Непосредственная образовательная деятельность (НОД) с использованием образовательной технологии
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Конева Татьяна Викторовна

«Испытания для юных космонавтов» (нажмите на название для просмотра НОД)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект НОД23.92 КБ
Файл Самоанализ конспекта НОД17.39 КБ

Предварительный просмотр:

                          МАДОУ «Детский сад №7 «Сказка»

                                          Конспект НОД

 Итоговое занятие из раздела «Основы картографии и астрономии» с использованием «Детской универсальной STEAM-лаборатории» в подготовительной группе №8 Звёздочки»

Занятие подготовила и провела:

                                                     Воспитатель Конева Татьяна Викторовна

                        Тема: «Испытания для юных космонавтов!»

Цель: формирование познавательных действий, расширение представлений детей о космосе и Солнечной системе, становление сознания.

Образовательные задачи:

  • Закреплять прямой и обратный счет;
  • Создавать условия для формирования навыка поиска решения при ограниченном выборе;
  • Формировать первичные представления о химических и физических процессах в окружающем мире.

Развивающие задачи:

  • Развитие речевой и мыслительной деятельности, зрительного восприятия и внимания по теме «Космос».

Воспитывающие задачи:

  • Повышать уверенность в собственных силах и мотивировать нацеленность на результат;
  • Умение работать в коллективе.

Материал и оборудование: Цифры 1-10, космическая ракета; поле Солнечной системы и «Планеты» на липучках; складное поле «Солнечная система», демонстрационные карточки со словами, робот Микибот, карточки-стрелки, карточка к заданию, музыкальное сопровождение.

Опыт:

  • 6% перекись водорода (1/2 стакана),
  • дрожжи сухие (1 чайная ложка),
  • тёплая вода (2 столовые ложки приблизительно),
  • пищевой краситель,
  • жидкость для мытья посуды,
  • пустая бутылка,
  • фольга для имитации вулкана,
  • лоток, в который будем улавливать пену,
  • воронка,

Ход занятия:

Вводная беседа:

Ребята, мы уже много знаем о «Космосе» и многие люди мечтают полететь в космос.

А вы, хотите полететь в космос? (Да)

Ребята, как называются люди, которые летают в космос? (Космонавты).

 Мы сегодня с вами попробуем стать космонавтами. А чтобы ими стать нужно пройти определённые испытания.

Ребята вы готовы? (Да)

Ситуации во время полётов могут быть разные, поэтому нам необходимо уметь находить решения в любых ситуациях, это всегда поможет нам достичь наших целей!

Наша космическая ракета может отправиться в космос только тогда, когда запустит двигатели, а для этого нужно по порядку разложить цифры в иллюминаторы.

Воспитатель предлагает детям взять цифры и разложить их по порядку.

Просчитайте что у вас получилось.

Ребята проверьте сами вы правильно разложили цифры? (Да)

Двигатели запустились!

Тогда пристегнули ремни, «Поехали!».

                                           Основная часть

Ребята, мы уже в космосе, нас ждёт первое испытание первое.

Вы готовы (Да)

Задание №1.

Воспитатель: Нужно расставить планеты Солнечной системы последовательно от солнца, согласно их орбитам.

Давайте проверим: 1. Меркурий, 2. Венера, 3. Земля, 4. Марс, 5. Юпитер, 6. Сатурн, 7. Уран, 8. Нептун.

Молодцы, справились с заданием!

А сколько планет в нашей солнечной системе? (8)

Переходим к следующему испытанию.

Задание №2.

Воспитатель: Эта твёрдая планета, на которой очень жарко. Но чтобы правильно назвать планету, нужно из букв составить слово.

Чтобы выполнить это задание, нам необходимо сесть за столики.

Нужно выписать буквы из слов соблюдая следующую закономерность: в первом слове первая буква, во втором –вторая, в третьем слове третья, в четвёртом-четвёртая и так далее.

Напомните мне ребята о какой закономерности идёт речь? (порядковый счет). Молодцы!

 Воспитатель: Ребята, как мы начинаем писать? (слева на право)

(Приступайте)

Ребята, назовите слово, которое у вас получилось? (Венера)

Молодцы!

Вы справились со вторым испытанием.

Переходим к следующему.

Задание №3.

На этой планете есть самый большой вулкан во всей Солнечной системе «Олимп». Как называется эта планета? «Марс».

Молодцы!

Ребята, а дальше нам нужно решить непростую задачу.

Для этого нам надо подойти к полю Солнечной системы.

Готовы? (Да)

Слушайте условие:

Учёные заметили, что на планете Марс, проснулся вулкан, и появилась большая вероятность его извержения. Нужно доставить 9 ученых-вулканологов для наблюдения за вулканом. На планете Меркурий 2 вулканолога, а на планете Юпитер 8 вулканологов.

Вопрос. Хватит ли нам учёных-вулканологов для наблюдения за вулканом «Олимп» с этих двух планет?

Ответы детей. (Да)

Сколько всего учёных на этих двух планетах? (10).

А нам сколько нужно? (9).

Значит сколько учёных мы не возьмём? (1).

Молодцы! Справились с заданием!

Испытание продолжается!

Задание №4.

А теперь давайте доставим наших учёных на планету Марс.

Готовы? (Да)

Нам нужно будет последовательно составить три разных алгоритма и запрограммировать Микибота.

Сначала мы забираем учёных с планеты Меркурий - это первый алгоритм, потом с планеты Юпитер – это второй алгоритм, а уже потом летим на планету Марс – это третий алгоритм.

Мы составляем алгоритмы последовательно друг за другом, не убирая предыдущие алгоритмы.

Составляем алгоритм в условиях ограниченного выбора.

А уже затем проверим весь наш алгоритм от Меркурия до Марса.

Практический этап:

- Ребята нужно подойти к полю «Солнечной системы».

- Из 100 карточек-стрелок отобрать всего по 10 карточек на каждый алгоритм.

- 6 карточек - шаг вперёд,

- 2 карточки - поворот направо,

- 2 карточки – поворот налево,

Нужно прокладывать путь по самой короткой траектории движения.

Воспитатель объясняет задачу: необходимо проложить курс согласно задаче, поставленной для настоящих космонавтов, и использовать ограниченное количества из выделенных 10 карточек-стрелок. Если карточек-стрелок не хватает, нужно найти, как оптимизировать (ускорить) путь.

Дети поочерёдно решают поставленные задачи, используя не более 10 карточек-стрелок, по следующему алгоритму.

Движение будем начинать с планеры Венера, Микибот повёрнут носиком к Солнцу.

                      Алгоритм выполнения задач для космонавтов:

- Создать программу из карточек-стрелок для реализации очередной задачи.

- Очистить память робота.

- Запрограммировать робота согласно созданной программе. Запустить робота и выполнить задачу.

После выполнения последнего задания на игровом поле «Солнечной системы», воспитатель приглашает детей к проведению опыта.

Воспитатель:

– Ребята вот мы приземлились на планету Марс!

Мы сегодня с вами станем свидетелями извержения вулкана «Олимп» на Марсе.

Вы согласны? Ответы детей.

Порядок проведения опыта:

  • поставить бутылку в лоток,
  • налить перекись водорода в бутылку,
  • в отдельной посуде растворить дрожжи в тёплой воде,
  • добавить в бутылку несколько капель жидкости для мытья посуды и пищевой краситель. Перемешать.
  • Добавить дрожжевую смесь в бутылку, отойти и приготовиться к извержению вулкана.

Объяснение

Перекись водорода естественным образом распадается в течении долгого времени на воду и кислород. Фермент, который содержится в дрожжах, действует в качестве катализатора, чтобы ускорить реакцию. Жидкость для мытья посуды соединяется с кислородом, чтобы получилось много пены.

Рефлексивно оценочный этап (обогащение активного словаря): Ребята, что такое ограниченный выбор карточек-стрелок? Это возможность использования не весь набор карточек-стрелок, а лишь конкретного числа карточек-стрелок.

Например, всего 100, а можно использовать только 10, 7, 6, 5 и т.д.

Заключительная часть:

Уважаемые космонавты! Все вы успешно прошли испытание, и для того, чтобы вернуться на землю, нам надо включить обратный отсчёт от 10 и 1.

Выкладываем цифры от 10 и до 1.

Обратный отсчёт начинай: 10,9,8,7,6.4,5,4,3,2,1 Поехали!

Вот мы и вернулись из длительного путешествия.

Я вас с удовольствием приветствую на планете Земля!

- Воспитатель под аплодисменты награждает всех ребят каждому «космонавту» пожимает руку и дарит медаль юного космонавта!

Итог занятия:

 Воспитатель отмечает ребят, проявивших особое старание и инициативу, награждает всех участников медалями «Юный космонавт!», и приглашает всех детей на межпланетный праздник!



Предварительный просмотр:

Приложение №6.2.

Самоанализ НОД: итогового занятия из раздела «Основы картографии и астрономии» с использованием «Детской универсальной STEAM-лаборатории» в подготовительной группе №8 Звёздочки», проведенного воспитателем Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №7 «Сказка». Воспитатель Конева Татьяна Викторовна

Цель НОД: формирование познавательного интереса у детей, развитие представления о космосе, умение из букв составлять слова, закрепление навыков счета и решение задач.

В ходе НОД были поставлены и решались следующие задачи:

- закреплять прямой и обратный счет;

- совершенствовать умение составлять из букв слова;

- создавать условия для формирования навыка поиска решения при ограниченном выборе;

- формировать первичные представления о химических и физических процессах в окружающем мире;

- развитие речевой и мыслительной деятельности, зрительного восприятия и внимания по теме «Космос»;

- повышать уверенность в собственных силах и мотивировать нацеленность на результат;

- умение работать в коллективе.

В ходе занятия использовались различные методы обучения, такие как беседы, вопросы, практические задания, наглядные пособия, игры и эксперименты.

Дети активно участвовали в занятиях, демонстрируя свои навыки счета, умение находить решения в проблемных ситуациях и развивая речевую и мыслительную активность. Задания были направлены на развитие уверенности в себе и мотивации к достижению результатов, а также на воспитание умения работать в команде.

Применение детской универсальной STEAM-лаборатории на занятии оказалось успешным и занимательным для детей. Такой подход помог разнообразить учебный процесс и сделать его более деятельным и забавным.

Во время занятия дети участвовали в различных видах деятельности, положительно воспринимали воспитателя и с энтузиазмом выполняли задания из программы «Криптография», быстро расшифровали закодированные буквы и составили слово, активно обсуждая тему. Речь воспитателя не перегружала занятие, время речи воспитателя и детей было примерно равным.

При выполнении задания детям была предоставлена возможность самостоятельно исследовать проблему (как проложить путь от одной точки к другой?), высказывать свои идеи в составлении алгоритма и при помощи карточек-стрелок записать программу для робота. Я старалась учитывать индивидуальные особенности и способности воспитанников: давала возможность высказаться робким и молчаливым детям, позволяла активному ребенку принять участие в опыте (извержение вулкана «Олимп» на планете Марс).

Содержание материала соответствовало программным требованиям для этого возраста, уровню подготовки детей в группе и индивидуальным особенностям воспитанников. Можно заметить активную позицию большинства детей во время занятия и высокий уровень их вовлеченности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности интегрированной направленности с использованием интерактивных технологий. Тема: "Тридесятое царство, обувное государство". Конспект непосредственной образовательной деятельности интегриров

Образовательная область: познание, коммуникация, художественное творчество. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная. Цели:1....

Непосредственная образовательная деятельность детей с использованием компьютера по конструированию и математике в подготовительной к школе группе. Тема: «Корабли»

Задачи: Образовательные: Формировать умения  создавать предметы, на основе мозаики, используя геометрические фигуры....

Конспект итоговой непосредственно образовательной деятельности «Теремок» с использованием ИКТ

Конспект итоговой непосредственно образовательной деятельности «Теремок»...

Непосредственная образовательная деятельность (НОД) с использованием ЭОР по художественно- эстетическому развитию (рисованию) РИСУЕМ ЖАР – ПТИЦУ (чудо – ладошки)

Непосредственная образовательная деятельность (НОД) с использованием ЭОР по художественно- эстетическому развитию (рисованию) РИСУЕМ ЖАР – ПТИЦУ (чудо – ладошки)...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности (НОД) с использованием ЭОР в подготовительной группе. "Загадочное путешествие в осенний лес"

Интеграция образовательных областей познавательное и речевое развитие.Тип: интегрированноеФормы непрерывной образовательной деятельности: совместная деятельностьФормы организации:подгруппаЦель: Создат...

Технологическая карта индивидуальной непосредственно образовательной деятельности «Транспорт» с использованием здоровьесберегающей технологии «песочная терапиядля дошкольников с нарушением интеллекта четвертого года обучения

Технологическая карта индивидуальной непосредственно образовательной деятельности«Транспорт» с использованием здоровьесберегающей технологии «песочная терапия» для до...