Рабочая программа по сотрудничеству с семьями воспитанников в средней группе
рабочая программа (средняя группа)

Борисова Алина Александровна

Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи. Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию. Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм работы с семьёй. Часть из них успешно используется в ДОУ (дни открытых дверей, консультации, семинары, папки – передвижки, выставки совместного творчества и т.д.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vzaimodeystviya_s_roditelyami_v_sredney_gruppe.docx31.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Катюша»

Рабочая программа по сотрудничеству

с семьями воспитанников в

средней группе

Авторы:  Борисова А.А., Мухина В.В.

Угра, 2022

Программа по сотрудничеству

с семьями воспитанников в средней группе на 2022- 2023 учебный год.

Содержание

1. Пояснительная записка

2. Актуальность

3. Цели, задачи программы

4. Основные приоритеты и направления работы с семьями воспитанников:

5. Принципы взаимодействия с родителями

6. Формы взаимодействия с родителями.

7 . Ожидаемые результаты программы.

8. Содержание работы с родителями в средней группе 2022-2023 гг.

9. Используемая литература

Пояснительная записка

 Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи. Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию. Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм работы с семьёй. Часть из них успешно используется в ДОУ (дни открытых дверей, консультации, семинары, папки – передвижки, выставки совместного творчества и т.д.).

Актуальность:

С одной стороны, появились нормативные правовые документы, обозначившие новые цели и задачи в дошкольном образовании: - ФГОС дошкольного образования, где прописаны требования к структуре ООП дошкольного образовательного учреждения и к условиям реализации ООП ДОУ, в них одно из основных направлений - взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. С другой стороны, анализ работы с воспитателями показывает, что существуют проблемы в эффективном взаимодействии родителей и педагогов в формировании целостной картины мира дошкольников, по реализации основной общеобразовательной программы ДОУ, проблемы воспитания, развития детей, как правило, решаются только, как правило, образовательным учреждением и педагогами, воспитатели не всегда умеют поставить конкретные задачи и выбрать соответствующие им формы работы с семьёй, родители и педагоги не готовы иногда совместно успешно взаимодействовать по реализации ООП, нет опыта реализации и воплощения в жизнь идеалов равенства субъектов образовательного процесса, взаимного уважения, демократизации.

Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа. Эффективность выбранных методов работы с семьёй также подтверждается данными о желании родителей участвовать в мероприятиях, предлагаемых педагогами.

Программа взаимодействия с родителями воспитанников составлена с учётом образовательной программы «От рождения до школы».

Результаты опроса показали, что детский сад пользуется авторитетом  у родителей, они довольны отношением воспитателей к детям и к ним, отмечают,  что дети с удовольствием посещают детский сад.  За активное участие в деятельности ДОУ отдельные родители были награждены грамотами, Благодарственными письмами от администрации ДОУ.

 Цель: Создать в детском саду максимально благоприятные  социально-психологические  условия для сближения ребёнка с родителями на основе взаимодействия детского  сада и семьи, приобщить родителей к участию в жизни детского сада и группы.

Задачи:

 1. Устанавливание партнёрских отношений между педагогами, детьми и родителями.

 2. Планомерное, активное распространение педагогических знаний среди родителей;

 3. Практическая помощь семье в воспитании детей;

 4. Организация пропаганды положительного опыта общественного и семейного воспитания;

 5. Вовлечение родителей в педагогическую деятельность детского сада.

Основные приоритеты и направления работы с семьями воспитанников:

Единство в работе детского сада и семьи по воспитанию и образованию детей.

Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребенка.

Установление правильных взаимоотношений на основе доброжелательной критики и самокритики.

Привлечение актива родителей, общественности к деятельности ДОУ, к работе с семьями.

Создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и образовании детей дошкольного возраста.

В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 44.1) родителя являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. В этой связи изменяется и позиция ДОУ в работе с семьей.

В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество, т.е. совместное определение целей деятельности;

  1.  совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности
  2.  совместное планирование предстоящей деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование  новых целей, задач и результатов.

Сотрудничество педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу с учетом их индивидуальных возможностей и способностей.

Инициатором установления сотрудничества являются педагоги, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе.

В основе взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка лежат следующие принципы:

1. Открытость детского сада для семьи.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня не приносит положительные  результаты. Гораздо эффективнее создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.

3. Создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.

4. Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

5. Динамичность.  Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей

Для реализации программы использую следующие формы взаимодействия с родителями.

Традиционные   формы: лекции, беседа, родительские собрания, консультирование  родителей по  запросу, наглядная агитация.

Нетрадиционные формы: семинары-практикумы, педагогическая гостиная, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, совместные досуги, праздники, участие  родителей и детей в выставках, организация дней открытых  дверей, открытых просмотров занятий и других  видов деятельности  детей, выпуск   газет, организация мини-библиотек.

Инновационные:-Сайт детского сада. -Проектная деятельность Участие во Всероссийских, Районных конкурсах детского творчества.

Знакомлю родителей с задачами, содержанием и методами воспитания в условиях детского сада и семьи. Тематические консультации провожу, чтобы ответить на вопросы, интересующие родителей. Педагогическая беседа с родителями необходима для оказания родителям своевременной помощи по тому или иному вопросу. Анкетирование провожу с целью изучения семьи. На доске объявлений информирую родителей об основных событиях и мероприятиях, организованных в детском саду.

Ожидаемые результаты:

1. Повысился  воспитательный потенциал семьи, понимание родителями  необходимости  и важности взаимного сотрудничества в интересах создания единого пространства развития для своего ребенка.

2. Возросло число родителей активно включенных в образовательный процесс детского сада, группы.

3. Сформировано представление родителей о сфере педагогической деятельности:

 - о педагогической деятельности в целом;

 - о специфике работы с детьми средней группы;

 - об особенностях образовательного процесса в ДОУ;

4. Удовлетворённость родителей качеством и количеством форм взаимодействия с детским садом.

Перспективный план работы с родителями в средней группе

Сентябрь

  1. Совместная подготовка к учебному году.

«Режим дня», «Наши занятия», «Советы психолога, логопеда», «Закаливание», «Что должно быть в шкафчике», «Именинники», «Объявления».

Игры в группе: «Ребенок + родитель + воспитатель», обновление группового инвентаря, участка.

Нацелить родителей к активной, совместной  работе в новом учебном году.

  1. Фотовыставка с рассказом «Как я провел лето».

Организация фотовыставки.

Советы по оформлению семейного фото.

Узнать о том ,как семьи провели совместный отдых.

  1. Родительское собрание «Игра – не забава», «Возрастные особенности детей 4-5 лет».

Объявление – приглашение (тема, перечень вопросов ), информационные плакаты (совместные игры родителей с детьми дома ).

Анкеты (рекомендации и пожелания по работе группы ).

Обсуждение рекомендаций и пожеланий. Выборы родительского комитета.

Октябрь

Активные формы работы

Наглядная информация

Индивидуальная работа

Цель

  1. Совместная подготовка к учебному году.

«Режим дня», «Наши занятия», «Советы психолога, логопеда», «Закаливание», «Что должно быть в шкафчике», «Именинники», «Объявления».

Игры в группе: «Ребенок + родитель + воспитатель», обновление группового инвентаря, участка.

Нацелить родителей к активной, совместной  работе в новом учебном году.

  1. Фотовыставка с рассказом «Как я провел лето».

Организация фотовыставки.

Советы по оформлению семейного фото.

Узнать о том ,как семьи провели совместный отдых.

  1. Родительское собрание «Игра – не забава»,

Объявление – приглашение (тема, перечень вопросов ), информационные плакаты (совместные игры родителей с детьми дома ).

Анкеты (рекомендации и пожелания по работе группы ).

Обсуждение рекомендаций и пожеланий. Выборы родительского комитета.

Ноябрь

Активные формы работы

Наглядная информация

Индивидуальная работа

Цель

  1. Совместная подготовка группы к зиме.

«Как беречь здоровье», «Профилактика гриппа».

Беседа о здоровье детей, индивидуальных способах профилактики и лечения.

Привлечение родителей к подготовке группы к холодам и профилактика заболеваемости.

  1. Консультация-практикум «Роль дидактической игры в семье и детском саду».

Сбор-отчет домашних развивающих игр, выставка групповых настольно-печатных игр в соответствии с возрастом.

Предложение родителям поиграть дома с детьми в развивающие игры.

Напомнить о важности настольно-развивающих игр, их значении, подборе для детей этого возраста, проведение игры, правилах.

  1. Проект «Умные игры».

«Дидактическая игра как важное средство умственного развития детей», «Рекомендации по привлечению детей в игру» (игровые действия ).

Помощь-совет по приобретению игр домой, привлечению детей в игру.

Формировать у детей и родителей заинтересованность и умение играть в настольные дидактические игры.

Декабрь

Активные формы работы

Наглядная информация

Индивидуальная работа

Цель

  1. Совместная подготовка группы к зиме.

«Как беречь здоровье», «Профилактика гриппа».

Беседа о здоровье детей, индивидуальных способах профилактики и лечения.

Привлечение родителей к подготовке группы к холодам и профилактика заболеваемости.

  1. Консультация-практикум «Роль дидактической игры в семье и детском саду».

Сбор-отчет домашних развивающих игр, выставка групповых настольно-печатных игр в соответствии с возрастом.

Предложение родителям поиграть дома с детьми в развивающие игры.

Напомнить о важности настольно-развивающих игр, их значении, подборе для детей этого возраста, проведение игры, правилах.

  1. Проект «Умные игры».

«Дидактическая игра как важное средство умственного развития детей», «Рекомендации по привлечению детей в игру» (игровые действия ).

Помощь-совет по приобретению игр домой, привлечению детей в игру.

Формировать у детей и родителей заинтересованность и умение играть в настольные дидактические игры.

Январь

Активные формы работы

Наглядная информация

Индивидуальная работа

Цель

  1. Фоторепортаж в рубрике «Делимся семейным опытом».

Фотовыставка «Как мы весело отдыхали и Новый год встречали!» (зимние развлечения).

Советы по оформлению семейного фото.

Воспитывать сплоченность группы, желание поделиться своей радостью, впечатлениями.

  1. День добрых дел «Снежные постройки».

«Каким бывает снеговик?», «Лепим из снега», пословицы и поговорки о зиме, зимние стихи.

Советы по изготовлению построек, горки, договоренность о сборе родителей.

Организация совместной деятельности по оформлению участка зимними постройками. Положительные эмоции всех участников, оздоровление.

  1. Фотогазета со стихами «Зимняя прогулка в детском саду».

Организация фотовыставки, папка «Зимой гуляем, трудимся, играем!» (о важности зимних прогулок).

Советы, рекомендации по вечерней прогулке с родителями.

Дать информацию о прогулках в детском саду, мероприятиях и видах деятельности на улице, подвижных играх. Воспитывать желание активно проводить время с детьми на улице.

  1. Родительское собрание
  1. «Речь младшего дошкольника»
  2. «Пение и речь ребенка» (муз.рук.).

«Читаем всей семьей», «Воспитание художественной  литературой»,»Дети экрана», «Методика обучения пересказу», «Игры с детьми по развитию речи», «Пение в помощь речи», «Характеристика речи ребенка 3-4 лет».

Беседы и советы по теме. Анкета «Что и как читаем дома?»,»Муз. Киоск» (пение и обыгрывание дома песенок со звукоподражанием).

Дать знания о важности развития речи, как заниматься дома развитием речи, об эффективных приемах. Развивать заинтересованность родителей в решении вопросов совместного развития детей. Воспитывать активность.

Февраль

Активные формы

Наглядная информация

Индивидуальная работа

Цель

  1. Изовыставка в рубрике «Домашние зарисовки».

Организация выставки рисунков на тему: «Моя любимая сказка». Папка : «Использование в изобразительной деятельности с детьми разных материалов: ткань, нитки, картон, вата, и т.д.»

Советы по работе с нетрадиционными материалами, оформлению, показ образцов.

Продолжать привлекать родителей к совместной изобразительной деятельности дома, активизация творчества родителей и детей. Познакомить с различными изоматериалами.

  1. Фотогазета «Самый лучший папа мой!»

Организация фотовыставки с рассказами о папах (оформление детскими рисунками).

Сбор фоторассказов, их оформление, советы по тексту, подбор стихов мамами для своих пап.

Привлечь мам и детей к оформлению выставки-поздравления к дню защитника Отечества. Воспитывать желание делать подарки, проявлять творчество.

  1. Консультация-практикум «Физкульт-ура!» (физинструктор)

«Занятия физическими упражнениями с ребенком дома», «Пассивные курильщики», «Массажи», «Игры с мячом».

Советы специалиста, показы упражнений, использование спортинвентаря, анкетирование «Дружите ли Вы с физкультурой».

Привлекать к здоровому образу жизни, занятиям физкультурой, упражнениям со спортинвентарем. Воспитывать активное участие в укреплении здоровья детей.

Март

Активные формы работы

Наглядная информация

Индивидуальная работа

Цель

Организация фотогазеты «Мамочка любимая моя!»

Организация выставки с рассказами о мамах (оформление детскими рисунками).

Сбор фоторассказов, их оформление, советы по тексту, подбор стихов папами для своих мам.

Привлечь пап и детей к оформлению выставки-поздравления к 8 Марта. Воспитывать желание делать подарки, проявлять творчество.

Совместно проведенный весенний праздник.

«Весенние стихи», «Музыка в помощь иммунитету», «Как уберечься от ОРЗ», «Приметы и пословицы о весне».

Заучивание стихов, советы по оздоровлению.

Формировать у родителей и детей желание участвовать в совместном празднике, получить положительные эмоции, чувство коллективности.

Совместное создание в группе огорода.

«Как использовать пластиковую бутылку», «Что посадим в огороде», «Стихи о растениях», «Как надо ухаживать за растениями».

Подготовка земли, творческое оформление огорода.

Приобщить родителей к созданию в группе огорода, знакомству детей с растениями, уходу за ними. Фотоотчет для родителей.

Апрель

Активные формы работы

Наглядная информация

Индивидуальная работа

Цель

Организация фотогазеты «Мамочка любимая моя!»

Организация выставки с рассказами о мамах (оформление детскими рисунками).

Сбор фоторассказов, их оформление, советы по тексту, подбор стихов папами для своих мам.

Привлечь пап и детей к оформлению выставки-поздравления к 8 Марта. Воспитывать желание делать подарки, проявлять творчество.

Совместно проведенный весенний праздник.

«Весенние стихи», «Музыка в помощь иммунитету», «Как уберечься от ОРЗ», «Приметы и пословицы о весне».

Заучивание стихов, советы по оздоровлению.

Формировать у родителей и детей желание участвовать в совместном празднике, получить положительные эмоции, чувство коллективности.

Совместное создание в группе огорода.

«Как использовать пластиковую бутылку», «Что посадим в огороде», «Стихи о растениях», «Как надо ухаживать за растениями».

Подготовка земли, творческое оформление огорода.

Приобщить родителей к созданию в группе огорода, знакомству детей с растениями, уходу за ними. Фотоотчет для родителей.

Май

Активные формы работы

Наглядная информация

Индивидуальная работа

Цель

Организация фотогазеты «Мамочка любимая моя!»

Организация выставки с рассказами о мамах (оформление детскими рисунками).

Сбор фоторассказов, их оформление, советы по тексту, подбор стихов папами для своих мам.

Привлечь пап и детей к оформлению выставки-поздравления к 8 Марта. Воспитывать желание делать подарки, проявлять творчество.

Совместно проведенный весенний праздник.

«Весенние стихи», «Музыка в помощь иммунитету», «Как уберечься от ОРЗ», «Приметы и пословицы о весне».

Заучивание стихов, советы по оздоровлению.

Формировать у родителей и детей желание участвовать в совместном празднике, получить положительные эмоции, чувство коллективности.

Совместное создание в группе огорода.

«Как использовать пластиковую бутылку», «Что посадим в огороде», «Стихи о растениях», «Как надо ухаживать за растениями».

Подготовка земли, творческое оформление огорода.

Приобщить родителей к созданию в группе огорода, знакомству детей с растениями, уходу за ними. Фотоотчет для родителей.

Список литературы:

 1. Программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,  М. А. Васильевой, - М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.- 267с.

 2. Зенина Т. Н. Родительские собрания в детском саду. – М. : Педагогическое общество России. 2007. – 96с.

 3. Зенина Т. Н. Родительские собрания в детском саду. – М. : «Центр педагогического образования». 2007. – 80с.

 4. Чиркова С. В. Родительские собрания: Младшая группа. – М. : ВАКО, 2011. 240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план программа по сотрудничеству с семьями воспитанников в средней группе на 2015- 2016 учебный год.

План-программа по сотрудничеству с семьями воспитанников в средней  группе на 2015- 2016 учебный год - основа взаимодействия детского сада и семьи.  Направлена на реализацию единого подхода ...

Программа по сотрудничеству с семьями воспитанников в средней группе ДОУ"

Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании ...

Рабочая программа взаимодействия с родителями воспитанников первой младшей группы «Кораблик»

Актуальность  данной программы состоит в том, что ее содержание отвечает требованиям обновления дошкольной образовательной стратегии, в рамках которой, специалисты детского сада создают оптимальн...

Программа работы с семьями воспитанников в средней группе

Программа работы с семьями воспитанников в средней группе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ НА 2022 – 2023 УЧ. ГОД

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга....

Рабочая программа по сотрудничеству с семьями воспитанников в средней группе на 2023-2024 учебный год

Рабочая программа по сотрудничеству с семьями воспитанников в средней группе...