце для ног

Полотенце для рук

Шкаф-горшечница с индивидуальными ячейками

Шкафчики        для        полотенец        с        индивидуальными

ячейками

Развивающая предметно-пространственная среда группы обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщенна, вариативна, доступна и безопасна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт группы по оснащению предметно-развивающей среды

    Задачи функционирования группового помещения:Обеспечить условия для:1.     Реализации образовательной программы ДОУ (в рамках ФГОС)2.     К...

Паспорт предметно-развивающей среды в соответствии ФГОС в группе общеразвивающей направленности детей старшего возраста "ФАНТАЗЕРЫ"

Дошкольное отделение МБОУ "СШ №40" Паспорт предметно-развивающей среды общеразвивающей наравленности детей группы "ФАНТАЗЕРЫ" (6-7 лет)    Дошкольное отделение «Сорочата» работает...

Паспорт предметно-развивающей среды спортивного зала в МАДОУ ДС №23 "Гуси-лебеди"

В паспорте представлено оборудование, имеющееся в наличии, план его размещения в спортивном зале....

Готовый паспорт развивающей среды для 2-й младшей и средней групп

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть безопасной, благоприятной для развития детей, учитывать их возрастные и индивидуальные особенности и скло...

Готовый паспорт развивающей среды для старшей и подготовительной к школе групп

Готовый паспорт развивающей среды для старшей и подготовительной к школе групп поможет вам вместе с педагогами создать благоприятные условия для развития детей в вашей дошкольной о...