Развитие мелкой моторики
рабочая программа (старшая группа)
Самообразование "развитие мелкой моторики, как средство подготовки к письму"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.07 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «Сосьвинская СОШ» структурное подразделение
«Детский сад Брусничка»
План по самообразованию педагога
«Развитие мелкой моторики как средство подготовки руки к письму»
Выполнил:
Воспитатель: Пакина Э.А.
п. Сосьва
2023 год
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Одной из задач дошкольного образования является подготовка ребенка к поступлению в первый класс. Многие родители стараются научить ребенка до школы читать, считать, писать. Но с поступлением ребенка в школу начинаются проблемы. Так, зачастую, первоклассники не способны проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур: быстро устают рука и глаза, теряется рабочая строчка; а самое неприятное, когда сформирован неправильный навык написания букв и учителям приходится переучивать детей. Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, нужно развивать движения его рук и пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными. С ребенком следует выполнять упражнения, направленные на укрепление подвижности пальцев, развитие силы, координации движений. Кроме того, развитие тонкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению и играет важную роль в овладении учебными навыками. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом.
Цель:подбор максимально эффективных методов и средств для развития мелкой моторики детей 4-5 лет, необходимых для подготовки руки к письму.
Задачи:
Образовательные:
- формировать умение ориентироваться в пространстве и микропространстве;
Развивающие:
- совершенствовать зрительно-двигательную координацию;
- способствовать развитию мелкой мускулатуры пальцев руки.
Воспитательные:
- воспитывать умение доводить начатое до конца.
Предполагаемый результат:
- у детей улучшиться координация движений пальцев рук;
- движения станут более четкими;
- дети станут проявлять интерес к графическим заданиям.
ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
НА 2020 /2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
Месяц | Направления работы | Способы достижения |
Сентябрь | Анализ учебной, психолого- педагогической и методической литературы, опыта коллег по теме. | Электронные ресурсы, библиотека ДОУ. |
Мониторинг уровня развития мелкой моторики у воспитанников. | Диагностический материал. | |
Октябрь | Проведено анкетирование для родителей «Как развита мелкая моторика у вашего ребенка?». | Разработка анкет. |
Обогащение предметно – пространственной среды группы: - создание центра «Умелые ручки»; - разработка картотеки игр для развития мелкой моторики, пальчиковых игр и упражнений, массажных упражнений; - подбор печатного материала для развития графомоторных навыков; - подбор и изготовление дидактических пособий для развития мелкой моторики: шнуровки, функциональные застежки, пальчиковый театр, мозаика, пальчиковый сухой бассейн; - подбор оборудования для осуществления самомассажа: су-джок, массажные мячики; - подбор нетрадиционного материала для развития мелкой моторики: орехи, крупа, прищепки, шишки. | Привлечение родителей к участию в обогащении ППС. | |
Пальчиковые игры с детьми: «Осенние листья», «Компот», «Игрушки». Игровой массаж с шишками. Пластилинография «Дождик». Выполнение графических заданий: раскрашивание по образцу. Игра «Перемотка ниток». | Игры. Природный материал: шишки. Пластилин. Графические задания. | |
Ноябрь | Игровой массаж с орехами. Игры с сухим бассейном. Лепка «Винни-пух». Выполнение графических заданий: штриховка. Выкладывание рисунка при помощи пуговиц. | Игры. Пластилин. Графические задания. Пуговицы. |
Декабрь | Игровой массаж с карандашами. Пальчиковые игры: «Снежок». Лепка «Елочка – красавица». Выполнение графических заданий: рисование по точкам. Игры с мозаикой. | Карандаши. Пластилин. Графические задания. Мозаика. |
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики в домашних условиях». | Размещение информации в родительском уголке. | |
Январь | Игровой массаж с прищепками. Лепка «Зимующие птицы». Выполнение графических заданий: рисование по точкам. Театрализация «Репка» Выкладывание рисунка при помощи шариков марблс. | Прищепки. Пластилин. Графические задания. Пальчиковый театр. Шарики марблс. |
Февраль | Игровой массаж с мячами. Лепка «Подарок для Хрюши». Выполнение графических заданий: раскрашивание по образцу. Игры на нанизывание предметов. Выкладывание узоров лентой или шнурком. | мячи. Пластилин. Графические задания. Шнурки или ленты. |
Март | Игровой массаж с кольцами Пластилинография «Подснежник». Упражнения в вырезывании. Театрализация «Терем – теремок». Выкладывание рисунка при помощи крышечек. | шарики Пластилин. Тренажеры для вырезывания. Пальчиковый театр. Пластиковые крышечки. |
Консультация для родителей «Как научить ребенка пользоваться ножницами» | Размещение информации в родительском уголке. | |
Апрель | Игровой массаж с карандашами. Пластилинография «Космос». Выполнение графических заданий: графические дорожки. Выкладывание рисунка при помощи бобовых. Игры с мозаикой. | Пластилин. Графические задания. Бобовые: фасоль, горох. Мозаика. |
Папка – передвижка «Дидактические игры для развития мелкой моторики пальцев и рук» | Размещение информации в родительском уголке. | |
Май | Лепка «Клубнички для котенка». Выполнение графических заданий: узоры. Игры со шнуровкой. Мониторинг развития уровня мелкой моторики на конец года. | Пластилин. Графические задания. Диагностический материал. |
ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ
- Беззубова Г.В. Развиваем руку ребенка, готовим ее к письму. - М., 2003.
- Безруких М.М. Ступеньки к школе: книга для родителей и педагогов. – Москва: Дрофа, 2014.
- Борисенко М.Г. Наши пальчики играют. – СПб., 2002.
- Дмитриева В.Г. Тренажер по развитию мелкой моторики. – М. : АСТ, 2014.
- Новоторцева Н. В. Обучение письму в детском саду – Ярославль: ООО «Академия развития», 2012.
- Малюкова И. Игровой самомассаж как средство подготовки руки к письму // Дошкольное воспитание. – 2008. - №2. – С. 79-82.
- Светлова И. «Развиваем мелкую моторику» ЭКСМО-Пресс, 2001г.
- Светлова, И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. / И.Е. Светлова. – М.: Изд-во Эксмо, 2003. – 272 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики.Влияние мелкой моторики рук на развитие ребенка
Развитие мелкой моторики Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ...

Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.
Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...

Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики.
Я работаю по программе для детей с ОНР, содержание которой построено на основе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада №20. Свою педагогическую д...

Этапы развития мелкой моторики. Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей
Влияет ли развитие мелкой моторики рук на развитие речи у дошкольников? Каковы этапы развития мелкой моторики?...

Мелкая моторика. Приемы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.
Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное м...

Этапы развития мелкой моторики. Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей
Этапы развития мелкой моторики рук...
