Проектная деятельность "Здоровье и питание - основа процветания"
проект (старшая группа)

                                  Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни,

Что поистине здоровый нищий счастливее больного короля.

 философ Артур Шопенгауэр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan.docx38.18 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 346 ГОРОДА НОВОСИБИРСКА

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ НАПРАВЛЕНИЕМ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ»

«Согласовано»:                                                                     Утверждаю:

«___»______________2023г                                                Заведующий МКДОУ д/с № 346                                                

Старший воспитатель МКДОУ д/с № 346                         _______________ Н.Н. Бибанаева                                                                    

___________________ Н.В. Чорнопищук                          приказ 84/1 – ОД от 31.08.2023г.

Проектная деятельность «Питание и здоровье»

в старшей группе комбинированной направленности № 11

«Здоровье и питание – основа процветания»

на 2023 – 2024 уч. год

                                                          Составитель:

                                                                                              Сафонова Светлана Викторовна

2023 г. Новосибирск

Паспорт проекта

                                  Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни,

Что поистине здоровый нищий счастливее больного короля.

 философ Артур Шопенгауэр.

Накапливайте и берегите свое здоровье, учитесь этому у окружающих людей: занимайтесь любимым делом, проводите каждую минуту жизни с толком, с пользой для себя и других!

Актуальность проекта:

Согласно ФГОС одной из главных задач в дошкольном образовании является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание у них элементарных полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию. Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна в период дошкольного детства. Период дошкольного возраста является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыках здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Здоровье детей в современное время приобретает особую актуальность. Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому я считаю приоритетным работу в данном направлении по формированию у дошкольников навыков здорового образа жизни, и устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями. Для реализации проекта, я выстроила систему работы таким образом, чтобы интегрировать образовательную деятельность с оздоровительной, что в конечном итоге сохранит и укрепит физическое и психическое здоровье ребенка.

Проблема: недостаток у детей и родителей знаний о здоровом образе жизни, что приводит к отказу от полезных продуктов питания в детском саду.

Цель проекта: Развитие эмоционально – волевой сферы, самостоятельности, инициативности, формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

- формировать умение детей проявлять инициативность и  предлагать собственное решение  в проблемной ситуации, заданной педагогами в рамках данного проекта;

- расширить представления детей о полезных продуктах через разные виды деятельности, осуществляя преемственную связь ДОУ и семьи;

-  воспитывать любознательность, познавательную активность, культуру поведения;

- обобщить знания дошкольников о здоровом образе жизни;

- формировать у детей способность осознавать свои эмоции и  чувства, переживания, побуждать к размышлению.

Совместно с социальными партнёрами определили единую задачу:

Объединение детей и взрослых на основе ценностей здоровья, здорового образа жизни, сотрудничества и конструктивного взаимодействия.

Тип проекта: информационно – творческий, групповой.

Виды детской деятельности:

·        коммуникативная: общение, взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

·        чтение, восприятие художественной литературы: слушание, ситуативные разговоры, беседы, обсуждение и рассуждение, разучивание, декламация.

·        игровая: сюжетно-ролевые игры, дидактические игры.

·        познавательно-исследовательская, продуктивная: экспериментирование с материалами, продуктами питания, моделирование.

·        двигательная: подвижные игры, физминутки, динамические паузы, пальчиковая гимнастика.

·        художественная: слушание, аппликация, лепка.

·        трудовая: изготовление плаката, поделок.

Формы реализации проекта: непосредственно образовательная деятельность (НОД), показ презентаций, беседы, игры, сотрудничество с родителями.

Участники: дети, родители, воспитатели.

Сроки реализации: долгосрочный (2022 – 2023 учебный год)

Возраст детей: 4-5 лет

Ожидаемый результат проекта по отношению к детям:

- формирование основ здорового образа жизни, осознанного и ответственного отношения к здоровью;

- развитие  способности к инициативности в решении творческих проблемных ситуаций;

- развитие эмоционально-волевой и личностной сфер дошкольника.

По отношению к педагогам:

- разработка комплекса мероприятий способствующих развитию инициативности, самостоятельности и формированию знаний о здоровом образе жизни у детей;

- обобщение и транслирование опыта работы по теме «Питание и Здоровье»;

По отношению к  партнёрам:

- привлечение большего количества участников проекта;

- пропаганда здорового образа жизни (ЗОЖ)

Продукт проектной деятельности: книжка - малышка «Культура приема пищи»; фотовыставка  «Моё любимое блюдо»; тематическая выставка «Правильно питайся - здоровья набирайся»; поделки «Продукты»;  изготовление папок для родителей «Здоровый образ жизни», «Правильное питание - залог здоровья дошкольников»; памятки «Правильное питание- залог здоровья», совместное изготовление плаката «Азбука Здоровья».

Презентация проекта: выставка поделок, фотографий, папок, презентация для дошкольников параллельной группы.

1 этап подготовительный: это

- определение разделов проекта;

- сбор информации;

- подбор художественной и энциклопедической литературы, дидактических игр, дидактического материала;

-анкетирование родителей;

-психолого-педагогическая диагностика детей.

2 этап сама реализация проекта:

- реализация проекта

- перспективное планирование;

- проведение цикла тематических мероприятий;

- организация целенаправленной просветительской консультативной деятельности с родителями по вопросам развития у детей познавательных способностей.

3 этап заключительный.

- оформление результата проекта в виде презентации

- театрализованные постановки,

-  стендовый материал.

Перспективный план работы

по проекту «Питание и здоровье» старшая группа

 комбинированной направленности № 11 на 2023 – 2024 уч. год.  

Тема

Задачи

Деятельность детей

Взаимосвязь с родителями

                                 Сентябрь

Мониторинг

06.09.2023г.

Выявить у детей уровень знаний о здоровом  образе жизни.

Использование метода трёх вопросов:

- что  мы знаем?;

- что хотим узнать?;

- откуда можно узнать?

Познакомить родителей на родительском собрании с проектной деятельностью «Питание и здоровье»

Вводное занятие «Что такое здоровье».

20.09.2023 г.

Расширять представления детей о здоровом образе жизни. Воспитывать желание заботиться о своём здоровье. Развивать познавательный интерес и речь, создавать радостное настроение.

– Беседы: «Почему люди болеют»,  «Врачи наши друзья», «О навыках личной гигиены», «Как заботиться о своём здоровье».

– Д/и: «Кто больше знает о себе», «Чего не стало».

– Рассматривание альбома «Безопасность».

– Чтение: В. Берестов «По городу»,  «Человек заболел», А. Барто «Девочка чумазая»,

– С/р игры: «У врача», «Аптека», «Кукла заболела».

Анкетирование родителей «здоров ли ваш ребёнок?»

«Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»

04.10.2023 г.

Расширять представления детей об особенностях функционирования и целостности человеческого организма, расширять представления о составляющих важных компонентах здорового образа жизни, раскрыть возможности здорового человека.

– Беседы: «Моё здоровье – моё богатство», «Чистота и здоровье».

 Чтение: К. Чуковский «Мойдодыр», Г.Зайцев «Приятного аппетита», С.Михалков «Про мимозу»

 Игра «Отгадай-ка» (загадки о фруктах, овощах).

 Сюжетно-ролевые игры: «Аптека», «Поликлиника».

- Изготовление семейных гербов здоровья.

- Консультация для родителей «Спортивный уголок дома».

Октябрь

«Какой он мой организм»

18.10.2023 г.

Формировать представление о себе,
как о человеке. Продолжать учить беречь себя и своё тело, бережно относиться к своему организму. Развивать знания о строении своего организма, о важном значении органов чувств.  

– Беседа о строении тела человека.

– Рассматривание схемы строения человека

– Чтение: «Про себя самого», «Из чего я сделан».

– Рисование на темы: «Из чего сделан Я?».

– Д/и: «Умею – не умею».

– С/р игры: «Больница», «Скорая помощь», «В поликлинике».

– Чтение художественной литературы: А. Барто «Я расту».

–игра с куклой трансформер: «Разложи правильно».

- Консультация: «Двигательная активность и здоровье дошкольника».

- Пословицы и поговорки о ЗОЖ.

«Что такое позвоночник и скелет»

01.11.2023 г.

Познакомить детей со строением скелета и его функцией в человеческом организме, с механизмом работы мышц, их функцией, расширить знания детей о том, как нужно укреплять мышцы и кости, учить детей по иллюстрации узнавать и уметь рассказывать о строении скелета. Воспитывать у детей интерес к собственному телу, осознанное отношение к собственному здоровью.

– Беседы: «Что такое скелет и осанка», «Для чего нужен скелет», «Что защищает череп»,

Рассматривание иллюстративного материала об организме человека.

– Игра «Дополни предложение»,

– С/р игры: «Больница», «Операция».

Чтение художественной литературы. В.Катаев «Цветик - семицветик».

Ноябрь

«Мои защитники: кожа, ногти, волосы»

15.11.2023 г.

Дать общее представление о том, что кожа, ногти и волосы являются защитниками организма человека. Познакомить со строением кожи, её значением. Формировать представление о коже, как защите организма от инфекции.

Учить детей любить себя и свое тело, прививать гигиенические навыки. Дать детям понять, что болезни не возникают из ничего, а ими заражаются. Сформулировать правила, которые нужно соблюдать, чтобы уберечься от инфекции.

Беседы: «Чистота – залог здоровья», «Гигиена», «Первая помощь при повреждении кожи».

Рассматривание иллюстраций «Что такое хорошо, а что такое плохо».  

Д/и «Чудесный мешочек».

Опыт «Чистюли и чистюльки»

С/р игры «Дочки -матери», «Парикмахерская», «Маникюрный салон». 

– Опыт «Что можно почувствовать кожей».

«Роль зрения и слуха в жизни человека»

29.11.2023 г.

Показать детям какую роль играют глаза и уши в жизни человека. Напомнить детям о средствах личной гигиены, закрепить приобретенные навыки. Познакомить детей с продуктами, которые укрепляют зрение.

– Беседы: «Глаза», «Уши», «Как нужно заботиться об органах зрения и слуха?».

Чтение художественной литературы: Ю. Тувим “Где очки”, А. Барто “Очки”, Ю. Мориц “В очках и без очков”,

Д/и: «Здоровые органы – больные органы», «Чьи уши?», «Чей нос?».

С/р игры: “Больница”, “Кабинет окулиста”, «Семья».

Рассматривание иллюстраций: «Строение человеческого уха», «Строение глаза». 

- Памятка: «Основные правила для глаз, ушей, кожи».

Декабрь

Органы чувств: вкус, обоняние и осязание.

13.12.2023 г.

Закрепить знание детей об органах чувств.  Воспитывать желание заботиться о своём здоровье, учить передавать эмоциональное состояние, способствовать развитию уверенности в себе. Закрепить знания детей об органах чувств. Уточнить, какое значение для человека имеет вкус, обоняние и осязание в познании мира. Развивать мыслительную активность, воображение, познавательный интерес.

 Беседы: «Язык», «Познай себя».

 Д/и: «Волшебный мешочек», «Узнай на ощупь», «Обведи»,

 Рассматривание картинок с изображением органов чувств, и предметами по уходу за ними.

 Дидактические игры: «Угадай по описанию», «Четвертый лишний».

 С/р игры: «Больница», «Скорая помощь».

 Рисование иллюстраций по данной теме.

 Чтение художественной литературы: А. Барто «Я расту», Е. Пермяк «Как мама стала большой», Е. Долиной «Мне пять лет».

«Пищеварение»

27.12.2023 г.

Формировать познавательный интерес детей к органам пищеварения. Учить осознанно подходить к своему питанию. Формировать у детей навык тщательно пережевывать пищу, закрепить правила употребления пищи, желание внимательно относиться к собственному организму.

 Простейшее экспериментирование: опыт с зеркалом, вкусовые зоны языка.

 Беседа:  «Здоровая пища».

 Рассматривание таблицы человека и его внутренних органов, строение пищеварительной системы.

 Чтение художественной литературы: Б. Заходер «Ма Пари - Кари», С Маршак «Робин - Бобин»,

 Коллективная аппликация: «Правила здорового желудка».

 С/р игры: «Больница», «Скорая помощь».

 Д/и: «Повара», «Удивительные превращения пирожка».

- Изготовление анатомического фартука пищеварительной системы.

Стендовая информация: «Культура еды».

Январь

«Зубная паста, мыло и вода – наши лучшие друзья»

17.01.2024 г.

Формировать представление о здоровье, как одно из главных ценностей жизни. Привитие культурно – гигиенических навыков поведения. Продолжать знакомить с правилами личной гигиены и приёма ухода за зубами. Развитие образного мышления и активного словаря, развитие восприятия, памяти, внимания. Создание радостного настроения.  

– Беседы: «О гигиене полости рта», «Роль мыла и воды в жизни человека».

– Чтение художественной литературой : В. Маковский «Что  такое хорошо и что такое плохо», С. Капутикян «Шепчет ротик...».

– Д/и: «Да – нет», «Что в мешочке?».

– Разучивание стихов и загадок.

– С/р игры: «Мы пришли с прогулки», «Стоматологический кабинет».

– Просмотр мультфильма «Мойдодыр».

 «Чудеса внутри меня: внутренние органы»

31.01 2024 г.

Продолжать знакомить детей с организмом человека. Познакомить детей с понятием «внутренние органы», их названием и расположением. Дать детям знания о причинах заболеваний внутренних органов и о мерах профилактики заболеваний.

Беседы: «Как я устроен», «Что внутри меня».

Рассматривание иллюстраций «Мой организм»

– Д/и «Ручки, ножки, огуречек – вот и вышел человечек», «Что сначала, что потом», «Сложи картинку».

Экскурсия в медицинский кабинет

Разгадывание загадок

С/р игры «Операция», «Больница».

Февраль

«Для чего нужна кровь и сердце?»

14.02.2024 г.

Дать представление о системе кровообращения (сердце, кровеносные сосуды, их функции и расположение в теле человека; кровь, ее значение). Научить детей прощупывать пульс. Рассказать как остановить кровотечение. Показать стетоскоп (фонендоскоп) и познакомить с его применением.

– Беседы: «Зачем человеку сердце», «Береги здоровье с молоду».

– Д/и: «Где ты сердечко», «Полезные – вредные», «Доктор Айболит».

– Эксперимент «Сердце бывает слабым и сильным».

Чтение художественных произведений “Крошечка-Хаврошечка”, “Мороз Иванович”.

– С/р игры: «На приёме у врача», «Семья».

«Кто такие витамины?»

28.02.2024 г.

Познакомить детей с тем, как витамины влияют на организм человека. Закрепить знания о значении витаминов и правильного питания для здоровья человека.

 Беседа: «Витамины и здоровый организм».

 Д/и: «Наши друзья витамины».

 Экскурсии в аптеку.

 Чтение художественной литературы: «Однажды хозяйка с базара пришла».

 Заучивание стихотворения: «Питание».

 С/р игра: «Аптека».

 Стендовая информация. Папка – передвижка: «Правильное питание дошкольников».

Март

«Кто такие микробы»

13.03.2024 г.

Сформировать у детей элементарные представления о бактериях, о болезнетворных микробах, о пользе и вреде бактерий, о том, как можно защитить себя от болезнетворных микробов.

 Просмотр видеофильма «Уроки тётушки совы» Урок №6 «Про микробов и бактериях».

 Беседа с врачом о микробах: «Кто они такие?».

 Чтение сказки: «Петька микроб».

 Рисование и лепка по данной теме.

- Изготовление вязанных микробов.

«Лекарственные растения нашего края»

27.03.2024 г.

Уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях. Закрепить понятия о взаимосвязи растительного мира и человека. Развивать связную речь детей. Познакомить детей с правилами сбора и сушки лекарственных растений. Развивать интерес к природе родного края.

– Беседы: «Что я знаю о подорожнике?», «Мы юные защитники природы».

– Рассматривание люстраций и фотографий лекарственных растений.

Экскурсионная прогулка по территории ДОУ.

– Просмотр видеофильмов

– Д/и: «Какого растения не стало?», «Узнай растение», «Вершки и корешки»,

– Чтение художественной литературы: А.А.Плешаков « Спасибо подорожнику», В.Н.Андреева «Трава путешественница».

Оформление и представление альбома 

«Лекарственные растения вокруг нас ».

Апрель

«Полезные и вредные привычки»

10.04.2024 г.

Формировать у детей представление о том, что такое привычка, умение различать привычки хорошие и плохие, обосновывать свой выбор. Вызвать желание формировать у себя хорошие привычки. Воспитывать отрицательное отношение к вредным привычкам, желание вести здоровый образ жизни.

- Беседы о полезных и вредных привычках: «О важности развития движения у детей».

- Д/и: «Да - нет», «Хорошо - плохо».

- П/и: «Найди, где спрятано», «Найди пару».

- Экспериментирование с сигаретой, вытягивание никотина через шприц.

- Работа в уголке книг: чтение произведений спортивного содержания.

- Создание семейных коллажей: «Полезные и вредные привычки».

Развлечение – досуг «Советы доктора Айболита».

24.04.2024 г.

Привлечь детей к активному участию в спортивных соревнованиях. Совершенствовать двигательные умения и навыки достижение силы, ловкости, выносливости. Способствовать развитию положительных эмоций, чувства взаимопомощи, дружбы, сопереживания.

- Беседа: «Если хочешь быть здоров».

- Чтение произведений: С. Михалков «Прививка», А. Барто «Мы с Тамарой - санитары».

- Рассматривание альбома: «Спорт – это жизнь».

- Д/и: «Меню для сказочных героев».

- С/р игра: «Семья».

- Игровое упражнение: «Что полезно, а что нет».

- Папка – передвижка: «Правила хорошего питания».

Май

Театрализованная постановка по мотивам сказки К.И Чуковского «Федорино горе» в старшей группе.

08.05.2024г.

Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку; учить ролевому воплощению;

Продолжать учить отчетливой и выразительной речи

Способствовать формированию коммуникативных качеств детей.

Показ детьми сказки «Как цыплята солнышко будили» по мотивам одноименной хорватской народной сказки

Костюмы, декорации, плей – лист с музыкальным оформлением спектакля.

Мониторинг

22.05.2024г.

Выявить у детей уровень знаний о здоровом  образе жизни.

На родительском собрании наметить подбор художественной литературы, игры и атрибуты на следующий учебный год

Список литературы:

 1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика – Синтез, 2015

2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативыСанПиН 2.4.1.3049-13

3. Алямовская В.Г. и др. Ребёнок за столом: Методическое пособие по формированию культурно-гигиенических навыков. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

4. Азбука питания. Метод. рекомендации по орг. и контролю качества питания в дошк. образоват. учреждениях. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС , 2002. - 142 с.

5. Нежина Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста / Н.В.Нежина // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 4.

 6. Кокоткина О. Питание дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2004. - N 10.

7. Конь И. Питание дошкольников : идеал и реальность // Обруч : образование, ребенок, ученик. – 2007. - N 1.

8. Маталыгина О. А. Как сформировать у ребенка навыки здорового питания //Дошкольная педагогика. - 2009. - N 4.

 Интернет-ресурсы:

 https://nsportal.ru/ 

 https://www.maam.ru/ 

http://razvitiedetei.info/ 

http://doshkolnik.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровое питание - основа процветания.

В дошкольном возрасте закладываются основы здоровой организации жизни ребёнка на будующее. Поэтому так важно дать представление о витаминах, об их пользе для здоровья человека, о содержании тех или ин...

Проект "Здоровое питание – основа процветания"

Проект способствует развитию интереса к познанию здорового образа жизни: правильное питание, занятия спортом. В ходе самостоятельного исследования, дети  должны выделить основные характерис...

ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ – основа процветания

Здоровое питание - это: - разнообразие продуктов; - сбалансированный рацион; - вкусно;- недорого;- полезно для всех....

Познавательно - исследовательский проект «Здоровое питание основа процветания»

Формирование у детей знания о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья ....

«Здоровое питание – основа процветания»

Проблема сохранения и укрепления здоровья дошкольников государственного уровня, которая определена в нормативно-правовых документах, регламентирующих деятельность образовательного учреждения. Федераль...

Проект «Здоровое питание - основа процветания!»

Цель:  Формировать у детей явные представления, о продуктах приносящих пользу организму, об организации правильного здорового питания и этикета.Задачи:1.Расширить знания детей и родителей о ...