Консультации для родителей и воспитателей
консультация (младшая группа)

Солтаева Марет Эдуевна

Консультация для родителей "Соблюдение мер пожарной безопасности"

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей через наблюдения в природе, исследовательскую деятельность"

Консультация для родителей "Пожарная безопасность"

Консультация для родителей "Разлука с ребенком"

Консультация для родителей "Возрастные психологические особенности детей 2-3 лет"

Консультация для родителей "Что делать, если ребенок плачет при расставании с родителями"

Консультация для родителей «Зимние игры и зимние забавы для детей раннего возраста»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Развитие речи детей через наблюдения в природе,

исследовательскую деятельность»

Подготовила воспитатель:

Солтаева М.Э.

2023 г.

Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребёнка. Она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, надолго остаются в памяти, создают прочную основу для дальнейшего её познания.

Известный педагог подчёркивал, что человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка, - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой, и именно природа является вечным источником детского разума. Чтобы совершенствовать мысль и слово ребёнка, необходимо обогащать его впечатления яркими образами природы, так как всё, что есть в речи логического, проистекает из наблюдений человека над природой, а сама логика есть не что иное как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы (1971).

Созерцание природы является единственно подлинным фундаментом человеческого познания, а её познание протекает в единстве с овладением речи, указывал И. Г. Песталоцци (1963).

Стержневой идеей содержания образования является ведущая роль культурной языковой среды, отношение к родному языку как к достоянию нации, как к воздуху, которым дышат и живут люди. Язык непрерывно вбирает в себя и бережно хранит несметные сокровища исторического опыта целых поколений, следы каждого из них и голос родной природы.

Мы должны сегодня защитить и сохранить естественные связи ребёнка с традициями культуры слова как способами взаимодействия с природой. Универсальность художественного языка помогает ребёнку глубже почувствовать и понять традиции взаимодействия общества с Природой.

Логику природы он считал для ребёнка самой доступной и полезной.

В процессе общения с природой рождается, развивается и крепнет такое бесценное свойство человеческой личности, как наблюдательность, любознательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов, которые можно найти с помощью наблюдений, логического мышления. Это способствует расширению словарного запаса у ребёнка, практическому овладению навыками словообразования. Общение с природой оказывает благотворное влияние и на развитие связной, фразовой речи. При этом дети практически овладевают навыками словоизменения: согласованием слов в роде, числе, падеже.

В процессе систематических, целенаправленных наблюдений в природе у ребёнка расширяется кругозор, развивается любознательность, зрительная, слуховая и вербальная память, совершенствуются мыслительные процессы. Дети учатся думать и отвечать на вопросы, аргументируя свои высказывания, что позитивно влияет на развитие связной речи, овладение сложноподчиненным предложением.

Наблюдательность рождает в ребёнке привычку делать выводы, развивает логику мысли, чёткость и красоту речи. Ребёнок с помощью взрослых учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явления природы. Умению аргументировано, доказательно излагать мысли способствует формированию реалистического мировоззрения, совершенствуется умение сопоставлять, сравнивать, делать выводы, создаются предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, чёткость, выразительность. В процессе ознакомления с природой малыш учится анализировать, рассуждать, рассказывать, описывать, что является одним из ведущих и решающих факторов успешного обучения в школе, адаптации ребёнка в обществе сверстников, в постоянно меняющемся социуме.

ЗИМА

Каждый год зима приходит по-разному.

Фенологи делят зиму на три периода:

первозимье – от покровного снега до солнцестояния;

коренная зима – с 20 декабря и до песни большой синицы;

перелом зимы – его открывает звонкая капель.

Начиная с 3-летнего возраста ребят приучают обращать внимание на погоду: светит солнышко дует ветер, идёт снег, везде сугробы, скользко, под снегом лёд.

Рассматриваем следы на снегу. Учим детей различать следы птиц.

Наблюдаем за жизнью птиц (снегири, синицы, воробьи, за жизнью деревьев и кустарников.

ОТ 3-х ДО 4-х ЛЕТ

Ознакомление детей младшей группы с наиболее характерными признаками зимнего сезона проводится повседневно во время прогулок на участке детского сада или в ближайшем парке, сквере. Представление о зиме дети получают во время игр, посильного труда, зимних развлечений и кратковременных наблюдений. На прогулках надо обращать внимание на красоту деревьев и кустарников в зимнем уборе и воспитывать бережное отношение к ним.

Во время прогулок воспитатель привлекает внимание детей к неживой природе (снег белый, солнышко светит, небо чистое, голубое).

На прогулках надо приучать детей к наблюдению за птицами (за воробьями).

ОТ 4-х ДО 5-ти ЛЕТ

На прогулках надо расширить и уточнить конкретные представления детей о характерных признаках зимы.

С явлениями неживой природы, свойствами снега и льда воспитатель знакомит детей в повседневной жизни, на прогулках, во время коротких наблюдений, в процессе игр, труда, зимних развлечений.

В течение всей зимы воспитатель привлекает ребят к ярким и характерным зимним явлениям. Дети наблюдают деревья и кустарники под снежным покровом, замечают, как в ветреную погоду ветки гнутся и с них осыпается снег. Обращаем внимание на красоту деревьев в зимнем уборе, напоминаем, что деревья и кусты надо беречь и зимой: не затаптывать их, не обламывать ветки.

Во время прогулок рассматривать строение деревьев (ствол, ветки).

Сравнивать деревья (дуб, берёзу) по толщине и виду веток, ствола. Учить различать хвойные и лиственные деревья.

Ежедневно на прогулках воспитатель привлекает детей к подкормке птиц, прилетающих к кормушке (воробьи, ворона, голубь, сорока, галка).

ОТ 5-ти ДО 6-ти ЛЕТ

У детей шестого года жизни знания о характерных признаках зимней природы расширяют и обобщают речевые возможности.

Воспитатель привлекает внимание детей к признакам наступающей зимы: дни стали короче, похолодало, лужи замёрзли. Воспитатель объясняет, что солнце светит зимой мало (днём, а луна и звёзды – вечером.

Воспитатель учит детей определять погоду по приметам, устанавливать связи между явлениями. Когда сильный мороз, дым из труб поднимается столбом, снег скрипит под ногами, рассыпается в руках, при дыхании виден пар. В дальнейшем по этим приметам сами дети определяют температуру.

На прогулках в начале зимы дети наблюдают замерзание воды в лужах. К концу зимы, в феврале, воспитатель привлекает внимание ребят к увеличению дня, к появлению первых весенних признаках: образованию сосулек, таянию снега на солнце.

Основное время на прогулках должно отводиться развлечениям. В тёплые дни воспитатель организует лепку из снега, даёт детям формочки и лопатки. Так они узнают, что из снега можно лепить.

Зимой продолжается воспитание бережного отношения к деревьям и кустарникам.

Воспитатель учит ребят различать знакомые им деревья по стволам (высоте, коре, расположению ветвей (кроне, оставшимся плодам.

Зимой дети ежедневно подкармливают птиц, прилетающих на участок (воробьи, синицы, снегири).

ОТ 6-ти ДО 7-ми ЛЕТ

Разнообразны и интересны зимой наблюдения за неживой природой.

В декабре зимой дни становятся короче, солнце светит мало, а в январе происходит заметное увеличение дня. Утром можно наблюдать восход солнца, на вечерней прогулке – заход.

Приучайте детей самостоятельно определять по признакам, солнечный или пасмурный день, морозный или тёплый, какой ветер (сильный,слабый, безветрие). Ребята должны знать слова снегопад, метель, пурга, позёмка, капель, оттепель т. д.Учить детей различать следы на снегу: находить следы человека, разных птиц, домашних животных, следы от санок, лыж.

На прогулках надо воспитывать у детей интерес и бережное отношение к деревьям и кустарникам. Организовать наблюдения за растительным миром. Обратить внимание на красоту деревьев и кустарников в зимнем уборе – в снегу, инее. Напомнить, что зимой ветки деревьев и кустарников легко ломаются, они хрупкие. Нельзя сгибать их, ломать во время игр и развлечений на участке. Обратить внимание детей на почки (зимой деревья не погибают, они отдыхают; станет тепло, из почек разовьются листочки). Дети 6-7 лет наблюдают за птицами, прилетающими на участок детского сада (снегирь, синица, свиристель, сорока, воробьи, галка). Дети вместе с воспитателем делают кормушки, заготовляют корм и подкармливают птиц.

ВЕСНА

Приближение весны чувствуется ещё в конце февраля. Заметно прибавился день, ярче светит солнце, южные ветры чаще приносят тепло.

Фенологи делят весну на четыре периода:

снеготаяние – от первых проталин до зацветания серой ольхи и орешника;

оживление весны – от зацветания мать-и-мачехи до появления листвы на берёзе;

разгар весны – от зелени берёз до зацветания рябины;

предлетье – от зацветания рябины до начала цветения мелколистной липы и шиповника.

Солнце весной поднимается значительно раньше.

Для ранней весны характерны резкие перепады температуры тела.

На крышах появляются сосульки. Стучит капель. Вскоре появляются первые проталины вокруг стволов деревьев. Весной ребята очень охотно играют у ручейков.

ОТ 3-х ДО 4-х ЛЕТ

Наступают заметные изменения в природе. Тепло, светит солнце, тает снег и лёд, появляются проталины (снег растаял, видна земля). Весной знакомим детей с изменениями в жизни растений. (Зелёная трава; первые весенние цветы; деревья зелёные, на них распустились зелёные листочки). С первыми тёплыми днями появляются мухи, вылетают бабочки, жуки. Вместе с детьми наблюдаем за птицами (воробьи, грачи, скворцы, ласточки). О птицах надо заботиться – они друзья человека.

ОТ 4-х ДО 5-ти ЛЕТ

Пробуждение природы после зимы, быстрая смена весенних явлений, изменение содержания игр и развлечений весной радуют детей и возбуждают интерес и любознательность. Это создаёт благоприятную почву для наблюдений на прогулках, накопления у ребят представлений о признаках весны, развития речи.

В течение всей весны дети наблюдают за изменениями в природе, за погодой (солнце, пасмурно и др.). Наблюдения на прогулках чередуются с играми, трудом. Много радости детям доставляет пускание в ручейках корабликов, игры с водой.

Обращаем внимание на потепление (солнце светит ярко, стало тепло). Привлекает внимание таяние снега, изменение снежного покрова (снег и лёд на солнце тают, текут ручьи, сосульки тают от весеннего солнца). Наблюдаем за домашними животными и их детёнышами. Вместе со взрослыми дети могут ухаживать за курами, кроликами, утками, гусями. Кормят кошку с котятами, собаку. Продолжается наблюдение за птицами (за воробьями, голубями, скворцами, грачами).

ОТ 5-ти ДО 6-ти ЛЕТ

Продолжаются наблюдения за погодой: весной чаще бывают солнечные тёплые дни. Обращаем внимание на удлинение дня и потепление, на таяние снега и льда на солнце.

Одно из ярких и интересных весенних явлений – ледоход (лёд вздувается, трескается).

Весенние явления в неживой природе связывают с изменениями вжизни растений и животных. Тает снег, зеленеет трава. Появляются первые весенние цветы (мать-мачеха, голубая и белая перелеска, медуница,одуванчик).

В начале весны появляются насекомые (жуки, бабочки, стрекозы, пчёлы, муравьи, майские жуки, божья коровка).

ОТ 6-ти ДО 7-ми ЛЕТ

Стало светлее. Наблюдаем заход солнца. Весенний день всё время прибывает. Тает снег. В марте появляются весенние проталины. В речь детей вводятся понятия: ледоход, разлив.

День удлиняется, потепление. Зеленеет трава, появляются первые весенние цветы: мать-и-мачеха, голубая и белая перелеска, первоцвет, ландыш, одуванчик. На деревьях и кустарниках набухают почки (берёза, тополь, сирень, бузина, чёрная смородина и др.). Продолжаются наблюдения за цветением деревьев и кустов участка, парка, леса (черёмуха, сирень, татарская жимолость). Весной на прогулках расширяют и уточняют представления детей о перелётных птицах: из тёплых стран прилетают грачи, скворцы, ласточки.

ЛЕТО

Фенологи делят лето на три периода:

начало лета – от зацветания шиповника и мелколистной липы;

полное лето – от созревания садовой земляники и черники;

спад лета – от созревания озимой ржи.

Начало лета. Частые грозы, ливневые дожди, росы, туманы, вспышки молнии, разноцветная радуга… Наблюдения этих явления даёт большой простор для обогащения словаря, развития мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Знакомство с луговыми растениями: ромашки, васильки, колокольчики, одуванчик, подорожник.

ОТ 3-х ДО 4-х ЛЕТ

Приучать детей беречь траву на лугу, не мять её, не рвать зря цветы. Познакомить с луговыми растениями: колокольчики, ромашки, красный клевер. Привлекать ребят к рассматриванию деревьев: берёзы, ели, сосны. Познакомить с лесной ягодой – земляникой.

На прогулках детей знакомят с домашними животными: пасущимися на лугах коровами, лошадьми, козами.

ОТ 4-х ДО 5-ти ЛЕТ

На прогулках закрепляются и расширяются представления детей о луге. В начале лета луг покрыт цветущими одуванчиками, колокольчиками, ромашками. Проводятся наблюдения за бабочками, жуками.

Наблюдения за жизнью леса: деревья высокие - низкие, старые – молодые (берёза, ель, рябина с красными ягодами).

Познакомить детей с лесными ягодами: земляникой, черникой, малиной, брусникой. В лесу дети находят грибы (лисички, сыроежки).

В течение лета обогатить представления детей о домашних животных и их детёнышах. Закрепить названия: собака, щенята; лошадь, жеребёнок. Словообразование: кот – котёнок - котята и т. д.

Провести наблюдение за домашними птицами: петух, курица с цыплятами, утки, гуси.

ОТ 5-ти ДО 6-ти ЛЕТ

На прогулке уточнить представления детей о том, что такое луг.

Рассмотреть знакомые луговые цветы: одуванчики, лютики, ромашка, луговой василёк. Составить с детьми гербарий «Цветы нашего луга». На прогулках в процессе наблюдений закрепляются и уточняются знания детей о насекомых. В процессе наблюдения развивается связная речь. Дети упражняются в узнавании деревьев 9ели и сосны, рябины и т. д.).

ОТ 6-ти ДО 7-ми ЛЕТ

Уточнение понятия «луг» (растёт трава, много ярких, красивых цветов). Предложить вспомнить названия луговых растений. Воспитывать бережное отношение к природе, не следует бесцельно рвать цветы, мять и вытаптывать траву. Расширять представления детей о луговых цветах. Знакомство с новыми луговыми цветами: луговой василёк, тысячелистник и т. д. Обращаем внимание на злаковые травы: трясунка, ежа сборная, мятлик и т. д.

Провести прогулки для сбора целебных трав (подорожник, ромашка, мята, листья мать-и-мачехи, шалфея, зверобоя и т. д.).

Организуются наблюдения за бабочками.

Уточнить понятие «лес» (в лесу растут деревья, кусты, а под ними – трава, мох). Уточнить знания детей и закрепить умение узнавать самые распространённые породы деревьев. Научить определять и называть лес по составу деревьев: сосновый, еловый, хвойный, смешанный, лиственный.

Прогулки в лес используются для закрепления и расширения знаний о лесных ягодах (морошка, земляника, черника, голубика, малина, брусника и т. д.). Расширять и закреплять знания о грибах. Во время прогулок обратить внимание на насекомых. Для расширения знаний о птицах можно использовать картинки, рассказы и стихотворения.

ОСЕНЬ

Первые приметы близкой осени – золотые листочки в тонких берёзовых прядях – появляются ещё в августе.

Фенологи делят осень на четыре периода:

начало осени – от первых жёлтых листьев на берёзе;

золотая осень – валовой листопад;

глубокая осень – с конца листопада до первого снега;

предзимье.

В конце августа заметно понижается температура воздуха. И дожди идут долгие, холодные. Всё чаще гнутся от ветра вершины деревьев, качаются толстые ветки. Осенние ветры сильнее летних. Листопад в самом разгаре. Наблюдение листопада – яркое, незабываемое зрелище. Дети судовольствием собирают опавшие листья.

ОТ 3-х ДО 4-х ЛЕТ

Познакомить детей с характерными признаками осени: холодно, идёт дождь, на земле лужи.

На первых прогулках следует осмотреть зелёные насаждения участка, научить детей беречь растения, не ходить по клумбам.

Посмотреть вместе с детьми за листопадом.

Обратить внимание детей на то, какие красивые цветы растут на клумбах: георгины, настурции, астры, розы.

Наблюдение за домашними животными: собакой, кошкой, кроликом. На прогулке можно увидеть воробьёв, голубей.

Наблюдения сопровождать коротенькими пояснениями, уточняющими характерные внешние признаки животных, задавайте вопросы, читайте стихи или пойте песни о животных. Развивайте речь ребёнка.

ОТ 4-х ДО 5-ти ЛЕТ

Продолжается воспитание у детей интереса и любви к природе, бережного отношения к растениям и животным. Показывать детям разнообразие осенней природы и труда людей. Подводить детей к элементарным обобщающим понятиям (фрукты, ягоды, овощи, птицы, деревья и т. д.). Установить связи между явлениями природы: идёт дождь – земля мокрая, светит солнце – лужи высохли и пр.

Ознакомление с неживой природой осуществляется путём кратковременных наблюдений и игр во время прогулок. Приучать подмечать изменения в цвете неба: в солнечный день оно ясное, голубое, чистое, в пасмурный – покрыто тучами, которые закрывают солнце; возможно скоро пойдёт дождь.

Листопад – одно из наиболее характерных осенних явлений. На прогулках дети наблюдают за деревьями и кустарниками своего участка.

Целесообразно отмечать наиболее видимые изменения6 листья пожелтели, сухие листья опадают, ветви на деревьях стали голые, листьев на них не осталось. Любуясь красотой осеннего пейзажа, найти знакомые детям деревья: клён, тополь, берёзу. Обратить внимание на различную окраску, форму и величину листьев.

Организовываются наблюдения за растениями цветника (настурция, астра, анютины глазки).

Продолжаются наблюдения за домашними животными: кошкой, собакой, коровой, лошадью и др.

Обратить внимание на птиц: ласточек, скворцов, воробьёв, ворон, голубей.

Надо, чтобы дети знали, что овощи и фрукты выращивают в сельской местности.

ОТ 5-ти ДО 6-ти ЛЕТ

На прогулках детей старшей группы знакомят с большим разнообразием сезонных явлений, подводят их к обобщению накопленных знаний о признаках осени. Со старшими детьми устанавливается последовательность в изменении осенних явлений (с ранней до поздней осени).

Знакомство с неживой природой проводится путём кратковременных наблюдений и дидактических игр во время прогулок. Приучайте следить за погодой (в ветреную погоду деревья качаются, ветер гонит сухие листья).

В начале осени солнце светит ярко, небо голубое, как летом, потом день становится короче, ясные дни всё реже, небо покрывается тучами, часто идут дожди, на улице лужи и грязь, дует холодный ветер. Подвести детей к выводу, что похолодание, ветры, дождь – характерные признаки осени.

В старшей группе полученные знания расширяют: уточняют, что осенью становится холодно, листья на деревьях изменяют окраску, сохнут и опадают, созревают семена и плоды (шишки, жёлуди). Проведите наблюдения за растениями цветника (георгины, астры, настурции). Наблюдения за бабочками во время цветения лугов. Привлечь внимание детей к оставшимся птицам. Осенью уже нет ласточек, кукушек, соловьёв, скворцов и т. д. Желательно понаблюдать за отлётом птиц.

ОТ 6-ти ДО 7-ми ЛЕТ

В конце осени предложить детям полюбоваться закатом. Приучать фиксировать свои наблюдения в календаре природы.

Большой интерес вызывают у детей народные приметы, поговорки, загадки, пословицы о различных явлениях природы.

Продолжаются наблюдения за листопадом. Научить детей определять деревья по расположению ветвей, по плодам.

Следует познакомить детей с трудом садовников. Они заменяют осенью отцветающие цветы другими, а в конце осени укрывают многолетники, убирают отцветшие растения, перекапывают клумбы.

Привлекайте детей к наблюдениям за ещё цветущими осенью цветами, отмечая постепенное их увядание. Можно сделать гербарий «Осенние цветы». Ранней осенью можно собрать семена и плоды кустарников, деревьев, сорняков для будущей подкормки птиц.

На прогулке продолжаются наблюдения за птицами (встречаются ли они ещё: ласточки, скворцы, трясогузки, журавли).

Продолжать наблюдения за домашними животными (коровами, свиньями, лошадьми) и домашней птицей (курами, гусями, утками, индюками).

Желательно привлекать детей к уходу за мелкими домашними животными (домашними птицами, кроликами, кошками, собаками и др.).

+ В Мои закладки



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №28 «Надежда» города Смоленска

Консультация по ответственному родительству

и соблюдению пожарной безопасности

Воспитатель:

Солтаева

Марет

Эдуевна

Город Смоленск

2023г

Консультация для родителей "Соблюдение мер пожарной безопасности"

Уважаемые родители, проблема так называемой детской шалости с огнем стоит очень остро. И очень важно помнить, что главная задача - предупредить возможную трагедию.

Наши с Вами усилия должны быть направлены на каждодневную профилактическую работу с детьми, чтобы, если не исключить, то хотя бы свести к минимуму число пожаров и других происшествий с участием детей, избежать травматизма и несчастных случаев.

Основные ПРИЧИНЫ возникновения пожаров в быту :

- неосторожное обращение с огнем;

- курение в помещении;

-использование неисправных самодельных электронагревательных приборов;

- неправильное устройство печей, каминов;

- сжигание мусора, пал сухой травы.

Соблюдайте ПРАВИЛА пожарной безопасности :

- спички, зажигалки, сигареты храните в местах, не доступных детям, не допускайте шалости детей с огнем;

- не оставляйте малолетних детей без присмотра и не поручайте им наблюдение за включенными электро- и газовыми приборами;

- не оставляйте без присмотра работающие газовые и электробытовые приборы, не применяйте самодельные электроприборы;

- не допускайте эксплуатации ветхой электропроводки, не крепите электропровода на гвоздях и не заклеивайте их обоями;

- не допускайте использование нестандартных электрических

предохранителей «жучков»;

- не пользуйтесь поврежденными электрическими розетками, вилками, рубильниками и т. д. ;

- не выбрасывайте в мусоропровод непотушенные спички, окурки;

- не храните в подвалах жилых домов мотоциклы, мопеды, мотороллеры, горюче-смазочные материалы, бензин, лаки, краски и т. п. ;

- не загромождайте мебелью, оборудованием и другими предметами двери, люки на балконах и лоджиях, переходы в специальные секции и выходы на наружные эвакуационные лестницы в домах повышенной этажности;

- не допускайте установки хозяйственных ящиков и мебели на лестничных площадках и в коридорах общего пользования;

- не разжигайте костры вблизи строений и не допускайте пала сухой травы;

- запрещается перекрывать внутри дворовые проезды различными предметами.

ДЕЙСТВИЯ в случае возникновения пожара :

- при пожаре немедленно вызвать пожарную охрану по телефону «01» или «112» по мобильному телефону;

- сообщить точный адрес, где и что горит, этаж, подъезд, кто сообщил (вызов осуществляется бесплатно);

- организуйте встречу пожарных подразделений;

- не поддавайтесь панике и не теряйте самообладания, незначительные очаги пожара можно потушить огнетушителем, водой, кошмой или другой плотной тканью;

- примите меры по эвакуации людей и материальных ценностей;

- не допустимо бить в окнах стекла и открывать двери – это приводит к дополнительному развитию пожара;

- категорически запрещается пользоваться лифтом во время пожара.

РЕКОМЕНДАЦИИ для родителей «Предупреждение пожаров в быту по причине детской шалости»

Детская шалость с огнем часто становится причиной пожаров.

Как показывает практика, часто такие пожары происходят из-за отсутствия навыков у детей осторожного обращения с огнем, недостаточным контролем за их поведением со стороны взрослых, а в ряде случаев неумением родителей организовать досуг своих чад.

В возрасте от трех до семи лет дети в своих играх часто повторяют поступки и действия взрослых, имитируя их труд. Стремление к самостоятельности особенно проявляется в то время, когда дети остаются одни.

Нельзя быть уверенным, что ребенок, оставшись один дома, не решит поиграть с коробочкой спичек или зажигалкой, не захочет поджечь бумагу, не устроит костер, который он видел в лесу.

Прежде всего взрослые в ответе за действия и поступки детей.

* Не показывайте детям дурной пример: не курите при них, не зажигайте бумагу для освещения темных помещений.

* Храните спички в местах недоступных для детей.

* Ни в коем случае нельзя держать в доме неисправные или самодельные электрические приборы. Пользоваться можно только исправными приборами, имеющими сертификат соответствия требованиям безопасности, с встроенным устройством автоматического отключения прибора от источника электрического питания. Помните — маленькая неосторожность может привести к большой беде.

* Если Вы увидели, что дети самостоятельно разводят костер, играют со спичками и зажигалками, горючими жидкостями, не проходите мимо, не оставайтесь безразличными, остановите их!

* Жизнь показала, что там, где среди детей проводится разъяснительная работа, направленная на предупреждение пожаров от детской шалости с огнем, опасность возникновения пожаров по этой причине сводится к минимуму. Донесите до своего ребё нка следующие правила:

Пожарная безопасность в квартире :

* Не балуйся дома со спичками и зажигалками. Это одна из причин пожаров.

* Не оставляй без присмотра включенные электроприборы, особенно утюги, обогреватели, телевизор, светильники и др. Уходя из дома, не забудь их выключить.

* Не суши белье над плитой. Оно может загореться.

* Не забывай выключить газовую плиту. Если почувствовал запах газа, не зажигай спичек и не включай свет. Срочно проветри квартиру.

* Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни дома без взрослых.

Если начался пожар, а взрослых дома нет, поступай так:

* Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань, заливая водой или засыпая песком.

* Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого позвони в пожарную охрану по телефону 01 или попроси об этом соседей.

* Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону О1 и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры.

После этого зови из окна на помощь соседей и прохожих. При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство людей при пожаре гибнут от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком — внизу дыма меньше.

* Если в помещение проник дым, надо смочить водой одежду, покрыть голову мокрой салфеткой и выходить, пригнувшись или ползком. Обязательно закрой форточку и дверь в комнате, где начался пожар. Закрытая дверь может не только задержать проникновение дыма, но иногда и погасить огонь. Наполни водой ванну, ведра, тазы. Можешь облить водой двери и пол.

* При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт. Он может отключиться и ты, задохнешься.

* Когда приедут пожарные, во всем их слушайся и не бойся. Они лучше знают, как тебя спасти.

* Запомните самое главное правило не только при пожаре, но и при любой другой опасности: Не поддавайтесь панике и не теряйте самообладания!

ПОМНИТЕ, предупредить пожар проще, чем потушить его. От вас и только от вас зависит жизнь вашего ребёнка!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад №28«Надежда» города Смоленска

Пожарная безопасность

Воспитатель:

Солтаева М.Э.

Город Смоленск

Пожарная безопасность

Одной из важнейших забот всех родителей является здоровье детей и их безопасность. Если обратиться к статистике, то каждый двадцатый пожар в России происходит в результате детской шалости или неосторожности с огнем. Почти все маленькие дети проявляют повышенный интерес к огню, не осознавая его потенциальную опасность, их неудержимо тянет к этому чуду природы.

Все мы — педагоги и родители — пытаемся ответить на вопрос: «Как же обеспечить безопасность и здоровье наших деток?». Давайте вместе постараемся найти ответ на него. Что же такое безопасность? Это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести при пожаре, применение знаний на практике.

- Как вы думаете, что должны делать родители, чтобы обеспечить безопасность и здоровье детей? (возможные ответы родителей)

Так как же научить детей пожарной безопасности? На практике оказывается, что это очень сложная задача, причем не только в масштабах отдельно взятого ребенка, но и человечества в целом. На протяжении огромного количества времени люди мучаются от пожаров и их последствий, принимаются различные меры запретительного и карательного характера — но найти оптимальных слов для профилактики пожаров не могут. Выражения «Пожар легче предупредить, чем потушить», «Вор оставит хотя бы стены, а пожар — ничего» известны всем , но пожаров от этого меньше не становится.

Пожарной безопасности нужно учить всю жизнь, и начинать как можно раньше.

Вывод.

1. Во-первых, нужно дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых нормах безопасного поведения.

2. Во-вторых, научить их адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь детям овладеть элементарными навыками поведения при пожаре.

3. В-третьих, развить у ребят самостоятельность и ответственность.

Правила Пожарной безопасности.

Задача взрослых состоит в том, чтобы подготовить ребенка к встрече с различными сложными, а порой даже опасными жизненными ситуациями. Уже с дошкольного возраста надо учить ребенка правильному поведению при пожаре.

Но вначале надо учиться нам, взрослым. Например, знаете ли вы, что делать в случае попадания в зону задымления, или как вести себя при пожаре в помещении или на природе?

Правило №1. Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло или вылив кастрюлю воды

Правило №2. Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого позвони в пожарную охрану по телефону 01 или попроси об этом соседей

Правило № 3. Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону 01 и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого зови из окна на помощь соседей и прохожих.

ЗНАЕТ КАЖДЫЙ ГРАЖДАНИН

ЭТОТ НОМЕР-01

ЕСЛИ К ВАМ ПРИДЁТ БЕДА -

ПОЗВОНИ СКОРЕЙ ТУДА,

А ЕСЛИ НЕТ ТЕЛЕФОНА,

ПОЗОВИ ЛЮДЕЙ С БАЛКОНА.

Правило №4. При пожаре дым опаснее огня. Большинство людей при пожаре погибает от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком ,потому что внизу дыма меньше.

ЗАПОМНИТЬ И ВЗРОСЛЫМ НЕОБХОДИМО:

ЧАЩЕ В ПОЖАРАХ ГИБНУТ ОТ ДЫМА!

Правило № 5. Когда приедут пожарные, во всё их слушайся и не бойся. Они лучше знают, как тебя спасти.

Но не всегда взрослые оказываются рядом. Сколько случаев, когда мама побежала в аптеку напротив, а беда произошла в считанные секунды.

Поэтому, зная правила Пожарной безопасности сами, постоянно говорите о них со своим ребенком.

Важно, чтобы ребенок осознал, что спички — это не игрушка, а огонь — не забава, чтобы у него сложилось впечатление о пожаре как о тяжелом бедствии.Необходимо учить детей правилам пользования бытовыми электроприборами и газовой плитой.Научите ребенка правилам поведения в случае возникновения пожаров. Дети должны знать свой адрес и телефон пожарной охраны. Объясните детям, что при пожаре не нужно стараться что-то вынести из дома и что не нужно спасать вещи. Дети должны сконцентрироваться только на одной задаче — выйти невредимыми из дома.Чрезвычайно опасно, если дети остаются в запертых квартирах или комнатах. В случае пожара они не смогут выйти из охваченного огнем помещения наружу.Не оставляйте спички и зажигалки в доступном для ребенка месте.Не разрешайте ребенку самостоятельно запускать фейерверки.Не оставляйте ребенка одного присматривать за топкой печи.Расскажите ребенку об опасности разведения костров, поджигании тополиного пуха и сухой травы.Не редки случаи, когда детская шалость переходит в хулиганство. Ради развлечения ребята пускают с крыш домов и балконов горящие «самолетики», поджигают почтовые ящики, обшивки дверей квартир, бросают в подъезды домов зажженные дымовые шашки, совершенно не думая, к каким последствиям могут привести такие развлечения. Не будьте безучастны — объясните детям о пожарной опасности или вызовите полицию.

В случае пожара, если рядом нет взрослых, детям нужно действовать следующим образом:

1. Обнаружив пожар, позвонить по телефону 01, сообщить фамилию, адрес, что где горит.

2. Предупредить о пожаре соседей, если необходимо, они помогут ребенку вызвать пожарных.

#1053;ельзя прятаться под кровать, в шкаф, под ванну, а постараться убежать из квартиры.

#1056;ебенку необходимо знать: дым гораздо опаснее огня. В задымленном помещении – закрыть нос и рот мокрой тряпкой, лечь на пол и ползти к выходу – внизу дыма меньше.

#1054;жидая приезда пожарных, сохранять спокойствие.

#1050;огда приедут пожарные, выполнять все их указания.

Подведение итогов .

В заключение хочется сказать: не пренебрегайте правилами безопасности! Начните изучать их с детьми. Показывайте детям только положительные примеры. Пусть каждый день будет безопасным!



Предварительный просмотр:

Разлука с ребёнком

 Расставание с матерью – один из самых критических моментов и для ребенка. Психологи считают, что в сознании ребенка с самого раннего возраста должна закрепиться уверенность: мама уходит, но она обязательно вернется.

Поэтому, если вы планируете выйти на работу, потихоньку практикуйте кратковременные расставания с малышом, естественно, оставляя его с человеком, которому вы стопроцентно доверяете. В противном случае, если вы были неразлучны с малышом, а в один прекрасный день оставляете его с кем-то еще или отводите в садик, он, вероятнее всего, получит серьезную психологическую травму. В такой ситуации ребенку кажется, что мама его бросила.

В зарубежной психологии очень популярна "теория привязанности" ребенка к взрослому. Привязанность, как правило, формируется на первом году жизни (обычно – во втором полугодии). В этом контексте наиболее важно, как расстается ребенок с мамой и как он ее встречает после разлуки. Показателен здесь не столько момент расставания, сколько момент встречи.

То, что дети при расставании плачут, вполне закономерно. Другое дело, если после маминого ухода ребенок продолжает еще очень долго плакать, устраивает истерики или не реагирует ни на что, смотрит в одну точку. А когда мама возвращается, своеобразно "мстит" ей – дерется, не дает прохода, виснет на ней, рыдает и так далее. В этом случае стоит посоветоваться с профессиональным психологом.

Очень важно заранее предугадать, отрефлексировать те возможные варианты ситуаций, которые произойдут с вами и вашим ребенком. Настраивая себя на одну с малышом волну, любая мама в состоянии сформировать безопасный тип привязанности.

Или, пользуясь терминами известного американского психолога Эрика Эриксона, заложить в малыше базовое доверие к миру. Получив на первом году жизни подобный положительный опыт коммуникации, такие дети в будущем будут доверчивы, доброжелательны, уравновешены, уверены в себе и в окружающих.

Уже работая, чаще разговаривайте с малышом, рассказывайте о работе, чем вы занимаетесь и как это для вас важно, даже если вы не уверены до конца, что маленький человек понимает все вами сказанного. Если вы на своей работе что-то делаете своими руками, непременно покажите ему. F:\КАРТИНКИ+ЗАДАНИЯ\КАРТИНКИ\РЕБ НЕВРОЗ.jpg

Оставляя ребенка с бабушкой, договоритесь с ней о том, чтобы она не акцентировала отрицательные моменты вашего расставания (многие пожилые люди любят "попричитать" о том, как несознательные родители бросают свое крошечное дитя).

Если к малышу приходит няня, подробно расскажите ей о всех привязанностях ребенка: какую игрушку, какую песню или сказку он больше всего любит, что быстрее всего может утешить его в случае сильного расстройства. Если ваш выбор остановился все-таки на садике (хочется надеяться, что к этому моменту ребенку уже исполнилось три года), психологи настоятельно рекомендуют мамам в течение двух недель проводить полдня или хотя бы несколько часов вместе с ребенком в его группе.

Это самая мощная психологическая поддержка, которую вы только можете обеспечить малышу в этой ситуации. Кроме того, что он не будет чувствовать себя брошенным и период адаптации пройдет рядом с мамой, вы еще и увидите все тонкости садовской жизни, которые наверняка ускользнули бы от вас при обычном поверхностном знакомстве с воспитательницей.

Не забывайте, что малыш чутко улавливает все нюансы вашего эмоционального состояния. Если вы волнуетесь, звените как натянутая струна, предвидя сложности расставания, он моментально переключится на вашу волну. Возьмите себя в руки, постарайтесь быть спокойной, доброжелательной, ни в коем случае не убегайте стремглав, пока воспитательница или няня показывают вашему ребенку мифическую птичку. F:\КАРТИНКИ+ЗАДАНИЯ\ДЕТИ\465d9ea1634f.png

Попрощайтесь как можно более нежно и подчеркните, что очень скоро вы снова встретитесь. В таких ситуациях очень помогают игры с пальчиками ("пройдет столько часов, сколько у тебя пальчиков на руке, и мама вернется"), с игрушками ("мама идет на работу, и мишка идет на работу – в садик, но чтобы ему не было грустно, Максимка будет с ним рядом") и так далее.

Но вернемся к встрече после разлуки. Вот он, тот самый показательный, с точки зрения психологов, момент, и проанализировать его вы вполне в состоянии и сами. Нормально, когда ребенок, увидев маму, с радостными криками несется к ней и виснет у нее на шее.
Нормально, если начинает рассказывать (если уже умеет говорить), что случилось у него за день, теребить ее. Если у вас позитивные взаимоотношения с малышом сформировались с самого начала, если вы обеспечили ему уверенность и в себе и в вас, то встречи будут именно такими – радостными, бурными, искренними. Встреча с мамой перекрывает все отрицательные эмоции, которые, возможно, были до этого.

А теперь, милые родители, внимание! Конечно, после рабочего дня вы возвращаетесь уставшие, возможно, голодные, не в настроении. Задержитесь на несколько минут перед дверью дома (или садика). Во-первых, ребенок в ваших проблемах совершенно не виноват. Во-вторых, счастливые дети, как правило, случаются у счастливых родителей. Вдохните поглубже, глаза распахнуты, улыбка – самая ослепительная. Готовы? Можно открывать дверь!

В сознании ребенка с самого раннего возраста должна закрепиться уверенность: мама, папа уходят, но они обязательно вернутся.

Настоящая трудность заключается не в том, что мать работает, а в том, чтобы не утратить при этом взаимопонимания с ребенком. Выход - разумно сочетать работу с уходом за ребенком. F:\КАРТИНКИ+ЗАДАНИЯ\ДЕТИ\дети в кругу.jpg

В зачет идет достигнутое взаимопонимание, а не количество времени, проведенное с ребенком. А для него быть рядом с матерью - такая же естественная потребность, как, например, в пище. И, как потребность в пище не проходит со временем, так не проходит и это желание. И кто, кроме матери, может удовлетворить такую потребность ребенка? "Отзывчивость" -весьма популярное слово у специалистов по развитию детей. Другое такое слово - "взаимодействие". Эти понятия дают третье - "гармония".

 Детский информационный сайт « От 1 года до 3 лет » Психология » Разлука с ребёнком



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Возрастные психологические особенности

детей 2 – 3 лет».

Ребёнок 2-3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, малыша легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое. Этому способствуют ритмичное покачивание, подбрасывание, поглаживание и т.п.  Маленький ребёнок обучается только тому, что его заинтересовало, и принимает что-то только от того человека, которому он доверяет. В этом отношении очень важно, как проходит адаптация ребёнка к детскому саду и испытывает ли он в группе эмоциональный комфорт.         

 У детей 2-3 лет недостаточно сформированы механизмы саморегуляции организма. Ощущение физического дискомфорта приводит к резкому снижению эффективности обучения. Дискомфорт может быть вызван тем, что ребёнок не выспался, ему холодно или жарко, он хочет пить или есть, у него что-то болит и т.д. Педагог должен быть уверен, что малыша ничего не беспокоит.         

Общение у детей носит ситуативно-личностный характер. Это означает, что каждому ребёнку необходимо индивидуальное внимание педагога, индивидуальный контакт с ним. Поэтому занятия кратковременны, построены так, чтобы воспитатель мог говорить понемногу, но с каждым ребёнком в отдельности.           Обучение в этом возрасте происходит и на собственном практическом опыте, и на основе подражания приятному взрослому. При этом ребёнок подражает всему, что делает взрослый, - и хорошему и плохому; и правильному и не правильному.       

 Сверстник ещё не представляет для малыша особого интереса и рассматривается им как ещё один предмет. Дети играют «рядом, но не вместе». Друг для друга они нередко становятся источниками отрицательных эмоций.     

Им присуще наглядно действенное мышление; их интеллектуальное развитие зависит от того, насколько богата окружающая среда, т.е. позволяет ль она разнообразно и содержательно исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами.

Речь находится на стадии формирования; Внимание, мышление, память - непроизвольны.

Социально-эмоциональное развитие: Играет самостоятельно, проявляет фантазию. Любит нравиться другим; подражает сверстникам. Играет в простые групповые игры.

Общая моторика, моторика рук: Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с нижней ступеньки. Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы. Красит пальцем. Нанизывает бусы. Зрительно-моторная координация: Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами. Рисует по образцу крест.

Восприятие, предметно-игровая деятельность: Рассматривает картинки. Разбирает и складывает пирамиду без учета величины колец. Выделяет парную картинку по образцу.

 

 Психическое развитие: Слушает простые рассказы. Понимает значение некоторых абстрактных слов (большой-маленький, мокрый-сухой и др.). Задает вопросы "Что это?". Начинает понимать точку зрения другого лица. Отвечает "нет" на абсурдные вопросы. Развивается начальное представление о количестве (больше-меньше, полный-пустой).

Понимание речи: Происходит быстрое увеличение словарного запаса. Понимает сложноподчиненные предложения типа: "Когда мы придем домой, я буду...". Понимает вопросы типа: "Что у тебя в руках?". Слушает объяснения "как" и "почему". Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: "Сначала вымоем руки, затем будем обедать". 

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2 – 3 ЛЕТ

    На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются действия соотносящие и орудийные. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

 Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками.

В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.       

Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями.   

  Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.     

 К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из двух-трех предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.   

  Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.   

 

  Основной формой мышления становится наглядно-действенная: возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.   

  Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации.  Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Завершается ранний возраст кризисом 3 лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.  

                    СТРЕМИМСЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ.

КРИЗИС 3 ЛЕТ

 Кризис 3 лет – граница между ранним и дошкольным возрастом – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Новая позиция «Я – САМ», возрастание его самостоятельности и активности, требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают собственно КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ, проявляющиеся в отношениях со взрослыми (и никогда – со сверстниками).

Для кризиса 3 лет характерны следующие особенности в поведении:

 1. Негативизм – ребенок негативно реагирует не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что – то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек. Негативизм избирателен: ребенок игнорирует требования одного члена семьи, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия – сделать наоборот, то есть прямо противоположное тому, что ему сказали.

2. Упрямство – это реакция ребенка, который настаивает на чем – то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Его первоначальное решение определяет все его поведение, и отказаться от этого решения даже при изменившихся обстоятельствах ребенок не может. Упрямство – не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок настаивает на том, что ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось. Допустим, ребенка зовут домой и он отказывается уходить с улицы. Заявив, что он будет кататься на велосипеде, он действительно будет кружить по двору, чем бы его ни соблазняли (игрушкой, десертом, гостями), хотя и с совершенно унылым видом.

3. В переходный период может появиться строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания. Ребенок стремится настоять на своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие .«Да ну!» - самая распространенная реакция в таких случаях

 

4. Яркое проявление тенденции к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. В принципе это положительное явление, но во время кризиса приводит к своеволию, что вызывает дополнительные конфликты со взрослыми

5. У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. В этих случаях говорят о протесте – бунте. В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм. Ребенок жестко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми, диктуя, что он будет есть, а что не будет, может мама уйти из дома или нет и т. д.. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения «юного деспота»

 6. Обесценивание. Что обесценивается в глазах ребенка? То, что раньше было привычно, интересно и дорого. 3 – летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т. п. Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и самому себе. Это важный этап в эмансипации ребенка.  

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК УПРЯМИТСЯ?

Не придавайте большого значения упрямству. Примите к сведению этот приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка. Оставайтесь вовремя приступа упрямства рядом с ребенком и дайте ему почувствовать, что понимаете, как он страдает. Не пытайтесь в это время что – либо внушать вашему ребенку. Ругать в такой ситуации не имеет смысла. Он сильно возбужден и не может вас понять. Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении. 

 

КАК ПРЕОДОЛЕТЬ КАПРИЗЫ?

 * Сначала нужно понять причины капризов и упрямства.

 Ими могут быть:

 Нарушения режима дня.

 Обилие новых впечатлений.

 Плохое самочувствие во время болезни.

 Переутомление (физическое и психическое). 

 * Преодолеть капризы можно, если:

 Все члены семьи будут иметь единые требования к ребенку.

 Будут тверды в позиции, дадут понять значение слова «нельзя».

 Научат ребенка хотеть, т.е. вырабатывать настойчивость в достижении цели.

 Будут развивать у ребенка самостоятельность в совместной со взрослыми деятельности.                                                              

КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ

 Как надо вести себя родителям в период кризиса ребенка трех лет.       

  По тому, на кого направлен кризис ребенка трех лет, можно судить о его привязанностях. Как правило, в центре событий оказывается мать. И главная ответственность за правильный выход из этого кризиса возлагается на нее. Запомните, что малыш страдает от кризиса сам. Но кризис трех лет – это важнейший этап в психологическом развитии ребенка, знаменующий переход на новую ступеньку детства. Поэтому, если Вы увидели, что очень резко изменился Ваш малыш, и не в лучшую сторону, постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими в воспитательных мероприятиях, расширяйте права и обязанности малыша и в пределах разумного дайте вкусить ему самостоятельность, чтобы насладиться ею. Знайте, что ребенок не просто не соглашается с Вами, он испытывает Ваш характер и находит в нем слабые места, чтобы воздействовать на них при отстаивании своей независимости. Он по несколько раз в день перепроверяет Вас: действительно ли то, что Вы запрещаете ему, запрещено, а может быть – можно. И если есть хоть маленькая возможность «можно», то ребенок добивается своего не у Вас, так у папы, у бабушек, дедушек. Не сердитесь за это на него. А лучше сбалансируйте правильно поощрение и наказание, ласку и строгость, не забывая при этом, что «эгоизм» ребенка наивный. Ведь это мы, а никто иной, приучили его к тому, что любое его желание как приказ. И вдруг – что-то почему-то нельзя, что-то запрещено, в чем-то отказывают ему. Мы изменили систему требований, а почему – ребенку трудно понять. И он в отместку твердит Вам «нет». Не обижайтесь за это на него. Ведь это Ваше обычное слово, когда Вы воспитываете его. А он, считая себя самостоятельным, подражает Вам. Поэтому когда желания ребенка намного превосходят реальные возможности, найдите выход в ролевой игре, которая с трех лет становится ведущей деятельностью ребенка. К примеру, Ваш ребенок не хочет кушать, хотя голоден. Вы не упрашивайте его. Накройте стол и посадите на стульчик мишку. Изобразите, будто мишка пришел обедать и очень просит малыша, как взрослого, попробовать, не слишком ли горячий суп, и, если можно, покормить его. Ребенок, как большой, садится рядом с игрушкой и незаметно для себя, играя, вместе с мишкой съедает полностью обед. В 3 года самоуважению ребенка льстит, если Вы звоните лично ему по телефону, шлете письма из другого города, просите его совета или делаете ему какие-нибудь «взрослые» подарки типа шариковых ручек, для письма. Для нормального развития малыша желательно во время кризиса трех лет, чтобы ребенок ощущал, что все взрослые в доме знают, что рядом с вами не малыш, а равный им товарищ и их друг. 

 Как не надо вести себя родителям во время кризиса ребенка трех лет.     

* Постоянно ругать и наказывать ребенка за все неприятные для Вас проявления его самостоятельности 

* Не говорить «да», когда необходимо твердое «нет». Не пытаться любыми путями сгладить кризис, помня, что в дальнейшем у ребенка может повыситься чувство ответственности.

* Не приучать малыша к легким победам, давая довод для самовосхваления, потому что потом любое поражение для него станет трагедией. И в то же время не подчеркивать свою силу и превосходство над ним, противодействуя ему во всем, – это приведет чуть позже или к безразличию во всем, или к разным видам завуалированного мщения исподтишка. Запомните, все, что происходит с нашим ребенком, мы рассматриваем и оцениваем с позиции взрослого, а не его, многое не понимая при этом. Большинство родителей пугаются кризиса только потому, что им не с кем сравнивать своего малыша.   


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

«Зимние игры и зимние забавы для детей раннего возраста».

Зимние игрызимние забавы очень нравятся детям любого возраста, но для малышей это наиболее интересные увлечения, так как эта зима, возможно, является первой в их жизни. Поэтому малыши радуются снегу и с огромным удовольствием погружаются в зимние игры, получая при этом массу позитива.

Первый снег. После того, как ребенок немного насмотрится, возьмите его за ручку, походите по снежку. Покажите, что, шагая на снегу остаются ваши с ним следы, с акцентируйте внимание, что он хрустит под ногами. Затем можете рассказать ребенку о его свойствах: скажите, то он белый, что блестит на солнышке, что если занести снежок в дом или положить на теплую ладошку, то он растает. Положите снег на ручку (варежку) малыша и покажите, что можно из него слепить комочек. Затем можете слепить ребенку несколько снежков и покидаться вместе с ним. Игра развивает логику, смекалку ребенка, а также способствует укреплению доверительных отношений.

«Снеговик»

Перед выходом на прогулку возьмите из дома морковку. Выйдя на улицу начинайте лепить снеговика, весело комментируйте свои действия: «Смотри, я слепила маленьким снежок, давай покатаем его по снегу. Видишь, снег прилипает к нашему снежку, и он становится большим.» Слепите снеговика, а малыш пусть найдет и приделает ему руки, воткнет морковку, сделает глаза и рот. Затем можете придумать ему имя. На следующей прогулке покажите ребенку, что из снега можно лепить дома, крепости, машинки, животных и людей.

«С ветерком»

Для этой игры вам понадобятся санки со спинкой. Усадите на них малыша и предупредите, что сейчас ты поедешь медленно, потом скажите: «А сейчас я повезу тебя быстрее» (ускорьте при этом темп, затем скажите: «Держись, сейчас ты поедешь очень быстро» (двигайтесь максимально быстро). При этом можете напевать веселую песенку про зиму или читать стишок. Ребенок будет в восторге. Игра развивает понятие ребенка о скорости. Он начнет понимать, что такое быстро и медленно.

Глубоко или не очень (измеряем глубину). Для этой зимней игры вам понадобится найти 2 палки: одна должна быть короткая, а другая длинная. Заострите внимание ребенка, сказав, что-то вроде: «Смотри, эта большая палка, она очень длинная, а эта поменьше называется короткая». Затем предложите ребенку измерить глубину снега. Для этого воткните в сугроб обе палки, и заострите его внимание на длину каждого отрезка, оставшегося на поверхности. Разрешите ребенку самостоятельно воткнуть палки в снег. Затем можно насобирать много палок, также воткнув их, изобразив лес либо сад. Гуляя по лесу, можно приговаривать: «Вот это большое дерево, а вот это маленькое — оно еще не выросло!» Знакомит детей с такими понятиями как, «короткий- длинный», «глубоко -мелко»

«Снежная картина»

Для этого вам будет нужна длинная палка. Найдите относительно ровную поверхность и покажите ребенку, что на снегу можно рисовать. Проведите линии, начертите геометрические фигуры, при этом называя их. «Смотри, я нарисовала круг, если дорисовать палочки, то из него получится солнышко». Пусть ребенок возьмет другую палку и самостоятельно нарисует что-либо или же рисуйте вместе дополняя друг друга. Хорошо развивает воображение и творческие способности детей.

«Снежные формочки»

Для этой игры вам понадобиться детское ведерко, формочки и лопатка. Набираете вместе с ребенком снег в ведро и формочки. Затем аккуратно их переворачивайте и извлекайте получившиеся фигурки, в которые можно потом добавить шишки, веточки или другие подручные материалы, а затем можно залить готовые изделия водой и на следующий день показать малышу, что получилось из вашей затеи.

Чьи это следы? Покажите малышу, на ровной заснеженной поверхности как можно делать следы. Поставьте отпечаток своей ноги и попросите ребенка сделать тоже. Потом побеседуйте, расскажите: «Отпечаток моей ноги больше, а твой след еще маленький, потому, то ты сам (сама) еще маленькая.» Покажите, как можно рисовать следами, походите кругом нарисовав при этом круг, квадрат либо что-нибудь еще.

Затем побродите по парку и поищите следы животных, при этом можете рассказать малышу какую-нибудь забавную историю о животных.

Развивает у детей понятие «Большой-маленький», навыки сравнения, а также способствует развитию воображения.

Зимние игры и забавы для детей. Наступления зимы дети ждут с нетерпением. Зима приносит с собой первый снег и зимние игры, и забавы. Для детей это самое веселое время года. Несмотря на холода, малыши выбегают на улицу и предаются различным играм.

Во что могут играть дети на улице зимой? Еще в древности существовало много зимних потех, как для детей, так и для взрослых. Сегодня папы и мамы уже не с таким удовольствием и увлечением играют в снежки, лепят снеговиков, считая это детскими забавами. Однако подвижные игры были и остаются любимым времяпровождением, как малышей, так и взрослой публики.

Во что можно играть на улице?

«Снежки»

Самая простая и самая любимая игра – снежки. Дети лепят из снега небольшие шарики и в шутку кидают друг в друга. В снежки лучше всего играть, когда на улице небольшой мороз. Тогда снег не такой холодный и хорошо лепится, снежки получаются гладкие и ровные.

Чем еще можно занять детей на улице?

Лепим снеговика и снежную бабу. Можно лепить снеговика. Традиционный снеговик делается из 2-3 снеговых шаров, которые ставятся друг на друга. Глаза делаются из палочек, пуговиц или угольков. Нос снеговика – из морковки. Снеговику можно приделать руки из веточек или палочек, на голову одеть ведро или смастерить какую-нибудь шляпу.

Катание на санках, снегокатах, подушках.

В зимний период игры для детей на улице предпочтительнее подвижные, чтобы малыши не замерзли и одновременно получили разрядку, подышали свежим воздухом. Отлично подойдет катание на санках. Чтобы съехать с горы, ребята должны не просто подняться на нее, но и затащить наверх санки, а это отличная тренировка силы ног и дыхания. Съезжать на санках можно вместе по несколько человек.

Лед, как и снег, предоставляет огромные возможности для детской фантазии. Изо льда можно лепить разнообразные фигуры, заливать целые замки. Вода на морозе застынет и примет нужную форму. А чтобы фигуры выглядели интереснее, добавьте в воду немного пищевого красителя или разбавьте краски. Снег может стать отличной площадкой для рисования, и не только палочкой или ветками деревьев. Рисунок легко делается цветным с помощью все того же пищевого красителя, стоит лишь подсыпать его по контуру рисунка.

По такому же принципу изо льда выполняются поделки, не выходя за пределы дома. Возьмите нужную форму, заполните ее водой, добавьте несколько капель красителя нужного цвета и поставьте в морозилку. Когда вода замерзнет, выньте форму и дайте ей немного оттаять. Выньте фигуру из формы. Однако, чтобы фигурка не растаяла окончательно, ее придется хранить в холодильнике.

В качестве игры, можно предложить найти в снегу клад.

В снег на оговоренной территории «закапывается клад» – игрушка-сюрприз, которую малыш должен найти. «Раскопки» клада не должны занимать большое пространство, так как малыш попросту потеряется.

Что рассказать детям о зиме?

Мы с вами знаем, что времена года в природе сменяют друг друга, принося каждое свои подарки и изменения в окружающем нас мире. Зима оповещает о своем приближении холодными ветрами, снегом и морозом. Дни становятся короче, ночи длиннее. Солнышко греет слабо и редко появляется, скрываясь за густыми тучами.

Пушистый снег выстилает белоснежный ковер, одевает, кустарники, деревья, крыши домов в белые одежды. На окнах мороз рисует причудливые узоры.

В это время деревья и кустарники стоят без листьев, только елочки остаются зелеными. Они погружаются в сон и проснутся только весной. Зима согревает их снежным покрывалом. Деревьям не холодно, поскольку у них есть защитный слой – пробковая ткань, которая не пропускает холод. И чем толще растение, тем ему теплее.

Зима – далеко не лучшее время для животных и птиц. Осенью лесные животные стараются делать запасы и с приходом зимы залегают в спячку в своих норках до весны. Птиц остается мало, многие из них (грачи, дикие утки) улетают в теплые края. Те птицы, что остаются на зимовку, стараются перебраться поближе к жилью человека. Насекомые также укрываются в норках от холода, и птицам становится трудно их достать.

Для птиц зима – тяжелое время, и люди должны стараться помочь им его пережить. В городах обычно зимует множество голубей и воробьев, прилетают синички. Их можно встретить в парках, во дворах – везде, где они чувствуют заботу человека. Для этого необходимо развешивать кормушки на деревьях, карнизах домов и наполнять их хлебом, зерном, семечками. Можно просто подкармливать птиц на улицах. Однако кормушки – более действенная помощь, поскольку ею могут воспользоваться птицы в любую минуту. Изготовить кормушки очень просто из подсобных материалов: картона, ненужных палочек, пакетов из-под молока. Помогая птицам, мы помогаем и природе, а значит, себе. Времена года приносят свои неповторимые забавы. Зима – лучшее время для катания на санках, на коньках, на лыжах. Если для санок и лыж необходим густой снег, то для катания на коньках нужен толстый слой льда. Лучше воспользоваться специально залитым катком, так как естественный слой льда на водоеме может оказаться недостаточно плотным. В дни, когда мороз слабый или наступает оттепель, хорошей забавой для детей становится игра в снежки. Ребята лепят снеговиков, снежные городки. В Древней Руси существовала игра под названием «Городки», когда из снега выстраивались целые замки, дети и взрослые вместе разыгрывали представления, атакуя снежный городок. Иногда и сегодня взрослые устраивают подобные игры для детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и воспитателей "Алалия. Что это такое?"

Консультация для родителей и воспитателей речевых групп в доступной форме знакомит с основными характеристиками данного речевого нарушения....

Консультация для родителей и воспитателей "Малыш из Зазеркалья"

Консультация для родителей  знакомит с природой леворукости: теорией и гипотезами компенсаторного левшества. Представлена методика определения ведущей руки....

"Давай поиграем" консультация для родителей и воспитателей

В материале представлены дидактические игры для детей 3-4 лет и старше, так как каждую игру можно использовать с усложнениями. Материал содержит описание и материалы (фотографии), он может быть исполь...

1. Консультация для родителей и воспитателей "Особенности внимания у детей с ЗПР дошкольного возраста" 2. Советы для родителей "Как организовать внимание детей с ЗПР дошкольного возраста во время занятий"

В первой статье  представлены: общая характеристика внимания, особенности внимания дошкольников с ЗПР,  игры и упражнения на развитие внимания.Во второй статье перечислены советы по организа...

Консультация для родителей "Взаимодействие воспитателя с родителями в детском саду"

Доброжелательность и забота о детях – необходимое условие контакта с родителями....

Консультация для родителей "Знакомство воспитателей и родителей с разнообразием форм и методов работы с книгой"

Консультация для родителей "Знакомство воспитателей  и родителей с разнообразием форм и методов работы с книгой"...

Консультация для родителей и воспитателей "Общение воспитателя с родителями"

Современный детский сад помогает благополучной семье и в чем-то заменяет ребенку проблемную семью. Он обучает и консультирует родителей, передает традиции и воспитывает человека будущего. С этой точки...