Общеразвивающая программа « Мой родной Кузбасс»
рабочая программа

Приветствую Вас, уважаемые коллеги! Приветствую Вас на своем сайте!      Батищева Наталья Алексеевна

Общеразвивающая программа " Мой родной Кузбасс"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshcherazvivayushchaya_programma_moy_rodnoy_kuzbass.docx627.95 КБ

Предварительный просмотр:

           

          МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ      

                      ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                        КОЛЫОНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №7

ПРИНЯТО:                                                                            

Педагогическим советом

МБДОУ Колыонский

детский сад №7

(протокол №1 от 30.08.2023г)

                          ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ   ПРОГРАММА

                               «Мой  родной  КУЗБАСС»

                                             2023-24 учебный год

Срок реализации: 1год

Возраст воспитанников: 5-7 лет

Составители:

Батищева Н.А. воспитатель

                                                             с.Колыон

                                                            2023г

Содержание

1        Пояснительная записка        4 2        Цель и задачи Программы        6 3        Учебно-тематический план        7 4        Содержание Программы        9 5        Планируемые результаты освоения Программы                               16 6        Формы, методы, приемы и педагогические технологии,         17

используемые в Программе

7       Материально-техническое обеспечение Программы                        18 8       Перечень информационно-методических материалов                      19

3

1. Пояснительная записка

                                                            «Воспитание любви к родному краю

                                                                   к родной культуре, к родному городу,

                                                                к родной речи - задача первостепенной

                                                        важности, и нет необходимости

                          это доказывать.

                                                                   Но как воспитать эту любовь?

                                                                         Она начинается с малого - с любви

                                                                к своей семье, к своему дому.

                                                                          Постоянно расширяясь, эта любовь

                                                                                    к родному переходит в любовь к своему

                                                                              государству, к его истории, его прошлому

  и настоящему, а затем ко всему человечеству»

Академик Д.С.Лихачёв

Общеразвивающая программа «Мой родной Кузбасс» (далее — Программа) разработана в соответствии с:

*Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

*Приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

* Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации «Об утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования» от 25.11.2022года №1028;

*Требованиями        СанПиН        2.4.3648-20        «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

*Образовательной программой дошкольного образования

Программа разработана на основе авторской        программы краеведческой направленности для дошкольников «Кузбасс - мой край родной» Авериной Т.В.

Направленность Программы: познавательная

Образовательная деятельность по  программе направлена на:

 – социализацию и адаптацию воспитанников к жизни в обществе;

– удовлетворение индивидуальных потребностей воспитанников в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии;

– формирование общей культуры воспитанников;

– удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов воспитанников, не противоречащих        законодательству        Российской        Федерации,        осуществляемых        за пределами федеральных государственных образовательных стандартов.

Уровень        Программы:        стартовый        –        предполагающий        использование        и реализацию        общедоступных     и        универсальных        форм        организации        материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы

Актуальность Программы.

В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед дошкольным образованием,        выступает        проблема        становления        у        дошкольников        ценностного отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности.

Любой уголок нашей страны неповторим, как неповторим наш родной край – Кузбасс. В настоящее время, когда оказались, утрачены многие моральные, нравственные и духовные ценности, очень важно создавать условия для ознакомления

детей с историей родного края, учить бережно, относиться к природе и животному миру, населяющему его. Среда, окружающая ребенка постоянно меняется, у детей возникает потребность расширять знания о социальной среде. Необходимым условием для этого является установление реальных отношений и прошлых, в которых прошлые отношения – это уже история. Наш край имеет свою историю, из которой складывается история нашей родины. А чем лучше будет ребенок знать историю, тем быстрее поймет значение того, что происходит сегодня и тем яснее представит будущее.

Программа рассчитана на ознакомление детей старшего дошкольного возраста со всеми особенностями родного края (территория, климат, природа, организация общественной жизни, особенности языка и быта) поэтапно и в системе, опираясь на возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность программы заключается в том, что дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.

Практическая значимость Программы в применении современных подходов к организации различных видов детской деятельности, широкое использование методов развития познавательной активности, позволяющих повысить интерес ребенка к знаниям краеведческого содержания, увлечь в игру, а это уже почти полный успех.

Новизна идеи состоит в том, что Программа решает задачи воспитания любви и привязанности к малой родине, формирования положительного отношения к родному краю путем реализации раздела «Родное село». Оригинальность ее состоит в интеграции краеведческой работы в образовательную деятельность через разные виды детской деятельности: игровую, познавательную, творческую, двигательную и другие, а также в процесс взаимодействия с семьями воспитанников.

Адресат: воспитанники 5-7 лет.

Формы и режим занятий по программе: Формы проведения занятий: групповая.

Режим занятий: организуется в соответствии с СанПиН.

Возраст

5-7 лет


Количество занятий в неделю

1 раз в неделю


Продолжительность

30 мин

Количество занятий в год: 36 (36 недель). Объем программы: 18 ч.00 мин.

Срок реализации программы: программа рассчитана на 1 год.

2. Цель и задачи Программы

Цель Программы: формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, к родному городу, к Кемеровской области (Кузбассу), к природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего города, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Задачи: Обучающие:

- Обогащать знания старших дошкольников о нашей многонациональной Родине, познакомить с обычаями и традициями, народным творчеством народов, проживающих на территории Кемеровской области (Кузбасса), воспитывать чувство уважения к традициям и обычаям других народов.

- Расширять представления дошкольников об истории, культуре, профессиях, людях, социально-экономической значимости родного села и края.

Развивающие:

- Развивать у старших дошкольников интерес к родному краю,        селу,        их достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.

- Развивать умение устанавливать причинные связи, делать выводы, сравнивать, мыслить логически, развивать воображение, фантазию, творческие способности, обогащать речь и словарный запас.

Воспитательные:

- Воспитывать чувство уважения к профессиям и труду взрослых, к традициям и обычаям Кемеровской области (Кузбасса).

- Воспитывать бережное и созидательное отношение к природе родного Кузбасса, развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на нее на основе ознакомления с родным краем.

Программа построена на следующих принципах:

Принцип личностно-ориентированного общения предполагает        индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дошкольники выступают как активные исследователи. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.

Принцип наглядности широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, электронные презентации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.

Принцип        последовательности        предполагает        планирование        изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе.

Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

6

Принцип непрерывности. Образование призвано сформировать у детей устойчивый интерес        к        постоянному        пополнению        своего        интеллектуального        багажа        и совершенствование нравственных чувств.

Принцип научности. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края и родной

страны.

Принцип системности. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

Принцип преемственности. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в школе.

Принцип культуросообразности. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.

3. Учебно-тематический план Учебный план

Всего за Занятия          неделю

(кол-во)


Количество занятий

IX        X        XI XII        I        II        III        IV        V


Всего за год (кол-во)

                   1        4        5        4        4        3        4        4        4        4        36 Программа

«Мой родной Кузбасс (познавательное развитие)

Учебно-тематический план

№        Наименование разделов и тем п/п


Количество занятий

Всего        Теор.        Практ.

Раздел 1. «Я и моя семья» 1        Я и моя семья

2        Герб моей семьи

3        Традиции моей семьи 4        Семейные династии 5        Семь –Я

6        Я – будущее Кузбасса Раздел 2. «Родное село»

1        Село Колыон. История родного села

2        Достопримечательности села

3        Кузбасс – шахтерский край

4        Трудовые будни Колыона

5        Природа моего села


6        6        0 1        1

1        1 1        1 1        1 1        1 1        1

5        3.5        1.5 1        0.5        0.5 1              1

1        0.5        0.5 1              1

1        0.5        0.5

7

Раздел 3. «Моя родина - Кузбасс»        14 1        Кемеровская область (Кузбасс): история возникновения,          1

карта и символика

2        Кемерово – столица Кузбасса        1 3        Города Кузбасса        1 4        Чудеса Кузбасса        2 5        Заповедники Кузбасса        1 6        Растительный и животный мир Кузбасса        2 7        Птицы Кузбасса        1 8        Кузбасс – шахтерский край. Профессии Кузбасса        1 9        Люди – главное богатство Кузбасса. Знаменитые люди        1

края

10      Транспорт Кузбасса                                                                         1 11      Кузбасс - спортивный                                                                      1 12      Туристический Кузбасс                                                                   1 Раздел 4. «Родная культура»                                                       8

1       Коренные жители Кузбасса                                                            1 2       Быт, традиционные занятия, национальная одежда                     2

коренных жителей

3       Русские жители                                                                                1 4       Кузбасс – дружная семья                                                                1 5       Как жили наши предки                                                                    1 6       Музеи Кузбасса                                                                                1 7       Театры Кузбасса                                                                              1 Раздел 5. «Край родной люби и знай»                                        4

1       С днем рождения, Кузбасс! (развлечение)                                    1 2       Мама, папа, я – спортивная кузбасская семья!                             1

(спортивная эстафета)

3        Мы за здоровый Кузбасс! (физкультурное развлечение)           1 4       Край родной люби и знай (КВН)                                                   1

Итого        36


12.5        1.5 1

1 1 2 1 2

0.5           0.5 0.5           0.5

1

1

0.5        0.5 1

6.5           1.5 0.5           0.5

2

1 1

0.5           0.5 0.5           0.5

1

0        4 1 1

1 1

28.5        8.5

8

4. Содержание Программы

Программа включает разделы: 1. «Я и моя семья».

В рамках этого раздела дети получают знания о своем ближайшем окружении, семье, уточняются представления детей о семье, об именах близких людей, о семейных историях, традициях.

2. «Родное село».

Дошкольники получают краеведческие сведения о родном селе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, трудовой деятельности людей, знаменитых земляках. Воспитывается гордость за свою малую Родину, желание сделать ее лучше.

Воспитывая у детей любовь к своему селу, стремимся подвести их к пониманию, что их город - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.); везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов; повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу; люди берегут и охраняют природу; есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

3. «Моя родина - Кузбасс».

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной Кузбасс.

Ребенок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста — часть своего рода, народа; что у каждого человека есть Родина: близкие и дорогие ему места, где живет он, его родственники. И нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг: и людям, и животным, и растениям, потому что все взаимосвязано.

4. «Родная культура».

Способствуем формированию у детей старшего дошкольного возраста общего представления о коренных жителях. Способствуем формированию доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Важной составной частью работы является приобщение дошкольников к традициям и        обычаям        коренных        народов,        к        элементам        устного        народного        творчества, национальной культуре и искусству.

5. «Родной свой край люби и знай».

Обобщение знаний о родном крае. Проведение экологического праздника, спортивных эстафет, развлечений, КВН.

9

Месяц

Сентябрь


Тема

Я и моя семья


Содержание работы

Закрепить представления воспитанников

о        семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи

Игра «Назови ласково»

Физминутка        «Кто        живет        у        нас        в квартире»

Беседа о семье Пословицы о семье

Герб моей семьи        Закрепить понятия - семья, семейные ценности

Познакомить с историей возникновения семьи

Уточнить        понятие        родословной принадлежности друг к другу

Беседа о семье, семейных ценностях Рассказ о гербе

Физминутка «Россия»

Традиции моей семьи           Формировать понимание необходимости соблюдать            добрые            традиции,

Семейные династии

Октябрь        Семь – Я


объединяющие семью

Рассказ о традициях русского народа Русская народная игра «Петушиный бой»

Познакомить с трудовыми семейными династиями

Традиции «Мое родословное древо», «Гордость за своих земляков», «Трудовые династии»

Игра «А ты мне кто?» Игра «Назови пару»

Познакомить детей с понятием «семья».

Закрепить знания полных имен членов семьи.

Закрепить знания детей о том, что у каждого человека есть свое имя и фамилия,        которые        отличают        их        от других людей

Создание цветка «Семейного счастья»

Я – будущее Кузбасса        Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине

Игра «Кто, где живет»

Русская народная игра «Капустка»

10

Село Колыон                  Расширить     представление     детей     История родного села     о  селе Колыон   и     его     истории. Закрепить

знания детей об историческом

прошлом и настоящем села Колыон

Аппликация «Такие разные дома» Пальчиковая        гимнастика        «Строим,

Достопримечательности

села Колыон


строим новый дом»

Игра «Букет красивых слов»

Расширять и углублять знания детей о

родном селе.

Формировать представления детей о достопримечательностях города. Презентация        «Достопримечательности села Колыон»

Кузбасс-                         Закрепить      представления      детей      о шахтерский край                   полезных ископаемых Кузбасса

Презентация «Как добывают уголь» Ноябрь        Трудовые будни села    Закрепить представления детей о

        профессиях села, показать значимость каждой из них. Подвести детей к пониманию важности любого труда,взаимосвязи        и

Мама, папа, я – спортивная Кузбасская семья (спортивная

эстафета)


взаимопомощи людей разных профессий Игра «Угадай, какая профессия у человека»

Дидактическая игра «Продолжи предложение»

Дидактическая игра «Загадай-ка – угадай-ка»

Развивать физические качества детей: координацию, быстроту движений, реакцию. Прививать любовь к активному отдыху. Воспитывать чувство

взаимопомощи и коллективизма

Природа моего села        Расширить        представления        детей        о растительном и животном мире района

Презентация «Природа родного района»

11

Кемеровская область –        Формировать представления об истории Кузбасс: история        Кузбасса,        познакомить        с        картой возникновения, карта и        Кемеровской     области     (Кузбасса)        и символика        символами Кузбасса

Презентация «Прошлое Кузбасса»

Декабрь        Кемерово – столица

Кузбасса


Расширять представление о городе

Кемерово.

Воспитывать        интерес        к        городам Кемеровской области, чувство любви и гордости за города.

Презентация «Города Кузбасса» Города Кузбасса        Расширять представление о городах

Мариинске, Таштаголе. Воспитывать интерес к городам

Кемеровской области, чувство любви и гордости за города.

Познакомить с историей и памятниками архитектуры.

Презентация «Города Кузбасса»

Семь чудес Кузбасса             Прививать      бережное      отношение      к (2 занятия)                              культурному и духовному наследию своего      Отечества      как      единого      и

неделимого        многонационального государства.

Показать важные отличительные черты развития Кемеровской области и других регионов России путем сравнения. Презентация «Чудеса Кузбасса»

Январь        Заповедники Кузбасса        Расширять представления о Кузбассе. Расширять словарный запас словами

Растительный и животный мир Кузбасса

С днем рождения,

Кузбасс! (развлечение)


«заповедник», «национальный парк» Загадки о растениях и животных Презентация «Заповедники Кузбасса» Презентация «Томская писаница» Расширять представления детей о

растениях и животных Кузбасса Загадки о животных

Презентация «Животные Кузбасса» Игра «Выбери животное» Обобщить представления детей о

родном городе, Кузбассе.

Развивать        воображение,        логическое мышление, речевую активность.        12

Февраль        Растительный и животный мир Кузбасса

Птицы Кузбасса


Продолжать формировать представления детей о животных, растениях нашего края

Загадки о животных и растениях Игра «Угадай ка»

Расширить представления детей о птицах Кузбасса.

Развивать словарный запас.

Развивать        память,        внимание, эмоциональную                    отзывчивость, собственное мнение об окружающей действительности,                    творческую активность.

Загадки о птицах. Иллюстрации птиц. Видеозаписи. Аудиозаписи с голосами птиц. Художественная деятельность.

Кузбасс – шахтерский           Расширить      представления      о      труде край. Профессии                    шахтеров,      о      различных      способах Кузбасса                                 добывания        угля        (подземном        и открытом),             о             разнообразных

механизмах, которые используются при добывании угля.

Воспитывать любовь к родным местам и уважение к шахтерскому труду.

Загадки о полезных ископаемых Рассматривание        фотографий кусочков угля        с        отпечатками        растений        и животных

Экспериментирование с углем

Люди – главное        Познакомить        детей        с        известными

богатство Кузбасса. Знаменитые люди края


людьми Кузбасса Пальчиковая гимнастика

Игра «Летчики к полету готовы» Дидактическая игра «Назови

спортсмена»

Март        Транспорт Кузбасса        Формировать        знания        о        транспорте Кемеровской области, его видах. Развивать умение различать наземный, воздушный и водный транспорт.

Загадки о транспорте

Дидактическая        игра        «Отгадай        и покажи», «Найди для каждой машины ее тень», «Третий лишний», «Едет, плавает, летает»

13

Подвижная игра «Самолеты»

Кузбасс - спортивный        Формирование представлений детей о зимних видах спорта Кузбасса Дидактическая        игра        «Послушай        и скажи», «Узнай по силуэту», «Угадай вид спорта»

Игра-имитация «Мы спортсмены» Туристический Кузбасс        Формировать знания о туристических

местах Кемеровской области.

Развивать        любознательность, наблюдательность.

Подвижная игра «Замороженные» Дидактическая игра «Найди предмет для отдыха»

Коренные жители                  Расширить                            представления Кузбасса                                 воспитанников     о     коренных     жителях

Кузбасса (шорцах).

Познакомить с историей их жизни, традициями,        обычаями,        обрядами        и особенностями проживания в настоящее время

Игра «Перетягивание палки» (Тайак тартканы)

Подвижная игра «Белый шаман»

Апрель        Быт, традиционные        Расширить        представления занятия, национальная        воспитанников     о     коренных        жителях одежда коренных        Сибири (телеуты, шорцы).

жителей        Познакомить с историей их жизни, традициями,        обычаями,        обрядами        и особенностями проживания в настоящее время. Формировать желание узнать больше о культуре, традициях своего народа, народах родного края. Прослушивание аудиозаписи Дыхательная игра «Комус»

Загадки

Быт, традиционные               Продолжить     знакомить     с     историей занятия, национальная          жизни, традициями, обычаями, обрядами одежда коренных                   коренных жителях Сибири (телеуты, жителей                                  шорцы). Формировать желание узнать больше о культуре, традициях своего

народа, народах родного края. Загадки

Рассматривание иллюстраций

14

Русские жители        Формировать представления о жизни и быте русского народа, его традициях. Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской        семьи,        с        предметами старинного     русского        быта        (прялка, посуда, зыбка, коромысло, печь, ухват, кочерга, и т. д.).

Обогатить словарь детей народными загадками,        новыми        словами        (ухват, чугун, прялка и т. д.).

Презентация «Быт русского народа» Дидактическая игра «Что было, что стало»

Кузбасс – дружная семья        Познакомить с обычаями и традициями народов Кузбасса.

Развивать        познавательный        интерес, стимулировать        желание        узнавать        о жизни народов Кузбасса.

Расширять        активный        словарь        детей, фантазию, воображение.

Воспитывать        доброжелательное отношение         к         людям        разных национальностей,      проживающих        на территории Кузбасса.

Просмотр        мультфильма        калмыцкой сказки «Медвежьи истории»

Русская народная игра «Король»

Как жили наши предки        Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, русской печью. Обогатить словарь детей народными пословицами,        поговорками,        новыми словами (ухват, чугун, кочерга и т. д.). Дидактическая игра «Что было – что стало»

Май        Мы за здоровый Кузбасс! (спортивное

соревнование)


Развивать физические качества детей: координацию, быстроту движений, реакцию. Прививать любовь к активному отдыху. Воспитывать чувство

взаимопомощи и коллективизма.

Музеи Кузбасса        Познакомить        детей        с        культурными центрами и ценностями родного края. Развивать интерес к родной стране,

15

краю, городу, достопримечательностям. Беседа о музеях

Виртуальная экскурсия в музей

Театры Кузбасса        Расширение        представлений воспитанников о разных видах театра, театральных профессиях

Презентация «Театры города Кемерово» Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы»

Край родной люби и знай (КВН)


Обобщить представления детей о родном городе.

Уточнить знания детей об общественных заведениях города.

Продолжать формировать представления

детей о животных, птицах, растениях нашего края.

Развивать        воображение,        логическое мышление, речевую активность. Воспитывать                 доброжелательные отношения.

Развивать        у        детей        умение взаимодействовать в команде, умение договариваться.

5. Планируемые результаты освоения Программы

К семи годам в результате освоения Программы ребенок:

- имеет представление об истории и достопримечательностях родного села, района, Кузбасса;

- имеет представление о профессиях жителей села, района, Кузбасса;

- знает, что наш родной край – Кузбасс населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.

- имеет представление о том, что Кемерово, Кузбасс – это часть большой страны. Формами подведения итогов реализации программы являются: проведение выставок, спортивных соревнований, викторин, конкурсов, бесед с детьми.

6. Формы, методы, приемы и педагогические технологии, используемые в Программе

Программа предполагает сочетание разнообразных методов и приемов: беседа, рассказ педагога, работа с иллюстративным, аудио- и видеоматериалом, вызывающими яркую эмоциональную реакцию, рисование, презентации, проектная деятельность, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Формы образовательной деятельности: - беседы, открытые занятия, игровые ситуации; - чтение художественной литературы;

- рассматривание иллюстраций по теме;

- ситуативный разговор, обсуждение, дискуссия, творческое рассказывание, рассказ из личного опыта, наблюдения;

- сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры; - викторины, экскурсии, заочные путешествия;

- просмотр мультфильмов, рисование, аппликация, конструирование. Методы работы с воспитанниками:

Словесные методы: рассказ, объяснение и др.

Наглядные методы: иллюстрации, образец; демонстрация, презентация, в том числе компьютерная и др.

Практические методы: упражнение, совместная деятельность взрослого и детей, выполнение задания и др.

Игровой метод: различные игры.

Методы активизации мыслительной деятельности: вопросы, рассуждения, анализ детьми деятельности, наблюдение и рассматривание и др.

Методы создания мотивации деятельности: сюрпризный момент, проблемная ситуация и др.

В основе реализации программы лежат следующие технологии образования, развития и воспитания:

1. Технология игрового обучения. Назначение игровой образовательной технологии -организация усвоения воспитанниками предметного содержания.

2. Технология развивающего обучения ориентирует на развитие и совершенствование физических, познавательных и нравственных способностей воспитанников путем использования их потенциальных возможностей. Это мотивация на конкретное действия, на познание, на новое.

Используется        авторская        программа        краеведческой        направленности        для дошкольников «Кузбасс - мой край родной» Авериной Т.В.

17

7. Материально-техническое обеспечение программы

Перечень материалов и оборудования, необходимых для реализации Программы

Для реализации Программы можно использовать:

- уголок краеведения, включающий дидактические игры, настольно-печатные игры, наглядный материал (фотографии, иллюстрации растительного и животного мира родного края), художественную литературу (произведения для детей поэтов и писателей Кузбасса), видеоматериал, материал для прослушивания (голоса птиц, звуки природы и т.д.);

- картотеку игр, носящих этнокультурный оттенок;

- видеотеку «Красота родной природы», «Профессии родного края», «Томская писаница», «Города Кузбасса», «Театры Кузбасса» и т.д.;

- картотеку заданий по исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности «Загадки земли Кузнецкой», «Путешествуем с семьей по городам Кузбасса», «На экскурсию по родному селу»;

- иллюстрации, фотографии, альбомы о Кемеровской области. - символику Кемеровской области;

- карты Кемеровской области (физическая карта, карта полезных ископаемых, карта растений Кузбасса);

- фотографии, иллюстрации достопримечательностей села Колыон, района;

- иллюстрации с предметами быта коренных жителей Кузбасса.

18

8. Перечень информационно-методических материалов

1. Аверина, Т. В. Кузбасс - мой край родной [Текст] – Рабочая программа / Т.В. Аверина. Гурьевск: МБДОУ «Детский сад №17 «Улыбка» города Гурьевска», 2012.- 26 с.

2. Волчкова, В. Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада [Текст]: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. – Воронеж, 2010.– 208с.

3. Зеленова, Н. Г. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (Подготовительная группа) [Текст] / Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2012. – 94с.

4. Зеленова, Н. Г. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (Старшая группа) [Текст] / Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова.– М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2012. – 112с.

5. Куприянов, А. Природа Кузбасса. [Текст] / А. Куприянов, Ю. Манаков. – Кемерово: ФГУИПП «Кузбасс», 2007. – 72 с.

6. Ларина, В. История Кузбасса в рассказах для детей [Текст] / В. Лаврина.- Кемерово: ФГУИПП «Кузбасс», 2007.- 80 с.

7. Павлова, Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению детей 4-7 лет с окружающим миром [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л.Ю.Павлова. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 68с.

8. Скалон, Т.А. Экология для детей дошкольного возраста [Текст]: учебно-методическое пособие / Т. А. Скалон. – Томск, 2011. – 83с.

19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа "Край родной"

Особенность программы "Край родной":Сохранение самоценности дошкольного детства, как наиболее благоприятного периода для формирования положительного отношения к  национальной культуре, ...

Комплект конспектов занятий «Родной Кузбасс», разработан для детей подготовительной группы в рамках празднования 300-летия Кузбасса.

Кузбасс – земля особенного рода,Ее не спутать ни с какой другой.И днем, и ночью жаркая работаКипит и на земле, и под землей....

Дополнительная общеразвивающая программа "Край родной"

Программа предусматривает знакомство детей 4-7 лет с Нижегородским краем. Основныве задачи, которые решаются в ходе освоения содержания программы :Развитие у детей интереса к родному городу, его досто...

Дополнительная общеразвивающая программа «Мой край- Кузбасс»

Направленность программы:  Программа социально-педагогической направленности предполагает совершенствование связной речи детей старшего дошкольного возраста.Актуальность:Общительность, потре...

Дополнительная общеразвивающая программа «Мой родной край»

1.Содержание дополнительной общеразвивающей программы «Мой родной край» определяется в рамках краеведческой направленности;2.Содержание дополнительной общеразвивающей программы «Мой ...