Открытое занятие "В семье дружат-живут не тужат".
план-конспект занятия

Ульянова Наталья Сергеевна.
Семья- главное в жизни каждого человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynye_tsennosti.docx34.76 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»

Тема: «В семье дружат – живут, не тужат»

Интеграция образовательных областей: ОО «Познавательное развитие»                                                                                   ОО «Речевое развитие»                                                                                                                         Цель: продолжать формировать у детей уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье

Задачи:                                                                                                                     образовательные:                                                                                                                - расширять представления детей о семье, о семейных ценностях;                                        - расширять представления о родовых корнях семьи;                                                                                                                                  развивающие:                                                                                                                    - развивать   чувство гордости за свою семью,                                                                                                                               - развивать психические процессы (монологическую речь, внимание, мышление, память);                                                                                                воспитательные:                                                                                                               - воспитывать доброжелательное отношение к членам своей семьи, желание заботится о близких.                                                                                                                        Методические  приемы: словесный (беседа), проблемный (постановка проблемных вопросов, поиск правильного решения),   игровые методы, наглядный, сюрпризный момент                                                                       Технологии: ИКТ, смена видов деятельности (по зонам), здоровье сберегающая (обеспечение социально-психологического благополучия ребенка), игровая                                                                                               Материалы и пособия: д/и "Генеалогическое дерево",  игровое пособие «Мы ребята-поварята», карточки «Подарю радость», строительные блоки с карточками, проектор, экран.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.Организационный момент (дети с воспитателем заходят в зал)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много к нам пришло гостей.

Скажите - здравствуйте им скорей. А теперь, предлагаю встать в круг. Приготовьте свои ручки, теперь прикоснитесь другу к другу ладошками. Почувствовали, какие у вас тёплые ладошки? Пусть будет таким же тёплым сегодня наше общение.

Воспитатель: Ребята, а ведь как замечательно, когда близкие друзья, товарищи рядом! Правда? Ответы детей.

Воспитатель: А еще лучше, когда рядом с нами близкие и родные люди, наша семья! Вы со мной согласны? Ответы детей.

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о самом главном, о самом дорогом, что есть у человека - о семье.  

Воспитатель:

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

(Включить презентацию 7Я)

К цифре  «семь» добавлю «Я»-

И получится? (Семья).

Воспитатель: А вы знаете почему семья называется именно словом семья?

Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!

Так что же такое семья?

- Это люди, которые живут вместе и очень друг друга любят, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково)

 -Зачем человеку нужна семья? (Чтобы жалели, любили, хвалили, помогали, заботились).
- А как вы думаете, как должны люди относиться друг к другу в семье? (В семье должны уважать друг друга, защищать, ухаживать, любить, заботиться друг о друге.) 

Воспитатель: Значит семья – это самые близкие и любимые люди,

которые заботятся друг о друге.  Семьи есть разные, маленькие и большие. Но, скажу вам по секрету, в каждой семье есть что-то очень, очень важное, то, что нужно беречь и ценить. Что же это такое важное? Хотите узнать?

Дети: Да

Воспитатель:Все готовы?

Дети: Да!

Воспитатель: Присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики.

Сюрпризный момент «Сердце семьи».
Воспитатель: Ребята, что это? (На проекторе появляется изображение сердца) 
Дети.
 Сердце. 
Воспитатель: Да. Это большое сердце – сердце семьи. 
Как у человека есть сердце, так и у семьи тоже есть сердце  и чтобы в семье всё ладилось, оно должно быть заполнено. А заполнять его мы будем вместе с вами. Для начала ответьте, пожалуйста, на вопросы:

Игра «Угадай, о ком речь».

У кого в семье самый нежный взгляд? (У мамы)
У кого сильные руки? (У папы)
Кто самый непоседливый? (Брат)

Кто в семье мудрый и уважаемый? (дедушка)
У кого самые добрые глаза? (У бабушки)
Кто в семье шустрая и голосистая? (Сестра)

Воспитатель. Очень хорошо. А теперь подумайте, пожалуйста - мама, папа, дедушка и бабушка, дочка, сынок, брат, сестра – кем они являются друг для друга?

Дети: Родственники

Воспитатель: А сейчас мы покажем наших родных.                                          Физкультминутка:

Мы с семьёй пошли домой (шагают на месте)

Папа был совсем большой, (поднимаются на носочки, тянут руки вверх)

Мама с ним пониже ростом, (опускают руки перед грудью)

А сынок малютка просто (приседают)

Он с игрушками ходил, (делают из ладошек замок и крутят)

Маме с папой говорил

Я люблю вас очень, очень,

Самый ласковый сыночек! (обнимают соседа справа и слева)

Воспитатель: Очень хорошо у нас получилось!

Задание 1.

Семейное древо (УВАЖЕНИЕ)

Воспитатель: ребята, вы, наверное, уже заметили, что наш зал сегодня не совсем обычный. Предлагаю рассмотреть все ближе. Пройдите, пожалуйста, сюда.

Воспитатель подводит детей к локации «Семейное древо». На столах разложены индивидуальные деревья для работы детей. (Предварительная работа: детям давалось задание принести фото родных членов семей)

Воспитатель: Посмотрите, здесь вырос целый сад. Как вы думаете, какое отношение эти деревья имеют к теме семье?

Ответы детей:

Воспитатель: Семья – как дерево. Все веточки дерева между собой связаны как семейные узы. Все поколения предков, а это ваши бабушки и дедушки, являются корнями дерева, помогая ему расти, цвести и приносить новые плоды. Ветви – ваши родители, а листочки  это дети, вы. Поэтому дерево называют родословным или генеалогическим древом.

А сейчас садитесь, пожалуйста, за столы. Обратите внимание, на столах У нас есть деревья и члены ваших семей. (На стульчиках можно наклеить фото детей, участников занятия, чтобы дети заняли свои места в правильном порядке) Предлагаю сделать свое семейное дерево. Расположите фото ваших родных в том порядке, как мы с вами проговорили.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Очень хорошо справились с заданием! Скажите, пожалуйста, вы любите своих мам, пап, бабушек, дедушек?

Уважаете?

А что значит УВАЖАТЬ? Кто знает?

В этот момент в зале появляется «пожилая женщина, с тяжелой сумкой и тросточкой)

Воспитатель: Ой, здравствуйте, бабушка, как вы к нам попали?

Бабушка (охая и кряхтя): здравствуйте, здравствуйте! Так за внучком вот пришла, да, похоже, заблудилась я. Сумка тяжела, да и ноги устали очень.

Воспитатель: Ребята, можно что-нибудь сделать для бабушки? Устала, говорит, очень.

Предположительно дети должны предложить бабушке присесть отдохнуть и взять у нее тяжелую сумку. Если нет, то воспитатель побуждает детей к действиям.

Бабушка: ох, спасибо вам, ребята! Как уважительно, оказывается, вы относитесь к нам, пожилым людям! И присесть предложили, место уступили, сумку подержали. Отдохнула я, пойду внучка искать.

Воспитатель: я провожу вас, бабушка, к выходу.

Воспитатель берет сумку и подводит пожилую женщину к выходу.

Воспитатель (обращаясь к детям) Так как мы можем показать своё уважение к старшим?

(Уступать место, помогать нести тяжелые сумки, дарить подарки)

Воспитатель: Все правильно! И, посмотрите, в нашем сердце появилось УВАЖЕНИЕ! Уважение к старшим членам семьи. (На проекторе в сердце появляется картинка, символизирующая уважение к старшим).

 Задание 2

Дом (УЮТ, БЕЗОПАСНОСТЬ)

Воспитатель рассаживает детей напротив домиков (локация «УЮТ»)

Воспитатель: Ребята, каждый из вас ходит в детский сад. Ваши родители в это время ….. (ответы детей) Правильно, работают. Вот родители приезжают или приходят за вами после работы, забирают вас из детского сада и вы идете в самое уютное и родное место на свете, куда? (ответы детей). Правильно, ребята, домой! Для чего же нужен дом? Ответы детей

Воспитатель: С давних времен в народе говорят «Мой дом – моя крепость», «В гостях хорошо, а дома лучше»…

А вы знаете, что в далекие времена люди жили в пещерах. Только со временем они научились строить дома. Сначала это были землянки, затем деревянные избы, каменные, кирпичные и панельные дома.

Посмотрите на дома, которые перед вами. Здесь есть и башкирская юрта и русский терем и даже чум – дом народов севера. Может, в каком-то из домиков вам захотелось бы жить? Ответы детей:

Воспитатель: А в каком не стали бы жить? Ответы детей

Воспитатель: А какие условия необходимы, чтобы было приятно находиться дома? Я вам помогу, дам подсказки:

1.Ддя этого в доме есть печь или батарея…. (тепло)

2.Мы делаем уборку, чтобы в доме было… (чисто)

3. Для этого в дверях есть замки, а вокруг домов могут быть заборы…(безопасность)

А вот для следующей моей подсказки, у меня есть вот такой таинственный мешочек. Посмотрим, что в нем? (фоторамка, цветок, картина, занавеска, свечка, статуэтка….) …(УЮТ) Как вы думаете, для чего нужны эти симпатичные вещи в доме? Ответы детей

Воспитатель: Верно. Для красоты или для УЮТА. А теперь я вам предлагаю построить свой дом.

Подводит детей к столам, на которых лежит набор с модулями. На каждом модуле изображение одной ценности. Дети должны построить свой дом (без образца).

Воспитатель: предлагаю вам построить свой, неповторимый дом, дом вашей семьи. Вспомним, из чего состоит дом: фундамент – то на чем все строится, затем стены – защищают нас от невзгод снаружи, крыша – уют, безопасность.

Но, обратите внимание, на каждом из кирпичиков есть картинка. Как вы думаете, что они означают. Ответы детей

Воспитатель: Да, это те вещи, которые необходимы для уютного дома. Но не все картинки такие радостные. Есть и не очень приятные, это злость, обида.

Приступайте к постройке, подумайте, что не нужно закладывать в ваш дом.

Дети приступают к постройке.

Воспитатель: Молодцы, крепкий и прочный дом вы построили! Но у вас остались неиспользованные блоки. Скажите, пожалуйста, почему? Чем они вам не понравились? (На блоках изображены негативные эмоции)

Ответы детей:

Воспитатель: Значит злости, обидам, скуке не место в нашем доме?

Дети: нет!

Воспитатель: так каким же должен быть родной дом?

Дети: УЮТНЫМ, БЕЗОПАСНЫМ!

Воспитатель: Молодцы! И в нашем сердце появляется вот такой уютный и безопасный дом.  Дети рассаживаются на стульчики.

Задание 3.

Я радость подарю. (РАДОСТЬ)

Воспитатель: когда в доме уютно и хорошо, сердце нашей семьи бьётся спокойно и радостно. А что такое радость в семье?

Ответы детей:

Воспитатель: т. е. то, чему мы радуемся.  А хотите своим семьям подарить радость? (Да)

Дидактическая игра «Подари семье радость».

У меня есть вот такая волшебная (палочка)?.Я превращу вас во что-нибудь волшебное, и вы от имени этого волшебного порадуете свою семью.

 Возьмите карточки, 1, 2, 3 –покружись и в кусочки радости превратись!

(Детям раздаю карточки с разными картинками: ягодка, снежинка, капелька, кошка и т. д. Ребёнок называет себя именем картинки и от этого имени дарит семье «радость»). Например:

«Я – ягодка. Я подарю своей семье сладость, лето и хорошее настроение».

«Я – капелька. Я подарю своей семье свежесть и дождик».

«Я – улыбка. Я подарю своей семье смех и веселье».

«Я – пчёлка. Я подарю сладости и здоровье».

«Я – солнышко, подарю тепло и свет».

«Я – звёздочка. Я подарю звёздное небо и сладкие сны».

«Я – нотка, подарю весёлую песенку».

«Я – ветерок, подарю прохладу и свежесть».

«Я – снежинка. Я подарю снежки, снегопад, катание на санках».

«Я – цветок, подарю лето и хорошее настроение».

«Я – ручеёк, подарю своей семье весну».

«Я – витаминка, подарю всем здоровье».

«Я – книга, подарю своей семье знания».

«Я – кошечка, подарю своей семье ласку и нежность».

«Я – собачка, подарю своей семье дружбу».

«Я – сердечко, подарю любовь».

«Я – рыбка, подарю своей семье доброту».

«Я - птица счастья, подарю семье счастье».

Воспитатель. Молодцы, ваши семьи получили много радости. И в нашем сердце появляется «РАДОСТЬ»

Задание 4

Мамины помощники (ЗАБОТА)

Воспитатель: Радость в одиночку в семье не живёт, с ней всегда доброта и  забота за ручку идёт.

Воспитатель: Дети, а вы заботитесь о своих близких? (Ответы). Ребята, как мы можем показать   заботу к своим близким? (Хорошими поступками и добрыми делами).

Воспитатель.  А какими же добрыми делами мы можем порадовать своих близких. 
Дети. Я буду мыть посуду. 
Я буду поливать цветы. 
Я буду убирать игрушки. 
Я буду пылесосить. 
Я буду вытирать пыль. 
Я буду заправлять кровать. 
Я буду хорошо себя вести. 
Воспитатель. Совершая добрые дела, мы заботимся о наших близких и сами становимся добрее. 

И в нашем сердце появляется  «Доброта» и «Заботливость»
Задание 5.

Семейные традиционные блюда (ПОМОЩЬ)

Воспитатель: Ребята, мы с вами поняли, что о близких необходимо заботится. Но ведь чаще всего забота лежит на маме! Вы со мной согласны?

Как мама о вас заботится? Чем мама вас угощает?

Ответы детей.

Воспитатель: а есть ли в ваших семьях самое любимое блюдо? Какое?

Воспитатель: предлагаю вам, ребята, помочь маме и приготовить что-нибудь самим. Но перед готовкой обязательно нужно помыть руки.

Пальчиковая гимнастика «Моем руки»

Ах, вода, вода, вода!

Будем чистыми всегда! (ритмично потирать ладошки, имитируя мытье рук)

Брызги – вправо, брызги – влево,

Мокрым стало наше тело! (пальцы сжаты в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики)

Полотенчиком пушистым вытрем ручки очень быстро! (Энергичные движения, имитирующие поочередное вытирание каждой руки полотенцем)

Воспитатель: А теперь можно приступить к приготовлению блюд

Дети делают пирожки с начинкой, пиццу, торт

Дети выполняют задание.

Воспитатель анализирует результаты. Ставят готовые блюда на подготовленный заранее стол с разнообразными блюдами

Воспитатель: Какой богатый у нас стол! Обратите внимание, ребята, сколько различных блюд стоит на нем!

Воспитатель называет блюда, которые стоят на столе и какому народу это блюдо принадлежит.

Воспитатель: «Гость на пороге – радость в доме», есть такая пословица. Ведь кулинарное искусство связано с теплым отношением к человеку, а к родным людям особенно! Ведь мамино или бабушкино угощение самое вкусное на свете. Вы согласны?

А сейчас милости просим на общее фото за нашим щедрым столом!

Воспитатель делает общее фото детей на фоне праздничного стола. Затем проходят на стульчики, напротив экрана.

Воспитатель: Очень дружное фото у нас с вами получилось, как и наше с вами общение!

Да и маме помочь мы умеем!

И в нашем сердце появилась «Дружба» и «Помощь»

Задание 6. (ЛЮБОВЬ)

Воспитатель. Сердце нашей семьи мы почти заполнили. 
В нём собрались вместе Доброта, Радость, Уважение, Заботливость, Дружба и Помощь, но в нём осталось место, а для чего, вы постарайтесь догадаться, послушав стихотворение.

Но бывает, что и радость не в радость, 
И заботушка только в тягость, 
Да и нежность никому не нужна, 
Доброта совсем не важна. 
Уважать совершенно не хочется, 
Да и счастье на улицу просится. 
Ведь сердечко в семье охладело, 
Всех теплом согревать расхотело. 
А чтоб сердце забилось вновь
Нужно в нём поселить … Любовь! 

Ну вот, теперь, когда в нашем сердце поселилась любовь, оно стало полным!
Воспитатель. Все, о чем мы с вами сегодня говорили, все чем наполняли наше сердце называется «Семейные ценности». Чтобы семья была счастливой, все эти ценности нужно хранить и оберегать!

Рефлексия

-О чем мы  сегодня говорили?

-О каких семейных  ценностях вы сегодня узнали?

-Что вам понравилось больше всего?

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, в ваших сердцах поселились сегодня ценности? Какие?

(Радость, доброта, забота, нежность, уважение, любовь).

Я желаю вам, чтобы у каждого из вас была дружная, счастливая, любящая, крепкая семья! Будьте здоровы и счастливы! Берегите свои семьи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по нравственному воспитанию для детей 5 -7 лет «Там, где дружат, – живут, не тужат»

Цель:Уточнить представления детей о том, что значит «уметь дружить».Научить осмысливать и оценивать ситуацию, самостоятельно понимать мотивы поведения и соотносить эти мотивы  с существующими нор...

«Там, где дружат-живут, не тужат» (по сказке «Репка»)

           Муниципальное дошкольное образовательное учреждение...

Педагогический проект «В семье дружат- живут не тужат!»

Проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа над проектом имеет большое значение для форми...

Педагогический проект: «В семье дружат – живут не тужат» во второй младшей группе.

laquo;В семье дружат – живут не тужат»Автор проекта:  Горшкова Екатерина ЕвгеньевнаУчастники: воспитанники второй младшей группы, воспитатели, родители.Вид  проекта: педагогичес...

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего возраста. Тема: «В семье дружат – живут, не тужат»

Конспект занятия образовательной формы, поможет воспитателю провести увлекательное занятие на тему "Семья"...