ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РОБОТА-ПЧЕЛЫ «BEE-BOT» В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ
статья

Литвинова Светлана Павловна

В современном мире все популярнее становится внедрение робототехники в образование. Это обусловлено необходимостью
в подготовке ребенка к жизни в обществе будущего, которое требует от него особых интеллектуальных способностей, направленных в первую очередь на работу с быстро меняющейся информацией. Развитие умений получать, перерабатывать и практически использовать полученную информацию и лежит в основе  STEM-технологии.

   Образовательная деятельность осуществляются в форме игры, позволяющие овладевать основами программирования, проявлять инициативу и самостоятельность в среде программирования мини-роботов «Bee-bot», общении, познавательно-исследовательской и технической деятельности.

   Использование робота «Bee-bot» в образовательной деятельности помогает решать задачи речевого, познавательного, социально-коммуникативного, художественно – эстетического и физического развития; а также помогает развивать у детей память, воображение, творческие способности, логическое и абстрактное мышление.

Что такое Лого-робот «Умная пчела Bee-bot»? Это дружественный ребенку программируемый напольный мини-робот. Он прост в использовании и выполнен из прочных безопасных материалов, является одним из средств формирования информационно-коммуникационной грамотности детей дошкольного возраста.

«Умная пчела» имеет дружелюбный дизайн, напоминающий пчелу со сложенными крыльями. Мини-роботом просто управлять. С помощью кнопок управления, расположенных на спинке робота, дети могут задать маршрут движения. Робот откликается на управляющие команды и может двигаться вперёд, назад, поворачиваться направо и налево, но только в размере 15 см, поэтому все поля для Лого-робота ограничены в размере, единовременно робот помнит более 40 команд. Специальная подставка обеспечивает надежное хранение и быструю зарядку комплекта Лого-роботов. Заряжается он от USB- порта компьютера или практически любым зарядным устройством от современного сотового телефона.

Ввод и выполнение команд осуществляется звуковой и световой индикацией. Роботы «Bee-bot» соответствуют гигиеническим, здоровьесберегающим, эстетическим и психолого-педагогическим требованиям к детскому игровому оборудованию.

Для обыгрывания различных образовательных ситуаций с роботом, используются игровые поля- специальные тематические коврики.

Огромным преимуществом этого Лого-робота является то, что его можно использовать как в совместной, так и в самостоятельной игровой деятельности ребенка, как индивидуально, так и в группе.

Робот- это технология, инструмент, то с помощью чего пелагог пр  правильной организации деятельности детей и соблюдении методических рекомендаций может решить абсолютно любые задачи. Прежде чем дети начнут программировать Лого-роботов и решать образовательные задачи, которые ставит перед ними педагог, нужно научиться планировать маршрут робота посредством настольных и напольных игр, созданных специально для игровой деятельности. Возможность самостоятельно полностью погрузиться в процесс игры.

В своей работе, обучение детей работе с мини-роботом «Умная пчела», я проводила поэтапно.

Этапы работы:

1.На начальном этапе обучения детей мы знакомились с Лого-роботом через настольные игры, роль пчелок выполняли фишки.

2.Слудующиий этап знакомства- дети сами становились пчелками, поля были обозначены стульчиками, таким образом, закреплялись методика и технология использования робота.

3.На третьем этапе, дети работали с напольным мини-роботом по полям, которые были разработаны самостоятельно. И постепенно мы переходили на специальные тематические коврики: «Остров сокровищ», «Ферма», «Цвета и формы» и другие. Например, с помощью коврика «Цвета и формы» у детей закреплялись знания об основных цветах спектра, геометрических фигурах, умение классифицировать предметы по одному из признаков. Но и свои разработки мы не бросаем. Мною были созданы коврики: «День рождения Умной пчелы», «Сказки»  с помощью этого коврика, дети без особых трудностей вспоминали последовательность сказки, пересказывали её, «Осень», «Лесное царство» и др.

В процессе своей работы с использованием «Умной пчелы» учитываются следующие принципы:

-принцип системности;

То есть работа проводится в течение всего учебного года;

-принцип доступности;

Подбор заданий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, уровня их развития.

-принцип наглядности и интерактивности

При программировании, в словаре детей появляются новые слова, такие как: «запрограммировать», «запустить программу», «очистить память или сбросить команду», «составить алгоритм движения» и др.

Создавая программы для работы, выполняя игровые задания, ребенок учится также ориентироваться в окружающем его пространстве, только правильно направив «вперёд», «назад», «направо» или «налево» малыш достигает желаемого результата. Можно уверенно говорить о том, что игры с «Умной пчелкой» развивают пространственную ориентацию дошкольников.

При организации образовательной деятельности с «Умной пчелой» важно правильно организовать рабочее место. Это является важной составляющей эффективности игры. С мини-роботом «Bee-bot» можно играть на столе, на ковре или просто на полу. Непременно следует соблюсти одно условие: поверхность, где играют дети, должна быть абсолютно гладкой, без «ям» и «бугров». Изъяны поверхности не дают возможности роботу двигаться свободно.

Качество использования мини-роботом «Умная пчела» должно быть уместным и целесообразным, чтобы воздействие технологии имело не развлекательный, а развивающий эффект. Поэтому занятия с мини-роботами мы используем в комплексе с традиционными формами обучения, стандартным наглядным материалом, реальными объектами, которые стимулируют полноценное развитие дошкольников. Даже непродолжительное их применение позволяет мотивировать детей. В результате образовательной деятельности с использованием интерактивной игрушки могу отметить, что мини-робот «Умная пчела» действительно стал нашим групповым другом, для детей все игровые ситуации очень интересны, увлекательны, познавательны и очень разнообразны. Ребенок постепенно приобретает чувство независимости и уверенности, у него развивается интерес к получению новой информации в том объеме, котором он готов усвоить.

Обобщая все вышесказанное, можно выделить несколько основных рекомендаций для педагогов, применяющих мини-робота в образовательной деятельности:

-Прежде чем дать игрушку ребенку, взрослый осваивает ее сам.

-Место организации игры является важной составляющей ее эффективности. До начала игры педагог готовит игровую площадку. Она должна быть достаточной площади и иметь гладкую, без трещин и бугорков, поверхность.

-Если у малыша не получилось с первого раза точно выполнить задание, дайте ему еще один шанс исправить свои ошибки. Помогите ему спланировать маршрут.

-Существует важное обстоятельство, игры с роботом-пчелой следует проводить в комплексе с другими развивающими и обучающими занятиями. Только в этом случае, возможно, получить положительный эффект.

- Рассказывайте родителям воспитанников о полезных и педагогически целесообразных игрушках.

Использование мини-робота «Умная пчела» в воспитательно-образовательном процессе является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития их творческих способностей, создания благоприятного эмоционального фона, вызывает обширный интерес у детей, а если есть интерес, то появляется желание «впитать» в себя и новую информацию.

Практика показывает, что при систематическом использовании интерактивных технологий в сочетании с традиционными методами обучения эффективность работы с детьми значительно повышается. Благодаря внедрению в деятельность данного оборудования дети активно работают на занятии, у них появляется концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала. Обучение детей дошкольного возраста становится более привлекательным и захватывающим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл robot-pchela_bee_bot.docx21.14 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РОБОТА-ПЧЕЛЫ «BEE-BOT» В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации. Технические достижения всё быстрее проникают  во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывает интерес детей к современной технике. Целью информатизации образования является повышение качества образования в соответствие с требованиями современного общества.

В нашей современности всё популярнее становится внедрение робототехники в образование. Это обусловлено необходимостью в подготовке ребенка к жизни в обществе будущего, которое требует от него особых интеллектуальных способностей, направленных в первую очередь на работу с быстро меняющейся информацией. Развитие умений получать, перерабатывать и практически использовать полученную информацию и лежит в основе STEM- технологии.

Одним из компонентов робототехники является Лого-робот «Bee-bot» Умная пчела.

Образовательная деятельность осуществляется в форме игры, позволяющая овладеть основами программирования, проявлять инициативу и самостоятельность в среде программирования мини-роботов «Bee-bot», общении, познавательно-исследовательской и технической деятельности.

Использование робота «Bee-bot» в образовательной деятельности помогает решать задачи речевого, познавательного, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития, а также помогает развивать у детей память, воображение, творческие способности, логическое и абстрактное мышление.

Что такое Лого-робот «Умная пчела Bee-bot»? Это дружественный ребенку программируемый напольный мини-робот. Он прост в использовании и выполнен из прочных безопасных материалов, является одним из средств формирования информационно-коммуникационной грамотности детей дошкольного возраста.

«Умная пчела» имеет дружелюбный дизайн, напоминающий пчелу со сложенными крыльями. Мини-роботом просто управлять. С помощью кнопок управления, расположенных на спинке робота, дети могут задать маршрут движения. Робот откликается на управляющие команды и может двигаться вперёд, назад, поворачиваться направо и налево, но только в размере 15 см, поэтому все поля для Лого-робота ограничены в размере, единовременно робот помнит более 40 команд. Специальная подставка обеспечивает надежное хранение и быструю зарядку комплекта Лого-роботов. Заряжается он от USB- порта компьютера или практически любым зарядным устройством от современного сотового телефона.

Ввод и выполнение команд осуществляется звуковой и световой индикацией. Роботы «Bee-bot» соответствуют гигиеническим, здоровьесберегающим, эстетическим и психолого-педагогическим требованиям к детскому игровому оборудованию.

Для обыгрывания различных образовательных ситуаций с роботом, используются игровые поля- специальные тематические коврики.

Огромным преимуществом этого Лого-робота является то, что его можно использовать как в совместной, так и в самостоятельной игровой деятельности ребенка, как индивидуально, так и в группе.

Робот- это технология, инструмент, то с помощью чего пелагог пр  правильной организации деятельности детей и соблюдении методических рекомендаций может решить абсолютно любые задачи. Прежде чем дети начнут программировать Лого-роботов и решать образовательные задачи, которые ставит перед ними педагог, нужно научиться планировать маршрут робота посредством настольных и напольных игр, созданных специально для игровой деятельности. Возможность самостоятельно полностью погрузиться в процесс игры.

В своей работе, обучение детей работе с мини-роботом «Умная пчела», я проводила поэтапно.

Этапы работы:

1.На начальном этапе обучения детей мы знакомились с Лого-роботом через настольные игры, роль пчелок выполняли фишки.

2.Слудующиий этап знакомства- дети сами становились пчелками, поля были обозначены стульчиками, таким образом, закреплялись методика и технология использования робота.

3.На третьем этапе, дети работали с напольным мини-роботом по полям, которые были разработаны самостоятельно. И постепенно мы переходили на специальные тематические коврики: «Остров сокровищ», «Ферма», «Цвета и формы» и другие. Например, с помощью коврика «Цвета и формы» у детей закреплялись знания об основных цветах спектра, геометрических фигурах, умение классифицировать предметы по одному из признаков. Но и свои разработки мы не бросаем. Мною были созданы коврики: «День рождения Умной пчелы», «Сказки»  с помощью этого коврика, дети без особых трудностей вспоминали последовательность сказки, пересказывали её, «Осень», «Лесное царство» и др.

В процессе своей работы с использованием «Умной пчелы» учитываются следующие принципы:

-принцип системности; 

То есть работа проводится в течение всего учебного года;

-принцип доступности;

Подбор заданий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, уровня их развития.

-принцип наглядности и интерактивности

При программировании, в словаре детей появляются новые слова, такие как: «запрограммировать», «запустить программу», «очистить память или сбросить команду», «составить алгоритм движения» и др.

Создавая программы для работы, выполняя игровые задания, ребенок учится также ориентироваться в окружающем его пространстве, только правильно направив «вперёд», «назад», «направо» или «налево» малыш достигает желаемого результата. Можно уверенно говорить о том, что игры с «Умной пчелкой» развивают пространственную ориентацию дошкольников.

При организации образовательной деятельности с «Умной пчелой» важно правильно организовать рабочее место. Это является важной составляющей эффективности игры. С мини-роботом «Bee-bot» можно играть на столе, на ковре или просто на полу. Непременно следует соблюсти одно условие: поверхность, где играют дети, должна быть абсолютно гладкой, без «ям» и «бугров». Изъяны поверхности не дают возможности роботу двигаться свободно.

Качество использования мини-роботом «Умная пчела» должно быть уместным и целесообразным, чтобы воздействие технологии имело не развлекательный, а развивающий эффект. Поэтому занятия с мини-роботами мы используем в комплексе с традиционными формами обучения, стандартным наглядным материалом, реальными объектами, которые стимулируют полноценное развитие дошкольников. Даже непродолжительное их применение позволяет мотивировать детей. В результате образовательной деятельности с использованием интерактивной игрушки могу отметить, что мини-робот «Умная пчела» действительно стал нашим групповым другом, для детей все игровые ситуации очень интересны, увлекательны, познавательны и очень разнообразны. Ребенок постепенно приобретает чувство независимости и уверенности, у него развивается интерес к получению новой информации в том объеме, котором он готов усвоить.

Обобщая все вышесказанное, можно выделить несколько основных рекомендаций для педагогов, применяющих мини-робота в образовательной деятельности:

-Прежде чем дать игрушку ребенку, взрослый осваивает ее сам.

-Место организации игры является важной составляющей ее эффективности. До начала игры педагог готовит игровую площадку. Она должна быть достаточной площади и иметь гладкую, без трещин и бугорков, поверхность.

-Если у малыша не получилось с первого раза точно выполнить задание, дайте ему еще один шанс исправить свои ошибки. Помогите ему спланировать маршрут.

-Существует важное обстоятельство, игры с роботом-пчелой следует проводить в комплексе с другими развивающими и обучающими занятиями. Только в этом случае, возможно, получить положительный эффект.

- Рассказывайте родителям воспитанников о полезных и педагогически целесообразных игрушках.

Использование мини-робота «Умная пчела» в воспитательно-образовательном процессе является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития их творческих способностей, создания благоприятного эмоционального фона, вызывает обширный интерес у детей, а если есть интерес, то появляется желание «впитать» в себя и новую информацию.

Практика показывает, что при систематическом использовании интерактивных технологий в сочетании с традиционными методами обучения эффективность работы с детьми значительно повышается. Благодаря внедрению в деятельность данного оборудования дети активно работают на занятии, у них появляется концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала. Обучение детей дошкольного возраста становится более привлекательным и захватывающим.

Список используемой литературы:

  1. Соловьева Е.В., Стрюкова О.Ю. Использование ЛогоРобота Пчелка в образовательном процессе: Методическое руководство. . - М.: ИНТ, 2018. - 84 с.
  2. Скотников,  О. Мини-робот «Умная пчела»: Развитие пространственных представлений и алгоритмического мышления у детей 5 лет / О.  Скотников // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 11. – С. 85–89.
  3. Баранникова Н. А. Программируемый мини-робот «Умная пчела». Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных организаций Москва, 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей "Использование робота-пчелы Bee-bot в процессе педагогической деятельности с детьми в ДОУ"

Цель мастер-класса:-Показать возможности решения образовательных задач посредством использования мини-роботов Bee-bot в совместной деятельности с целью формирования основ элементарного программировани...

Мастер-класс по теме «Использование робота –пчелы Bee-bot в процессе педагогической деятельности с детьми в ДОО»

laquo;Послушайте - и Вы забудете, посмотрите - и Вы запомните, сделайте - и Вы поймете».Конфуций.Здравствуйте, коллеги!В современном мире все популярнее становится внедрение робототехники в обр...

мастер-класс "использование робота пчелы Bee-bot в процессе педагогической деятельности с детьми в доу

Цель мастер-класса:-Показать возможности решения образовательных задач посредством использования мини-роботов Bee-bot в совместной деятельности с целью формирования основ элементарного программировани...

Использование робота–пчелы Bee-bot в процессе педагогической деятельности с детьми в ДОО

Программируемый напольный робот «Умная пчела» прекрасно подходит для применения в дошкольных учреждениях, для детей старшего дошкольного возраста. Он про...

Мастер класс для педагогов "Использование мини-робота "Умная пчёлка" в процессе педагогической деятельности с детьми "

Показать возможности решения образовательных задач посредством использования мини-роботов Bee-bot в совместной деятельности с целью формирования основ элементарного программирования в детско...