Дополнительное образование
рабочая программа

Дополнительное образование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_obrazovanie-kruzhok_23-24_uch.god_.docx70.64 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации городского округа г. Ак-Довурак

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад «Сказка» г.Ак-Довурак

РАССМОТРЕНО

на заседании педагогического совета

Протокол № 1

от «__»  августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МАДОУ д/с «Сказка»

_____________ Куулар А.Д.

приказ №___ от «__» августа 2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

естественно- научной направленности

по познавательно-исследовательской деятельности

в средней группе

«ЛАБОРАТОРИУМ»

Уровень программы: ознакомительный

Возраст воспитанников: 4-5 лет

Срок реализации: 1 год –36 часов

Составитель:

Хертек Аржаана Александовна- воспитатель

высшей квалификационной категории

Ак-Довурак

2023

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. Комплекс основных характеристик Программы ………………….......

1.1. Пояснительная записка …………………………………………………..

1.2. Цель и задачи Программы ……………………………………………….

1.3. Содержание Программы …………………………………………………

1.4. Принципы  в организации образовательного процесса ……………….

1.5. Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста 4-5 лет ……………………………………………………………………………………..

1.6. Планируемые результаты освоения Программы ……………………….

           1.7. Основные формы и методы ………………………………………………

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий ……………………

2.1. Календарный учебный график …………………………………………….

2.2. Условия реализации Программы …………………………………………..

2.3. Материально-технические условия для реализации Программы ………..

2.4. Механизм оценивания образовательных результатов ……………………

2.5. Оценочные материалы ……………………………………………………..

2.6. Мониторинг освоения детьми дополнительной образовательной услуги

 по  познавательно-исследовательской деятельности …………………………

3. Список литературы

4. Приложение

Внутренняя экспертиза проведена. Программа рекомендована к рассмотрению на педагогическом совете Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида детского сада «Сказка»  г. Ак-Довурак.

Старший воспитатель                  ______________/_________________

                                                                      Подпись                        ФИО

                                                                             «____»___________2023г.

«Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности».

С.Л. Рубинштейн

Раздел 1. Комплекс основных характеристик Программы

1.1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по опытно-исследовательской деятельности в средней группе «Лабораториум» (далее - Программа) разработана на основе закона РФ «Об образовании», законодательных и нормативно правовых актов в области дополнительного образования обучающихся:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», ст.2 п.9; с изменениями, вст. в силу 25.07.2022);
  2. Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту «Образование» 07 декабря 2018 г., протокол №3);
  3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
  4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р);
  5. Приказ Министерства просвещений Российской Федерации от 27.07.2022  №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; вст. В силу с 1 марта 2023 г. и действует по 28.02.2029 г.
  6. Постановление главного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  7. Постановление главного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания (разд. VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
  8. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
  9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 298 «Об утверждении профессионального стандарта педагога дополнительного образования детей и взрослых»;
  10. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 №114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основной общеобразовательной программе, образовательной программе профессионального обучения, дополнительной общеразвивающей программам»;
  11. Положение МАДОУ комбинированного вида детского сада «Сказка» г.Ак-Довурак «О кружковой работе МАДОУ д/с «Сказка»»;
  12. Устав МАДОУ детского сада «Сказка» (с изменениями и внесениями, утвержденными постановлением администрации г. Ак-Довурак от 08.04.2016 г. № 151, от 13.11.2017 г. № 528);
  13. Локальные акты Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида детский сад «Сказка» г. Ак-Довурак (далее – МАДОУ д/с «Сказка» ).

Направленность Программы. Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Лабораториум» относится к естественно-научной направленности.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково – познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности.

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года — практически единственным способом познания мира.

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Актуальность данной программы: заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребенок дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и не живым в природе.

Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее тех, что получены репродуктивным путем. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющей эту деятельность, еще не сформирован. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.

Детское экспериментирование, как один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольника, дает возможность прийти к удивительным открытиям и одновременно развивает смелость детского мышления, необходимое в становлении личности в целом. В связи с этим представляют особый интерес изучение детского экспериментирования – истинно детской деятельности – и его активное внедрение в практику работы детской дошкольной образовательной организации.

Отличительные особенности Программы: Поисково-экспериментальная деятельность принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.

Кроме того, опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды детской деятельности. Метод экспериментирования, являясь интегрирующим видом деятельности, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Так же:

  • Направленность на развитие личности ребенка. Приоритет Программы - воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.
  • Нацеленность на дальнейшее образование. Программа нацелена на развитие в детях познавательного интереса, стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в течение всей последующей жизни (в школе, институте и др.); понимание того, что всем людям необходимо получать образование. Формирование отношения к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей.
  • Гибкость выбора программного содержания с учетом уровня развития ребенка. В каждом тематическом блоке материал представлен по возрастным группам. Это дает возможность видеть временную перспективу развития дошкольника, что позволяет педагогу более полно учитывать в своей работе индивидуальные особенности детей и ставить задачи, опираясь не столько на возрастные рекомендации, сколько на индивидуальный уровень развития ребенка.
  • Содержание педагогической работы строится на основе понимания и осознания психофизиологических особенностей дошкольников («ручной умелости», подражательности, стремления к открытиям, поискам и т.д.).
  • Освоение дошкольником операций, действий, движений поисково-познавательной деятельности рассматривается в единстве с развитием творческого начала и овладением структурой деятельности.
  • Акцентирование не столько на содержательной стороне материала, сколько на способах овладения им, на организации деятельности детей по его усвоению, что имеет первостепенное значение для развития интеллектуальных и творческих способностей.  Культурные   средства (по концепции Л.C.Выготского), которые активно осваивает ребенок, дают ему возможность самостоятельно анализировать, делать выводы и умозаключения, быть свободным в выборе действий, самостоятельно организовывать свою деятельность, что способствует формированию у ребенка активной позиции в познании и преобразовании окружающего мира.
  • Ориентация педагога на обеспечение необходимого уровня интеллектуально-личностного, творческого развития детей (самостоятельности, критичности, уровня аналитико-синтетической деятельности, способности переносить действия с одного содержания на другое, способности к моделированию, умения видеть явления и предметы в перспективе).

Новизна программы состоит в том, что данная программа формирует первоначальные исследовательские умения детей от 4-х до 7 лет, включает в активную познавательную деятельность. Приоритет в обучении отдается сов местной практической деятельности воспитателя и детей.

Адресат программы кружка естественно-научной направленности «Лабораториум» (стартовый уровень): дополнительная общеразвивающая Программа ориентирована на детей дошкольного возраста, посещающих дошкольное учреждение 4-5 лет с учетом возрастных, физиологических, психологических особенностей развития.

Объем и срок освоения Программы: Программа рассчитана на 1 год обучения. Периодичность занятий: 1 раз в неделю в месяц. Продолжительность занятия - 20 минут, всего 36 часов за учебный год.

Форма обучения: очная, групповая.

Уровень программы: ознакомительный

Особенностью организации образовательного процесса.

Набор детей в кружок – свободный. Программа объединения предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав группы 15 детей.

Режим занятий.

Год обучения

Продолжительность занятий

Количество часов занятий в неделю

Количество занятий в месяц

Количество часов в год

1 год

20 минут

1 раз

4 раза

  1. асов

1.2. Цель и задачи Программы.

Цель Программы: развивать и поддерживать интерес к исследованиям, открытиям, помогать овладевать способами практического взаимодействия с окружающей средой, обеспечивая становление мировидения ребенка, его личностный рост.

Задачи Программы:

         Познавательные: Расширять и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей. Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

Развивающие: Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности. Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы. Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

         Воспитательные: Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. Стимулировать желание детей экспериментировать. Формировать коммуникативные навыки.

Планируемые результаты:

В результате освоения Программы дошкольники будут знать:

  • умению опытным путем доказывать свойства воды (прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет формы);
  • умению опытным путем доказывать свойства воздуха;
  • умению опытным путем доказывать свойства песка;
  • умению делать выводы по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;
  • овладению разными способами познания, в том числе экспериментированием, способствующими развитию активной, самостоятельной, творческой личности.

1.3. Содержание Программы

Учебный тематический план Программы

(ознакомительный уровень)

Содержание раздела

програм

мы

Неделя

Тематика занятий

Задачи занятий

Материалы

Результат освоения способов, знаний, умений детьми

Вода

сентябрь

1

Беседа: диагностика познавательно – экологических знаний.

Определение уровня знаний детей

2

Волшебница-вода

Создать целостное представление о воде, как о природном явлений; Дать понятие о значимости воды в жизни человека. Воспитывать бережное отношение к воде.

Иллюстрации, презентация.

У детей формируется представление о воде, о круговороте воды в природе.  Развиваются познавательные интересы о свойствах воды, дети активно участвуют в исследовательской и экспериментальной деятельности, учатся беречь воду, как необходимую для жизни на Земле

3

Свойства воды

Познакомить со свойствами воды (жидкая, прозрачная, без запаха, без вкуса; приобретает форму сосуда, в который её наливают)

Три одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая, вторая с чистой водой, третья – с окрашенной жидким красителем (фиточай) водой и с добавлением ароматизатора (ванильный сахар); стаканчики для детей. Различные сосуды.

4

Дождь в банке

Продемонстрировать  детям, каким образом происходит круговорот воды в природе

3 литровая банка с горячей водой, закрытая крышкой, блюдце с кубиками льда.

Воздух

октябрь

1

Воздух – первое знакомство: вдох – выдох

Дать представление о том, что человек не может жить без воздуха. Понаблюдать за процессом дыхания человека,

Шарики воздушные, целлофановый пакет, иллюстрации растений и человека

У детей формируется представление о воздухе, как смеси различных газов, а именно кислороде. Развиваются познавательные интересы о свойствах воздуха посредством различных наблюдений и опытов. У детей появляется чувство ответственности за природу, растения, так именно они насыщают планету кислородом

2

Поиск воздуха

Обнаружить воздух в окружающем пространстве.

Полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка

3

Прогулки невидимки

Дать представление об использовании свойств воздуха человеком, показать, как можно поиграть с воздухом

Цветная бумага, ножницы, нитки

4

Воздух работает

Дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, мельницы и т.д.)

Тазик с водой, бумажные парусники, вертушки- флюгеры

Почва

 ноябрь

1

Знакомимся с песком и глиной

Познакомить с такими компонентами неживой природы, как песок и глина, и их свойствами; показать, чем они похожи и чем отличаются.

Стакан с песком, тарелка с глиной, для каждого ребёнка маленькие тарелочки для экспериментирования, палочки, лупа.

У детей формируется представления о песке и глине как составляющих почву, их свойствах.

Дети приобретают навыки исследовательской деятельности, развивается познавательная активность и самостоятельность, пополняется словарный запас слов и умение анализировать проделанные опыты.

2

Свойства песка и глины

Учить детей самостоятельно выделять свойства песка и глины

На каждого ребёнка маленькие тарелочки с песком и глиной для экспериментирования, вода, палочки.

3

Цветной песок

Познакомить детей со способом изготовления цветного песка

Тарелочки с песком, цветные мелки, палочки

4

Игры с песком

Закрепить свойства песка  в игровой форме

Песок, емкости с водой, формочки, палочки

Магниты

декабрь

1

Волшебная рукавичка

 Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри

У детей формируются представления о магните, его свойствах, как он действует и в каких целях человек может   использовать магниты.

2

Действие магнита на металл

Расширять логический и естественно научный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств магнитов как притягивание металла.

Магниты на каждого, коллекция металлов

3

Фокусы с магнитом

Познакомить детей с действием магнита через другие предметы

Магниты на каждого (2 шт), мелкие металлические предметы, лист картона, фанеры.

4

Игра «Рыбалка»

В игровой форме закрепить у детей свойства  магнитов

Удочка с магнитом на конце, пластмассовые рыбки с металлическими вставками

Лёд

январь

2

Вода превращается в  лёд

Продемонстрировать детям как вода превращается в одно из своих агрегатных состояний - лёд

ёмкости с водой, целлофановые пакетики.

У детей формируется представление о таком агрегатном состоянии воды, как лёд, его свойствах.  Развиваются познавательные интересы. Дети активно участвуют в исследовательской и экспериментальной деятельности.

3

Где быстрее?

Выявить условия изменения агрегатных состояний жидкости (лед —> вода, вода —> лед).

Варежки, льдинки, свеча, емкости с теплой и горячей водой, металлическая подставка, целлофановые пакетики.

4

Замёрзнет или нет?

Выявить какие вещества замерзают, а какие нет

Стаканчики с водой, подсолнечным маслом, молоком и 9% уксусом

Материалы

февраль

1

Дерево

Узнавать предметы из дерева, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (плотность, горение, впитываемость)

Деревянные  предметы,  емкости с водой, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала.

У детей формируется представление о различных материалах, из которых сделаны предметы окружающего мира. Развиваются познавательные интересы о свойствах материалов посредством различных наблюдений и опытов.

2

Металл

Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск).

Металлические предметы, магниты, емкости с водой, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала.

3

Резина

Узнавать вещи, изготовленные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность).

Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки; спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала

4

Пластмасса

Узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (структура поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводность).

Пластмассовые стаканчики, вода, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала.

Дыбина стр.40

Лаборатория огородных наук

март

1

В маленьком семени прячется растение

Учить различать семена различных растений. Рассмотреть их строение. Попробовать «разбудить» семена.

Семена различных растений, тарелочки на каждого, лупы.

У детей формируются представления о царстве растений, условиях, необходимых для их роста. С помощью опытов и наблюдений дети учатся распознавать семена, как они перемещаются  и созревают, развивают практические умения в посадке и выращивании гороха и лука в различных условиях.

2

Что нужно растениям для жизни?

Дать детям понятие о необходимости тепла, света и влаги для роста растений.

Иллюстрации, презентация

3

Лабиринт

Установить, как растение ищет свет.

Картонная коробка с крышкой и перегородками внутри в виде лабиринта: в одном углу картофельный клубень, в противоположном – отверстие.

4

Посадим огород

Провести опыт по проращиванию в различных условиях лука и гороха.

Луковицы на каждого,  стаканчики с водой и землёй. Лоток с землёй, горох, лейки, палочки для взрыхления.

Свет

апрель

1

Свет повсюду

Показать значение света. Объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна) и искусственные (лампа, свеча, фонарик)

Презентация, лампа, свеча, фонарик

У детей формируются представления об источниках света, их видах. Формируются представления о свойствах солнечных лучей.  Развиваются познавательные интересы. Дети активно участвуют в исследовательской и экспериментальной деятельности.

2

Свет и тень

Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы

Лампа, белый экран, различные предметы

3

Поймаем солнечного зайчика

Дать понять, что отражение солнечных лучей возникает на гладких блестящих поверхностях, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

Зеркала на каждого ребёнка

4

Радуга - дуга

Показать способ, как можно увидеть радугу в комнате

миска, зеркало, белый лист бумаги.

Магические фокусы

май

1

Волшебный шарик

Показать способ, при котором можно проткнуть воздушный шарик  так, чтобы он не лопнул.

воздушный шарик, скотч, игла.

У детей формируется представление, что и в домашних условиях можно экспериментировать. Формируется потребность в исследовательской деятельности.

2

Тайный похититель варенья

Познакомить с понятием «отпечатки пальцев», показать способ их  

               получения.

измельченный ножом карандашный грифель, листки бумаги

3

Естественная лупа

Показать способ увеличения мелких предметов без помощи лупы.

трёхлитровая банка, пищевая плёнка, набор мелких предметов

4

Беседа: диагностика познавательно – экологических знаний.

Определение уровня знаний детей

1.4. Принципы в организации образовательного процесса

 Программа построена на основе следующих принципов:

  • доступности, использование доступного материала детям; наглядности, использование наглядных пособий для обучения;
  • последовательности, изложение материала идет последовательно;
  • систематичности, в определенной последовательности, системе;
  • индивидуальности, осуществляется индивидуальный подход к детям.

1.5. Характеристика особенностей развития детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

Формируются  качественно  новые  свойства  сенсорных  процессов:  ощущение  и  восприятие.  В  практической  деятельности  ребенок  учитывает  свойства  предметов  и  их  назначение. Рассматривая  новые  предметы (растения,  камни  и  т.п.)  ребенок не  ограничивается  простым  зрительным  ознакомлением,  а  переходит  к  осязательному,  слуховому  и  обонятельному  восприятию.

1.6. Ожидаемые результаты освоения Программы.

  • Расширение знаний детей о воде, воздухе, снеге их свойствах и роли для окружающего мира;
  • Развитие познавательного интереса детей, умения делать выводы о воздухе, воде, снеге путём сравнения, устанавливать причинно - следственные связи в процессе опытов;
  •  развитие у детей наблюдательности;
  • принятие участия в продуктивной деятельности.

1.7. Основные формы и методы.        

Форма организации занятий:

индивидуальная;

групповая;

фронтальная.

Методы и приемы:

методы

Приёмы

Наглядный

Наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентации об изучаемых явлениях и др.

Словесный

Беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов.

Практический

Игры-опыты, игры-эксперименты, игры с элементами

ТРИЗ, сюжетно-ролевые игры с элементами экспериментирования, дидактические игры, настольно-печатные игры, фокусы, занимательные опыты.

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

Год обучения (уровень)

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Количество учебных недель

Количество учебных занятий

Режим занятий

1 год обучения

15 сентября 2023 г.

31 мая

2024 г.

36

36

1 раз в нед. по 20 минут

2.2. Условия реализации Программы

Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, рабочей программы и регламентируется расписанием занятий. В качестве нормативно-правовых оснований проектирования данной программы выступает Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказ Министерства образования Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Устав …, правила внутреннего распорядка обучающихся …., локальные акты …. Указанные нормативные основания позволяют образовательному учреждению разрабатывать образовательные программы с учетом интересов и возможностей обучающихся.

Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией общеразвивающей программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

Социально-психологические условия реализации образовательной программы обеспечивают:

- учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;

- вариативность направлений сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся);

- формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;

- формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников.

2.3. Материально – технические условия для реализации программы

Основное оборудование:

  • Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты, песочные часы и д.р.
  • Разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы
  • Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена;
  • Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки, пластмассы и др.
  • Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
  • Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители;

медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и д.р);

технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди и д.р.);

  • Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, свечи.

Дополнительное оборудование:

  • специальная  одежда (халаты, фартуки);
  • контейнеры для сыпучих и мелких предметов;
  • карточки-схемы  проведения эксперимента;

Предметно-пространственная среда для экспериментирования

         Компонент      дидактический

          Компонент оборудования

  Компонент       стимулирующий

- книги познавательного характера для младшего возраста;
- тематические альбомы;
- коллекции:  семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки :" (зимы, весны, осени), "Ткани".

- Песок, глина;
- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде; 
- материалы для игр с мыльной пеной, 
красители - пищевые и не пищевые (гуашь, акварельные краски и др.).
Простейшие приборы и приспособления:
- Лупы, сосуды  для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
- "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки
- семена бобов, фасоли, гороха

- на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям  младшего возраста.
-  персонажи, наделанные определенными чертами
("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.

2.4. Механизм оценивания образовательных результатов.

Высокий уровень.

Ребенок владеет терминологией в рамках изученных тем.

Самостоятельно объясняет связь фактов (использует причинно-следственное рассуждение потому что…).

Может упорядочить и систематизировать конкретные материалы.

Самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи (если..., то…).

Делает простейшие опыты по схеме, подбирает необходимое оборудование для проведения опыта, делает соответствующие выводы по завершению опыта.

Самостоятельно зарисовывает свои наблюдения.

Средний уровень.

Ребенок владеет терминологией в рамках изучаемых тем.

При помощи взрослого может объяснить связь фактов.

Может упорядочить и систематизировать некоторые материалы.

При помощи взрослого может продолжить логическую цепочку.

С небольшой помощью взрослого выстраивает простейшие зависимости.

Может сделать простейший опыт по образцу или по схеме.

Может зарисовать свои наблюдения.

Низкий уровень.

Затрудняется в использовании терминологии в рамках изучаемых тем.

При помощи взрослого может объяснить связь фактов.

Может упорядочить и систематизировать некоторые материалы только с помощью взрослого.

При помощи взрослого может продолжить логическую цепочку.

Только с помощью взрослого выстраивает простейшие зависимости.

Делает простейщие опыты по предложенной схеме при помощи взрослого.

Может зарисовать свои наблюдения с помощью взрослого.

2.5. Оценочные материалы

Изучение результативности работы педагога строится на основе входной и итоговой педагогической диагностики развития каждого воспитанника.

В диагностике используются специальные таблицы, с помощью которых можно отследить изменения в личности ребенка, и определить необходимую дополнительную работу с каждым ребенком по совершенствованию его индивидуальных особенностей.

2.6. Мониторинговая карта по  опытно-экспериментальной деятельности

кружка «Лабораториум» в средней группе за  _________ уч. год

п/п

Ф.И.

ребенка

Активно

знакомится со

свойствами новых

окружающих

предметов,

стремится

экспериментировать

Задает вопросы

поискового

характера:

«Почему?»,

«Зачем?»,

«Как?»,

«Откуда?» и т .п.

Сравнивает

сходные по

внешнему виду

предметы

Умение детей

выполнять

задание в

соответствии с

инструкцией

взрослого.

Сопоставляет

факты пытается

сделать выводы

из рассуждений.

1.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10

11.

12.

13.

14.

15.

Баллы:

3 балла – высокий уровень представлений      

 2 балла – средний  уровень представлений  

1 балл – низкий уровень представлений  

Список литературы

  1. Николаева С.Н.; сост. Горбашов Г. и др. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» (методические рекомендации);
  2. Рыжова Н.А. «Воздух-Невидимка»  («Наш дом – природа»);
  3. Дыбина О.В. и др. «Неизведанное рядом» (Занимательные опыты и эксперименты в детском саду);
  4. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»;
  5. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Ребёнок  в  мире  поиска»
  6. Савенков А.И. «Методика проведения учебных исследований в детском саду»;
  7. Прохорова Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»;
  8. СавенковА.И. «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников»; Лекция 5. Дидактические основы современного исследовательского обучения. М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2007 г.

УТВЕРЖДЕНО:

 Директор МАДОУ д/с «Сказка»

_____________ /Куулар А.Д./

Приказ № _____

от «____» _________ 2023 г.

Расписание кружка 

естественнонаучной направленности «Лабораториум»

Срок реализации - 1 год.

Количество воспитанников – 15 детей

Количество групп – 1

Количество учебных недель – 36

Количество учебных дней – 36

Начало занятий - 15.09.2023, окончание занятий – 31.05.2024

Возрастная группа

Группы

Время проведения

День недели

Количество занятий в месяц

Количество занятий в год

Дети 4-5лет

Группа №8

16.00-16.20

Понедельник

4

36

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида детский сад «Сказка» г.Ак-Довурак

Список детей средней группы №8

кружка по дополнительной общеразвивающей программе

«Лабораториум»

на 2023-2024 учебный год

Ф.И.О. ребенка

Дата рождения

1

Дамба Сурен Эчисович

02.05.2019

2

Донгак Ай-Демир Радомирович

06.04.2019

3

Делгер Мелисса Артуровна

19.07.2019

4

Иргит Аиша Шолбановна

30.05.2019

5

Изотов Даниил Юрьевич

07.05.2019

6

Кунгаа Даваа Артурович

02.05.2019

7

Куулар Милада Кежиктиговна

20.05.2019

8

Монгуш Анита Аяновна

17.10.2019

9

Монгуш Айын-Херел Айдынович

15.01.2020

10

Монгуш Инесса Ибрагимовна

30.03.2019

11

Монгуш Олчана Анчыевна

11.05.2019

12

Хомушку Батыр Чингисович

06.02.2020

13

Монгуш Сурен Сергеевич

25.01.2019

14

Ондар Ай-Дээр Ай-Чурекович

06.07.2019

15

Ондар Алихан Айдынович

30.09.2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия образовательных организаций и специалистов

Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия...

Форум руководителей, педагогов и специалистов сферы дополнительного образования естественнонаучной и технической направленностей «Дополнительное образование в интересах устойчивого развития»

Форум руководителей, педагогов и специалистов сферы дополнительного образования естественнонаучной и технической направленностей «Дополнительное образование в интересах устойчивого развития&raqu...

Статья «Проблема отбора содержания дополнительного образования дошкольников «Шашки – это интересно» (из опыта работы педагога дополнительного образования).»

С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования важную роль в развитии ребенка стало играть, не только основное образование, но и дополнительное....

Автор : Саввина Наталья Геннадьевна , педагог дополнительного образования , ГБУ ДО ДООЦ "ЦГПВиБЖ"Программа "Мир прекрасного" Из опыта работы педагога дополнительного образования

Статья "Нравственно- патриотическое воспитание юного петербуржца"Методическая разработка "Площадь Александра Невского- небесного покровителя Санкт- Петербурга"...