Конспект родительского клуба: «Повышение речевой активности детей в процессе исследовательской деятельности»
материал (старшая группа)

Конспект проведения родительского клуба в старшей группе компенсирующей направленности 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7

фактический адрес: 142701, Московская область,

Ленинский г. о., г. Видное, пр-д Жуковский, д. 35

Конспект проведения родительского клуба

в старшей группе компенсирующей направленности №7

на тему: «Повышение речевой активности детей в процессе исследовательской деятельности»

Подготовили и провели:

учитель-логопед Эльмады И. В.,

воспитатель первой категории

Абрамова С.А.,

воспитатель высшей категории

Мурашова Е.В.

Видное, январь 2024 г.

Цель: повысить знания родителей о развитии речи детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.

Задачи:

  1. Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в области опытно-экспериментальной деятельности.
  2. Обобщение и обмен опытом по данной теме.
  3. Создание положительного эмоционального климата у родителей.

Место проведения: групповая комната.

Информационно – техническое обеспечение:

1. Здоровьесберегающие технологии, применяемые в ДОУ для детей с ТНР:

• пальчиковая гимнастика;

• артикуляционная гимнастика;

• упражнения на развитие мелкой и общей моторики;

• опытно-исследовательская деятельность для повышения речевой активности.

Материалы и оборудование: бумажные цветы, емкости для воды, стаканы, газированная вода, виноград, вода, ложка, гуашь, 2 салфетки, 5 спичек, пипетки.

План:

#1042;ступительная часть.

2. Игровой практикум по исследовательской деятельности.

3. Заключение. Рефлексия

Ход мероприятия

  1. Вступительная часть. Приветствие и представление.

Воспитатель. Добрый вечер! Сегодня мы с вами окунемся в экспериментальную деятельность, связанную с водой. Речь ребенка представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально – смысловому типу на описание (собака – домашнее животное, у нее четыре лапы, хвост, она сторожит дом, повествование (вчера я ходил в музей, видел там разных птиц и животных) и рассуждение (снег тает, потому что в комнате тепло).

Процесс обучения речи через познавательно-исследовательскую деятельность составляют одно неразрывное начало дошкольника. Ведь ребенок непросто называет предмет, а стремится описать его, рассказать о каком – то явлении, событии. Соответственно, чтобы связно рассказать о чем – ни будь нужно уметь анализировать предмет, выделять его свойства и качества, устанавливать причинно – следственные и другие отношения между предметами, явлениями (Пример: песок – это сыпучий материал. Он состоит из маленьких твердых песчинок. Из сухого песка трудно что – либо сделать, а из мокрого можно лепить).

Познавательно – исследовательская деятельность многогранна : здесь и занятия, экскурсии, целевые прогулки, совместная (наблюдения, дидактические игры, беседы) и самостоятельная деятельность детей (развивающие и творческие игры, элементарные опыты в исследовательском уголке). В ходе игр, наблюдений у детей возникает желание поделиться своими переживаниями с приятелем (диалог) или рассказать всем (монолог)

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир.

Что предполагает познавательно-исследовательская деятельность детей в детском саду? Эта специально организованная деятельность, позволяет ребенку с помощью родителей или самостоятельно добывать информацию и овладевать представлениями о предмете, объекте, физическом или природном явлении.

Грамотно организованная игра позволяет думать, анализировать, сравнивать, делать выводы, учит ребенка задавать вопросы и находить ответы, ставить проблему и находить пути её решения.

Экспериментирование играет важную роль для психического развития детей. Доказательством того служат излюбленные игры с водой с песком: ребенок бесконечно может переливать воду, разливать её по разным емкостям, «ловить рыбу», пускать кораблики, рисуют песком.

Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

В процессе экспериментальной деятельности у детей, развивается: любознательность, наблюдательность, инициативность.

Детское экспериментирование – замечательное средство интеллектуального развития дошкольников. По мнению академика Н.Н. Поддъякова, «В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами экспериментирование».

В процессе игр-экспериментов расширяется сенсорный опыт дошкольников и обогащается их жизненный опыт. Они способствуют развитию таких качеств, как организованность, дисциплинированность, целенаправленность, аккуратность, ответственность, последовательность.

Структура детского экспериментирования состоит из следующих пунктов:

- постановка проблемы, которую нужно решать;

- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);

- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);

- проверка гипотез (сбор данных реализация в действиях);

- анализ полученного результата (подтвердилось или нет);

- формулирование выводов.

Практическая значимость: данный мастер-класс поможет научить взрослых развивать любознательность ребенка, стремление к маленьким «открытиям».

  1. Практическая часть:
  1. Артикуляционная сказка «Как язычок отдыхал на море».

Закончились рабочие деньки, и Язычок решил отдохнуть на море. Он взял надувную резиновую лодку (надуть щеки и удержать под счет до 5), пляжный зонтик (присосать язык к небу и удержать под счет до 8) и широкое махровое полотенце (высунуть широкий язык и удержать под счет до 10).

Сел в сказочный вагон и отправился в путь. Быстро летел поезд по рельсам (произносить: «Чух-чух-чух. Ту-туу»).

За окошком мелькали деревья (рот открыть, кончиком языка дотронуться до верхних зубов и удерживать в течение 8 секунд), дома (язык опустить и спокойно положить за нижние зубы, рот открыт). Ласково светило солнышко (рот открыт, облизывать губы слева направо).

Язычок слушал, как стучат колеса поезда (произносить медленно: «Т-д-т-д-т-д»). Совсем скоро вдалеке показалось синее море (рот широко открыть и удерживать под счет до 8). Поезд подъехал к станции и остановился (вдохнуть носом и медленно выдохнуть: «Ш-ш-ш»). Язычку так не терпелось увидеть море, что он выскочил из вагона и быстро побежал на пляж (улыбнуться, пощелкать языком).

Переодевшись в купальник и поставив пляжный зонтик (присосать язык к небу и удержать под счет до 8), Язычок растянулся на махровом полотенце под горячими лучами солнышка (рот открыт, язык сильно вытянуть и коснуться подбородка). Когда животик и спинка немного загорели, Язычок решил искупаться. Быстро разбежавшись, он нырнул в море (три раза щелкнуть языком, затем слегка высунуть изо рта; повторить 5 раз). У Язычка были превосходные ласты, он быстро заболтал ногами в воде (рот приоткрыт, быстро передвигать язык вперед-назад по верхней губе, получается глухой слог «пл»).

На дне Язычок увидел черепаху, лакомившуюся морской капустой (двигать нижней челюстью, как при жевании), воздушную медузу (надуть щеки и удерживать в течение 8 секунд), летучую рыбу (рот приоткрыт, высунуть узкий язык, коснуться верхней губы и спрятать в рот; повторить 5 раз) и даже морскую звезду, которая пряталась за камнями (сначала высунуть широкий язык, прижать между нижней и верхней губами, а затем медленно «втащить» язык обратно в рот; повторить 5 раз).

Во время отдыха Язычок успел покататься на надувной резиновой лодке (надуть щеки и удержать под счет до 5), собрать красивые ракушки, сфотографировать попугая и жирафа (произносить: «Чик-чик»).

Скоро он сел в поезд и поехал домой (произносить: «Чух-чух. Ту-туу»). Язычок смотрел в окошко и улыбался (улыбнуться, показав нижние и верхние зубы), ведь он обязательно приедет сюда еще раз.

  1. Су-джок «Подводный мир»

Посмотри скорей вокруг!

Что ты видишь, милый друг.

Дети катают Су – Джок между ладонями.

Здесь прозрачная вода, плывет морской

конек сюда,

Вот медуза, вот кальмар, это рыба шар.

А вот расправив восемь ног,

Гостей встречает осьминог.

Поочередно одевают колечко на пальчики,

начиная с мизинца правой руки.

Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:

· Не шуметь – этим мы мешаем другим. Аккуратно обращаться с посудой.

· Слушать воспитателя.

· Внимательно следить за результатом опыта.

· Закончив наблюдение, сделать вывод.

Воспитатель. Сегодня мы хотим пригласить вас в сказку, как она называется, вы сами должны догадаться:

Вы знаете девушку эту, она в старой сказке воспета.

Работала, скромно жила,

Не видела ясного солнышко,

Вокруг только грязь и зола.

Воспитатель. Как называется сказка?

Ответы.

Воспитатель. А звали красавицу Золушка из сказки Ш. Перро. В очередной раз злая мачеха и её дочери отправились на королевский бал, оставив Золушку дома, но она не сидела без работы дома, приготовила мачеха для неё много заданий на исследование.

Наши все эксперименты мы будем зарисовывать.

Первое задание называется «Распускание лотоса». Наша задача понаблюдать за этим явлением.

Опыт № 1. «Распускание лотоса».

Цель: показать, что бумага при намокании становится тяжелее, способствовать развитию познавательного интереса, речи, мелкой моторики.

Оборудование: цветная бумага, ножницы, карандаш, вода, емкость.

Вырежьте из цветной бумаги цветы с лепестками. (Загните лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду. Что происходит с цветами? (лепестки цветов распускаются). Почему это происходит?

Вывод: это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

И вот тут новое задание для Золушки.

Опыт № 2 «Танцующая виноградинка»

Цель: показать, что пузырьки газа, способны поднимать предмет из воды на ее поверхность, развивать речь, вызвать интерес к исследовательской деятельности.

Оборудование: стакан, газированная вода, виноградинка.

Возьмите стакан со свежей газированной водой, и бросьте в нее виноградинку. Что произошло с виноградинкой? (опустилась на дно стакана) Почему это произошло? (Она тяжелее воды) Что вы видите сейчас? (на виноградинку тут же начинают садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики). Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. Почему так происходит?

Вывод: на поверхности пузырьки лопнут, газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока весь газ не улетучится из воды.

Следующее задание называется «Музыкальные стаканы».

Опыт №3. «Музыкальные стаканы»

Цель: узнать, как получаются звуки разной частоты, способствовать активизации речевой и познавательно-исследовательской деятельности.

Оборудование: стаканы, ложка, вода.

- Постучите по пустому стакану ложкой. Прислушайтесь к звуку. Как можно изменить звук?

- Налейте в стакан воды. Постучите по стакану. Прислушайтесь. Изменился ли звук?

- Доливайте воду и ударяйте по стаканам. Меняется ли звук? Почему?

Создаются звуковые вибрации между водой и стаканом. Чем больше воды в стакане, тем ниже будет высота звука. Чем меньше воды в стакане, значит в нем меньше вес, который вибрирует, тем звук выше.

- Теперь ударяйте по стаканам в любом порядке. Можете ли Вы сыграть мелодию?

Если вы хотите создать музыкальную гамму, расставьте стаканы в порядке от того, что производит самый низкий звук, к тому, что производит самый высокий звук (возможно, придётся добавить воды в какие-то стаканы или отлить её). Попробуйте придумать свою мелодию или сыграть ту, что знаете.

Вывод: количество воды, налитой в пустой сосуд может изменять высоту извлекаемого из него звука.

Опыт № 4. «Поднимающая вода».

Воспитатель. Поставьте три стакана в ряд, в первый и третий налейте воды. Подкрасьте красной гуашью воду в первом стакане, желтой во втором. Сверните две салфетки и опустите концы в стаканы. Наблюдайте как покрашенная вода будет набираться в пустой стакан и смешиваться.

Вывод. Вода впитывается волокнами салфетки и поэтому поднимается. Под действием силы тяжести вода опускается в пустой стакан.

Опыт № 5. Следующий опыт называется «Чудесные спички»

Воспитатель. Нам понадобиться 5 спичек. Надломайте их по середине и выложите на тарелку. Затем, капаем водой на изгибы спичек и наблюдаем что происходит. Что вы наблюдаете? Почему так происходит?

Вывод. Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают воду. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево от этого набухает, а его уцелевшие волокна «толстеют», они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться. Так и появляется звезда.

III. Заключительная часть.

Воспитатель. Можно сделать вывод, что опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей младшего дошкольного возраста"

педсовет  "В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра."...

Игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей младшего дошкольного возраста

В презентации "Игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей младшего дошкольного возраста" я хочу кратко познакомить коллег со своим опытом работы. В ней изложены актуальность,...

«Музыкально – игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей раннего возраста»

Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов.Современные научные исследования свидетельствуют о том, что раз...

Развитие речевой активности детей в процессе игровой деятельности.

Игра в дошкольном возрасте—ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю их жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитан...

Педагогический совет №3 На тему: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности» Доклад для воспитателей на тему «Развитие познавательной активности детей через проектно-исследовательскую деятельност

Актуальность: Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познават...

Родительский клуб "Повышение речевой активности детей в процессе исследовательской деятельности"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7  фактический адрес: 142701, Московская область,Ленинский г. о., г. Видное, пр-д Жуковск...