2023-2024 уч.г. ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ СЕНСОРИКА» для детей 2-3 лет
рабочая программа (младшая группа)

Солтаева Марет Эдуевна

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ СЕНСОРИКА»

для детей 2-3 лет

2023-2024 учебный год

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soltaeva_m.e._dop_zanimatelnaya_sensorika.docx47.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №28 «Надежда» города Смоленска

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ СЕНСОРИКА»

для детей 2-3 лет

2023-2024 учебный год

Воспитатель: Солтаева М.Э.

Г. Смоленск, 2023 г.


 Содержание

1.Пояснительная записка

1.1. Цель программы

1.2. Задачи программы

1.3. Предполагаемые результаты

2. Общие сведения о программе

2.1. Структура занятий

2.2. Формы работы с детьми

2.3. Методы работы

2.4. Развивающая среда

2.5. Принципы организации занятий

2.6. Технологии обучения

3. Календарно-тематическое планирование

4. Педагогическая диагностика

5. Программно-методическое обеспечение


1. Пояснительная записка

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в дошкольные годы закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.                 Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка 3 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо  материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Еще Л.С. Выготский отмечал огромную роль сенсорного развития в психологическом и социальном становлении личности, отмечая, что успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития детей в значительной степени зависит от уровня их сенсорного развития. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.                                                 Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности. Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.                                                                                        Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой – имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.

Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п. Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте и психологических механизмов перехода внешних перцептивных действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в программу включены образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др.), которые ребенок может освоить в игровых занятиях.

В программе представлены специальные игры и упражнения, на развитие тактильного восприятия с водой, на нанизывание, с пластилином, с карандашом, с краской, с бумагой, на выкладывание, которые помогут укрепить руки малышей, развивать движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.                    

  1. Цель программы

Формирование у детей восприятия отдельных свойств предметов и явлений: формы, цвета, величины, пространства, времени, движений, особых свойств; обогащение чувственного опыта детей младшего дошкольного возраста, формирование предпосылок для дальнейшего умственного развития.

1.2 Задачи

1. Создать условия для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.                                                                                                                                 2. Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.)                                                                                                     3. Развивать зрительные ощущения: учить различать и называть форму, размер, цвет предмета, формировать представления об оттенках, развивать способность при рассмотрении картины видеть, как с помощью цвета достигается художественная выразительность изображения.                                                           4. Развивать тактильные ощущения: учить различать на ощупь качество предметов и правильно их называть (гладкий, мягкий, пушистый, твердый и т.п.); развивать силу рук, мелкой моторики, координации движений.                                        5. Развивать обонятельные и вкусовые ощущения.                                                                      

1.3 Предполагаемый результат

В процессе освоения программы дети научатся различать и называть цвета спектра красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный, белый. Будут знать и различать геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник).

Смогут использовать сенсорные эталоны для оценки свойств, предметов (машина красная, кошка пушистая).

Научатся на ощупь называть и различать предметы, различать запах, вкус, качество материала.

Научатся слушать и различать звуки в окружающей обстановке.

  1. Общие сведения о программе

Направленность программы - социально-педагогическая

Вид программы - развивающая

Период обучения- один учебный год

Возраст детей – 3-4 года

Количество занятий: в неделю -2; в год- 64 занятия

Продолжительность каждого занятия- 15 минут

2.1. Структура занятия

  • Приветствие
  • Пальчиковая гимнастика
  • Развивающие игры, упражнения
  • Индивидуальная деятельность детей
  • Подвижная игра
  • Завершение занятия

2.2. Формы работы с детьми

  • Беседа
  • Ситуативный разговор
  • Игра
  • Рассказ
  • Чтение
  • Интегративная деятельность
  • Проблемная ситуация

2.3. Методы работы с детьми

  • Игровой
  • Наглядный
  • Практический

2.4.  Развивающая среда

  • Задания из тетради на печатной основе
  • Обучающие настольно-печатные игры                                
  • Палочки для моделирования
  • Цветные карандаши
  • Набор геометрических фигур
  • Шаблон с геометрическими фигурами
  • Строительный материал с набором образцов

2.5. Основные принципы программы:

  • Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.   
  • Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.
  • Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.  
  • Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.  
  • Принцип систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
  • Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
  • Принцип  научности - заключается, в формировании у детей системы научных знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных, существенных признаков (цвет, форма, величина), в выявлении возможных межпредметных связей, в использовании принятых научных терминов (например, шар, куб, призма, цилиндр, квадрат, прямоугольник,  треугольник и пр.).  

2.6. Технология обучения:

Эффективность занятий достигается через использование современных образовательных технологий.

В работе используются следующие технологии:

  • здоровьесберегающие технологии (физкультминутки во время занятий на укрепление позвоночника, шеи, мышц глаз, мелкой моторики пальцев)
  • проблемное обучение (использование упражнений, позволяющих найти самостоятельный путь решения);
  • технологии личностно-ориентированного подхода (дети получают задания соответственно своему индивидуальному развитию);
  • ИКТ

                                   

  1. Календарно-тематическое планирование

Месяц

Неделя

Содержание и задачи занятий

1-е занятие в неделю

2-е занятие в неделю

                                                            Октябрь

1-я

 «Большой- маленький»

- Учить детей обращать внимание на величину предметов, формировать у них умение пользоваться простейшими приемами установления тождества и различия объектов по величине, учить понимать слова «такой», «не такой», «большой», «маленький».  - Развивать мелкую моторику пальцев.

Оборудование: фигурки квадратов (кругов) двух размеров по 5 больших и маленьких каждому ребенку (цвет и фактура одинаковые)

 «Такие же»

-Учить детей фиксировать внимание на форме предметов, использовать простейшие приемы установления тождества и различения объектов по форме, ориентируясь на слова «форма», «такая», « не такая», «разные», «одинаковые».                       -Развивать мелкую моторику пальцев

Оборудование: круги и квадраты, треугольники разной величины

2-я

 «Разные»         

- Продолжать фиксировать внимание на форме предметов, учить их простейшим приемам установления тождества и различия однородных предметов, сопоставления формы объекта с образцом, ориентируясь на слова: «форма», «такая», « не такая», «разные», «одинаковые». Развивать мелкую моторику пальцев .

Оборудование: круги и овалы, одинаковые по цвету, величине, фактуре  

 «Вкладыши»

- Закреплять умение детей сопоставлять предметы по форме, осуществляя выбор из 3 заданных форм.

- Развивать мелкую моторику пальцев.

Оборудование: грани геометрического куба                           ( геометрические фигурки к ним) каждому ребенку 

3-я

 «Цветные палочки»

- Учить детей обращать внимание на цвет предмета, устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов, учить понимать слова «цвет», «такой», « не такой», «разные».        

- Развивать мелкую моторику пальцев

Оборудование:  палочки 8 цветов- красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, оранжевый, черный, белый.

 «Цветные палочки»

- Учить детей выбирать предметы двух заданных цветов из 4 возможных, закреплять умение группировать по цвету, знакомить с последовательностью размещения цветовых тонов  спектре.

 - Развивать мелкую моторику пальцев

Оборудование: палочки 8 цветов- красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, оранжевый, черный, белый.

4-я

 «Фигурки»        

- Учить детей сравнивать объекты с учетом 2 свойств величины и формы.

- Развивать мелкую моторику пальцев

Оборудование: геометрический куб с фигурками

 «Бусинки»

- Закреплять у детей умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку.

 - Развивать мелкую моторику пальцев

Оборудование: веревки по количеству детей, бусинки

1-я

 «Двухцветная игра»

-Учить детей чередовать предметы по величине и по форме, накапливать цветовые впечатления, закреплять элементарные действия с предметами, формировать эмоциональное отношение к занятию, воспитывать добрые чувства.

- Развивать мелкую моторику пальцев

Оборудование : два ведёрка (большое- красное, маленькое -желтое), игрушки желтого и красного цвета, чудесный мешочек, игрушки Кошка и Собачка.    

«Апельсин»

  -Подводить детей  к самостоятельному выбору цвета для изображения знакомого предмета. Учить выбирать краску из 3 возможных цветов, рисовать одним быстрым круговым движением, закрашивать внутри круговым движением.        

- Развивать мелкую моторику пальцев

Оборудование : гуашь красная, оранжевая, желтая, кисть №4, синяя  бумага 1/2

   

                                                                       Ноябрь

2-я

 «Бусинки»

-Учить детей чередовать предметы по форме.        

- Развивать мелкую моторику пальцев

Оборудование: шнурки, бусинки

 «Бусинки большие и маленькие»        

-Учить детей чередовать предметы по величине.                     - Развивать мелкую моторику пальцев

Оборудование: шнурки, бусинки

3-я

 «Фигуры играют в прятки»

- Учить распознавать изученные геометрические фигуры, находить их в предметах окружающей обстановки.

-Развивать логическое мышление.

- Развивать мелкую моторику пальцев

Оборудование: картинки с нарисованными предметами.

 «Башня»

-Учить выявлять свойства предметов – цвет, форму, размер.

- Развивать мелкую моторику пальцев

-Развивать внимание, логическое мышление, воображение, речь.

Оборудование: строитель.

4-я

«Что ты попробовал? Скажи и покажи».

-Развивать у детей ощущение вкуса и запах. Яблоко, морковь, огурец, помидор, капуста.

- Развивать мелкую моторику пальцев

Оборудование: мешочек с макетами фруктов и овощей.

    Игра «Найди такой же»

 

- Продолжать учить детей находить листики по образцу, развивать внимание, обогащать представления детей о природе.

- Развивать мелкую моторику пальцев

Оборудование: разные по форме, цвету и величине листики (природный материал или из цветного картона).

Декабрь

1-я

 «Елочки и грибочки»

- Фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть использован для изображения разных предметов, учить чередовать объекты по цвету                       - Развивать мелкую моторику пальцев

Оборудование: мозаика или элементы конструктора  «Лего» (зеленого, красного цвета)

 «Снежинки»        

-Продолжить подводить детей к самостоятельному выбору заданного цвета (из 4-х предложенных).

-Закрепить технике нанесения мазка способом примакивания. Акцентируя момент прикладывания и отрыва кисти. - -Развивать мелкую моторику пальцев

Оборудование: гуашь красная, зеленая, белая,   синяя; кисть №4, черная или синяя  бумага с альбомный лист.

2-я

Аппликация без наклеивания «Елка».

-Учить соотносить плоскостные фигуры к нарисованным картинкам.

 - Развивать мелкую моторику пальцев

Оборудование: картинка с изображением елки (контур), прямоугольник и треугольники

Раскладывание однородных предметов, резко различных по форме на 4 группы.

-Закреплять умение соотносить разнородные предметы по форме. 

- Развивать мелкую моторику пальцев

Оборудование: поднос с 5 квадратами, 5 овалами, 5 кругами, 5 треугольниками, 4 мисочки.

3-я

Игра «Найди и назови».

-Учить классифицировать предметы (карточки) по группам, учить объединять и называть отдельные группы предметов (одежда, обувь).

 - Развивать мелкую моторику пальцев

Оборудование: предметные картинки с изображением одежды, обуви

Вкладыши

-Закреплять умение соотносить предметы по величине.

- Развивать мелкую моторику пальцев

Оборудование: вкладыши из 5 предметов

4-я

Пальчиковая  гимнастика

«Варежки»

Игра «укрась елочку».

-Учить детей застегивать крючки и подбирать предметы по цвету, называть цвет.

- Развивать мелкую моторику пальцев

Оборудование: силуэт елочки, по 5 шариков желтого и красного цвета на каждого ребенка.

Пальчиковая  гимнастика

«Повстречались»

Разрезные картинки.

-Учить детей собирать целое из частей.

 - Развивать мелкую моторику пальцев

 Оборудование: разрезные картинки из 4-х частей.

Январь

1-я

Игра «Укрась елочку».

-Учить детей застегивать крючки и подбирать предметы по цвету, называть цвет.

 - Развивать мелкую моторику пальцев

Оборудование: силуэт елочки, по 5 шариков желтого и красного цвета на каждого ребенка.

Разрезные картинки.

-Учить детей собирать целое из частей.

- Развивать мелкую моторику пальцев

Оборудование: разрезные картинки из  4-х частей.

2-я

Игра «Кто ловкий?».

-Развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук.

- Развивать мелкую моторику пальцев

Оборудование: шарики D - 3 см -3 шт., ложка, 2 коробки

Игра «Угости зверей».

- Развивать представление детей  о предметах на основе тактильно – двигательного восприятия.                 -Осуществлять выбор на ощупь по слову, развивать внимание.

 - Развивать мелкую моторику пальцев

 Оборудование: игра «Чудесный мешочек», предметы для выбора – игрушки: зайка, ежик, белка, морковка, гриб, орешек, мячик, колечко от пирамидки, кукла.

3-я

  Игра «Разрезные картинки»  

 

-Развивать мышление, продолжать учить собирать целое из частей.

- Развивать мелкую моторику пальцев

 Оборудование: разрезные картинки из 4-х частей с диагональным разрезом.

 

 Игра «Что выбрала  лошадка».

-Развивать слуховые дифференцировки, слуховое внимание.

- Развивать мелкую моторику пальцев

Оборудование: набор игрушек: барабан, гармошка, резиновая игрушка – пищалка, ширма, лошадка. 

4-я

 «Строим елочку»

  -Развивать внимание, логическое мышление, воображение, мелкую моторику, речь.

-Учить ориентироваться в пространстве.

- Развивать мелкую моторику пальцев

Оборудование: по пять треугольников зеленого цвета для каждого ребенка

 « Теремок»

 

Обучать детей способом соотношения предметов по величине (наложения и приложения), обозначать величины предметов словами.

-Закрепить умение группировать геометрические фигуры по форме.

- Воспитывать желание заниматься.

- Развивать мелкую моторику пальцев

Оборудование: строитель на каждый рабочий стол

                                                                 Февраль

1-я

 Игры с палочками

 «Четвёртый лишний»

- Учить различать и называть цвет, размер, количество предметов

 -Закреплять знание цветов                           - Развивать мелкую моторику пальцев

Оборудование: счетные палочки разных цветов

 «Огоньки ночью»

- Способствовать дальнейшему формированию у детей отношения к цвету как к важному свойству предметов, подводить их к самостоятельному выбору заданного цвета.

- Обучать технике нанесения мазка способом примакивания.                       -Развивать мелкую моторику пальцев

Оборудование: гуашь красная, зеленая, желтая, синяя, кисть №4, черная бумага с альбомный лист

2-я

«Домики  и флажки»

-Обращать внимание детей на цветовые свойства предметов, показывая, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.    

-Развивать мелкую моторику пальцев

 Оборудование: мозаика или элементы конструктора  «Лего» (белого, красного цвета)

« Умелые ручки»

Формировать навык соотношения качеств предметов с их образом.

-Учить детей делать умозаключения, сравнивать предметы, классифицировать.               -Развивать тактильные ощущения, умение действовать согласно речевой инструкции воспитателя                                                -Развивать мелкую моторику пальцев

Оборудование: книга,  кусочки ваты, камушки, перья, колючие резиновые шарики по количеству детей.

3-я

«Построй ворота»

-Научить различать предметы по толщине (толстый и тонкий).

-Развивать мелкую моторику пальцев

Оборудование: счетные палочки, строитель на каждый стол.

 « Маленькие волшебники»         

-Продолжать закреплять знания детей о цвете, форме, величине предметов, их количестве.                       -Упражнять в названии геометрических фигур, названии предметов по признаку одинаковой формы.                       -Помочь детям называть свойства воды.

-Развивать мелкую моторику пальцев

Оборудование: матрешка, логический куб, таз с водой, бумажные кораблики

 

                                                         

4-я

 «Где что стоит»

«Кто быстрее?»

«Далеко и близко»

«Какая посуда?»

-Научить воспринимать  такие характеристики пространства, как дальше, близко, здесь, там; глубокий - мелкий.

-Развивать мелкую моторику пальцев

Оборудование: рисунок с изображением предметов , посуда(тарелки, кастрюля, бокал)

 «А что находится вверху? А что находится внизу?»

«Где фигура?»

«Впереди – сзади» «Справа – слева»

-Научить воспринимать  такие характеристики пространства, как верх, низ, справа, слева, впереди, сзади.

-Развивать мелкую моторику пальцев

Оборудование: лист бумаги с напечатанными фигурами на каждого ребенка

Март

1-я

 «Про маленькую капельку»

- Познакомить со свойством воды (горячая, холодная, чистая, грязная, прозрачная).

-Развитие тактильных ощущений.

- Развивать мелкую моторику пальцев

Оборудование: таз с водой, краски

 «Угадай, какой это предмет»

«Покажи на картинке, какой предмет теплый, горячий, холодный»

- Научить ребенка воспринимать свойства предметов с помощью таких органов чувств, как осязание, вкусовые, обонятельные и слуховые

-Развивать мелкую моторику пальцев

Оборудование: листочки бумаги с нарисованными предметами, чудесный мешочек

2-я

 «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет?»

«Назови, какие предметы мокрые, сухие, скользкие, мягкие, тяжелые».

- Дать детям представления о таких качествах поверхности, как гладкая, колючая, шершавая, мягкая, твердая, скользкая, сухая и мокрая, пушистая.

- Развивать мелкую моторику пальцев

Оборудование: чудесный мешочек

 «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет?»

«Назови, какие предметы гладкие, твердые, колючие».

-Дать представления о таких качествах поверхности, как гладкая, колючая, шершавая, мягкая, твердая, скользкая, сухая и мокрая, пушистая.

- Развивать мелкую моторику пальцев

Оборудование: чудесный мешочек

3-я

 «Бусы для мамочки»

             

 -Учить чередовать бусы по цвету. Закрепить основные цвета, названия геометрических фигур. Продолжать закреплять знания детей о количестве, о качестве предметов.

 - Развивать мелкую моторику пальцев

Оборудование: тарелочки с бусинками  разных цветов

 «В гости к мишке»

Обучение сопоставлению формы предметов с эталоном формы.

- Обучение выделению параметров величины предметов.

- Воспитывать желание заниматься

Оборудование: геометрические фигуры разного цвета и размера на каждого ребенка

4-я

 « Спрячь Мишку»

- Познакомить детей с шестью цветами спектра и их названиями.   -Учить идентификацию цвета.                  -Воспитывать усидчивость.

Оборудование: цветные листы (10*8см ),белые квадраты на них (5*5см), цветные квадраты (6*6см); по три  домика   и шесть дверец на каждого ребенка.

« Аппликация радуга»

- Продолжать знакомить детей с системой цветов.

-Познакомить детей с новым цветом -  голубой.  

-Воспитывать усидчивость, аккуратность.

Оборудование: листы бумаги с незавершенной аппликацией радуги, полоски семи цветов на каждого ребенка для завершения радуги, клей, кисти.

Апрель

1-я

 «Собери разрезанную фигуру» «Собери разрезанную открытку» «На какую игрушку похожа фигура»

- Научить ребенка узнавать предмет по его отдельным свойствам и частям.

-Закрепить названия геометрических фигур

 -Развивать мелкую моторику пальцев

Оборудование: разрезные фигуры и открытки на каждого ребенка

 «Парные картинки»

«Собери целое»

-Учить находить одинаковые изображения; развивать внимание.

-Учить собирать целый предмет из отдельных частей, развивать мышление.

 -Развивать мелкую моторику пальцев

Оборудование: разрезные фигуры и открытки на каждого ребенка

2-я

 «Разрезные картинки (обувь)»

 -Учить восприятию целостного графического образа; развивать внимание.

-Развивать мелкую моторику пальцев

Оборудование: разрезные картинки на каждого ребенка

 «Разрезные картинки (одежда)»

 - Продолжать учить восприятию целостного графического образа - Развивать внимание.

-Развивать мелкую моторику пальцев

Оборудование: разрезные картинки на каждого ребенка

3-я

 «Узнай предмет на ощупь» «Узнай предмет по контуру»

«Узнай предмет по деталям»

«Чего не хватает у предмета»

«Что вы видите на рисунке?»

- Научить узнавать предмет на ощупь, по контуру, по деталям, по картинке.

-Развивать мелкую моторику пальцев

Оборудование: чудесный мешочек

 «Найди похожие предметы» «Чем похожи снежные бабы? Чем отличаются?»

«Найди похожие облака»

- Научить узнавать общее и различное.

 -Развивать мелкую моторику пальцев

Оборудование: печатные картинки на листе бумаги на каждого ребенка

4-я

 «Дом для куклы»

- Формировать умение ставить кубик на кубик; развивать умение различать и называть основные формы строительного материала (кубики, кирпичики), понимать слово «такой»; активизировать словарь понятиями «высокий», «ровный». Закреплять представление о цвете, величине

Оборудование: строитель на каждый стол

 «Пуговицы для платья»

- Развивать умение различать и называть основные цвета, отделять маленькие кусочки от большого куска пластилина, умение располагать комочки на ограниченном пространстве; учить называть существенные детали и части предметов (рукава, воротник, пояс, карманы, рюшка, юбка, кофта, пуговицы).

Оборудование: пластилин, дощечки на каждого ребенка

       Май                                                                            

1-я

«Я по садику гуляла» (игра на выкладывание)

- Формирование у детей умения выполнять задания по образцу; дальнейшее развитие умения ориентироваться на плоскости и определять местонахождение предметов; активизация словаря

Оборудование: разрезные картинки из 4 частей на каждого ребенка

«Выкладывание дорожки в весеннем парке»

- Развитие мелкой моторики пальцев рук; развитие умения ориентироваться на листе бумаги (вверху, внизу); активизация словаря.

Оборудование: фасоль разного размера на каждый стол

2-я

 «Угадай, о каком цветочке здесь говорится?»

«Угадай, какое время года?»

-Учить запоминать времена года

-Закреплять цвета

Оборудование: картинки времен года; картинки с нарисованными цветами на каждого ребенка, стихи про цветы

«Сестрички – матрешки»

«Что изменилось?»

«Найди такую же фигуру»

- Закреплять умения различать предметы по величине                           -Развивать мелкую моторику рук - Закрепить основные цвета.

Оборудование: матрешка, геометрические фигуры, карточки с печатными геометрическими фигурами

3-я

 «Прячьтесь в домик»

 -Знакомить с пространственными отношениями, выраженными: внутри, снаружи

Оборудование: логически куб

 « Теремок»

- Обучать детей способом соотношения предметов по величине (наложения и приложения), обозначать величины предметов словами .

-Закрепить умение группировать геометрические фигуры по форме.

-Воспитывать желание заниматься.

Оборудование: строитель на каждый рабочий стол

4-я

 «Где фигура?»

-Закрепить названия геометрических фигур.

-Развивать мелкую моторику пальцев

Оборудование: шнуровка из геометрических фигур на каждый стол

«Сказка о геометрических фигурах»

Закрепить умение распознавать изученные геометрические фигуры.

- Находить их в предметах окружающей обстановки.                     -Развивать логическое мышление.

Оборудование: чудесный мешочек, геометрические фигуры


  1. Педагогическая диагностика

Педагогическая диагностика сенсорного развития проводится с детьми два раза в год: в сентябре и в мае.

Основная задача диагностики заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы дополнительного образования по сенсорному развитию «Занимательная сенсорика».

п/п

Название шкалы

Название теста

Исследуемая функция

1.

Величина

«Пирамидка»

Восприятие предметов по величине.

2.

Цвет спектра

«Палочки 8 цветов»

Различие цветов спектра

3.

Геометрические фигуры и тела

«Логический куб»»

Различие и нахождение геометрических фигур

4.

Тактильное восприятие

«Чудесный мешочек»

Различие качества предметов

По результатам диагностики заполняется таблица

№п/п

Фамилия, имя ребенка

Результат выполнения диагностического задания

Заключение

1.

1

2

3

4

2.

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

                                     

                             


5. Программно-методическое обеспечение

  • Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.
  • Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). [Текст] /М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина – СПб.: «Паритет», 2002.
  • Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада. [Текст] / Л.А. Венегер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1995. - 144 с.
  • Ремезова Л.А. Играем с цветом. Формирование представлений о цвете у дошкольников 3-4 лет. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 64 с.
  • Рабочая тетрадь « Математика- это интересно»- Детство 2015г.
  • Рабочая тетрадь «Задания для развития малышей»- Солнечные ступеньки-2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Занимательные шашки"

Аннотация к программе«Занимательные  шашки в ДОУ» педагога дополнительного образования, Шабуриной А.В.Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашк...

Программа дополнительного образования "Занимательная сенсорика"

Формирование  у детей восприятия отдельных свойств предметов и явлений: формы, цвета, величины, пространства, времени, движений, особых свойств; обогащение чувственного опыта детей младшего дошко...

Рабочая программа дополнительного образования: «Занимательная сенсорика» для детей 3-4 лет

Рабочая программа дополнительного образования: «Занимательная сенсорика» для детей 3-4 лет...

Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Занимательная математика» для детей 3-4 лет (включительно) по итогам педагогической диагностики на начало и конец 2020-2021 учебного года

Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Занимательная математика» для детей 3-4 лет (включительно) по итогам педагогической диагностики на начало и коне...

Рабочая программа дополнительного образования "Занимательная математика" для детей 3-4 лет на 2020-2021 учебный год

Рабочая программа дополнительного образования "Занимательная математика" для детей 3-4 лет на 2020-2021 учебный год...

Программа дополнительного образования «Занимательная аппликация» для детей средней группы на 2021-2022 учебный год

Программадополнительного образования«Занимательная аппликация»для детей средней группына 2021-2022 учебный год...