Статья на тему "Игра как средство духовно - нравственного воспитания дошкольников"
статья

малегина любовь юрьевна

Духовно - нравственное воспитание является одной из важнейших задач в дошкольном образовании. Воспитание доброго отношения к окружающим происходит на каждом занятии в детском саду. Особую роль играет использование игр в духовно - нравственном воспитании дошкольников - это эффективный способ развития ценностей и навыков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravst._vospitanie.docx20.24 КБ

Предварительный просмотр:

«Игра как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Воспитание дошкольников — это одна из важнейших задач любой образовательной системы. В детском саду детей обучают основам математики, грамоте и т.д., также   необходимо заботиться и о  духовно-нравственном развитии.

Период дошкольного детства — время, когда закладывается понимание моральных устоев в обществе. Простыми словами, ребёнок учится видеть добро и отвечать на него и противостоять негативному влиянию со стороны.

Духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в дошкольном образовании. Нравственная тематика используется в организации всех видов детской деятельности. Воспитание доброго отношения к окружающим происходит на каждом занятии в детском саду: дружеская атмосфера поддерживается на физкультуре, на музыкальных и речевых занятиях, во время проведения опытов. Дети учатся выполнять задания в парах, в подгруппах, затем коллективно, так формируется культура взаимодействия, вежливость в общении, способность уважать интересы и чувства друг друга.

Средства духовно-нравственного воспитания — это и трудовые поручения в течение дня («Помоги, пожалуйста, накрыть на стол»), и разучивание песенок и стихотворений (о Родине, друзьях, семье), и изготовление поделок в подарок родителям. Однако существуют специально организуемые педагогом формы нравственного воспитания - игры. 

Игра — ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. В игре ребёнок выстраивает модель мира: то, каким он его видит и как воспринимает. Для него мир — это его ближайшее окружение: семья, друзья по площадке и в группе,  и воспитатель. Ребёнок впитывает образы жизни, стремится подражать действиям взрослых. В игровой деятельности развиваются психические и мыслительные способности. Нравственные нормы активно усваиваются детьми именно в игровой деятельности.

Использование игр в дошкольном воспитании   имеет ряд преимуществ:

- игры позволяют детям весело проводить время в компании своих сверстников, что может способствовать развитию их социальных навыков и укреплению взаимоотношений в группе;

 - способствуют развитию у детей творческого мышления и воображения, а также внимательности и сосредоточенности;

- помогают воспитывать у детей духовно-нравственные качества и этические ценности.  

В рамках нравственного воспитания активно проводятся дидактические игры. Они строятся на обозначении воспитателем проблемной ситуации и поиске её завершения/решения воспитанником. Материалом для дидактических игр выступают иллюстрации на основе знакомых сказок, ряды сюжетных картинок, стихотворные тексты и т. д.

Примеры игр по духовно-нравственному воспитанию

1. «Знакомство»

Игра  проводится с родителями и педагогами, (с детьми подготовительной группы). Суть игры,  вы будете по очереди называть свое имя и присущее вам качество. Начинающееся на ту же букву, что и имя.

2. «Назови ласково» 

Игра поможет детям запомнить имена друг друга, способствует созданию комфортной обстановки для каждого участника.

Инструкция: Нужно бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадет, называет одно или несколько своих ласковых имен.

3. «Только хорошее»

Цель: помочь детям сформировать представление о добре; развитие устной речи: творческого мышления, воображения.

Педагог с мячом в руках встает перед детьми, просит их выстроиться в ряд, а затем каждому из них бросает мяч. Дети ловят мяч только тогда, когда произносится какое-либо хорошее качество (правдивость, доброта, аккуратность). В этом случае они делают шаг вперед. Если дети случайно «поймают плохое качество» (нетерпимость, жадность, злость), они делают шаг назад. Побеждает тот, кто первым дойдет до педагога. Этот человек становится ведущим.

4. «Дерево добра»

Цель:  Формировать понятие «Доброта». Воспитывать в детях доброе отношение, заботу о ближнем своём, оказание помощи. Побуждать детей в стремлении делать добро другим людям.   

Инструкция:  на мольберт повесить  картинка большого дерева (или нарисовать и магнитики) с липучками. Подготовить фрукты с картинками добрых  и плохих дел. Дети выбирают фрукты с картинкой добрых дел, стараются объяснить их и  крепят на дерево.

5. «Подбери цвет»

Цель:  расширять запас слов — антонимов и учить их использовать в определенных ситуациях.

Инструкция:  Педагог читает детям стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Затем раздает детям карточки 2-х цветов: зеленого и красного и предлагает подобрать цвет карточки для слова «хорошо» (зеленый цвет) и для слова «плохо» (красный цвет).

Добро — зло

горе — радость 

хорошо — плохо 

трудолюбие – лень

жадность – щедрость

трусость – храбрость

грубость – вежливость

мир – война

дружба – вражда и т. д.

Использование игр в духовно-нравственном воспитании дошкольников - это эффективный способ развития ценностей и навыков, которые помогут им стать хорошими гражданами, которые умеют уважать других, быть терпимыми, справедливыми и ответственными. Кроме того, использование игр в духовно-нравственном воспитании может помочь детям развить такие важные навыки, как коммуникативные, социальные и когнитивные, которые будут полезными для них в будущем. Важно помнить, что духовно-нравственное воспитание дошкольников является долгосрочным процессом, и использование игр в нем должно быть систематическим и продолжительным.

Использование игр в духовно-нравственном воспитании дошкольников - это эффективный способ развития ценностей и навыков, которые помогут им стать хорошими людьми.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязыч...

Культура как одно из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников

Культура, это неотемлемая часть нашей жизни, она является средством воспитания духовности у детей дошкольного возраста....

Статья «Использование метода проектов в духовно – нравственном воспитании дошкольников»

В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, верящим в возмо...

Статья для родителей и педагогов "Духовно-нравственное воспитание дошкольников".

Статья для родителей и педагогов "Духовно-нравственное воспитание дошкольников"....

Статья информация об опыте "Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Информация об опыте.Условия возникновения и становления опыта.Одной из глобальных проблем, связанных с сохранением российского народа, российской государственности и восстановлением ценностей традицио...

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»

ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...

Статья" Роль педагогических проектов в духовно-нравственном воспитании дошкольников"

Цель : формирование у детей дошкольного возраста духовно- нравственного отношения и чувств к традициям своей семьи, истории и культуре родного края и своей Родины.Одной из наиболее эффективных и...