РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации дополнительной образовательной услуги на бесплатной основе «Логоритмика для малышей»
рабочая программа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по реализации дополнительной  образовательной услуги

на бесплатной основе

«Логоритмика для малышей» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yasli_logoritmika.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №15» города Смоленска

(МБДОУ «Детский сад №15»)

СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА

педагогическим советом приказом МБДОУ

МБДОУ «Детский сад №15» «Детский сад №15»

(протокол от) от

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по реализации дополнительной образовательной услуги

на бесплатной основе

«Логоритмика для малышей»

с воспитанниками в возрасте от 1 года 6 месяцев до 3 лет

на 2022-2023 учебный год

Музыкальный руководитель:

С.М.Асташевская

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Информационная карта программы

2. Пояснительная записка

3. Прогнозируемый результат

4. План работы кружка

5. Список используемой литературы

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ:

ТИП: образовательная

ВИД: модифицированная

УРОВЕНЬ: коррекционно-развивающий

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ: фронтальная

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: познавательная, коммуникативная

НАПРАВЛЕННОСТЬ: эстетическая, коррекционно–развивающая

Пояснительная записка.

Многочисленные исследования психологов и лингвистов показывают, что в раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Если к концу первого года жизни словарь ребенка включает 8-10 слов, то в три года – до 1 тыс. слов. Таким образом, на третьем году жизни ребенка, речь становится доминирующей линией развития. Быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложения, совершенствуется звуковая сторона речи. Ребенок учится сравнивать, строить умозаключения наглядно-действенного характера. Речь служит средством общения и саморегуляции поведения. Она становится более осмысленной и выразительной. Ребенок может произносить слова с разной интонацией и громкостью, менять темп речи. Он способен понимать значение качественных прилагательных, обозначающих форму, цвет, величину, вкус.

Особое место в работе над речью детей занимают музыкальные игры, пение и движение под музыку. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, заметно отстают в общем развитии. Именно поэтому с ними рекомендуется проводить занятия по логоритмике.

Что такое логоритмика? Это - коктейль из движений, речи и музыки.

Логоритмические занятия включают:

- пальчиковые,

- речевые,

- музыкально-двигательные и коммуникативные игры,

- упражнения для развития крупной и мелкой моторики,

- танцы под ритмодекламацию или пение взрослого,

- ритмические игры с музыкальными инструментами,

- стихотворения с движениями.

Программа «Логоритмика для малышей» составлена на основе методической разработки М.Ю.Картушиной «Логоритмические занятия с детьми 2-3 лет», где соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенность усложнения и повторяемость материала.

Цель программы: стимуляция речевой и мыслительной активности, формирование и развитие связной речи.

Задачи:

1. Создать на занятиях атмосферу праздника, радости. Формировать у детей положительное эмоциональное настроение.

2. Развивать музыкальные способности. Обучать детей несложным танцам, игре на детских музыкальных инструментах.

3. Разучивать пальчиковые и подвижные игры. Знакомить детей с элементами самомассажа. Развивать мелкую и общую моторику.

4. Разучивать с детьми песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательными упражнениями.

5. Развивать внимание и зрительную память, координацию движений.

6. Развивать чувство ритма в процессе различных видов деятельности: музыкального, физкультурного занятия, развития речи, а также в ходе подвижных игр, малоподвижных, хороводных, дидактических.

Принципы организации логоритмических занятий

Общедидактические принципы

1. Принцип научности. Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками.

2. Принцип систематичности. Системность и постепенность заключается в непрерывности, регулярности, планомерности образовательного процесса, способствует перестройке сердечно-сосудистой системы, дыхательной, двигательной, речедвигательной, сенсорной систем.

3. Принцип повторения вырабатываемых двигательных навыков. Только многократные систематические повторения способствуют образованию здоровых двигательных стереотипов. Логоритмическая работа должна способствовать формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.

4. Принцип сознательности и активности. Сознательное и активное отношение к выполняемым заданиям.

5. Принцип наглядности. Показ выполняемого задания.

6. Принцип доступности и индивидуализации. Предусматривает учёт возрастных особенностей, речевых и двигательных возможностей.

7. Принцип постепенного повышения требований. Переход к новым, более сложным упражнениям должен происходить постепенно, по мере закрепления формирующихся навыков.

Специфические принципы

1. Принцип учета уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога), таким образом, следует проводить обучение ребенка от выполнения задачи с помощи педагога к самостоятельному ее решению. Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия.

2. Принцип всестороннего развития. Обуславливает общее влияние на организм логоритмического воздействия. Повышается общая тренированность.

3. Принцип результативности. Получение положительного результата развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка.

4. Принцип комплексности.

Приблизительный план ОД кружка для детей 1,5-3 лет

(Время занятия -15 минут)

Разминка (1-2мин).

Слушание музыкальных фрагментов (2-3мин).

Музыкально-ритмические, гимнастические упражнения (2-3мин).

Разучивание танцевальных элементов (4-5мин.)

Подвижные и музыкально-ритмические игры (2-3мин).

План образовательной деятельности кружка

Программа кружка разработана с учетом возрастных особенностей детей полутора-трех лет

Срок реализации программы кружка «Логоритмика для малышей» -1 год

Формы и режим занятий

Основной формой ОД является интегрированное занятие.

Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня.

Продолжительность занятия 15 минут.

Интеграция образовательных областей.

1. «Музыкальное воспитание» - дети учатся слышать в музыке эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой.

2. «Изобразительная деятельность» - где дети знакомятся с иллюстрациями к произведениям, играм.

3. «Развитие речи» - на котором у детей обогащается словарь, отрабатывается четкое произношение доступных по возрасту звуков, укрепляется артикуляционный аппарат на материале стихов, скороговорок, чистоговорок, потешек.

4. «Ознакомление с художественной литературой» - где дети знакомятся с литературными произведениями.

5. «Ознакомление с окружающим» - где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями.

Планируемые результаты:

- развитие речи,

- развитие музыкальности,

- развитие эмоциональной сферы,

- развитие взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

№ п/п

Тема занятия

Цель занятия

Оборудование

Сентябрь

1.

2.

Встреча с белочкой в осеннем лесу.

Сидит белка на тележке

Обучать двигаться ритмично в соответствии с характером музыки.

Развивать мелкую моторику.

Развивать у детей умение согласовывать движения с ритмичным проговариванием текста

Обучать движению по кругу.

Белочка, зонт, осенние листья, запись шума дождя.

Белочка, тележка с орехами, лиса, медведь, зайчик, листочки.

Октябрь

1.

2.

3.

4.

Кто грибок найдет?

В огороде заинька.

Зайкина капуста.

Гости

Развивать мелкую моторику рук.

Обучать двигаться по кругу топающим шагом.

Развивать у детей умение согласовывать движения с ритмичным проговариванием текста.

Обучать игре на бубне.

Обучать выполнению движений по показу, менять движения с изменением характера музыки.

Развивать общую и мелкую моторику в подвижных играх.

Гриб, птичка на веревочке, зайчик, мишка, машина.

Зайчик, капуста, 3 морковки, бубны на каждого ребенка.

Домик, зайчик, капуста.

Картинки для фланелеграфа, листья, бубны.

Ноябрь

1.

2.

3.

4.

Лучшая игра.

Про кота.

Кот Василий.

Кот и кошка.

Развивать общую и мелкую моторику в подвижных играх.

Развивать мелкую моторику в пальчиковых играх.

Учить выполнять танцевальные движения в соответствии с текстом.

Обучать игре на барабане.

Развивать координацию движений и ориентацию в пространстве в подвижных играх

Котенок, щенок, утенок, зайчик, белочка, кошка, мышка, домик.

Кот, котенок, белка.

Кот, мышка, малыш в колыбельке, барабаны.

Кот, кошка, утенок, барабаны.

Декабрь

1.

2.

3.

4.

Зайчик в гостях у ребят.

Зайкин дом.

Белкина помощница.

Чудо-ёлка.

Развивать общую и мелкую моторику.

Обучать прыжкам на двух ногах.

Обучать игре на бубне и погремушке.

Развивать навыки двигательных импровизаций под текст.

Развивать общую и мелкую моторику.

Развивать дыхательные мышцы и укреплять голосовой аппарат.

Развивать общую и мелкую моторику.

Зайчик, погремушки, бубен.

Зайчик, волк, бубен, погремушки.

Зайчик, белка, волк, Дед Мороз.

Картинки для фланелеграфа, волк, бубен, погремушки

Январь

1.

2.

Подарки Дедушки Мороза.

Птичья ёлка.

Развивать координацию движений и ориентацию в пространстве при ходьбе, выполнении танцевальных движений.

Учить двигаться пластично, выразительно передавая образ музыкального произведения.

Дед Мороз, белка, мишка, птичка, зайчик, волк, погремушки.

Картинки для фланелеграфа, кошка.

Февраль

1.

2.

3.

4.

Вкусная каша.

Аленушка и лошадка.

Лошадка.

Капризная внучка

Формировать умения детей ритмично проговаривать текст и одновременно выполнять соответствующие движения.

Развивать координацию движений и ориентацию в пространстве при выполнении движений – ходьба, бег, прямой галоп.

Обучать детей согласовывать движения с текстом.

Развивать мелкую моторику пальцев рук с одновременным проговариванием текста

Кукла, гусь, цыплята

Кукла-малыш, цыпленок, птичка, лошадка-качалка, коляска.

Кукла, лошадка, флажки.

Картинки для фланелеграфа, флажки.

Март

1.

2.

3.

4.

Хозяюшка.

Котенок и щенок.

Про собачку.

Таня пропала.

Развивать мелкую и общую моторику.

Развивать чувство ритма, слуховое и зрительное внимание.

Развивать ориентацию в пространстве в подвижных играх.

Развивать артикуляционный аппарат.

Развивать способность изменять голос по силе, высоте, тембру.

Развивать умение расслабляться под звуки релаксирующей музыки.

Развивать чувство ритма, умение согласовывать речь с движением.

Картинки для фланелеграфа

Картинки для фланелеграфа, маска собаки.

Собака, щенок, кошка, косточка-игрушка.

Кукла, котик, утка, козлик, воробей, курица, свинка,пес.

Апрель

1.

2.

3.

4.

Верные друзья.

Про петушка.

Уточка и курочка

.

Цыплячий переполох

Развивать способность изменять голос по силе, высоте, тембру в звукоподражаниях

Развивать коммуникативные навыки в подвижных играх.

Развивать эмоциональную отзывчивость, желание играть на детских музыкальных инструментах.

Развивать общую и мелкую моторику

Кукла, петушок, кошка, собачка, утка, коза, лошадка, зайка, белка, ежик.

Петушок, бычок, утка, овечка, курица, кукла.

Картинки для фланелеграфа, бубны, погремушки.

Петух, курица, цыплята, овечка, утка, бычок, коза, цапля.

Май

1.

2.

3.

4.

Радуга-горка.

Майский день.

Про зеленую лягушку.

После дождя

Развивать коммуникативные навыки детей в играх и в процессе музицирования на детских музыкальных инструментах.

Развивать фантазию и творческое мышление в процессе подбора простейших танцевальных движений.

Закреплять навык выразительных и ритмичных движений под музыку.

Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх.

Картинки для фланелеграфа, бубны, погремушки.

Картинки для фланелеграфа, маска волка, 3-4 плоских цветка.

Улитка, пчела, волк, лягушка, маска волка и аиста.

Картинки для фланелеграфа, запись грома.

Список используемой литературы

Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет. М., Сфера, 2008

Соколова Ю.А. Игра с пальчиками. М., 2005

Соколова Ю.А. Речь и моторика, М., 2002

Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. СПб., 1999

Ладушки, ладушки /Сост. П.И.Садчиков, Е.А. Алифарова. М., 2003

Сауко Т.Н., Буренина А.И. Топ-хлоп, малыши. СПб., 2001

Музыка и движение (Упражнения, игры и пляски для детей 3-4 лет) /Сост. С.И.Бекина, Т.П.Ломова, Е.Н.Саковнина, М., 1981


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ вторая младшая группасоставлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы (

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУвторая младшая группасоставлена на основе примерной основной образовательной программыдошкольного образования «От рождения до школы»под ред. Н. Е. Вераксы, М. А....

Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» - курс подготовки на основе программы развития музыкальности у детей 2-7 года жизни.

Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества музыкального образовательного процесса в муниц...

рабочая программа кружковой деятельности во второй группе раннего возраста " Логоритмика для малышей"

Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определенными Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования....