Дополнительное образование
рабочая программа
Дополнительное образование
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 70.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации городского округа г. Ак-Довурак
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад «Сказка» г.Ак-Довурак
РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета Протокол № 1 от «__» августа 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МАДОУ д/с «Сказка» _____________ Куулар А.Д. приказ №___ от «__» августа 2023 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
естественно- научной направленности
по познавательно-исследовательской деятельности
в средней группе
«ЛАБОРАТОРИУМ»
Уровень программы: ознакомительный
Возраст воспитанников: 4-5 лет
Срок реализации: 1 год –36 часов
Составитель:
Хертек Аржаана Александовна- воспитатель
высшей квалификационной категории
Ак-Довурак
2023
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Комплекс основных характеристик Программы ………………….......
1.1. Пояснительная записка …………………………………………………..
1.2. Цель и задачи Программы ……………………………………………….
1.3. Содержание Программы …………………………………………………
1.4. Принципы в организации образовательного процесса ……………….
1.5. Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста 4-5 лет ……………………………………………………………………………………..
1.6. Планируемые результаты освоения Программы ……………………….
1.7. Основные формы и методы ………………………………………………
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий ……………………
2.1. Календарный учебный график …………………………………………….
2.2. Условия реализации Программы …………………………………………..
2.3. Материально-технические условия для реализации Программы ………..
2.4. Механизм оценивания образовательных результатов ……………………
2.5. Оценочные материалы ……………………………………………………..
2.6. Мониторинг освоения детьми дополнительной образовательной услуги
по познавательно-исследовательской деятельности …………………………
3. Список литературы
4. Приложение
Внутренняя экспертиза проведена. Программа рекомендована к рассмотрению на педагогическом совете Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида детского сада «Сказка» г. Ак-Довурак.
Старший воспитатель ______________/_________________
Подпись ФИО
«____»___________2023г.
«Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности».
С.Л. Рубинштейн
Раздел 1. Комплекс основных характеристик Программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по опытно-исследовательской деятельности в средней группе «Лабораториум» (далее - Программа) разработана на основе закона РФ «Об образовании», законодательных и нормативно правовых актов в области дополнительного образования обучающихся:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», ст.2 п.9; с изменениями, вст. в силу 25.07.2022);
- Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту «Образование» 07 декабря 2018 г., протокол №3);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р);
- Приказ Министерства просвещений Российской Федерации от 27.07.2022 №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; вст. В силу с 1 марта 2023 г. и действует по 28.02.2029 г.
- Постановление главного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановление главного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания (разд. VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 298 «Об утверждении профессионального стандарта педагога дополнительного образования детей и взрослых»;
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 №114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основной общеобразовательной программе, образовательной программе профессионального обучения, дополнительной общеразвивающей программам»;
- Положение МАДОУ комбинированного вида детского сада «Сказка» г.Ак-Довурак «О кружковой работе МАДОУ д/с «Сказка»»;
- Устав МАДОУ детского сада «Сказка» (с изменениями и внесениями, утвержденными постановлением администрации г. Ак-Довурак от 08.04.2016 г. № 151, от 13.11.2017 г. № 528);
- Локальные акты Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида детский сад «Сказка» г. Ак-Довурак (далее – МАДОУ д/с «Сказка» ).
Направленность Программы. Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Лабораториум» относится к естественно-научной направленности.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково – познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности.
Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года — практически единственным способом познания мира.
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Актуальность данной программы: заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.
Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребенок дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и не живым в природе.
Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее тех, что получены репродуктивным путем. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющей эту деятельность, еще не сформирован. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.
Детское экспериментирование, как один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольника, дает возможность прийти к удивительным открытиям и одновременно развивает смелость детского мышления, необходимое в становлении личности в целом. В связи с этим представляют особый интерес изучение детского экспериментирования – истинно детской деятельности – и его активное внедрение в практику работы детской дошкольной образовательной организации.
Отличительные особенности Программы: Поисково-экспериментальная деятельность принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.
Кроме того, опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды детской деятельности. Метод экспериментирования, являясь интегрирующим видом деятельности, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
Так же:
- Направленность на развитие личности ребенка. Приоритет Программы - воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.
- Нацеленность на дальнейшее образование. Программа нацелена на развитие в детях познавательного интереса, стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в течение всей последующей жизни (в школе, институте и др.); понимание того, что всем людям необходимо получать образование. Формирование отношения к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей.
- Гибкость выбора программного содержания с учетом уровня развития ребенка. В каждом тематическом блоке материал представлен по возрастным группам. Это дает возможность видеть временную перспективу развития дошкольника, что позволяет педагогу более полно учитывать в своей работе индивидуальные особенности детей и ставить задачи, опираясь не столько на возрастные рекомендации, сколько на индивидуальный уровень развития ребенка.
- Содержание педагогической работы строится на основе понимания и осознания психофизиологических особенностей дошкольников («ручной умелости», подражательности, стремления к открытиям, поискам и т.д.).
- Освоение дошкольником операций, действий, движений поисково-познавательной деятельности рассматривается в единстве с развитием творческого начала и овладением структурой деятельности.
- Акцентирование не столько на содержательной стороне материала, сколько на способах овладения им, на организации деятельности детей по его усвоению, что имеет первостепенное значение для развития интеллектуальных и творческих способностей. Культурные средства (по концепции Л.C.Выготского), которые активно осваивает ребенок, дают ему возможность самостоятельно анализировать, делать выводы и умозаключения, быть свободным в выборе действий, самостоятельно организовывать свою деятельность, что способствует формированию у ребенка активной позиции в познании и преобразовании окружающего мира.
- Ориентация педагога на обеспечение необходимого уровня интеллектуально-личностного, творческого развития детей (самостоятельности, критичности, уровня аналитико-синтетической деятельности, способности переносить действия с одного содержания на другое, способности к моделированию, умения видеть явления и предметы в перспективе).
Новизна программы состоит в том, что данная программа формирует первоначальные исследовательские умения детей от 4-х до 7 лет, включает в активную познавательную деятельность. Приоритет в обучении отдается сов местной практической деятельности воспитателя и детей.
Адресат программы кружка естественно-научной направленности «Лабораториум» (стартовый уровень): дополнительная общеразвивающая Программа ориентирована на детей дошкольного возраста, посещающих дошкольное учреждение 4-5 лет с учетом возрастных, физиологических, психологических особенностей развития.
Объем и срок освоения Программы: Программа рассчитана на 1 год обучения. Периодичность занятий: 1 раз в неделю в месяц. Продолжительность занятия - 20 минут, всего 36 часов за учебный год.
Форма обучения: очная, групповая.
Уровень программы: ознакомительный
Особенностью организации образовательного процесса.
Набор детей в кружок – свободный. Программа объединения предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав группы 15 детей.
Режим занятий.
Год обучения | Продолжительность занятий | Количество часов занятий в неделю | Количество занятий в месяц | Количество часов в год |
1 год | 20 минут | 1 раз | 4 раза |
|
1.2. Цель и задачи Программы.
Цель Программы: развивать и поддерживать интерес к исследованиям, открытиям, помогать овладевать способами практического взаимодействия с окружающей средой, обеспечивая становление мировидения ребенка, его личностный рост.
Задачи Программы:
Познавательные: Расширять и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей. Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
Развивающие: Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности. Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы. Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.
Воспитательные: Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. Стимулировать желание детей экспериментировать. Формировать коммуникативные навыки.
Планируемые результаты:
В результате освоения Программы дошкольники будут знать:
- умению опытным путем доказывать свойства воды (прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет формы);
- умению опытным путем доказывать свойства воздуха;
- умению опытным путем доказывать свойства песка;
- умению делать выводы по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;
- овладению разными способами познания, в том числе экспериментированием, способствующими развитию активной, самостоятельной, творческой личности.
1.3. Содержание Программы
Учебный тематический план Программы
(ознакомительный уровень)
Содержание раздела програм мы | Неделя | Тематика занятий | Задачи занятий | Материалы | Результат освоения способов, знаний, умений детьми |
Вода сентябрь | 1 | Беседа: диагностика познавательно – экологических знаний. | Определение уровня знаний детей | ||
2 | Волшебница-вода | Создать целостное представление о воде, как о природном явлений; Дать понятие о значимости воды в жизни человека. Воспитывать бережное отношение к воде. | Иллюстрации, презентация. | У детей формируется представление о воде, о круговороте воды в природе. Развиваются познавательные интересы о свойствах воды, дети активно участвуют в исследовательской и экспериментальной деятельности, учатся беречь воду, как необходимую для жизни на Земле | |
3 | Свойства воды | Познакомить со свойствами воды (жидкая, прозрачная, без запаха, без вкуса; приобретает форму сосуда, в который её наливают) | Три одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая, вторая с чистой водой, третья – с окрашенной жидким красителем (фиточай) водой и с добавлением ароматизатора (ванильный сахар); стаканчики для детей. Различные сосуды. | ||
4 | Дождь в банке | Продемонстрировать детям, каким образом происходит круговорот воды в природе | 3 литровая банка с горячей водой, закрытая крышкой, блюдце с кубиками льда. | ||
Воздух октябрь | 1 | Воздух – первое знакомство: вдох – выдох | Дать представление о том, что человек не может жить без воздуха. Понаблюдать за процессом дыхания человека, | Шарики воздушные, целлофановый пакет, иллюстрации растений и человека | У детей формируется представление о воздухе, как смеси различных газов, а именно кислороде. Развиваются познавательные интересы о свойствах воздуха посредством различных наблюдений и опытов. У детей появляется чувство ответственности за природу, растения, так именно они насыщают планету кислородом |
2 | Поиск воздуха | Обнаружить воздух в окружающем пространстве. | Полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка | ||
3 | Прогулки невидимки | Дать представление об использовании свойств воздуха человеком, показать, как можно поиграть с воздухом | Цветная бумага, ножницы, нитки | ||
4 | Воздух работает | Дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, мельницы и т.д.) | Тазик с водой, бумажные парусники, вертушки- флюгеры | ||
Почва ноябрь | 1 | Знакомимся с песком и глиной | Познакомить с такими компонентами неживой природы, как песок и глина, и их свойствами; показать, чем они похожи и чем отличаются. | Стакан с песком, тарелка с глиной, для каждого ребёнка маленькие тарелочки для экспериментирования, палочки, лупа. | У детей формируется представления о песке и глине как составляющих почву, их свойствах. Дети приобретают навыки исследовательской деятельности, развивается познавательная активность и самостоятельность, пополняется словарный запас слов и умение анализировать проделанные опыты. |
2 | Свойства песка и глины | Учить детей самостоятельно выделять свойства песка и глины | На каждого ребёнка маленькие тарелочки с песком и глиной для экспериментирования, вода, палочки. | ||
3 | Цветной песок | Познакомить детей со способом изготовления цветного песка | Тарелочки с песком, цветные мелки, палочки | ||
4 | Игры с песком | Закрепить свойства песка в игровой форме | Песок, емкости с водой, формочки, палочки | ||
Магниты декабрь | 1 | Волшебная рукавичка | Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. | мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри | У детей формируются представления о магните, его свойствах, как он действует и в каких целях человек может использовать магниты. |
2 | Действие магнита на металл | Расширять логический и естественно научный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств магнитов как притягивание металла. | Магниты на каждого, коллекция металлов | ||
3 | Фокусы с магнитом | Познакомить детей с действием магнита через другие предметы | Магниты на каждого (2 шт), мелкие металлические предметы, лист картона, фанеры. | ||
4 | Игра «Рыбалка» | В игровой форме закрепить у детей свойства магнитов | Удочка с магнитом на конце, пластмассовые рыбки с металлическими вставками | ||
Лёд январь | 2 | Вода превращается в лёд | Продемонстрировать детям как вода превращается в одно из своих агрегатных состояний - лёд | ёмкости с водой, целлофановые пакетики. | У детей формируется представление о таком агрегатном состоянии воды, как лёд, его свойствах. Развиваются познавательные интересы. Дети активно участвуют в исследовательской и экспериментальной деятельности. |
3 | Где быстрее? | Выявить условия изменения агрегатных состояний жидкости (лед —> вода, вода —> лед). | Варежки, льдинки, свеча, емкости с теплой и горячей водой, металлическая подставка, целлофановые пакетики. | ||
4 | Замёрзнет или нет? | Выявить какие вещества замерзают, а какие нет | Стаканчики с водой, подсолнечным маслом, молоком и 9% уксусом | ||
Материалы февраль | 1 | Дерево | Узнавать предметы из дерева, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (плотность, горение, впитываемость) | Деревянные предметы, емкости с водой, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала. | У детей формируется представление о различных материалах, из которых сделаны предметы окружающего мира. Развиваются познавательные интересы о свойствах материалов посредством различных наблюдений и опытов. |
2 | Металл | Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск). | Металлические предметы, магниты, емкости с водой, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала. | ||
3 | Резина | Узнавать вещи, изготовленные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность). | Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки; спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала | ||
4 | Пластмасса | Узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (структура поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводность). | Пластмассовые стаканчики, вода, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала. Дыбина стр.40 | ||
Лаборатория огородных наук март | 1 | В маленьком семени прячется растение | Учить различать семена различных растений. Рассмотреть их строение. Попробовать «разбудить» семена. | Семена различных растений, тарелочки на каждого, лупы. | У детей формируются представления о царстве растений, условиях, необходимых для их роста. С помощью опытов и наблюдений дети учатся распознавать семена, как они перемещаются и созревают, развивают практические умения в посадке и выращивании гороха и лука в различных условиях. |
2 | Что нужно растениям для жизни? | Дать детям понятие о необходимости тепла, света и влаги для роста растений. | Иллюстрации, презентация | ||
3 | Лабиринт | Установить, как растение ищет свет. | Картонная коробка с крышкой и перегородками внутри в виде лабиринта: в одном углу картофельный клубень, в противоположном – отверстие. | ||
4 | Посадим огород | Провести опыт по проращиванию в различных условиях лука и гороха. | Луковицы на каждого, стаканчики с водой и землёй. Лоток с землёй, горох, лейки, палочки для взрыхления. | ||
Свет апрель | 1 | Свет повсюду | Показать значение света. Объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна) и искусственные (лампа, свеча, фонарик) | Презентация, лампа, свеча, фонарик | У детей формируются представления об источниках света, их видах. Формируются представления о свойствах солнечных лучей. Развиваются познавательные интересы. Дети активно участвуют в исследовательской и экспериментальной деятельности. |
2 | Свет и тень | Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы | Лампа, белый экран, различные предметы | ||
3 | Поймаем солнечного зайчика | Дать понять, что отражение солнечных лучей возникает на гладких блестящих поверхностях, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом). | Зеркала на каждого ребёнка | ||
4 | Радуга - дуга | Показать способ, как можно увидеть радугу в комнате | миска, зеркало, белый лист бумаги. | ||
Магические фокусы май | 1 | Волшебный шарик | Показать способ, при котором можно проткнуть воздушный шарик так, чтобы он не лопнул. | воздушный шарик, скотч, игла. | У детей формируется представление, что и в домашних условиях можно экспериментировать. Формируется потребность в исследовательской деятельности. |
2 | Тайный похититель варенья | Познакомить с понятием «отпечатки пальцев», показать способ их получения. | измельченный ножом карандашный грифель, листки бумаги | ||
3 | Естественная лупа | Показать способ увеличения мелких предметов без помощи лупы. | трёхлитровая банка, пищевая плёнка, набор мелких предметов | ||
4 | Беседа: диагностика познавательно – экологических знаний. | Определение уровня знаний детей |
1.4. Принципы в организации образовательного процесса
Программа построена на основе следующих принципов:
- доступности, использование доступного материала детям; наглядности, использование наглядных пособий для обучения;
- последовательности, изложение материала идет последовательно;
- систематичности, в определенной последовательности, системе;
- индивидуальности, осуществляется индивидуальный подход к детям.
1.5. Характеристика особенностей развития детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
Формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: ощущение и восприятие. В практической деятельности ребенок учитывает свойства предметов и их назначение. Рассматривая новые предметы (растения, камни и т.п.) ребенок не ограничивается простым зрительным ознакомлением, а переходит к осязательному, слуховому и обонятельному восприятию.
1.6. Ожидаемые результаты освоения Программы.
- Расширение знаний детей о воде, воздухе, снеге их свойствах и роли для окружающего мира;
- Развитие познавательного интереса детей, умения делать выводы о воздухе, воде, снеге путём сравнения, устанавливать причинно - следственные связи в процессе опытов;
- развитие у детей наблюдательности;
- принятие участия в продуктивной деятельности.
1.7. Основные формы и методы.
Форма организации занятий:
индивидуальная;
групповая;
фронтальная.
Методы и приемы:
методы | Приёмы |
Наглядный | Наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентации об изучаемых явлениях и др. |
Словесный | Беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов. |
Практический | Игры-опыты, игры-эксперименты, игры с элементами ТРИЗ, сюжетно-ролевые игры с элементами экспериментирования, дидактические игры, настольно-печатные игры, фокусы, занимательные опыты. |
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Год обучения (уровень) | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Количество учебных недель | Количество учебных занятий | Режим занятий |
1 год обучения | 15 сентября 2023 г. | 31 мая 2024 г. | 36 | 36 | 1 раз в нед. по 20 минут |
2.2. Условия реализации Программы
Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, рабочей программы и регламентируется расписанием занятий. В качестве нормативно-правовых оснований проектирования данной программы выступает Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказ Министерства образования Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Устав …, правила внутреннего распорядка обучающихся …., локальные акты …. Указанные нормативные основания позволяют образовательному учреждению разрабатывать образовательные программы с учетом интересов и возможностей обучающихся.
Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией общеразвивающей программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.
Социально-психологические условия реализации образовательной программы обеспечивают:
- учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
- вариативность направлений сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся);
- формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;
- формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников.
2.3. Материально – технические условия для реализации программы
Основное оборудование:
- Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты, песочные часы и д.р.
- Разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы
- Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена;
- Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки, пластмассы и др.
- Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
- Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители;
медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и д.р);
технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди и д.р.);
- Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, свечи.
Дополнительное оборудование:
- специальная одежда (халаты, фартуки);
- контейнеры для сыпучих и мелких предметов;
- карточки-схемы проведения эксперимента;
Предметно-пространственная среда для экспериментирования
Компонент дидактический | Компонент оборудования | Компонент стимулирующий | |
- книги познавательного характера для младшего возраста; | - Песок, глина; | - на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста. |
2.4. Механизм оценивания образовательных результатов.
Высокий уровень.
Ребенок владеет терминологией в рамках изученных тем.
Самостоятельно объясняет связь фактов (использует причинно-следственное рассуждение потому что…).
Может упорядочить и систематизировать конкретные материалы.
Самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи (если..., то…).
Делает простейшие опыты по схеме, подбирает необходимое оборудование для проведения опыта, делает соответствующие выводы по завершению опыта.
Самостоятельно зарисовывает свои наблюдения.
Средний уровень.
Ребенок владеет терминологией в рамках изучаемых тем.
При помощи взрослого может объяснить связь фактов.
Может упорядочить и систематизировать некоторые материалы.
При помощи взрослого может продолжить логическую цепочку.
С небольшой помощью взрослого выстраивает простейшие зависимости.
Может сделать простейший опыт по образцу или по схеме.
Может зарисовать свои наблюдения.
Низкий уровень.
Затрудняется в использовании терминологии в рамках изучаемых тем.
При помощи взрослого может объяснить связь фактов.
Может упорядочить и систематизировать некоторые материалы только с помощью взрослого.
При помощи взрослого может продолжить логическую цепочку.
Только с помощью взрослого выстраивает простейшие зависимости.
Делает простейщие опыты по предложенной схеме при помощи взрослого.
Может зарисовать свои наблюдения с помощью взрослого.
2.5. Оценочные материалы
Изучение результативности работы педагога строится на основе входной и итоговой педагогической диагностики развития каждого воспитанника.
В диагностике используются специальные таблицы, с помощью которых можно отследить изменения в личности ребенка, и определить необходимую дополнительную работу с каждым ребенком по совершенствованию его индивидуальных особенностей.
2.6. Мониторинговая карта по опытно-экспериментальной деятельности
кружка «Лабораториум» в средней группе за _________ уч. год
№ п/п | Ф.И. ребенка | Активно знакомится со свойствами новых окружающих предметов, стремится экспериментировать | Задает вопросы поискового характера: «Почему?», «Зачем?», «Как?», «Откуда?» и т .п. | Сравнивает сходные по внешнему виду предметы | Умение детей выполнять задание в соответствии с инструкцией взрослого. | Сопоставляет факты пытается сделать выводы из рассуждений. | |||||
1. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | |
2. | |||||||||||
3. | |||||||||||
4. | |||||||||||
5. | |||||||||||
6. | |||||||||||
7. | |||||||||||
8. | |||||||||||
9. | |||||||||||
10 | |||||||||||
11. | |||||||||||
12. | |||||||||||
13. | |||||||||||
14. | |||||||||||
15. | |||||||||||
Баллы:
3 балла – высокий уровень представлений
2 балла – средний уровень представлений
1 балл – низкий уровень представлений
Список литературы
- Николаева С.Н.; сост. Горбашов Г. и др. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» (методические рекомендации);
- Рыжова Н.А. «Воздух-Невидимка» («Наш дом – природа»);
- Дыбина О.В. и др. «Неизведанное рядом» (Занимательные опыты и эксперименты в детском саду);
- Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»;
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Ребёнок в мире поиска»
- Савенков А.И. «Методика проведения учебных исследований в детском саду»;
- Прохорова Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»;
- СавенковА.И. «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников»; Лекция 5. Дидактические основы современного исследовательского обучения. М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2007 г.
УТВЕРЖДЕНО:
Директор МАДОУ д/с «Сказка»
_____________ /Куулар А.Д./
Приказ № _____
от «____» _________ 2023 г.
Расписание кружка
естественнонаучной направленности «Лабораториум»
Срок реализации - 1 год.
Количество воспитанников – 15 детей
Количество групп – 1
Количество учебных недель – 36
Количество учебных дней – 36
Начало занятий - 15.09.2023, окончание занятий – 31.05.2024
Возрастная группа | Группы | Время проведения | День недели | Количество занятий в месяц | Количество занятий в год |
Дети 4-5лет | Группа №8 | 16.00-16.20 | Понедельник | 4 | 36 |
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида детский сад «Сказка» г.Ак-Довурак
Список детей средней группы №8
кружка по дополнительной общеразвивающей программе
«Лабораториум»
на 2023-2024 учебный год
№ | Ф.И.О. ребенка | Дата рождения |
1 | Дамба Сурен Эчисович | 02.05.2019 |
2 | Донгак Ай-Демир Радомирович | 06.04.2019 |
3 | Делгер Мелисса Артуровна | 19.07.2019 |
4 | Иргит Аиша Шолбановна | 30.05.2019 |
5 | Изотов Даниил Юрьевич | 07.05.2019 |
6 | Кунгаа Даваа Артурович | 02.05.2019 |
7 | Куулар Милада Кежиктиговна | 20.05.2019 |
8 | Монгуш Анита Аяновна | 17.10.2019 |
9 | Монгуш Айын-Херел Айдынович | 15.01.2020 |
10 | Монгуш Инесса Ибрагимовна | 30.03.2019 |
11 | Монгуш Олчана Анчыевна | 11.05.2019 |
12 | Хомушку Батыр Чингисович | 06.02.2020 |
13 | Монгуш Сурен Сергеевич | 25.01.2019 |
14 | Ондар Ай-Дээр Ай-Чурекович | 06.07.2019 |
15 | Ондар Алихан Айдынович | 30.09.2019 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия образовательных организаций и специалистов
Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия...

Форум руководителей, педагогов и специалистов сферы дополнительного образования естественнонаучной и технической направленностей «Дополнительное образование в интересах устойчивого развития»
Форум руководителей, педагогов и специалистов сферы дополнительного образования естественнонаучной и технической направленностей «Дополнительное образование в интересах устойчивого развития&raqu...

Статья «Проблема отбора содержания дополнительного образования дошкольников «Шашки – это интересно» (из опыта работы педагога дополнительного образования).»
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования важную роль в развитии ребенка стало играть, не только основное образование, но и дополнительное....
Автор : Саввина Наталья Геннадьевна , педагог дополнительного образования , ГБУ ДО ДООЦ "ЦГПВиБЖ"Программа "Мир прекрасного" Из опыта работы педагога дополнительного образования
Статья "Нравственно- патриотическое воспитание юного петербуржца"Методическая разработка "Площадь Александра Невского- небесного покровителя Санкт- Петербурга"...